Храм христа спасителя: история строительства

Святыни и реликвии храма

В соборе хранятся многие православные святыни, к которым совершают паломничество верующие. Вы можете видеть несколько образов, считающихся чудотворными: Владимирской Божией Матери, Смоленской-Устюженской Божией Матери, икону Рождества Христова, которая была привезена из церкви в Вифлееме.

Частицы ризы Христа и ризы Богородицы – особо почитаемые православные реликвии, находящиеся в храме, как и мощи апостола Андрея Первозванного и глава святителя Иоанна Златоуста. В главном алтаре можно увидеть трон святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В раке, установленной к югу от Царских врат, почивают мощи святителя Филарета, епископа православной российской церкви.

В соборе временно выставляются православные святыни из других церквей и монастырей, к которым совершаются массовые паломничества.

Храм по проекту Константина Тона

Новое место, выбранное под строительство собора, находилось на Волхонке. Для реализации проекта, разработанного архитектором Тоном, пришлось снести Алексеевский женский монастырь, существовавший в центре Москвы с XVII века. По этому поводу игуменья обители произнесла пророческую фразу, что выбранное место рано или поздно вновь окажется пустым.

В 1837 году стартовал первый этап строительных работ, которые велись более сорока лет. Наружные леса были демонтированы в 1860 году, но отделка продолжалась еще два десятилетия. Интерьеры храма украшали известные русские художники – Василий Верещагин, Иван Крамской и Василий Суриков. Горельефы выполнили скульпторы Александр Логановский и Николай Ромазанов.

Собор Христа Спасителя стал самым высоким сооружением столицы (103,5 м) и вмещал большее количество прихожан, чем любое другое культовое сооружение Российской империи. Его торжественно освятили в мае 1883 года. На церемонии присутствовал царь Александр III. До революции храм служил местом проведения коронационных торжеств и мероприятий по случаю всенародных праздников.

С приходом к власти большевиков финансирование церквей прекратилось и собор существовал на частные пожертвования, пока в 1931 году не было решено построить на его месте Дворец Советов. Обломки взорванного собора разбирали около полутора лет.

Фундамент будущего Дворца Советов строители осилили только к 1939 году, но с началом войны работы были приостановлены. Позже из металлических конструкций дворца изготовили противотанковые ежи, а затем едва начавшее расти здание и вовсе разобрали. До начала 60-х годов место пустовало, пока городские власти не решили построить бассейн. Пророчество игуменьи продолжало сбываться.

Двери храма Христа Спасителя

Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.

Внешний вид храма Христа Спасителя

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Паперти с ограждениями из гранита темно-красного цвета, имеющие по пятнадцать ступеней и просторные площадки в верхней части, окружают весь храм с четырех сторон. На каждой паперти всегда горят большие фонари, пройдя мимо которых можно попасть в здание. В храме насчитывается шестьдесят окон и тридцать шесть колонн, поддерживающих нижнюю часть храма из двадцати арок, по форме напоминающих русский кокошник. Непосредственно над ними можно наблюдать тридцать шесть окон, располагающихся над хорами; шестнадцать окон имеются в главном куполе храма; восемь окон находятся в коридорах. Три арки-кокошника размещены на фасадах здания и две с боковых сторон.

История последнего века

На месте Храма хотели построить Дворец Советов с огромной статуей ЛЕНИНА наверху, даже заложили

Сталин

Дворец Советов так никогда и не был построен, остались только эскизы высокого здания с величественной, простирающей вперед руку фигурой вождя всех народов на вершине. Чертежи эти хранятся в архивах и довольно интересны и живописны. А вот в 60-е годы здесь построили бассейн МОСКВА. Бассейн был под открытым небом. Было видно плавающих людей. Зимой купаться там было особенно хорошо. Кругом снег, а ты в воде, плывешь, и снег кружиться и падает на воду!!! Бассейн этот считался достаточно элитным местом в 80-е годы. Просто так туда было не попасть.. Православные москвичи говорили про бассейн: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».

Кстати, решение — построить на месте бассейна Храм,- было встречено в штыки многими неверующими, и в самом бассейне даже проходили митинги по поводу отмены строительства. Интересный факт, что Храм Христа Спасителя восстановили на старом фундаменте, оставшегося от Дворца Советов. Новая вера — на фундаменте безверия.

Возможно бассейн смог очистить эту землю от проклятия. Вода, как полагают ученые, является информационным проводником, и способна очищать от негативной информации. Безусловно, сегодня Храм является украшением Москвы. Его золотые купола заметны издалека, и венчают собой Комсомольский проспект. Но вот, что интересно. Здесь никогда не бывает много народа. Даже в Дни городских шествий! Кажется, что москвичи старательно избегают это место.!. И еще в народе ходят слухи, что не стоит молодоженам венчаться в Храме. «А то»,- говорят,- « не жизнь будет, а сплошная маета!»

http://www.moscow-faq.ru/articles/obsh/2007/December/1696

Архитектура и интерьеры


Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.

Первоначальный храм


Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:

  1. Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
  2. Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
  3. Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.

Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.

Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.

Характерными чертами храма того периода являются:

  • закомары, имеющие форму киля
  • главки в форме луковок
  • крытая галерея, идущая по всему периметру

Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.

Современный храм


Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.

Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:

  • Преображенской церкви
  • шатровой часовни иконы Божьей Матери
  • самого храма

Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.

Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

«Был храм, потом хлам, теперь — срам»

Храм простоял примерно столько же, сколько ушло на его строительство — около полувека. А в 1931 году был взорван, поскольку на этом месте новые власти решили сооружать еще более грандиозный 415-метровый Дворец Советов. На его постройку были брошены (опять!) лучшие силы страны: работала отдельная архитектурная мастерская Дворца Советов, над разработкой новых образцов цемента и стали (они имели маркировку ДС-Дворец Советов) трудились целые научно-исследовательские институты. К 1939 году был готов гигантский котлован, началась закладка фундамента, но он так и остался огромной забетонированной ямой. Строительство было остановлено войной, потом все средства были брошены на восстановление народного хозяйства. А после смерти «вождя народов» в СССР приступили к борьбе с «архитектурными излишествами», и от помпезного проекта со стометровым Лениным на крыше вообще решили отказаться. Какое-то время котлован стоял залитым водой, потом, чтобы место не пропадало, его решили приспособить под общественный бассейн. Он открылся в 1960 году и получил весьма оригинальное название «Москва». «Был храм, потом хлам, теперь — срам», — шутили тогда московские острословы.

К7

Храм Христа Спасителя во время сноса, 5 декабря 1931 года

Фото: ТАСС

О восстановлении храма заговорили уже в последние дни существования «государства рабочих и крестьян». 5 декабря 1990 года (в годовщину взрыва собора) был установлен третий по счету закладной камень, а в 1994 году появился Фонд финансовой поддержки воссозданию храма, возглавляемый патриархом Алексием II и тогдашним мэром Москвы Лужковым. Федеральное правительство предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих поучаствовать в богоугодном деле оказалось предостаточно. Была поставлена задача закончить работы и освятить храм до окончания столетия.

Чертежи педантичного Тона сохранились, поэтому воссоздать формы и пропорции храма не представляло большого труда. Но из-за недостатка времени и средств убранство сознательно упростили. Кроме того, под собором решено было сделать множество вспомогательных помещений, которых в проекте Тона не было. Серьезные изменения первоначального замысла вызвали горячие споры, а руководивший работами архитектор Алексей Денисов даже публично вышел из проекта. Бразды правления были немедленно переданы президенту академии художеств Зурабу Церетели.

Новый храм сделан не из белого камня, как первоначальный, а из бетона. Белые мраморные медальоны и великолепные мраморные многофигурные горельефы на внешних стенах собора заменили бронзовыми, купола вместо сусального золота покрыли нитритом титана. Во внутренней облицовке вместо мрамора использовали искусственный камень. Росписи хоть и повторяли изначальные сюжеты, но качественно не могли сравниться с работами великих русских мастеров. Зато в огромном пространстве под храмом, которое осталось от фундамента дворца Советов и бассейна, появился подземный гараж на три сотни машин с автомойкой, зал церковных собраний, концертный и трапезный залы, конференц-холл и пресс-центр и даже своя химчистка. Заодно строители решили подстраховаться от заклятия игуменьи Клавдии и восстановили в подземном этаже приделы в память об утраченных церквях Алексеевского монастыря.

К8

Вид на строящийся храм Христа Спасителя, 1997 год

Фото: РИА Новости/Александр Поляков

Строители уложились в срок — 31 декабря 1999 года Алексий II совершил «малое освящение» храма, и в него пустили первых посетителей. Правда, работы продолжались еще полгода и торжественное великое освящение состоялось лишь в августе 2000-го. А уцелевшие подлинники мраморных горельефов и медальонов можно увидеть в Донском монастыре, где они хранятся уже много лет.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Начало строительства первого Храма

Боевые действия перетекли в Европу, взяли Париж, Москва немного отстроилась, инвалидам, вдовам и сиротам назначено денежное содержание. Пора приступить к сооружению памятника в честь великой победы над европейскими душегубами.

ХVIII век принес немало побед русскому оружию и много памятников стоит по странам европы в честь наших побед, но это были все светские памятники, колонны, колоннады стелы и обелиски. 

А в войне 1812 года победил народ, “цивилизаторов”  давили всем мiром. Войну выиграл Русский Православный Народ и таким памятником мог стать только Православный Храм. Государь Император Александр I, понимал это.

Храм Христа Спасителя в Москве история

Император Александр I

В 1814 году, еще в Париже Александр I, объявил международный конкурс проектов, выиграл самый грандиозный  проект зодчего Карла Магнуса Витберга или, как стали его звать у нас на русский манер  Александра Витберга.

 В 1817 году, в год пятилетия с начала войны, приступили к сооружению памятника в честь Великой Победы над европейскими просветителями.

Первоначально храм планировали построить в Лужнецкой завади , на Воробьевых гора, там где сегодня находится смотровая площадка, самое высокое место Столицы.

Зал Церковных Соборов

12 октября 1817 года состоялась закладка, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от банд европейских гопников. В 1821 году начались земляные работы. Были выделены огромные средства, камень для строительства планировалось подвозить на баржах. Но баржи с глубокой осадкой не могли подойти к берегу, пришлось углублять фарватер. 

По первоначальному плану высота храма должна была быть порядка двухсот сорока метров, то есть  в два с половиной  раза выше сегодняшнего. Грунт оказались не подходящими, для такого масштабного проекта, слишком много плавунов.

В 1827 году от строительства пришлось отказаться, в добавок ко всему были выявлены огромные хищения на сумму более миллиона рублей, было возбуждено уголовное дело в результате которого ваятель Витберг  надолго сел, с конфискацией наворованного имущества. Строительство прекратилось.

Храм Христа

Константин Тон

Повторная закладка Храма

Идея создания Храма памятника не покидала умы Романовых. Следующий Император Николай I, вернулся к этой идее, сам выбрал другой проект, зодчего Константина Тона.

Император сам выбрал место где Храм будет построен, на берегу Москвы-реки, рядом со стенами Кремля, на Волхонке были выкуплены все земли, но был некоторая проблема. На этом месте размещался женский Алексеевский монастырь.

Когда осенью 1832 года монастырь был переведен в Красное село, сегодня станция метро Красносельская,  была отслужена последняя литургия, монахини вышли, стали грузится в коляски, последней на соборное крыльцо вышла игуменья и сказала, я никуда не поеду и приказала приковать себя цепями к огромному дубу, во дворе обители.

Москва Храм Христа Спасителя

Император Николай I

Ее, конечно, впоследствии отковали и насильно увезли и по преданию уезжая она сказала, что по слову моему никакой Храм здесь стоять не будет и долго не простоит.

Строительство началось и длилось сорок четыре года, при Государях Императорах Николае I, Александре II и  только 26 мая на Вознесение Господне 1883 года при Государе Императоре Александре III храм был освящен и открыт.

Собор Христа Спасителя в Москве

Новейшая история Храма Христа Спасителя

 В 1931 году сатанисты — коммунисты Храм взорвали, хотели построить трехсотметровый дом советов увенчанной сто метровой статуей упыря ульянова -ленина, но не зашло. Ломать не строить, ничего у кранозадых не вышло. То, как крушили Храм построенный всем мiром пропущу.

После войны, ничего умнее Хрущев не придумал, как построить на месте Храма открытый, плавательный бассейн, других мест в Москве не нашлось. Я в него ходил в юности.

Храм на Кропоткинской

И наконец в 1995 году начали возводить по старым проекта Храм Христа Спасителя и 31 декабря 1999 года были распахнуты Царские Врата возрожденного Храма Христа Спасителя.

История первого храма

Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала подъем патриотических настроений в русской армии. Один из генералов, участвовавших в войне, предложил построить храм, который стал бы памятником всем погибшим на полях сражений с наполеоновской армией. Идея генерала Петра Кикина о возрождении традиции возведения обетного храма была принята с воодушевлением, ведь подобная практика существовала на Руси еще в домонгольский период. Церкви и соборы в честь одержанной победы над захватчиками уже были построены и в Киеве, и в Москве.

25 декабря 1812 года император Александр I высочайше повелел своим манифестом возвести храм во имя Христа Спасителя, потому что именно провидение Божие, по мнению народа, спасло русскую землю от французов. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие десятки художников и архитекторов из России и зарубежья. В их числе были весьма известные к тому времени Андрей Воронихин и Василий Стасов. В результате победу одержал художник Карл Витберг, которому на момент планирования строительства не исполнилось и тридцати лет. Величие и грандиозность его замысла сравнивали с Соломоновым храмом.

Для строительства выбрали Воробьевы горы, называемые императором Александром I «короной Москвы». 12 октября 1817 года исполнилось пять лет со дня освобождения столицы от французов. В этот символичный день первый храм на Воробьевых горах был торжественно заложен в присутствии членов императорской семьи и иностранных монарших особ.

Земляные работы, улучшение водоотводного канала, доставка на Воробьевы горы каменных материалов – все эти этапы реализации проекта требовали значительных денежных вложений и людских ресурсов. Для строительства привлекли около 20 тысяч крепостных и потратили более 16 миллионов рублей, но за семь лет не был закончен даже нулевой цикл. Кроме того, выяснилось, что почва на выбранном месте не имеет должной надежности. Проект остановили, а причастных к ущербу, нанесенному казне, оштрафовали на миллион рублей. Архитектор Витберг уехал в ссылку в Вятку.

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция — форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья — на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов — в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу — 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января — по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 — 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector