Храм христа спасителя
Содержание:
- Лучшие фотографии Храма Христа Спасителя смотрите бесплатно в нашей галерее ниже
- Архитектура и интерьеры
- Шесть картин Василия Верещагина
- Начало строительства первого Храма
- Трагические времена храма
- Трагические времена храма
- Святыни
- Смотровая площадка
- Колокола
- Двери храма Христа Спасителя
- Скульптуры
- Исторические факты
- Святыни и реликвии храма
- Возвращение храма на Волхонке
- Внешний вид храма Христа Спасителя
- Новая жизнь в храме
Лучшие фотографии Храма Христа Спасителя смотрите бесплатно в нашей галерее ниже
Error
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Фото Храма Христа Спасителя
Архитектура и интерьеры
Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.
Первоначальный храм
Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:
- Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
- Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
- Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.
Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.
Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.
Характерными чертами храма того периода являются:
- закомары, имеющие форму киля
- главки в форме луковок
- крытая галерея, идущая по всему периметру
Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.
Современный храм
Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.
Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:
- Преображенской церкви
- шатровой часовни иконы Божьей Матери
- самого храма
Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.
Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.
Шесть картин Василия Верещагина
По обеим сторонам от трона патриарха Тихона можно увидеть шесть колоссальных полотен, написанных Василием Петровичем Верещагиным, тезкой автора знаменитого «Апофеоза войны». Его творчество сформировалось под влиянием живописной манеры Карла Брюллова.
Шесть полотен были созданы Верещагиным в конце 70-х годов XIX столетия для храма Христа Спасителя. В 1931 году они чудом сохранились, благодаря энтузиазму искусствоведов, принимавших участие в разборке завалов на месте взорванного собора. Работы отправились в Ленинград, где долгое время оставались в музее, посвященном истории религии и атеизма и устроенном большевиками в Казанском соборе. В 90-х годах прошлого века полотна отреставрировали и вернули в храм.
Шесть картин Верещагина отличает особая простота, точность изображения и предельный аскетизм композиций. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Каждая из них предназначена для молящихся и близка по сюжетной композиции и замыслу к лучшим образцам иконописи.
Настенные и подкупольные росписи Василия Петровича Верещагина можно увидеть также в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Некоторые мозаики Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены по эскизам художника.
Начало строительства первого Храма
Боевые действия перетекли в Европу, взяли Париж, Москва немного отстроилась, инвалидам, вдовам и сиротам назначено денежное содержание. Пора приступить к сооружению памятника в честь великой победы над европейскими душегубами.
ХVIII век принес немало побед русскому оружию и много памятников стоит по странам европы в честь наших побед, но это были все светские памятники, колонны, колоннады стелы и обелиски.
А в войне 1812 года победил народ, “цивилизаторов” давили всем мiром. Войну выиграл Русский Православный Народ и таким памятником мог стать только Православный Храм. Государь Император Александр I, понимал это.
Храм Христа Спасителя в Москве история
Император Александр I
В 1814 году, еще в Париже Александр I, объявил международный конкурс проектов, выиграл самый грандиозный проект зодчего Карла Магнуса Витберга или, как стали его звать у нас на русский манер Александра Витберга.
В 1817 году, в год пятилетия с начала войны, приступили к сооружению памятника в честь Великой Победы над европейскими просветителями.
Первоначально храм планировали построить в Лужнецкой завади , на Воробьевых гора, там где сегодня находится смотровая площадка, самое высокое место Столицы.
Зал Церковных Соборов
12 октября 1817 года состоялась закладка, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от банд европейских гопников. В 1821 году начались земляные работы. Были выделены огромные средства, камень для строительства планировалось подвозить на баржах. Но баржи с глубокой осадкой не могли подойти к берегу, пришлось углублять фарватер.
По первоначальному плану высота храма должна была быть порядка двухсот сорока метров, то есть в два с половиной раза выше сегодняшнего. Грунт оказались не подходящими, для такого масштабного проекта, слишком много плавунов.
В 1827 году от строительства пришлось отказаться, в добавок ко всему были выявлены огромные хищения на сумму более миллиона рублей, было возбуждено уголовное дело в результате которого ваятель Витберг надолго сел, с конфискацией наворованного имущества. Строительство прекратилось.
Храм Христа
Константин Тон
Повторная закладка Храма
Идея создания Храма памятника не покидала умы Романовых. Следующий Император Николай I, вернулся к этой идее, сам выбрал другой проект, зодчего Константина Тона.
Император сам выбрал место где Храм будет построен, на берегу Москвы-реки, рядом со стенами Кремля, на Волхонке были выкуплены все земли, но был некоторая проблема. На этом месте размещался женский Алексеевский монастырь.
Когда осенью 1832 года монастырь был переведен в Красное село, сегодня станция метро Красносельская, была отслужена последняя литургия, монахини вышли, стали грузится в коляски, последней на соборное крыльцо вышла игуменья и сказала, я никуда не поеду и приказала приковать себя цепями к огромному дубу, во дворе обители.
Москва Храм Христа Спасителя
Император Николай I
Ее, конечно, впоследствии отковали и насильно увезли и по преданию уезжая она сказала, что по слову моему никакой Храм здесь стоять не будет и долго не простоит.
Строительство началось и длилось сорок четыре года, при Государях Императорах Николае I, Александре II и только 26 мая на Вознесение Господне 1883 года при Государе Императоре Александре III храм был освящен и открыт.
Собор Христа Спасителя в Москве
Новейшая история Храма Христа Спасителя
В 1931 году сатанисты — коммунисты Храм взорвали, хотели построить трехсотметровый дом советов увенчанной сто метровой статуей упыря ульянова -ленина, но не зашло. Ломать не строить, ничего у кранозадых не вышло. То, как крушили Храм построенный всем мiром пропущу.
После войны, ничего умнее Хрущев не придумал, как построить на месте Храма открытый, плавательный бассейн, других мест в Москве не нашлось. Я в него ходил в юности.
Храм на Кропоткинской
И наконец в 1995 году начали возводить по старым проекта Храм Христа Спасителя и 31 декабря 1999 года были распахнуты Царские Врата возрожденного Храма Христа Спасителя.
Трагические времена храма
Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.
Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.
Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».
Трагические времена храма
Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.
Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.
Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».
Святыни
Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:
- частицы риз Спасителя; и Богоматери
- глава Иоанна Златоуста
Для доступа верующих представлены частицы мощей:
- Андрея Первозванного
- Марии Египетской
- князей Александра Невского и Михаила Тверского
- святителей Петра и Ионы
Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:
- Владимирской Божией Матери
- Смоленской-Устюженской Божией Матери
- список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)
Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:
- икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
- икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
- 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа
В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.
Смотровая площадка
Видовая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ рассмотреть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный, и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Как повезет.) Зато потраченные усилия окажутся с лихвой вознаграждены изумительной панорамой.
На площадках лестницы расположены автоматы. В них продаются монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Площадка опоясывает здание по периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно рассматривать столицу с разных ракурсов. Везде стоят камеры наблюдения, перила достаточно высоки, имеются дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совершенно не страшно.
На видовой площадке разрешается проводить фото и видео съемку. В некоторых местах для удобства наблюдений установлены бинокуляры. Для того, чтобы воспользоваться ими, придется заплатить. Время, проведенное на смотровой площадке, ограничено. Оно составляет полчаса.
Важно помнить: поскольку проход на площадку идет через храм, придется соблюдать определенный дресс-код
Колокола
Конечно, лучше было бы возвратить в храм прежние колокола. Но из всех, находящихся в звоннице, сохранился один. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались лишь неясные изображения и примерные описания в краеведческой литературе. Поэтому на создание колоколов объявили конкурс. В нем приняли участие литейные производства России и зарубежья.
Условия определили довольно строгие. Надо было в короткий срок представить комиссии изготовленные колокола. Масса должна быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров – 10 и более
И что важно: работать предстояло со своим материалом и на свои средства. 13 предприятий представили свои варианты
Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.
К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначный вывод. Поэтому конкурс продлили, и к работе привлекли историков и акустиков. Только во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Им оказался ЗИЛ. Пробный колокол занял почетное место в музее. Для того, чтобы выполнить заказ, опытный образец протестировали и устранили погрешность в звучании.
За 10 месяцев на ЗИЛе изготовили:
- Большой колокол (его масса около 30 т)
- Праздничный
- Полиелейный (массой чуть больше 9 т)
Будничный (массой 5 т)
Такой срок выполнения сложного заказа – рекорд. Подрядчики из Италии заявили, что для изготовления колоколов потребуется минимум 3 года.
Двери храма Христа Спасителя
Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.
Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.
Скульптуры
Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:
Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.
Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.
В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.
Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.
В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.
Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.
Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.
В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.
Исторические факты
После завершения войны и изгнания Наполеона генерал М.А. Кикин предложил возвести храм, чтобы увековечить память о победивших в этой войне. Александр I отдал необходимые распоряжения о строительстве, был проведён конкурс архитектурных проектов, по результатам которого выбрали предложенный Александром Витбергом проект. Сооружение храма-памятника становилось наглядным воплощением признательности Богу за сохранение отчизны и всего её многонационального народа. Престольный праздник храма – Рождество Христово вплоть до захвата власти большевиками почитался в качестве дня победы над французскими войсками.
Через пять лет после разгрома армии Наполеона в районе Воробьёвых гор началась стройка, но спустя несколько лет из-за проседания грунта работы остановили. На этом этапе были израсходованы немалые деньги, в результате проверки финансов архитектора, который лично распоряжался средствами, обвини в растрате и отправили в ссылку.
Царь Николай I, решивший воплотить замысел брата, указал иное место для второй попытки возведения храма неподалёку от Кремля. Автором нового проекта стал Константин Тона, по его задумке в здании присутствовало много черт, характерных для русской архитектуры. Работы по строительству велись больше четырёх десятилетий. Роспись принадлежала кистям прославленных русских художников: Верещагину, Крамскому, Сурикову. Имена героев, не пожалевших своей жизни во имя спасения отечества были запечатлены на мраморных плитах, размещённых в нижней галерее. Со стен на прихожан взирали православные святые – защитники русского государства. В целом впечатляющая внутренняя отделка храма отражала все блага, посланные России за века её существования.
Храм освятили в 1886 году в день коронации Александра III. Спустя несколько месяцев состоялось освящение пределов храма
- во имя святого Николая Чудотворца;
- во имя святого Александра Невского.
Регулярные богослужения собирали множество прихожан, появился свой хор певчих.
Главные юбилейные торжества широко праздновались в храме
- трёхсотлетие дома Романовых;
- пятисотлетие преставления Сергия Радонежского;
- столетие Отечественной войны с французами;
- каждое Рождество все отмечали день победы над наполеоновским войском.
Святыни и реликвии храма
В соборе хранятся многие православные святыни, к которым совершают паломничество верующие. Вы можете видеть несколько образов, считающихся чудотворными: Владимирской Божией Матери, Смоленской-Устюженской Божией Матери, икону Рождества Христова, которая была привезена из церкви в Вифлееме.
Частицы ризы Христа и ризы Богородицы – особо почитаемые православные реликвии, находящиеся в храме, как и мощи апостола Андрея Первозванного и глава святителя Иоанна Златоуста. В главном алтаре можно увидеть трон святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В раке, установленной к югу от Царских врат, почивают мощи святителя Филарета, епископа православной российской церкви.
В соборе временно выставляются православные святыни из других церквей и монастырей, к которым совершаются массовые паломничества.
Возвращение храма на Волхонке
После празднования 1000-летия Крещения Руси идея инициативной группы, ратующей за воссоздание собора, нашла отклик у государственных структур. Созданный фонд приступил к сбору средств и пожертвований. Гранитный закладной камень появился на Волхонке в конце 1990 года, а строительные работы стартовали весной 1994 года. Реализацию проекта начали архитекторы М. Посохин и А. Денисов, а закончил работы Зураб Церетели.
Идеи Церетели за время строительства не раз подвергались критике. Изменения, внесенные им в проект храма, вызвали множество споров и нареканий, так как детали внешнего оформления не соответствовали оригиналу XIX в. В результате, новый собор воссоздан как «условная внешняя копия» разрушенного в 1931 г. храма.
Внешний вид храма Христа Спасителя
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Паперти с ограждениями из гранита темно-красного цвета, имеющие по пятнадцать ступеней и просторные площадки в верхней части, окружают весь храм с четырех сторон. На каждой паперти всегда горят большие фонари, пройдя мимо которых можно попасть в здание. В храме насчитывается шестьдесят окон и тридцать шесть колонн, поддерживающих нижнюю часть храма из двадцати арок, по форме напоминающих русский кокошник. Непосредственно над ними можно наблюдать тридцать шесть окон, располагающихся над хорами; шестнадцать окон имеются в главном куполе храма; восемь окон находятся в коридорах. Три арки-кокошника размещены на фасадах здания и две с боковых сторон.
Новая жизнь в храме
Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.
Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.
Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.
21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.
В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.
Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.