14 достопримечательностей валаама, которые нужно посетить

Организация питания

Всем купившим билеты на экскурсионный тур предоставляется трехразовое питание в гостинице, которое входит в стоимость путешествия. Меню согласовывается отдельно с туроператором. Питание паломников, трудников и волонтеров происходит в монастырских столовых по православному меню, которое учитывает постные и скоромные дни.

Завтрак, обед и ужин происходят строго по графику. Брать в путешествие посуду не нужно, все предоставляется на месте. Не запрещается брать в путешествие свою еду, но считается неприличным перекусывать на ходу во время экскурсий и святых мест. Будет вежливо убрать за собой грязную посуду после приема пищи.

На острове нет наемного персонала, который работает за деньги. Всю работу выполняют трудники, послушники и волонтеры.

Перед приемом пищи молиться не обязательно тем туристам, которые не исповедуют православие. Но если за столом кем-то читается молитва, стоит встать и подождать, пока она закончится. Невежливо садиться и начинать есть, когда рядом молится кто-то другой. Во время монастырской трапезы действуют и все обычные правила поведения за столом: нельзя говорить с набитым ртом, громко стучать столовыми приборами и т.д.

Что привезти с Валаама

Сувенирная продукция острова представлена магнитами, бусами, сумками, миниатюрными картинками, выжженными на деревянной поверхности, четками, тканевыми мешочками, наполненными стружкой из можжевельника, колокольчиками, вязанными изделиями, головными уборами и т.д. Тематика всех сувениров, как правило, церковного характера.

Для личного пользования можно приобрести оригинальную посуду из бересты, сделанную карельскими мастерами из экологически чистых материалов. Резные растительные и животные орнаменты, изображенные на посуде, отлично будут смотреться в любой интерьере.

Гурманы по достоинству оценят вкуснейшую копченную форель и свежую монастырскую выпечку, которую можно купить в специализированных магазинах или на причале. Также стоит попробовать ароматное варенье из ягод, выращенных и собранных на Валааме.

Паломники, приезжающие на остров, обязательно покупают молитвенники, иконы, церковные книги, диски с записью монашеских песнопений. Такие покупки рекомендуется делать в церковных лавках около монастырей. Так, вы будете уверены в подлинности своего приобретения.

История Валаама

Удалось установить, что изначально на острове жили финские племена, а, вот, точное время появления здесь монастыря установить не представляется возможным. По одной версии монастырь появился в 10-11 вв. – в эпоху Крещения Руси благодаря монахам Сергию и Герману, позже причисленных к лику святых.

За эту версию говорит тот факт, что в 1163 году монахами были перевезены мощи преподобных Сергия и Германа в Великий Новгород, в 1179 году мощи были возвращены обратно в монастырь и захоронены на вершине скалы. Это был сделано, чтобы обезопасить останки святых от нападений шведов.

В 1240 году Александр Невский с войском не допустил разграбления обители шведами, остановив их.

Вторая версия строится на том, что монастырь появился в 12-14 вв., и его основателем был преподобный Ефрем Перекомский. Об этом событии рассказывается в «Сказании о Валаамском монастыре», появившемся в 16 веке.

Валаам в средние века

С момента основания, история обители оказалась неразрывно связана со Шведским государством, но русскому монастырю такое соседство принесло только одни неприятности. Монахи страдали от нападений шведских войск особенно в середине 14 века, в 1578 году, когда были убиты 34 монаха.

Противостояние со Швецией, наконец, закончилось в 1595 году, когда со шведами был заключён мир.

Но мир и безмятежность царили на острове недолго: в 1611 году шведские войска вновь атаковали Русь, на этот раз монастырь был сожжён, почти все монахи погибли, и в 1617 году Швеция завладела островами.

В течение столетия монастырь пытались восстанавливать с переменным успехом, этому способствовало издание Петром I в 1715 году Указа о возрождении обители. Тогда же был построен деревянный Спасо-Преображенский храм с надворными постройками. На протяжении 18 века строились другие храмы подворья, правда, часто они подвергались неблагоприятному воздействию природных факторов. С 1811 года всё строительство на территории острова велось только из камня. В 19 веке монастырь пережил свой расцвет во многом благодаря тому, что настоятелем стал игумен Дамаск (Дамиан Кононов), на протяжении сорока лет он заботился о том, как приумножить монастырское хозяйство.

XX век

В двадцатом столетии на долю Валаамского монастыря выпало достаточно испытаний. В 1917 году после Октябрьской революции в результате деления земель монастырь оказался на территории Финляндии, где главной религией является лютеранство.

Дошло до того, что с 1925 году монастырские стали проводить на финском языке, но, как говорится «не было бы счастья, да на несчастье помогло», зато подобная ситуация отвела монахов от жестоких репрессий 30-х гг., когда поголовно уничтожались церкви и священнослужители. Но в конце 30-х гг. отношения между Финляндией и СССР ухудшились, и вскоре вся Карелия с монастырём перешла в советское владение.

Тогда началась новая страница в истории Валаама: в 1940 году на его территории была открыта школа боцманов.

В годы Великой Отечественной войны на острове разворачивалось противостояние финских и советских войск, в конце концов, советские войска одержали победу.

Начался трудный период возвращения обители к жизни, на это потребовалось несколько десятилетий, когда в монастыре размещались самые разные организации.

Монастырь приходил в упадок: монастырские постройки разрушались и сами по себе и целенаправленно уничтожались. Правда, было несколько попыток начать новую деятельность на Валааме: устроить здесь природный заказник, музей-заповедник, зал органной музыки, но ничего не вышло.

Возвращение к исконной деятельности монастыря состоялось только в 1989 году, когда власти Карелии передали Ленинградской епархии монастырь в пользование и часть скитов. Так, постепенно началось возрождение обители: восстановление зданий, возобновление монастырских служб, восстановление хозяйства.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к Валааму, всё больше и больше туристов и паломников прибывает на остров, чтобы насладиться его первозданной красотой и приблизиться к тайнам монастырской жизни.

Добраться сюда можно без особых проблем, естественно по воде, большинство туристов приезжают из Петербурга.

Карта острова Валаам

По одной из версий название «Валаам» происходит от финского «высокая земля». Самым высоким в архипелаге является небольшой остров Лембос, высота его составляет 58,2 метра. Остров Скитский поднимается на 51,8 метра, а максимальная высота Валаама — 42 метра. По другой версии название острова Валаам происходит от имени языческого бога Ваала.

Такого красивого места с отвесными скалами, бухтами, островами, проливами и хвойным лесом нигде не встретишь в Европе. Все, кто здесь побывал, с восторгом вспоминают чудные места острова. Здесь произрастает множество видов цветковых растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. На Валааме создано уникальное сочетание местной и высаженной человеком и не произраставшей здесь ранее древесной растительности. Среди встречающихся здесь более 212 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России.

Датой основания Валаамского монастыря одни историки считают время Крещения Руси (988 год), другие — более позднее время. По монастырскому преданию монастырь был основан еще до крещения Руси, в 960 году, преподобными Сергием и Германом. В 15 веке монастырь называли Великой Лаврой. Он являлся центром книгописания. К началу 16 века в монастыре жили 600 монахов. В 16–17 вв. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению шведами. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Период 1839–1917 гг. — время расцвета монастыря. После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза. В 1989 году 13 декабря в день памяти Андрея Первозванного, когда на остров прибыли шесть монахов, начался процесс возрождения обители. А через 16 лет, в 2005 году, впервые зазвучал 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2008 года Алексий II освятил Свято-Владимирский скит на острове Валаам и провел первую Божественную литургию в храме.

Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на острове Валаам, раньше называли Северным Афоном. Здесь был центр мирового Православия. Сейчас в монастыре около двухсот насельников. Возрождается жизнь в Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В 1862 году Спасо-Преображенский монастырь посетили император Александр II с императрицей Марией Александровной. В память об этом была возведена часовня во имя иконы Божией Матери «Знамение». Напротив нее на стеле, выполненной из полированного черного камня, высечены имена знатных особ, которые побывали на Валааме.

Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Здания скита построены из ярко-красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская двухъярусная церковь и келейные корпуса, окруженные оградой с фигурными воротами. Верхний храм освящен во имя Святого Христова Воскресения, Нижний храм — во имя Св. Апостола Андрея. Воскресенский скит — единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба монастыря, организующая экскурсии по острову. На вершине горы Елеон находится часовня Вознесения. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Малую Никоновскую бухту. Часовня, как и крест, можно видеть от входа в бухту. Пройдя по деревянному мостику, Вы осмотрите недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери. За Коневским скитом идет дорога к монастырской ферме, расположенной на берегу озера Сисяярви. Еще в 1882 году в шести километрах к западу от монастыря была построена ферма на 70 голов скота с отдельными секциями для каждого животного. Здесь же разводили рыбу. Сейчас ферма действующая, восстанавливается рыборазводный завод.

После экскурсии по острову Валааму хочется приехать сюда снова, чтобы еще раз увидеть эти скалы, лес, озеро, уходящее к горизонту и насладиться этой необычайной тишиной.

Обычно открытие паломнического сезона на Валааме совпадает с празднованием памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Барии и праздником Никольского скита.

Собираясь на остров Валаам, возьмите теплую одежду, учитывая холодные ветра Ладоги и среднюю температуру июля +17 градусов.

Валаам из Петрозаводска, цены

Проживая в Петрозаводске, да и в других городах тоже, нет никаких проблем совершить экскурсию. Немного побродив в поисках по интернету, нашла отличную туристическую фирму в нашем городе. Отправила им заявку на двоих (мы путешествовали с мужем), мне прислали договор, подписала, отсканировала, отправила им подписанные бумаги, мне выставили счет, заплатила пластиком и все проблемы. Оставалось только ждать назначенного часа, а ехать мы должны были 23 июля. Прелесть, никуда ходить даже не нужно!

Цена экскурсии на Валаам из Петрозаводска составляет 4200 рублей на человека. Я специально сравнивала цены, в принципе стоимость везде почти одинаковая, наверное, цена такая сложилась, и все турфирмы держат ее на данном уровне. На рынке туристических услуг тоже конкуренция, и нет смысла сильно «задирать» цены. Дорого это или нет? Думаю, что нормально. Сюда входит переезд до старинного карельского города Сортавала, приблизительно занимает по времени 4 часа. Затем по Ладожскому озеру 50 минут на метеоре до острова и обратно, сама экскурсия с классными эрудированными гидами, обед в монастырской трапезе, переезд в Никоновскую бухту на скиты, там еще экскурсия.

Кстати, есть возможность не ехать на автобусе из Петрозаводска, это для тех кто хочет добираться на своей машине, тогда путевка обойдется на тысячу рублей меньше. Машину оставляйте на платной парковке, и в Сортавала присоединяетесь к группе. Мы посчитали, что на этом много не экономишь, лучше ехать на автобусе с гидом. Наш экскурсовод всю дорогу нам рассказывала познавательные истории.

В назначенный час, в 6 утра мы должны были отправиться от гостиницы «Северной», о ней я писала когда рассказывала про город Петрозаводск. Желающих полный автобус, 48 человек. К слову, петрозаводчан не очень много оказалось. Основной контингент- жители других городов, которые заказывают не одну экскурсию, а в Карелии, поверьте, есть что посмотреть. Кижи, Валаам, Соловки, рускеальские мраморные каньоны, везде красиво. Вот к этим путешественникам нас и приписали, мы из дома отправлялись, а они живут в гостинице и каждый день для них новое путешествие.

4 часа в дороге пролетели незаметно, в автобусе гид интересно рассказывала про достопримечательности Валаама и Карелии. Скучать не приходилось, по пути были технические остановки в лесу, некоторые даже умудрились за столь короткое время насобирать белых грибов, их у нас полным-полно сейчас, покормить комаров и поесть черники.

В 10 часов утра мы въехали в Сортавала, это город с потрясающей, богатейшей историей, переходил не один раз к разным правителям. Очень много зданий построено финскими архитекторами, город стал принадлежат СССР после финской войны в 1940 году, до этого момента входил в состав независимого финляндского государства. Сортавала любим нашими композиторами, здесь часто бывали Пахмутова, Свиридов. Именно тут находится знаменитая дача композиторов, которую не столь давно хотели закрыть, но общественность отстояла. Здесь творил свои шедевры Рерих, фильм «А зори здесь тихие» тоже в этих местах снимался. В 30 км отсюда начинается граница с Финляндией, в советское время в эти места нельзя было попасть даже жителям Карелии, которые здесь не были прописаны. Это была запретная пограничная зона, к счастью сейчас здесь рады всем гостям! Посмотрите видео об этом красивом месте.

До отплытия метеора у нас было около часу свободного времени, кто-то гулял по набережной, некоторые пошли в музей резчика по дереву Кронида Гоголева ( о нем смотрите в видео), здесь же можно купить сувениры о Карелии.

В 11 часов дня с причала мы организованно зашли на палубу «метеора», который назван в честь Андрея Первозванного. Он принадлежит паломнической службе Валаама, берет на борт 116 человек, построен в 1984 году в Зеленодольске. Несмотря на свой почтенный возраст, выглядит отлично, чувствуется, что находится в хороших руках, за ним смотрят.

Погода была чудесная, нам повезло, что не было дождя и шторма. Я немного поснимала пока мы плыли до Валаама, Ладога завораживает!

Скиты монастыря

Вокруг Валаамской обители разбросаны скиты. На Скитском острове расположен Скит Всех Святых, основанный в конце XVIII века. Здесь особенно строгие правила: женщинам-паломницам вход запрещен. Посетить территорию можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи построен на Предтеченском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позднее возвели деревянную церковь с колоколом, специально отлитым для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. В скиту живут монахи. Для посещений обитель закрыта.

Воскресенский (Красный) скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда заходят габаритные суда. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, где в 1846 году построили деревянную часовню, на месте которой возвели позднее двухэтажный храм из красного кирпича. Цвет храма дал название скиту.

Здесь, в купольной часовенке, хранится частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли. Над пещерным камнем, на котором лежало тело Христа, – 7 лампад, одна из них неугасимая. Тусклое, лишенное росписей, с низким потолком помещение часовенки призвано напомнить о страданиях и смерти Спасителя.

Верхняя Воскресенская церковь светлая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Свято-Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, – первый на Валааме, возведенный в новейшее время. Построенный в 2008 году в сентябре новый скит освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построили с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Ильинский скит назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил жизнь проповеди Единого Бога. Илия удостоился беседы с Христом во время Преображения Господня на Фаворе. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают обитель из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца – небольшая обитель на Крестовом острове, построенная в середине XIX века, первоначально состояла из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом – огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Церковь Николая Чудотворца служила маяком, в окнах часовни зажигали яркий фонарь, показывающий путь в темные ночи. Храм Николая чудотворца – излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святого Николая.

Коневский скит, устроенный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти был полностью разобран, восстановили и освятили скит в 2009 году. Неподалеку находилась келья игумена Дамаскина – настоятеля монастыря 1839-1881 годы, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

Репка для царя и первоклассный монастырь

Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.

Александр I на Валааме

После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.

Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.

Игумен Дамаскин (Кононов)

Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.

За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.

Водопроводный домик

Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.

Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.

4

Валаамский монастырь в интернете

Монастырь имеет свою страничку во всемирной сети (valaam.ru). Там можно ознакомиться с работой монастыря, посмотреть интересные видео с богослужений, узнать многое из истории комплекса.

Кстати, очень интересно будет прочитать описание и совершить небольшую экскурсию по кельям и святым местам архипелага. Для этого на сайте есть специальный виртуальный 3D тур. Конечно, это не сравнится с посещением острова, но поможет составить первое впечатление о святом месте. Наверняка, туда захочется поехать еще больше.

Другие официальные страницы Валаамского монастыря, удобные для мобильных телефонов:

  • Вконтакте — http://vk.com/monahos;
  • Facebook — ;
  • Живой журнал — http://valaammonahos.livejournal.com;
  • Твиттер — .

Комплекс Валаамского монастыря

Экскурсию на Валаам невозможно представить без посещения ее главных достопримечательностей. Центральная усадьба представляет собой комплекс строений вокруг самого храма — часовни, келий, трапезных, кузни, гостиницы и других. Площадь усадьбы настолько большая, что на ее подробный осмотр может уйти весь день. Однако в рамках экскурсии это время сокращено до 1-2 часов.

** Центральное сооружение комплекса монастыря — Спасо-Преображенский храм — возведен в XIV веке, восстановлен в XVIII—XIX веках, а последнюю реконструкцию пережил уже в нашем столетии. **

Собор состоит из двух храмов. Более масштабное и украшенное верхнее строение летом 2020 года посетителей не принимало. Паломники и туристы посещали лишь нижний храм, отличающийся более скромным убранством.

Неподалеку расположилась часовня Ксении Петербургской, возведенная в 2012 году, откуда открывается неповторимый вид на озеро. Любопытно, что изначально на этом месте был установлен макет часовни в полную величину. И лишь после оценки общей архитектурной гармонии комплекса приступили к возведению самой постройки.

Первый скит, построенный на Валааме, носит название Всех Святых. Изначально это было небольшое каменное строение, а сегодняшнее здание из восьми корпусов появилось уже в середине XIX века. Оно расположено на Скитском острове, и женщинам позволяется здесь бывать лишь единожды в году — в День Всех Святых. Всехвятский скит удивляет своей гармонией, скромностью и одновременно торжественностью. Вокруг него расположились сады и теплицы, где ведут хозяйство сами монахи. При желании туристы могут приобрести часть собранного ими урожая в монастырских лавках.

Там же, буквально в нескольких минутах езды расположился Смоленский скит. Здесь можно полюбоваться аккуратной церковью и деревянной часовней. Чуть подальше в отдельном корпусе проживают монахи, куда простым мирянам доступ запрещен. Туристы, побывавшие здесь, отмечают незабываемые виды, которые открываются сразу на несколько заливов.

До Валаама из г. Сортавала

Населённый пункт Сортавала расположен в 40 километрах от острова Валаама. Водное путешествие начинается от городского причала, отсюда все корабли отправляются к священному архипелагу. До Валаама современный катер «Метеор» осуществляет рейсы в 9:00 и 11:00 часов.

В летний период скоростное судно курсирует каждый день. Обратно с острова катер отплывает в 15:00 и 17:00. Расписание не очень удобное для путешественников, поскольку на осмотр всех святынь и достопримечательностей остаётся мало времени. Продолжительность пути в одну сторону занимает около одного часа.

Самостоятельный турист должен помнить, что билетов на «Метеор» может не оказаться, поскольку часть их заранее выкупают экскурсионные фирмы для своих групп. От Сортавала до острова также отходят другие теплоходы с 9:00 до 12:00 часов.

Конкретного расписания отправлений нет, однако проблем с отплытием возникнуть не должно. У причала выстраивается достаточное количество кораблей, поэтому мест хватит для всех желающим. К недостаткам этого вида сервиса можно отнести малую скорость катеров, что в результате короткое расстояние может преодолеваться в течение 2,5 часа.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector