Тоннель на остров сахалин: из прошлого в будущее…

Перспективы: будет ли тоннель на Сахалине?

Разработки проектировщиков уже больше 10 лет пылятся на архивных полках. Перспективы реализации проекта подводного тоннеля, связывающего материк с островом Сахалин, весьма туманны. Однако в выступлениях первых лиц станы то и дело проскальзывает мысль о необходимости улучшения транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и крупнейшего острова России, тем более, что к 2020 году железнодорожная инфраструктура остров Сахалин будет приведена в соответствие с российским стандартом, где ширина колеи 1520 мм (в отличие от японской – 1067 мм).

Трансконтинентальный Коридор развития на Сахалин

Здесь, как и в случае с переходом Керченского пролива, встает вопрос: мост или тоннель?

В свое время бывший президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявлял, что уже с 2011 по 2013 годы начнется строительство моста на остров Сахалин. Возможно, после Керченского моста, Сахалинский тоннель станет новой «стройкой века» с политическим подтекстом – учитывая рост экономической активности России на Дальнем Востоке.

История

Ранние предложения и планирование

Концепция туннеля под проливом Невельского существует с XIX века, хотя серьезно не реализовывалась по экономическим причинам. Исследования осуществимости проекта были впервые предприняты Советским Союзом в конце 1930-х годов, хотя Вторая мировая война сделала прогресс в то время невозможным. Позже Иосиф Сталин объявил в 1950 году о своем намерении построить железнодорожное сообщение с Сахалином через железнодорожный паром , дамбу или туннель . Решение о строительстве туннеля было объявлено советским правительством 5 мая 1950 года вместе с железнодорожным паромом в качестве временного решения. Проект был предназначен в первую очередь для военных целей, позволяя улучшить сообщение между Сахалином и материком для частей Красной Армии, дислоцированных на острове.

Строительство

Строительство железнодорожного сообщения от Селихино в районе Комсомольска-на-Амуре до предполагаемого материкового портала тоннеля на мысе Лазарева было поручено Министерству внутренних дел СССР , а Министерство транспорта отвечало за сам тоннель. В 1952 году проект был передан в полное управление МВД.

Планируемый маршрут на Сахалине должен был пролегать в 327 км (203 мили) от мыса Погиби , где туннель должен был выйти на поверхность, до тогдашней северной конечной остановки сахалинской железнодорожной сети в Победино (ранее известный как «Котон» под японским правлением) 10. километров (6 миль) к северу от Смирных . Планировалось, что длина туннеля между мысом Погиби и мысом Лазарева составит около 10 километров (6 миль). На материке должна была быть проложена железнодорожная ветка, соединяющая Комсомольск-на-Амуре с Советской Гаванью , ныне являющейся участком Байкало-Амурской магистрали .

Проект планировалось завершить к концу 1953 года и ввести в полную эксплуатацию к концу 1955 года. Годовой грузооборот по линии планировалось достичь четырех миллионов тонн.

Проект включал в себя три отдельных сооружения — материковые и островные железнодорожные пути, соединяющие с остальной сетью железных дорог (здания 507 и 506 соответственно) и сам туннель (корпус 6 МПС). Железнодорожные характеристики были очень плохими; Фактически, это была временная железная дорога, после строительства которой следовало провести капитальную реконструкцию.

Другое дело — тоннельные работы (корпус № 6 МПС ). Строить его должны были военные инженеры и тоннельщики Метростроя .

После смерти Сталина работы над проектом остановились, туннель якобы был почти на полпути через пролив, хотя более позднее расследование показало, что было построено всего две шахты . Стволы имеют глубину около 55 метров и диаметр около 9 метров, ствол забетонирован и облицован чугунными трубами, скрепленными между собой болтами. Хотя причины отмены проекта до конца не ясны, некоторые источники указали, что из-за многочисленных амнистий заключенных после смерти Сталина больше не было необходимой рабочей силы. Рабочие туннеля ждали восемь месяцев после отмены, но без соединения железных дорог туннель не имел никакого смысла.

Южный берег пролива Лаперуза.

Южный берег пролива Лаперуза образован северным и северо-восточным берегами острова Хоккайдо, простирающимися между мысом Носяппу на западе и мысом Камуи на востоке. Из глубины острова к берегу подходят невысокие горы, большей частью покрытые лесом. Склоны этих гор полого понижаются к морю, образуя низменное песчаное побережье. Береговая черта изрезана слабо. Бухты, вдающиеся в берег, имеют небольшие размеры и открыты с моря. Самой значительной является бухта Соя, вдающаяся в северный берег острова хоккайдо. В западной части этой бухты расположен порт Вакканай.

Глубины и грунт.Гидрометеорологические сведения.

Бухта Соя, или Румянцева, вдается в южный берег пролива Лаперуза между мысом Носяппу и отстоящим на 13 миль к востоку-северо-востоку от него мысом Соя. Западный и восточный берега бухты Соя возвышенные, южный берег низменный и песчаный, местами заболочен, а местами покрыт сосновым лесом. Вдоль западной части этого берега проходит железная дорога, соединяющая порт Вакканай с внутренними областями острова Хоккайдо. Глубины от входа в бухту 30 м постепенно уменьшаются по направлению к берегам. Грунт в большей части бухты камень, местами встречается песок. Мыс Коэтои выступает в виде клина к северо-северо-западу от середины южного берега бухты Соя, к северу от него простирается риф с глубинами на нем менее 10 м. Река Коэтоигава впадает в бухту Соя непосредственно к востоку от мыса. Берега устья реки укреплены набережными. Свое начало река берет в обширном озере, расположенном в 8 кбт к югу от ее устья. На восточном берегу бухты Соя расположено селение Соя. Берег в районе селения и до мыса Соя представляет собой сплошные обрывы и окаймлен осыхающими рифами.

Мыс Носяппу, или Румянцева (45°27’N, 141°39’E), западный входной мыс бухты Соя, является северо-западной оконечностью острова Хоккайдо и северной оконечностью полуострова Носяппу, ограничивающего бухту Соя с запада. Одновременно он служит южным входным мысом западного входа в пролив Лаперуза. Мыс низменный и песчаный.

Мыс Соя ((45°31’N, 141°56’Е), северная оконечность острова Хоккайдо, образован склоном холма Маруяма и представляет собой плоский, обрывистый, покрытый травой выступ суши высотой 53 м. Берега мыса окаймлены скалами и рифами.

От мыса Сои до мыса Камуи южный берег пролива Лаперуза, образованный северо-восточным берегом острова Хоккайдо, тянется почти прямолинейно на 37 миль к юго-востоку. На протяжении первых 15 миль он окаймлен цепью низких холмов, а далее становится низменным и болотистым. Берег мало изрезан, в него не вдается ни одной бухты. На этом участке он прорезан устьями большого количества рек, а на прилегающей к нему местности имеется много озер. Мысы, выступающие от него, окаймлены камнями. Грунт у берега песок.

Мыс Камуи (45°03’N, 142°31’E) является южным входным мысом восточного входа в пролив Лаперуза. Берега мыса окаймлены камнями, грунт — песок и камень.

Исторические события

В 1787 году по проливу впервые прошел французский исследователь и мореплаватель Жан-Франсуа Лаперуз. Тогда он посчитал, что Татарский пролив полностью не разделяет континент с островом, так как подумал, что во время отлива обнажается отмель, соединяющая участки суши.

Татарский пролив фото

К подобному ошибочному мнению приходили  и другие мореплаватели, в том числе и Крузенштерн, который исследовал пролив в 1805 году и решил, что Сахалин – это полуостров, а не остров, как это есть на самом деле.

Впервые, что Татарский пролив полностью разделяет Евразию и Сахалин было доказано только в 1808 году японским землемером – он прошел пролив полностью и тем самым дал понять миру, что Сахалин – это все-таки остров.

Европейцы же долгое время не верили открытию японского землемера и самостоятельно убедились в его словах только спустя скоро лет.

«России нужны новые инфраструктурные проекты»

По словам заместителя председателя Сахалинской областной думы Александра Ивашова, с учётом островных особенностей региона исключительно актуальны вопросы продовольственной безопасности, своевременного снабжения стройматериалами, цен на ввозимые на Сахалин с материка товары. И наличие транспортного перехода положительно сказалось бы на решении этих проблем.

Собеседник RT отметил, что сегодня сложились и политически, и экономически благоприятные условия для реализации проекта. Кроме того, начало строительства создаст дополнительные рабочие места в регионе и придаст импульс строительным компаниям.

Также по теме

«Символ возвращения в Россию»: более полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия

С момента начала движения по мосту через Керченский пролив им воспользовались более 500 тыс. автомобилистов. Власти полуострова…

«Такого рода масштабные стройки — это локомотивы экономики, в том числе региона. Мы поддерживаем этот проект. Для нас, сахалинцев, это приятная новость и хороший экономический задел на среднесрочную перспективу. Конечно же, строительные технологии идут вперёд. Крымский мост показал, что Россия может применять одни из самых современных технологий в мире при мостовом строительстве и наверняка этот опыт будет учтён при принятии и управленческих, и инженерных решений», — отметил Ивашов.

В свою очередь, профессор кафедры мостов, тоннелей и строительных конструкций МАДИ, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта Александр Васильев рассказал, что строительство транспортного перехода с материка на Сахалин будет одним из самых сложных проектов в истории России.

«Этот проект родился давно, много раз его откладывали. Это будет один из самых сложных переходов в истории нашей страны. Дело в том, что если сравнивать с Крымским мостом, то по водной поверхности он не меньше, чем Крымский, но условия пролива там тяжелее, течение больше и глубина тоже. Кроме того, очень непростые основания под опоры. Мы научились преодолевать опоры, закреплённые на большой глубине — на Крымском мосту порядка 90 метров достигли погружения. Эта работа нам под силу», — рассказал RT инженер.

Он также рассказал об особенностях строительства в сейсмоопасных зонах.

«В сейсмической зоне необходима защита от сдвига от землетрясений — это гасители колебаний, недопущение резонанса. Сейсмостойкое строительство набралось опыта, в том числе строительство мостов. На острове Русский, например, тоже есть сейсмика», — отметил Васильев.

При этом директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников назвал связывание Сахалина с материком одним из важнейших этапов освоения Дальнего Востока.

«Закончился проект Крымского моста, закончились проекты сооружения к чемпионату мира, теперь России нужны новые инфраструктурные проекты, куда можно вкладывать имеющиеся ресурсы. Это или высокоскоростные магистрали, связывающие центр страны с югом, или прорыв на Дальний Восток», — отметил эксперт.

По его словам, дальневосточное направление представляется перспективным как с точки зрения экономики страны, так и с точки зрения геополитики. Говоря о развитии дальневосточного региона, собеседник RT отметил возможность создания «дальневосточного кольца», которое соединит Россию, Японию и Южную Корею, — в свете перспектив строительства моста между Сахалином и Хоккайдо, а также возможного установления постоянного сообщения между Японией и Кореей.

«Получается дальневосточное кольцо, по которому будут двигаться товары, трудовые ресурсы. Это было бы мировым прорывным решением. Россия — Корея — Япония и создание транспортного кольца — всё больше вырисовывается такая возможность. Благоприятная ситуация на Корейском полуострове, развитие конструктивного взаимоотношения России и Японии, и в перспективе такая логистическая связность была бы крайне позитивна для всего мира и для нашей страны», — подытожил эксперт.

Категории субъектов персональных данных

5.1. К категориям субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются Оператором относятся:

5.1.1   физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором

5.1.2.  физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;

5.1.3.  субъекты персональных данных, пользующиеся  формой обратной связи на интернет сайте Оператора – undergroundexpert.info

5.2. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором с согласия субъектов персональных данных, предоставляемого в письменной форме, а также без такового, если персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных, либо при совершении  субъектом конклюдентных действий.

5.4. Оператор обрабатывает следующие персональные данные субъектов персональных данных:

5.4.1. Фамилия, имя, отчество;

5.4.2. Тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность;

5.4.3. Дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и информация о выдавшем его органе;

5.4.4. Год рождения;

5.4.5. Месяц рождения;

5.4.6. Дата рождения;

5.4.7. Место рождения;

5.4.8. Адрес;

5.4.9. Номер контактного телефона;

5.4.10. Адрес электронной почты;

5.4.11. Идентификационный номер налогоплательщика;

5.4.12. Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

5.4.13. Семейное положение;

5.4.14. Должность.

5.5. Оператором могут обрабатываться иные персональные данные, непосредственно необходимые для выполнения целей обработки персональных данных, в том числе обезличенные статистические данные о посетителях сайта Оператора, содержащиеся в файлах Cookies веб-браузеров посетителей сайта Оператора.

Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск

Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.

Александровск, Невельск, Холмск

Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.

Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.

Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).

Особенности и географическое положение (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте. Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.

История названия

Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.

Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.

Загадка Татарского пролива

Еще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки.

Характеристика

Ширина Татарского пролива в различных местах достаточно сильно колеблется. В самой узкой точке пролива его ширина достигает около 40 километров, тогда как в самой широкой – 328 километров.

Татарский пролив фото

Длина пролива составляет около 633 километра. В северной части пролива он наиболее узкий и мелкий. Чем дальше на юг, тем пролив становится шире и, конечно же, глубже. Максимальная глубина была зафиксирована в южной части пролива и достигает 1773 метров. Наименьшая глубина 8 метров.

Берега, в большей части, довольно высокие и обрывистые. Некоторые участки береговой линии – это горные массивы. Береговая линия покрыта также густыми хвойными лесами, встречаются также и дубовые лесы.

Татарский пролив. шторм фото

В пролив впадают следующие реки: Нельма, Тумнин, Единка, Коппи, Ботчи, Самарга, Кабанья и Максимовка. В Татарском проливе в холодную пору нарастает широкий слой льда – приблизительно 1,5 метра. К примеру, 90% всего льда, который попадает в Японское море, приплывает именно с южной части Татарского пролива. Южная часть пролива покрыта льдом в течении от 40 до 80 дней. А северная часть и того более – от 140 до 170 дней в году.

Соленость пролива сравнительно невысокая – в большей части не превышает 16%, а в некоторых регионах и более того – она пригодна для питья. Это все благодаря пресноводной реке Амур, которая является правым притоком пролива. Из-за низкой соленности, при сильных морозах, узкую части пролива сковывает льдом (конец ноября — апрель). Приливы смешанные и полусуточные, высотой от 1 до 2,7 метров.

Татарский пролив. три скалы — три брата фото

Что касается климата, то это морской и муссонный вид. В зимнее время температура воздуха над морем опускается до -30 градусов (средняя температура января -14 градусов), а летом поднимает выше нуля (средняя температура июля +16 градусов). Влажность воздуха при этом достаточно высокая (85%), поэтому летом над морем господствуют туманы. Среднегодовое количество осадков около 800ммм.

Соединяя два острова

О возможности появления транспортного перехода между Сахалином и Хоккайдо ранее заявлял первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. В частности, он отмечал, что РЖД и Министерство инфраструктуры и транспорта Японии уже создали рабочую группу для обсуждения этого вопроса.

Также по теме


Трудный путь к мирному договору: стоит ли ожидать поворота в российско-японских отношениях

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ достигли договорённостей, которые неизбежно отразятся на…

При этом важным условием реализации проекта Мишарин называл первоначальное строительство перехода между Сахалином и материком.

«Эта тема звучит много лет, но за этот период РЖД совместно с Министерством транспорта провели работу по обоснованию инвестиций и подготовке технических решений для сухопутного перехода с материка на остров Сахалин — это важное и непременное условие реализации этого проекта», — рассказал первый вице-президент РЖД ТАСС. Перспективным сухопутное сообщение между Россией и Японией ранее называл и замминистра транспорта России Алексей Цыденов

В тот момент прорабатывались два варианта — тоннель и мост

Перспективным сухопутное сообщение между Россией и Японией ранее называл и замминистра транспорта России Алексей Цыденов. В тот момент прорабатывались два варианта — тоннель и мост.

В настоящий момент российский остров Сахалин и японский Хоккайдо, имеющие железнодорожную сеть, разъединяет пролив Лаперуза. Длина пролива составляет 94 км, ширина в самой узкой части — 43 км.

Эксперты сходятся во мнении, что на реализацию сухопутного перехода может уйти до 1 трлн рублей. В целом же с учётом проектно-изыскательских работ реализация проекта может занять от 3 до 5 лет.

Отметим, что пока самым протяжённым мостом в России считается Крымский мост. Его длина по завершении строительства составит 19 км. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по 5-километровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег.

Этимология

Карта Сахалина, составленная по итогам путешествия Риндзо.

Татарский пролив был также известен как Тартарский залив (Gulf of Tartary; карта 1851 г.), что обусловлено фонетическими особенностями русского языка при чтении наименования с иностранного языка

Происхождение названия объясняется тем, что термин «татары» в X—XVIII веках использовался во многих европейских языках по отношению не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов — татарскому, но и к большинству других тюркских народов Евразии, проживавших ранее и проживающих ныне на территориях восточнее и западнее Урала вплоть до Камчатки и Сахалина. Название было дано — в изначальном виде как пролив (либо залив) Тартарии, что сохранилось, например, в английском языке (англ. Strait of Tartary) — французским мореплавателем Лаперузом, во времена которого был широко распространён географический концепт Тартарии как грандиозной мифологической страны, охватывающей всю Северную Азию. В Японии пролив назван в честь японского первооткрывателя пролива и исследователя Сахалина Мамия Риндзо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector