Храм иконы божией матери «знамение» в дубровицах, подольск

Назначение брака

Главная цель человеческой жизни — спасение души, достижение Царства Небесного. Отсюда вытекает и смысл брака — помощь супругов друг другу для достижения этой цели в совместной жизни.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности, благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимопомощи и единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.

Первая и самая главная задача супружеской жизни — таинственное единение лиц противоположного пола, как бы слияние их в одно живое существо, одну плоть. Об этой соединительной стороне брака говорит библейское повествование: «…сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна» (Быт. 2:24). Так зарождается семья — малая Церковь, основа Церкви и общества. Именно в семье, благословленной Церковью, происходит взаимное духовное возвышение — восстановление в человеке его первоначальной красоты — первообраза творения «по образу и подобию» Божьему

Здесь необходимо обратить внимание на то, что поскольку брачный союз установлен Богом в раю, когда люди были еще невинны и бессмертны, то, следовательно, брачное сочетание мужа с женой в одну плоть, по замыслу Творца, должно было пребыть навсегда и нерасторжимо. По словам Спасителя: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:3-19). Нарушение супружеской верности есть нарушение воли Божьей и потому это тяжкий смертный грех.

Вторая задача брака — рождение и христианское воспитание детей. По словам Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. В первом послании к святому Апостолу Тимофею святой Апостол Павел говорит о материнстве, как о главной миссии жены: «Жена спасется через чадородие» (1Тим.2:12-14). Материнство состоит не только в том, чтобы родить ребенка и заботиться о его здоровье, но и в том, чтобы заложить в душу ребенка основы веры и благочестия. Современным женам необходимо понять всю серьезность и ответственность своей материнской миссии: будущее Церкви и всего человеческого общества зависит от них. А мужья должны подкреплять жен и помогать им в осуществлении их главной задачи. При этом нужно помнить, что аборт — тяжкий грех убийства ребенка во чреве матери. Современная боязнь иметь детей — есть следствие маловерия. Если Господь дарует дитя, Он же даст возможность и вырастить его.

Третья задача брака — предотвращение общества от растления и беспорядочного блуда. По слову святителя Иоанна Златоуста, одной из задач брака является удовлетворение потребности к плотскому единению «для погашения естественного пламени». Энергия пола — очень мощная энергия и для ее обуздания установлен брак. Святой Апостол Павел пишет в первом послании к Коринфянам: «во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа… будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7).

Супругам надо смотреть на свой брак как на школу христианской жизни, школу христианской любви. Это не всегда бывает легко. В «гимне христианской любви», написанном святым Апостолом Павлом в послании к Коринфянам, говорится: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор.13:4-13). Часто спрашивают: «Как отличить настоящую любовь от влюбленности, как не ошибиться?» Определение любви, данное Апостолом Павлом, поможет нам в этом. Если наша любовь жертвенна, если она готова на самопожертвование ради счастья любимого — мы на верном пути

При этом важно отметить, что самым первым в этом «гимне любви» стоит слово «долготерпение», а вторым — «милосердие». Терпение, и не просто терпение, а долгое терпение; милость, и не просто милость, а милость от всего сердца

Без опоры на эти главные качества любви крепкой семьи не построишь.

Внешний облик храма: описание

Мы уже не раз уточняли, что церковь имеет уникальный внешний вид, который абсолютно нетипичен для православных храмов Руси. Основанием сооружения является крест с закругленными краями. Фундамент церкви немного поднят, что создает открытую паперть с парапетами. К строению ведут четыре лестницы, которые перекликаются с основанием храма.

Строительство велось из белого камня, который добывался здесь же — в низовьях реки Пахры. Фасад щедро украшен резьбой, покрывающей всю церковь целиком. По периметру расположены скульптурные изваяния старцев в мантиях и ангелов. Если приглядеться, то можно узнать и сцены из Библии, воплощенные в камне искусными резчиками.

У основания церкви расположены фигуры евангелистов, а у входа располагаются две массивные скульптуры — Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Место расположения

Как мы уже упоминали, усадьба «Дубровицы» находится рядом с Подольском. Известна она своим неповторимым храмом Знамения Пресвятой Богородицы. Весь комплекс представляет большой интерес с точки зрения истории и архитектуры. При желании можно с легкостью самостоятельно добраться до усадьбы «Дубровицы». Адрес комплекса: Московская область, Подольский район, село Дубровицы. Если вас заинтересует наша статья и вы решите посетить имение, то доехать до него будет несложно. Как добраться до усадьбы «Дубровицы»? Есть несколько вариантов. Удобнее всего отправиться в путешествие на собственном автомобиле. Если нет такой возможности, то можно воспользоваться и общественным транспортом. На Курском вокзале в Москве необходимо сесть на электричку и доехать до станции Подольск. Далее пересесть на автобус под номером 65. Он довезет вас до самих Дубровиц. Красивую усадьбу сложно пропустить. Да и кондуктор в автобусе подскажет вам нужную остановку.

На автомобиле от Москвы необходимо двигаться по Варшавскому шоссе в сторону Подольска. Далее в городе по проспекту Ленина доехать до улицы Кирова, на которой вы увидите указатель на Дубровицы.

Архитектура

Церковь окружена папертью с открытым обзором. Основа церкви Знамения выполнена в форме креста правильной геометрической формы. Каждое окончание креста распадается на три части с закруглёнными очертаниями, украшенными небольшими колоннами, стилизованными под коринфские капители. Фундамент церкви представляет собой каменный барельеф, украшенный резьбой. Широкие лестницы, расположенные с разных сторон, ведут к дверным проемам в храм. Двери и окна украшены обработанными крупными камнями. По бокам находятся декоративные колонны, подпирающие резьбу фриза.

Центральный вход в здание обозначен двумя каменными статуями. По правую руку расположена скульптура Иоанна Златоуста, слева от входа находится каменное изваяние Григория Богослова. На крыше с западной стороны прямо над входом возвышается каменный силуэт Василия Великого — богослова. В закруглённых впадинах располагаются четыре фигуры апостолов-евангелистов. Углы каждой из 8 граней украшены апостольскими статуями.

Вместо традиционного купола церковь венчает царская корона, как бы опирающаяся на слуховые окна, декорированные растительными мотивами. Это редкая архитектурная деталь несвойственна для православных храмов.

Общее описание храма

Знаменская церковь Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы расположена на утесе, нависающем над двумя реками, — Десной и Пахрой. Именно в этом месте обе реки сливаются, образуя просто неповторимый рельеф.

Каждый, кто хотя бы один раз увидел данное творение зодчих семнадцатого века, уже никогда не забудет этого величественного зрелища. Храм будто парит над всеми остальными строениями усадьбы, он напоминает ажурное белое облако, ярко выделяющееся на фоне синего неба.

Интересно, что Знаменская церковь в Дубровицах совсем не похожа на иные религиозные сооружения того периода. Она выполнена в стиле барокко из белого камня и полностью украшена резьбой и барельефами. Ее фасад изобилует сценами из Библии и скульптурными композициями, которые ранее никогда не использовались в России для украшения православных храмов. Современные специалисты до сих пор не могут уверенно сказать, какие именно мастера приложили руку к созданию этого истинного чуда зодчества. Некоторые утверждают, что на строительстве церкви работали итальянские мастера, а вот другие историки уверены, что здесь сильны идеи немецких архитекторов. Уж больно похожи церковные фасады на архитектурные шедевры Германии семнадцатого-восемнадцатого веков.

Сама Знаменская церковь в Дубровицах воплощает собой полет мысли, она будто стремится ввысь, поднимаясь над всем земным и суетным. На ее фасадах и колоннах в причудливом узоре переплелись ветви каменных растений, животные и фигуры святых. Также можно разглядеть и ангелов, венчающих церковные ярусы. Особенно необычно смотрится ажурная золоченая корона, покрывающая храм вместо купола. Подобная архитектура является единственной в своем роде, поэтому эта церковь внесена в список Всемирного фонда памятников. Сейчас уникальное сооружение находится в плачевном состоянии и нуждается в масштабных реконструкционных работах. Из-за недостатка финансирования они ведутся очень медленно, а необыкновенные скульптурные композиции и барельефы тем временем разрушаются. Если не принять серьезных мер по спасению храма, то уже наши с вами потомки не сумеют оценить красоту этого старинного строения.

Историческая справка

В XVII веке в Переяславской слободе стояла деревянная церковь, освященная в честь Иоанна Крестителя. Об этом сохранились упоминания в Писцовых книгах.

Когда ее построили, точно не известно, вероятно в конце XVI века. В 1712 году первый храм был уничтожен пожаром. Местные жители очень быстро собрали средства, и уже через год на этом месте была воздвигнута новая церковь, освященная в честь Знаменской иконы Богородицы. Также как и первая, она была из дерева.

Но прихожанам хотелось видеть у себя каменный храм. И в 1857 году, по их прошению, началось его строительство, завершившееся через 8 лет. Имя первого архитектора не известно.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

В 1888 году церковь переделали. Немного изменили расположение приделов, сделав их более симметричными, добавили две пристройки к звоннице, и проход, соединяющий колокольню с храмом. Обнесли церковный двор каменной оградой, по стилю гармонично сочетающейся с архитектурой храма.

Еще о храмах:

  • Церковь святителя Николая в Хамовниках
  • Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами
  • Церковь Бориса и Глеба в Зюзине

В этом виде Знаменская церковь и существует сейчас. Автор архитектурного проекта — С.В. Крыгин. До революции на приходе действовала школа и богадельня.

С 80-х годов XX века, в этом месте снова начались строительные работы. Храм отремонтировали и построили рядом с ним церковный дом. Затем, архитектурный ансамбль дополнили две маленькие церкви: в 1998 году — в честь святого новомученика Александра Хотовицкого, а в 2014 году — Крестовоздвиженская.

Все современные постройки старались с особой точностью выполнять в том же стиле, что и главный храм — барокко, в нарядных красно-белых тонах.

Для справки! В настоящее время, церковь на Рижской имеет четыре престола. Главный — в честь Знаменской иконы Богоматери, боковые посвящены Усекновению главы Иоанна Крестителя и святому Николаю Чудотворцу. И есть еще приставной престол святого мученика Трифона, добавленный в 1980-м году.

Этот престол — дар одного из прихожан церкви, Кудинова, который своими руками вырезал его из дуба.

Долина реки Пахра

Долина реки Пахра / фото Анны Пыльцыной Советую найти время и пройти 5 км пешком по долине Пахры. Неспешная прогулка из Подольска до Дубровиц займет 1,5 часа. Вы отдохнете от городского шума, разомнетесь и полюбуетесь красивыми ландшафтами.

Если вы приехали в Подольск на электричке, по Революционному проспекту выходите к собору Троицы Живоначальной. С севера от главного кафедрального храма Подольска находятся Нескучный парк и памятник гренадерам Милорадовича.

Отсюда по ул. Февральская идите до Малой Ивановской улицы и по пешеходным дорожкам спускайтесь к Пахре. От ж/д вокзала Подольска до реки — 2 км. Легко дойти за 30-35 минут.

Еще 3 км до Дубровиц предстоит пройти по долине реки. Тропы проложены вдоль правого берега, недалеко от воды. Вы пройдете мимо городского пляжа. На месте, где летом любят купаться жители Подольска, есть детская площадка, раздевалка и качели.

Мы много пишем о путешествиях, знаем интересные места, ищем новые маршруты

Dorogi-ne-dorogi.ru – журнал о путешествиях без лишних слов

Между Подольском и Дубровицами Пахра имеет прямое русло. Долина реки заросла деревьями. На левом берегу видны дачи, а правый похож на заброшенный парк. Вдоль Пахры идут пешеходные дорожки, но после дождей и в гололед может быть скользко.

Духовенство, наставники

Перечень:

  1. Настоятель — протоиерей Андрей (Гришыцин). В миру — Гришыцын Андрей Евгеньевич. Родился в 1970 г. Рукоположен во священники 19 ноября 1995 г. архиепископом Можайским Григорием. Окончил Московскую духовную семинарию в 2003 г. В 2007 г. получил сан протоиерея.
  2. Священник — иерей Алексий (Втулов). В миру — Алексей Юрьевич Втулов. Родился в 1971 г. Окончил Коломенскую духовную семинарию в 2013 г. Рукоположен во священники в 2013 г. Рукоположен во священники митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем монастыре.
  3. Диакон — Константин Сергеевич Трегубов. Родился в 1981 г. Рукоположен в дьяконы 25 декабря 2021 г епископом Серпуховским Романом в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря. Окончил Николо-Угрешскую семинарию в 2021 г.

История усадьбы в Дубровицах

Первое упоминание о посёлке Дубровицы (административно сегодня он относится к Подольскому району Московской области) встречается в 1627 году, когда селение стало собственностью боярина Ивана Морозова. После его смерти усадьба перешла в наследство дочери Аксинье, ставшей женой князя Ивана Алексеевича Голицына. «Строительный бум» на территории усадьбы в Дубровицах развернулся во время владения ею Бориса Алексеевича Голицына (1651/1654 – 1714).Именно в это время подмосковная усадьба обзавелась церковью, прославившей её на всю страну. В XVIII столетии здесь был построены усадебный двор, конюшня и различные хозяйственные постройки. В 1781 году, из-за тяжёлого финансового положения, внук боярина вынужден продать усадьбу, и её владельцем ненадолго становиться Григорий Потёмкин. Уже спустя семь лет имение переходит в руки нового фаворита Екатерины II Александра Дмитриева-Мамонтова. Попав в немилость к императрице из-за женитьбы на придворной фрейлине, он был отлучён от двора и большую часть времени провёл именно в Дубровницах.

Его сын Матвей, также не слишком ладивший с монархами (в 1826 году он отказался принять присягу на верность императору Николаю I ), был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. В усадьбе он прожил до конца своей жизни в 1863 году.

Примечательно, что последним владельцем усадебного комплекса близ Подольска стал потомок рода Голицыных — обер-егермейстер Сергей Михайлович, владевший имением до революции 1917 года. Именно он основал здесь Голицынский музей, который в 1919 году был преобразован в Музей дворянского быта. Вскоре, спустя восемь лет, коллекции собрания были перевезены, а само учреждение передано в эксплуатацию в качестве детского дома.

Ещё через пять лет строения усадьбы были переданы сельхозтехникуму, а в 1961 году — институту животноводства. Несмотря на практическое использование строений имения, в 1960 году весь его комплекс был признан памятником архитектуры. В 1964 году в усадьбе Дубровицы произошёл большой пожар, нанёсший большой ущерб главному дому комплекса, но уже спустя шесть лет его восстановили в прежнем обличии.

С момента использования комплекса институтом животноводства в 1960-х годах, в усадебном храме проводились текущие ремонты, поддерживающие внешний облик и интерьеры Знаменской церкви. Благодаря этому, её удалось сохранить до сегодняшних дней, а в конце ХХ века в ней возобновились богослужения.

Под властью вандалов

Новые хозяева жизни, в отличие от завоевателей-французов, не стали умиляться чуждому им буржуйскому барокко. Разрушая до основания старый мир, они не пощадили и церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Остаётся лишь благодарить Бога, не допустившего уничтожения всего храма и оградившего его от рук отечественных вандалов.

В запустении храм пребывал до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана в распоряжение Всесоюзного института животноводства. Надо отдать должное учёным мужам, радевшим о повышении привеса скота и увеличении надоев – они не попытались переоборудовать доставшуюся им церковь в коровник. Более того, они даже приступили к её реставрации, продолжавшейся в течение сорока лет и если не улучшившей её вид, то, по крайней мере, не позволившей зданию развалиться.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

К северу-западу от Знаменской церкви располагается источник с целебной водой, освященный во имя великомученицы Параскевы. Он находится среди леса, на крутом берегу реки Десны. По легенде, в давние времена в Покровском храме, который был в селе Ерино, находился образ великомученицы Параскевы.

Но однажды он исчез. Его долго искали и обнаружили среди леса. Он висел на дереве, попав туда неведомым образом. Поначалу образ вернули обратно в Покровский храм, но ночью священнику приснилась святая Параскева. Великомученица повелела отнести икону обратно в лес. Когда повеление выполнили, под деревом забил источник с целебной водой.

Об источнике говорится в исторических сводках начала XIX века. До революции крестьяне почитали источник и служили там молебны. Позже власти постарались засыпать источник землей. Однако верующие не прекращали его посещать, называя святым колодцем.

В 2000 г. начались работы по восстановлению источника. Там были построены часовня, место для погружения, облагорожена прилегающая территория. Храм располагается в Подольском районе Московской области, в поселке Дубровицы. Доехать до него можно на машине, электричке или автобусе.

Вид транспорта Способ добраться
Машина По Варшавскому шоссе, до указателя «Усадьба Дубровицы». Повернуть в правую сторону. Дорога выведет к поселку.
Метрополитен От станции «Южная» до Дубровиц курсирует 417-й автобус
Электричка Ехать до станции Подольск от Курского вокзала. Далее на автобусе №65

В 2020 году Храм иконы «Знамение» Пречистой Девы в Дубровицах отметил 315 лет со дня освящения. В настоящее время его активно реставрируют.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Историческая справка о церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Начало строительства храма ознаменовано такими событиями, как изгнание Бориса Алексеевича Голицына в деревню царем, что произошло в 1689 году. Спустя год царь снова вызвал воспитателя Петра Великого в Москву, где Голицын Б. А. был пожалован боярским достоинством.

Согласно мнению историков, решение о воздвижении церкви Знамения Пресвятой Богородицы и было приурочено к примирению воспитателя и Петра I.

На месте, где был заложен Знаменский храм, ранее был храм в честь пророка Илии, а перед строительством последний был перенесен в Лемешево – деревню, соседствующую с Дубровицами.

Для возведения церкви использовался местный белый камень, который славится своими свойствами – простотой в обработке, прочностью, возможностью выполнять из него и на нем тончайшие декоративные детали.

Выполнен Знаменский храм в стиле барокко, а его план является центрическим, и представляет собой равноконечный крест. Вторит линиям церкви галерея, расположенная вокруг нее. Галерея возвышается над уровнем земли, имеет ограждение в виде парапета.

Вся церковь декорирована скульптурой круглой формы, выполненной из белого камня. На момент возведения храма такие декоративные элементы были в диковинку.

Близ западных дверей храма размещены фигуры Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Над ними расположена статуя Василия Великого. Фасад церкви декорирован различными изображениями Ангелов.

В интерьере церкви Знамения также присутствует много скульптурных сооружений, занимающих немалую часть пространства храма. Все скульптуры выполнены в стиле стукко, а их сюжеты поражают разнообразием. Общего между ними то, что все они основаны на библейских мотивах, а их размещение подчинено определенному алгоритму.

Все скульптуры выполнялись непосредственно на месте, и применялись для этого металлические основы, которые состояли из раствора извести и битого кирпича. На металлические основы наносилась специальная смесь, и пока раствор сырой, на нем прорезались контуры, детали скульптур для того, чтобы воссоздать окончательный вид фигур.

В северо-западной части церкви расположена дверь, через которую есть выход на лестницу. Последняя ведет к двухъярусным хорам, которые разместились во всей верхней части западного выступа. По каменной лестнице можно прийти в нижний ярус – балкон, имеющий контуры, повторяющий линии западной части сооружения.

Второй ярус хоров поддерживается легкими резными колонами, а сам он имеет форму моста. При освещении храма в этом месте предавался молитве Петр I. Примечательной в этой части сооружения является резьба на иконостасе, которая прекрасно гармонирует с самими иконами.

В истории Дубровицкой церкви насчитывается три крупные реставрации, и лишь одна из них была полностью завершена. Эта реставрация приходится на время, когда владельцем усадьбы был граф Дмитриев-Мамонов М. А.

Реставрацией церкви было поручено заниматься Рихтеру Ф. Ф. Длилась она в период с 1848 г. по 1850 г., а общее число мастеров, занятых в этом процессе, составило 300 человек. Отреставрированный храм был освящен митрополитом Московским Филаретом в 1850 г. Святитель оставил в церкви дар в память о своем посещении этого места – серебряное блюдо и умывальник.

Примечательно то, что в 1812 году в Дубровицах размещались войска наполеоновской армии, но вреда храму с их стороны нанесено не было, а подобное отношение французы проявляли далеко не ко всем религиозным местам.

Гораздо более беспощадным оказался для Дубровиц и Знаменского храма режим Советской власти. В 1930 году из деревни были выселены все ее служители, а их дома, равно как и принадлежавшие им земли, были отданы во владение совхоза «Дубровицы».

В 50-х годах прошлого века церковь была отдана Всесоюзному институту животноводства, разместившемуся в усадьбе. Вплоть до 90-х годов учреждение осуществляло реставрацию храма, но завершена она так и не была.

В течение года, начиная с 1989 г., верующими велась активная борьба, направленная на то, чтобы Дубровицкий храм был отдан РПЦ, и им удалось этого добиться.

С октября 1990 года и по сей день в церкви проводятся богослужения, а возглавлена она была епископом, а сейчас архиепископом, Григорием Можайским.

С тех пор и по нынешнее время в Знаменском храме производятся реставрационные мероприятия, которые по большей части организованы силами прихода.

Об остальных наших путешествиях по России читай ТУТ, а о всех путешествиях — ТУТ.

Храм «Знамение» на Рижской в XX веке

В начале XX столетия при соборе работала богадельня. После Октябрьской революции храм не закрывался. В него передали иконы из закрывшихся к тому моменту окрестных церквей.

Долгие годы храм иконы Божьей Матери «Знамение» возглавлял протоиерей А. М. Державин.

В 1979 году здание было отремонтировано. В 1980 годах был выстроен церковный дом. В 1980 году освятили приставной престол. Его изготовили из 250-летнего дуба. Эту поистине ювелирную работу выполнил замечательный мастер — краснодеревщик В. И. Кудинов, который был прихожанином храма.

В декабре 1997 освятили крестильный храм – красивое здание, выполненное из камня.

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм был заложен и возведен в конце 17-го века при втором владельце усадьбы — князе Борисе Алексеевиче Голицыне. И внешний облик, и внутреннее убранство церкви настолько отличается от принятых в православии (в частности, вместо привычного купола, церковь венчает корона), что священнослужители отказывались её освящать даже не смотря на то, что само здание выстроено строго по канонам. Соответствующий обряд провели только после вмешательства Петра I. На открытии Храма присутствовал сам Император.

Знаменская церковь в Дубровицах

Знаменская церковь в Дубровицах

Последующие владельцы усадьбы не уделяли церкви должного внимания и здание стало разрушаться. В середине 19-го века его реставрировали, а вот на протяжении 20-го столетия хоть и пытались проводить восстановительные работы, сохранить в хорошем состоянии не смогли. Колокольню, располагавшуюся рядом с Храмом, вовсе снесли и на данный момент имеющиеся у церкви колокола находятся под открытым небом. В конце прошлого века Храм передали РПЦ и сейчас это действующая церковь. За эти годы был восстановлен внутренний интерьер Храма, а вот внешнее убранство церкви требует глобальных, дорогостоящих работ, финансирование которых на данный момент отсутствует.

Знаменская церковь в Дубровицах

Фотографирование внутри Храма запрещено (или как пишут в таких случаях – «Не благословляется»), но нам повезло. Церковь своими силами организует экскурсии и приглашает всех желающих присоединиться к приезжающим группам. Одна такая группа приехала через полчаса после нас. Цена экскурсии – 150 рублей с человека, но люди дают больше, потому что после знакомства с этим удивительным Храмом, всем искренне хочется поучаствовать в его скорейшем восстановлении. Экскурсантам разрешают сделать несколько снимков внутри церкви, но всё равно есть ощущение, что Служителям это не нравиться. Поэтому мы с подругой быстро сделали только пару фото.

Знаменская церковь в Дубровицах

Выйдя из церкви, мы обошли Храм, благо снаружи его можно фотографировать сколько хочешь, поднялись на смотровую площадку, а затем спустились к берегу реки. Точнее, к берегам двух рек. И отовсюду открывается великолепный вид на церковь. Для фотографов тут просто рай.

вид со смотровой площадки

вид со смотровой площадки

Будучи в усадьбе, обязательно нужно посмотреть на ворота Конного двора, что остались от усадебных построек середины 19-го века, когда владельцем этих мест был М. А. Дмитриев-Мамонов.

Конный двор

Конный двор

История постройки

Знаменская церковь — это уникальное архитектурное творение, появившееся на русской земле в конце XVII — начале XVIII веков.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах

Исследователям неизвестны имена мастеров, трудившихся над созданием этого шедевра, но предполагается, что для работ привлекли не только отечественных зодчих, но и заграничных. Вероятно, появление храма связано с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, занимавшегося воспитанием царя Петра I.

Начало возведения

В 1689 году князь впал в немилость императора, его оклеветали недоброжелатели. В результате Голицына попросили уехать в своё имение в Дубровицах Московской области. Там он пребывал вплоть до 1690 года. Затем его вызвали в Петербург, где Пётр I вновь пожаловал ему боярский титул. Считается, что именно в знак примирения с монархом Борис Алексеевич принял решение, возвести храм в деревне, где находилась его усадьба.

Историки утверждают, что на месте нынешней церкви иконы Богородицы «Знамение» стоял деревянный небольшой храм пророка Илии. После того как было решено строить новое здание, его перенесли в соседнюю деревню Лемешево. Для строительства использовали белый камень из подольских месторождений. Этот материал отличается прочностью, но, в то же, время хорошо подходит для художественной резьбы.

Скорее всего, храм закончили строить к 1699 году. Тем не менее обряд освящения состоялся только спустя пять лет

Это могло быть связано с желанием князя Голицына провести столь важное событие в присутствии государя. Но до 1704 года царь практически не бывал в Москве

К тому же требовалось благословение патриарха Адриана.

Архитектурный декор западного фасада Знаменской церкви

Церковь в стиле барокко выглядела очень необычно для тех мест, и в оформлении чувствовалось влияние западных традиций. Не исключено, что в проект были внесены корректировки и мастера потратили ещё несколько лет на строительство галереи храма.

Освящение и реставрации храма

Освящение состоялось в 1704 году 11 февраля. Обряд совершил уже другой святитель, которые стал патриархом после смерти Адриана — митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Мероприятие проходило в присутствии Петра I и его сына, царевича Алексея. Празднование продолжалось целую неделю и на нём побывали все жители Дубровиц. После этого император уже не приезжал больше в деревню.

В истории сооружения насчитывается три масштабных реставрации. И только одна из них была завершена, которая проводилась при графе Дмитриеве-Мамонове. Работы шли с 1848 по 1850 год. Руководил реставрацией Федор Федорович Рихтер. Над восстановлением убранства храма трудилось три сотни человек. Освятил отреставрированную церковь московский митрополит Филарет. В дар храму он оставил умывальник и блюдо в позолоте, которые использовались на службах.

Времена забвения и возрождения

Во времена нашествия наполеоновских захватчиков Знаменский храм остался невредим. Французы не тронули прекрасное сооружение. Возможно, европейский стиль здания сыграл в этом какую-то роль. Но с приходом большевиков ситуация кардинально изменилась. В 1930 году в газете «Подольский рабочий» появилось объявление о том, что церковь закрывается. К марту получили разрешение на снятие колоколов. Всех церковнослужителей выселили из их жилищ, передав право владения на имущество совхозу «Дубровицы». Настоятеля выслали в Семипалатинск.

Начиная с конца пятидесятых годов, и в течение сорока лет храм находился в ведении института животноводства. В нём велись восстановительные работы, но они так и не были доведены до конца.

Когда Советский Союз был на грани распада, прихожане начали хлопотать о возвращении Знаменской церкви в РПЦ. И в 1990 году там прошло первое богослужение, которое возглавил епископ Можайский Григорий.

Купол Знаменского храма

Сейчас на пожертвования верующих реставрируются повреждённые части храма. В 2004 году отмечался 300-летний юбилей с момента освящения. К этому событию приурочили окончание восстановительных работ на горельефах рубежа XVII-XVIII веков, цоколе и Царских вратах иконостаса.

Внутри церкви в Дубровицах

Убранство вас удивит не меньше, чем экстерьер. Выдержанные в небесных тонах стены обильно украшены скульптурами. Им отведена значительная часть внутреннего пространства. Все они разнятся по сюжету, но объединены библейскими мотивами и выполнены в технике стукко. Фигурки изготавливались из битого кирпича и известкового раствора, за основу использовался каркас из металла.

Самая крупная композиция расположена над иконостасом и представляет собой центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». В центре находится распятие, справа — надпись на латинском языке, рядом — два сидящих ангела.

Обратите внимание и на ровесника церкви — барочный резной иконостас. Часть икон сюда вернули из Всероссийского института животноводства в 2000-м году

Создание некоторых образов приписывают мастерам Оружейной палаты. Есть в храме и икона «Знамение», написанная 150 лет назад. Перед образом Небесной Заступницы часто служат молебны и читают акафисты.

Невозможно не заметить и двухъярусные хоры — занимают верх западного выступа. Балконы повторяют очертания притвора и поддерживаются резными столбиками, похожими на мостик. Известно, что здесь во время освящения храма молился Пётр I.

Внутри, Lyudmila_Klyopova

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector