Мамаев курган

Мамаев курган

Каждый раз приезжая в Волгоград, обязательно посещаю Мамаев курган возложить цветы у вечного огня в Зале Воинской славы. Здесь похоронен мой двоюродный прадед, отдавший жизнь защищая родной город.

Мамаев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города. Здесь, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январем 1943 года, происходили ожесточенные бои Сталинградской битвы. На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 тысяч защитников Сталинграда.

Свое название легендарный Мамаев курган получил со времен Золотой Орды. На его вершине была учреждена застава темником Мамаем, в честь которого и был назван курган.

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Колодец под Орловкой

Исследователь из города Волжского Михаил Васильев более двадцати лет самым серьезным образом изучает эту проблему.

— Около двадцати лет назад, — рассказывает Михаил, — я занялся работой по организации поездок в наши края туристов. Много пришлось бывать в музеях Волгограда, на мемориальном комплексе «Сталинградская битва», в архивах Мамаева кургана. Тогда я познакомился с человеком, который был до фанатизма одержим одной загадочной идеей. «Дайте мне денег, и я раскопаю колодец в Орловке!» — с этой просьбой страстно обращался он к руководству различного уровня.

Как выяснилось, Михаил в свое время узнал от одного пожилого сталинградца такой факт. На исходе Сталинградской битвы гитлеровцы сбросили в колодец, находившийся на городской окраине неподалеку от села Орловка, одиннадцать цинковых ящиков.

Колодец после этого они взорвали, но самое невероятное — расстреляли румынских солдат, помогавших им в этой работе.

— Что за колодец, что было в нем спрятано? — заинтересовался Михаил.

Увлекшись этой тайной, он узнал со временем, что загадочный колодец ищет не он один. Интерес к странному объекту под Орловкой проявляли также некоторые граждане Германии, приезжавшие в наши края под разнообразными предлогами. Расспрашивая местных жителей, они предлагали им деньги за любые сведения о «колодце под Орловкой».

— Я задумался, — говорит Васильев, — с чего бы это нынешние немцы заинтересовались фактами давно минувших лет?

Орловка в пору Сталинградской битвы была местом, где гитлеровцы собирали силы для штурма Мамаева кургана, это была их базовая точка. Там же, в Орловке, базировался отряд зондеркоманды СС «4 А», которым на тот момент командовал штурмбанфюрер СС Ойген Штеймле.

Это подразделение эсэсовцев занималось проведением карательных операций на оккупированных территориях, запятнав себя, в частности, участием в массовых казнях мирных жителей в Бабьем Яру, под Киевом.

Но здесь, под Сталинградом, проведения подобных операций гитлеровцами не планировалось.

Зачем же тогда здесь находились СС-цы?

— Проработав очень большое количество материалов того времени, — делает вывод Михаил Васильев, — я пришел к выводу: зондеркоманда «4 А» занималась подготовкой некой секретной операции, ради которой, в сущности, и началось сражение под Сталин­градом, и в этом заключался сакральный смысл Сталинградской битвы.

Иначе для чего фашистам нужно было так отчаянно штурмовать развалины? Сталинград к тому времени был уже фактически уничтожен и как город, и как коммуникационный узел по снабжению войск, действовавших на Кавказе. Были разбомблены порт, нефтехранилища. Заводы, остававшиеся в нем, стали руинами, среди которых стояли станки.

Зал Воинской Славы

Зал Воинской Славы расположен в подпорной стене. Представляет собой сооружение в форме цилиндра диаметром 42 и высотой 13,5 метров, со входом в виде прямоугольного портала. В центре пантеона Славы высится мраморная рука с зажженным факелом Вечного огня.

На стенах Зала расположены 34 алых плиты, окаймленных черными лентами с именами тех, кто погиб в боях под Сталинградом. Над ними оранжево-черная георгиевская лента, на которой белыми буквами выложены слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!». В Зале звучит музыка немецкого композитора Роберта Шумана «Грезы». Каждый час, начиная с 9 утра и до вечера, у вечного огня и на выходе из Зала Воинской Славы проходит смена караула.

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы», посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 гранитных ступеней, соответствующих числу дней Сталинградской битвы.

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.

27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.

26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны

Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград

После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

Прошлое возвышенности

Курган «сторожит» окрестности немало лет. Существует две версии происхождения названия. Согласно первой, давным-давно на возвышенности были сторожевые дозоры. Заставу создал темник Золотой Орды – Мамай. Есть мнение, что его похоронили здесь в гробнице, облаченного в доспехи из золота. Но могилу не нашли. Некоторые историки связывают название со словом «бугор», ведь волжские татары произносят его как «мамай».

Битва на Мамаевом кургане

Но известным Мамаев курган стал благодаря войне. На фронтовых картах его обозначали просто – «высота 102,0». Однако для бойцов 62-й части армии и их командира за этим стояло нечто большее. Удержать высоту – вопрос жизни и смерти. С вершины открывался обзор на центр города, порт, вокзал, промышленную часть, переправу через Волгу. Позиция давала возможность контролировать практически весь Сталинград.

Сражение за Мамаев курган растянулось на 135 дней из 200 Сталинградского сражения. В начале осени 1942 года противник захватил западную часть возвышенности, в середине – северную и южную. Переломный момент произошел в начале 1943 года. На помощь 62-й части армии пришла 21-я. Вместе они сумели разделить войско врага и окончательно справиться с ним. Эта победа стала переломной в ходе войны.

За 135 дней Мамаев курган повидал немало. Круглосуточно советских солдат обстреливали. Постоянно велась бомбежка с воздуха. Победа в сложном сражении досталась большой ценой – больше миллиона людей погибло, а город почти полностью разрушен. На холме хоронили погибших солдат со всего Сталинграда. Обожженная, израненная окопами и воронками возвышенность даже зимой оставалась черной, словно обугленной. Весной на выгоревшем Мамаевом кургане не сумела пробиться трава.

Стены-руины на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev

Площадь Героев

Несколько ступеней, и впереди площадь Героев. Бескрайнее от слез памяти озеро, через края которого переливается вода. Стена, как развевающееся знамя, и слова на ней, воспевающие подвиг героев и страх врагов, увидевших бессмертных. Напротив расположено шесть парных скульптур: молоденькая девчушка – санинструктор, выносящая с поля боя раненого; солдат, забравший у убитого связку гранат и идущий с ними на смерть; командир, получивший смертельное ранение, но продолжающий руководить боем; подхвативший у убитого военный символ – знамя; единение генерала и солдата в этом тяжком бремени войны и, как апофеоз, солдаты, повергающие гитлеровскую свастику и гидру.

Такое зрелище не может оставить спокойным, вернее может, но только людей, для которых нет ничего святого. Знать историю Мамаева кургана и побывать здесь – лучший способ патриотического воспитания.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Фото с сайта — photo.boltai.com

Этот комплекс
состоит из множества различных композиций, которые достойны отдельного
упоминания.

Монумент «Память поколений»

Мемориал «Память поколений». Фото с сайта — yourguide.biz

Первое знакомство со всем мемориалом начинается у самого входа в комплекс, где расположена композиция «Память поколений». Монумент является скульптурой, изображающей людей различных возрастов. Люди, разных поколений, несут венки на Мамаев Курган, для того чтобы почтить погибших воинов.

Аллея пирамидальных тополей

Аллея пирамидальных тополей. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Далее, если пройти
по лестнице, можно выйти на Аллею пирамидальных тополей. Её длина составляет 223 метра, а ширина 10.
Площадь аллеи состоит из гранитных плит, её склоны покрыты травой, кустарниками
и различными деревьями. Аллея ведёт на площадь «Стоять насмерть».

Площадь
«Стоять насмерть»

Площадь «Стоять насмерть». Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

После аллеи
тополей расположена лестница, состоящая из гранита, которая ведёт прямо на
площадь «Стоять насмерть». Кроме того, здесь же расположена скульптура с одноимённым
названием

Монумент изображает отважного и сильного мужчину, который могучим
торсом заслоняет путь врагу. Монумент помещён в центре бассейна

Бассейн летом
заполняется водой.

Стены-руины

Стены-руины. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Эта
достопримечательность представляет собой две большие стены. Они поставлены под
таким углом, что в конце словно сходятся. Стены являются, как будто
листами книги, на которых запечатлены все драматические и важные моменты тех давних
событий. Здесь можно увидеть сцены битв, призывы и реальные лица людей. Длина
каждой стены составляет 46
метров, а высота достигает 17,5.

Площадь героев

Площадь героев. Фото с сайта — gidavia.com

Пройдя через
стены-руины, можно оказаться на Площади героев. В центре неё расположен большой
искусственный водоём, который по задумке авторов символизирует торжество жизни
над смертью, добра над злом. Рядом расположились шесть монументальных статуй,
которые изображают подвиги солдат. Последняя скульптурная композиция
показывает, как воины расправляются с гидрой – с символом фашизма.

Монументальный рельеф

Монументальный рельеф. Фото — Oleg Nabrovenkov (www.flickr.com)

Монументальный
рельеф – это стена, которая завершает Площадь героев. На ней изображён целый рассказ,
состоящий из множества коротких эпизодов. Экспозиция рассказывает о героических
поступках советского солдата, о взятии в плен фашистов, долгожданной радости
победы. Весь монумент вызывает ощущение целостности и законченности. Длина
составляет 160 метров,
а высота 10.

Зал воинской славы

Зал воинской славы. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Это здание в форме цилиндра, зал которого всегда доступен для туристов и гостей: двери попросту отсутствуют. Сначала все посетители оказываются в галерее, где можно посмотреть на мозаику, которая изображает медаль «За оборону Сталинграда».

Здесь же, через туннель можно перейти в следующую комнату, в потолке которой есть проём, где можно разглядеть «Родину-мать». Здесь также находится основной символ и сердце зала – гигантская мраморная рука, держащая факел.

Площадь скорби

Площадь скорби. Фото с сайта — kaptravel.ru

На территории этой
площади расположена скульптура, изображающая мать, которая оплакивает своего
погибшего на войне сына. Монумент окружён небольшим искусственным водоёмом.
Кроме того, рядом с площадью можно найти могилу маршала Василия Ивановича
Чуйкова.

Монумент
«Родина-мать зовёт»

Монумент «Родина-мать зовёт». Фото с сайта — photoclub.by

Этот памятник выступает центром всего мемориального комплекса. Статуя является высочайшей в России и во всей Европе и имеет статус чуда света нашей страны. Статуя представляет собой огромную фигуру женщины, которая шагает вперёд и держит над головой меч.

Скульптура символизирует обобщённый образ Родины, которая зовёт своих сыновей на сражение с неприятелем.

Воинское мемориальное кладбище

Воинское мемориальное кладбище. Фото с сайта — megatopof.ru

Самое важное и
святое место – Братские могилы. На этом кладбище нашли свой вечный покой более
35 тысяч солдат, которые защищали город

Всего здесь находится пять братских
могил, где захоронены безымянные воины.

Зал воинской славы

Изначально здесь собирались построить музей-панораму, но после того как здание уже было возведено, было принято решение разместить в этом месте совершенно другой объект. Кстати, тот факел Победы, который сегодня можно увидеть в зале воинской славы, появился только в 1998 году.

Что представляет собой этот зал славы на Мамаевом кургане? Это цилиндр, высота которого 13,5 метра, а диаметр – 42 метра. Зал открыт для посетителей и днем, и ночью, в нем нет дверей и окон – лишь отверстия в стенах. Войдя сюда, посетители попадают в узкую галерею, в глубине которой мозаикой выложена медаль «За оборону Сталинграда». Тоннель приводит в зал, имеющий овальную форму. В самом его центре, в крыше, есть круглый проем, откуда можно увидеть скульптуру «Родина-мать», а под этим проемом находится гигантская мраморная рука, которая держит зажженный факел – Вечный огонь. Здесь круглосуточно звучит музыка – «Грезы» Роберта Шумана, в стенах зала дежурит почетный караул, сменяющийся ежечасно. А на стенах указаны имена героев-защитников Сталинграда – семь с половиной тысяч фамилий, высеченных на плитах алого цвета с каймой из траурной ленты.

История

Чтобы по-настоящему понять, почему место, на котором располагается этот мемориал, является не просто стратегически важным, а культовым и знаковым, необходимо углубиться в историческую справку. На территории современного Волгограда еще во время Золотой Орды на «высоте 102» располагались сторожевые дозоры. Отсюда караул татаро-монгольского ига мог наблюдать за порядком. Ведь именно с этой точки открывается обзорный вид на всю территорию города.

Кадр из фильма «Золотая Орда» (2018)

Более того, легенды гласят, что на этом кургане был похоронен сам военачальник Мамай — культовый полководец, а также одним из главных управленцев Золотой Орды. По слухам, в этой точке располагается так называемое место силы, ввиду наличия стыка тектонических плит. Для татаро-монголов это имело особое значение, отсюда и произошли легенды. А одной из самых распространенных и удивительных стало поверье о том, что на Мамаевом кургане закопано золото и другие невероятные богатства Орды. Однако более современные исследования и последующие раскопки не нашли доказательств и подтверждений для этой легенды.

По преданиям, на кургане похоронен известный хан Мамай (картина)

Конечно, не только этот факт стал основополагающим для фашистских захватчиков. Как уже было описано выше, с высоты кургана открывался великолепный обзор на всю территорию Сталинграда. Это стало бы несомненным преимуществом для армии стран Оси с точки зрения ведения боя

Двести дней и ночей город отважно оборонялся от захватчика. Более трех миллионов человек с обеих сторон составили общие потери в этой битве

«Ни шагу назад!» — под таким девизом и солдаты, и гражданские люди ценой собственных жизней защищали родную землю. Сложно описать героический подвиг и самоотверженность жителей Сталинграда. Все, кто остался свидетелями событий тех лет, аллегорически утверждали, что обороняющиеся были уже мертвы, потому что живые так сражаться просто не способны.

Реставрация монумента

За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.

Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.

Реконструкция включала следующие работы:

  • замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
  • монтаж наружного освещения;
  • противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
  • устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
  • частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
  • восстановление заржавевшей арматуры;
  • очистку от мха, грязи, плесени;
  • обработку защитными составами;
  • благоустройство прилегающей территории.

Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.

Краткая история Мамаева кургана

Многие историки полагают, что Мамаев Курган имел особое значение задолго до начала ВОВ – его преимущества оценили еще татаро-монголы.  В те дни на территории региона располагалась столица их ханства, носившая название Сарай-Берке. Хан по имени Мамай установил тут свои заставы, позволявшие защищать город от вражеских нашествий. Мнение это разделяют далеко не все профессионалы.
Так, работники музеев имеют абсолютно иную точку зрения. Согласно таковой, никаких укреплений здесь отродясь не водилось. Они считают, что прежде жители называли возвышенность бугром. Ну а татары, обитавшие в Поволжье, на своем языке называли ее «Мамай». В дни обороны Сталинграда – памятная точка и вовсе звалась «Высотой 102». Ну а Мамаевым Курганом местность назвал простой военный корреспондент – так уж случилось, что название закрепилось.

Случайный попутчик

Удача приходит к тому, кто ее ищет. К Михаилу Васильеву, увлекшемуся тайнами сражения под Сталинградом, она пришла со временем в лице случайного попутчика, ехавшего с ним в поезде, следовавшем на Урал.

Попутчик этот оказался ветераном Сталинградской битвы, во время которой он был офицером разведки. Звали его Александр Агафонник. О том, что случилось с ним в годы войны, ветеран рассказывал неохотно.

Однако постепенно попутчики нашли общий язык, бывший разведчик, что называется, выговорился. От него-то Михаил и почерпнул многие захватывающие сведения по интересовавшему его вопросу.

Во время выполнения разведзадания Александр Владимирович был взят в плен недалеко от Дона. Однако немцы не отправили его в лагерь для военнопленных, поскольку он как личность заинтересовал командира зондеркоманды СС «4 А», и тот оставил его при себе. Этот немецкий офицер прекрасно владел русским языком.

— Ты мне интересен, — сказал он тогда Агафоннику. — Поэтому пока ты поживешь со мной, мы с тобой будем просто общаться, беседовать. Можешь относиться при этом ко мне как к врагу, но воспринимай меня сообразно моему интеллекту и относись как равный к равному.

Когда стало ясно, что группировка гитлеровцев, окруженная под Сталинградом, обречена на гибель, гитлеровский офицер отпустил Агафонника. Похоже, он проникся уважением к русскому офицеру и не желал ему смерти.

Явившись к своим и доложив о деятельности зондеркоманды СС «4 А», Александр был арестован контрразведкой и направлен в лагеря. Длительный срок заключения он отбывал на Колыме, реабилитирован был лишь в 1983 году.

Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

Установка монумента

Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Основные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовёт!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана

Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.

Также на территории кургана до наших дней сохранились:

  • Немецкий дзот
  • Родник жизни
  • Половина шасси танка времён ВОВ

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане

От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.

На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа.

В память о подвиге

До 1959 года могучий холм оставался искалеченным. Но мысль о создании комплекса в Сталинграде уже зрела – она возникла еще в период войны. Стартовал конкурс на лучший проект. Чего только не предлагали, например, сохранить опустошенный Сталинград, который стал бы масштабным памятником под открытым небом. Все же остановились на возведении мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Автора определил Сталин – он посчитал лучшим Евгения Вучетича.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev

Строили комплекс с размахом – 18 лет. Фигуру «Родина-мать» возводили 8 лет

Когда проводили земляные работы перед монтажом памятника, действовали особо осторожно. В земле осталось много снарядов и мин

Рядом находились саперы. Но постарались на славу – это наибольший комплекс в мире, связанный со Второй мировой войной (26 га). Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году.

Теперь каждый турист может прочувствовать подвиг прошлого поколения. В единый ансамбль входят:

  • Фигура «Память поколений»;
  • Аллея с деревьями, посаженными в честь героев;
  • Площадь «Стоявших насмерть»;
  • Стены в виде руин со звуковым сопровождением;
  • Площадь Героев;
  • Грот с неугасающим огнем и списками погибших;
  • Площадь с монументом скорбящей матери и «озером слез»;
  • «Родина-мать».

Миссия комплекса – показать, что защитники Сталинграда погибли ради жизни грядущих поколений, сумели победить зло. Скульптор Вучетич считает, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Идея охватывает все детали памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. «Мы старались передать несокрушимый дух советской армии», – такую речь произнес Вучетич во время торжественного открытия. Масштаб дал возможность прочувствовать размах массового героизма.

Волгоград. Стены-руины

От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведёт широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу, словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!». Всюду надписи, передающие накал битвы: «За Волгой для нас земли нет!…», «С нами миллионы людей..», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: «Все они были простыми смертными». Тема правой стороны – «Только вперёд!». Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьёт артиллерия. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: «Я из 62-й!», «Врывайся в дом вдвоём: ты и граната».

Развитие Мамаева кургана

Храм Всех Святых на Мамаевом кургане

Холм изменился со времени своего открытия. К 50-летию Победы открыли мемориальное кладбище, где перезахоронили останки солдат. Их все еще находят поисковые отряды. В 2005 году на территории открылся Храм Всех Святых. В будущем планируют открыть выставочный зал, повествующий о битве на Мамаевом кургане. Экспонатов накопилось много. Собираются также облагородить родник жизни – об этом месте знает мало туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector