Город тутаев или романов-борисоглебск, разделённый волгой

Обрусевший немец Классен заботился о своих работниках как о родных

До революции в городе было 12 церквей: две на Борисоглебской стороне и десять — на Романовской.

Спасо-Архангельский храм

Население города составляло восемь с половиной тысяч человек. Работали 12 предприятий, из которых выделялась «Романовская льняная мануфактура» (впоследствии ее именовали «Рольмой» и «Тульмой») Егора Классена. Немец из Петербурга, он переехал сюда и сумел создать первоклассное предприятие, давшее рабочие места 2600 жителям города. Классен отличался не только немецкой педантичностью, когда лично проверял качество работы. Он заботился о своих работниках — построил школу, больницу, приют, жилье, а в магазине при фабрике продавал продукты по заниженным (!) ценам, и некоторые работники втихаря ими спекулировали. Любопытно, что в больнице Классена был единственный доступный простым горожанам ватерклозет…

 Памятник Классену

Заболев, Классен лечился за границей, а умирая, завещал похоронить себя в городе, с которым связал свою судьбу —  на похороны пришли чуть ли не все горожане. Ни антинемецкие настроения в Первую мировую, ни лихие ветры революции не коснулись памяти Егора Егоровича, а не так давно решением руководства возрожденной «Тульмы» Классену поставлен памятник в городском парке. Семья его после 1917 года из города уехала и растворилась на российских просторах. 

История[править | править код]

Храм строился с по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освещена 24 июля 1652 года.

Однако уже в 1670 году «от тягости шатровые верхи разселись во многих местах». Было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. Строительство, согласно летописи, вдохновлялось «священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Федоровичем, земским старостой Микитой Малодушкиным с товарищами» и «мирскими старостами Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновым». Были разобраны шатры для надстройки верхней церкви.

Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.

Главный престол нового собора был освящен летом 1675 года. После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.

В XVIII веке был перестроен верх колокольни, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века.

Георгий Седовправить | править код

Храм не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.

Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий (Седов), впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Описание Воскресенского собора в Тутаеве

Во времена Ивана Грозного на месте существующего собора находилась двухэтажная деревянная церковь св. Бориса и Глеба — «брусчатая, с пятью куполами». Вблизи собора стоит (?) памятник на месте этого храма. По данным Википедии: «…с начала XIX века город стал развиваться медленно, подавляемый близостью крупного Ярославля, сократилось каменное строительство — в течение XIX века не было создано ни одного выдающегося здания, жилые дома возводились по «образцовым проектам». Однако, в некоторых отраслях был достигнут определённый успех: в окрестностях города разводили известных на всю Россию романовских овец, в городе функционировала овчинно-меховая фабрика, Романовская льняная мануфактура и Константиновский завод минеральных масел». Отзвуком октябрьского переворота 1918 года до сих пор служит сегодняшнее название Романова-Борисоглебска, переименованного в «в память погибшего при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд на даче ярославского городского головы товарища красноармейца Тутаева». Обсуждались и другие названия: Ленинск, Луначарск, и даже Коммунар-Спартак…

Описание и значение иконы

Рис. 2. Лик Господа на иконе лишён строгости и укоризны, он наполнен любовью и милосердие ко всем молящимся.

Икона Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор» или «Господь Вседержитель», представляющего Христа в образе Царя или Судьи. Характерной особенностью данного вида икон является благословляющими жест Спасителя правой рукой и Евангелие в левой. Господь здесь предстаёт пред нами милостивым и добрым Отцом, и, в отличие от других икон Вседержи́теля, на Лике Спаса Всемилостивого совсем нет строгости и грозности, есть только безграничная любовь и милосердие, изливающееся на весь народ Божий.

На таких иконах Спаситель может быть изображён как в полный рост, так и погрудно или по пояс.

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Это интересно: Икона «Спас Нерукотворный»

Воскресенский собор Тутаева сегодня

Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города.

Новейшая история Воскресенского собора началась на рубеже 1980—1990-х годов, когда в советской, а затем уже постсоветской стране происходил стремительный религиозный перелом. То, что еще совсем недавно было под запретом, становилось доступно. Идеологическое давление на верующих людей уходило в прошлое, открытое исповедание веры делалось нормой. Массовое обращение граждан к православной вере и Церкви в то время получило у ряда публицистов меткое определение: «Второе Крещение Руси».

Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение несколько предшествующих десятилетий не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный еще в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днем — эта традиция берет свое начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летиее Крещения Руси.

Духовенство Воскресенского собора не только возрождает традиции, но и стремится использовать во благо своего храма современные технические достижения. Так, в 2006 году была выполнена художественная подсветка собора: в темное время суток 280 ламп мощностью в 500 ватт каждая создают неповторимый ночной образ древней святыни. Есть у главного храма Тутаева и собственный сайт в Интернете. А еще Воскресенский собор оказался связан с космосом — в 2004 году в соборе венчался российский космонавт Ю. И. Маленченко, годом ранее заочно зарегистрировавший брак с супругой во время экспедиции на Международную космическую станцию.

При Воскресенском соборе уже много лет действует постоянный музей. В июле 2012 года в нем открылась новая выставка, посвященная знаменательному юбилею — двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года. Экспонаты, относящиеся к этой теме, предоставлены из частных собраний коллекционеров Тутаева и Москвы. Посетители могут увидеть подлинные вещи той непростой для нашей страны поры: ядра, награды, картечь, саблю, нательный крест, походную иконку и даже игольницу участника кровопролитных событий 1812 года. Конечно, в церковном музее нашла отражение и богатая история самого Воскресенского собора. Часть экспозиции рассказывает о подвижниках благочестия, чья жизнь была связана с собором: это епископ Романово-Борисоглебский священномученик Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, соборный староста исповедник Георгий, архимандрит Павел (Груздев).

Саша Митрахович 15:58

История возведения храма

На месте каменного собора, который мы видим сегодня, до 1652 г. возвышалась деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, построенная в XIII веке. По мнению историков, именно она дала название Борисоглебской слободе. Строительство кирпичного здания велось на деньги местного помещика Котлованова, а также собранные пожертвования с прихода.

Когда работы были практически завершены, фундамент неожиданно просел, что привело к разрушению верхнего яруса. Чтобы спасти храм, шатровую часть разобрали, оставив всего два этажа, а для крепости кладки стали использовать муку, перемешанную с коровьей кровью.

Воскресенский собор Тутаева

К 1678 г. усилиями прославленных ярославских мастеров была возведена большая трехпристольная каменная церковь, освященная в честь Воскресения Христова. Для ее украшения использовали элементы внутреннего убранства окрестных храмов, что объясняет более древний возраст реликвий.

Левобережная часть

В конце XIII столетия на левом берегу реки Волги князем Романом Владимировичем Углицким был основан город Романов. В течение нескольких веков небольшое поселение постоянно страдало от вражеских набегов, а пару раз было даже полностью сожженным. Однако, несмотря на трагические события, городок каждый раз отстраивали заново, и люди снова возвращались в свои дома.

Правобережная часть

На правом берегу Волги располагалась Борисоглебская слобода. По мнению историков, основана она была гораздо раньше Романова. Когда в 1238 г. произошло монголо-татарское нашествие, туда ринулись жители близлежащего Ярославля. Переселенцы вместе с местными крестьянами занимались рыбным промыслом, и поставляли свежую продукцию на царский стол.

Внутренний интерьер и иконостас храма

Объединение

В 1822 г. вышел указ императора Александра I, согласно которому произошло объединение двух селений. Вплоть до 1918 г. новый административный центр назывался Романов-Борисоглебск, но после Октябрьской революции он стал именоваться Тутаев. Вопреки антирелигиозной политике Воскресенский собор продолжал работать, однако, несмотря на процветание промышленности, которая давала неплохие доходы, на храм денег не выделялось, что привело к его быстрому обветшанию.

https://youtube.com/watch?v=THDDR9JLThw

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Это интересно: Икона «Спас Нерукотворный»

Архитектура[править | править код]

Колокольня и Святые воротаправить | править код

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты одновременно с храмом. Колокольня вынесена на значительное расстояние от храма в сторону алтарей на береговой откос

Это можно объяснить попытками архитекторов создать наиболее гармоничный и выразительный силуэт архитектурного ансамбля со стороны реки: так как Волга была важной судоходной дорогой, многие люди видели собор в первую очередь именно с нее

Храмправить | править код

Старая постройка была вытянута по оси восток – запад. Новые мастера создали пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм, который обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богоматери Смоленской. У церкви два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Изначально слобожане просили архиерея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя Бориса и Глеба, в нижнем – во имя Николая Чудотворца, а на паперти – Благовещенский и Петропавловский. Благовещенский придел, однако, так и не был построен.

Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых расположены окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, сейчас она остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Небольшие окна есть также и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны у храма есть крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ложных закомар, на которых присутствуют росписи, в настоящее время уже значительно стершиеся.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором и изразцами. Глубокие кессоны-ширинки с изразчатыми вставками подчеркивают горизонтальные членения галереи. Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея.

Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет кессонированный пояс из глубоких ширинок с изразчатыми вставками. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью. Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.

Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах

Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год. 

Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.

Стенопись Покровской церкови

Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем. Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» — вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор

В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.

Храм Св. Троицы на погосте 

Итоги поездки

Природа потрясающая! Волга красива во все времена. А в июле, когда еще сочные краски растительности контрастируют с синей гладью воды и голубым небом, просто незабываемые впечатления. Прибавьте к этому чистейший воздух, простор, легкий ветерок, солнечную и теплую погоду… Что еще нужно для отдыха?

В общем эти места рекомендую не только для поездок с туристическими целями, но и для проведения полноценного отпуска летом. Отличная альтернатива приморским курортам.

Возможно вас заинтересуют эти статьи:

  • Золотое Кольцо России: информация для туристов
  • Готовый маршрут по Золотому Кольцу России на машине из Москвы
  • Золотое Кольцо России на машине: что успели за первые два дня путешествия?
  • Великий Новгород и Валдай зимой из Москвы: первые два дня путешествия на машине
  • Таинственные и суровые Шантарские острова

Если есть желание поделиться своими впечатлениями, напишите рассказ в рубрику «Путешествия читателей». Как опубликовать его, смотрите здесь.

Подписывайтесь на обновления блога, впереди еще много интересного. Я не рассылаю своим читателям рекламы, только оповещаю о выходе новых статей.

На этом ненадолго прощаюсь.

Татьяна Соломатина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector