Храм в вырице: адрес, история создания, расписание богослужений, святые иконы и поклонение святым

Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим

(Муравьев) Константиновский дворец. 2009 г. холст, масло. 75 х 55 см.

Храмовая, ростовая икона святого преподобного Серафима Вырицкого

Вырицкий чудотворец В нынешнем году Санкт- Петербургская епархия с особыми чувствами отмечает память одного из своих любимых покровителей — преподобного Серафима Вырицкого, почившего 60 лет назад и прославленного в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 году. Любовь, которой окружено имя знаменитого старца, объясняется еще и тем, что его жизнь и подвиг состоялись в эпоху, по историческим меркам совсем недавнюю. Еще живы те, кто помнит светлый образ по своим собственным впечатлениям. А главное — слишком памятны нам те лихие и лукавые времена, которые закончились каких-то двадцать лет назад, когда открытое христианское верование было уделом сильных и убежденных характеров, а служение преподобного Серафима Вырицкого стало поистине Величайшим подвигом в человеческом смысле слова. Служение преподобного Серафима Вырицкого живо откликается в сердцах наших современников не только в силу близости по времени жизни. Родившийся в российской глубинке в Ярославской губернии и ставший успешным и крупным мехоторговцем с годовым доходом в 90 000 рублей царских денег.

Василий Муравьев, оставив всё, просиял как прославленный преподобный земли нашей, став ярчайшим образцом «благоразумного богача», который предпочел большому материальному богатству богатство подлинное — нищету духовную. Это ли не пример, а порой и укор многим сынам нынешнего сребролюбивого века? … Грозные пророчества, высказанные отцом Серафимом в годы богоборчества в нашей стране, сегодня звучат и как отеческие предостережения, и как ободряющие призывы к покаянию, и как утешения о спасении России. Место его упокоения стало одним из самых притягательных для тысяч паломников, а имя преподобного Серафима стоит отныне в одном ряду с именами других прославленных подвижников, просиявших на земле нашей: благоверного великого князя Александра Невского, преподобного Александра Свирского, блаженной Ксении Петербургской, святого праведного Иоанна Кронштадтского, и особенно — святых исповедников Российских XX века. Отрадно видеть, как сегодня по тропе, ведущей в Вырицу к могиле преподобного Серафима Вырицкого, направляют свои стопы сотни людей. Обращаясь к преподобному, они, как и при жизни отца Серафима, получают утешение и помощь. Будем же всем миром просить его молитв у престола Всевышнего о нас грешных! Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир

Моление на камне Преподобного Серафима Вырицкого

История создания храма

Деревня Вырица начала формироваться в середине 19 века на берегу живописной реки Оредеж с песчаными берегами, окруженными огромными территориями хвойных лесов. Но люди жили здесь еще в 10 веке.

Уникальный микроклимат и хороший транспортный подъезд способствовали быстрому развитию дачного поселка. К началу двадцатого века землями владела семья Витгенштейнов. Владелец захотел построить Казанский храм в Вырице в честь Казанской иконы Божьей Матери, празднование которой совершается 21 июля и 4 ноября. Для этих целей он выбрал участок земли из своих владений. В Вырице в 1912 году было организовано братство, во владение которого и перешел этот участок. Затем был организован сбор средств на постройку храма, которую было решено приурочить к трехсотлетию дома Романовых.

Смотреть галерею

В июле 1913 года был освящен фундамент церкви, а уже зимой было построено здание, и начались отделочные работы, весной 1914 года была устроена колокольня, над храмом засиял крест.

Архитектура, убранство

Вход в церковь Храм построен в стиле шатровых деревянных церквей Русского Севера, в частности Олонецких и Вологодских. Его уникальность состоит в том, что автор проекта, М. В. Красовский, был первоклассным знатоком русского деревянного зодчества (им издан: Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Пгр., 1916). При строительстве были применены современные на тот момент технологии. Здание представляет собой традиционный для шатровых храмов тип восьмерик на четверике. Сама церковь окружена гульбищем и имеет подклет. Вход в храм осуществляется через крыльцо, ведущее в притвор. Рассчитана церковь на 600—700 молящихся.

В храме устроены три придела: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери; южный — во имя святителя Николая Чудотворца; северный (в подклете) — во имя преподобных Серафима Саровского и Алексия, человека Божия.

Первый дубовый резной двухъярусный иконостас был устроен по рисункам М. В. Красовского. В 1921 году он был перенесён в Никольский придел. Иконы на Царских вратах, а также образа Спасителя и Божьей Матери исполнены в стиле открытого греческого письма. Центральный деревянный иконостас из морёного дуба был перевезён в 1922 году из церкви святителя Николая Чудотворца при Доме призрения малолетних детей сирот в память Николая и Елены Брусницыных на Косой линии (освящена в 1897 году). Оттуда же перенесены клиросы и большие иконы в киотах. Также из Никольского храма две картины Н. А. Кошелева, написанные им в 1898 году: «Божия Матерь — Всех скорбящих Радость» и «Благословение детей».

Престол кипарисный на дубовой основе с мраморной отделкой был подарен к освящению храма А. А. Кузнецовым и М. М. Игнатьевым. При освящении П. И. Летуновским было пожертвовано двухъярусное бронзовое паникадило на 28 свечей с хрустальными цепями. После освящения в храме находилась икона Воскресения Христова с частицей камня Гроба Господня, присланная патриархом Иерусалимским Дамианом.

У правого клироса центрального придела в киоте-поставце находится Казанская икона Божией Матери — родовой образ семьи Муравьёвых, из которой происходил преподобный Серафим Вырицкий. Среди святынь храма: епитрахиль преподобного Серафима Вырицкого, частицы мощей преподобных Серафима Саровского и Никандра Городноезерского, великомученицы Екатерины , священномученика Антипы,преподобного Симеона Псково-Печерского,Святителя Николая Чудотворца архиепископа Мир Ликийских,святого великомученика Георгия победоносца и др.

«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима  побаивались. Самые смелые — отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они   — перед Тем, Кто был за ним, Тем, у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.

Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».

Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и   «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, — недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, — способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания Блеза Паскаля: «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.

Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию   — таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.

История

В 1910 году на землях светлейшего князя Петра Фёдоровича Витгенштейна был создан дачный посёлок «Княжеская долина», интенсивное заселение которого началось сразу. Ещё при планировании территории предполагалось выделить участок по Ракеевской улице между Пильным и Майским проспектами под строительство храма. Однако вопрос был поднят только 2 (15) августа 1912 года на общем собрании жителей посёлка. При этом предполагавшийся участок был признан неудобным, поэтому найден новый на углу Ракеевской улицы и Магистрального проспекта. Стоимость земли здесь была выше, чем на первом участке, но князь согласился сделать 50%-ную скидку, при этом почти половину оставшейся суммы пожертвовал сам. Необходимые 717 рублей были собраны жителями по подписке. Для того, чтобы у участка был владелец, основано Братство в честь иконы Казанской Божьей Матери, устав которого был утверждён 9 (22) декабря 1912 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Строительство храма Казанской иконы Божией Матери Советом Братства было решено вести в память 300-летия царствования дома Романовых. На конкурс на проект храма было представлено пять работ. Большинством голосов был выбран проект архитекторов В. П. Апышкова и М. В. Красовского. Вопросы финансирования строительства храма решал Совет Братства. Князь П. Ф. Витгенштейн на 717 рублей, которые уплатило Братство за землю, приобрёл участок по Мельничному проспекту, 13 и разрешил использовать его лес на постройку храма. Кроме этого на дополнительно собранные средства князь П. Ф. Витгенштейн продал ещё 1000 брёвен. Сам участок был снова продан, а средства владелец передал на строительство храма. Для повышения значимости предприятия в глазах великосветского общества Братство обратилось 27 февраля (12 марта) 1913 года к князю императорской крови Иоанну Константиновичу с просьбой стать его почётным председателем, на что 20 марта (2 апреля) было получено согласие.

14 (27) июля 1913 года епископ Тобольский и Сибирский Алексий (Молчанов) совершил закладку храма. К зиме церковь была в черне готова, участок обнесён забором. Отделка храма началась весной, 26 мая (8 июня) 1914 года были подняты колокола и кресты, освящённые архиепископом Никоном (Рождественским). Строительство и оборудование храма обошлось в 53904 рублей. Храм освятил 26 июля (8 августа) 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Сам почётный председатель Братства князь Иоанн Константинович не смог присутствовать на освящении по причине начавшейся войны.

Службы в храме совершалась только в летний период. В 1921 году в храме был поставлен новый иконостас, перевезённый из закрытой приютской церкви братьев Бруснициных. В 1928-1930 годах приход примкнул к иосифлянскому движению. После закрытия Александро-Невской лавры в 1933 году в Вырицу переехал её духовник иеросхимонах Серафим (Муравьёв), который вначале периодически служил в храме, будучи его прихожанином. В 1938 году храм был закрыт. В его помещении расположилось общество «ОСОАВИАХИМ», при этом прихожанам удалось сохранить большинство икон, утвари и элементов убранства храма.

После занятия Вырицы немцами в 1941 году храм был вновь открыт. Во многом согласие немецкого командования на службы в храме было обусловлено тем, что в посёлке стояло подразделение, в основном состоявшее из православных румын. Церковь не закрывалась и после освобождения Вырицы. В 1959 году уполномоченным по делам религии по Гатчинскому району было издано распоряжение о закрытии храма. Этого не произошло, благодаря активной позиции жителей посёлка, направивших ходатайство в Президиум Верховного Совета, и распоряжение было отменено.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы сегодня

На сегодняшний день в Покровском соборе работают:

  • воскресная школа для детей;
  • библейская школа для взрослых, предполагающая курс лекций по изучению Библии с возможностью обсуждения сложных вопросов экзегетики;
  • молодежный православный клуб, цель которого — объединение православной молодежи Гатчины и общение;
  • детский хор;
  • духовно-просветительский центр, который организует на территории храма различные мероприятия, в числе которых концерты, обучающие занятия (изучение церковнославянского языка, основ фотосъемки), поэтические вечера, выставки фотографий и рисунков.

Покровский собор в Гатчине на панорамах Google Maps

Старица Наталья Вырицкая

При храме находится небольшое кладбище, на котором похоронены священнослужители и монахи.

В 2011 году сюда была перезахоронена великая подвижница, почившая в 1976 году, Наталья Вырицкая, которую люди почитают как блаженную.

Серафим предсказывал, что когда его жизнь будет подходить к концу, в Вырицу приедет жить женщина, посвятившая свою жизнь Богу, удостоенная даров пророчества и целительства.

В 1955 году в этой местности появилась Наталья, по ее манерам было видно, что принадлежит она к высшему сословию, свободно говорила на иностранных языках и играла на рояле. Упорно ходили слухи, что принадлежит она к царской семье, является спасшейся княгиней Ольгой. Косвенно на это указывает и то, что в это же время, когда при Казанском храме Серафима в Вырице жила мать Наталья, остановился в поселке и священник Алексей Кибардин, который являлся духовником царской семьи.

Благодать от молитв распространялась на многочисленных животных, которые проживали с матушкой. Ее собаки не пускали посторонних на участок, а когда кто-то приезжал к ней на поезде, они шли сами на железную дорогу, находили этих людей и приводили к Наталье.

Благодать от нее исходила такая, что неверующие люди, общаясь с ней, отходили от нее истинными христианами, исцелялись от самых тяжелых болезней, ее молитва помогала избавиться от алкоголизма и наркомании, рака и туберкулеза.

Она странным образом имела способность менять свою внешность, проходить через закрытые двери, а также часто ее видели одновременно в нескольких местах. Прожила она до 86 лет. В час кончины ее посетил Николай Чудотворец, было много свидетелей, которые видели яркое облако света, опустившееся на дом. Во время перезахоронения на кладбище в храме в Вырице тело ее было обнаружено совершенно нетленным и издававшим дивное благоухание. Сейчас собираются свидетельства ее благой жизни, помощи, чудес, дающих основание для причисления к лику святых.

История

В 1910 году на землях светлейшего князя Петра Фёдоровича Витгенштейна был создан дачный посёлок «Княжеская долина», интенсивное заселение которого началось сразу. Ещё при планировании территории предполагалось выделить участок по Ракеевской улице между Пильным и Майским проспектами под строительство храма. Однако вопрос был поднят только 2 (15) августа 1912 года на общем собрании жителей посёлка. При этом предполагавшийся участок был признан неудобным, поэтому найден новый на углу Ракеевской улицы и Магистрального проспекта. Стоимость земли здесь была выше, чем на первом участке, но князь согласился сделать 50%-ную скидку, при этом почти половину оставшейся суммы пожертвовал сам. Необходимые 717 рублей были собраны жителями по подписке. Для того, чтобы у участка был владелец, основано Братство в честь иконы Казанской Божьей Матери, устав которого был утверждён 9 (22) декабря 1912 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Строительство храма Казанской иконы Божией Матери Советом Братства было решено вести в память 300-летия царствования дома Романовых. На конкурс на проект храма было представлено пять работ. Большинством голосов был выбран проект архитекторов В. П. Апышкова и М. В. Красовского. Вопросы финансирования строительства храма решал Совет Братства. Князь П. Ф. Витгенштейн на 717 рублей, которые уплатило Братство за землю, приобрёл участок по Мельничному проспекту, 13 и разрешил использовать его лес на постройку храма. Кроме этого на дополнительно собранные средства князь П. Ф. Витгенштейн продал ещё 1000 брёвен. Сам участок был снова продан, а средства владелец передал на строительство храма. Для повышения значимости предприятия в глазах великосветского общества Братство обратилось 27 февраля (12 марта) 1913 года к князю императорской крови Иоанну Константиновичу с просьбой стать его почётным председателем, на что 20 марта (2 апреля) было получено согласие.

14 (27) июля 1913 года епископ Тобольский и Сибирский Алексий (Молчанов) совершил закладку храма. К зиме церковь была в черне готова, участок обнесён забором. Отделка храма началась весной, 26 мая (8 июня) 1914 года были подняты колокола и кресты, освящённые архиепископом Никоном (Рождественским). Строительство и оборудование храма обошлось в 53904 рублей. Храм освятил 26 июля (8 августа) 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Сам почётный председатель Братства князь Иоанн Константинович не смог присутствовать на освящении по причине начавшейся войны.

Службы в храме совершались только в летний период. В 1921 году в главном приделе храма был поставлен дубовый иконостас, перевезённый из закрытой приютской церкви братьев Бруснициных. В 1928-1930 годах приход примкнул к иосифлянскому движению. После закрытия Александро-Невской лавры в 1933 году в Вырицу переехал её духовник иеросхимонах Серафим (Муравьёв), который вначале периодически служил в храме, будучи его прихожанином. В 1938 году храм был закрыт. В его помещении расположилось общество «ОСОАВИАХИМ», при этом прихожанам удалось сохранить большинство икон, утвари и элементов убранства храма.

После занятия Вырицы немцами в 1941 году храм был вновь открыт. Во многом согласие немецкого командования на службы в храме было обусловлено тем, что в посёлке стояло подразделение, в основном состоявшее из православных румын. Церковь не закрывалась и после освобождения Вырицы. С 1959 года уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви по Ленинграду и области отказывали в регистрации священников при храме, чтобы возник предлог для его закрытия. Благодаря активной позиции жителей посёлка, направлявших ходатайства вплоть до Президиума Верховного Совета, в феврале 1966 года храм получил постоянного священника.

Болезнь и кончина

Не умея отказывать людям в духовной помощи на протяжении трех лет, в жару и холод, старец Серафим принимал исповеди, стоя на холодном полу, несмотря на то, что храм редко отапливался в целях экономии. Видя на лице наставника светлую радость, братия даже не догадывалась, какую мучительную боль терпит старец в результате приобретенной невралгии, ревматизма и закупорки вен на ногах.

Однако в один день прозорливец просто не вышел из кельи, сваленный болезнью. По рекомендации врачей иеросхимонах Серафим отправляется на постоянное место жительства в Вырицу по благословению митрополита Серафима (Чичагова).

Часовня преподобного Серафима в Вырице

В конце 1930 года старец Серафим (Муравьев) в сопровождении схимонахини Серафимы (Ольги Ивановны Муравьевой) и юной послушницы Новодевичьей обители, в миру внучки святителя, переехал в курортную зону.

Поистине, этот человек был посланцем Божьим, ибо по приезде он не стал принимать лечение, а продолжил служение духовника, принимая паломников с утра до вечера. Люди ехали за совет и наставлением со всей страны, порой группами. На тревожные требования родных поберечь себя, старец отвечал, что здоровым ему уже не быть, а Богу служить он обязан до последнего дыхания.

Все пожертвования, оставленные благодарными посетителями, тут же шли в помощь нуждающимся. Серафим Вырицкий, как и ранее был строг в постах, практически ничего не ел по понедельникам, средам и пятницам, много времени проводил в Иисусовой молитве, ежедневно принимал Причастие, появляясь на людях в бодрости и радости.

Подобно Серафиму Саровскому старец молился на камне перед иконой духовного учителя.

Во время гонений на Церковь с 1935 года отец Серафим Вырицкий принимал академиков, выдающихся русских ученых, а с начала Второй мировой войны ежедневно проводил на камне молитвенные бдения, предсказывая, что Вырица не пострадает от военных действий. Так и случилось, хотя Вырица переходила от немцев к русским и обратно, но ни один дом или храм не были разрушены, мало того, во время немецкой оккупации храм начал свои богослужения в 1941 году.

Пережив войну, победу русского народа, простившись с митрополитом Алексием (Симанским), предсказал избрание того Патриархом Московским и всея Руси, что и произошло в 1945 году.

В этот же год уходит в Царство Небесное схимонахиня Серафима, верная помощница старца на протяжении 60 лет. Часто болеющий отец Серафим продолжает принимать паломников, как только болезнь отпускает его.

Господь открыл святому время его кончины, в этот день старец никого не принимал, попросил читать молитвы, принял Причастие, исповедался и все посматривал на часы. Когда время стало приближаться к двум часам ночи, попросил читать молитву на исход души, вздохнул, перекрестившись, со словами «Господи, Спаси и помилуй» покинул этот мир.

Мощи святого Серафима Вырицкого в часовне пос. Вырица

Вырицкие старожилы передавали из поколения в поколение похороны святого, к которому для прощания три дня на протяжении суток стояли люди, они отмечали удивительное тепло, исходящее от рук почившего.

Похороны отличались особой торжественностью. Митрополиты, архимандриты считали за честь встать в похоронный караул около гроба. С 2000 года Серафим Вырицкий причислен к лику святых, его мощи хранятся в часовне преподобного Серафима, расположенной рядом с храмом иконы Богородицы «Казанская».

Читая пророчества прозорливца, понимаешь, что часть уже совершилась, а Россию ждут большие испытания, и только Бог поможет выстоять русскому народу.

История жизни преподобного Серафима Вырицкого

Что посмотреть

Архитектура Казанского храма — типичная для северных деревянных церквей, каких много в Олонце и Вологде, но для своего времени она была новаторской. Автор проекта М. В. Красовский использовал самые прогрессивные технологии в деревянном зодчестве. Церковь шатровая, основной объем — восьмерик на четверике, к которому примыкают многочисленные приделы и притворы. Главный вход выполнен в форме резного крыльца с боковыми лестницами с обеих сторон. Вокруг храма — огороженная территория, на которой есть родник, кладбище, трапезная и церковные лавки. Здесь же стоит деревянная часовня преподобного Серафима Вырицкого, построенная в 2001 г. над его могилой.

Из-за того, что на территории храма похоронены Серафим Вырицкий с женой, церковь часто называют его именем.

Внутри — иконостас и много икон, привезенных преимущественно из Никольского храма на Косой линии в Санкт-Петербурге. Рамы резные, что гармонично сочетается с бревенчатыми стенами. Среди святынь храма — частицы мощей Серафима Саровского и нескольких других святых, епитрахиль Серафима Вырицкого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector