Даниловский монастырь в москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Содержание:
- Даниловский монастырь в Москве — история
- Как добраться
- Предание об основании монастыря
- Чем живет обитель сегодня
- Территория Данилова монастыря
- История монастыря
- Почитаемые святые и святыни
- АТЕИСТЫ ПРИШЛИ
- Святыни Данилова монастыря
- Немного истории
- Монастырь в период советской власти
- Данилов монастырь в Москве: период советской власти
Даниловский монастырь в Москве — история
Даниловский монастырь в Москве был основан московским князем Даниилом, сыном великого князя Александра Невского. Князь отличался благочестием, справедливостью и милосердием. Правил он 30 лет и за это время сумел положить начало единению Русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Московским Великим князем всея Руси. Первоначально в обители был построен деревянный храм во имя преподобного Даниила Столпника, покровителя святого пророка Даниила. Перед смертью князь принял монашеский постриг. В 1303 году он был похоронен согласно своему завещанию на простом братском кладбище обители «не в церкви, а в ограде». История Даниловой обители непроста. Много испытаний пришлось ей выдержать. В 1330 году сын Даниила Иван Калита перевел ее в Кремль, где было безопаснее от набегов и приписал его к собору Спаса на Бору. Затем обитель была перемещена на Крутицкий холм. Здесь был устроен Новоспасский монастырь. Все это время Данилова обитель оставалась в запустении. В нем были только храм и кладбище. Могила князя Даниила была заброшена. Но чудесные исцеления прихожан, посещающих могилу князя Данила, послужили возрождению обители. Иоанн Грозный восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье. Обитель была заселена иноками. Раньше подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, теперь он вновь стал самостоятельным. А позже князь Даниил был причислен к лику святых и были обретены его нетленные мощи. Установили два дня памяти святого Даниила — 17 марта в день его кончины и 12 сентября в день обретения его св. мощей (по старому стилю это 4 марта и 30 августа).
Обитель имела важное значение в обороне столицы. Она сыграла большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году
В смутное время, в 1606 году, бунтовщики под предводительством Болотникова потерпели поражение от войска царя Василия Шуйского. В 1610 году самозванец Лжедмитрий II поджег обитель. Но вскоре ее отстроили и обнесли каменной красивой стеной с башнями. По красоте ее можно было сравнить с крепостной стеной Кремля. Во время войны с Наполеоном обитель была разграблена. С гробницы святого князя Даниила похитили серебряный оклад, созданный на пожертвование князя Федора Голицына. В 1817 году святые мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. После революции, во времена гонения на церковь, обитель также подверглась преследованию и репрессиям. Была снесена 300-летняя часовня. Даниловский монастырь в Москве укрывал многих священнослужителей, изгнанных из других церквей за то, что они оставались верными традициям русского православия. Их называли «даниловцами». Многие из них были отправлены в ссылку или в заключение. В 1930 году Даниловский монастырь в Москве был закрыт, а часть монахов была расстреляна. Исчезли мощи святого князя Даниила. Возможно, их унесли сами верующие, чтобы спасти их от поругания. На территории был установлен памятник Ленину. Работали детская колония и склады. Были вскрыты захоронения. Останки некоторых известных деятелей были перенесены на другие кладбища. Данилово кладбище было варварски уничтожено. В 1983 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Начинается ее восстановление, завершившееся к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.
Как добраться
Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.
Поехать из Йошкар-Олы
Обитель построили на правом побережье реки Москва. Это примерно 4,5 км от московского Кремля. Монастырский комплекс построен на Даниловском Валу. Удобно перемещаться на метро. Остановка для выхода – станция «Тульская». Также вблизи обители ходят трамваи под номерами 35, 38, 3. Можно воспользоваться маршруткой № 3.
Коротко об истории
Первые исторические записи можно увидеть только в 1560 году. Благодаря царю Иоанну IV Грозному, монастырская жизнь начала возрождаться. Спустя год, на месте кладбища возвели красивый монастырский храм. Когда войска крымского хана Казы-Гирея стали максимально близко подходить к границам города, появился военный лагерь. Именно здесь располагались столичные вооруженные силы.
На следующем этапе наступили Смутные времена. Царь Василий Шуйский организовал возле монастыря поле битвы. В роли руководителей военных от рядов выступали Иван Болотников и Филипп Пашков.
Свято – Данилов монастырь всегда отличался не многолюдностью. К 18 столетию на территории проживало около 30 иноков. Количество монахов не превышало 17. По историческим данным во владении обители находилось 178 десятин, каменный двор и несколько домов.
Монахи занимались благотворительностью. Они оказывали помощь больным и немощным. В 1805 году здесь начала свою деятельность богадельня. В ней проживали престарелые женщины. Через 50 лет здесь появился приют. Проживали священники преклонного возраста.
В 1918 году пришла официальная власть и монастырь закрыли. Однако монашеская жизнь продолжала существовать. Здесь жили епископы, архиереи, спасавшиеся от арестов. В 1929 год – это время переломных изменений. Издали постановление о ликвидации монастыря. Все иноки были выгнаны на улицу, а колокольню разгромили. Колокола не успели переплавить. Этому посодействовал американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Ценны элемент длительное время хранился в Гарвардском университете. Он вернулся на Родину только в 2007 году.
В 1930-х начался процесс, направленный на ликвидацию монастырского кладбища. Прах известных личностей был перенесен на Новодевичий некрополь. К ним относятся писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М Языков, историк Д.А. Валуев и другие. Останки художника В.Г. Петрова захоронили на территории Донской обители. Остальные погребения ждала безжалостная участь.
На освобожденной территории организовали приемник-распределитель. Здесь жили дети репрессированных, которых называли «враги народа». Условия характеризовались низким уровнем. По этой причине дети часто страдали от различных заболеваний. Те, кто не смог справиться с недугом, был похоронен прямо под монастырскими стенами. С 1988 года сегодня на месте монастырского кладбища монтирована часовня для поминальных служб.
Территория вернулась монастырю только в 1983 году. На ее месте создали резиденцию Московского Патриарха. Средства на восстановление были созданы благодаря усилиям московских приходов. Восстановительные мероприятия растянулись на несколько лет.
Предание об основании монастыря
Дата зарождения обители не записана в исторических документах. О тех далеких временах нам известно, только благодаря сохранившимся церковным преданиям. По одному из них, монастырь был построен в 1282 году на деньги, пожертвованные младшим сыном Александра Невского — Даниилом. Князь посвятил новую обитель своему небесному защитнику и любимому христианами аскету — Даниилу Столпнику. В 1303 году, незадолго до ухода в мир иной князь стал монахом и позже был погребен в своем монастыре.
В стенах этой обители учредили первую в Московии архимандрию. Сын Московского князя Даниила Александровича — Иоанн I Калита немало способствовал укреплению Московского княжества и хотел иметь рядом со своим дворцом сильный духовный центр. Поэтому по его распоряжению архимандрита и монахов Свято-Даниловой обители перевели в Московский Кремль.
С уходом братии и настоятеля монастырские постройки обезлюдели и остались без присмотра. К XIV-XV векам на месте бывшего монастыря осталась лишь деревянная церковь, посвященная Даниилу Столпнику, да небольшое село.
Башни, стены и надвратная церковь Симеона Столпника монастыря с парковки
Чем живет обитель сегодня
Современная насыщенная монастырская жизнь
Много лет славится монастырский Патриарший мужской хор. В его состав входит 16 талантливых певцов. Принимая участие в воскресных и всех праздничных богослужениях, часто бывая на гастролях в разных городах, хор Данилова монастыря приобрёл известность далеко за пределами своей обители.
Братия Данилова монастыря совершает благотворительные, милосердные дела в лечебных и детских учреждениях, проводят уроки в школах и других образовательных учреждениях.
Социальное служение
Для людей, страдающих алкогольной и другими зависимостями, в монастыре специально создан Центр помощи под названием «Метанойя». Уникальная программа «Православный интернет-курс» (ПИК) для дистанционного обучения людей, желающих подробнее узнать о православии, укрепить свою веру в Бога, ответить себе на волнующие вопросы создан сотрудниками Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи Свято-Даниловского монастыря.
Существует здесь и волонтёрское служение
Так как волонтёры часто бывают в детских школах, больницах, интернатах, то им очень важно знать и уметь применять основные правила общения с детьми. А когда общение проходит вперемежку с играми, то знакомство и совместное времяпрепровождение становится более интересным и полезным для всех
Всему этому, да и не только этому, учат в «Мастерской игрового моделирования» при Даниловом монастыре.
Позвонив по телефону +7 495 958 11 07, вы сможете подробнее узнать обо всём этом, а также узнать расписание богослужений, как правильно подавать требы, время работы монастыря, часы его работы для посетителей и всю интересующую вас информацию.
Здесь рады гостям!
В монастыре осуществляется круглосуточная охрана его казаками. Фотографировать в храмах здесь нельзя, это здешнее строгое правило. Есть здесь и церковная, монастырская лавка, где можно приобрести полезную религиозную литературу и другие важные атрибуты. Также недалеко расположена парковка и гостиница с уютными номерами (о ней подробнее я расскажу чуть ниже в этой статье).
В магазине, расположенном тут же, можно купить и попробовать произведённую на здешней пекарне собственную продукцию: очень свежую и вкусную выпечку! Также можно купить молочную продукцию, привезенную из более дальних монастырей.
В общем, перед входом можно найти много всего интересного и полезного.
У входа на территорию монастыря есть специальный шкафчик с женскими платками и юбками. Отсутствие у женщины головного платка или очень короткое платье здесь не приветствуются. Впрочем, как и во всех церковных учреждениях.
Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь хранит много чудесного и прекрасного, такого величественного, что эмоции просто переполняют! Приходите, вы сможете убедиться в этом сами!
Территория Данилова монастыря
Колокола. От большого к малому
В настоящее время восстановлена колокольня с находящимся там храмом преподобного Симеона Столпника. Её колокола заслуживают особого рассказа.
Более 200 лет создавался колокольный ансамбль Данилова монастыря, и сегодня он состоит из 18 колоколов самых разных размеров и тональностей.
Главенствующий здесь, «Большой» колокол, весит почти 12 тонн! Его, в память о своём муже, на собственные деньги заказала купчиха Захарова. Второй колокол «Полиелейный» весит около 6 тонн. Ещё один «Будничный» колокол весит 2 с половиной тонны.
Дальше идут 10 подзвонных колоколов, поменьше весом — от 30 до 500 килограмм. Один из них был отлит в 1682 году. Он был подарен монастырю царём Феодором Алексеевичем.
Следующие, 4 зазвонных колокола ещё меньше, они весят от 10 до 16 килограмм. Получается, что в создании колокольной мелодии участвуют 17 колоколов. «Постовой» колокол всегда звучит отдельно от других, При своём весе в 2300 кг он сам создаёт своё собственное, неповторимое звучание. Что не всегда возможно у таких больших колоколов.
Большинство этих звонких раритетов отлито на московском заводе Финляндского на рубеже 19-20 веков. И до сих пор, их перезвоны, мелодии, которые они создают, восхищают даже музыкальных гурманов.
Храмы и часовни монастыря
В 1988 году в центре монастырского двора была воздвигнута ещё одна часовня. Её появление посвящено знаковому событию: 1000-летию Крещения Руси.
Когда-то на этом месте стоял памятник В.И. Ленину. Его решено было перевезти в другое место, но когда скульптуру перемещали с помощью крана что-то пошло не так, и памятник разбился. Теперь же здесь выстроена восхитительная надкладезная часовня.
Самый древний храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов изначально построенный ещё в 1555 году. Он был освящён в царственном присутствии Иоанна Грозного.
В 17 веке рядом с храмом был возведён Покровский собор с приделом.
Со временем старый храм разобрали, а новый стал уже вторым ярусом над храмом Покрова Даниловского монастыря. Намного позже, в следующем веке к этому, верхнему храму были пристроены ещё два придела. В одном из них, северном сейчас хранятся мощи благоверного князя Даниила.
В третьем ярусе храма в 18 веке построили ещё одну церковь во имя святого преподобного Даниила Столпника. Получилась достаточно сложная конструкция, в которой одно здание объединяет в себе несколько разных церквей.
Троицкий собор — самый большой на земле Данилова монастыря в Москве.
Он был воздвигнут в 1833-1838 годах, его проектировал О.И.Бове. С 3-х сторон он окружен колоннами.
Центральный престол освящен в честь Святой Троицы. Есть еще два: в честь зачатия праведной Анны и преп. Алексия, человека Божьего.
Сейчас в Троицком Соборе находятся такие чудотворные иконы, как икона Божией Матери «Троеручица» и икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.
На территории
Даниловская обитель окружена мощными крепостными стенами.
Вечерами они очень красиво подсвечиваются, и их белоснежные башенки с бойницами совсем не выглядят угрожающими.
Внутри, в стенах бывшей крепости тоже есть переходы по крепостным стенам. Но для посетителей они закрыты. А жаль. Например, в Ростовском Кремле мы получили огромное удовольствие, бродя по старинным стенам.
Монастырская территория не очень большая. И не смотря на то, что здесь достаточно много каменных строений и храмов, чувствуется какой-то простор.
Вокруг сделаны аккуратные дорожки, установлены красивые фонари, есть много лавочек.
Это все как-то очень располагает к тому, чтобы остановиться, побыть в этом моменте жизни, вспомнить о себе и Боге, спокойно поразмышлять о своей жизни.
История монастыря
Первые исторические записи о Свято-Даниловой обители относятся к 1560 году. Жизнь монастыря возродилась по воле царя Иоанна IV Грозного, и через год на месте старого кладбища был построен и освящен новый монастырский храм. Когда в конце XVI века войска крымского хана Казы-Гирея подошли к границам города, рядом с монастырем обустроили передвижной военный лагерь, где разместились вооруженные защитники Москвы.
Потом на Руси наступили тяжелые Смутные времена. В 1606 году возле монастыря армия русского царя Василия Шуйского сразилась с отрядами восставших, которыми руководили Иван Болотников и Филипп Пашков. А через год рядом с обителью казнили одного из самозванцев, называвшего себя царевичем Петром Федоровичем.
В отличие от других монастырей Москвы, Данилов монастырь никогда не был особенно многолюдным. В XVIII веке в нем жили 30 иноков, а в начале XX века — всего 17 монахов. Сохранились сведения, что обитель владела 178 десятинами земли, каменным двором и несколькими московскими особняками.
Надвратная церковь Симеона Столпника
На протяжении долгой истории монахи всегда старались помогать неимущим и больным. В 1805 году при монастыре открыли богадельню, в которой жили престарелые женщины. А спустя полвека здесь появился приют для пожилых священников и их вдов.
В 1918 году, с приходом советской власти монастырь официально закрыли. Однако, по инициативе его настоятеля монастырская жизнь не угасла. На несколько лет обитель стала убежищем для епископов и архиереев, которые укрывались здесь перед арестами.
Наконец, в 1929 году терпение властей лопнуло, и они издали специальное постановление о ликвидации монастыря. Оставшихся иноков выгнали, и монастырскую колокольню разобрали. К счастью, снятые колокола не успели переплавить, и их спас американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Долгие годы старинные колокола хранились в Гарвардском университете, но в 2007 году их вернули на родину.
Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
В начале 1930-х годов власти приступили к ликвидации монастырского кладбища. Прах писателя Николая Васильевича Гоголя, князей Черкасских, поэта Николая Михайловича Языкова и историка Дмитрия Александровича Валуева перенесли на Новодевичий некрополь. А останки из могилы художника-передвижника Василия Григорьевича Петрова перезахоронили на кладбище Донской обители. Остальные погребения были безжалостно срыты.
На территории создали приемник-распределитель, подчиненный НКВД, куда свозили детей репрессированных или как тогда говорили «врагов народа». Условия в детприемнике были ужасными. Многие дети часто болели и умерших хоронили прямо под стенами монастыря. С 1988 года на месте бывшего монастырского кладбища стоит православная поминальная часовня.
В 1983 году монастырскую территорию вернули церкви, чтобы создать здесь резиденцию Московского Патриархата. Деньги на восстановление старинной обители собирали по всем московских приходам и епархиям страны, и восстановительные работы заняли несколько лет.
Собор Троицы Живоначальной
Почитаемые святые и святыни
Житие святого Спиридона Тримифунтского
Многочисленные святыни с большим почётом и уважением хранятся в стенах Данилова монастыря. В 2007 году там появилась ещё одна уникальная реликвия: в застеклённом киоте Покровского храма Даниловского монастыря вверху находится икона Спиридона Тримифунтского, а ниже — его башмачок.
С первого взгляда туфелька выглядит как новая, но если хорошенько приглядеться, то можно заметить на ней потёртости.
Жил Спиридон более полуторы тысячи лет назад, но, несмотря на это, известно много фактов из его жизни. Семья его была далеко не бедной, и после смерти родителей Спиридон получил в наследство много денег и земли. Со временем он стал епископом кипрского города Тримифунты.
Земляки не боялись обращаться к богатому, но доброму Спиридону, часто брали у него деньги в долг. «Когда сможешь, тогда и отдашь», — так всегда говорил Спиридон. Но вот случилось горе в его семье: умерла жена, которую он очень любил. Раздав всё бедным и оставив себе лишь посох и одежду, Спиридон начал жизнь скитальца.
Чудеса кипрского святого
Много чудес совершил он в тех местах, где бывал. Говорят, что однажды к нему мать принесла тело недавно утонувшей дочери. Видя горе и слёзы женщины, Спиридон смог оживить девушку. От нахлынувших чувств и такого потрясения мать тут же скончалась. Пришлось Спиридону воскресить и её.
Это только одна из тысячи историй помощи святого людям. Об этом свидетельствуют и рассказы прихожан Покровского храма и в наше время. Так, две женщины задолжали большую сумму. Возвращаясь домой после молитвы святому Спиридону, они неожиданно нашли на земле конверт с большой суммой денег.
При жизни святой совершил множество чудес, но невероятным является и то, что чудеса продолжаются и после земной жизни. Его тело, хранящееся на острове Корфу, до сих пор нетленно и, мало того, поддерживает постоянную нормальную для человека температуру!
По существующей легенде он до сих пор «ходит» по земле и помогает нуждающимся. Этот удивительный факт подтверждают его башмачки, которые чудесным образом изнашиваются до такой степени, что их приходится менять. А изношенную обувь дарят во все церкви и монастыри всего мира! Вот такие чудеса!
Спиридон Тримифунтский помогает в вопросах финансов
Спиридон Тримифунтский помогает, в основном, в денежных делах, во всём, что связано с деньгами. Поэтому здесь часто можно встретить и различных знаменитостей, окружённых людьми в чёрном (охраной), и крутых бизнесменов, даже здесь не расстающихся с мобильными телефонами (хоть здесь это и запрещено). Да даже просто по правилам приличия телефоны в храме рекомендуется отключать.
Но, тем не менее, все стоят у застеклённого ящичка со святым бархатным башмачком и тихонько молятся каждый о своём. Может быть, он и поможет богатому человеку открыть ещё один долларовый счёт со многими нулями. Но если кому-то действительно нужна помощь, то обратившись к Спиридону Тримифунтскому, он её обязательно получит.
А ещё святой Спиридон помогает людям, находящимся в дальней дороге и путешественникам. Так что, теперь и мы будем обращаться и к нему!
Архитектурные особенности ансамбля
Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря – ее эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. Посетители попадают в монастырь через нарядные Святые Врата 1681 года с барочной колокольней Симеона Столпника – самую яркую часть комплекса. Строгая кирпичная стена с семью башнями, окружающая Данилов монастырь, появилась раньше, чем входная группа, – в начале XVII века.
Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединенных в нем. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. Троицкий собор 1833-1838 гг. – яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. Предположительно, его архитектором стал Осип Бове, автор Манежа, Александровского сада, Большого театра и еще множества знаковых московских сооружений. По другим сведениям, в разработке проекта принимал участие Евграф Тюрин, также весьма знаменитый архитектор, создавший Крутицкие казармы и Елоховский собор. С XIX века сохранилась только внешняя оболочка, после попадания в руки НКВД здание было полностью перестроено внутри. По возвращении монастыря церкви интерьер восстановили по сохранившимся записям и иллюстрациям.
Эклектичность монастырского ансамбляСтрогие монастырские стены Данилов монастырь
АТЕИСТЫ ПРИШЛИ
На территории кладбища монастыря были похоронены многие выдающиеся люди России. В 1931 году некрополь Данилова монастыря был в очередной раз разграблен.
После революции могилы Гоголя, Хомякова , Языкова были вскрыты в присутствие советских литераторов, из списка присутствовавших на осквернении “литераторов“ я знаю только Олешу и Светлова.
Пропали ребра и берцовая кость, предметы одежды, пуговицы с мундира останков Гоголя. Литераторы растащили их на сувениры. Светлов впоследствии демонстрировал гостям ребро Гоголя, лежавшее у него на столе.
Красный террор
Монастырь был небогатый, 3-го класса, братия Данилова обители, никогда не было многочисленной. Перед закрытием, в период революции было 50 монахов, все за исключением трех умерших в ссылках, были расстреляны в тюрьмах. Все пострадали за имя Христово.
С 1 мая 1917 года и до закрытия, настоятеля монастыря был архиепископ Волоколамский Феодор Поздеевский, до этого он был ректором Московской Духовной Академии. Пережив неоднократные аресты и многолетнее пребывание в лагерях архиепископ Феодор был расстрелян в Ивановской тюрьме 23 октября 1937 года.
Московский Данилов Монастырь
Братия монастыря, кто не был арестован подвизались в обители до 1930 года, затем монастырь был закрыт и передан под изолятор НКВД, для детей “врагов народа”.
Братия монастыря
Братия перешла служить в Храм Воскресения Словущего который был приходским храмом, они взяли с собой мощи Святого Князя Даниила и спрятали от поругания в подземных ходах, ведущих от Кремля к Храму Воскресения Словущего и далее к Москве-реке.
Поскольку вся братия монастыря была убита и замучена то никаких сведений, где могут находиться мощи не сохранилось. Остается ждать когда сам Святой Князь явит себя, как было когда-то.
Свято Даниловский мужской монастырь
На сегодня остались только частицы мощей, которые были сохранены американской православной церковью и еще несколько частиц находились у академика Дмитрий Сергеевич Лихачев, который передал их восьмидесятые годы в Данилов Монастырь. Также американская церковь вернула частицы мощей Даниловой обители.
С 1930 по 1972 год в монастыре размещалась тюрьма для несовершеннолетних. Сначала сюда привозили детей репрессированных лиц. В настоятельском корпусе было помещением для девочек. В Храмах были кинотеатры и туалеты. По коммунистической традиции, туалеты размещали в Алтарях. Было разрушено все и испоганено все до чего дотянулись крючковатые лапы коммунистов.
Святыни Данилова монастыря
В Даниловском монастыре сегодня находятся многие святыни: это и раки и ковчеги с мощами, и иконы с частицами мощей, и чтимые иконы. Значительная их часть была передана обители после возрождения, в середине 80-х годов.
- Главной святыней обители являются мощи святого Даниила, ее основателя. Здесь находятся рака и ковчег, а также икона с частицами мощей.
- Также здесь хранится башмачок и ковчег с частицами мощей Спиридона Тримифунтского – в Москве первая святыня оказалась в 2007 году, когда ее передали Данилову монастырю с греческого острова Корфу, где покоится святой. Сделано это было в связи с тем, что здесь же находится его десница.
- Рака с мощами Георгия (Лаврова) – в 20-х годах был старцем Данилова монастыря, сослан в Казахстан, по пути из ссылки умер.
- В храмах обители хранятся и ковчеги с частицами мощей святителя Николая и Александра Невского.
- Из икон, хранимых в обители, стоит назвать иконы Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Пантелеимона, Матроны Московской, – все они с частицами мощей. Здесь же сохраняется частица мантии и четки Серафима Саровского.
Немного истории
13 век! Как это было…
Разрешив миром, без военных действий, спор между двумя своими братьями, благодарный московский князь в 1282 году заложил храм в честь Даниила Столпника, которого почитал как своего небесного и всемогущего покровителя.
По древней легенде, князь Даниил позже принял постриг в монахи и завещал похоронить себя, обязательно, в основанном им самим монастыре. Что и было, конечно же, сделано.
А в 1652 году его мощи были обретены нетленными. С достойными почестями, при огромном стечении народа, по указу царя Алексея Михайловича, они были перемещены в храм Семи Вселенских Соборов, находящийся здесь же.
В наши дни недалеко от монастыря, почти у выхода из метро Тульская в небольшом сквере установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Его координаты: 55.7129, 37.62305.
Но вернемся к монастырской истории.
Забвение и возрождение обители
В 1330 году сын Даниила перевёл насельников монастыря в Кремль, на княжеский двор. Современные учёные предполагают, что сделал он это потому, что всерьёз задумывался о том, чтобы Москву сделать столицей государства. На целых 300 лет небольшая деревянная церковь и маленькое село при ней остались без должного внимания и ухода. Всё постепенно ветшало и приходило в упадок.
Только в 1650 году заброшенный храм был возрождён по решению царя Ивана Грозного. Времена были неспокойные, и монастырь всё время находился в центре разрушительных военных событий. А в 1812 году, перед вступлением в Москву войск Наполеона, был, можно сказать, эвакуирован. Его святые реликвии и казну просто вывезли из города.
Когда ситуация стала более-менее спокойной, всё вернулось на круги своя. Монастырь зажил обычной жизнью. Постепенно он принимал вид существующий и поныне.
Известно, что с начала 19 века в нём размещался приют для пожилых священнослужителей и престарелых женщин, их вдов.
Страницы истории. Это тоже было
В 1918 году монастырь прекратил своё существование, но только формально. На самом же деле, жизнь там продолжалась. Но это не продлилось долго, и в 1929 году начались глобальные изменения. Новая власть приказала колокольню Даниловского монастыря разобрать, а колокола отправить на переплавку.
По документам всё так и было сделано. Но в жизни этого не случилось. Американский дипломат Чарльз Крейн чудом сумел их увезти в Гарвардский университет, где они и находились до 2007 года. Первым был возвращён на родину колокол под названием «Будничный».
Даже покойникам было неспокойно в то время. Монастырское кладбище, существовавшее там, было разорено, а после и совсем уничтожено. Особо знаменитых людей: Гоголя, Языкова и некоторых других перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
В 1930 году на святой земле монастыря находился изолятор для детей, так называемых, врагов народа. В основном это были дети людей, расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. «Русской Голгофой» назвал этот страшный полигон Алексий-2 — Патриарх Московский и Всея Руси. Более 20000 человек были расстреляны там.
А их детей собирали в детприёмник на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря. Естественно, ни о каких нормальных условиях не могло быть и речи. Дети там болели и умирали. У одной из монастырских стен обнаружено место с многочисленными детскими останками.
В память о всех, похороненных на землях Свято-Даниловского монастыря за всю его историю, здесь установлена поминальная часовня.
С 1983 года монастырский комплекс на Тульской стал возрождаться. Сейчас он носит гордое название «ставропигиальный», то есть, Настоятелем Даниловского монастыря является только сам правящий епископ Москвы (Патриарх всея Руси). Кроме того, на его территории размещается Отдел внешних церковных связей и здание, где проводятся заседания Священного Синода.
В 2007 году под одной из галерей храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов случайно был обнаружен склеп из белого камня. Предполагают, что там был когда-то захоронен архиепископ Никифор Феотокис — греческий просветитель. Недалеко от этого места сейчас установлен памятный крест из белого мрамора.
В подклете больничного корпуса, в настоящий момент, размещается храм Серафима Саровского, В здании резиденции Патриарха — церковь во имя Всех святых, о земле Российской просивших.
Это интересно: Русско-японская война: разбираемся внимательно
Монастырь в период советской власти
Фактически после того, как власть в стране перешла к большевикам, храмовый комплекс с 1918 года в полной мере не мог функционировать, но до окончательного закрытия монашеская жизнь продолжалась. В частности, сюда в 20-е годы прибывали епископы, назначаемые Патриархом Московским Тихоном, хотя не имели возможности выполнять возложенные обязанности из-за запретов властей.
В 1929 году здесь обустроили колонию для малолетних правонарушителей и детей репрессированных. Условия проживания были нечеловеческими, дети часто болели и умирали, хоронили их на старом монастырском кладбище. Пострадала при закрытии уникальная библиотека – часть книг пропала, часть до настоящего времени находится в московских архивах. Вероятно, старинные церковные книги будут возвращены настоящему владельцу.
Более 50-ти лет РПЦ не владела религиозным комплексом, его возвратили только в 1983 году. Власти разрешили также строительство новых служебных и религиозных сооружений. Восстановление шло на средства московских приходов и поступлений от иногородних епархий. Руководил работами архитектор И. И. Маковецкий. Подлинное возрождение храмового комплекса началось при архимандрите Евлогии.
Менее чем за пять лет монашеская братия отреставрировала строения, и в 1988 году здесь был организован центр празднования великого события для всех православных христиан – 1000-летие Крещения Руси.
Данилов монастырь в Москве: период советской власти
Несмотря на то что в 1918 году монастырь фактически был закрыт, монашеская жизнь продолжалась вплоть до 1930 года. В 20-х годах в стенах святого монастыря пребывали многие епископы, назначенные Патриархом Московским Тихоном, но не допущенные к епархиальному управлению в силу препятствия светских властей.
В 1929 году было принято официальное постановление о закрытии монастыря, а в его стенах был обустроен приемник-распределитель НКВД. Вскоре была безжалостно разобрана колокольня, но, к счастью, колокола удалось спасти от переплавки (благодаря стараниям Чарльза Крейна, американского дипломата и промышленника). До 2007 года они находились в стенах Гарвардского университета, после чего вновь были возвращены на родину. При закрытии святой обители часть монастырских рукописей, хранившихся в библиотеке, были переданы в московские архивы (в настоящее время они находятся в РГАДА).
С 1930 года в стенах монастыря располагался изолятор для детей политических преступников и репрессированных. Властями СССР было приказано всех детей, оставшихся без родителей вследствие репрессий, свозить в детский приемник. Условия, в которых жили сироты, были нечеловеческими: из-за отсутствия надлежащего питания и ухода многие болели и умирали, их хоронили здесь же — на бывшем монастырском кладбище.
После 1930 года мощи святого Даниила Московского были перенесены за стены монастыря, в храм Воскресения Словущего. Вместе с закрытием этого храма в 1929 году исчезает последняя информация о дальнейшем перемещении святых мощей, и до сих пор остается неизвестным их местонахождение.