Храмы россии

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного)

Яркий, словно игрушечный собор, расположенный в самом сердце России — на Красной площади, по праву считается символом Москвы.

О постройке собора в середине XVI века до сих пор ходят легенды, поскольку если заказчик известен, то на роль исполнителя претендуют сразу три человека. Известная версия об ослепленном мастере не подтверждена документально, но весьма распространена среди экскурсоводов.

Ставший в СССР музеем, храм долго был в бедственном положении, но в 1946 году был полностью восстановлен. С недавних пор здесь снова начали проводить богослужения, но и как музей его также можно посетить.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове

Рекомендовать место

16

2

В XVII веке был возведен величественный Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово – царской усадьбе, расположенной на Серебряном острове. Для Руси того времени это было грандиозное сооружение. Его высота равна 18 метрам – это высота шестиэтажного дома. Кроме того, это было одно из первых зданий, возводимых по чертежам.

Кирпичный собор венчают пять глав, фасад украшен белыми колонками, изразцами «око павлина». К церкви ведут три украшенные крыльца.

В свое время в Измайлово провели детские годы царь Петр I и императрица Анна Иоанновна.

Большой урон собору нанесли французские войска во время войны 1812 года, а по окончании военной компании на территории храма была организована богадельня для ветеранов войны.

Богослужения в современном храме начались в конце ХХ века.

Покровский собор на Новокузнецкой

Рекомендовать место

13

5

Покровский собор (Новокузнецкая улица, 38) — старообрядческая церковь, принадлежащая Русской древлеправославной церкви. C 2000 года здесь находится кафедра предстоятеля Церкви.

Здание построено в византийском стиле второй половины XIX века. Церковные фрески были созданы иконописцами мастерской Я. А. Богатенко.

После провозглашения в 1905 году манифеста о веротерпимости началось активное строительство новых старообрядческих церквей, в том числе и в Москве. В 1908 году Замоскворечье на средства Ф. Е. Морозовой был приобретён участок земли, на котором 12 октября был заложен храм для местной старообрядческой общины. Проект здания был создан архитектором В. П. Десятовым. Всего на постройку здания было затрачено 100 000 рублей.

Церковь была освящена 26 сентября 1910 года. Службы здесь проводил священник Михаил Волков, до этого служивший в домовом храме Полежаевых на Лужнецкой улице. В течение 20 лет здесь регулярно проводились молитвенные собрания старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.

В начале 30-х годов священник Ферапонт Лазарев был арестован, а 2 марта 1931 года расстрелян. Последняя служба была здесь проведена 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли.

Сперва здесь находилось отделение Осоавиахима, а с 70-х годов в здании располагался ОРС Метростроя.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Удивительный остров Кижи в Карелии поражает своей сказочной красотой. Здесь представлены уникальные памятники деревянного зодчества — церквушки, обрамлённые диковинными резными куполами, старенькие крестьянские избы, уникальные часовни и старинные мельницы. Венец архитектурного творения острова — это церковь Преображения Господня, которой более 300 лет.

Это шедевр русского плотничьего ремесла, выполненный без гвоздей, за исключением куполов. Восьмигранный сруб состоит из 2250 брёвен, а высота сооружения- 37 метров. Церковь увенчана 22-мя главами, стоящими на кровле, которая напоминает по форме руки, сложенные в молитве. Это имеет практическое значение, так как во время дождя вода стекает по кровле вниз, не заливая стены. Чешуевидные лемехи из осины отражаются на солнце различными цветами и создают особый цветовой эффект. Купола меняют свой цвет в зависимости от погоды, времени суток и  времени года. Церковь выгодно выделяется на фоне других сооружений острова своей самобытностью и удивительной красотой.

Русский классицизм в тверском бездорожье

1 / 5

Северный фасад церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах в Тверской области

Фотография 1981 года из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Москва, 2002 год

Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья «Тверские своды»

2 / 5

Восточный фасад церкви BankGorodov.RU

3 / 5

Восточная сторона основного объема церкви BankGorodov.RU

4 / 5

Колоннада церкви BankGorodov.RU

5 / 5

Колокольня BankGorodov.RU

Тему усадебных церквей, строив­шихся лучшими мастерами в дальней, а теперь совершенно обезлюдевшей провинции, продолжает Владимир­ская церковь в Горницах Тверской области. Это работа одного из интереснейших мастеров русского классицизма, Николая Львова. От Твери 110 км до Кувшиново, оттуда 20 км до деревни Бор и 3,5 км пешком. Церковь строилась в 1795 году по заказу поручика Беклемишева. Помимо нее и заросшего парка от усадьбы ничего не осталось. Прячущаяся в зарослях церковь очень необычна, ее кубический двухъярусный объем крыт двускатной кровлей без полагающейся главы. Крест водружен над колокольней-ротондой, поставленной над главным входом, но не у западного, а у южного фасада. С востока и запада расположены равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной. Строго говоря, канон соблюден, но композиция церкви сбивает с толку: она словно повернута на 90 градусов.

В советские годы церковь использовалась как овощехранилище, что все-таки сберегало ее от полного разрушения. Потом памятник пришел в запустение, рухнули своды, планов на реставрацию нет.

Другой львовский шедевр — разрушающаяся на глазах Знаменская церковь в подмосковном Теплом находится в глуши, между Клином и Волоколамском. Она более доступна и в 2007 году была включена в тревожный список Всемирного фонда памятников, что, однако, не дало результатов.

спецПРОЕКТ О владимирской ЦЕРКВИ И ДРУГИХ ЗАБРОШЕННЫХ тверских ХРАМАХ

Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область

Пять историй с видео и музыкой

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Храм Николы Надеина

Церковь Никоолы Надееина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле. Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории Ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде и одна из первых культовых построек Московского государства, появившихся после прекращения Смуты.

Интерьеры церкви Николы Надеина были расписаны в 1640–1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева.

Одним из главных украшений храма является великолепный золоченый барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса.

Храм-колокольня во имя воскресения Христова на Рогожском кладбище, 80 м. Москва

Центром московского старообрядчества, историческим районом этого города является Рогожская слобода. Там можно увидеть колокольню, построенную в 1906-1912 годах. Она была возведена по проекту Федора Горностаева. По некоторым данным, ее высота не 80 м, а 64 м.

Строительство колокольни завершилось в 1911 году, но еще велись работы по ее росписи. Отделке и украшению. Освящение было проведено в 1913 году. Фасад храма-колокольни во имя Воскресения Христова был украшен изображениями райских птиц. Общий вес всех колоколов составил 3 тыс. пудов. На втором ярусе сделали книгохранилище.

В 1933 году храм-колокольню во имя воскресения Христова закрыли, колокола отправили на переплавку, а книги и рукописи передали в библиотеку. Из самого здания сделали склад.

Во время войны колокольню хотели взорвать, но она устояла. После войны храм восстановили, в 1990 году вернули огромный колокол. Сейчас этот храм действует, в нем есть иконохранилище и архив древних книг.

Архангельский собор Московского кремля

Рекомендовать место

15

3

Архангельский собор Московского кремля расположен в Кремле на соборной площади, религия православная.

Открытие собора пришлось к XIV веку, в 1333 г. С момента открытия Собор был местом упокоения московских царей и князей.

В соборе находятся надгробные памятники на которых выбиты молитвы и эпитафий, так же вдоль стен храма вы увидите гробницы имени Рюриковичей. Иван Грозный и двое его сыновей погребены в особой королевской усыпальнице.

Здание храма шестистолпное, пятиапсидное, пятиглавое, восьмипридельное, отделка у него из белого камня, постройка из кирпича.

Собор украшен стенописью, на них мы увидим княгиню Ольгу, крестителя Руси, а так же знаменитого своим величием князя Владимира,Александра Невского, Даниила Московского м множеств других

В архангельском соборе с 1955 года открыт музей, а в 1970 годах была произведена реставрация храма.

Храмы неподалеку от Кремля

В Москве церкви есть в любом районе, но особенно плотно они размещены в центре города. Многие из храмов будет удобно осмотреть во время прогулки по окрестностям Кремля.

Похожая судьба и у легендарного храма Христа Спасителя (ул. Волхонка, д. 15-17), который является кафедральным собором Русской православной церкви. Рождественские и Пасхальные богослужения в нем проводит сам Патриарх. Существующее ныне здание было построено в конце 1990-х гг., однако история храма уходит корнями в начало XIX в. После Отечественной войны 1812 года было решено построить храм-монумент в память о русских воинах, погибших в борьбе с армией Наполеона. Сооружение храма по проекту К. Тона было одним из самых долгих строительств XIX в.: он был заложен в 1839 г., а освящен только в 1883-м. Но это было только начало долгой истории храма. В советское время, в эпоху Сталина, храм Христа Спасителя был взорван (1931 г.) в рамках борьбы с религиями. На его месте планировалось возвести грандиозный Дворец Советов. Этому монументальному проекту не суждено было сбыться, а в котловане на месте храма был открыт бассейн. В 1990-е гг. было принято решение восстановить храм, воссоздав в основных чертах архитектурное решение XIX в. В финансировании строительства, как и в XIX в., принимали участие как Русская православная церковь и государственные фонды, так и многочисленные частные жертвователи. Проектом руководили архитектор М. Посохин и скульптор З. Церетели. В 2000 г. храм был полностью достроен и торжественно освящен.

Большое количество церквей находится в районе Китай-города: «падающая» Церковь Всех Святых на Кулишках (1687 ‒ 1689, Славянская пл., д. 2), Церковь Троицы в Никитниках (1628 ‒ 1653, Никитников пер., д. 3), Знаменский собор (XVII век, ул. Варварка, д. 8, стр. 1).

В пределах Бульварного кольца можно увидеть небольшую изящную церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 ‒ 1652, ул. Малая Дмитровка, д. 4, стр. 2).

Стоит увидеть и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (Новодевичий проезд, д. 1), ансамбль которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие сооружения монастыря были построены в конце XVII в. из красного кирпича с белым декором в стиле московского барокко (например, колокольня и надвратная церковь). А Смоленский собор – редкий сохранившийся образец храма XVI в. Заложен он был в начале XVI в. князем Василием III в честь взятия Смоленска, когда этот древний русский город был освобожден от литовцев. Это событие дало посвящение главному храму: он посвящен легендарной чудотворной иконе, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой – Смоленской иконе Божией матери. Список с нее помещен в Смоленском соборе.

Собор Василия Блаженного

Рекомендовать место

28

5

Собор Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву) – одна из наиболее знаменитых и знаковых достопримечательностей г. Москвы. Свое название храм получил в честь блаженного Василия (которого чтил сам Иван Грозный), погребенного в XVI веке у Троицкой церкви, стоявшей в те времена на месте нынешнего собора.

Храм Василия Блаженного был построен на Красной площади в 1555-1561 годах, по традиционной версии, мастерами, которых звали: Постник Яковлев и Барма. По другим версиям, это был один человек — известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу «Барма». Вокруг собора и поныне витает множество легенд. Самая известная из них, что после постройки царь Иван IV велел ослепить мастеров, дабы они больше не смогли построить ничего похожего, не нашла своего подтверждения у историков.

Храм Василия Блаженного, по сути, представляет собой девять церквей на одном фундаменте. Собор выстроен из кирпича, достаточно редко применяемого в те времена для строительства церквей, и лишен явно выраженного фасада: с какой стороны к зданию ни подойдешь, кажется, что именно эта сторона и есть главная. Высота собора Василия Блаженного составляет 65 метров, вплоть до конца XVI века, он был самым высоким зданием Москвы.

Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря

На небольшом холме между двух озёр, в уютном и красивейшем месте близ Вологды, обнесённый небольшой каменной оградой, раскинулся удивительный Ферапонтов мужской монастырь. Архитектурный ансамбль является уникальным памятником древнерусской истории, архитектуры и стенописи.

Он состоит из 4 церквей, колокольни, Казённой и Трапезной. В 14 веке святой Ферапонт основал этот небольшой, в то время, монастырь. В конце 15 века в Ансамбле появляется Собор Рождества Богородицы, который будет расписан знаменитым иконописцем Дионисием и его двумя сыновьями за 34 дня. Уникальные фрески, иконы из собора, сохранились до наших дней и сделали Ферапонтов монастырь всемирно известным. Эта единственная сохранившаяся роспись знаменитого художника 16 века, позволила внести Храм в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих камнях в Екатеринбурге

На обычной екатеринбургской хрущевке детской рукой нарисована колокольня и мальчик на ней. Вдоль стены тянется написанный славянской вязью «Гимн любви» апостола Павла. 13 глава, Послание к Коринфянам… Вы подойдете ближе, ведомые словами любви, и прочтете надпись: «Небо на земле». Вот так просто даже дети могут начать постигать христианскую мудрость.

В этом храме нет высоких потолков с ротондами и куполов, внутрь ведет узенький коридор, а стеллажи с книгами стоят прямо вдоль церковных стен.

Зато здесь всегда полно детей и существует множество своих традиций: например, проводить ролевые игры, пить чай всем приходом после воскресной литургии, петь вместе с хором или рисовать «добрые граффити». А крещенскую воду здесь иногда «продают» за знание первой заповеди или немедленное ее изучение. Приход выпускает газету «Ожившие камни», а сайт храма живет наполненной творчеством жизнью.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Еще один из самых красивых храмов России — Казанский собор в Санкт-Петербурге — поражает своим великолепием уже несколько поколений людей. Выстроен по проекту А. Воронихина в 1811 году на Невском проспекте вместо небольшой Рождественской церкви.

Собор был возведен по приказу Павла I специально для иконы Казанской Божьей Матери. Храм отличается нехарактерной для православных храмов архитектурой благодаря тому, что его прообразом послужил Римский собор Петра и Павла.

Собор выстроен в стиле ампир, в сочетании с формой базиликального и крестово-купольного храма. Строительным материалом послужил добываемый в Гатчине пудостьский камень, который имел внешнее сходство с камнем травертино, облицовывающим итальянский храм.

Во внутренней отделке были использованы мрамор, яшма и финский гранит. Роспись храма выполнена известными академическими художниками и напоминает скорее живопись на религиозные темы, чем православные русские иконы.

Казанский собор является действующим храмом. Также здесь проводятся групповые экскурсии для всех желающих.

Церковь Покрова на Нерли

Архитектурный стиль: русский стиль

Дата постройки: 1158 год (1165 год)

Где находится: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.

Как используется в настоящее время: действующий храм и музейная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Самый поэтичный храм России расположен посреди заливных лугов, на берегу реки Нерль, неподалеку от места, где она впадает в Клязьму. Белоснежной свечкой возвышается церковь Покрова над пространством, отражаясь в реке, во время заката окрашивается в нежно-розовый свет. Ее часто называют лебедь-храм.

Белокаменная церковь Покрова на Нерли была построена на рукотворном холме князем Андреем Боголюбским, рядом со своей резиденцией Боголюбово. Является одним из немногих памятников домонгольского периода, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рококо в Липецкой области

1 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 1930-е годыWikimedia Commons

2 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1947 годarch-heritage.livejournal.com

3 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годыe-Wiki

4 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годы

Видны остатки скульптуры архангела в нише на фасаде.

e-Wiki

Покровская церковь в селе Репец (нынешняя Липецкая область) выстроена в 1760-е годы в усадьбе отставного гвардейца Кожина. Это постройка совер­шенно столичного уровня и один из немногих в России примеров рококо в архи­тектуре. Храм украшен уникальной, невероятно богатой лепниной с объем­ными растительными украшениями. Краеведы предполагали, что к постройке могли быть причастны знаменитые мастера уровня Растрелли или Ринальди, но почерк настолько своеобразен, что вероятнее предположить авторство неизвестного европейского мастера. Образ райского сада в интерьере Покров­ской церкви трактован почти буквально — вместо колонн в храме рас­ставлены гипсовые стволы деревьев. Среди памятников русской архитектуры XVIII века не сохранилось ничего подобного.

1 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

2 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2015 год Артем Меньшиков / «Соборы.ру»

3 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

4 / 6

Строительные леса вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы rustemple.narod.ru

5 / 6

Строительные леса внутри церкви Покрова Пресвятой Богородицы rustemple.narod.ru

6 / 6

Усадебный дом Кожина. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

К сожалению, уцелело немногое. Стены стоят до сих пор, но разру­шение купола в 1942 году повлекло за собой медленную гибель интерь­ерной лепнины. В 2010 году были установлены леса и вычинены своды трапезной, но на том все и кончилось.

В 2014 году закрылась школа, располагавшаяся в главном доме, и усадьба стала совсем бесхозной. Драгоценный подлинник может убить не только разруха, но и некачествен­ная реставрация — опыта бережной консер­вации руин в России практически нет.

Еще один памятник, разрушенный настолько, что его остатки можно сохранить лишь с помощью консервации, — церковь Троицы в Пятой Горе, которая находится в 50 км к югу от Петербурга, в безлюдном и очень живописном месте. Разрушение кровли в 1960-е годы привело к размыванию стен. С 2010-х памятник словно стекает в землю, недавно рухнули западная и восточная полуротонды, обвалился фронтон одного из портиков. Многочисленные обращения общественников к Церкви и государству ни к чему не привели. Потрясающий опыт волонтеров, остановивших разрушение столь же пропащей церкви-руины в вологодском Крохино, вселяет надежду, но Ленинградская область пока не решилась на подобный поступок.

Церковь Покрова на Нерли

Архитектурный стиль: русский стиль

Дата постройки: 1158 год (1165 год)

Где находится: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.

Как используется в настоящее время: действующий храм и музейная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Самый поэтичный храм России расположен посреди заливных лугов, на берегу реки Нерль, неподалеку от места, где она впадает в Клязьму. Белоснежной свечкой возвышается церковь Покрова над пространством, отражаясь в реке, во время заката окрашивается в нежно-розовый свет. Ее часто называют лебедь-храм.

Белокаменная церковь Покрова на Нерли была построена на рукотворном холме князем Андреем Боголюбским, рядом со своей резиденцией Боголюбово. Является одним из немногих памятников домонгольского периода, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Воскресенский собор (Истра)

Один из самых красивых храмов Московской области — Воскресенский собор — находится в Подмосковье, в окрестностях города Истры на территории Новоиерусалимского монастыря.

Это сооружение одинаково уникально и по красоте, и по сложности исполнения. Строительство храма завершено в 1685 году и по замыслу должно было быть точной копией Иерусалимской церкви Гроба Господня. Но в итоге точное повторение прообраза не получилось — храм лишь повторяет черты Иерусалимской церкви.

Собор состоит из храма Воскресения, примыкающей к нему часовни Гроба Господня и подземной церкви в честь Константина и Елены, углубленной в землю на 6 метров и выглядевшей намного аскетичней, чем основная часть собора.

С точки зрения архитектуры, здание являлось единственным во всей Руси. Его огромный зал с широкой галереей и необыкновенным шатром был наполнен солнечным светом, а скульптурное и красочное художественное оформление стен поражало своим великолепием.

Массивная романская ротонда с люкарнами (оконный проем в скате крыши), соединенная с шатровой башней, и зал в стиле барокко, насыщенный сиянием золота, множеством росписей и лепки, производили впечатление роскоши и торжественности.

В 1941 году монастырский комплекс подвергся военным разрушениям. Работы по реконструкции самого красивого храма России (на фото выше) до сих пор не закончены в полном объеме.

Итальянский Ренессанс в Тверской области

1 / 4

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Открытка начала XX векаhumus.livejournal.com

2 / 4

Никольский собор и колокольня. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 4

Келейный корпус. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

4 / 4

Надвратная Вознесенская церковь. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

Краснохолмский Антониев монастырь основан в 1461 году пустынножителем Антонием: он поставил здесь часовню «для пропитания» и келью «для упокое­ния». Скромную обитель очень полюбил угличский князь Андрей Большой, и уже через 20 лет началось возведение белокаменного собора. Его детали и конструкции, возможно, говорят о том, что в строительстве участво­вал итальянский мастер из числа первых фрязинов  Т. е. итальянцев., прибывших в Москву в княжение Ивана Третьего  Иван Третий (1440–1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси.. В авторстве даже подозревали великого Аристотеля Фиораванти: неизвестно, чем он занимался как раз в эти годы. По другой версии, Никольский храм строил неизвестный русский мастер, знакомый с самыми новыми веяниями.

1 / 9

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. 2013 год Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

2 / 9

Ансамбль Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 9

Никольский собор. 2012 год Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

4 / 9

Фрески Никольского собора Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

5 / 9

Портал Никольского собора Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

6 / 9

Капители колонн южного портала Никольского собора Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

7 / 9

Братский малый корпус над проездными воротами монастыря Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

8 / 9

Надвратная Вознесенская церковь Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

9 / 9

Северо-восточная башня монастыря Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

В 1930-е годы пострадала самая ценная часть комплекса — говорят, колхозный трактор то ли нарочно, то ли случайно снес алтарь собора, а следом рухнули своды. Тогда же была разрушена трапезная c церковью 1494 года. Но и нетро­нутых построек XVII века — узорчатый надвратный храм, богатые кельи и баш­ня ограды — хватило бы, чтобы сделать монастырь украшением Тверской области. Это даже не глушь — монастырь находится на окраине райцентра Красный Холм, мимо проходит трасса Р-84, рядом железнодорожная станция. Удивительно, что вспомнили о заброшенном монастыре только в 2014 году, когда аварийные руины были переданы в ведение РПЦ.

1 / 2

Леса и защитная кровля над Никольским собором. 2018 год Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

2 / 2

Леса в Никольском соборе. 2018 год Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

В сентябре 2018 года в соборе, от которого остались три стены с фрагментами фресок XVII века, провели первую литургию. Были возведены леса и положена временная кровля, но реставрацией такого масштабного и уникального объекта может заниматься только государство. Сейчас община собирает деньги на подготовку документов, необходимых для заявки на госфинансирование.

Руины еще одного древнего монастыря работы неизвестного автора можно увидеть в Вологодской области: Корнилиево-Комельский монастырь никому не принадлежит, от разрушенной в 1930-е обители сохраняются останки трапезной палаты 1630-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector