Валаамский монастырь

Монахи Валаамского монастыря

Валаамский монастырь на дивном острове Валаам славится своим строгим уставом, во многом повторяющим традиции знаменитого Афона. В настоящее время в обители проживает более 200 монахов, ежедневно занятых молитвами и упорным трудом. Распорядок дня для братии Валаама выглядит следующим образом:

  • в 17 часов вечера в монастыре начинается малое повечерие, за ним следует монашеское правило, три канона с акафистом Богоматери и чин прощения;
  • в 21 час после ужина наступает время безмолвия, в течение которого монахи читают молитвы келейно и совершают поклоны;
  • в 22 часа совершается отход ко сну, а уже в 5 часов утра происходят полунощница и утреня;
  • после этого служится ранняя литургия, после которой монахи направляются на утренний чай и последующие послушания;
  • в 13 часов следует обед, после которого читаются творения святых отцов и служится молебен у мощей преподобных Германа и Сергия.

Особенностью жизни монахов является то, что каждый из иноков находится под началом духовного отца или настоятеля. Время и продолжительность келейных молитв определяются для каждого монаха индивидуально.

Строгие правила действуют на территории Валаамского монастыря относительно сна монахов. Ночью на отдых отводится от 4 до 5 часов, еще 1-2 часа монахи могут поспать днем после обеда. По словам настоятеля Валаамского монастыря игумена Панкратия, правило о продолжительности сна берется из святоотеческих книг, в них рекомендуется спать не более 6-7 часов.

Важно! Большой известностью обладает хор Валаамского монастыря, в его состав входят выпускники Хорового училища им. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории им

Римского-Корсакова, дипломированные вокалисты и дирижеры, певцы музыкальных театров и вокальных коллективов Петербурга.

Календарный вопрос коснулся и Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • мобильные телефоны лучше отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим;
  • помнить о форме одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой и руками, не оголять ноги, без косметики и сильных парфюмов; мужчины – не в спортивной одежде, с покрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, громкие разговоры или смех;
  • нельзя фотографировать в храмах, особенно во время службы, снимать братию без разрешения;
  • нельзя заходить в хозяйственные помещения, братские трапезные – для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • поскольку остров, на котором находится обитель, является заповедной территорией, здесь запрещено рвать цветы или ягоды, разводить костры. Также не стоит купаться или загорать.

Репка для царя и первоклассный монастырь

Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.

Александр I на Валааме

После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.

Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.

Игумен Дамаскин (Кононов)

Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.

За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.

Водопроводный домик

Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.

Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.

4

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга
Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

Важно! Обратите внимание, что судоходство начинается только после того, как Ладога растает, поэтому в основном паломники отправляются в обитель летом

Организация питания

Всем купившим билеты на экскурсионный тур предоставляется трехразовое питание в гостинице, которое входит в стоимость путешествия. Меню согласовывается отдельно с туроператором. Питание паломников, трудников и волонтеров происходит в монастырских столовых по православному меню, которое учитывает постные и скоромные дни.

Завтрак, обед и ужин происходят строго по графику. Брать в путешествие посуду не нужно, все предоставляется на месте. Не запрещается брать в путешествие свою еду, но считается неприличным перекусывать на ходу во время экскурсий и святых мест. Будет вежливо убрать за собой грязную посуду после приема пищи.

На острове нет наемного персонала, который работает за деньги. Всю работу выполняют трудники, послушники и волонтеры.

Перед приемом пищи молиться не обязательно тем туристам, которые не исповедуют православие. Но если за столом кем-то читается молитва, стоит встать и подождать, пока она закончится. Невежливо садиться и начинать есть, когда рядом молится кто-то другой. Во время монастырской трапезы действуют и все обычные правила поведения за столом: нельзя говорить с набитым ртом, громко стучать столовыми приборами и т.д.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Валаамские скиты

Скит – это небольшое строение, где живёт несколько монахов, которые придерживаются более строгих ограничений, чем остальная монастырская братия, например они не употребляют мяса, соблюдают обет молчания или непрерывно молятся. Такие небольшие обители – типичная черта валаамских пейзажей, характерная особенность его духовной жизни. Первые скиты были основаны игуменом Назарием в 1790-е годы.

Вырубленные в скале кельи сделаны по образцу жилищ древних отшельников, в частности Авраама и Александра Свирских. Однако жизнь в холодных каменных помещениях оказывала настолько пагубное влияние на здоровье монахов, что игумен Дамаскин (знаменитый тем, что спал в гробу) построил жилые «квартиры» из камня. Благодаря этому большие скиты стали похожи на маленькие монастыри.

Воскресенский скит

Отели в Петербурге
Гостиницы по низким ценам
большой выбор жилья

Билеты в Петербург
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена

Воскресенский скит, который расположен возле Никоновской бухты, был построен в 1890-е годы на том месте, где отшельники предыдущего столетия жили в пещере со змеями и где, по преданию, сам Андрей Первозванный установил каменный крест всего через 28 лет после смерти Христа. Эти аккуратные кирпичные домики издали можно было бы принять за частную школу, если бы не монастырские гиды, которые встречают посетителей, сходящих с круизных теплоходов. В десяти минутах ходьбы от пристани находится Гефсиманский скит. Это простое деревянное строение кремового оттенка стоит на берегу живописного озера с тёмной водой.

Гефсиманский скит

Вокруг основного здания расположены монашеские домики с небесно-голубыми крышами и шпилями. От Гефсиманского скита вы можете пройти через лес по дорожке к Коневскому скиту. Эта деревянная церковка, открытая только по праздничным дням, расположена в удивительном месте на вершине крутого утёса над узкой бухтой. Дощатая дорога проходит вокруг Игуменского и Чёрного озёр. От неё один из путей выходит обратно на главную дорогу между Воскресенским скитом и монастырём, а другой ведёт прямо, на остров Святых. Это самый маленький из трёх главных островов архипелага.

В настоящее время он закрыт для посетителей, так как там в ските Всех Святых живут пять монахов, которые дали обет непрерывно молиться, никогда не видеть женщин и не есть мяса. Это самая старая и наиболее романтичная на вид из валаамских обителей. Там, на месте, где жил Александр Свирский, находится каменная церковь и кельи. Вокруг скита – защищённое от ветра безлесное пространство с лёгкой почвой. Это место – настоящее чудо природы. Солнце там настолько быстро прогревает землю, что монахи могут выращивать не только овощи, но и арбузы! До других скитов можно добраться лишь на лодке.

Владимирский скит

Посетителям, которые заказали групповую экскурсию из Никоновской бухты, разрешают издали посмотреть на скит Иоанна Крестителя, который также закрыт для посетителей, и подойти к Никольскому скиту, расположенному на маленьком острове при входе в Монастырскую бухту. В царское время монахи Никольского скита были «таможенниками» Валаама – осматривали прибывающие суда, чтобы убедиться, что на них нет сигарет и спиртного. Если вы хотите посетить небольшие отдалённые островки, на которых стоят скиты Александра Свирского и Авраама Ростовского, то вам нужно нанять лодку.

На том острове, где находится скит Авраама Ростовского, вы увидите наблюдательный пункт и укрепление с корабельными орудиями. Это остатки оборонительных сооружений так называемой V-T-линии. Финны возвели её в 1942 году, чтобы советские войска не могли обойти с фланга знаменитую линию Маннергейма. Гарнизон покинул этот аванпост в 1944 году, когда Красная армия прорвала V-T-линию. Водное путешествие в скит Авраама Ростовского занимает около трёх часов.

Валаамский монастырь на карте России

Интересные факты о Валаамском монастыре

Монашеская обитель на острове Валаам обладает некоторыми уникальными особенностями. Например, известны следующие факты:

  • у обители есть собственная эмблема, она была создана в 2015 году;
  • ежегодно монастырь посещает около 100000 человек, преимущественно туристы, а монастырские гостиницы способны вместить до 200 человек одновременно;
  • из-за большого наплыва туристов и паломников игумен Панкратий вносил предложение установить особую процедуру посещения Валаама для гостей острова, определить четкое максимальное число паломников за сезон, чтобы сократить нагрузку для природы острова и для монастырских гостиниц.

Интересно, что принять постриг в Валаамской обители достаточно сложно — из 20 трудников в среднем только 1 остается для того, чтобы начать здесь иноческую жизнь. Связано это со строгостью устава, не каждый находит в себе силы для его соблюдения.

Расписание богослужений и правила посещения

Суточный круг богослужения начинается по общепринятому правилу православной церкви — в 17-00.

В 21-00 на Валааме объявляется время безмолвия, когда читается келейное правило. В 22-00 монахи ложатся спать. В 5-00 начинается утреня. Обычно служба оканчивается около 8 утра.

Ежедневно в 13-30 читается молебен у мощей Сергия и Германа — основоположников Валаамского монастыря.

В воскресные и праздничные дни проводится долгая божественная литургия с 9-00 до 12-00. По ее окончании обычно предоставляется возможность приложиться к мощам святых.

Примите во внимание: женщинам лучше всего входить в храм вообще без косметики. Обязательно нужно покрыть голову платком и надеть длинную юбку

Мужчины должны снять головные уборы.

Вести себя следует благочестиво, не шуметь. Если вы с ребенком, и ваше дитя расплакалось, постарайтесь поскорее выйти и не мешать службе.

На богослужение приходите заранее. Покидать храм до окончания службы — большой грех перед Богом. Если есть крайняя необходимость, то все же можно уйти раньше. Но потом следует обязательно упомянуть об этом в исповеди и покаяться.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

История Валаама

Удалось установить, что изначально на острове жили финские племена, а, вот, точное время появления здесь монастыря установить не представляется возможным. По одной версии монастырь появился в 10-11 вв. – в эпоху Крещения Руси благодаря монахам Сергию и Герману, позже причисленных к лику святых.

За эту версию говорит тот факт, что в 1163 году монахами были перевезены мощи преподобных Сергия и Германа в Великий Новгород, в 1179 году мощи были возвращены обратно в монастырь и захоронены на вершине скалы. Это был сделано, чтобы обезопасить останки святых от нападений шведов.

В 1240 году Александр Невский с войском не допустил разграбления обители шведами, остановив их.

Вторая версия строится на том, что монастырь появился в 12-14 вв., и его основателем был преподобный Ефрем Перекомский. Об этом событии рассказывается в «Сказании о Валаамском монастыре», появившемся в 16 веке.

Валаам в средние века

С момента основания, история обители оказалась неразрывно связана со Шведским государством, но русскому монастырю такое соседство принесло только одни неприятности. Монахи страдали от нападений шведских войск особенно в середине 14 века, в 1578 году, когда были убиты 34 монаха.

Противостояние со Швецией, наконец, закончилось в 1595 году, когда со шведами был заключён мир.

Но мир и безмятежность царили на острове недолго: в 1611 году шведские войска вновь атаковали Русь, на этот раз монастырь был сожжён, почти все монахи погибли, и в 1617 году Швеция завладела островами.

В течение столетия монастырь пытались восстанавливать с переменным успехом, этому способствовало издание Петром I в 1715 году Указа о возрождении обители. Тогда же был построен деревянный Спасо-Преображенский храм с надворными постройками. На протяжении 18 века строились другие храмы подворья, правда, часто они подвергались неблагоприятному воздействию природных факторов. С 1811 года всё строительство на территории острова велось только из камня. В 19 веке монастырь пережил свой расцвет во многом благодаря тому, что настоятелем стал игумен Дамаск (Дамиан Кононов), на протяжении сорока лет он заботился о том, как приумножить монастырское хозяйство.

XX век

В двадцатом столетии на долю Валаамского монастыря выпало достаточно испытаний. В 1917 году после Октябрьской революции в результате деления земель монастырь оказался на территории Финляндии, где главной религией является лютеранство.

Дошло до того, что с 1925 году монастырские стали проводить на финском языке, но, как говорится «не было бы счастья, да на несчастье помогло», зато подобная ситуация отвела монахов от жестоких репрессий 30-х гг., когда поголовно уничтожались церкви и священнослужители. Но в конце 30-х гг. отношения между Финляндией и СССР ухудшились, и вскоре вся Карелия с монастырём перешла в советское владение.

Тогда началась новая страница в истории Валаама: в 1940 году на его территории была открыта школа боцманов.

В годы Великой Отечественной войны на острове разворачивалось противостояние финских и советских войск, в конце концов, советские войска одержали победу.

Начался трудный период возвращения обители к жизни, на это потребовалось несколько десятилетий, когда в монастыре размещались самые разные организации.

Монастырь приходил в упадок: монастырские постройки разрушались и сами по себе и целенаправленно уничтожались. Правда, было несколько попыток начать новую деятельность на Валааме: устроить здесь природный заказник, музей-заповедник, зал органной музыки, но ничего не вышло.

Возвращение к исконной деятельности монастыря состоялось только в 1989 году, когда власти Карелии передали Ленинградской епархии монастырь в пользование и часть скитов. Так, постепенно началось возрождение обители: восстановление зданий, возобновление монастырских служб, восстановление хозяйства.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к Валааму, всё больше и больше туристов и паломников прибывает на остров, чтобы насладиться его первозданной красотой и приблизиться к тайнам монастырской жизни.

Добраться сюда можно без особых проблем, естественно по воде, большинство туристов приезжают из Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector