Мамаев-курган
Содержание:
- Оборона «высоты 102» осенью 1942 г
- Начало экспозиции
- Волгоград. Стены-руины
- Объекты мемориального комплекса Мамаев курган
- Панорама «Сталинградская битва»
- Краткая история Мамаева кургана
- История создания музея-панорамы
- История Мамаева кургана
- История памятника
- Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
- Мамаев курган в Волгограде. История названия и состав комплекса. Родина-мать.
- Звездный час Евгения Вучетича
- Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
- Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»
Оборона «высоты 102» осенью 1942 г
Но почему назвали Мамаев курган — курганом стойкости, мужества и отваги? Его удержание не дало возможность немцам выйти на набережные Волги, хотя обстрел переправ они вели и наши подкрепления не высаживались, а часто десантировались на набережные города. Ничто не могло помочь захватчикам преодолеть выдержку и храбрость защитников «Высоты 102». Ни артобстрелы и бомбежки, ни танковая поддержка, ни численный перевес в живой силе. Пока высоту не занял в результате фронтальной атаки полк 13-й гвардейской дивизии, ее оборонял сводный (из остатков частей 112-й дивизии и полка НКВД) отряд и положение дел на этой важнейшей точке было неясным.
На запросы о подкреплении генерал Чуйков отвечал всем одинаково: «Дать людей сейчас не могу. Но прибавить огня можно». И из-за Волги прилетали немногочисленные, но такие важные в этот момент «посылки от своих», в том числе и на запрос «вызываю огонь на себя». На северном и восточном склонах холма немцы хозяйничали недолго. Но надо отдать им должное, они сумели построить несколько ДЗОТов. На вершине оборудовали КП дивизионной артиллерии. В небольшом овражке около него журчал родничок – единственный источник воды (не считая достаточно близко протекающей Волги). Бойцы прозвали его «родником жизни» и не открывали по ночам огонь, когда противник набирал себе воду (немцы поступали аналогично).
В октябре удалось отбить западный склон холма, и даже продвинуться немного на юго-запад, но оборонявшие в это время «высоту 102» части 284-й дивизии полковника Н. Ф. Батюка, прозванного «огнеупорным», откатились назад. Они не выдержали сокрушающего контрудара фашистов и оставили западный склон и вершину с каменными кирпичными водонапорными баками (фактически мини-крепостями).
Метр за метром отвоевывали в ноябре бойцы Красной армии землю на «высоте 102» (на разных участках продвижение составило от 75 до 100 метров). Одновременно полковник Батюк поощрял снайперское движение.
Начало экспозиции
При проходе мимо горельефа «Память поколений», на котором изображены мирные жители, идущие почтить солдатский подвиг, и по высоким ступенькам через аллею пирамидальных тополей, квинтэссенция мемориала видится еще очень маленькой. Прекрасная эспланада выводит на площадь Стоявших насмерть. Неизвестный солдат в своем извечном движении закрывает от опасности женщину, свою Родину-мать, ценою собственной жизни. Стены-руины, тянущиеся по обеим сторонам лестницы, передают не только картины и сцены жизни и смерти защитников Сталинграда, из репродукторов слышатся военные песни, голос знаменитого диктора Левитана, прерываемый свистом пуль и взрывами бомб.
Визит к Мамаеву кургану
Мемориальная доска в месте закладки капсулы с обращением к потомкам
Комплекс найти несложно – «Родина-мать» видна практически из любой точки города. Подниматься лучше с проспекта – так было задумано в концепции. Тогда получится ощутить всю силу этого комплекса. Есть возможность подъехать на автомобиле на вершину Мамаева кургана. Транспорт можно оставить на просторной бесплатной стоянке. Идти дальше пешком совсем недалеко. Подъехать сверху можно со Второй продольной магистрали.
Туристы, которые успели посетить Мамаев курган, рекомендуют наведаться сюда дважды: в солнечный день и поздно вечером. Восприятие будет разным. Памятник-ансамбль достоин того, чтобы посвятить ему целый день: удастся неспешно прогуляться по всем его дорожкам и посмотреть на Волгоград с высоты. Если хотите сохранить впечатление о визите на долгие годы, можно приобрести сувенир на память. Небольшие лавочки расположены прямо на Мамаевом кургане.
Волгоград. Стены-руины
От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведёт широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу, словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!». Всюду надписи, передающие накал битвы: «За Волгой для нас земли нет!…», «С нами миллионы людей..», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: «Все они были простыми смертными». Тема правой стороны – «Только вперёд!». Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьёт артиллерия. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: «Я из 62-й!», «Врывайся в дом вдвоём: ты и граната».
Развитие Мамаева кургана
Храм Всех Святых на Мамаевом кургане
Холм изменился со времени своего открытия. К 50-летию Победы открыли мемориальное кладбище, где перезахоронили останки солдат. Их все еще находят поисковые отряды. В 2005 году на территории открылся Храм Всех Святых. В будущем планируют открыть выставочный зал, повествующий о битве на Мамаевом кургане. Экспонатов накопилось много. Собираются также облагородить родник жизни – об этом месте знает мало туристов.
Объекты мемориального комплекса Мамаев курган
Мемориальный комплекс Мамаев курган объединяет в себе сразу несколько крупных и средних скульптур, композиций, площадей и прочих архитектурных форм.
Путь к вершине Мамаева кургана лежит через 200 ступенек, каждая из которых символизирует 1 день грандиозной Сталинградской битвы (она длилась именно 200 дней).
Вводная композиция-горельеф «Память поколений». Именно сюда несут цветы и венки — к могилам погибших в ходе кровопролитного сражения. За горельефом находятся гранитные тумбы, в которых заложены капсулы с землей, привезенные из других городов-героев страны.
Горельеф «Память поколений», Магдалина happiness
Аллея пирамидальных тополей. Своего рода панорамная площадка, откуда лучше всего видны главные объекты мемориального комплекса. Деревья растут на насыпи, а под ней находится железная дорога. Протяженность аллеи составляет 223 метра, а ее ширина — 10 метров.
Площадь Стоявших насмерть. Площадь посвящена людям, которым пришлось пережить (а многим — нет) одну из самых жестоких битв в истории человечества. Главная композиция здесь — скульптура воина с автоматом в одной руке и гранатой — в другой. В чертах лица воина угадываются черты Маршала Василия Чуйкова. В целом же, это собирательный образ защищавшего родину солдата.
Стены-руины. Стены-руины в форме горельефа имеют протяженность 46 метров, высоту — 17,5 метров. По мере приближения к площади Героев проем становится уже (с 40 метров до 18 метров) — это сделано для усиления психологического эффекта. На левой стене высечены клятвы жителей Сталинграда. Правая же показывает саму битву — здесь можно увидеть фигуры солдат, танков, оружия. Внутри установлены репродукторы, которых не видно и из которых звучит голос легендарного советского диктора Юлия Левитана, также слышны звуки выстрелов и военные песни.
Площадь Героев. В центре площади находится бассейн (25,6×86 м), являющийся символом того, что добро всегда рано или поздно побеждает, а жизнь всегда будет продолжаться. Слева высажены ели, справа стоят шесть скульптур, посвященные подвигам жителей Сталинграда и людям, оборонявшим город. Они называются «Санитарка», «Командир», «Моряк», «Выстояв, мы победили смерть», «Крах фашизма», «Знаменосец». Все скульптуры в высоту 6 метров.
Монументальный рельеф. Огромная стена с барельефами, на которой последовательно воспроизведена хроника тех страшных дней. Здесь можно увидеть, как начиналась битва, каков был ее ход и чем она завершилась.
Зал Воинской славы. Располагается прямо за стеной с барельефом. Это здание в цилиндрической форме высотой 13,5 метров, имеет диаметр внешнего кольца 42 метра и внутреннего проема — 11 метров. По периметру свисают 34 знамени, на которых вышиты имена 7200 павших в битвах на Мамаевом кургане. А в центре находится гигантская рука, держащая огонь Вечной славы. Здесь каждый час, с 09:00 до 19:00—20:00, проходит церемония смены караула, которая беспрерывно проходит с 1968 года. Далее по пандусу по спирали можно выйти к площади Скорби.
Площадь Скорби. Главной скульптурой тут является «Скорбь матери» — символ того горя, которое настигло нашу страну во время нападения фашистской Германии. В войне погибли более 20 миллионов человек, десятки и десятка тысяч матерей потеряли своих детей, жены — мужей, сестры — братьев, дети — родителей. Маршал Чуйков захоронен именно здесь. Так он пожелал сам.
Магдалина happiness
«Родина-мать зовет». А это самый главный и самый знаменитый объект мемориального комплекса, самая высокая нерелигиозная скульптура на Земле, один из самых высоких памятников мира. Фигура женщины имеет высоту 52 метра, а вместе с постаментом высота равняется 87 метрам. На создание скульптуры ушло 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (и это только на саму фигуру женщины, не учитывая основания, на котором она стоит). Читать подробнее.
Юлия Царева
Также на территории комплекса располагаются:
- Воинское мемориальное кладбище;
- Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана;
- Танковая башня на постаменте за Храмом «Всех Святых»;
- Немецкий дзот;
- Родник жизни;
- Половина шасси танка времен ВОВ.
Панорама «Сталинградская битва»
Панорама «Сталинградская битва» является самым крупным живописным полотном в России. Сюжет — заключительный этап Сталинградской битвы — операция «Кольцо».
На холсте показано соединение 26 января 1943 года 21-й и 62-й армий Донского фронта на западном склоне Мамаева Кургана, что привело к рассечению окруженной немецкой группировки на две части. Двухуровневое здание музея, архитектором которого является Вадим Масляев, выполнено в форме сложного гиперболоида вращения из предварительно напряженного бетона и облицовано белым известняком.
На первом уровне находится военно-исторический музей, фондохранилище и административные помещения. В музее представлены такие экспонаты, как холодное и огнестрельное оружие, обмундирование, архивные документы и фотографии, ордена и медали, военная техника, четыре диорамы, рассказывающие о сюжетах не отображенных на основном полотне.
На втором уровне расположена ротонда панорамы.
Рядом с музеем находятся Дом Павлова, руины мельницы Гергардта, стела, реплика фонтана «Бармалей», экспонаты бронетехники.
Адрес панорамы «Сталинградская битва»: Волгоград, улица Чуйкова, 47А. Координаты: 48.715023, 44.532932.
Краткая история Мамаева кургана
Многие историки полагают, что Мамаев Курган имел особое значение задолго до начала ВОВ – его преимущества оценили еще татаро-монголы. В те дни на территории региона располагалась столица их ханства, носившая название Сарай-Берке. Хан по имени Мамай установил тут свои заставы, позволявшие защищать город от вражеских нашествий. Мнение это разделяют далеко не все профессионалы.
Так, работники музеев имеют абсолютно иную точку зрения. Согласно таковой, никаких укреплений здесь отродясь не водилось. Они считают, что прежде жители называли возвышенность бугром. Ну а татары, обитавшие в Поволжье, на своем языке называли ее «Мамай». В дни обороны Сталинграда – памятная точка и вовсе звалась «Высотой 102». Ну а Мамаевым Курганом местность назвал простой военный корреспондент – так уж случилось, что название закрепилось.
История создания музея-панорамы
Битва еще не была окончена, а в Сталинграде участники событий стали отчетливо понимать, насколько важно сохранить все свидетельства этого события. В ноябре 1942 года руководителями города принято решение о том, что следует собрать и сохранить все свидетельства исторической битвы
После окончания войны, 6 июня 1948 года, в Сталинграде открывает свои двери восстановленный после войны музей обороны Царицына им. Сталина, в котором и были размещены все собранные материалы.
Магдалина happiness
За много лет музей не раз переименовывается. В 1962 году — в Волгоградский государственный музей обороны, а заодно и переезжает в новое здание, построенное в том самом месте, где во время Отечественной войны высадилась 13-ая гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора А. И. Родимцева. А 31 мая 1982 года — в Волгоградский государственный музей-панораму «Сталинградская битва». Ведь именно весной 1082 года и была открыта панорама, давшая название музею.
В 2008 году музей-панорама становится частью комплекса Историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва», в который вошли другие музейные комплексы, посвященные и Отечественной войне, — мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы», Мамаев Курган, мемориально-исторический музей, музей «Память» и др.
Согласно декабрьскому Указу Президента РФ 2011 года музей-заповедник «Сталинградская битва» признан как один из особо ценных объектов культурного наследия.
Магдалина happiness
История Мамаева кургана
Название кургана связано с тем временем, когда Золотая Орда была на пике своего могущества. Через курган проходила стратегически важная застава со сторожевыми дозорами. Застава была организована темником Мамаем (темник в Золотой Орде — это командующий войском, подчиненный напрямую хану). По легенде, тело Мамая захоронено на кургане — лежит же оно в гробнице в золотых доспехах. Гробница так до сих пор и не была найдена, несмотря на многочисленные раскопки, проводившиеся в этом районе.
Во время Великой отечественной войны Мамаев курган был чрезвычайно важной стратегической точкой на карте, контроль над которой означал контроль над всем Заволжьем и всеми переправами региона. Потеря кургана могла нанести сокрушительный удар по Советскому Союзу
В итоге бои за курган длились 135 суток (а вся Сталинградская битва — 200 дней).
Магдалина happiness
После победы Красной армии, земля, а районе кургана была настолько выжжена, что на ней долгое время даже не росла трава.
Идея построить памятник-ансамбль возникла сразу после окончания Великой Отечественной войны и победы на фашистской Германией. Но реализовывать замысел начали сильно позже — ведь все силы изначально были брошены на восстановление буквально уничтоженного города.
В 1958 году правительство принимает постановление о строительстве, а в 1959 году начинается сам процесс возведения памятника. Автором проекта стал скульптор-монументалист Е. В. Вучетич, автор также таких известных композиций, как «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине и «Родина-мать» в Киеве. Проект оказался чрезвычайно сложным. Поэтому команде архитекторов, художников и строителей понадобились долгие 8 лет на то, чтобы завершить проект.
Храм всех святых, Александр Смирнов
Открытие памятника состоялось в 1967 году. Тогда на торжественном мероприятии присутствовали сам Леонид Брежнев и Маршал Василий Чуйков, командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград во время той судьбоносной битвы. Василий Чуйков также выступал в качестве главного военного консультанта при возведении объекта. После смерти его тело похоронили на территории мемориала — здесь же находится Памятник Чуйкову.
Кстати, в 2045 году в день 100-летия Победы будет изъята и открыта заложенная в 1970 году капсула с обращением к потомкам.
История памятника
Победа в Сталинградской битве стала ключевым и переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Именно в Сталинграде (нынешний Волгоград) велось сложнейшее и кровопролитное сражение Великой Отечественной войны. Оборона города заняла 200 дней. А победа над врагом в Сталинградской битве позволила Красной армии пойти в контрнаступление, когда казавшийся непобедимым враг начал постепенно сдавать позиции.
Конкурс на создание памятника героям и самому событию был объявлен еще до конца Второй мировой войны, в сентябре 1944 года. В нем приняли участие как известные архитекторы, так и простые солдаты и жители города. Люди присылали свои идеи и эскизы через военно-полевую почту. Также идеями делились и из других стран — например, из Китая и Марокко.
Igor Butyrskii
Например, архитектор Георгий Марцинкевич предложил установить здесь высокую колонну с фигурой Сталина, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. Любопытно, что будущий создатель памятника Евгений Вучетич, участия в конкурсе не принимал.
Несмотря на то, что конкурс проходил в 1940-е годы, работы над памятником стартовали уже после смерти Сталина, в конце 1950-х. Приказ о строительстве был подписан Никитой Хрущевым в 1958 году. А открыли памятник лишь в октябре 1967 года, уже при Леониде Брежневе.
Изначально предполагалось, что рядом с женской фигурой будет установлена статуя солдата, стоящего на коленях и протягивающего Родине-матери меч. Однако Вучетич решил, что солдат не может никому передать свой меч. От плана двух статуй отказались.
А кем была прототип Родины-матери? Кто позировал создателю памятника, увы, доподлинно никто точно не знает. Лишь предполагают, что скульптор лепил ее с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе (есть также версии о том, что для скульптора позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева), а лицо Вучетич «взял» у своей собственной жены Веры. Макет головы статуи можно увидеть в музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Любопытно, что монумент «Родина-мать зовет!» никак не закреплен: он устойчив за счет своего собственного огромного веса.
Историки также пишут, что скульптор вдохновлялся барельефом «Марсельезы» на парижской Триумфальной арке, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.
Сам же образ Родины-матери родился гораздо раньше появления памятника; ее можно было увидеть на плакатах СССР агитационного характера еще в 1941 году. Автором стал советский художник Ираклий Тоидзе. Прототипом Родины-матери стала его жена, которая, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, вбежала в мастерскую художника, закричав: «Война!». Тоидзе был настолько испуган и потрясен выражением лица жены, что тут же сделал несколько набросков.
Если за облик Родины-матери отвечал Евгений Вучетич, то инженерные расчеты велись под руководством Николая Никитина, построившего Останкинскую телебашню.
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
Основные композиции:
- Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
- Аллея пирамидальных тополей
- Площадь Стоявших насмерть
- Стены-руины
- Площадь Героев
- Монументальный рельеф
- Зал Воинской славы
- Площадь Скорби
- Главный монумент «Родина-мать зовёт!»
- Воинское мемориальное кладбище
- Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана
Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.
Также на территории кургана до наших дней сохранились:
- Немецкий дзот
- Родник жизни
- Половина шасси танка времён ВОВ
При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.
Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане
От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.
«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.
От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.
На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа.
В память о подвиге
До 1959 года могучий холм оставался искалеченным. Но мысль о создании комплекса в Сталинграде уже зрела – она возникла еще в период войны. Стартовал конкурс на лучший проект. Чего только не предлагали, например, сохранить опустошенный Сталинград, который стал бы масштабным памятником под открытым небом. Все же остановились на возведении мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Автора определил Сталин – он посчитал лучшим Евгения Вучетича.
Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev
Строили комплекс с размахом – 18 лет. Фигуру «Родина-мать» возводили 8 лет
Когда проводили земляные работы перед монтажом памятника, действовали особо осторожно. В земле осталось много снарядов и мин
Рядом находились саперы. Но постарались на славу – это наибольший комплекс в мире, связанный со Второй мировой войной (26 га). Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году.
Теперь каждый турист может прочувствовать подвиг прошлого поколения. В единый ансамбль входят:
- Фигура «Память поколений»;
- Аллея с деревьями, посаженными в честь героев;
- Площадь «Стоявших насмерть»;
- Стены в виде руин со звуковым сопровождением;
- Площадь Героев;
- Грот с неугасающим огнем и списками погибших;
- Площадь с монументом скорбящей матери и «озером слез»;
- «Родина-мать».
Миссия комплекса – показать, что защитники Сталинграда погибли ради жизни грядущих поколений, сумели победить зло. Скульптор Вучетич считает, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Идея охватывает все детали памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. «Мы старались передать несокрушимый дух советской армии», – такую речь произнес Вучетич во время торжественного открытия. Масштаб дал возможность прочувствовать размах массового героизма.
Мамаев курган в Волгограде. История названия и состав комплекса. Родина-мать.
Сталинград (с 1961 года Волгоград) известен как город, в котором в Великую Отечественную Войну на протяжении 200 дней шли ожесточённые бои за каждый квартал и каждый дом. Именно Сталинградская битва стала переломным моментом в ходе войны. Здесь же расположился Мамаев курган – массовое захоронение солдат, которые ценой своей жизни защищали город.
Во время битвы это была стратегически важная высота, контроль над ней давал, по сути, полный контроль над городом, обеспечивал свободный выход к набережной Волги. За эту высоту воины сражались с неприятелем 135 дней. Сейчас Мамаев курган в Волгограде – это крупнейший комплекс, посвященный одновременно героизму и ужасам Великой Отечественной Войны.
Звездный час Евгения Вучетича
Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.
Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»
На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.
Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».
Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
Фото с сайта — photo.boltai.com
Этот комплекс
состоит из множества различных композиций, которые достойны отдельного
упоминания.
Монумент «Память поколений»
Мемориал «Память поколений». Фото с сайта — yourguide.biz
Первое знакомство со всем мемориалом начинается у самого входа в комплекс, где расположена композиция «Память поколений». Монумент является скульптурой, изображающей людей различных возрастов. Люди, разных поколений, несут венки на Мамаев Курган, для того чтобы почтить погибших воинов.
Аллея пирамидальных тополей
Аллея пирамидальных тополей. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)
Далее, если пройти
по лестнице, можно выйти на Аллею пирамидальных тополей. Её длина составляет 223 метра, а ширина 10.
Площадь аллеи состоит из гранитных плит, её склоны покрыты травой, кустарниками
и различными деревьями. Аллея ведёт на площадь «Стоять насмерть».
Площадь
«Стоять насмерть»
Площадь «Стоять насмерть». Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)
После аллеи
тополей расположена лестница, состоящая из гранита, которая ведёт прямо на
площадь «Стоять насмерть». Кроме того, здесь же расположена скульптура с одноимённым
названием
Монумент изображает отважного и сильного мужчину, который могучим
торсом заслоняет путь врагу. Монумент помещён в центре бассейна
Бассейн летом
заполняется водой.
Стены-руины
Стены-руины. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)
Эта
достопримечательность представляет собой две большие стены. Они поставлены под
таким углом, что в конце словно сходятся. Стены являются, как будто
листами книги, на которых запечатлены все драматические и важные моменты тех давних
событий. Здесь можно увидеть сцены битв, призывы и реальные лица людей. Длина
каждой стены составляет 46
метров, а высота достигает 17,5.
Площадь героев
Площадь героев. Фото с сайта — gidavia.com
Пройдя через
стены-руины, можно оказаться на Площади героев. В центре неё расположен большой
искусственный водоём, который по задумке авторов символизирует торжество жизни
над смертью, добра над злом. Рядом расположились шесть монументальных статуй,
которые изображают подвиги солдат. Последняя скульптурная композиция
показывает, как воины расправляются с гидрой – с символом фашизма.
Монументальный рельеф
Монументальный рельеф. Фото — Oleg Nabrovenkov (www.flickr.com)
Монументальный
рельеф – это стена, которая завершает Площадь героев. На ней изображён целый рассказ,
состоящий из множества коротких эпизодов. Экспозиция рассказывает о героических
поступках советского солдата, о взятии в плен фашистов, долгожданной радости
победы. Весь монумент вызывает ощущение целостности и законченности. Длина
составляет 160 метров,
а высота 10.
Зал воинской славы
Зал воинской славы. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)
Это здание в форме цилиндра, зал которого всегда доступен для туристов и гостей: двери попросту отсутствуют. Сначала все посетители оказываются в галерее, где можно посмотреть на мозаику, которая изображает медаль «За оборону Сталинграда».
Здесь же, через туннель можно перейти в следующую комнату, в потолке которой есть проём, где можно разглядеть «Родину-мать». Здесь также находится основной символ и сердце зала – гигантская мраморная рука, держащая факел.
Площадь скорби
Площадь скорби. Фото с сайта — kaptravel.ru
На территории этой
площади расположена скульптура, изображающая мать, которая оплакивает своего
погибшего на войне сына. Монумент окружён небольшим искусственным водоёмом.
Кроме того, рядом с площадью можно найти могилу маршала Василия Ивановича
Чуйкова.
Монумент
«Родина-мать зовёт»
Монумент «Родина-мать зовёт». Фото с сайта — photoclub.by
Этот памятник выступает центром всего мемориального комплекса. Статуя является высочайшей в России и во всей Европе и имеет статус чуда света нашей страны. Статуя представляет собой огромную фигуру женщины, которая шагает вперёд и держит над головой меч.
Скульптура символизирует обобщённый образ Родины, которая зовёт своих сыновей на сражение с неприятелем.
Воинское мемориальное кладбище
Воинское мемориальное кладбище. Фото с сайта — megatopof.ru
Самое важное и
святое место – Братские могилы. На этом кладбище нашли свой вечный покой более
35 тысяч солдат, которые защищали город
Всего здесь находится пять братских
могил, где захоронены безымянные воины.
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»
Панорама — самая интересная для посетителей часть комплекса. Площадь художественного полотна — 2000 кв. м, площадь полотна — 1000 кв. м. Холст сделан из льна и весит около тонны. Расписывали холст с лета 1980 года до весны 1982 года именитые художники М. И. Самсонов, Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, П. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, Ф. П. Усыпенко.
Сюжет панорамы – день 26 января 1943 года. День, когда две армии, советская и немецкая, встретились на склоне Мамаева кургана в жестоком бою. Детально изображенная окружающая местность вокруг Мамаева кургана служит фоном для изображения великих подвигов легендарных защитников Сталинграда.
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»