Боробудур на острове ява, индонезия

Как выглядит храм

Когда смотреть на Боробудур снизу, нередко создаётся впечатление, будто находишься возле огромной каменной пирамиды: террасы, ступени, ниши под углом уходят высоко вверх. По размерам древний буддийский храм значительно уступает древним египетским сооружениям: высота его составляет лишь 34 метра.

Зато по внешнему оформлению и дизайну превосходит их во всём: многочисленными барельефами, статуями, композициями нельзя не восхищаться. Нет ничего удивительного в том, что этот храм многие называют не только восьмым чудом света, но и каменной летописью буддизма.

Чтобы возвести Боробудур в Индонезии, древним строителям понадобилось более ста лет. Результаты превзошли все ожидания: возведённый в конце VIII – начале IX ст. Боробудур оказался самым крупным буддистским храмом за пределами Индии и Камбоджи.

Внутри нет никакого внутреннего пространства, поскольку возведён он был вокруг природного холма, который древние мастера обложили огромными каменными блоками. Учёные подсчитали, что на постройку этой грандиозной конструкции ушло около 2 млн. кирпичей, несколько тысяч декорированных панелей, было создано более 500 статуй Будд (археологи до сих пор не смогли найти каменоломню, где добывали и обрабатывали камни).

После того как был построен корпус Боробудур, получилась огромная ступенчатая конструкция пирамидальной формы, высотой более тридцати метров и длиной основания около 123 м. Сооружению придали квадратную форму (120 х 120 м), сориентировав каждую сторону по четырём сторонам света и соорудив с каждой стороны наверх лестницу и вход.

С каждой стороны пирамиды установили в определённых позах статуи Будды (всего их на территории храма около пятисот): скульптуры, расположенные на востоке, призывают землю свидетельствовать об истинности своего учения, с южной – обещают паломникам выполнить все их желания, с западной – медитируют, а с северной напоминают верующим продолжать путь к спасению.

Центральный вход храма традиционно оказался с восточной стороны и, поскольку символизирует момент просвещения Будды, входить сюда имеют право лишь буддистские монахи. Именно от центрального входа выбитые в камнях рельефы начинают свой рассказ об истории развития буддизма (повествование это растянулось более чем на пять километров).

Во время ритуального обхода каждого этажа Боробудур (а каждый ярус они должны пройти около семи раз) паломники, глядя на барельефы и статуи, имеют возможность ознакомиться с жизнью Будды и его учением. Состоит храм из нескольких уровней.

Камадхату (мир страстей)

В настоящее время доступ к первому ярусу для туристов закрыт (сделано это было для того, чтобы не повредить стабильности храма). Известно, что в цоколе храма изначально находилось 160 панелей, на которых был изображён мир чувственных страстей и рассказывающие, к чему они способны привести согласно законам кармы.

Рупадхату (сфера форм или борьба с желаниями)

На панелях, расположенных на этом уровне, изображены истории из жизни Будды. Одни из них повествуют о его предыдущих воплощениях в виде бога, царя, человека и даже животного (льва, оленя, обезьяны). В каждой своей жизни учитель проявляет сострадание и благородство, раскрывая буддийские принципы. Другие рассказывают о странствиях Будды в поисках мудрости.

Арападхату (сфера без форм или приближение к нирване)

Поднявшись на пятый ярус, паломник оказывается на высшем уровне, символизирующий приближение к нирване и оформленный в виде трёх террас округлой формы. В отличие от предыдущих ярусов, здесь полностью отсутствуют барельефы или плиты, но установлены статуи Будды (всего здесь расположено 72 скульптуры).

Размещали их или в нишах в стене, или в середине ступ, по форме напоминающих перевёрнутые колокола с маленькими ажурными отверстиями, через которые можно рассмотреть скульптуры. Такое их местонахождение было выбрано неслучайно: спрятанные под ступами статуи отображают идею отрешённости от мира и пребывание Будды в нирване.

В середине арападхату – центральная ступа, в которой находится последняя, самая большая скульптура Будды. Колокол этот полностью закрыт, поэтому статую увидеть невозможно. Когда скульптуру нашли, у неё отсутствовала голова – почему так получилось, существует несколько версий.

Согласно одной из них, она отвалилась во время землетрясения, другая говорит о том, что статуя почему-то с самого начала была не завершена. Версию о том, что кто-то увёз во время грабежа, ученые даже не рассматривают: огромные размеры скульптуры полностью исключают такую возможность.

Музеи Боробудура.

В стоимость входного билета храмового комплекса включено посещение двух музеев, которые расположены севернее в нескольких сотнях метрах.

Karmawibhangga Museum – содержит экспонаты, найденные при раскопках Боробудура. На открытой площадке музея представлены фрагменты статуй Будды, барельефы и оригинальные каменные блоки, которые не использовали при реставрационных работах из-за отсутствия крепежных элементов. Во внутренних помещениях выставлены фотографии самой нижней части храма (которая сейчас засыпана землей), сделанные в 1890 году, керамические изделия и многое другое.

Samudra Raksa Museum – представляет экспонаты, которые свидетельствуют о существовании в древности торговых связей между Восточной Африкой и Индонезией. Самым примечательным из них является копия деревянной лодки длиной 18 метров, реконструированной благодаря изображениям, найденных на барельефах.

PAKET BSH || 4 BTL KELING 100 KAPSUL

POM TR 162 300 581

Khasiat :
Meluruhkan batu oksakat dan melancarkan air seni.

Komposisi :
Orthosiphonis Folium Extract   : 121.0 mg
Sericocalycis Folium Extract     : 110.0 mg
Phyllanthi Herba Extract           : 110.0 mg
Imperatae Radix Extract           : 55.0 mg
Cubebae Fructus Extract          : 16.5 mg
Caricae Folium Extract             : 16.5 mg
Sonchi Folium Extract : 121.0 mg

Dosis :
3 kali sehari @ 2 kapsul.

Anjuran :
Dianjurkan minum air putih minimal 2.5 liter perhari.

Peringatan :
Hanya untuk penderita batu ginjal dan batu kandung kemih yang telah ditetapkan dokter. Selama penggunaan konsultasikan pada dokter secara berkala.

Tips :
Jaga pola makan dengan baik dan berolahraga secata teratur

Индонезийская кухня: что поесть в Индонезии дешево, уличная и традиционная еда

Отвлеклась на культурные темы и совсем забыла рассказать, что и где поесть  Индонезии, чтобы аутентично, вкусно и недорого. Здесь все просто. Кругом есть кафе, где едят местные. В витринах таких кафе выставлены тарелки с образцами еды – на тарелках горками уложен рис и что-нибудь еще типа курицы, овощей, рыбы. Сказать, что ничего вкуснее индонезийской кухни я не дела, я не могу, но с голоду в Индонезии точно не загнешься. Стоит еда в таких кафе скромные деньги, ее можно взять с собой, порции большие. Но моя индонезийская любовь – это, как не крути, карри-паф или пирожки с карри.

Ну и уже понятно, наверно, что красивые люди, которые придумали пирожки с карри и спектакль, в котором на протяжении четырех серий от заката до рассвета жена доказывает мужу свою верность, не могут быть недобрыми. Индонезийцы прекрасны.

Но главная причина, по которой я приехала на Яву – это не пирожки с карри, а Боробудур. Покинутый, потерянный, найденный, мистический и величественный. Вторая причина – вулкан Мерапи. Не менее мистический, чем Боробудур. И с ним у меня произошла очередная космическая история.

  • Джокьякарта, Ява, Индонезия
  • Джокьякарта, Ява, Индонезия
  • Джокьякарта, Ява, Индонезия
  • Джокьякарта, Ява, Индонезия
  • Индонезийская кухня
  • Индонезийская кухня
  • Индонезийские продукты

Достопримечательности

На острове Ява расположилась большая часть достопримечательностей Индонезии. Посетить стоит древние храмы и дворцы, горы и действующие вулканы, ставшие для местных частью жизни.

Джакарта

Первым списке для посещения стоит столица Индонезии. Простые прогулки по городу увлекают туристов архитектурным разнообразием. Всего за час здесь можно встретить исторические постройки в виде храмов, каналов и дворцов и современные здания — типичные для азиатских мегаполисов. В Джакарте много развлечений для детей и взрослых, большое количество кафе, а улицы ярко разукрашены граффити.

Джакарта

Вулкан Мерапи

Недалеко от Джакарты находится один из самых активных вулканов мира — Мерапи. Извержения происходят каждые несколько лет, но дымится он постоянно. Для восхождения на вулкан можно воспользоваться дорогой через поселок Калиуранг или Село. Второй вариант наиболее безопасен. Деревня Село находится прямо у подножия Мерапи, но вдалеке от основных потоков лавы.

vulkan_merapi

Храмовый комплекс Боробудур

Этот загадочный храмовый комплекс был включен в список ЮНЕСКО в конце 80-х годов. Предполагается, что он был построен в девятом веке. Но никто до сих пор не знает его авторов и цель возведения. Внутри каждого «колокола» располагаются статуи будды и барельефы. Находится Боробудур в сорока километрах от Джокьякарты.

borobudur

https://youtube.com/watch?v=Rlmpu02qkAw

Водный дворец Таман Сари

Таман Сари — еще одна достопримечательность из списка ЮНЕСКО. Он был возведен в 18 веке и поражал своим великолепием. Дворец был оборудован системой водоснабжения из ближайшего озера. На его территории было несколько бассейнов. Вокруг Таман Сари был вырыт ров с водой, а внутри располагается один из красивейших садов. Дворец был не только местом для досуга, но и стратегическим объектом. После извержения в конце 18 века, он был почти полностью разрушен. На данный момент ведутся реставрационные работы, часть построек уже открыт для туристов.

tamansariy

Мечеть Истикляль

Построенная в честь обретения Индонезией независимости, мечеть является самой крупной мусульманской постройкой в Юго-Восточной Азии. Внешне Истикляль выглядит впечатляюще: массивный купол стоит на 12 колоннах. А внутреннее убранство довольно скромно. Расположена мечеть в Джакарте и служит не только место для молитв, но и площадкой для лекций, выставок и конференций.

istiqlal

Храмовый комплекс Прамбанан

Прамбанан расположился рядом с городом Каласан и включен в список всемирного наследия. Комплекс был построен в девятом веке. Он состоит из трех сотен храмов, но сейчас большинство из них находится под пеплом после извержения вулкана Мерапи. Храмовый комплекс является индуистской святыней и построен в честь богов Шивы, Вишну и Брахмы. На территории Прамбанана расположены места для погребения и для жертвоприношений. Из-за того, что храмы постоянно подвергаются разрушительному действию вулкана, здесь не прекращаются работы по реставрации.

prambanan

Национальный парк Бромо-Тенгер-Семеру

Парк назван в честь двух вершин: Бромо и Семеру. Последняя является самой высокой точкой на острове. Со смотровых площадок, расположенных в парке, можно наблюдать самые красивые рассветы в Индонезии. Через поселок Чеморо Лаванг туристу предлагают подняться на вулкан Бромо и заглянуть в кратер. Расположен парк в юго-восточной части острова и является мистическим местом для индонезийцев.

Рассвет на Боробудуре, где ночевать, отзыв

Практически Восьмое чудо света, как часто называют древний буддийский храмовый комплекс Боробудур. Гигантские ступы привлекают миллионы людей и комплекс входит в тройку самых крутых храмов Юго-Восточной Азии наравне с  храмом Баган в Бирме и храмом Ангкор Ват в Камбодже.

Чтобы посмотреть Боробудур,  есть два  популярных варианта ночлега. Первый – Джокьякарта, оттуда покупать экскурсионный трансфер за 20 баксов  или добираться на перекладных с местной автостанции. Второй вариант – остановиться на ночлег в самом храмовом комплексе.

Выбор ночлега в Боробудуре невелик – на территории есть один отель —  Manohara Resort.

Это лучший вариант потому, что в стоимость проживания входит бесплатное посещение храмового комплекса Боробудур, которое для всех остальных обойдется в копеечку, те же 18 долларов США.

Второй плюс – сам отель очень уютный и ухоженный, ресторан, вид на Боробудур и красивая территория, цена немного дороже чем в Джогье или окрестностях Боробудура.

В третьих,  мы хотели подняться на Боробудур на рассвете, в 4 утра и удобнее, потому что ближе,  делать это прямо из отеля Manohara Resort. Кроме того, гостям отеля предоставляется скидка на посещение храма на рассвете.  Да, подняться на храм и встретить там рассвет, это стоит отдельных денег – примерно 14 долларов для жителей гостиницы и 18 баксов для всех остальных. Рекомендую останавливаться именно в этом отеле.

Днем храм выполняет в основном роль красивого древнего фона для групповых фотографий девушек или селфи серии «я на фоне…»

Рассвет на Боробудуре —  главное зрелище  той поездки, звенящая тишина, даже  туристы говорили шепотом, восторженно глядя на полную луну, выглядывающую из-за туч сквозь предрассветный туман. 

Все очень таинственно и нереально красиво. Гигантские ступы, холодный взгляд сохранившихся каменных истуканов и мрачный силуэт вулкана Мерапи, который похоронил Боробудур под свои пеплом в 1006 году. Откопали комплекс в начале 19 века, а реставрацию закончили уже в начале 20-го.

На Яве до сих пор полно тех кто не хочет видеть туристов на Боробудуре, в 1985 году храм был слегка поврежден бомбой исламских экстремистов.  

Боробудур днем и ночью – это два разных храма, днем его стены украшают туристы всех мастей, ночью – группа романтиков, обычно до 30 человек. Самого никто на территорию не пустит, все организовано через кассу того же отеля Манохара на территории храма, примерно 4 утра специальный чувак ведет группу встречать рассвет на верхушке храма.  Элемент пакетного туризма присутствует, но без него на Боробудур утром не попадешь, приходится терпеть. Неудобство компенсируется атмосферой и потрясающе красивыми видами на окрестности.

Подробно про Боробудур советую почитать: Как я встречал рассвет в БоробудуреСтоит подняться в парк, который находится немного выше храма, с него хорошо видна верхушка, сам парк тоже понравится любителям тишины. Туристы сюда как правило не доходят и спешат по своим автобусам.

Внизу есть небольшой зоопарк… пару оленей, косули … можно подурачиться как минимум 🙂

Про таксистов и людей на Яве вообще

Люди на Яве делятся, как наверное и везде, на два типа. На тех, кто связан с тур бизнесом и на нормальных простых местных жителей. Судить по кучке наглых таксистов  о всех жителях Явы не стоит, точно также как не стоит судить о всех  украинцах по тем стрёмным личностям, которые предлагают «комнату недорого » возле киевского вокзала или «такси недорого» возле а/п Борисполь.  

Все кто так или иначе связан с тур бизнесом видят в белом человеке из Европы только деньги и мечтает о том чтобы как можно большая часть этих денег стала его собственностью. Это правило, исключения бывают, но редко. Судите сами, за все время путешествия нам встретился один порядочный таксист и одна девушка – порядочный работник гостиницы возле храма Прамбанан, в которой мы жили. Улыбка яванца, который обращается к вам,  очень часто означает, что он задумал что-то такое на чем  хочет заработать с вашей помощью, например, продать вам картину в технике батик, какой-нибудь тур к древним развалинам или просто сдать комнату или пачку сигарет втридорога. Ценников в магазинах нет – всегда спрашивайте сколько стоит.  Расслабляться не стоит, но и видеть мошенников в каждом встречном тоже ни к чему. Простые яванцы не будут просто так улыбаться, они далеко не такие улыбчивые как, например, тайцы. Это, конечно, не относится к детям – дети всего мира одинаково искренние и улыбчивые.

О том куда не ходят туристы на острове Ява

90% туристической жизни в этой части острова Ява проходит в треугольнике Боробудур-Прамбанан-Джогьякарта. Мы отказались от желания поселится в Джогье и выбрали окрестности города Каласан, возле храмового комплекса Прамбанан.  В Каласане как и везде в Азии без проблем можно взять напрокат мотобайк или велосипед и отправиться куда глаза глядят. Выбираем велосипед, как наиболее экологичный вид транспорта, берем карту местности на ресепшне и отправляемся на изучение окрестностей.

В окрестностях много чего интересного, несколько храмов эпохи индуизма поменьше чем Прамбанан, колоритные деревни и рисовые поля. Поверьте, несколько часов мини путешествия по индонезийской глубинке доставят  намного больше удовольствия чем пыльная и вонючая Джокьякарта с ее индусами-торговцами,  табунами мотоциклистов и постоянной звуковой нагрузкой. Даже те кто любят города,  не выдержат это больше одного дня, а мы больше любим природу и мне сложно представить человека получающего удовольствие от таких городов как индонезийская Джогья или, скажем, филиппинский Себу. 

После того как видишь невероятно тяжелый труд индонезийских крестьян начинаешь больше ценить свой уютный офис, а после жилищных условий в которых живут многие яванцы, любая киевская хрущевка с горячей водой и бытовыми удобствами покажется хоромами. Велосипед в таком климате превращает тебя в бурлака на Волге, неизвестно кто кого везет.  Это очень тяжело, особенно в городах, где вместе с жарой в пакете идет влажность, приправленная угарными газами и пылью дорог. Съезжаешь в поля и понемногу привыкаешь, хотя  40 км. за день — расстояние небольшое по нашим меркам, но в Азии смело можно применять поправочный коэффициент примерно 2,5 тогда получится велосотня. 

Рис – главное занятие крестьян, никаких тракторов или комбайнов.  Они там не пройдут, пол метра воды и грязь – типичное рисовое поле, которое сверху кажется очень даже красивым. Волы, они для крестьян выполняют роль тракторов, комбайнов и тягловой силы. На Яве мы впервые увидели этих животных у которых неимоверная силища.

Конечная цель рисоводов — на фото внизу. Сушат рис прямо на земле, подстелив кусок ткани, а иногда без нее. Главное развлечение у детей –ловить рыбку в местных канавах, которые используют для стока воды. В них же стирают белье, ловят рыбу и справляют нужду. Воды в Индонезии очень много, и если ей не управлять – то страна давно превратилась бы в новую Атлантиду и никакие боги воды не помогут. 

Сеть узких каналов используют для регулирования уровня воды на рисовых полях, а мини плотина – для общей регулировки уровня воды в случае угрозы затопления. Мы вышли на нее случайно, когда бродили по окрестностям.

По сути, все жители Явы долгие века живут между «двух огней» — с одной стороны обилие воды с неба и угроза цунами с моря, с другой – постоянная опасность в виде вулканов, которых на острове как спичек в коробке.

В общем, достопримечательности Явы и музеи это замечательно, но настоящая жизнь другая, намного сложнее и интереснее. Мы провели в трех деревнях округи практически весь день и немного следующего перед вылетом.  Нас, конечно, в дом не приглашали, вином не угощали  – это вам не Грузия, но практически все с удовольствием общались, позировали и дарили улыбки.

Как эти школьники, например. У каждого нашивка с именем, видите самая улыбчивая – это Азиза. 

Самые щедрые на эмоции конечно дети и старики. Первые ничего еще не знают о своей будущей сложной  судьбе, вторые уже многое  пережили и ничего не боятся.

После прогулки по рисовым полям, на рис я больше смотреть не могу – сразу перед глазами картинка с волами и сморщенной старухой.  Обедаем фруктами в большом количестве и ассортименте, купленными на местном рынке в Каласане за пару долларов. Когда покупали, сразу  представил стоимость всего этого в нашем супермаркете и купил еще парочку красных dragon fruit. Фрукт-дракон — самое вкусное из того,  что есть во фруктовом азиатском царстве. Я вам серьезно говорю. Они бывают розовые и белые внутри, вкуснотища неимоверная.    

Боробудур в истории.

Об истории создания комплекса известно не так много. По мнению исследователей Боробудур был возведен одним из представителей династии Сайлендра между VIII — IX веками. Есть предположение, что храм символизировал цветок лотоса, и по этой причине должен был располагаться возле озера и отражаться на его поверхности. Подтверждением этой теории является факт существования водоема, о чем свидетельствуют найденные геологами характерные отложения.

Строительство памятника велось на протяжении восьмидесяти лет, и было самым масштабным по тем временам. В тот период люди еще не знали о цементе. Большие каменные блоки высекались в соседних каменоломнях, транспортировались и укладывались по принципу пазлов. Барельефы вырезали уже на месте.

В 1006 году произошло крупное извержение вулкана Мерапи, находящегося поблизости. В результате этого, все сооружение было засыпано вулканическим пеплом, который «законсервировал» Боробудур на более чем 800 лет. Остались не ясными причины, почему люди так и не вернулись на это место.

Боробудур был забыт вплоть до 1814 года, когда британский губернатор и востоковед Стэмфорд Раффлз обнаружил холм с выступающими из него каменными блоками с резьбой. В последующие годы проводились мероприятия по очистке монумента. Однако памятник сильно пострадал из-за мародерства, были похищены ценные рельефы, статуи и орнаменты.

Первые реставрационные работы объекта были осуществлены в начале прошлого столетия, под руководством Теодора ван Эрпа. В результате чего Боробудуру был придан внушительный и торжественный вид.

С 1973 по 1984 года выполнялось ряд задач по предотвращению проваливания, размывания почвы и коррозии. Для реализации задуманного, потребовалась кропотливая работа по разбору Боробудура и укреплению холма. Было демонтировано более 800 000 каменных блоков и плит, каждую часть фотографировали, заносили в компьютер, с тем, чтобы затем в точности вернуть на прежнее место. Все статуи и изображения подверглись основательной чистке и покрытию специальным составом, защищающим от воздействия влаги. В проекте принимало участие около 600 работников.

Шедевр, спасенный дважды

Во второй половине XX в. разрушение дренажной системы на склонах холма, на вершине которого стоит Боробудур, привело к тому, что грунты стали размываться и участились оползни. В щелях каменных блоков постоянно накапливалась влага, и за столетия барельефы начали скрываться под налетом лишайников. Скульптуры разрушались влагой и перепадами температур. Гибель шедевра становилась почти реальностью, и в 1975 г. правительство Индонезии обратилось за помощью в ООН.

Издержки. После сборки около храма лежат лишние ‘запчасти’

Для начала сооружение разобрали по кирпичикам (комплекс состоит из 2 млн блоков). Каждый кусочек камня или скульптуру пронумеровали и занесли в компьютерную базу данных. Также оцифровали многочисленные барельефы. После восстановления дренажа и укрепления почвы на холме Боробудур вернули в состояние «как было» только в 1983 г. В ходе реставрации было осмотрено и обработано специальными средствами около 26 тыс. куб. м камня и заново изготовлено около 5 тыс. новых фрагментов — взамен утраченных. В том числе — головы и конечности сотен изваяний Будды (из сохранившихся 504 фигур примерно 280 стояли обезглавленными). Правда, до сих пор в кустарнике за территорией храма можно найти кучки пронумерованных обломков — «лишние детали», оставшиеся после реставрации.

Разрушение. За сотни лет стихии почти уничтожили Боробудур

  1. segodnya.ua

Боробудур в религии

Даже сейчас Боробудур остается местом для религиозного паломничества и молитв. Каждый ярус паломники обходят вокруг семь раз по часовой стрелке. Однако входить через центральную ступу разрешено только буддийским монахам.

Исследователи придерживаются мнения, что данное сооружение можно рассматривать в качестве огромной книги для паломников.

Барельефы в храме Боробудур

Проходя, согласно ритуалу, каждый ярус, верующие знакомятся с жизнью и учениями Будды. Согласно поверью, если прикоснуться к каждому, расположенному в ступе верхнего яруса, Будде через выемку в ней, то это принесет счастье. Однако некоторые ступы оказываются пустыми (как вы помните, там нет 43 статуй из 504). А одна, особая ступа, символизирует жилище Будды. Если прикоснуться в нем к ноге Будды, то по легенде, ваше желание обязательно исполнится.

Малые ступы на верхнем ярусе храма

Боробудур имеет одну из крупнейших и наиболее полных коллекций буддийских барельефов в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector