Храм христа спасителя в москве

Шесть картин Василия Верещагина

По обеим сторонам от трона патриарха Тихона можно увидеть шесть колоссальных полотен, написанных Василием Петровичем Верещагиным, тезкой автора знаменитого «Апофеоза войны». Его творчество сформировалось под влиянием живописной манеры Карла Брюллова.

Шесть полотен были созданы Верещагиным в конце 70-х годов XIX столетия для храма Христа Спасителя. В 1931 году они чудом сохранились, благодаря энтузиазму искусствоведов, принимавших участие в разборке завалов на месте взорванного собора. Работы отправились в Ленинград, где долгое время оставались в музее, посвященном истории религии и атеизма и устроенном большевиками в Казанском соборе. В 90-х годах прошлого века полотна отреставрировали и вернули в храм.

Шесть картин Верещагина отличает особая простота, точность изображения и предельный аскетизм композиций. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Каждая из них предназначена для молящихся и близка по сюжетной композиции и замыслу к лучшим образцам иконописи.

Настенные и подкупольные росписи Василия Петровича Верещагина можно увидеть также в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Некоторые мозаики Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены по эскизам художника.

Чудеса святого Николая

Еще при жизни святой совершил множество деяний, которые разнесли молву о нем по всему свету. В первую очередь его считают защитником моряков и путешественников. Это связано с тем, что в жизнеописании Николая Угодника есть множество историй о спасении им моряков. Однажды он воскресил матроса, который насмерть разбился, упав с мачты. В другой раз святой не дал подняться на борт корабля путешественнику, увидев, что он погибнет во время шторма. Также Николаю приписывают многочисленные случаи усмирения стихии.

Часто именно этому святому молятся молодые незамужние девушки, мечтающие создать семью. Николая считают покровителем девиц, ведь при жизни он спас от позора трех сестер, которые не имели приданого. Их воспитывал один отец, который очень горевал, что дочерям придется зарабатывать на жизнь своей внешностью. Ведь без приданого никто и никогда не возьмет их замуж. Услышав его речи, Николай подкинул ему на крыльцо мешок с деньгами. Это позволило счастливому отцу отдать под венец старшую из дочерей. Когда подросла средняя, на крыльце мужчины вновь появился мешок с золотом. И она быстро нашла себе мужа. Когда пришла пора выходить замуж третьей сестре, ее отец начал ночами караулить благодетеля, помогающего их семье. Однажды ночью, он увидел Николая, оставляющего деньги на пороге. Но тот попросил мужчину не открывать его тайну окружающим.

Помимо уже перечисленных благодеяний святой прославился тем, что лечил больных, защищал сирот и угнетенных и заботился о тех, кого несправедливо осудили или обвинили.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Путь от Чертолье да Храма Христа Спасителя

В дохристианские времена, среди дремучих лесов существовало здесь языческое капище или святилище древних фино – угорских племен. Московские копатели нашли на этом месте древнюю плиту, покрытую странными письменами. В 16 веке на Чертолье располагался Опричный двор Ивана Грозного. Стояли пыточные избы, где томились и страдали несчастные жертвы, и погибали на эшафотах от рук палачей. Множество человек приняло на этой земле мученическую смерть. Позже здесь был построен Алексеевский монастырь, в честь божия человека Алексия.

Говорят, что в 17 веке жила здесь добрая игуменья Иулиания. Святостью и добрыми делами своими заслужившая славу народную. С её помощью место это было очищено от грехов и скверны. В 1839 году, через триста лет император Николай ПЕРВЫЙ решил построить на месте Алексеевского женского монастыря храм во имя Христа Спасителя. Храм этот  должен был восславить победу русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. А сам монастырь хотели перенести в Красное село.

Существует предание, что игуменья и все монашки, покидая монастырь, прокляли это место, сказав, что ничего здесь святого никогда больше не будет. …Не хотела игуменья уходить с намоленного места и после обедни, когда вещи были погружены на подводы, попросила она своих монашек приковать её к высокому дубу цепями. Но стража расковала и выволокла игуменью со двора. Тогда она, обернувшись, воскликнула: « Быть сему месту пусто…!»

Но не получилось «пусто». Вот тут-то как раз и стоит Храм Христа Спасителя, который был построен на пожертвования людей и деньги из городской казны. Строился храм долго — 44 года. Изначально планировали построить храм на Воробьевых горах, начали строительство, но постоянные оползни не дали доделать задуманное..И тогда в 1839 году храм заложили на месте Алексеевского монастыря, на берегу Москвы-реки. Простояв до 1931 г., Храм был взорван по решению Сталина.

Внешний вид храма Христа Спасителя

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Паперти с ограждениями из гранита темно-красного цвета, имеющие по пятнадцать ступеней и просторные площадки в верхней части, окружают весь храм с четырех сторон. На каждой паперти всегда горят большие фонари, пройдя мимо которых можно попасть в здание. В храме насчитывается шестьдесят окон и тридцать шесть колонн, поддерживающих нижнюю часть храма из двадцати арок, по форме напоминающих русский кокошник. Непосредственно над ними можно наблюдать тридцать шесть окон, располагающихся над хорами; шестнадцать окон имеются в главном куполе храма; восемь окон находятся в коридорах. Три арки-кокошника размещены на фасадах здания и две с боковых сторон.

Новогодняя елка


Новогоднее представление является одним из самых впечатляющих в России. Спектакль ставится как по мотивам известных сказок, так и по специально написанным сценариям. На роли приглашаются актеры лучших столичных театров. Для спектакля заранее создаются декорации. Применяются и 3Д эффекты.

Особенностью праздничного действия является то, что сюжет связан с библейскими историями. Дети ненавязчиво знакомятся с основами православия, праздником Рождества Христова. Для маленьких гостей праздник начинается уже во дворе. Их встречают ярмарочные скоморохи, сказочные животные. Ребята водят хороводы, играют, а потом отправляются в зал.

Важно, что малыши 6+ могут посещать представления самостоятельно. Им помогают раздеться, провожают на место, указанное в билете

После спектакля ряженые передают ребят родителям. Представления каждый раз новые. За все время проведения праздничных мероприятий повторов спектаклей не было. В один из дней вместе с маленькими зрителями спектакль смотрит Патриарх Кирилл.

Часть билетов распространяется бесплатно. Их получают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию: инвалиды, сироты, ребята из многодетных бедных семей, дети погибших военных и полицейских. Остальные зрители покупают билеты.

Начало строительства первого Храма

Боевые действия перетекли в Европу, взяли Париж, Москва немного отстроилась, инвалидам, вдовам и сиротам назначено денежное содержание. Пора приступить к сооружению памятника в честь великой победы над европейскими душегубами.

ХVIII век принес немало побед русскому оружию и много памятников стоит по странам европы в честь наших побед, но это были все светские памятники, колонны, колоннады стелы и обелиски. 

А в войне 1812 года победил народ, “цивилизаторов”  давили всем мiром. Войну выиграл Русский Православный Народ и таким памятником мог стать только Православный Храм. Государь Император Александр I, понимал это.

Храм Христа Спасителя в Москве история

Император Александр I

В 1814 году, еще в Париже Александр I, объявил международный конкурс проектов, выиграл самый грандиозный  проект зодчего Карла Магнуса Витберга или, как стали его звать у нас на русский манер  Александра Витберга.

 В 1817 году, в год пятилетия с начала войны, приступили к сооружению памятника в честь Великой Победы над европейскими просветителями.

Первоначально храм планировали построить в Лужнецкой завади , на Воробьевых гора, там где сегодня находится смотровая площадка, самое высокое место Столицы.

Зал Церковных Соборов

12 октября 1817 года состоялась закладка, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от банд европейских гопников. В 1821 году начались земляные работы. Были выделены огромные средства, камень для строительства планировалось подвозить на баржах. Но баржи с глубокой осадкой не могли подойти к берегу, пришлось углублять фарватер. 

По первоначальному плану высота храма должна была быть порядка двухсот сорока метров, то есть  в два с половиной  раза выше сегодняшнего. Грунт оказались не подходящими, для такого масштабного проекта, слишком много плавунов.

В 1827 году от строительства пришлось отказаться, в добавок ко всему были выявлены огромные хищения на сумму более миллиона рублей, было возбуждено уголовное дело в результате которого ваятель Витберг  надолго сел, с конфискацией наворованного имущества. Строительство прекратилось.

Храм Христа

Константин Тон

Повторная закладка Храма

Идея создания Храма памятника не покидала умы Романовых. Следующий Император Николай I, вернулся к этой идее, сам выбрал другой проект, зодчего Константина Тона.

Император сам выбрал место где Храм будет построен, на берегу Москвы-реки, рядом со стенами Кремля, на Волхонке были выкуплены все земли, но был некоторая проблема. На этом месте размещался женский Алексеевский монастырь.

Когда осенью 1832 года монастырь был переведен в Красное село, сегодня станция метро Красносельская,  была отслужена последняя литургия, монахини вышли, стали грузится в коляски, последней на соборное крыльцо вышла игуменья и сказала, я никуда не поеду и приказала приковать себя цепями к огромному дубу, во дворе обители.

Москва Храм Христа Спасителя

Император Николай I

Ее, конечно, впоследствии отковали и насильно увезли и по преданию уезжая она сказала, что по слову моему никакой Храм здесь стоять не будет и долго не простоит.

Строительство началось и длилось сорок четыре года, при Государях Императорах Николае I, Александре II и  только 26 мая на Вознесение Господне 1883 года при Государе Императоре Александре III храм был освящен и открыт.

Собор Христа Спасителя в Москве

Новейшая история Храма Христа Спасителя

 В 1931 году сатанисты — коммунисты Храм взорвали, хотели построить трехсотметровый дом советов увенчанной сто метровой статуей упыря ульянова -ленина, но не зашло. Ломать не строить, ничего у кранозадых не вышло. То, как крушили Храм построенный всем мiром пропущу.

После войны, ничего умнее Хрущев не придумал, как построить на месте Храма открытый, плавательный бассейн, других мест в Москве не нашлось. Я в него ходил в юности.

Храм на Кропоткинской

И наконец в 1995 году начали возводить по старым проекта Храм Христа Спасителя и 31 декабря 1999 года были распахнуты Царские Врата возрожденного Храма Христа Спасителя.

Скульптуры

Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:

Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.

Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.

В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.

Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.

В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.

  • Что посмотреть в Москве за 3 дня – 25 самых интересных мест
  • 20 самых интересных мест Подмосковья

Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.

Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.

В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.

Современный храм Христа Спасителя

Крупнейший собор РПЦ вмещает одновременно около 10 тысяч человек. Его проект выполнен в соответствии с принципами русско-византийского архитектурного стиля. На плане собор представляет собой равносторонний крест. Высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров. Комплекс собора включает в себя три основные части:

Верхний храм Христа Спасителя с тремя престолами. Основной престол освящен в честь Рождества, южный – в честь Николая Чудотворца и северный – в честь Александра Невского.

Преображенская церковь, называемая Нижним храмом, построена в память о Алексеевской обители, снесенной на Волхонке в 1837 году. Три алтаря церкви посвящены Преображению Господню, Алексию Человеку Божию и Тихвинской иконе Божией Матери.

Залы церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезные и служебные помещения находятся в стилобатной части комплекса.

Стены Нижнего коридора украшены мраморными панелями, каждая из которых описывает более 70 сражений, произошедших на территории Российской империи во время войны 1812 г. Южная и западная стены храма посвящены битвам, проходившим за пределами Отчизны.

Для отделки интерьера были использованы росписи и сусальное золото. Особенно монументальными выглядят композиции Василия Нестеренко – «Вход в Иерусалим» на стороне западной галереи и «Крещение Господне» – на северной. Подкупольная часть потолка занята фреской «Отечество», изображающей Господа и младенца Иисуса. Пилоны храма рассказывают о земной жизни Спасителя.

Настоятелем храма Христа Спасителя является Патриарх Московский и всея Руси. Кроме рядовых богослужений в нем проводятся различные религиозные обряды, проходит Архиерейский собор РПЦ, на котором выносятся важные решения. В храме отпевают людей, которые особенно значимы для российской истории, культуры, литературы. Собор часто упоминается в литературных произведениях, его изображают современные художники.

Пушкинский (Андреевский) мост

Железнодорожный мост МЖД, построенный в начале прошлого века, был почитаем москвичами и гостями столицы на всём протяжении XX века. Расположенный в тихом романтичном месте, вблизи от Нескучного сада, Андреевский мост был любимым местом для уединения влюблённых и неторопливых прогулок. Несмотря на наличие железнодорожной эстакады и периодически пролетающих вверху составов, пешеходная часть Андреевского моста никогда не пустовала. Необычный, запоминающийся экстерьер сооружения часто привлекал сюда кинематографистов, снимавших сцены из фильмов. К примеру, именно здесь, в опорах Андреевского моста, прятал заветный свёрток разведчик из культового советского телесериала «ТАСС уполномочен заявить…».

На рубеже нынешних веков Андреевский мост был отстроен заново. Его перенесли недалеко от прежнего места с использованием конструкций старого сооружения. Старинные части были сохранены ввиду исторической ценности моста как архитектурного памятника. Несмотря на то, что новый мост называется Пушкинским, его и по сей день горожане именуют Андреевским.

Со стороны Пушкинской набережной у входа на мост установлена мемориальная табличка, рассказывающая об истории Андреевского моста.

«Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам». Новая история Храма Христа Спасителя

Сегодня уже можно, несколько обернувшись назад, говорить об очередной духовной трагедии, связанной с народной святыней. «Мерзость запустения», «провокация», «разрушительная тактика обновленцев», «продажность» – такая реакция появляется у православных, когда они узнают, что происходит на территории храма Христа Спасителя сегодня. Современный храм Христа Спасителя оказался буквально пронизан подозрительной ветхозаветной символикой: многочисленные шестиугольные «звезды Давида» (в наше время – главный символ масонов-сатанистов) – на крестах куполов (!), внутри под ногами, в виде люстр; на стенах внутри храма непонятные надписи на иврите.

Далее: строение храма Христа Спасителя уходит на огромную глубину, где располагаются многочисленные залы, технические и служебные помещения, а также двухуровневая парковка, автомойка и даже станция метро. В 2009 году в стране открылся самый большой музейный салон Volkhonka Fine Art center антиквара площадью 2 тысячи квадратных метров – в подземной части храма Христа Спасителя. Там выставлены далеко не православные заграничные (в основном из Рима!) экспонаты: к примеру, картина «Клоунесса с мандолиной и пьеро-2» (венгерский художник R. Geiger XX в.) или парные скульптуры гипсовых женщин (XIX в., Франция) или кресла с рогами и копытами, – цены в галерее исчисляются миллионами.

В залах, находящихся в распоряжении салона, регулярно проводятся абсолютно светские мероприятия, сопровождающиеся алкоголем, танцами и прочими мерзкими развлечениями. Так 15 ноября 2011 года арт-центре Volkhonka Fine Art прошла светская вечеринка в честь президента компании Vertu, выпускающей дорогостоящие сотовые телефоны. Заграничные звезды, местные богачи и журналисты, приглашенные на «vip-вечеринку с морем алкоголя, танцами и светской тусовкой» не поверили своим глазам, когда пришли по объявленному адресу. Но совесть не помешала им отгулять-таки на территории православного храма. По некоторым непроверенным источникам, в храме над алтарем даже офисы есть.

Какова же позиция священства РПЦ относительно происходящих на территории храма Христа Спасителя безобразий? – естественно возникающий в такой ситуации вопрос. Комментарии к словам на эту тему ответственных духовных лиц, как говорится, излишни, – во всяком случае, это уже совершенно другая тема.

«Храм Христа Спасителя имеет большой комплекс помещений, там работают многие десятки людей, содержит его не церковь, а фонд, который должен зарабатывать довольно большие средства. И поэтому там устраиваются концерты, выставки, съезды врачей, собрания работников разных компаний.

Все это, естественно, делается на возмездной основе» (протоиерей Всеволод Чаплин, глава Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества). «…это всего лишь муниципальное учреждение, и потому никакие конфессиональные ограничения по посещению храма на людей налагаться не могут» (протодьякон Андрей Кураев). «Естественно, люди приезжают на машинах, им нужно перекусить где-то, там работает столовая. И если человек хочет помыть машину или ему нужно припарковаться, то ему нужно давать такую возможность. Зал церковных соборов, иные помещения Храма Христа Спасителя эксплуатируются как любые здания, как любые другие залы, почти любыми организациями, (есть ограничения связанные с нравственностью и недопустимостью политической агитации), но нет ничего противоестественного в том, чтобы в этих залах устраивать светские мероприятия» (о. Всеволод). «Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба, музыку не включают» (служитель ХХС). Правомочны ли отговорки священноначалия о том, что храм Христа Спасителя с прилегающими к нему территориями принадлежит государству, или находится в собственности бывшего бассейна, или иного «фонда», – не нам судить. Но то, что этот вопрос остается спорный не столько в формальном плане, сколько в степени духовной ответственности за творящееся там, – для православных очевидно.

История первого храма

Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала подъем патриотических настроений в русской армии. Один из генералов, участвовавших в войне, предложил построить храм, который стал бы памятником всем погибшим на полях сражений с наполеоновской армией. Идея генерала Петра Кикина о возрождении традиции возведения обетного храма была принята с воодушевлением, ведь подобная практика существовала на Руси еще в домонгольский период. Церкви и соборы в честь одержанной победы над захватчиками уже были построены и в Киеве, и в Москве.

25 декабря 1812 года император Александр I высочайше повелел своим манифестом возвести храм во имя Христа Спасителя, потому что именно провидение Божие, по мнению народа, спасло русскую землю от французов. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие десятки художников и архитекторов из России и зарубежья. В их числе были весьма известные к тому времени Андрей Воронихин и Василий Стасов. В результате победу одержал художник Карл Витберг, которому на момент планирования строительства не исполнилось и тридцати лет. Величие и грандиозность его замысла сравнивали с Соломоновым храмом.

Для строительства выбрали Воробьевы горы, называемые императором Александром I «короной Москвы». 12 октября 1817 года исполнилось пять лет со дня освобождения столицы от французов. В этот символичный день первый храм на Воробьевых горах был торжественно заложен в присутствии членов императорской семьи и иностранных монарших особ.

Земляные работы, улучшение водоотводного канала, доставка на Воробьевы горы каменных материалов – все эти этапы реализации проекта требовали значительных денежных вложений и людских ресурсов. Для строительства привлекли около 20 тысяч крепостных и потратили более 16 миллионов рублей, но за семь лет не был закончен даже нулевой цикл. Кроме того, выяснилось, что почва на выбранном месте не имеет должной надежности. Проект остановили, а причастных к ущербу, нанесенному казне, оштрафовали на миллион рублей. Архитектор Витберг уехал в ссылку в Вятку.

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция — форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья — на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов — в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу — 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января — по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 — 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Панорама города с площадки

Город с высоты птичьего полета – картина незабываемая. Мозаика Москвы, включающая в себя стили архитектуры многих столетий, неповторима и завораживающая.

С первой площадки можно рассмотреть невероятное множество деталей.

Стоя на смотровой площадке, можно ясно рассмотреть все детали происходящего на станции метро Кропоткинская. Ясно видно, как проходит процесс облагораживания данной территории. Старинные дома, стоящие рядом с советскими многоэтажками, выглядят очень светлыми на фоне темной плиточной отделки совдепа.

Арбатская архитектура ясно видна отсюда. Четкие и строгие линии домов-книжек врываются в небеса. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с такого ракурса выглядит очень занимательно.

Сверху кажется, что Кремлевская АЗС, которая стоит на Волхонке, находится совсем рядом (лишь рукой потянись). Эта станция заправки автомобилей имеет статус памятника, при этом является единственной на Бульварном кольце.
Можно в деталях рассмотреть башню, которая принадлежит Центральному корпусу Министерства обороны и находится на Малом Знаменском Переулке. Ее оригинальная архитектура и цвет сразу привлекают к себе взгляды.

На горизонте впивается в небо шпиль Останкинской телебашни. Рядом пытается ее догнать здание, которое принадлежит Многофункциональному комплексу «Оружейный».

Массивным и вычурным корпусом возвышается над городом здание, в котором уже многие годы расположен МИД. На фоне высоток современного столичного района Москва-Сити оно выглядит изысканным воспоминанием, вынырнувшим из памяти среди ультрасовременных дизайнерских решений.

Отсюда отлично виден памятник Фридриху Энгельсу, который находится на пересечении улиц Остоженка и Пречистенка.

Со второй террасы можно в деталях рассмотреть кремлевские башни, Большой Кремлевский дворец, Большой Каменный мост и прилегающую к нему часть Кремлевской набережной, а архитектура центральной части Москвы выглядит игрушечной.

Отсюда же можно рассмотреть «Дом на набережной». Созданный в советские годы жилой комплекс, принадлежащий ВЦИК и СНК СССР, построили на городской земле, выделив площадь в 3 г.

Практически под ногами (в сквере возле храма) находится памятник императору Александру ІІ Освободителю. Под таким ракурсом композиция выглядит еще величественнее.

Над рекой великолепно виден корпус когда-то всемирно известной фабрики кондитерских изделий «Красный Октябрь».
Взгляд выхватывает здание доходного дома №3 Н. Перцовой, выделяя его архитектуру в стиле модерн (как его видели архитекторы начала ХХ века).

Терраса позволяет рассмотреть всемирно известный памятник Петру І, фоном для которого стал Центральный дом художника.

Отсюда отлично видно линии мостов Крымского и Пушкинского. Ярко сверкает своими куполами Собор Рождества Пресвятой Богородицы, расположившийся на территории Зачатьевского монастыря.

Первое, что привлекает взгляд с последней террасы, – это шпиль высотного здания сталинской постройки, которое принадлежит гостинице «Украина».

Потом взору раскрывается вид на Москву-реку, на памятник Петру І в отдалении, на современные высотные здания комплекса Москва-Сити.

Спустившись, можно пройтись по храму. Но не забывайте, что внутри фотографировать нельзя ничего. После многие гуляют по округе, ведь здесь тоже огромное количество разных интересных уголков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector