Мамаев курган в волгограде
Содержание:
- Звездный час Евгения Вучетича
- Построить всей страной
- По страницам истории
- Конструктивные особенности монумента
- Высота памятника «Родина-мать зовёт!»
- История
- Конкурс без границ
- Реставрация монумента
- Другие достопримечательности
- Почему статую установили на Мамаевом Кургане?
- Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
- Музеи Мамаева кургана
- Авторский коллектив
- Скульптура «Родина-мать зовет!»
Звездный час Евгения Вучетича
Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.
Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»
На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.
Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».
Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане
Построить всей страной
Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.
Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.
Установка монумента
Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.
Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.
Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе
По страницам истории
Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.
27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.
26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны
Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград
После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.
Прошлое возвышенности
Курган «сторожит» окрестности немало лет. Существует две версии происхождения названия. Согласно первой, давным-давно на возвышенности были сторожевые дозоры. Заставу создал темник Золотой Орды – Мамай. Есть мнение, что его похоронили здесь в гробнице, облаченного в доспехи из золота. Но могилу не нашли. Некоторые историки связывают название со словом «бугор», ведь волжские татары произносят его как «мамай».
Битва на Мамаевом кургане
Но известным Мамаев курган стал благодаря войне. На фронтовых картах его обозначали просто – «высота 102,0». Однако для бойцов 62-й части армии и их командира за этим стояло нечто большее. Удержать высоту – вопрос жизни и смерти. С вершины открывался обзор на центр города, порт, вокзал, промышленную часть, переправу через Волгу. Позиция давала возможность контролировать практически весь Сталинград.
Сражение за Мамаев курган растянулось на 135 дней из 200 Сталинградского сражения. В начале осени 1942 года противник захватил западную часть возвышенности, в середине – северную и южную. Переломный момент произошел в начале 1943 года. На помощь 62-й части армии пришла 21-я. Вместе они сумели разделить войско врага и окончательно справиться с ним. Эта победа стала переломной в ходе войны.
За 135 дней Мамаев курган повидал немало. Круглосуточно советских солдат обстреливали. Постоянно велась бомбежка с воздуха. Победа в сложном сражении досталась большой ценой – больше миллиона людей погибло, а город почти полностью разрушен. На холме хоронили погибших солдат со всего Сталинграда. Обожженная, израненная окопами и воронками возвышенность даже зимой оставалась черной, словно обугленной. Весной на выгоревшем Мамаевом кургане не сумела пробиться трава.
Стены-руины на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev
Конструктивные особенности монумента
«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.
Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.
Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:
- 77 — внутри туловища;
- 10 — в левой руке;
- 12 — в правой руке.
Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.
Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.
Высота памятника «Родина-мать зовёт!»
Изначально планировалось, что высота памятника составит всего лишь 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение серьезно увеличить высоту статуи для того, чтобы «обогнать» статую Свободы в США (высота которой без пьедестала равняется 46 метрам). Распоряжение было выполнено.
Высота статуи составляет 87 метров. Длина поднятого в правой руке меча — 33 метра.
После завершения работ Родина-мать стала самой высокой статуей на планете (и остается таковой, если не брать во внимание религиозную статую Будды в Китае). Фигура женщины высотой 52 метра стоит на высоком монументе — общая высота композиции составляет 87 метров
История
Чтобы по-настоящему понять, почему место, на котором располагается этот мемориал, является не просто стратегически важным, а культовым и знаковым, необходимо углубиться в историческую справку. На территории современного Волгограда еще во время Золотой Орды на «высоте 102» располагались сторожевые дозоры. Отсюда караул татаро-монгольского ига мог наблюдать за порядком. Ведь именно с этой точки открывается обзорный вид на всю территорию города.
Кадр из фильма «Золотая Орда» (2018)
Более того, легенды гласят, что на этом кургане был похоронен сам военачальник Мамай — культовый полководец, а также одним из главных управленцев Золотой Орды. По слухам, в этой точке располагается так называемое место силы, ввиду наличия стыка тектонических плит. Для татаро-монголов это имело особое значение, отсюда и произошли легенды. А одной из самых распространенных и удивительных стало поверье о том, что на Мамаевом кургане закопано золото и другие невероятные богатства Орды. Однако более современные исследования и последующие раскопки не нашли доказательств и подтверждений для этой легенды.
По преданиям, на кургане похоронен известный хан Мамай (картина)
Конечно, не только этот факт стал основополагающим для фашистских захватчиков. Как уже было описано выше, с высоты кургана открывался великолепный обзор на всю территорию Сталинграда. Это стало бы несомненным преимуществом для армии стран Оси с точки зрения ведения боя
Двести дней и ночей город отважно оборонялся от захватчика. Более трех миллионов человек с обеих сторон составили общие потери в этой битве
«Ни шагу назад!» — под таким девизом и солдаты, и гражданские люди ценой собственных жизней защищали родную землю. Сложно описать героический подвиг и самоотверженность жителей Сталинграда. Все, кто остался свидетелями событий тех лет, аллегорически утверждали, что обороняющиеся были уже мертвы, потому что живые так сражаться просто не способны.
Конкурс без границ
В конкурсе, объявленном в сентябре 1944 года, участвовали и солдаты, и именитые архитекторы. Проекты приходили не только с территории Советского Союза, но и из-за рубежа, например, из Марокко и Шанхая. Кстати, участие в конкурсе не принимал будущий создатель этого проекта — Вучетич. Поговаривали, что он мог обсуждать свой проект прямо с Иосифом Сталиным. Изначально предполагалось, что рядом с фигурой женщины будет фигура солдата, стоящего на коленях и протягивающего ей свой меч. Однако впоследствии композицию изменили, причем произошло это уже после подтверждения «сверху». Во-первых, она показалась архитектору слишком уж сложной, а во-вторых, присутствовал и идеологический аргумент: солдат не мог передавать свой меч никому, ведь война еще не была окончена.
Реставрация монумента
За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.
Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.
Реконструкция включала следующие работы:
- замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
- монтаж наружного освещения;
- противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
- устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
- частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
- восстановление заржавевшей арматуры;
- очистку от мха, грязи, плесени;
- обработку защитными составами;
- благоустройство прилегающей территории.
Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.
Другие достопримечательности
Фото с сайта — topmesta.ru
Кроме объектов,
входящих в состав памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», в
Волгограде есть ещё ряд исторических достопримечательностей, с которыми будет
интересно ознакомиться каждому гостю города.
Дом Павлова
Дом Павлова. Фото с сайта — world-photo.ru
«Дом Павлова» – дом солдатской славы, который располагается на улице Пензенской в центре Волгограда. Во время Сталинградской битвы в этом доме держала оборону группа советских солдат под командованием старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева и старшего сержанта Я. Ф. Павлова.
Целых 58 дней 25 солдат героически сдерживали натиск и волны атак фашистов. Все бойцы были удостоены наград, а сам Павлов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Здание начали восстанавливать уже в 1943 году, и сейчас его фасад украшает памятная стена, которая возведена в честь обороны города.
Музей-панорама «Сталинградская битва»
Музей-панорама «Сталинградская битва». Фото с сайта — twitter.com
Эта достопримечательность является одним из объектов, входящих в музей-заповедник «Сталинградская битва». Здесь можно ознакомиться с архивными документами, фотографиями и личными вещами участников Сталинградского сражения. В число экспонатов входит оружие, партийные билеты и даже личное имущество полководцев.
Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта)
Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта). Фото с сайта — 2gis.ru
Здание мельницы
начала XX столетия было практически уничтожено во время Сталинградской битвы.
Во время войны здесь был наблюдательный опорный пункт обороны города. Было
принято решение не восстанавливать здание после войны и сейчас оно остаётся
живым напоминанием об ужасах войны и подвиге советских солдат.
Музей «Память»
Музей «Память». Фото с сайта — club-hotels.ru
Музей «Память» находится в подвале Центрального универмага недалеко от центральной площади Волгограда – площади Павших Борцов. Каждый турист и гость города может увидеть здесь реконструкцию пленения фельдмаршала Ф. Паулюса и его армии. Эта экспозиция является фирменной карточкой музея.
Музей
Сталина
Музей Сталина. Фото с сайта — m.123ru.net
Музей Сталина относится к числу современных достопримечательностей города и был открыт в мае 2006 года. Музей расположен в помещении культурного центра «Сталинград» на Мамаевом Кургане.
Вся коллекция музея состоит из трёх частей, каждая из которых посвящена конкретному периоду жизни Сталина. Главная гордость музея – восковая фигура Иосифа Сталина. Экспозиция же состоит из 400 различных экспонатов, в которые входят и личные вещи вождя.
Почему статую установили на Мамаевом Кургане?
Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.
Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.
С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.
Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
Основные композиции:
- Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
- Аллея пирамидальных тополей
- Площадь Стоявших насмерть
- Стены-руины
- Площадь Героев
- Монументальный рельеф
- Зал Воинской славы
- Площадь Скорби
- Главный монумент «Родина-мать зовёт!»
- Воинское мемориальное кладбище
- Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана
Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.
Также на территории кургана до наших дней сохранились:
- Немецкий дзот
- Родник жизни
- Половина шасси танка времён ВОВ
При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.
Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане
От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.
«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.
От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.
На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа.
В память о подвиге
До 1959 года могучий холм оставался искалеченным. Но мысль о создании комплекса в Сталинграде уже зрела – она возникла еще в период войны. Стартовал конкурс на лучший проект. Чего только не предлагали, например, сохранить опустошенный Сталинград, который стал бы масштабным памятником под открытым небом. Все же остановились на возведении мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Автора определил Сталин – он посчитал лучшим Евгения Вучетича.
Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev
Строили комплекс с размахом – 18 лет. Фигуру «Родина-мать» возводили 8 лет
Когда проводили земляные работы перед монтажом памятника, действовали особо осторожно. В земле осталось много снарядов и мин
Рядом находились саперы. Но постарались на славу – это наибольший комплекс в мире, связанный со Второй мировой войной (26 га). Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году.
Теперь каждый турист может прочувствовать подвиг прошлого поколения. В единый ансамбль входят:
- Фигура «Память поколений»;
- Аллея с деревьями, посаженными в честь героев;
- Площадь «Стоявших насмерть»;
- Стены в виде руин со звуковым сопровождением;
- Площадь Героев;
- Грот с неугасающим огнем и списками погибших;
- Площадь с монументом скорбящей матери и «озером слез»;
- «Родина-мать».
Миссия комплекса – показать, что защитники Сталинграда погибли ради жизни грядущих поколений, сумели победить зло. Скульптор Вучетич считает, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Идея охватывает все детали памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. «Мы старались передать несокрушимый дух советской армии», – такую речь произнес Вучетич во время торжественного открытия. Масштаб дал возможность прочувствовать размах массового героизма.
Музеи Мамаева кургана
Весь памятный ансамбль на Мамаевом кургане является частью музея-заповедника «Сталинградская битва». В его структуру входят также и другие исторические объекты посвященные этому переломному сражению Второй мировой войны.
- Панорама «Сталинградская битва» – музейный комплекс, в составе которого находится ротонда, музей, фондохранилище и библиотека, административные здания, эстакада с боевой техникой. Изначально он планировался как часть мемориального ансамбля Мамаева кургана, но позже было принято решение создать самостоятельное учреждение. В число экспонатов этого музея входят личные вещи защитников города, письма и документы солдат, знамена частей. Главная гордость коллекции, личная снайперская винтовка В. Зайцева.
- Музей «Память» – экспозиция, открытая в 2010 году в подвальном помещении Центрального универмага. Именно в этом месте фельдмаршал Паулюс сдался в плен советским войскам. Мельница Герхардта – памятное строение, разрушенное снарядами в боях за Сталинград.
Панорама «Сталинградская битва»
Авторский коллектив
Проект мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» разработан коллективом архитекторов и инженеров, который возглавил Е.В.Вучетич. В составе коллектива авторов были также Я.Б.Белопольский, В.А.Демин, Ф.М.Лысов, М.С.Алешенко, В.Е.Матросов, Л.М.Майстренко, А.Н.Мельник, В.А.Марунов Н.С.Новиков, А.А.Tюренков. Инженерной группой руководил доктор технич. наук Н.В.Никитин. Военным консультантом выступал маршал В.И.Чуйков, командовавший обороной Сталинграда. За мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» авторский коллектив в 1970 г. был удостоен Ленинской премии.
Скульптура «Родина-мать зовет!»
Общая высота скульптуры 52 метра. Это было сделано по настоянию Н. С. Хрущева (цель — сделать выше Статуи Свободы и обогнать Америку хоть в этом). В руках женщина держит не знамя, как планировали сначала, а стальной 33-метровый меч. В 1972 г. его заменили на такой же, но сделанный из специальной стали, которая лучше выдерживает нагрузку. Толщина бетона около 30 см. В общем, скульптурная композиция весит почти восемь тысяч тонн.
Статую еще не построили, а пессимисты уже пророчили ей скорое падение. Специалисты по проектированию особо работали над этим вопросом, придумав и реализовав сотни уникальных наработок, в том числе 99 металлических тросов, гасящих излишнее напряжение изнутри, специальные ниши для установки домкратов (в действие домкраты так ни разу и не приводили), внутри работает целая научная лаборатория по контролю всех параметров и многое-многое другое.