Поездка в псково-печерский свято-успенский монастырь
Содержание:
- Пещерный монастырь
- Игумены, настоятели, наместники
- Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных монастырей в России
- Псково-Печерский монастырь — памятники
- Где находится и история
- Псково-Печорский монастырь
- От составителей
- Приграничный монастырь
- Захоронения и мощи
- Псково-Печерский монастырь — памятники
- Судьба во время революции и Великой Отечественной войны
- диакон Георгий (Ю. Г. Малков), Петр Малков У пещер «Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ векаИздание третье
- Предисловие
- Успенский пещерный храм
- Сретенская церковь
- Отель
- Словенские ключи
- Архитектурные достопримечательности
Пещерный монастырь
В дремучем средневековье в дремучих западнорусских лесах услышали изборские охотники странное пение. Доносилось оно прямо из-под земли. Прислушались охотники, не обманывают ли их уши, но пение было абсолютно ясным. Поэтому по возвращению домой, очевидцы объявили, что в лесных холмах неподалеку поселились ангелы. А землю ту прозвали «поющей».
Чуть позже кусок «поющего леса» достался в собственность местному крестьянину, который и раскрыл истинное происхождение пения. Говорят, что после бури, повалилось большое дерево, и крестьянин увидел вход в пещеры, где уже много лет жили монахи-отшельники. Никто не знает точной даты, когда первые из них здесь поселились. Вроде как скрывались они здесь от татарских набегов с XIV века, а пришли аж из Киево-Печерской лавры.
Но по другим сведениям, сновал монастырь священник Иоанн Шестник. Этот человек был родом из Москвы. Он сбежал из Юрьева (ныне Тарту) из-за притеснения немцев-католиков.
Примечают в легендах также, что над входом имела надпись «Богом сданные (созданные) пещеры». И появилась она, конечно, чудесным образом. Даже монахи не знали источника ее происхождения. Был и монах неверующий, который каждый вечер ту надпись стирал, а утром надпись появлялась заново.
Изначально пещеры имели естественное происхождение, но монахи рыли их в глубину с огромным усердием, потому протянулись лабиринты на многие километры под лесами и полями. Ходят слухи, что по ним даже обратно в Киев вернуться можно.
Пещеры считались и считаются священными не только потому, что укрыли здесь монахов от преследований и не из-за появляющейся надписи, но также в силу природных обстоятельств. Дело в ом, что внутри существует особый микроклимат, который бережет тела от разложения и полностью устраняет неприятные запахи. Всегда прохладно, всегда в районе + 5°С и всегда свежий воздух. Поэтому с тех самых времен в углублениях братия хоронила монахов, не закапывая их в землю. Здесь находится более 14 тысяч человек. Не только монахи, но также местные жители и воины, защищавшие монастырь. Здесь также похоронены предки Пушкина, Кутузова, Мусорского.
Печерский монастырь с тех пещер и начался и даже часть своего названия получил. Слово «печеры» или «печоры» означает «пещеры» на старославянском. Ну, а полностью название звучит так: Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Вторая часть названия говорит о самой старой церкви монастыря – Успенской. Она и была вырыта в песчаном холме вокруг одной из пещер в 1473 году.
Игумены, настоятели, наместники
Игумены
- Прп. Иона
- Селиван, иером.
- Иона
- Сергий
- Симон
- Дорофей
- Герасим
- Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
- Савва (1570)
- Сильвестр (1572 — ?)
- Трифон
- Тихон
- Никон I
- Мелетий
- Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты
- Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
- Антоний I (1617 — 1621)
- Иоасаф I (3 февраля 1621 — 1627)
- Иов (1627 — 1634)
- Порфирий (1634 — 1639)
- Рафаил (1639 — 1643)
- Макарий (июль 1643 — 4 ноября 1649)
- Митрофан (1650 — 1656)
- Зосима (1656 — 1663)
- Герасим (1663 — 1669)
- Паисий (1669 — 1682)
- Иоасаф II (1682 — 1686)
- Паисий II (1686 — 1699)
- Корнилий II (1699)
- Аарон (1706 — ?)
- Феодосий (1711 — 1724)
- Маркелл (1724 — 1726)
- Филарет (1726 — 1729)
- Вениамин (Сахновский) (1730 — 1731)
- Кирилл (1731 — 1732)
- Игнатий (1732 — 1745)
- Геннадий (Андреевский) (1746 — 1753)
- Иосиф (1753 — 1785)
- Варлаам (1785 — 1792)
- Петр (1792 — 1800)
- Венедикт (1800 — 1835)
- Антоний II (1835 — 1844)
- Антоний (Шокотов) III (24 января 1845 — 1850)
- Никон II (1850 — 1856)
- Аполлос (Беляев) (26 октября 1856 — 1864)
- Феогност, еп. (1864 — 1868)
- Павел, еп. (1868 — 1882)
- Нафанаил, еп. (1882 — 1885)
- Павел (1885 — 1890)
- Иннокентий (1890 — 1894)
- Мефодий (Холмский) (1894 — 1906)
- Никодим (Воскресенский) (26 апреля 1906 — 26 августа 1914)
- Августин (Синайский) (1914 — 1917)
- Сщмч. Александр (Петровский) (1917 — 1918)
- Аркадий (Чанк) (1918 — 20 февраля 1920)
- Иоанн (Булин) (октябрь 1920 — 1932)
- Николай (Лейсман) (1932 — 1940)
- Парфений (Шатинин) (1940 — 1941)
- Павел (Горшков) (декабрь 1941 — 1944)
- Агафон (Бубиц) (1944 — 1946)
- Никон (Мико) (1946)
- Нектарий (Григорьев) (1946 — 1947)
- Владимир (Кобец) (1947 — 30 декабря 1949) еп. Порховский, Изборский
- Пимен (Извеков) (кон. 1949 — кон. 1953)
- Сергий (Гаврилов) (1954 — 1956)
- Августин (Судоплатов) (13 июля 1956 — 1 октября 1959)
- Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
- Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975 — 1988)
- Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
- Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
- Тихон (Секретарёв) (17 августа 1995 — ?) и/о
Тихон (Секретарёв) (? — 22 мая 2018)
Филарет (Кольцов) (с 22 мая 2018) старший
Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных монастырей в России
Успенский Псково-Печерский монастырь считается одним из самых крупных и известных мужских монастырей в России. Он имеет многовековую историю и весьма почитаем в православном мире. Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.
Своё название обитель получила от находящихся в нём пещер, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). Считается, что монастырь был основан в 1473 году, когда преподобный Ионнна выкопал в песчаной горе храм в честь Успения Божией Матери.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах независимой Эстонии, благодаря чему не был закрыт (все монастыри на территории СССР были закрыты к концу 1920-х годов).
1473
в этом году основали Успенский Псково-Печерский монастырь
Кроме того, существует легенда о том, что занимавший в 1960-е годы должность настоятеля монастыря архимандрит Алипий (Воронов) отказался исполнять решение советских властей о закрытии обители. Он якобы пригрозил поднять на её защиту фронтовиков, живших в ней.
Псково-Печерский монастырь — памятники
Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:
- Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
- Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
- К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
- Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
- Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
- Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:
- Тайловская
- Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
- Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
- Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы — это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
- Благовещенская
- Башня Нижних решеток
- Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
- Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
- Тюремная башня.
На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.
Где находится и история
Cвято-Успенский Псково-Печерский монастырь несет в себе историю более половины тысячелетия со дня своего основания. Поговаривают, что именно здесь были положены основы православия еще княгиней Ольгой в 10 веке.
Размещена Псково-Печерская лавра за 40 км от города Пскова и за 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга. Согласно легенде однажды отец и сын охотники услышали дивные песнопения в глуши леса недалеко от речушки Каменец. Через определенное время после этого случая местные крестьяне выкупили эти земли. И часть их, рядом с рекой Пачковкой, попала во владения к Ивану Дементьеву. Однажды, когда он рубил лес, то под корнями поваленных деревьев обнаружил пещеру. Над входом была надпись: «Богом зданныя пещеры».
В те времена эти земли населяли верующие Киево-Печерской обители, которые сбежали сюда во времена набегов монголо-татар. До нашего времени дошло имя одного «первоначального инока» преподобного Марка.
Официальной датой основания Псково-Печерской обители признано считать 1473 год. Именно тогда возле речки Каменец в песчаном холме была выкопана и освящена Успенская церковь. Основателем монастыря был преподобный Иона. За свою жизнь он перетерпел много гонений, но ни разу не отступал от служения Господу. А когда услышал о священных пещерах, то точно решил переехать сюда с женой и детьми. Он, как и все его последователи, старались распространить православие. Но часто эта обитель подвергалась нападениям и пожарам.
Только спустя 50 лет в данном святом месте начали происходить изменения к лучшему. Благодаря разумной деятельности всех последующих игуменов приумножились владения обители, а также расширилось ее влияние. Постройки начали проводить не на горе, а постепенно спускаясь вниз. Был наведен порядок во внутренней жизни монастыря. Но наибольшего расцвета удалось добиться тогда, когда слава об исцелениях распространилась далеко за его приделы. Множество паломников посещали это место и приносили пожертвования. Материальное состояние приумножалось, но оно шло не только на нужды лавры. В сохранившихся документах есть свидетельства о том, что деньги выделялись на ремонт разрушенных захватчиками жилищ, выделялись материальные помощи беженцам.
Благодаря приграничному расположению, этот монастырь был еще и крепким военным пунктом для русских земель. Именно поэтому Петр I приказал укрепить ее валами, башнями и ровами.
Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить лавре, в ней тщательно сохранились все традиции. Во все времена основной целью было распространение православной веры, помощь нуждающимся. Все эти ценности монахи пронесли через длительное время и ни разу не изменили им.
Псково-Печорский монастырь
На крепостную стену забираться нельзя. Только с разрешения настоятеля.
Итак, мышатки! Сколько уже веков на этом месте живут монахи, неизвестно, так как исследований нет. Предположительно в конце 14 века в пещерах природного происхождения жили монахи, которые по легенде бежали с юга, спасаясь от набегов татар.
По легенде пещеры, включая главную пещеру, были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым во второй половине 15 века уже с надписью над входом “Богом зданная пещера”.
На крепостную стену забираться нельзя. Только с разрешения настоятеля.
Гав информирует: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Для защиты от нападения немцев, шведов и поляков, Москва укрепила монастырь крепостными стенами.
Современный комплекс включает в себя:
- Успенскую пещерную церковь
- Церковь Николы Вратаря
- Большую звонницу
- Михайловский собор
- Сретенский храм
- Ризницу
- Стены и башни
Готовы смотреть? Тогда как обычно: хвост в лапы и вперед!
От составителей
Сохранились лишь немногочисленные исторические документы и воспоминания о псково-печерском старце и провидце – преподобном Симеоне (Желнине), но они свидетельствуют, какой истинный светильник веры более 60 лет сиял в Псково-Печерской обители.
Один из печерских священников, знавший его в юные годы, отметил: «…Мы, жившие рядом с ним, не очень обращали внимание на его праведность и прозорливость, а он действительно был провидцем, и потому десятки и сотни людей приезжали к нему за советом и благословением. Многим он открывал события их будущей жизни
Он и мою будущность предсказал, только сделал это не в глаза мне, а через людей, которые передали мне его слова лет через десять после его кончины.
В обители память его и по сей день почитается с особым усердием. О нем можно и нужно сказать словами Священного Писания: “Праведники вовеки живут” (Прем 5, 15). И я надеюсь, что придет время, когда мы сможем обращаться к нашему дорогому усопшему с великой просьбой: “Праведный отче Симеоне, моли Бога о нас!”» (В 2003 году состоялось причисление печерского старца Симеона (Желнина) к лику святых в чине преподобных, его святые мощи находятся в Сретенском храме монастыря. – Прим ред.)
Столбики, изготовленные преподобным Симеоном
Опубликованные в этой книге рассказы о старце Симеоне безыскусны, но увлекательны и в высшей степени поучительны, так как в них воссоздается духовный облик самого отца Симеона, сочетавшего в себе смирение и простоту с «старческим» богомыслием и прозорливостью.
Особенно ценно, что при подготовке настоящего издания нам удалось обнаружить ряд не публиковавшихся ранее письменных свидетельств о старце, а также побеседовать с его духовными чадами, поделившимися личными воспоминаниями о своем духовнике.
Старец иеросхимонах Симеон
Приграничный монастырь
Странное местоположение выбрали монахи для строительства обители. Где это видано, чтобы монастырь не на горке стоял, а в глубокий овраг сползал? Место странное, но уж очень стратегическое. Аккурат посерединке между Москвой и Ливонским орденом.
А потому высокие каменные крепостные стены с семью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах и не раз сыграли свою важную роль в истории, защищая Печерский монастырь от ливонской крепости Нейгаузен, расположенной всего в 20 километрах.
Крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск польского короля Стефана Батория и венгерского отряда в 1581 году, других польских отрядов, шведских войск (с перерывами в 1611—1614 годах), войск шведского короля Карла XII (1703). Крепостные стены монастыря служили обороне более 150 лет до конца Северной войны и заключения Ништадтского мира. Выдержали они и фашистские бомбы в ХХ веке.
Монастырь редко кто называет крепостью. Но общая длина его необычных ступенчатых стен превышает 700 метров. Высоченные стены Печерской крепости идут по склону глубокого оврага, на дне которого протекает ручей Каменец.
А семь башен, Острожная-башня Нижних решеток-Благовещенская-Изборская-Тарарыгина-башня Верхних решеток-Тайловская, надежно защищают периметры.
Наиболее интересными являются две башни на самом дне оврага – башня Нижних решеток и башня Верхних решеток. Две стройные квадратные башни находятся друг напротив друга. В их нижней части выложены небольшие каменные арки, сквозь которые воды ручья попадают внутрь крепости, продолжают свой бег и вытекают уже с обратной стороны. Эти арки закрываются железными решетками, чтобы осаждающие не воспользовались ручьем для проникновения в крепость. Решетка и дали наименование башням.
К тому же башня Верхних решеток является еще и самой высокой в крепостном комплексе. Ее высота составляет 25 метров, поэтому она почти не проседает по сравнению с остальными башнями, несмотря на то, что находится в самом низком месте. В башне имеются караульная изба, камеры для установки пушек и дозорная площадка, с которой прекрасно просматриваются все окрестности Печор.
Захоронения и мощи
В подземных лабиринтах расположено множество ниш, в которых стоят захоронения, — аркосолии, крипты-склепы, а также локулы, узкие гробницы в стенах. В аркосолиях и криптах традиционно хоронили знатных и именитых покойников, в локулах — простых людей.
Самые известные исторические захоронения, причем не только святых, в Ближних пещерах (всего 79):
- Ильи Муромца, которое свидетельствует о его реальном существовании;
- Нестора Летописца, написавшего знаменитую «Повесть временных лет»;
- первого лекаря Киевской Руси Агапита;
- иконописцев Аллипия и Григория;
- князя Черниговской династии Николая Святоша;
- Григория Чудотворца;
- Младенца-мученика Иоанна, которого князь Владимир принес в жертву во времена языческих верований, и др.
Псково-Печерский монастырь — памятники
Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:
- Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
- Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
- К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
- Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
- Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
- Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:
- Тайловская
- Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
- Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
- Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы — это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
- Благовещенская
- Башня Нижних решеток
- Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
- Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
- Тюремная башня.
На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.
Судьба во время революции и Великой Отечественной войны
Обители крупно повезло еще раз в начале ХХ века: после революции она была отдана Эстонии, что спасло ее от разрушения советской властью.
Во время ВОВ обитель пострадала от артобстрелов – были разрушены Братский корпус и Трапезная.
Обратите внимание: по некоторым сведениям известно, что люди, которых искали захватчики, прятались под куполами соборов. Стремясь защитить себя и обитель, монахи сохраняли внешнюю лояльность к врагам, получив возможность проводить православную миссию на оккупированных землях
Однако это не спасло ее от разорения: более 550 ценных предметов были вывезены
Стремясь защитить себя и обитель, монахи сохраняли внешнюю лояльность к врагам, получив возможность проводить православную миссию на оккупированных землях. Однако это не спасло ее от разорения: более 550 ценных предметов были вывезены.
диакон Георгий (Ю. Г. Малков), Петр Малков У пещер «Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ векаИздание третье
Предисловие
Земная жизнь христианина – поистине единственное и драгоценное время, данное каждому человеку для приготовления к Жизни Вечной. Поэтому христианину нужно жить в Церкви и Церковью. Жить, основываясь на евангельских истинах, смысл и глубину которых мы можем понять и увидеть лишь в Церкви.
Именно об этом в одной из своих проповедей говорил Псково-Печерский старец отец Иоанн (Крестьянкин): «Надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами. А главное – необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена…»
В годы большевистских гонений, несмотря на то, что многие монастыри были закрыты, разорены, а их насельники томились в советских лагерях – они продолжали нести свет евангельской Истины в мир. После гражданской войны несколько русских православных обителей оказались на территории Прибалтийских республик. Большой известностью и почитанием среди них пользовался Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, оказавшийся на территории Эстонии.
* * *
Чтимые монастырские иконы Божией Матери: «Успение, в житии», «Умиление-Владимирская» (написанная, по преданию, самим игуменом Корнилием), «Одигитрия» уже в XV–XVI веках прославились многими чудесами и заступничеством за православных христиан. Печерская обитель также известна своим письменным наследием: с середины XVI столетия здесь велась летопись Древнего Пскова и была собрана богатая по тем временам библиотека, в частности, сохранившая для нас «список» XV века ценнейшей древнерусской повести «Сказания о погибели земли Русской» (о нашествии хана Батыя); отсюда же происходят и так называемые «Печерские сборники», донесшие до нас выдающийся исторический и литературный памятник – переписку князя Курбского с царем Иваном Грозным.
Псково-Печерская обитель взрастила немало архипастырей и Первосвятителей Российских. Так, наместниками монастыря были будущие Святейшие Патриархи Московские и всея Руси – Иоасаф I и Пимен.
Многие воспитанные в обители иноки сподобились общецерковного прославления. В 1987 году их внесли в сонм Собора Псковских святых, а в 1990 году состоялось и утверждение особого празднования в память Собора Псково-Печерских святых, совершаемого в 4-ю неделю по Пятидесятнице. В эти дни поминаются: преподобномученики – игумен Корнилий, старец Вассиан; преподобные – Марк, Иона и Дорофей, Югский чудотворец, постриженник Псково-Печерский; преподобная матерь Васса; праведный Лазарь схимник, прозорливый. В Собор Псково-Печерских святых были также добавлены преподобный Симеон (Желнин) Псково-Печерский и священномученик Александр (Петровский), бывший наместником монастыря в 1917–1918 годах.
По милости Божией, Псково-Печерская обитель никогда не закрывалась. Даже во времена хрущевских гонений, благодаря мужеству и мудрости наместника монастыря архимандрита Алипия (Воронова), «властям беззаконным» не удалось закрыть обитель.
Поэтому древняя традиция иночества сохранилась и до наших дней. В Псково-Печерской обители, как и во многих других монастырях, всегда существовала особая форма иноческого «детоводительства ко Христу» – старчество.
В ХХ веке традиции старчества продолжали старейшие насельники монастыря – архимандриты: Александр (Васильев), Нафанаил (Поспелов), Иоанн (Крестьянкин), Елеазар (Иванов), Адриан (Кирсанов). Они вели по пути спасения и молодых иноков, и паломников, посещающих обитель, и духовных чад, живущих в миру.
Неоценимую помощь в деле благого устроения наших душ оказывает уяснение опыта ранее живших православных подвижников, засвидетельствованного в их поучениях и письмах, в историко-документальных материалах о них, а также в народных преданиях об их жизни и подвигах, в воспоминаниях современников.
Жизнеописания как уже прославленных Церковью святых, так и менее известных подвижников благочестия – есть живая школа православной мудрости и веры. И в наше время святые являют нам яркие, живые образы «Божиих людей», которые и теперь ходатайствуют за нас пред престолом Божиим, «ибо у Него все живы» (Лк 20, З8).
Книга, которую вы держите в руках, повествует о жизни замечательных подвижников XX века, подвизавшихся в Псково-Печерской обители, и призвана познакомить читателя с необходимым и душеполезным опытом глубокой и искренней веры в Бога.
Успенский пещерный храм
К нему ведет широкая лестница. Над входом размещен образ Божьей Матери Киевской. На крыше, обращенной к монастырю, установлены пять глав, которые венчают кресты. Шеи глав украшены священными изображениями.
Не менее оригинально и внутреннее убранство храма. В нем имеется три прохода в длину и пять – в ширину. Их разделяют земляные станы, обложенные кирпичами. Это создает особый уют. Помещение довольно просторное, здесь всегда найдется укромный уголок, где при свете лампад можно помолиться.
В глубине собора, с южной стороны, в специально оборудованной нише покоятся мощи Преподобного Корнилия.
Сретенская церковь
Она возведена в 1670 году на месте ранее существовавшего Благовещенского храма. Сретенский собор — это двухэтажное здание из кирпича, выполненное в псевдорусском стиле. Церковь находится на втором этаже. В алтаре имеются центральная ниша для жертвенника и несколько малых ниш для дьяконника. Притвор отделен массивной стеной. В ней есть три проема. Все окна имеют форму арок. Нижний этаж храма обработан гладким рустом.
На западной и восточной стенах Сретенской церкви сохранилась роспись, которая уже неоднократно реставрировалась. Южную и северную стены украшают пилястры. Стены выполнены из кирпича, затем оштукатурены и окрашены.
Отель
Из всех гостиниц и апартаментов я выбрала отель “Печоры-Парк”. И ни разу не пожалела.
Адрес: улица Гагарина 2Б.
Отель находится практически в центре. Если вы житель крупного города, то это для вас центр! Для местных может и нет.
На ресепшене.
Я забронировала Двухместный номер с 2 кроватями в отеле “Печоры-парк”. И жила там абсолютно одна. Мне было комфортно. Правда в моем номере розетка была только у одной кровати. Все двухместные номера находятся на первом этаже. И в них есть только туалет! Душ общий для всех маленьких номеров.
Но если вы путешествуете вдвоем, то номер вам может показаться немного тесным. Компаниям от 3-х человек лучше всего брать номера “Комфорт” и “Люкс”. Там уже есть и душ, и небольшая кухня.
Коридор в номера. По вечерам включают фонарики.
Сам номер маленький, но уютный. Переночевать одну ночь в самый раз.
При отеле есть буфет, где можно позавтракать, пообедать и поужинать.
Я брала гороховый суп, а еще слойки с творогом и малиной.
Поесть можно и на улице при отеле.
А это вид из окна. В то утро был туман!
Найдите двух котов на фото!
Словенские ключи
Со стен Изборской крепости видны Городищенское озеро и Труворово городище. Городище мало чем примечательно и мы решили туда не идти, а вот к озеру мы спустились, тем более в него стекаются воды святого источника под названием Словенские ключи. Красивейшее зрелище — прямо из подножья холма, в озеро стекают воды источника. Я испил святой водицы, умылся и в очередной раз подивился красотам земель русских. Крепость, озеро, лес — наслаждаясь видами озера, на мгновение я завис где-то в параллельной вселенной. Ну а потом мы отправились в обратный путь, к остановке уже подъезжающего автобуса на Псков.
От Изборска остались очень приятные впечатления, обязательно к посещению. Кроме того, в деревне еще много чего интересного — аутентичные гостиницы, поражающие своими кулинарными изысками блинные, музеи в купеческих домах и сувенирные лавки. При желании здесь можно отлично провести целые выходные.
Архитектурные достопримечательности
Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.
- Источники святой воды. Корнильевский покрыт куполом, а Живоносный даже спрятан в стенах часовни начала XX в.
- Успенский храм. Основан в 1473 г., буквально выкопан в горе. Его своды поддерживают 13 столпов, а внутри хранятся останки игумена Корнилия, у которых ежедневно совершаются службы в его память. Покровский храм был надстроен сверху уже в XVIII в. и выделяется 5 луковичными куполами, выдержанными в той же барочной стилистике, что и купола Киево-Печерской Лавры.
- 2-ярусная каменная звонница. Тут висят в башне часы XVI в., которые и заставляют звучать в определенное время коллекцию не менее старинных колоколов. Говорят, раньше часы выдавали мелодию «Боже, царя храни». Сейчас колоколов 17, самые большие из них – «Праздничный» с иконами (1690 г.), «Полиелейный» со звериным орнаментом (1598 г.) и «Часовой» с молитвами (1765 г.). Над ними висят маленькие колокола «Тиньки», а средними колоколами («Бурлаками» и «Переборами») управляют звонари. Среди этих колоколов встречаются творения литейщиков XVI в.
- Сретенский трехглавый храм, 1870 г. Это белое кирпичное строение хранит иконы Богоматери, мощи монаха Симеона и принимает службы.
- Михайловский собор. Был закончен в 1827 г. в память очередного освобождения Пскова от врагов, получив название в честь покровителя православных воинов архангела Михаила. Самое большое здание, купол которого виден издали, отличается и тем, что внутри него сберегаются сразу две святыни монастыря – икона Богородицы «Умиление» и десница Татианы.
- Богом зданные пещеры. Именно такие слова обнаружили на их своде в 1392 г. Позднее надпись заложили кладкой, но название осталось. Существуют Ближние пещеры, где лежат останки первых монахов, и Дальние пещеры, которые по сути являются пещерными улицами-кладбищами с рядами памятных плит (керамидами). Тут захоронены воины, иноки, паломники, праведные миряне и старцы Псково-Печерского монастыря. К последним люди с давних времен приходят за помощью и заступничеством. В их числе иеросхимонахи Лазарь, симеон, Агапий, Пимен и Иоанн (Крестьянкин).
- Святая гора. Здесь раскинулся сад, находится камень, у которого по преданию молился первый монах монастыря, и здесь стоит небольшая традиционная клетская церковь, похожая на простую деревянную избу.
- Никольский храм. Эта каменная церковь была основана еще Корнилием над святыми воротами, от которых берет начало «Кровавый путь» Псково-Печерского монастыря. По легенде, именно от этих ворот к Успенскому храму тело игумена нес царь Иван Грозный, обезглавивший Корнилия из ярости, но раскаявшийся.
- Стены и башни крепости. Из-за опасения вражеских набегов и разрушений каменная ограда охватила обитель в 1565 г. Стоит воочию увидеть мощные стены длиной в 810 м, посреди которых высятся 9 именных башен.