Мамаев курган в волгограде. смертны ли они?!

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Фото с сайта — photo.boltai.com

Этот комплекс
состоит из множества различных композиций, которые достойны отдельного
упоминания.

Монумент «Память поколений»

Мемориал «Память поколений». Фото с сайта — yourguide.biz

Первое знакомство со всем мемориалом начинается у самого входа в комплекс, где расположена композиция «Память поколений». Монумент является скульптурой, изображающей людей различных возрастов. Люди, разных поколений, несут венки на Мамаев Курган, для того чтобы почтить погибших воинов.

Аллея пирамидальных тополей

Аллея пирамидальных тополей. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Далее, если пройти
по лестнице, можно выйти на Аллею пирамидальных тополей. Её длина составляет 223 метра, а ширина 10.
Площадь аллеи состоит из гранитных плит, её склоны покрыты травой, кустарниками
и различными деревьями. Аллея ведёт на площадь «Стоять насмерть».

Площадь
«Стоять насмерть»

Площадь «Стоять насмерть». Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

После аллеи
тополей расположена лестница, состоящая из гранита, которая ведёт прямо на
площадь «Стоять насмерть». Кроме того, здесь же расположена скульптура с одноимённым
названием

Монумент изображает отважного и сильного мужчину, который могучим
торсом заслоняет путь врагу. Монумент помещён в центре бассейна

Бассейн летом
заполняется водой.

Стены-руины

Стены-руины. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Эта
достопримечательность представляет собой две большие стены. Они поставлены под
таким углом, что в конце словно сходятся. Стены являются, как будто
листами книги, на которых запечатлены все драматические и важные моменты тех давних
событий. Здесь можно увидеть сцены битв, призывы и реальные лица людей. Длина
каждой стены составляет 46
метров, а высота достигает 17,5.

Площадь героев

Площадь героев. Фото с сайта — gidavia.com

Пройдя через
стены-руины, можно оказаться на Площади героев. В центре неё расположен большой
искусственный водоём, который по задумке авторов символизирует торжество жизни
над смертью, добра над злом. Рядом расположились шесть монументальных статуй,
которые изображают подвиги солдат. Последняя скульптурная композиция
показывает, как воины расправляются с гидрой – с символом фашизма.

Монументальный рельеф

Монументальный рельеф. Фото — Oleg Nabrovenkov (www.flickr.com)

Монументальный
рельеф – это стена, которая завершает Площадь героев. На ней изображён целый рассказ,
состоящий из множества коротких эпизодов. Экспозиция рассказывает о героических
поступках советского солдата, о взятии в плен фашистов, долгожданной радости
победы. Весь монумент вызывает ощущение целостности и законченности. Длина
составляет 160 метров,
а высота 10.

Зал воинской славы

Зал воинской славы. Фото — Alexxx Malev (www.flickr.com)

Это здание в форме цилиндра, зал которого всегда доступен для туристов и гостей: двери попросту отсутствуют. Сначала все посетители оказываются в галерее, где можно посмотреть на мозаику, которая изображает медаль «За оборону Сталинграда».

Здесь же, через туннель можно перейти в следующую комнату, в потолке которой есть проём, где можно разглядеть «Родину-мать». Здесь также находится основной символ и сердце зала – гигантская мраморная рука, держащая факел.

Площадь скорби

Площадь скорби. Фото с сайта — kaptravel.ru

На территории этой
площади расположена скульптура, изображающая мать, которая оплакивает своего
погибшего на войне сына. Монумент окружён небольшим искусственным водоёмом.
Кроме того, рядом с площадью можно найти могилу маршала Василия Ивановича
Чуйкова.

Монумент
«Родина-мать зовёт»

Монумент «Родина-мать зовёт». Фото с сайта — photoclub.by

Этот памятник выступает центром всего мемориального комплекса. Статуя является высочайшей в России и во всей Европе и имеет статус чуда света нашей страны. Статуя представляет собой огромную фигуру женщины, которая шагает вперёд и держит над головой меч.

Скульптура символизирует обобщённый образ Родины, которая зовёт своих сыновей на сражение с неприятелем.

Воинское мемориальное кладбище

Воинское мемориальное кладбище. Фото с сайта — megatopof.ru

Самое важное и
святое место – Братские могилы. На этом кладбище нашли свой вечный покой более
35 тысяч солдат, которые защищали город

Всего здесь находится пять братских
могил, где захоронены безымянные воины.

Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

Установка монумента

Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.

27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.

26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны

Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград

После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

Прошлое возвышенности

Курган «сторожит» окрестности немало лет. Существует две версии происхождения названия. Согласно первой, давным-давно на возвышенности были сторожевые дозоры. Заставу создал темник Золотой Орды – Мамай. Есть мнение, что его похоронили здесь в гробнице, облаченного в доспехи из золота. Но могилу не нашли. Некоторые историки связывают название со словом «бугор», ведь волжские татары произносят его как «мамай».

Битва на Мамаевом кургане

Но известным Мамаев курган стал благодаря войне. На фронтовых картах его обозначали просто – «высота 102,0». Однако для бойцов 62-й части армии и их командира за этим стояло нечто большее. Удержать высоту – вопрос жизни и смерти. С вершины открывался обзор на центр города, порт, вокзал, промышленную часть, переправу через Волгу. Позиция давала возможность контролировать практически весь Сталинград.

Сражение за Мамаев курган растянулось на 135 дней из 200 Сталинградского сражения. В начале осени 1942 года противник захватил западную часть возвышенности, в середине – северную и южную. Переломный момент произошел в начале 1943 года. На помощь 62-й части армии пришла 21-я. Вместе они сумели разделить войско врага и окончательно справиться с ним. Эта победа стала переломной в ходе войны.

За 135 дней Мамаев курган повидал немало. Круглосуточно советских солдат обстреливали. Постоянно велась бомбежка с воздуха. Победа в сложном сражении досталась большой ценой – больше миллиона людей погибло, а город почти полностью разрушен. На холме хоронили погибших солдат со всего Сталинграда. Обожженная, израненная окопами и воронками возвышенность даже зимой оставалась черной, словно обугленной. Весной на выгоревшем Мамаевом кургане не сумела пробиться трава.

Стены-руины на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev

Фонтан «Бармалей»

У царицынского фонтана, установленного в 1930 году перед музеем обороны города, было много названий. Чаще всего упоминаются «Танцующие дети», «Детский хоровод» и «Бармалей» – в память об одноимённой стихотворной сказке К. Чуковского.

Фонтан вошёл в историю как символ ужасающего контраста между беззаботным детством и войной. Разрушенный бомбёжками 1942 года, он стал немым укором человеческой жестокости.

Восстановленная к 1945 году композиция была демонтирована уже через шесть лет в связи с перепланировкой города. Тем не менее, в 2012–2013 годах были изготовлены две современные реплики фонтана. Копия разрушенного «Бармалея» установлена у мельницы Гергардта, а фонтан в своём первоначальном виде вернулся на Привокзальную площадь.

Примечательно, что образ «Танцующих детей» стал известен далеко за пределами России. В частности, он использован в антиутопиях «Заводной апельсин» и «V — значит вендетта».

Дом науки и искусств

Активные работы по проектированию Дома науки и искусств в Царицыне начались в 1913 году, а к 1915 году здание, объединившее в себе музей, библиотеку и театр, было готово.

С приходом советской власти здание не утратило своего значения, оставаясь культурным центром Сталинграда. В ходе боевых действий 1942–1943 годов Дом науки и искусств сильно пострадал, в нём велись уличные бои.

Восстановление здания велось до 1952 года. Лом науки и искусств утратил изначальный вид, превратившись в классический «сталинский театр».

С 50-х годов изменения во внешнем виде здания носили исключительно косметический характер. Сегодня в бывшем Доме науки и искусств располагается Новый экспериментальный театр — НЭТ.

Неудача царя Дария

Существует версия, что именно неведомые силы Мамаева кургана заставили выдвинуться персидского царя Дария в поход против скифов, обживших приволжские земли после исчезновения сарматов.

Собрав огромную армию, правитель Персии изначально беспрепятственно продвинулся далеко в глубь владений противника и даже смог захватить вожделенную высоту. Однако Дарий сам себя загнал в ловушку. 

Приведя измученную длинными переходами армию к магическому холму, царь приказал возвести на его склонах восемь высоких стен, которые служили бы неприступными укреплениями, преграждающими путь к вершине всем, кроме него самого и его приближенных. Пока армия персов была занята строительством, небольшие группы скифов целенаправленно истребляли обозы, подвозившие продовольствие, и засыпали все колодцы в округе.

Оставшись без пищи и воды, Дарий был вынужден отправиться восвояси. Правда, чтобы хоть как-то обозначить свое завоевание, царь оставил близ заветного холма большой отряд воинов, снабдив его самым лучшим оружием. О том, как сложилась дальнейшая судьба этого гарнизона, неизвестно.

История

Чтобы по-настоящему понять, почему место, на котором располагается этот мемориал, является не просто стратегически важным, а культовым и знаковым, необходимо углубиться в историческую справку. На территории современного Волгограда еще во время Золотой Орды на «высоте 102» располагались сторожевые дозоры. Отсюда караул татаро-монгольского ига мог наблюдать за порядком. Ведь именно с этой точки открывается обзорный вид на всю территорию города.

Кадр из фильма «Золотая Орда» (2018)

Более того, легенды гласят, что на этом кургане был похоронен сам военачальник Мамай — культовый полководец, а также одним из главных управленцев Золотой Орды. По слухам, в этой точке располагается так называемое место силы, ввиду наличия стыка тектонических плит. Для татаро-монголов это имело особое значение, отсюда и произошли легенды. А одной из самых распространенных и удивительных стало поверье о том, что на Мамаевом кургане закопано золото и другие невероятные богатства Орды. Однако более современные исследования и последующие раскопки не нашли доказательств и подтверждений для этой легенды.

По преданиям, на кургане похоронен известный хан Мамай (картина)

Конечно, не только этот факт стал основополагающим для фашистских захватчиков. Как уже было описано выше, с высоты кургана открывался великолепный обзор на всю территорию Сталинграда. Это стало бы несомненным преимуществом для армии стран Оси с точки зрения ведения боя

Двести дней и ночей город отважно оборонялся от захватчика. Более трех миллионов человек с обеих сторон составили общие потери в этой битве

«Ни шагу назад!» — под таким девизом и солдаты, и гражданские люди ценой собственных жизней защищали родную землю. Сложно описать героический подвиг и самоотверженность жителей Сталинграда. Все, кто остался свидетелями событий тех лет, аллегорически утверждали, что обороняющиеся были уже мертвы, потому что живые так сражаться просто не способны.

Другие достопримечательности

Фото с сайта — topmesta.ru

Кроме объектов,
входящих в состав памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», в
Волгограде есть ещё ряд исторических достопримечательностей, с которыми будет
интересно ознакомиться каждому гостю города.

Дом Павлова

Дом Павлова. Фото с сайта — world-photo.ru

«Дом Павлова» – дом солдатской славы, который располагается на улице Пензенской в центре Волгограда. Во время Сталинградской битвы в этом доме держала оборону группа советских солдат под командованием старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева и старшего сержанта Я. Ф. Павлова.

Целых 58 дней 25 солдат героически сдерживали натиск и волны атак фашистов. Все бойцы были удостоены наград, а сам Павлов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Здание начали восстанавливать уже в 1943 году, и сейчас его фасад украшает памятная стена, которая возведена в честь обороны города.

Музей-панорама «Сталинградская битва»

Музей-панорама «Сталинградская битва». Фото с сайта — twitter.com

Эта достопримечательность является одним из объектов, входящих в музей-заповедник «Сталинградская битва». Здесь можно ознакомиться с архивными документами, фотографиями и личными вещами участников Сталинградского сражения. В число экспонатов входит оружие, партийные билеты и даже личное имущество полководцев.      

Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта)

Руины мельницы имени Грудинина (Гергардта). Фото с сайта — 2gis.ru

Здание мельницы
начала XX столетия было практически уничтожено во время Сталинградской битвы.
Во время войны здесь был наблюдательный опорный пункт обороны города. Было
принято решение не восстанавливать здание после войны и сейчас оно остаётся
живым напоминанием об ужасах войны и подвиге советских солдат.

Музей «Память»

Музей «Память». Фото с сайта — club-hotels.ru

Музей «Память» находится в подвале Центрального универмага недалеко от центральной площади Волгограда – площади Павших Борцов. Каждый турист и гость города может увидеть здесь реконструкцию пленения фельдмаршала Ф. Паулюса и его армии. Эта экспозиция является фирменной карточкой музея.

Музей
Сталина

Музей Сталина. Фото с сайта — m.123ru.net

Музей Сталина относится к числу современных достопримечательностей города и был открыт в мае 2006 года. Музей расположен в помещении культурного центра «Сталинград» на Мамаевом Кургане.

Вся коллекция музея состоит из трёх частей, каждая из которых посвящена конкретному периоду жизни Сталина. Главная гордость музея – восковая фигура Иосифа Сталина. Экспозиция же состоит из 400 различных экспонатов, в которые входят и личные вещи вождя.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Основные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовёт!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана

Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.

Также на территории кургана до наших дней сохранились:

  • Немецкий дзот
  • Родник жизни
  • Половина шасси танка времён ВОВ

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане

От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.

На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа.

В память о подвиге

До 1959 года могучий холм оставался искалеченным. Но мысль о создании комплекса в Сталинграде уже зрела – она возникла еще в период войны. Стартовал конкурс на лучший проект. Чего только не предлагали, например, сохранить опустошенный Сталинград, который стал бы масштабным памятником под открытым небом. Все же остановились на возведении мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Автора определил Сталин – он посчитал лучшим Евгения Вучетича.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev

Строили комплекс с размахом – 18 лет. Фигуру «Родина-мать» возводили 8 лет

Когда проводили земляные работы перед монтажом памятника, действовали особо осторожно. В земле осталось много снарядов и мин

Рядом находились саперы. Но постарались на славу – это наибольший комплекс в мире, связанный со Второй мировой войной (26 га). Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году.

Теперь каждый турист может прочувствовать подвиг прошлого поколения. В единый ансамбль входят:

  • Фигура «Память поколений»;
  • Аллея с деревьями, посаженными в честь героев;
  • Площадь «Стоявших насмерть»;
  • Стены в виде руин со звуковым сопровождением;
  • Площадь Героев;
  • Грот с неугасающим огнем и списками погибших;
  • Площадь с монументом скорбящей матери и «озером слез»;
  • «Родина-мать».

Миссия комплекса – показать, что защитники Сталинграда погибли ради жизни грядущих поколений, сумели победить зло. Скульптор Вучетич считает, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Идея охватывает все детали памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. «Мы старались передать несокрушимый дух советской армии», – такую речь произнес Вучетич во время торжественного открытия. Масштаб дал возможность прочувствовать размах массового героизма.

Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом Кургане.

Площадь Героев упирается в подпорную стену кургана, украшенную барельефами, тематикой которых является победа советского народа над фашизмом. Через вход, проделанный в стене, посетители попадают в Зал Воинской Славы, служащий храмом скорби по погибшим в жестокой битве защитникам города Сталинграда. В центре сооружения, выполненного в виде цилиндра, из пола поднимается мраморная рука, держащая вечно пылающий факел. Это символизирует помощь павших бойцов в борьбе за безоблачное будущее Родины. На стенах этого пантеона прикреплены обрамленные траурными лентами плиты, на которых начертаны фамилии солдат и офицеров, павших в боях за освобождение и оборону города. Скорбное чувство усиливает звук равномерно стучащего сердца и негромкое исполнение «Грез» Шумана. На выходе из зала и возле пылающего вечного огня, как дань потомков погибшим, стоит почетный караул, сменяющийся каждый час.

Стены-руины на Мамаевом кургане.

Направляясь к Площади Героев, посетители проходят между двумя стенами, которые называются «Стены-руины». Находясь между ними, можно ощутить неподдельный ужас того времени. Левая часть композиции представляет собой стену разрушенного здания, на которой начертаны клятвы советских воинов. На правой части стилизованный горельеф отображает фрагменты ожесточенных сражений за Сталинград. Гнетущее впечатление усиливает звуковое сопровождение в виде пулеметных очередей, обрывков сводок Совинформбюро, куплетов военных песен и рева истребителей, доносящихся из спрятанных динамиков.

Дом коммунальщиков

Выстроенный в 1937 году Дом коммунальщиков стал образцом советской архитектуры раннего периода. Здание располагалось вблизи Привокзальной площади, что во много определило его судьбу.

Немецкие бомбы и снаряды разрушили Дом коммунальщиков до основания, к 1943 году выстояли лишь несколько отдельных участков стен.

Руины здания оставались нетронутыми до 60-х годов, затем их снесли, а место расчистили для будущего строительства. Однако новый дом здесь так и не появился.

Сегодня на месте бывшего Дома коммунальщиков расположено лишь несколько небольших торговых точек, чуть дальше находятся пятиэтажные жилые здания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector