Вознесенский печерский мужской монастырь в нижнем новгороде

Архитектура

Архитектурные сооружения:

  • Вознесенский собор 1630—1632 гг.
  • Успенская церковь 1648 г.
  • Надвратная церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского 1645 г.
  • Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла 1738 г.

Кроме того, на территории монастыря располагаются и другие сооружения, XVII—XVIII веков постройки, в том числе восстановленные и отреставрированные в 2005 г. Архиерейские палаты.

Другую достопримечательность монастыря составляет колокольня при Вознесенском соборе, которая почти со дня постройки приобрела большой наклон к горизонтали, подобно Пизанской башне. На этой колокольне в 2005 году были установлены уникальные механические часы с мелодическим боем («Боже Царя Храни» и «Коль Славен Бог»).

Успенская и надвратная Евфимиевская шатровые церкви были возведены нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным). Отметим, что этот же зодчий участвовал в строительстве Архангельского собора в Нижегородском кремле, а также, среди прочего, в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского собора в Московском Кремле.

История

Печерский монастырь был основан в начале XIV века монахом Киевско-Печерской обители Дионисием, прибывшим к берегам Волги с несколькими иноками в 1328–1330 годах.

С собой Дионисий взял список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в начале XII века. Чудотворный образ Богородицы стал святыней построенной здесь обители и всего Нижнего Новгорода.

На крутом берегу Волги Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Вскоре вокруг него стала собираться братия и началось строительство деревянного монастыря, в основе которого была возведена церковь Вознесения Господня, название которой и дало имя обители. Название Печерский сохранилось в память о пещерах, которые первоначально здесь были вырыты иноками.

Дионисий стал наставником обители, сначала в сане игумена, а затем архимандрита, его учениками были Евфиний Суздальский и основатель нескольких монастырей Макарий Желтоводский и Унженский, ставшие великими святыми.

Печерский монастырь укреплялся и вскоре прославился как духовный и культурный центр Нижнего Новгорода. Монастырская казна пополнялась за счет пожертвований знатных князей, которые на помин души своей жертвовали не только деньги, но и земли, села, рыбные и охотничьи угодья. На территории обители было построено шесть храмов, в то время как в городе их было только три.

18 июня 1597 года в результате оползня монастырские храмы были полностью разрушены. Признаки предстоящей трагедии были заметны еще за неделю до происшествия и монахи вовремя вынесли ризы, иконы и утварь и ушли сами, поэтому никто из людей не пострадал.

Братия приняла решение отстроить Печерский монастырь выше по течению Волги, ближе к Нижнему Новгороду. Новый монастырский ансамбль возводили костромские и балахнинские каменщики при участии мастеров Антипа Константинова, Федора Опарина, а также старца Изосима.

В середине XVII столетия были построены пятиглавый Вознесенский собор, Успенская церковь с трапезной палатой и храм преподобного Макария. Обитель благоустраивалась и укреплялась, ей принадлежали большие площади пахотных земель, подворья в Нижнем Новгороде и в Москве.

С 1764 года после изъятия Екатериной II монастырских земель и передачи их в светское ведение, для обители наступили тяжелые времена — средств на содержание строений не хватало, в результате они ветшали и от полного разрушения их спасало только старание братии и пожертвования прихожан.

В советское время, как и многие храмы, Вознесенский Печерский монастырь пришел в запустение, его ризница была разграблена, а в 1924 году он был закрыт. На его территории появились жилые корпуса, кинотеатр и реставрационная мастерская.

С 1960 года Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь получил статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году выполнены работы по восстановлению Вознесенского собора, Успенской церкви, архиерейского корпуса, стен и башен.

Только через 70 лет после закрытия, в 1994 году Печерский монастырь был возвращен Русской Православной церкви, начались реставрационные работы и возрождение обители.

Первой была освящена надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского, в 1999 году прошло освящение храма в честь святых апостолов Петра и Павла, а в 2000 году — главного Вознесенского собора. На колокольню был поднят вновь отлитый колокол.

К настоящему времени основные работы по реставрации обители и восстановлению его исторического облика закончены.

Основание монастыря и первые подвижники

Святитель Дионисий

Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года.  Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:

С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.

Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.

Лаврентьевская летопись

Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».

Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий

В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).

Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии  (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).

Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др

Это интересно: Воскресенский кафедральный собор в Твери — описываем в общих чертах

Вознесенский печерский монастырь на карте, адрес и проезд к монастырю

Адрес монастыря: Нижний Новгород, ул. Приволжская Слобода, 108
Открыт: ежедневно, 8:00-17:00
Телефон: +7 (831) 432-66-50
Телефон церковно-археологического музея Нижегородской епархии: +7(831)432-10-32.
Сайт: www.pecherskiy.nne.ru
Проезд: автобусы №№ 2, 28, 40, 45, 52, 62, 74 ; троллейбус № 1; маршрутные такси №№ 2, 16, 28, 40, 45, 62, 102, 123, 140, 145, 182  до остановки «Сенная». Далее вниз до монастыря.

Вознесенский печерский мужской монастырь

Церковно-археологический музей Нижегородской епархии был основан в 2003 году.

В трех залах первого этажа представлены экспонаты, относящиеся к истории Вознесенского печерского монастыря. Здесь можно увидеть артефакты, найденные на месте первоначального расположения монастыря (до оползня 1597 года), копии древних церковных актов, церковные книги, среди которых есть и рукописные, и печатные, церковные одеяния священнослужителей, церковную утварь, старые фотографии монастыря, каким он был в конце XIX — начале XX веков и др.

Старая фотография

Один из старинных гробов, найденный в ходе восстановительных работ на территории монастыря

Священные книги и четки

Одежда монашествующих, богослужебная утварь и награды духовенства

Колокола

Портреты настоятелей Печерского монастыря и старые фотографии монастыря

Витрина, посвящённая священномученику епископу Лаврентию Балахнинскому

Витрина, посвящённая епископам Макарию (Миролюбову) и Димитрию (Самбикину)

Входные двери из Вознесенского собора

Икона

Витрина, посвящённая ученикам св. преп. Дионисия — Макарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому

Залы второго этажа музея посвящены истории Нижегородской епархии.

Экспозиция музея

Вид из окна

Экспозиция музея, посвященная Нижегородской епархии

Экспозиция музея, посвященная Нижегородской епархии

Экспозиция «архиерейского» зала

Фотоателье в церковно-археологическом музее

Фотоателье в церковно-археологическом музее

Информация для посетителей

Часы работы церковно-археологического музея: понедельник-воскресенье — с 9.00 до 17.00, летом в будние дни — до 18.00.

Адрес: Нижний Новгород, Приволжская Слобода, 108

Сайт монастыря: http://www.pecherskiy.nne.ru/

Поскольку музей расположен на территории Вознесенского печерского мужского монастыря, посетители должны быть одеты в соответствующую одежду.

Via: Мария, востоковед, Москва

Как добраться на машине, общественном транспорте

Печерский Вознесенский монастырь расположен на высоком берегу Волги рядом с автомобильной дорогой в черте города. С набережной Гребного канала легко дойти пешком. Доехать до обители можно с разных районов на общественном транспорте, следуя до остановки Сенная или Монастырь следующими городскими маршрутами.

А именно:

  • Автобусов № 2, 5, 15, 28, 40, 45, 52, 60, 62, 64 или 90;
  • Трамвая № 2;
  • Маршрутными такси № 14, 24, 40, 45, 46, 57, 74, 78, 83, 97 или 98.

Проезд на личном автомобиле возможен из центра города от площади:

  1. по улице Минина до Казанского съезда;
  2. затем свернуть вправо и выехать на улицу Большая Печерская;
  3. ехать прямо до 2-го перекрестка, где свернуть влево;
  4. далее по Печерскому съезду до ворот обители;
  5. или проехать через Слободу Печеры.

Можно ввести следующие координаты для навигатора: 56.323237, 44.049719. У пекарни монастыря имеется бесплатная парковка.

Внутренне убранство

До настоящего времени уцелели уникальные фрагменты росписи XVII столетия, сохранившиеся на сводах центрального барабана Вознесенского собора. Все росписи храма обновлены, иконы украшены богатыми окладами. Резной 4-ярусный иконостас отделяет алтарную часть от просторной трапезной. В трапезной Успенской церкви устроено 2 алтаря, ризница с монастырской библиотекой.

Печи храма декорированы искусными изразцами. Интерьер храма с крестовыми сводами и распалубками над окнами и дверями очень просторный. В подклети находилась кухня и хлебопекарня, которые сообщаются лестницами с западными комнатами на 2-м этаже. Позднее в нижнем ярусе была устроена церковь-усыпальница для погребения братии и поминовения усопших.

Основание монастыря и первые подвижники

Святитель Дионисий

Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:

С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.

Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.

Лаврентьевская летопись

Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».

Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий

В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).

Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).

Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др

Святыни и памятники

В этой локации проводятся паломнические туры, ведь тут содержится ряд православных святынь XIV–XIX веков — иконы: Божией Матери Оранской, Печерской Божией Матери XIV века, св. Дионисия Суздальского, св. великомученика Пантелеимона, Феодоровской Божией Матери. Ковчег с мощами св. бл. Матроны Московской и св. преп. Симеона Верхотурского, рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев и других святых.

Помимо описанных достопримечательностей установлены памятники. Они реализованы в рамках «Аллеи Российской Славы». В 2013 году поставлен бюст Императору Александру III, также есть постамент царю-освободителю Александру II.

Вознесенский собор, Наталья Ильина

Архитектурные сооружения

  1. Вознесенский собор — гг.
  2. Успенская церковь г.
  3. Надвратная церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского г.
  4. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла г.

Кроме того, на территории монастыря располагаются и другие сооружения, XVII—XVIII веков постройки, в том числе восстановленные и отреставрированные в г. Архиерейские палаты.

Другую достопримечательность монастыря составляет колокольня при Вознесенском соборе, которая почти со дня постройки приобрела большой наклон к горизонтали, подобно Пизанской башне. На этой колокольне в 2005 году были установлены уникальные механические часы с мелодическим боем («Боже, Царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе»).

Успенская и надвратная Евфимиевская шатровые церкви были возведены нижегородским зодчим Антипом Константиновым (Возоулиным). Он же участвовал в строительстве Архангельского собора в Нижегородском кремле, а также, среди прочего, в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского собора в Московском Кремле.

Расписание Печерского монастыря в Нижнем Новгороде

Обитель работает каждый день без перерывов и выходных: с понедельника по четверг, в субботу и воскресенье 07:00—18:00; в пятницу с 07:00 до 18:30. Лавка открыта с 07:30 до 18:30, в религиозные праздники до 19:30. Музей каждый день с 09:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:30. Расписание богослужений:

  • среда и пятница в 12:00 — молебны о болящих;
  • четверг в 12:00 — молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах;
  • пятница в 19:00 — покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.

Узнайте подробнее о службах в честь религиозных праздников на сайте Печерского монастыря в Нижнем Новгороде.

Вознесенский Печерский мужской монастырь, Наталья Ильина

Храмы и постройки монастыря

Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.

К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.

Собор Вознесения Господня с колокольней

В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.

Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.

Собор Вознесения Господня с тыла

Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.

Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Колокольня

Колокольня

В 1598 году была срублена бревенчатая восьмистенная высокая колокольня. При строительстве каменного собора в 30-х годах XVII века возвели прямоугольную, от основания трехъярусную кирпичную колокольню со сводчатой кладовой внизу и рубленой площадкой звона под тесовым шатром. В 1751 году в монастыре случился пожар и деревянные части сгорели, после чего в этом же году колокольню надстроили кирпичным ярусом звона и восьмериком для механизма часов.

В XVII веке при осадке насыпного грунта колокольня заметно наклонилась к северу и осталась в таком положении. В 1751 году надстройку сделали вертикально, в таком виде она дошла до нашего времени.

Святыни

В Печерской обители имеется огромное количество чтимых православных святынь, помолиться и поклониться которым приезжают паломники со всей страны.

Перечень:

  • Имеются раки с более сотней частиц мощей святых Киево-Печерских чудотворцев и Святых угодников.
  • Доступен ковчег с частичкой от мощей блаженной преподобной Матроны.
  • Имеется икона целителя и великомученика Пантелеймона с частичкой святых мощей.
  • Можно поклониться частице мощей праведного Симеона Вехотурского.
  • Есть в храме почитаемая икона Святого основателя обители Дионисия Суздальского.
  • Особо почитается Владимирско-Оранский образ Богородицы.
  • Есть Феодоровская Богородичная икона.
  • Список с Киево-Печерского нерукотворного образа Божией Материи со Святыми Феодосием и Антонием.

Колокол

Колокол

12 октября 2018 года, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, на территории «Романовской аллеи Славы» был установлен колокол XIX века.

Данный колокол стоял на небольшом постаменте с правой стороны возле входа в Старо-Ярмарочный собор. В звоне он не участвовал, поскольку имеет трещину. Основанием для колокола послужил известняк XVII века, привезённый из Николо-Берлюковского мужского монастыря Московской епархии. Данный известняк был передан в дар Печерскому монастырю от наместника Николо-Берлюковского монастыря игумена Евмения (Лагутина).

История Печерского монастыря

Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.

Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.

Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.

Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд

Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.

Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.

Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.

Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.

Западные ворота монастыря

После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.

Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.

Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)

После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.

Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.

Общий вид на постройки монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector