Где находится псково печерский монастырь и как к нему доехать из москвы

Общая информация

Успенский пещерный храм освящен в честь праздника Успения Божией Матери и входит в историко-архитектурный комплекс Псково-Печерского монастыря.

Расположение храма весьма необычно – он находится в горе, недалеко от входа в галереи Богом зданных пещер. Поселившийся в этих местах в середине XV века священноинок Иона выкопал в холме из песчаника небольшую церковь и обратился в Псковский собор с просьбой о ее освящении. Ему отказали – для того времени нахождение храма в подобном месте было уникальным явлением. Просьбу инока впоследствии удовлетворил Новгородский архиепископ Феофил, который поручил местной братии освятить храм, что и было сделано 15(26) августа 1473 года в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. Владелец этих земель Иван Дементьев (именно он нашел вход в пещеры в 1392 году), выделил церкви участок земли, на котором впоследствии был основан Псково-Печерский монастырь.

В 1480 году преподобный Иона умер. Во время омовения его тела на нем были обнаружены вериги – железный панцирь, вросший в тело. Инока захоронили в пещере, а вериги поместили над могилой, однако впоследствии они были украдены во время нападения на монастырь. Преемник Ионы, отец Мисаил, построил на Святой горе общий монастырь, кельи и деревянную церковь имени преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Масштабные строительные и декоративные работы в монастыре начались в начале XVI века. Чаяниями дьяка Михаила Мунехина в песочнике выкопали большую церковь Успения Божией Матери. Его старания по достоинству оценили иерархи церкви – он первым из людей, не имеющих сана, был погребен в нишах Богом зданных пещер. После перестройки Церковь Успения Пресвятой Богородицы освятили вторично в 1523 году. В честь такого события известный иконописец Алексей Малый подарил монастырю икону Успения Пресвятой Богородицы в житии.

Немногим позже иеромонах Арсений написал икону Божьей Матери «Умиление». По свидетельствам очевидцев, эти две иконы неоднократно являли чудесные события и исцеления.

Сегодня икона «Умиление» находится в главном пределе Успенского собора на столпе у клироса. В резном с позолотой иконостасе, справа от царских ворот, помещена одноименная икона «Умиление» датированная XIX веком.

Особенности внутреннего убранства храма Успения Пресвятой Богородицы:
• поскольку храм устроен в горе, в целях безопасности его земляные своды поддерживаются 13 столпами и облицованы кирпичной кладкой;
• в главном приделе (за возвышением) расположено царское место. В стародавние времена там молился царь во время посещения монастыря;
• в храме действуют два иконостаса: иконостас главного придела и иконостас придела в честь преп. Антония и Феодосия Печерских;
• в южной части храма находятся мощи святого игумена преп. мученика Корнилия.

Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).

Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.

Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.

Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.

Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.

Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

Недавно, 28 апреля 2021 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его

Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.

Из «двух столиц» России до Пскова идут прямые поезда. От Пскова в Печоры ходят маршрутки или электрички. Оба вокзала находятся в непосредственной шаговой доступности от монастыря. Самостоятельное паломничество, дорога к храму — всегда дорога к Богу.

Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже

О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно — украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!

Общая информация

Свято-Успенская Псково-Печерская обитель начинает свою историю в далеком прошлом. Все началось с того, что местные люди обнаружили пещеры на берегах ручья Каменец. Как гласит предание, это случилось в далеком 1392 г. Пещеры эти заселили монахи-беженцы, которые спасались от тогда великих и сильных крымских татар разорявших русичей. До нашего времени дошло имя всего одного монаха — преподобный Марк, которого еще называют «начальным иноком». Земля на которой стоит монастырь тогда принадлежала человеку случайно нашедшему пещеру, в которой кто-то написал — «Богом зданные пещеры», имя его Иван Деменьтьев.

Эту пещеру, в 1470 году, занял священник Иоанн со своей женой Марией (в постриге Васса), и выкопал еще одну пещеру, где обустроил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эту церковь освятили в 1473 году. Деменьтьев решил отдать эту землю монахам, где они в скором времени образовали свою обитель, а пещеры использовали в качестве кладбища.

Место, на котором находится обитель имело стратегическое значение, так как располагалось на границе с Ливонией, напротив их крепости Нейгаузен. Это осознали дьяк Мисюря Мунехин и помощник Ортюша, которые были направлены правительством в обитель, для надзора над нею в 1519 году. Игумен Дорофей, с помощью Мунехина, в 1523 году, обнес монастырь стенами из дерева, расширил пещерную церковь Успения, а на Святой горе возвел еще одну — церковь Антония и Феодосия, названную так, в честь святых основавших Киево-Печерскую лавру. Преемник игумен Герасим внедрил в жизнь монастыря такой же устав, как и в Киево-Печерской лавре. Таким образом, природные пещеры переросли в большой и полноценный монастырь, со стратегическим значением.

Преподобномученик Корнилий — следующий игумен обители, с которым связан расцвет и процветание монастыря. За время его главствования была построена трапезная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1541 год), монастырь укреплен стенами из камня (с 1558 по 1565 год), возведена церковь Николая Чудотворца над вратами (1565 год).

Монастырь, обнесенный каменными стенами, выдержал все осады в течении ста пятидесяти лет, при этом он развивался и обрастал новыми церквями. Так в период с 1758 по 1759 года, над пещерным Успенским храмом была построена Покровская церковь. С 1792 по 1800 года возведена церковь Лазаря Четверодневного, а Михайловский собор, как память в честь изгнания Наполеона из России, построен в период с 1815 по 1827 года. Сретенская церковь была достроена в 1870 году.

Великая Отечественная война принесла небольшие разрушения — пострадал Братский корпус и Трапезная церковь. Во время оккупации Псковской области, соответственно и монастыря, немцами, последний продолжал функционировать, так как священники были лояльны с захватчиками. Но несмотря на внешнюю лояльность, дошли свидетельства, что они прятали разыскиваемых немцами людей, под сводами куполов.

В 1945 году Псково-Печерская обитель была включена в Псковскую область и вышла из состава Эстонии. На то время, это был один из двух действовавших монастырей в Российской Федерации, на протяжении почти 40 лет. Вторым монастырем была Троице-Сергиева лавра,открытие которой состоялось в 1946 году. В тяжелые, для монастыря, советские времена, функционирование и восстановление продолжалось. Так, игумен Алипий, приложив немало усилий, вернул сокровища, вывезенные из обители немцами, отремонтировал крепостные стены в храмах и прилегающих постройках. Реставрационные работы проводились и в 1980-х годах. Так, в 1986 году был освящен храм преподобномученика Корнилия, расположившийся в Никольской башне. В честь Псково-Печерских преподобных была освящена деревянная церковь, располагающаяся на Святой горе, в 1995 году.

Псково-Печерская лавра славиться своими старцами и чудотворными иконами

Чудотворная икона Успения пресвятой Богородицы с «житиями» из Псково-Печерского монастыря

Среди святых, почитаемых ныне в Успенском Псково-Печерском монастыре, известно девять подвижников:

  1. Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году.
  2. Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Игумен монастыря в 1917 — 19 гг.
  3. Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого.
  4. Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии
  5. Преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, погибший (по легенде) от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году. Мощи преподобного хранятся в Лавре.
  6. Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия.
  7. Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители.
  8. Иона, иеромонах, преподобный, первый строитель обители.
  9. Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Умер в 15 веке.

Старец в православии — это наставник, человек имеющий богатый духовный опыт.

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких подвижников.

Примером их служит известный в првавославном мире архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин). Среди современных наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Президент России Владимир Путин и настоятель монастыря митрополит Тихон у гроба Иоанна Крестьянкина в Богом зданных пещерах. В Псково-Печерской лавре долгое время пребывал великий православны старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Фото: upload.wikimedia.org

Главные святыни монастыря — икона Успения Божией Матери (старая) и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. Кроме того, также в обители хранятся чудотворные иконы: Успения Божией Матери (в житии) и Святителя Николая. По молитвам к ним совершаются многие чудеса, что зафиксировано служителями Лавры.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Полное название монастыря — Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».

Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество — гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.

Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.

Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам: — Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых. — Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян — благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова — удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.

Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.

диакон Георгий (Ю. Г. Малков), Петр Малков У пещер «Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ векаИздание третье

Предисловие

Земная жизнь христианина – поистине единственное и драгоценное время, данное каждому человеку для приготовления к Жизни Вечной. Поэтому христианину нужно жить в Церкви и Церковью. Жить, основываясь на евангельских истинах, смысл и глубину которых мы можем понять и увидеть лишь в Церкви.

Именно об этом в одной из своих проповедей говорил Псково-Печерский старец отец Иоанн (Крестьянкин): «Надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами. А главное – необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена…»

В годы большевистских гонений, несмотря на то, что многие монастыри были закрыты, разорены, а их насельники томились в советских лагерях – они продолжали нести свет евангельской Истины в мир. После гражданской войны несколько русских православных обителей оказались на территории Прибалтийских республик. Большой известностью и почитанием среди них пользовался Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, оказавшийся на территории Эстонии.

* * *

Чтимые монастырские иконы Божией Матери: «Успение, в житии», «Умиление-Владимирская» (написанная, по преданию, самим игуменом Корнилием), «Одигитрия» уже в XV–XVI веках прославились многими чудесами и заступничеством за православных христиан. Печерская обитель также известна своим письменным наследием: с середины XVI столетия здесь велась летопись Древнего Пскова и была собрана богатая по тем временам библиотека, в частности, сохранившая для нас «список» XV века ценнейшей древнерусской повести «Сказания о погибели земли Русской» (о нашествии хана Батыя); отсюда же происходят и так называемые «Печерские сборники», донесшие до нас выдающийся исторический и литературный памятник – переписку князя Курбского с царем Иваном Грозным.

Псково-Печерская обитель взрастила немало архипастырей и Первосвятителей Российских. Так, наместниками монастыря были будущие Святейшие Патриархи Московские и всея Руси – Иоасаф I и Пимен.

Многие воспитанные в обители иноки сподобились общецерковного прославления. В 1987 году их внесли в сонм Собора Псковских святых, а в 1990 году состоялось и утверждение особого празднования в память Собора Псково-Печерских святых, совершаемого в 4-ю неделю по Пятидесятнице. В эти дни поминаются: преподобномученики – игумен Корнилий, старец Вассиан; преподобные – Марк, Иона и Дорофей, Югский чудотворец, постриженник Псково-Печерский; преподобная матерь Васса; праведный Лазарь схимник, прозорливый. В Собор Псково-Печерских святых были также добавлены преподобный Симеон (Желнин) Псково-Печерский и священномученик Александр (Петровский), бывший наместником монастыря в 1917–1918 годах.

По милости Божией, Псково-Печерская обитель никогда не закрывалась. Даже во времена хрущевских гонений, благодаря мужеству и мудрости наместника монастыря архимандрита Алипия (Воронова), «властям беззаконным» не удалось закрыть обитель.

Поэтому древняя традиция иночества сохранилась и до наших дней. В Псково-Печерской обители, как и во многих других монастырях, всегда существовала особая форма иноческого «детоводительства ко Христу» – старчество.

В ХХ веке традиции старчества продолжали старейшие насельники монастыря – архимандриты: Александр (Васильев), Нафанаил (Поспелов), Иоанн (Крестьянкин), Елеазар (Иванов), Адриан (Кирсанов). Они вели по пути спасения и молодых иноков, и паломников, посещающих обитель, и духовных чад, живущих в миру.

Неоценимую помощь в деле благого устроения наших душ оказывает уяснение опыта ранее живших православных подвижников, засвидетельствованного в их поучениях и письмах, в историко-документальных материалах о них, а также в народных преданиях об их жизни и подвигах, в воспоминаниях современников.

Жизнеописания как уже прославленных Церковью святых, так и менее известных подвижников благочестия – есть живая школа православной мудрости и веры. И в наше время святые являют нам яркие, живые образы «Божиих людей», которые и теперь ходатайствуют за нас пред престолом Божиим, «ибо у Него все живы» (Лк 20, З8).

Книга, которую вы держите в руках, повествует о жизни замечательных подвижников XX века, подвизавшихся в Псково-Печерской обители, и призвана познакомить читателя с необходимым и душеполезным опытом глубокой и искренней веры в Бога.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Судьба во время революции и Великой Отечественной войны

Обители крупно повезло еще раз в начале ХХ века: после революции она была отдана Эстонии, что спасло ее от разрушения советской властью.

Во время ВОВ обитель пострадала от артобстрелов – были разрушены Братский корпус и Трапезная.

Обратите внимание: по некоторым сведениям известно, что люди, которых искали захватчики, прятались под куполами соборов.

Стремясь защитить себя и обитель, монахи сохраняли внешнюю лояльность к врагам, получив возможность проводить православную миссию на оккупированных землях. Однако это не спасло ее от разорения: более 550 ценных предметов были вывезены.

Отцы Псково-Печерского монастыря

Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.

Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).

В настоящее время священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря является митрополит Тихон (Шевкунов).

Где находится и история

Cвято-Успенский Псково-Печерский монастырь несет в себе историю более половины тысячелетия со дня своего основания. Поговаривают, что именно здесь были положены основы православия еще княгиней Ольгой в 10 веке.

Размещена Псково-Печерская лавра за 40 км от города Пскова и за 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга. Согласно легенде однажды отец и сын охотники услышали дивные песнопения в глуши леса недалеко от речушки Каменец. Через определенное время после этого случая местные крестьяне выкупили эти земли. И часть их, рядом с рекой Пачковкой, попала во владения к Ивану Дементьеву. Однажды, когда он рубил лес, то под корнями поваленных деревьев обнаружил пещеру. Над входом была надпись: «Богом зданныя пещеры».

В те времена эти земли населяли верующие Киево-Печерской обители, которые сбежали сюда во времена набегов монголо-татар. До нашего времени дошло имя одного «первоначального инока» преподобного Марка.

Официальной датой основания Псково-Печерской обители признано считать 1473 год. Именно тогда возле речки Каменец в песчаном холме была выкопана и освящена Успенская церковь. Основателем монастыря был преподобный Иона. За свою жизнь он перетерпел много гонений, но ни разу не отступал от служения Господу. А когда услышал о священных пещерах, то точно решил переехать сюда с женой и детьми. Он, как и все его последователи, старались распространить православие. Но часто эта обитель подвергалась нападениям и пожарам.

Только спустя 50 лет в данном святом месте начали происходить изменения к лучшему. Благодаря разумной деятельности всех последующих игуменов приумножились владения обители, а также расширилось ее влияние. Постройки начали проводить не на горе, а постепенно спускаясь вниз. Был наведен порядок во внутренней жизни монастыря. Но наибольшего расцвета удалось добиться тогда, когда слава об исцелениях распространилась далеко за его приделы. Множество паломников посещали это место и приносили пожертвования. Материальное состояние приумножалось, но оно шло не только на нужды лавры. В сохранившихся документах есть свидетельства о том, что деньги выделялись на ремонт разрушенных захватчиками жилищ, выделялись материальные помощи беженцам.

Благодаря приграничному расположению, этот монастырь был еще и крепким военным пунктом для русских земель. Именно поэтому Петр I приказал укрепить ее валами, башнями и ровами.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить лавре, в ней тщательно сохранились все традиции. Во все времена основной целью было распространение православной веры, помощь нуждающимся. Все эти ценности монахи пронесли через длительное время и ни разу не изменили им.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Информация для паломников и туристов

Как доехать (из Пскова, Москвы и СПБ)

Полный адрес обители: Псковская область, г. Печоры, улица Международная, дом 5. Доехать до нее можно:

  1. Из Пскова – на рейсовом автобусе. Он следует от автовокзала, время в пути – 1-1,5 часа;
  2. Из Москвы до Пскова – на поезде (отправление с Ленинградского вокзала) или на автобусе от автостанции «Тушинская»;
  3. Из Санкт-Петербурга до Пскова – на электричке с Балтийского вокзала или на автобусе от парка Инн «Пулковская».

От автовокзала Печор дойти до обители можно пешком за несколько минут.

Где остановиться

Остановиться можно в гостиницах самого города. Ближайшие к обители – «Гостевой дом «Путь пилигрима» (улица Международная, дом 10, телефон +7-911-370-5900) и турбаза «Печоры – Дом» (улица Мира, дом 7, телефон +7-931-902-2067).

Также можно остановиться в паломническом центре.

Паломническая служба монастыря

Сама служба находится неподалеку от монастыря по адресу: улица Международная, дом 5: телефон (81148) 2-24-28, +7-911-890-2163.

Адрес паломнического центра, где могут разместиться приезжие: улица Юрьевская, 82-а. Добраться до обители можно на монастырском микроавтобусе – расписание движения прописано по выше указанной ссылке.

Заказ экскурсионного сопровождения

Осуществляется следующими способами:

  1. По телефону: (81148) 2-27-43; +7-911-360-1177. Звонить с 9:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00;
  2. По электронной почте (необходимо направить прошение на посещение святого места): excurs-ppm@mail.ru.

Контакты

На официальном сайте монастыря можно узнать всю необходимую информацию: краткую историю обители, время посещения, реквизиты для пожертвований, правила посещения и т. д.

Псковско Печерский монастырь всегда готов к общению с паломниками — помимо официального сайта есть у него есть у него и страницы в соцсетях, благодаря чему все желающие могут отыскать необходимую информацию (режим работы, требы, сколько и что стоит) на в ВК и Фейсбуке и в Одноклассниках.

Официальная группа:

  1. «ВКонтакте» — https://vk.com/pechory;
  2. «Фейсбуке» — ;
  3. «Одноклассниках» — https://ok.ru/ppmonastery;

Псково-Печерский монастырь для многих является обязательным к посещению местом. Его необычная история и сохранившиеся соборы нравятся не только религиозным паломникам, но и простым гражданам.

Интересную информацию о монастыре вы можете посмотреть в следующем видео:

Пещеры и службы

  • Пещеры. Один из наиболее интересующих паломников вопросов: Можно ли попасть в Святые пещеры? — Да, можно. В Ближние, где находятся мощи Псково-Печерских старцев, можно пройти и в одиночку. А вот для похода в Дальние, нужно, чтобы собралась организованная группа. Как правило, она формируется быстро и, попросив благословения монаха, сопровождающего её, можно примкнуть к ней.
  • Расписание богослужений. В Псково-Печерской обители богослужения совершаются ежедневно, по две Божественные литургии. В зависимости от дня недели и вида службы, утренняя начинается в 6, 7, 10 часов, а вечерняя летом обычно проходит с 18 часов. Подробности расписания богослужений можно увидеть на монастырском сайте и при входе в обитель.

Историческая справка

Еще в XIV веке православные монахи, стремясь укрыться от татар, поселились в пещерах, расположенных поблизости Пскова. Затем пещеры были заброшены, и обнаружить их удалось только в XV веке. Однако официальной датой основания монастыря считается 1473 год: в это время была освящена пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую ископал иеромонах Иона. В военное время для защиты от нападения монастырь был укреплен высокими крепостными стенами.

Примечательно, что за всю свою многовековую историю монастырь ни разу не закрывался, и даже в период с 1920 по 1945 гг. он успешно функционировал, так как в то время подпадал под юрисдикцию Эстонии.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.

Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.

Святые врата, Сергей Василец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector