Елоховский собор

Наследники Византии

Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.

Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.

Входы – это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманскойзановорасписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.

История

Полное название – собор Богоявления Господня в Елохове. История Елоховской церкви в Москве началась в начале XVIII века, когда на месте стоявшего тут деревянного храма был построен каменный. К сожалению, установить, когда был построен деревянный «предшественник», невозможно: известно лишь, что в середине XV века село Елох (название произошло от того же корня, что и в слове ольха) родился юродивый Василий Блаженный. То есть можно предположить, что в это время деревянная церковь уже стояла на этом месте.

В конце XVIII века трапезная и приделы Благовещения и Николая Чудотворца были перестроены, а менее чем через 50 лет все здание разобрали. В 1845 году архитектор Тюрин возвел новое сооружение – современное здание с 5 куполами. На строительство было потрачено 200 тысяч рублей, треть этой суммы внес московский купец Щапов. В конце XIX века трапезную расширили, а в начале XX века отреставрировали живопись на куполах.

Первое время храм считался лишь приходом (церковью, в которую могут ходить только местные жители), но уже тогда храм считался одним из самых красивых и изящных. Он даже стал местом крещения в 1799 году Пушкина.

Елоховская церковь несколько раз оказывалась на грани закрытия, но чудом избежала этой участи. В 1930 году Московский облисполком выпустил постановление о закрытии, но спустя месяц решение обжаловали и отменили. В 22 июня 1941 года власти предложили закрыть храм сразу после литургии, но начавшаяся война помешала исполнить приказ.

В начале 30-х годов ХХ века недалеко от Елоховского храма жил митрополит Сергий (Старогородский), который исполнял обязанности Московского митрополита. После закрытия в 1938 году собора Богоявления Елоховский храм стал кафедральным собором Москвы, а в 1945 году ему был присвоен статус Патриаршего. До распада СССР церковь оставалась патриаршей кафедрой – в 90-х годах этот титул перешел к Успенскому собору Кремля.

Такой статус позволил церкви не только продержаться в трудное время: в 70-90-х годах в ней были проведены реставрационные работы, позолочены купола, расширен алтарь и благоустроена территория.

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново

К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

  • Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
  • Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
  • К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
  • С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
  • Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
  • Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
  • В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
  • В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.

История Богоявленского собора

Название собора — в Елохове — связано с древним селом Елохово, на территории которого был основан храм, само же слово восходит к тому же корню, что и «ольха». Согласно московским преданиям, именно в этом селе родился знаменитый московский чудотворец, юродивый Василий Блаженный, ныне же территория села включена в состав Москвы, и о нём напоминают лишь местные топонимы.

Впервые деревянная церковь на этом месте была построена в 17 веке, а первый каменный храм взамен её возвели в 1717-1722 годах. Строительство нового здания велось на пожертвования прихожан, в том числе царевны Прасковьи Иоанновны (дочери царя Иоанна V), а кирпич для храма был пожалован лично Петром I. На рубеже 18-19 веков Елоховская церковь была реконструирована: в 1790-1792 годах перестроили трапезную и приделы, а к 1805 году завершили строительство колокольни.

Любопытно, что среди прихожан храма в ту пору числилась семья Пушкиных: именно здесь в 1799 году был крещён будущий поэт Александр Пушкин.

Однако, со временем старое здание храма обветшало, и в 1837-1845 годах вместо него по проекту зодчего Евграфа Тюрина было выстроено новое, пятикупольное. Как и прежнее, оно строилось на пожертвования прихожан; треть расходов на строительство покрыл своим пожертвованием московский купец Василий Щапов. Освящение новой Елоховской церкви произошло 18 октября 1853 года; величественный внешний вид обычного приходского храма (на тот момент) был положительно отмечен современниками. В 1889 трапезная была надстроена по проекту Петра Зыкова (второго).

После Революции храм неоднократно был на грани закрытия (закрыть его планировали и в 1930-х, и в 1940-х), но, в отличие от многих прочих московских церквей, так и не был закрыт. Любопытно, что одной из дат предполагаемого закрытия было 22 июня 1941 года — говорят, решение не было исполнено из-за начавшейся в этот день Великой Отечественной войны. В 1938 году, после закрытия и разрушения Богоявленского собора в Дорогомилове, Елоховский собор стал кафедральным собором Москвы, а в 1945 году получил статус Патриаршего кафедрального собора и оставался таковым до 1991 года, когда кафедра Патриархов Московских и всея Руси была возвращена в Успенский собор Кремля. По слухам, после выхода на пенсию в нём служил пономарём Георгий Маленков, бывший председатель Совета министров СССР.

В 1970-1990-х годах собор был отреставрирован, а его территория благоустроена. С 1991 года он носит статус кафедрального собора Московской городской епархии.

Елоховский собор является усыпальницей московских патриархов Сергия и Алексия II.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове находится по адресу Спартаковская улица, 15. Добраться до него можно пешком от станции метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии.

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.

Елоховский собор в Москве

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

  • Храм Воздвижения Креста Господня
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм святого Александра Невского

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.

Елоховский собор, вид с южной стороны

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны

Кратко о Богоявленском соборе в Елохове – описание для туристов и паломников

Адрес: Москва, улица Спартаковская, д. 15Проезд: ст. метро «Бауманская»

Богоявленский кафедральный собор в Елохове – храм Москвы с наиболее счастливой судьбой, так как даже в годы религиозных гонений во времена советской власти никогда не закрывался, и никогда в нём не прекращались богослужения. Чаще в обиходной речи среди москвичей Богоявленский собор в Елохове принято называть просто – Елоховским. Первое документальное упоминание церкви Богоявления Господня села Елохова встречается в указе Патриарха Адриана от 1694 года. Правда, упомянутая церковь в те времена была ещё деревянной, а село Елохово располагалось за пределами официальной границы Москвы. В 1717 году церковь в Елохово была перестроена в каменном обличие. А современный свой вид Богоявленский кафедральный собор в Елохове приобрёл после реконструкции в 1837-1845 годах по проекту архитектора Е.Д.Тюрина, став одним из самых больших и красивых в Москве. Кстати, высота его от земли до вершины центрального купола – 56 метров, а вместимость – 3 тысячи человек.

Интересной и памятной датой в биографии Елоховского собора значится 8 июня 1799 года – день, когда в его стенах был крещён будущий великий поэт – Александр Сергеевич Пушкин.

После Октябрьской революции и массового закрытия и разорения многих московских церквей Елоховский собор становится одним из главных духовных центров страны. В 1938 году он удостаивается статуса кафедрального собора Москвы. А в 1945 года году получает статус Патриаршего собора и сохраняет его вплоть до 1991 года. А ещё в течение всего советского периода истории России Богоявленский собор в Елохове являлся местом интронизации московских патриархов.

Благодаря высокому статусу в Елоховский собор святыни перемещены были из многих закрытых московских церквей. Среди обретших новый дом христианских реликвий Москвы – особо почитаемый список Казанской иконы Богоматери из Казанского собора на Красной площади и мощи святителя Алексия, Московского чудотворца. В Елоховский собор мощи святителя Алексия попали из Чудова монастыря, который находился на территории Кремля и в 1929 году был разрушен. Святитель Алексий прославился при жизни многими чудесами и целительством. Продолжает он помогать страждущим и после смерти. Традиционно к мощам святителя Алексия, Московского чудотворца приходят за помощью в исцелении болезней глаз.

Позднее в Елоховском соборе нашли последний земной приют ещё два иерарха РПЦ. – 18 мая 1944 года в северном Никольском приделе собора был похоронен Патриарх Сергий. Кстати, мраморное надгробие над его захоронением изготовлено было по проекту знаменитого архитектора Щусева. А 9 декабря 2008 года в южном Благовещенском приделе собора был похоронен Патриарх Алексий II.

Находится Елоховский собор в Москве по адресу: Спартаковская улица, дом 15. Добраться до него проще всего на метро. Ближайшая станция метро – Бауманская. Дорога пешком от станции метро Бауманская до Елоховского собора займёт около 5 минут. Причём почти весь маршрут лежит через закрытую крышей галерею, благодаря чему ни дождь, ни снег не омрачат путь к храму. Галерея эта находится прямо напротив выхода из метро Бауманская, на противоположной стороне улицы между зданиями торгового центра «Елоховский пассаж» и Московского детского театра эстрады. Пройдя чрез всю галерею, Вы окажитесь прямо напротив Елоховского собора.

Гостиницы рядом с Елоховским собором в Москве удобны тем, что находятся близко к центру столицы. Правда, именно поэтому цены в них не сильно радуют своей доступностью. Зато, кроме дорогих отелей, в районе метро Бауманская можно найти и большое число хостелов, которые как раз и ориентированы на бюджетных туристов.

Описание собора

Архитектура

Собор представляет собой крестово-купольный храм в стиле позднего классицизма (ампира) с четырёхъярусной колокольней в основании. Средокрестие храма венчается цилиндрическим барабаном-фонарём, покрытым купольной главой. Фасадная часть трансепта оформлена фронтоном, окнами, дверьми и пилястрами, Восточная часть храма завершается крупной алтарной апсидой. К центральной части (нефу) пристроены два придела, позволяющие по праздникам совершать по несколько литургий. Основной вход в храм перекрывается высокими деревянными резными дверьми с арочным оконным завершением.

Колокольня украшена колоннами, под её куполом размещены работающие механические часы с циферблатами по четырём сторонам. Звонница состоит из десяти колоколов: двух благовестников (основного западного и северного), пяти подзвонников и трёх зазвонников.

В тёмное время суток архитектура храма подчёркивается художественной подсветкой.

Святыни и внутреннее убранство

Главный алтарь отделён от пространства храма резным четырёхъярусным иконостасом, под куполом подвешено великолепное семиярусное паникадило с образами. Солея центрального иконостаса отделяется ажурной позолоченной оградкой. Придельные алтари перекрыты трёхъярусными резными иконостасами на солеях лежат ковры, а над залами подвешены красивые позолоченные люстры. Между северным приделом и проходом к главному алтарю установлена рака с мощами Константина Богородского. Стены прохода оформлены единым стройным рядом икон, остеклённых с резными рамками и резным основанием. Своды храма пока не расписаны, а от дороеволюционной росписи сохранился почитаемый прихожанами Тихвинский образ Божией Матери.

Особенно почитаемые иконы храма: Казанская икона Божией Матери, иконы святителя Николая, Новгородских святых с частицами мощей и святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей мощей, образ Богоматери «Неупиваемая Чаша». В алтаре хранится Владимирская икона Божией Матери принадлежавшая отцу Константину.

В северной части храма за алтарём, находится баптистерий с крупным мраморным бассейном. В южной части располагается небольшое подсобное помещение.

В храме четыре огороженных деревянных клироса, два центральных из них с наклонными кафедрами. К западным стенам и клиросам приставлены лавочки для немощных. Вдоль стен притвора установлены свечные ящики, вешаются объявления, здесь же входы в подсобные помещения и выход на лестницу колокольни. Половое покрытие в храме оформлено стойкими мраморными, а по центральным линиям от Царских врат — гранитными плитами. Из гранитных плит изготовлены и подоконники. В светлое время храм хорошо освещён естественным светом, в тёмное время используется электрическое освещение. Отопление централизованное, храм оборудован принудительной вентиляцией. На основные праздники, при большом стечении народа, используется звуковая система, передающая молитву и хоровое пение в отдалёные уголки храма и на улицу.

Храм может вместить до 2,5 тысяч посетителей, и на большие праздники в храме бывает до 1700 человек. В данный момент собор расписывают.

Храмовая территория

В состав соборного комплекса входят сам Храм, часовня-храм с церковной лавкой и богато украшенным крупным Тихвинским образом внутри, двухэтажное здание-сторожка, двухэтажное здание трапезной, двухэтажный с мансардами корпус гимназии, двухэтажное здание воскресной школы, каменно-металлическая ограда. Есть на территории собора и общий туалет и рукомойник.

Это интересно: Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в Костроме: разбираем подробно

Знакомство с храмом

Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.

Архитектура собора

Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.

Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.

Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.

Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.

Внутреннее убранство

Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.

Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.

Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.

На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».

Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».

18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.

В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.

Колокольня

Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.

17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.

Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.

История строительства

В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.

Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.

Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.

В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.

Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.

В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.

Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы

В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов.

Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.

Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.

Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.

Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы

История собора

Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.

Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.

В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.

В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.

Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.

Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.

С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector