Храм тихвинской иконы божией матери в алексеевском (москва)

Царский храм

На самом деле, Тихвинский храм (ВДНХ, Москва) тесно связан с царем Алексеем Михайловичем. Раньше в селе Алексеевском находилась совершенно другая церковь, построенная, как можно догадаться из названия села, в честь человека Божьего. Для тех, кто не знает о чем речь, расшифровываем: имя Алексей так переводится.

Однажды облюбовал село царь Алексей Михайлович, решив здесь поселиться. Сказано-сделано, даром что владелица данных мест не стала противиться решению его. Остался царь в селе вместе со своим сыном, на охоту ходили и жизнью наслаждались благородные особы. А потом вздумалось правителю храм выстроить. Он повелел в 1673 году заложить церковь в честь Пресвятой Богородицы. Точнее в честь Ее образа — «Тихвинская». Но сам правитель до окончания строительства храма не дожил, упокоился в скором времени. Целых семь лет велась стройка, завершилась только в 1680 году.

Современное состояние

Описание

Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами с изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшены картинами из Ветхого и Нового завета, житий преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца.

В храме сохранились молельные комнаты царя и царицы — в юго-западной и северо-восточной частях храма. В царской молельне находится прекрасно сохранившаяся до сих пор круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Представляет прототип последующего «аммосовского» отопления.

Колокольня 1824 года постройки имеет внутреннее убранство середины XIX века.

Деятельность прихода

При храме вос­крес­ная и хо­ро­вая шко­лы для детей, про­во­дят­ся ог­ла­си­тель­ные бе­се­ды, осуществляется социальное служение, действует проект по возрождению деревянных храмов Севера «Общее дело».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тихвинской»

Иконография: Тихвинская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Рубеж XIX –XX века.Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Иконописец: Мызников Иван Константинович. Происхождение: Поступила из научной экспедиции по Ивановской области в 1970 году. Материал: дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы:  высота 31,3 см, ширина 26,6 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца на левой руке. Инв. № ГМПИ 3152. ДИ-331-И. Государственный музей Палехского искусства Литература: 1. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства (Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art ). М., 1994. С. 151. Илл. CX.

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́. Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тихвинской» О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице. Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас недосто́йных раб Твои́х и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим и проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию поклоня́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостививши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей; услы́ши нас моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м и испроси́ у Бо́га, Сы́на Твоего́, па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиреному́дрие, супру́гам любо́вь и согла́сие, ча́дам послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние: всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсе́янныя собери́, заблу́ждшыя на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша к зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́: преста́вльшыяся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х. Ты по Бо́зе на́ша Наде́ждо и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Внутреннее убранство

В первую очередь обращают на себя внимание размеры храма. От входа до горнего места насчитывается 37 м

Главный алтарь храма также необычно велик. Впечатляют также два ряда окон, исполненных в лучших традициях Византийского стиля.

Особенность внутренней композиции собора обусловлена его статусом. Он строился в качестве храма для царя, совершающего паломничество в Троице-Сергиеву лавру, поэтому для удобства царской четы внутри были выделены отдельные закрытые помещения. Они представляли собой отдельные молельни для царя и царицы, отделенные от другой публики.


Тихвинский Храм Иконы Божией Матери, внутреннее убранство.

В царской молельне сохранился изначальный декор. Она украшена аутентичной изразцовой печью и деревянными подсвечниками, изготовленными еще при строительстве храма. В остальном внутреннее пространство церкви соответствует классической православной традиции.

Изначальный декор средней части храма не сохранился до наших дней. Нынешние настенные росписи были выполнены в начале XIX в. артелью мастеров под руководством живописца Ивана Карловича Скотти. На фресках изображены события из Ветхого и Нового Завета, житие св. Николая Чудотворца и преп. Сергия Радонежского.

Главный пятиярусный иконостас сохранился со времен постройки храма, центром его композиции является чудотворный список Тихвинской иконы Богоматери, укрытый специальным навесом.

Кроме главного алтаря в основном пространстве храма освящены 4 придела:

  • перенесенный из разобранного Алексеевского храма придел во имя преп. Алексия;
  • во имя преп. Сергия Радонежского;
  • во имя святителя Николая Чудотворца;
  • во имя мученика Трифона Апамейского.

Также в подклете расположен придел Воскресения Словущего, в котором до 1998 года размещались художественные мастерские.

История

Первоначально на месте храма находилось имение Копытово, принадлежавшее князю Дмитрию Трубецкому, а позднее его вдове Анне Васильевне Трубецкой. Имение располагалось на старинной Троицкой дороге, ведущей от Москвы к Троице-Сергиевой Лавре. Неподалеку находились и Сокольники — сосновый бор, в котором предпочитал охотиться государь Алексей Михайлович.

В середине XVII в. был построен деревянный дворец, позднее Трубецкая возвела здесь каменный Алексеевский храм, названный в честь святого покровителя царствующей особы. Церковь дала новое название и самому селу, которое с того времени стало называться Алексеевским.

Когда в 1655 г. Трубецкая скончалась, имение перешло под управление Дворцового приказа, ведавшего казенными (царскими) делами, в том числе и земельной собственностью.

Тихвинский Храм в Алексеевском начали возводить в 1673 г. лет по указу царя Алексея Михайловича. Одновременно было проведено обновление Алексеевской церкви. Оба храма и путевой дворец были соединены крытыми галереями и составили единый комплекс.

Самому Алексею Михайловичу не довелось увидеть окончания строительства церкви, так как он умер в 1676 г. Освящение храма было проведено 4 годами позже. Освящение осуществлял Патриарх, в присутствии которого новый государь Федор Алексеевич пожаловал служителям церкви чудотворный список Тихвинской иконы.

Дальнейшей вехой в судьбе храма стали события времен Наполеоновских войн. Комплекс серьезно пострадал в ходе Отечественной войны 1812 г. Французские войска использовали помещения в качестве склада и конюшни. Не позднее 1817 г. был разобран путевой дворец, дошедший до состояния крайней ветхости.

Одновременно была проведена реставрация храма. Впервые его стены были украшены фресками. В середине XIX в. были устроены два придельных алтаря (Святителя Николая и преп. Сергия). Реставрация производилась как на средства Казны, так и на купеческие пожертвования. Позднее, в 1890 г. в память о разобранной Алексеевской церкви в храме был обустроен придел во имя Алексия, Человека Божия.

Тогда же рядом с храмом было оборудовано одноименное кладбище. Перед самым Октябрьским путчем симметрично приделу св. Алексия был создан придел во имя Мученика Трифона. Тихвинский храм сохранил свой статус даже после Октябрьской революции. Несмотря на гонения на верующих и изъятие церковных ценностей, он не закрывал свои двери для прихожан ни на один день.

Были сохранены даже колокола на колокольне, однако при Советской власти они никогда не звонили. Советским правительством основное пространство храма был оставлено РПЦ. Но другие помещения были переданы под нужды новой власти. В подклете, где незадолго до революции был устроен придел Воскресения Словущего, было оборудовано овощехранилище.

Позднее часть помещений нижнего храма была отдана под художественные мастерские, другая — под свечной завод Патриархии. Уже после падения СССР все помещения были возвращены церкви.

Описание храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

В первой половине 19 века разобрали потолок трапезной комнаты, с тех пор она стала одноярусной. От второго этажа остались только хоры, которые шли вдоль стен по западной, южной и северной части здания. На этих хорах сохранились старинные люстры, огороженные перилами. На средства купца Константинова по углам трапезной, под хорами, сооружены придельные алтари святителя Николая и преподобного Сергия. Известный в то время в России архитектор Быковский вложил душу и все свое умение в архитектурный стиль алтарей, освящение которых состоялось в 1848 году в мае.

Известно, что паломничество в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском совершали пешком. Даже члены царской семьи на время путешествия отказывались от всех удобств, чтобы за это время подготовиться к великим таинствам исповеди и причастия.

Интересные факты и легенды

С древним храмом связано немало интересных фактов и легенд, которые позволяют понять его важную роль не только в православии, но и в истории города и страны.

Они такие:

  • необычно само явление Тихвинской иконы на Руси: ранее она хранилась в Византии, но с падением последней, была обнаружена парящей над Ладожским озером;
  • изразцовую печь в царской молельне можно назвать прообразом духового отопления (топка находилась в подвале, откуда горячий воздух поступал в помещение по системе внутренних ходов);
  • согласно легенде, в ходе очередного волнения стрельцов в 1689 г. в храме нашел временное укрытие государь Петр I, где к нему явилась делегация стрельцов с повинной, Петр простил явившихся, в отличие от нераскаявшихся бунтарей, позднее преданных суду и казненных;
  • автором Сергиевского и Николаевского престолов стал выдающийся русский архитектор Михаил Быховский, руководивший реставрацией храма в XIX в.;
  • при изъятии церковных ценностей в 1922 г. было реквизировано 114 кг серебряных изделий и 58 бриллиантов;
  • верхний храм не закрывался даже в советское время, однако расположенному в подклете зимнему храму Воскресения Словущего не так повезло — первоначально в нем было устроено овощехранилище, затем — художественные мастерские и свечной завод Патриархии;
  • по преданию, по личному указанию Сталина с чудотворным образом Тихвинской Богоматери, хранившемся в храме, был совершен облет над городом с целью защиты Москвы от немцев в самые грозные дни зимы 1941 г.;
  • предыдущий патриарх РПЦ Алексий II начиная с 1962 г. ежегодно 30 марта проводил в церкви литургию в день тезоименитства св. Алексия, нередко патриарх проводил службу и 9 июля — в день памяти Тихвинской иконы;
  • фрески XIX в. были обнаружены во время реставрационных работ, проводимых в 70-80 гг. XX в., до этого момента они были закрыты более поздними настенными росписями.

Как добраться

Добираться сюда лучше всего из Санкт-Петербурга. Сделать это можно четырьмя способами:

На собственном автомобиле.

Если вы решили добраться на личном автотранспорте, то вбейте адрес для GPRS навигатора: Ленинградская область, город Тихвин, ул. Красноармейская, дом 12. Если такового не имеется, тогда нужно следовать следующим указаниям: по Мурманскому шоссе М118 едете до поста ДПС (Иссада), затем поворачиваете направо и выезжаете на трассу А118, ведущую на Вологду. По ней вы и доберётесь до Тихвина примерно за 3 часа;

На одном из рейсовых автобусов.

От одного из питерских автовокзалов (набережная Обводного канала, д. 36) каждый день отходят автобусы. Вы можете добраться при их помощи

Внимание: уточняйте расписание и рейсы автобусов на кассе или на сайте автовокзала;

На поезде.

Из Москвы или другого города можно доехать до Петербурга, а затем на электропоезде с Московского или Ладожского вокзалов до обители. Предварительно уточните расписание поездов на вокзале;

С паломническими группами.

Вы можете обратиться в одну из турфирм, организующих поездки для паломников на один-два дня в Тихвинский монастырь. Вместе с группой паломников вы будете доставлены в обитель на автобусе без пересадок. Организацией таких поездок занимаются несколько фирм, сотрудничающих с общиной, все контакты которых вы сможете найти на официальном сайте. Время поездки занимает от 3 до 7 часов, в зависимости от избранного вами транспорта и маршрута его пути.

История основания Тихвинской церкви в Казани

История возникновения Тихвинской церкви в Казани начинается с 1646 года. Примерно в период с 1646 по 1685 год осуществлялось строительство храма. Здание получило свое название в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, которая находилась в святилище еще со времен его основания.

Есть несколько версий дальнейшей судьбы храма, после его возведения. По одной из них в XVII строение было снесено и вместо него возведено новое здание Тихвинской церкви. По другой версии — в конце XVIII века Тихвинский храм подвергся реконструкции.

В период с 1898 по 1900 года православная церковь в Казани была реконструирована, построены две пристройки: в честь Сретенья Господня и Сошествия Святого Духа. Такая перестройка храма стала возможна благодаря пожертвованиям прихожан.

Информационно-просветительский сайт Татарской митрополии

Почти полтора века Тихвинская церковь в южной части Вахитовского района Казани была обычным православным храмом, где проходила служба и совершались литургии. Церковь стала знаменита только после 1844 года, когда в стенах святилища начали происходить чудесные излечения, а во время большого пожара в 1859 году над зданием появился образ Богоматери, и пламя прекратило гореть.

События того времени прочно врезались в память жителей Казани, и с тех пор Тихвинская церковь стала одним из главных мест православных прихожан города и республики. Икона Божьей Матери стала святой реликвией для верующих. К ней ежегодно начали приезжать люди с разных уголков страны.

Во времена советской власти храм пришел в упадок. Разорен и закрыт в 1938 году. Здание православного прихода просело из-за наслоения асфальта. В таком состоянии храм находился до 1996 года. По распоряжению новой власти территория Тихвинской церкви была передана Казанской Епархии РПЦ.

В 1996 году святилище перешло кряшенскому приходу города Казань. На сегодняшний день все еще продолжаются некоторые реставрационный работы церкви. Во время передачи храма кряшенской общине его износ составил около 80%. Первоначально были восстановлены два придела: Тихвинской иконы Божьей Матери в 2004 году и святителя Белгородского и Обоянского Иоасафа в 2006 году.

Olesssya

В 2015 году при святилище был открыт общественный музей кряшен, в котором экспозиции отображают историю и культуру этого народа. На сегодняшний день служение в храме проходит на церковно-крашенском языке. Тихвинская икона Божьей Матери передана в Никольский кафедральный собор города.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где ее как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.  

Чудеса, связанные с храмом Тихвинской иконы

Чудеса, касаются самой иконы, обладающей чудотворной энергетикой. Однако, это место хранит и другие ценности, обладающие благими качествами. Икона Казанской Божьей матери не раз творила чудеса, возможные только при наличии непоколебимой веры в силы небесные. Известен истории случай, когда именно Божья Матерь с казанской иконы сделала незрячего младенца, находящего на руках у матери, зрячим. После долгих усердных материнских молитв, Божья Матерь сжалилась, услышав призыв.

Икона Божьей Матери, согласно преданиям, была написана самим Лукой с натуры, ещё при жизни Богородицы. Чудеса, связанные с ней, повествуют о том, что она путешествовала по разным местам и городам, исчезая и появляясь там, где ей было угодно. Так, оказавшись в селе Тихвин, она исчезла на несколько лет, а после, селяне обнаружили находку в колодце.

Тому нет ни подтверждений, ни опровержений. Христиане веруют в чудо, способное свершиться по воле Божьей Матери.

Башни Симонова монастыря

В прошлом мощный форпост имел протяженные крепостные стены и 5 башен. Из них уцелели только 3 башни (Дуло, Кузнечная, Солевая) и часть стен.

Считается, что Кузнечная и Солевая башни были построены по проекту зодчего Антипа Константинова в XVII веке. Кузнечная башня пятиугольная, имеет каменный шатер, покрытый красной черепицей. Солевая башня — девятнадцатигранник, имеющий арочные ниши с нижними и средними боями.

Дуло производит впечатление самой крепкой и могучей из башен. Ее авторство приписывают зодчему Федору Коню. По одной из версий, ее название происходит от имени или прозвища татарского предводителя, убитого стрелой, которую пустили с башни. Она имеет 16 граней, ее ребра украшают лопатки, они делают вид башни стройным.

Башня Дуло, Максим Ершов

История обители

История общины насчитывает 457 лет со дня его основания по указу Иоанна Грозного 11 февраля в 1560-ом году. Главной святыней обители стала икона Тихвинской Божьей Матери, заступницы и путеводительницы земли русской. Лавра является не только святыней для всех православных людей и источником силы духа для всего русского народа. Когда-то служила оборонительным рубежом защиты от захватчиков.

Тихвинская обитель, находясь на северо-западе Руси, служила ещё и дозорным пунктом во время Ливонской войны, которую вёл Иван Грозный. Осаждали крепость и шведы в 1613 году, однако, благодаря храбрости тех, кто его защищал, так и не смогли взять неприступные стены. Пережил монастырь и страшные времена Смуты в начале 17-го века.

20 век был особенно тяжёлым для общины. Когда произошла революция, большевики монастырь разграбили, все ценности вынесли, обитель закрыли. Во время Великой Отечественной войны она стала ареной, где Красная армия вела жестокий бой с немецкими захватчиками.

В 1945 году состоялась передача церкви Тихвинской Божьей Матери «Крылечко» для богослужений русскому православному сообществу. Этот храм стал единственной действующей церковью на территории двух районов: Тихвинского и Бокситогорского. А в 1995 монастырь передали в полное владение Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановили.

Как добраться

Тихвинский храм в Алексеевском расположен на северо-востоке столицы в районе станции метро ВДНХ Калужско-Рижской (оранжевой) ветки столичного метрополитена. Южный выход из вестибюля станции находится возле небольшого парка «Дорога к храму», на окраине которого и расположен Тихвинский храм. Пройти до церкви можно по одной из дорожек парка.

Рядом с выходами из метрополитена расположена остановка городского транспорта, на которой останавливаются автобусы маршрутов №№ 136, 172, 311, 378, 834, 903, 903к и троллейбус № 76. Чтобы добраться до церкви из центра города на автомобиле, необходимо двигаться от Садового кольца вниз по проспекту Мира. В районе дома №124 корпус 4 нужно держаться правее.

Прямого заезда к церкви с проспекта Мира нет, так как улица Церковная горка, ведущая к храму, является односторонней. Можно оставить автомобиль на парковке возле станции метро ВДНХ и пройти оставшийся путь пешком через парк «Дорога к храму».

В качестве альтернативного маршрута можно по проспекту Мира доехать до улицы Кибальчича, повернуть направо и двигаться по ней. В районе общежития Высшей школы экономики следует повернуть налево на дворовый проезд, двигаясь по которому можно выехать на парковку перед храмом.

При поездке в храм со стороны МКАД, необходимо двигаться по Ярославскому шоссе до его перехода в проспект Мира. В районе выхода из вестибюля станции метро можно оставить автомобиль и пешком дойти до церкви по уже указанному маршруту через парк «Дорога к храму».

Историко-архитектурный комплекс монастыря

Живописное местоположение монастыря вдохновляло многих поэтов,
писателей и художников. Около монастыря находился пруд, по
преданию, выкопанный Сергием Радонежским.

В 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь
во имя Успения Пресвятой Богородицы, строительство которой было
начато в 1379 г. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара
молнии, поэтому в конце XV века храм перестраивался неизвестным
итальянским архитектором. В конце XVII века собор был расписан
артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной
золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия
монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий
Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами —
дар царевны Марии Алексеевны. Старые башни и стены монастыря
строились в XVI веке. Как считают, их возводил «государев мастер»
Федор Савельевич Конь — строитель Смоленского кремля. Укрепленный
при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году нападение
крымского хана Газы II Гирея.

Симонов мужской монастырь — Nickolas Titkov @ Flickr

Частично дошедшие до наших времен новые стены монастыря и
некоторые из башен, которые можно увидеть и поныне, были сооружены
в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты
старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских
стен составляла 825 м, высота — 7 м. Из сохранившихся башен
особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром
с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни —
пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е
годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря,
пострадавших в Смутное время.

Симонов мужской монастырь — Nickolas Titkov @ Flickr

Трапезная Симонова монастыря была сооружена в 1680 году на
средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с
Парфеном Петровым. В состав «Новой» трапезной с церковью Сергия
Радонежского (1677—83; архитекторы И.Потапов, О.Д. Старцев) вошли
фрагменты предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового
здания Парфен Петров — мастер, строивший в традициях первой
половины XVII века, использовал детали древней московской
архитектуры, которые не пришлись по духу монастырским властям. Они
возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя
трапезная была перестроена заново в ярком, индивидуальном стиле
московского барокко. На этот раз работами руководил известный
московский мастер Осип Старцев — выдающийся зодчий конца XVII века
много строивший в
Москве и в Киеве.

Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых
значительных сооружений конца XVII века Пышно украшенное здание
было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий
каменную ограненную кладку. Церковь Сошествия Святого Духа при
трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии
Алексеевны, сестры Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два
придела.

Симонов мужской монастырь — Nickolas Titkov @ Flickr

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В
память об отражении нападения крымского хана Газы II Гирея в 1591
году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над
восточными воротами в году была возведена надвратная церковь Св.
Николая Чудотворца.

Симонов мужской монастырь — Nickolas Titkov @ Flickr

В 1832 году было решено построить новую колокольню монастыря на
средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По
первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в
классическом стиле по проекту известного архитектора Н. Е. Тюрина,
однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к
«традиционной» для России архитектуре, что привело к строительству
величественной пятиярусной колокольни высотой 90 метров в «русском
стиле» по проекту другого замечательного архитектора — К. А. Тона,
которое было завершено в 1839 году По архитектурному стилю и
расположению она напоминала колокольню
Новодевичьего монастыря. Самый большой из висевших на
колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были
установлены часы. Колокольня была одной из сильнейших архитектурных
доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершенную
картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.
В 1929 г. колокольня была разобрана.

Архитектура и внешний вид

История не донесла до наших дней точное имя архитектора, ставшего автором проекта храма. По мнению некоторых исследователей, архитектором, построившим храм, стал зодчий Федор Тихонов (Тиханов), являвшийся автором нескольких других московских церквей второй половины XVII в.

Внешний облик храма выполнен в типичном для своего времени стиле русского (московского) узорочья, получившего наибольшее распространение в годы царствования Алексея Михайловича. Для данного архитектурного стиля характерно обилие внешнего декора, использование цветочных орнаментов во внутренней отделке, сложность композиции и необычность форм.

Неслучайно отдаленным аналогом русского узорочья в западноевропейской архитектуре считается стиль маньеризма. Тихвинский храм в Алексеевском можно назвать образчиком данного архитектурного стиля. В его основе лежит классический для русского зодчества бесстолпный пятиглавый храм, установленный на высокий подклет.

Верхняя часть главного объема здания украшена 3 рядами кокошников, увенчанными 5 главами с куполами. Палитра внешних стен выдержана в классическом для архитектурного стиля сочетании красного и белого цветов. В нижней части храма расположена обходная галерея, с западной стороны находится трапезная, некогда служившая переходом из здания церкви в Путевой дворец.

Также с запада размещена колокольня, построенная в первой половине XIX в. из кирпичей разобранного Алексеевского храма. Архитектура и внутренне убранство колокольни выполнены в стиле XIX в., поэтому несколько контрастирует с обликом храма, хотя красно-белая палитра цветов также соблюдена.

Монастырь в наши дни

Как было сказано выше, в советский период обитель была закрыта, а её постройки длительное время использовались для хозяйственных нужд, пока в семидесятые годы не были переданы в распоряжение историко-краеведческого музея. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, история которого во многом напоминает судьбы других российских обителей, вновь стал достоянием церкви лишь благодаря победе перестройки и последовавшим за ней переменам.

Сегодня среди сотен российских обителей, возродившихся после периода лихолетья и вновь построенных, достойное место занимает и тот, что был заложен в честь знаменитой на весь православный мир иконы. Как и много лет назад, слава о нём и его насельниках далеко перешагнула за пределы края. Это Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Отзывы, оставленные посетителями святой обители, говорят о высокой преемственности нынешнего поколения иноков и их предшественников, посвятивших себя поискам путей спасения души. Многие паломники свидетельствуют и о благодатной помощи, дарованной им по молитвам перед чудотворным образом.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

Обратите внимание: есть нужда не только в денежных пожертвованиях. Братия также примет в дар различное оборудование, продукты питания и топливо

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector