Отрасли промышленности зарубежной европы
Содержание:
- Особенности промышленности Западной Европы
- Передовые отрасли промышленности
- Металлургия
- Ведущие европейские производители
- Машиностроительная отрасль Зарубежной Европы
- Экономика и хозяйство
- Топливно-энергетический комплекс
- Основные промышленные районы Зарубежной Европы
- Автомобильная промышленность
- Топливно-энергетический комплекс
- Общие характеристики экономики Европы
- Легкая промышленность
- Нефтяная промышленность мира
- Природные условия и ресурсы.
- Отраслевая структура ФРГ
- Машиностроение
- Субрегионы Европы
- Металлургическая промышленность
Особенности промышленности Западной Европы
Модель промышленного производства Зарубежной Европы потерпела ряд изменений в связи с историческими обстоятельствами, которые несколько трансформировали мировой рынок. До начала Второй Мировой войны европейские государства выпускали дорогостоящую уникальную продукцию, в послевоенное время предприятия переориентировались на массового потребителя.
Производством сверхсложной и наукоемкой продукции занялись США, в то время как Европа начала выпускать товары массового народного потребления легковые автомобили, станки, электронику и технологическое оборудование.
Подобная тенденция сохранилась до 70-х годов: в этот период в промышленности Зарубежной Европы прошло своеобразное разделение труда государства Средиземноморского региона продолжали выпуск массовых товаров, во Франции, Англии и ФРГ делался акцент на производстве судов и авиации, что сократило производственное отставание Европы от США.
Передовые отрасли промышленности
В настоящее время основой промышленности Зарубежной Европы
является машиностроение. Уровень развития этой отрасли в европейских государствах различный. Безусловное лидерство по автомобильному производству принадлежит Германии, Франции и Англии. Эти страны являются крупнейшими мировыми экспортерами машин и оборудования, легковых и грузовых автомобилей и тракторов.
На достаточно высоком уровне в государствах Зарубежной Европы развита химическая промышленность. Италия, Англия, Германия и Франция задействованные в производстве пластмасс и искусственных смол. Бельгия, Швейцария и Нидерланды специализируются на выпуске фармацевтической продукции.
В странах Скандинавии производятся азотные удобрения и нефтехимикаты. Более 65% продукции химического производства экспортируется за рубеж.
Металлургия
Европейская сформировалась еще в конце $XVIII$ века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьем машиностроение.
На собственном сырье развивается черная металлургия Германии, Великобритании, Франции, Польши, Швеции, Украины. Во второй половине $ХХ $ века такие страны как Италия, Нидерланды, Германия, Франция переориентировали свое производство на более дешевое импортное сырье.
Цветная металлургия представлена выплавкой алюминия и меди. Алюминий добывают на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Греции, Венгрии. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии.
Производство меди сосредоточено в Германии, Бельгии и Польше.
Ведущие европейские производители
Приведённые в следующей таблице цифры могут рассказать, какая страна является автомобильным цехом Европы:
Страна | Число выпущенных автомобилей в 2018 году (в тысячах единиц) |
Германия | 5120 |
Франция | 2270 |
Великобритания | 1604 |
Чехия | 1345 |
Италия | 1060 |
Польша | 660 |
Бельгия | 308 |
Португалия | 294 |
Австрия | 165 |
Первое место по количеству промышленных предприятий в Европе занимает Германия. На её территории расположены крупнейшие концерны, выпускающие:
- промышленные станки (металлорежущие, прессы);
- автомобили (BMWGroup, Volkswagen, Porshe, Mersedes);
- электротехнические приборы.
Немецкая промышленность динамично развивается. Принятая в 40-х годах XX века модель социально-экономического развития Германии показала себя весьма успешной. Её характеристику можно кратко уместить в два слова: смешанная экономика. Правительственное стимулирование научных исследований позволило использовать достижения учёных в целях создания конкурентоспособных товаров. Вот почему промышленность Германия заняла лидирующие позиции среди европейских стран.
Во Франции и Великобритании расположились заводы по выпуску легковых и грузовых автомобилей (французские марки Renault, Peugeot, Citroen, британская — Jaguar), предприятия самолётостроения. Замыкает четвёрку европейских лидеров производства Италия: транспортное машиностроение (Fiat, Ferrari), производство станков и станковых узлов.
В других европейских странах с высоким уровнем машиностроения развитие получила одна определённая отрасль:
- в Норвегии и Испании — судостроение;
- Финляндия поставляет на мировой рынок целлюлозно-бумажное оборудование;
- специализация Польши — станки и оборудование;
- в Швеции — радиолокационное оборудование и измерительные приборы (большая доля предприятий расположена в южных районах).
Присутствие в стране головного предприятия не означает, что все узлы и компоненты изготавливаются в этом государстве. Филиалы концернов обычно расположены по всему миру. Автомобиль одной и той же марки и модели может собираться в разных странах.
Машиностроительная отрасль Зарубежной Европы
Основная отрасль промышленности Зарубежной Европы – принадлежит машиностроению, ведь эта часть мира является его родиной автомобилестроения. Треть промышленности региона и две трети его экспорта дает машиностроение – цифры напрямую говорят о том, что это главная отрасль в общем экономическом пространстве.
Наиболее развитой сферой является автомобилестроение – марки “Мерседес”, “Фиат”, “Вольво”, “Фольксваген”, “Ягуар” и другие известные во всем мире бренды .
Сегодня британская марка “Ягуар” принадлежит индийской автомобилестроительной компании “Tata Motors”.
Рис. 1. Цех завода “Ягуар”
Основные ориентиры машиностроения – трудовые ресурсы, научные кадры и развитая инфраструктура, поэтому оно концентрируется вблизи или внутри крупных городских скоплений.
Экономика и хозяйство
Зарубежная Европа – один из важнейших центров мирового хозяйства. На её долю приходится более 1/5 ВВП мира и более 15% мирового экспорта.
Из 10 самых богатых стран мира (по ВВП на душу населения) 4 находятся в Европе.
-
Ирландия
-
Люксембург
-
Норвегия
-
Швейцария
Машиностроение
Ведущей отраслью промышленности зарубежной Европы является машиностроение. Больше всего развита автомобильная промышленность, здесь производится 2/5 автомобилей мира (больше всего развита отрасль в Германии).
Факторы размещения предприятий машиностроения:
-
Наличие квалифицированных кадров
-
Развитая инфраструктура (наличие потребителя)
Химическая промышленность
Химическая промышленность занимает второе место по значимости.
Лидером по объёму производства продукции химической промышленности является Германия.
Факторы размещения промышленности:
-
Наличие нефтеперерабатывающих заводов
-
Наличие потребителя
Европейские страны являются крупнейшими мировыми экспортерами фармацевтической продукции, пластмасс и искусственных волокон
Металлургия и ТЭК
В Западной Европе энергетическая промышленность переориентировалась на нефть и газ. В Восточной Европе ведущая роль все еще принадлежит углю. Особенно привязаны к данному сырью Чехия и Польша.
Большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС, только в Норвегии, Швеции и Швейцарии велика доля ГЭС, а во Франции и Литве – АЭС.
-
Металлургия — древнейшая отрасль Европы. Впервые она возникла в Германии, благодаря запасам каменного угля в Рурском бассейне.
-
Сейчас в структуре этой отрасли промышленности произошли кардинальные изменения. Большинство предприятий черной металлургии теперь находится вокруг морских портов и ориентированы на импорт.
В настоящее время все больше развивается передельная черная металлургия и вторичная цветная металлургия (из использованного сырья)
Причины:
-
Развитое машиностроение обуславливает наличие большого количества металолома.
-
Отсутствуют затраты на доставку сырья
-
Такое производство производит меньшее количество выбросов в атмосферу.
Рурский бассейн в Германии - самая промышленная область в мире. В настоящее время в Рурской области ряд металлургических концернов производит оборудование и машины с электронным управлением. Развитию наукоёмких производств (экологические технологии, микроэлектроника) способствует создание университетских центров. Важным фактором структурной перестройки промышленности Рурской области стал экологический. Помимо природоохранных мероприятий, проводимых на территории района, ряд машиностроительных заводов освоил производство природоохранного оборудования.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Лесная промышленность развивается в Финляндии и Швеции благодаря значительным сырьевым запасам.
ЦБК (целлюлозно — бумажные комбинаты) распространены в Финляндии благодаря наличию
-
Большого количества водных ресурсов
-
Большого количества лесных ресурсов
Легкая промышленность
Легкая промышленность постепенно утрачивает свое значение для Западной Европы и смещается в южную часть, располагающую дешевой рабочей силой.
Сегодня производство обуви налажено в Италии, а специализацией Португалии является изготовление одежды.
Современные проблемы развития Европы
1) Экономические и социальные
-
В странах Восточной и Южной Европы высокий уровень безработицы
-
Включение в состав Евросоюза новых членов – стран Восточной Европы, развитие которых требует значительных финансовых вливаний (это невыгодно богатым странам Западной Европы)
-
Рост числа мигрантов и беженцев;
-
Углубляющееся неравенство между бедными и богатыми
2) Экологические
-
Выхлопные газы и выбросы от промышленных предприятий загрязняют окружающую среду.
-
Обильное использование упаковки и прочего мусора. Переполнение свалок
-
Вырубка лесов
В Швеции закончился мусор? В один момент в Швеции сортировка мусора достигла всеобщего масштаба. Благодаря этому свалок в стране почти не осталось, а отходы стали либо топливом, либо использовались заново. Большинство жителей государства знают, что из выброшенного пластика можно сделать новый еще семь раз. И только тогда он пойдет на электростанцию для сожжения. Дефицит отходов может стать большой проблемой для населения, ведь шведы с помощью переработки отапливают жилье и получают электричество.45% электроэнергии в Стокгольме образуется благодаря сжиганию мусора.
Топливно-энергетический комплекс
На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Исландия использует внутреннюю энергию подземных недр. Но большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки, России.
Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счет ГЭС. Также много ГЭС сооружено в районах Альп, Пиренеев, Балкан.
Основные промышленные районы Зарубежной Европы
Деление на промышленные районы пpaктически не подразумевает учет территориального критерия. Это экономическая группировка стран Зарубежной Европы, основывающаяся на специализации по промышленным сферам.
Первая группа – это высокоразвитые районы Зарубежной Европы, в которых сконцентрированы наукоемкие и высокотехнологичные отрасли производства, банки, биржи, центральные офисы монополий и т.д. В него входят “итальянский треугольник” Геруя-Турин-Милан, столицы Великобритании и Франции, нидерландский Рандстад и некоторые другие.
Рис. 1. Индустриальный Париж.
Являющийся частью высокоразвитого района Зарубежной Европы, Париж выделяется в регионе тем, что известен не только производством высокотехнологичных вещей, но и “парижскими изделиями” швейных и ювелирных производств.
Старопромышленный район Зарубежной Европы отличает наличие базовых промышленных отраслей, набор которых сложился еще в 19 веке. Сюда входят Йоркшир, Западный Мидленд, Ланкашир и Южный Уэльс в Британии, Северный район, Лотарингия и Эльзас во Франции, Верхняя Силезия в Польше и остальные европейские регионы, богатые железными рудами, каменным углем и другими природными ресурсами. Ни один регион мира, кроме Зарубежной Европы, не имеет такого количества старопромышленных областей. Чтобы оставаться экономически конкурентоспособными, в последние годы они подвергаются значительной реконструкции.
Самая большая часть старопромышленного района Европы – это Рурский регион. Он объединяет около ста городов, в которых проживает более 11 миллионов человек.
Аграрный район считается отсталым, поскольку здесь у населения достаточно низкий доход, а основной его источник – это сельское хозяйство. Большей частью это южная Зарубежная Европа: южная Италия, центральная и западная Испания, Греция, Португалия и т.д. Из-за уровня жизни эти районы являются поставщиками трудовых ресурсов для более развитых государств, что, в свою очередь, вызывает приток мигрантов из менее развитых европейских и не только государств. Некоторые страны проводят работу по улучшению экономической ситуации в аграрных районах, создавая на их территории промышленные предприятия – металлургические, нефтепереpaбатывающе и другие. Удачным примером реализации такой инициативы может служить юг Италии.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Регионы Зарубежной Европы
- 2. Отрасли промышленности Зарубежной Европы
- 3. Состав Европейского Юга
- 4. Регионы Италии
Рис. 2. Виноградник в Южной Италии.
И последний, четвертый район – нового освоения. Что относится к этому региону? В основном – северная Зарубежная Европа, то есть вся Скандинавия и страны, расположенные в акватории Северного моря. Они хаpaктеризуются тем, что разработка ресурсов здесь только начинается.
Рис. 3. Скандинавский компьютерный завод.
Автомобильная промышленность
Германия всегда славилась выпуском своих качественных автомобилей. Выпуск автомобилей и комплектующих на экспорт в последние годы составляет значительную часть прибыли, которая поступает в государственную казну. Но мировые тенденции таковы, что общий рост продаж автомобилей на мировых рынках рынках на 1%, не увеличил, а снизил объем продаж немецких автомобилей на 2%, а их выпуск с конвейеров в то же время увеличивается опять таки на 2%. Эти парадоксы больше связаны с перераспределением выпуска автомобилей в сторону моделей более высокого класса, то есть, более дорогих и ужесточением конкуренции с азиатским автомобильным производством таких стран, как Корея и Китай.
Производство автомобилей не миновали тенденции, которые сейчас происходят и в других отраслях, когда производство из-за удорожания на собственной территории, переносится за границы, в другие страны.
Но до сих пор объем выпуска немецких автомобилей стабильно входит в тройку мировых лидеров автомобилестроения. По объемам выпкска Германия отстает разве что от Японии и США, а по экспорту ФРГ уступает только Японии.
Топливно-энергетический комплекс
Эта хозяйственная сфера зарубежной Европы, так же как и химическая промышленность, ориентируется на природный газ и нефть. Данное сырье добывается в Северном море и импортируется из России и развивающихся стран. В настоящее время произошло резкое сокращение добычи и потребления угля в Германии и Англии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Ориентация на это топливо сохранилась пока в восточных частях региона. Так, в Польше и Чехии большую долю сырья для ТЭК составляет бурый уголь. На него ориентируется множество работающих здесь ТЭС. Причем уголь берется не только из собственных бассейнов. Его импортируют и разгружают в крупных портах Европы.
География и структура электроэнергетики региона все больше и больше зависят от АЭС. Они уже работают в Германии и в Бельгии, в Чехии и Венгрии, Болгарии и Великобритании, а также во Франции.
В притоках Рона и на Дунае электроэнергию производят ГЭС. Однако за исключением Швейцарии, Швеции и Норвегии гидроэлектростанции играют, как правило, вспомогательную роль. В последнее время в зарубежной Европе стали строиться экономичные ГАЭС.
Общие характеристики экономики Европы
Одним из важнейших центров мировой экономики является зарубежная Европа. Экономика Европы владеет 25% мирового ВВП, а также составляет 15% мирового экспорта. Экономика в европейском регионе очень кросс-секторальная. Таким образом, 65% ВВП является нематериальной областью: связь, транспорт, торговля, финансовая деятельность, управление и услуги.
Такие города, как Цюрих, Лондон, Франкфурт-на-Майне, являются крупнейшими финансовыми центрами в мире.
Европа также является колыбелью мировой промышленности. На производство приходится более 30% ВВП региона. Сельское хозяйство действительно не развито, его доля составляет 5% от ВВП страны.
Укрепление экономики способствует тому, что все европейские страны находятся в ЕС и поэтому сотрудничают друг с другом, обмен опытом и материалами и технической базой, а также осуществление общей внешней политики.
Важную роль в укреплении экономики играет Европейский валютный союз, который существует с 1999 года.
Единая валюта, введенная с 2002 года, способствует экономическому процветанию стран.
Легкая промышленность
Юг и восток страны, Рур и Берлин стали основными центрами легкой промышленности. Очень много ее изделий импортируется, потому что собственное производство их на территории Германии быстро сокращается.
В мире высоко ценятся интерьерные текстильные ткани и технический текстиль, который производится в Германии. Он составляет почти 20% от аналогичной продукции, производимой в странах Евросоюза. На сегодняшний день особое место занимает производство обуви, 86% которой отправляется на экспорт во многие страны Европы.
Сейчас Германия, как и большинство развитых стран, все шире применяет перенос своих производств в страны, где рабочая сила и ресурсы стоят дешевле. Можно привести как пример, производство одежды, только 20% которой выпускает местная промышленность, а большинство производств перенесено в страны Центральной и Восточной Европы.
Но есть объективные факторы, которые тормозят развитие отрасли. К их числу можно отнести:
- удорожание энергоносителей;
- увеличение стоимости первичного сырья;
- удорожание национальной рабочей силы, что ускоряет перенос многих производств в другие страны;
- запросы покупателей, которые платят больше, но при этом сокращают общий объем закупок;
- переориентация потребителей на продукцию из натуральных материалов.
В целом, легкая промышленность Германии, при всех трудностях продолжает свое динамичное развитие.
Нефтяная промышленность мира
Отличительная черта распределения нефтяных ресурсов состоит в том, что существенная доля залежей расположена в странах ОПЕК: Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ангола, Нигерия, Алжир, Ливия, Венесуэла, Эквадор.
Промышленно развитые районы разделяют на 2 группы: государства, владеющие собственными запасами нефти и страны, использующие в производстве только импортные нефтепродукты. К первой группе относятся США, РФ, Канада, ко второй — Япония, ЮАР и европейские страны, кроме Англии и Норвегии.
Огромные расстояния между территориями нефтедобычи и потребления превращает ее в важный экспортный продукт. Главный путь транспортировки — в нефтетанкерах по морским путям.
70% нефтеперерабатывающих заводов базируются в экономически сильных странах: Соединенных Штатах Америки, Европе, СНГ, Японии.
В XXI веке увеличивается доля НПЗ в развивающихся странах, на путях транспортных и морских сообщений. Такое явление вызвано устремленностью нефтепереработки к районам нефтедобычи и природоохранными мероприятиями в развитых странах.
Природные условия и ресурсы.
Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается.
В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам.
Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных — Североморский, среди железорудных — Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции.
В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.
Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.
Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей.
В Нидерландах на протяжении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны.
Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы — Голландию». Завершается осушение озера Эйсселмер, бывшего ранее морским заливом, и осуществление так называемого «Дельта-плана», предусматривающего полную защиту побережья.
Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге — в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.
Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти».
Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.
Отраслевая структура ФРГ
Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг. Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».
Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.
Химическая промышленность.
К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.
Главный район химической промышленности – Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза
Авиационная и космическая промышленность. Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах.
Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.
Германская электроника. Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг.
Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.
Лёгкая промышленность. Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве.
Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и, прежде всего синтетических волокон. Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.
Пищевая промышленность базируется на продукции сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др.
Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт.
Машиностроение
Если вас попросят: «Укажите главную отрасль промышленности зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона. Ею является машиностроение, обеспечивающее один из самых широких ассортиментов продукции в мире.
Эта главная отрасль промышленности зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Однако уровень развития данной сферы в отдельных государствах различен. Например, в Европе существует определенная группа лидеров. В этих странах имеется практически весь комплекс отраслей промышленности, работа которых не только удовлетворяет внутренние потребности региона, но и позволяет отправлять продукцию на экспорт.
Есть в зарубежной Европе и страны, обладающие только одним или несколькими высокоразвитыми направлениями машиностроительного производства. При этом потребности в отдельных видах продукции ими удовлетворяется за счет импорта.
В группу лидеров, прежде всего, входят Германия и Англия, а в меньшей степени к ним относятся Франция и Италия. Одно или несколько направлений машиностроительной отрасли имеется в Нидерландах и Бельгии, Швеции и Швейцарии.
Характеристика промышленности зарубежной Европы не может не затронуть и такие страны, как Дания и Австрия, Финляндия и Норвегия. В этих государствах машиностроение развито слабо. Однако и в них находятся одна или две отрасли, которые завоевали признание на мировом рынке. Так, Финляндия славится своим целлюлозно-бумажным оборудованием, Норвегия – судостроением и т. д.
В целом машиностроительная промышленность стран зарубежной Европы выпускает практически двадцать пять процентов мировой продукции данного сегмента. Из стран региона поставляется текстильное, электротехническое, технологическое оборудование, контрольно-измерительные и научные приборы, грузовые и легковые автомобили, а также тракторы.
Субрегионы Европы
В Европу сегодня входят 44 суверенных государства, признанных членами Организации Объединенных Наций (ООН).
В зависимости от геополитических факторов регион разделяют на 4 субрегиона: Западную, Восточную, Северную, Южную.
Западная
На территории Западной Европы расположилось 9 государств, лидирующих в мире по показателям экономического роста.
Этот субрегион известен как зарубежная Европа по отношению к Восточной, так как их страны находятся в противоположных сторонах континента.
В таблице приведен список стран зарубежной Европы, их столицы, площадь территории, численность населения.
Список стран Западной Европы
Название государства | Столица | Площадь территории, кв. км | Численность населения, млн. чел |
---|---|---|---|
Германия | Берлин | 357 385 | 83,322 |
Франция | Париж | 674 685 | 68,86 |
Нидерланды | Амстердам | 41 543 | 17,097 |
Бельгия | Брюссель | 30 529 | 11,539 |
Австрия | Вена | 83 879 | 8,955 |
Швейцария | Берн | 41 284 | 8,591 |
Люксембург | Люксембург | 2 587 | 0,616 |
Монако | Монако | 2,02 | 0,039 |
Лихтенштейн | Вадуц | 160 | 0,038 |
Восточная
Восточная Европа включает 10 стран, среди которых Российская Федерация – первая по площади и самая густонаселенная, охватывающая 39% континента и составляющая 15% его населения.
В эту группу входят и другие государства бывшего СНГ.
Список стран Восточной Европы
Название государства | Столица | Площадь территории, кв. км | Численность населения, млн. чел. |
---|---|---|---|
Россия | Москва | 17 125 191 | 145,872 |
Украина | Киев | 603 549 | 43,994 |
Польша | Варшава | 312 679 | 37,889 |
Румыния | Бухарест | 238 392 | 19,365 |
Чехия | Прага | 78 867 | 10,689 |
Венгрия | Будапешт | 93 036 | 9,773 |
Беларусь | Минск | 207 595 | 9,475 |
Болгария | София | 110 994 | 7 |
Словакия | Братислава | 49 034 | 6,455 |
Северная
Север Европы включает 10 стран, расположенных преимущественно в районах Скандинавии и Прибалтики. Они перечислены в таблице.
Список стран Северной Европы
Название государства | Столица | Площадь территории, кв. км | Численность населения |
---|---|---|---|
Великобритания | Лондон | 243 809 | 66,647 |
Швеция | Стокгольм | 447 435 | 10,036 |
Дания | Копенгаген | 43 095 | 5,811 |
Финляндия | Хельсинки | 338 400 | 5,521 |
Норвегия | Осло | 385 207 | 5,359 |
Ирландия | Дублин | 70 273 | 4,922 |
Литва | Вильнюс | 65 301 | 2,79 |
Латвия | Рига | 64 589 | 1,934 |
Эстония | Таллин | 45 227 | 1,325 |
Исландия | Рейкьявик | 103 125 | 0,357 |
Великобританию, Ирландию также рассматривают в составе Западной Европы.
Южная
В субрегион Южной Европы входит 15 государств, среди которых – наименьшее по площади территории и численности населения государство в мире.
Большинство из них имеют выход к морю и входят в район Средиземноморья.
Список стран Южной Европы
Название государства | Столица | Площадь территории, кв. км | Численность населения, млн. чел |
---|---|---|---|
Италия | Рим | 301 340 | 60,263 |
Испания | Мадрид | 505 990 | 46,715 |
Греция | Афины | 131 958 | 10,473 |
Португалия | Лиссабон | 92 226 | 10,226 |
Сербия | Белград | 88 407 | 6,964 |
Хорватия | Загреб | 56 594 | 4,13 |
Босния и Герцеговина | Сараево | 51 197 | 3,301 |
Албания | Тирана | 28 748 | 3,301 |
Северная Македония | Скопье | 25 333 | 2,083 |
Словения | Любляна | 20 274 | 2,079 |
Черногория | Подгорица | 13 812 | 0,728 |
Мальта | Валлетта | 316 | 0,44 |
Андорра | Андорра-ла-Велья | 467 | 0,077 |
Сан-Марино | Сан-Марино | 61 | 0,033 |
Ватикан | Ватикан | 0,44 | 0,0008 |
Центральная
Отдельные исследователи выделяют субрегион Центральной Европы, включающий государства, пролегающие между Западной и Восточной Европой.
К центральноевропейским как правило относят – Австрию, Венгрию, Германию, Лихтенштейн, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Швейцарию.
Металлургическая промышленность
Данная отрасль индустрии сформировалась в регионе еще до наступления эпохи научно-технической революции. Прежде всего, черная металлургия развивалась в тех странах, где имелось собственное металлургическое топливо или сырье. К таким государствам относятся Германия и Франция, Англия и Испания, Люксембург и Испания, Чехия и Польша. После окончания 2-й мировой войны наиболее крупные комбинаты были возведены или расширены на территориях, находящихся в непосредственной близости к морским портам. Это произошло из-за ориентации на импорт металлолома и высококачественной железной руды.
На сегодняшний день самый современный и большой комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы.
К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Производства по выпуску алюминия находятся в странах, имеющих запасы бокситов. Это Италия и Франция, Румыния, Греция и Венгрия. Подобные производства находятся также и в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии. Здесь нет собственного сырья, зато вырабатывается большое количество электроэнергии.
Производство меди развито во Франции и Германии, Польше, Англии и Бельгии.