Карачаевцы
Содержание:
[править] Культура
Долгое время основой традиционной экономики карачаевцев была отгонное животноводство. Держали коз, овец, коров, лошадей. Летом их держали на горных пастбищах, а зимой их гнали по южным склонам гор, лесным полянам, равнинам. Площадки для скашивания были небольшими, поэтому животное находилось на корме целый год. Половина населения, в том числе женщины и дети, отправлялись на летние пастбища. Часто пастухи объединялись в къош нёеерлик, когда мелкие владельцы объединяли свои стада со стадом богатого владельца. Продукты животноводства перерабатывались преимущественно женщинами. Они обрабатывали войлок, кожу, ткани, шили одежду.
Земледелие не получило широкого распространения из-за нехватки приличных земель. Самые богатые карачаевцы покупали или арендовали землю для земледелия и покоса равнин. Выращивали злаки. Вспахивали деревянным плугом с железным лемехом сабан агач или кааладжюк. В 1920-х гг. советские власти способствовали переселению карачаевцев на новые земли.
Поселения характеризуются разными планировками. Горные поселения скученные, приспособлены к рельефу местности. Поселения на равнинах имеют уличную планировку. Жилые и хозяйственные постройки образовывали комплекс закрытого двора арбаз. Жилище представляло собой прямоугольное бревенчатое здание с земляной крышей. Внутри стены был камин оджакъ с открытой трубой. Обычай гостеприимства требовал наличия отдельной гостиной или даже целой хижины для гостей. Благородные семьи также строили укрепленные деревянные башни къала. В мирное время они использовались как жилища.
Мужская народная одежда включает рубашку, портик, шубу, бурку, бешмет и т. д. Женская одежда чрезвычайно разнообразна, в зависимости от возраста и социального положения, как правило, состоит из длинной рубашки с вырезом на груди и застежкой на воротнике и брюк, заправленных в сапоги.
Народная кухня карачаевцев богата мясными блюдами, супами с мясным основой, сырами. Из муки пекут свежие лепешки гырджины и пироги с начинкой хычин. Традиционные молочные напитки — айран и кефир.
Долгое время основной социальной единицей был род тукъум, который состоял из расширенных и малых нуклеарных семейств. Члены одного тукъума имели общую фамилию, жили в своей исконной части поселения. Род владел определенными землями, в том числе пастбищами, кладбищами, иногда даже мечетями, символом тамга. Браки внутри рода или с членами других семей, произошедшими от одного из легендарных предков — мигрантов из Крыма, были запрещены. Иногда родственников забирали в семью. Новый член проходил обряд прохода под тростью. В результате родство с ним было определено «тростью». Кровные отношения назывались отношения «у очага». Приветствуется преданность семье, члены семьи обязаны помогать друг другу. Существование больших расширенных семейств юйюр объясняется природными особенностями карачаевских территорий. Для них характерно отсутствие пахотных земель, а иногда — и пастбищ. Многодетные семьи не делили землю между родственниками, продолжали вести хозяйство и платили единый налог. Введение царскими властями налога на душу населения во второй половине XIX века привело к быстрому раздроблению юйюр на малые нуклеарные семьи.
Семью всегда возглавлял мужчина. Большая часть семейной собственности делилась между сыновьями, но, согласно шариату, дочери также имели право на собственность. Шариат также допускал многоженство, но его распространение было ограничено обычаем традиционно высокого выкупа за невесту калым. Выбор партнера по браку зависел от родителей и часто противоречил желанию не только невесты, но и жениха. Брачные соглашения между родителями могли быть заключены на будущее, когда их дети были совсем маленькими. Выходом из сложной ситуации было украсть невесту. Карачаевцы различают принудительную кражу, кражу с согласия девушки, кражу по договоренности между семьями. Вдовцы часто женились на сестрах умершей жены. Младший брат мог жениться на вдове старшего брата.
Традиционное изобразительное искусство носило прикладной характер: изготовление ковров, узорчатых войлоков, аппликаций. Карачаевцы сохранили богатый певческий фольклор. Мужские песни джир исполнялись в группах. Был определен отдельный вокалист, остальные певцы затягивали аккомпанемент эжиу. Распространены сказки, проповеди, поговорки, загадки. Популярным героем-обманщиком является Насра Ходжа. Известны танцы, такие как хоровод тёгерек, медленный парный тюз тебсеу, быстрый сандыракъ. Народные музыкальные инструменты: флейта, скрипка, погремушки, гармоника.
Сначала была тамга
Основателем народного музея истории и культуры карачаевского народа в ауле Учкулан стал его уроженец Сослан Джанибеков, около 70 лет своей жизни посвятивший педагогике. После возвращения карачаевского народа из ссылки он возглавил школу в родном ауле, восстановив её вместе с другими учителями. Был директором на протяжении 50 лет.
Директору школы помогали все работавшие в ней педагоги. Экспонаты собирали после работы и во время летних каникул. С энтузиазмом участвовали в поиске ценных вещей и школьники, среди которых была и Аминат Азретовна. Старшеклассники вместе с классными руководителями ездили в соседние аулы, жители которых с удовольствием делились артефактами. До открытия музея все экспонаты хранились в кабинете родного языка аульской школы.
Одним из первых стала тамга (фамильный знак у карачаевских фамилий) Джанибековых для клеймения домашнего скота, её в музей определил сам Сосланбек Юнусович. Многие вещи передала музею мать Аминат Хубиевой. Жители Учкулана и других аулов делились старинными утюгами, плетёными корзинами, старыми купюрами и монетами, книгами, историческими фотографиями, деревянной посудой, вышитыми полотенцами и другими вещами, которые удалось сохранить в годы депортации.
Музей истории и культуры карачаевского народа открыли в 1973 году. Благодаря хорошему состоянию здания первой светской школы, его не пришлось долго восстанавливать. Сделали только косметический ремонт.
Основателя музея не стало 3 июня 2018 года. Через месяц учреждение возглавила его племянница Аминат Хубиева, продолжившая дело дяди.
В 2019 году народный музей истории и культуры карачаевского народа вновь открыл свои двери после капитального ремонта. Тогда же ему и присвоили имя основателя, а перед входом установили бюст Сосланбека Джанибекова из мрамора и бронзы.
Традиции
Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае — играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это — воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение — жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.
Свадьба
События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:
- калым;
- приданое со стороны невесты;
- подарки;
- затраты на само торжество.
Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку — его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз — до свадьбы, второй раз — после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.
Жилище
Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.
Культура
Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство — у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.
Фольклор
В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные
Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов
Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.
Карачаевцы: исторический Черкесск
Прибывшие в Западную Аланию (ныне Карачай) вместе с трамовцами или вскоре после них хустосовцы — Бостановы, Хосуевы, Алботовы — считаются происходящими от крупного хазарского священнослужителя Хустоса (древние карачаевцы так называли Христа), который еще с конца IX в. стал насаждать христианство с элементами иудаизма в Западной Алании. Ведь не случайно одна из веток-родов (атауулов) Бостановых называется Архиерейлары (Архиереевы).
Но происходящие от хазар карачаевские фамилии составляют небольшой процент среди карачаевцев.
Значительно больше фамилий, берущих начало от «черныхбулгар», переселившихся в VIII—IX вв. в Черекское ущелье Балкарии (балкарцы с «цокающим» диалектом), а также в Пятигорье, в районы Кисловодска и нынешнего Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии.
В большой фратрий (группа близких родов), называемый Шадибековским (от тюркского «шад» — «князь» и «бек» — тоже «князь», второе лицо в государстве после хана), входят, кроме Хубиевых, Бытдаевых и Биджиевых, еще Дотдаевы, Кечеруковы, Хасановы, Джашеевы, Тохчуковы, Мырзаевы, Хачировы — всего 10 фамилий.
Согласно документу, хранящемуся в фонде 262 Госархива Северной Осетии-Алании под названием «Список лицам свободных сословий бий, чанка и узден в Карачаевском обществе Баталпашинского уезда», в дальнейшем: «Список Н.
Петрусеевича», составленному в 1874 году сословной комиссией под руководством полковника Николая Григорьевича Петрусевича, трамовцы составляли тогда 104 семьи, 436 мужчин, хустосовцы — семьи, 172 мужчин, шадибековцы — 170 семей, 598 мужчин. Во всех трех родственных фратриях (трамовцы, хустосовцы, шадибековцы). Было 1206 человек мужского пола, а с женщинами — около 2412 человек.
В середине XIX в. более половины карачаевского населения составляли древнейшие карачаевские фамилии, корни которых уходят далеко к скифам — сарматам — аланам.
Что интересно, этимология фамилий, входящих во фратрии адурхаевцев, будияновцев, наурузовцев, так же, как и во фратрии шадибековцев, трамовцев, хустосовцев (Хустос — от слова «Христос»), тюркская.
По карачаевскому преданию, родоначальники самых многочисленных фамилий Адурхай («белый хан»), Будиян («волчья душа»), Науруз («весна») были родными братьями, причем первые двое — близнецами. По другому преданию, они были племянниками Карчи, легендарного родоначальника карачаевского народа, по третьему — его ближайшими друзьями.
Надо сказать, что в карачаевском обществе имели вес не столько представители тех или иных фамилий, сколько те, у которых было больше земли, скота и другого имущества.
Таковыми являлись, прежде всего, богатые княжеские роды — Крымшамхаловы, Карабашевы, Дудовы, Темирбулатовы, которым принадлежала одна треть земельных угодий Карачая, а также феодальная верхушка других фамилий. Более того, молодые фамилии (Абаевы, Алиевы, Борлаковы, Гочияевы, Айбазовы, Тебуевы, Шамановы, Кубановы, Блимготовы, Токовы, Динаевы, Халкечевы, Джаубаевы и другие) выдвинули из своей среды немало относительно богатых людей, владевших значительными земельными угодиями и большим количеством скота.
Немногие (около 10-15%) карачаевские фамилии образовались в XIX в. из числа отделившихся от старых фамилий, принявших новые фамилии, а также из переселившихся или представителей зависимых сословий (крепостных крестьян, рабов), которых привозили в Карачай не по их воле.
Ученый и просветитель Мисост Абаев писал, что зависимые люди были из числа «взятых в плен от неприятеля, украденных и купленных, в числе их были имеретины, сванеты, чеченцы, кумыки, кабардинцы и даже попадались русские из беглых солдат».
Значительные группы составляли люди, переселившиеся из Закавказья, из соседней дружественной Абхазии и частично из близкородственных абхазам абазинских селений.
Процесс образования новых карачаевских фамилий продолжается и в настоящее время.
Характеристика карачаево-балкарского народа
Балкарцы и карачаевцы – древнейший народ Кавказа. Истоки их истории и культуры неразрывно и тесно связаны с историей и культурой как многих кавказских народов, так и многочисленных тюркских народов от Якутии до Турции, от Азербайджана до Татарстана, от кумыков и ногайцев до алтайцев и хакасов. В бывшем Советском Союзе тюркские народы занимали по численности второе место после славянских народов, а всего в мире тюркоязычные народы составляют более 200 млн. человек.
В высокогорных ущельях Кавказа карачаево-балкарцы проживают в тесно окружении народов, говорящих на иных языках: картвельском, адыгском, осетинском и др. С XIV-XVвв. балкарцы и карачаевцы стали постепенно обособляться территориально, но во всем остальном – это единый народ. Ближайшие соседи называют балкарцев – асы (осетины), балкары (кабардинцы), азы, овсы (сваны), а карачаевцев, например, мергелы называют аланами. Термином «алан» балкарцы обращаются друг к другу.
[править] Источники
- О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
- Мизиев И. М. История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России
Балкарцы и хазары относится к Хазарии |
|
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне |
Внешние отношения | Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария |
Артефакты | Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме хазар • Топонимы (на Руси) |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) |
Культура карачаевцев
Традиционная мужская одежда карачаевцев состоит из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — папахи с суконным башлыком.
Женская традиционная одежда отличается разнообразием (в зависимости от возраста и семейного положения). Обычно это длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами и длинные шаровары из тёмных цветных тканей, заправлявшиеся в обувь.
Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса, айран (напиток из кислого молока), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пирожки (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Распространены также разнообразные супы на мясном бульоне (шорна). В народном искусстве карачаевцев основное место занимало изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Как и большинства кавказских народов, занимавшихся скотоводством и земледелием, большинство праздников сезонные. Обычно они сопровождаются соревнованиями (скачками, джигитовкой, борьбой, поднятием тяжестей и другими). С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман).
Устное народное творчество включает нартские сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки, среди которых наиболее распространены и известны рассказы о мудреце Ходже Насреддине. Традиционные музыкальные инструменты:тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, доул и гармонь.
[править] Ссылки
- Сайт, посвященный культуре и языку карачаевцев
- Департация карачаевцев
Тюркские народы
Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты
Более 10 млн человек | Русские |
---|---|
От 1 до 10 млн человек | Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне |
От 500 тысяч до 1 млн человек | Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки |
От 200 тысяч до 500 тысяч человек | Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики |
От 100 тысяч до 200 тысяч человек | Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы |
От 30 тысяч до 100 тысяч человек | Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты |
От 10 тысяч до 30 тысяч человек | Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены |
[править] История
По словам карачаевцев, на ранних этапах своей истории они боролись за независимость против кабардинцев. В XVII—XVIII вв. территория, населенная карачаевцами, стала зависимой от Крымского ханства. Последняя кампания крымских татар на западе Северного Кавказа состоялась в 1707 году. С влиянием крымских татар связано с распространением ислама.
В 1826 году во время Кавказской войны карачаевцы заключили договор с русскими войсками о сохранении нейтралитета. Однако в 1828 году из-за возможного участия карачаевцев в нападениях на русские укрепления их земли были оккупированы и в конечном итоге включены в состав России. В 1855 году карачаевцы поддержали мусульманское восстание горцев Северного Кавказа против России. В 1920 и 1930 годах были вооруженные восстания карачаевцев против советской власти. В 1926 году в составе РСФСР была создана Карачаевская автономная область.
12 октября 1943 года был издан указ о депортации карачаевцев, в котором представители этого народа обвинялись в сотрудничестве с нацистскими оккупантами. Депортация состоялась между 2 ноября и 5 ноября 1943 года. 68 614 человек были насильственно депортированы в Казахстан и Кыргызстан. Карачаево-Черкесская автономная область была ликвидирована.
Карачаевцы смогли вернуться на Северный Кавказ только в 1956 году. В 1957 году в составе Ставропольского края была создана Карачаево-Черкесская автономная область. Михаил Горбачев, который наблюдал за возвращением карачаевцев на родину, сообщил, что для поселенцев были созданы льготные условия, но в будущем любое угнетение было воспринято ими как очень болезненное. В 1989—1991 гг. процесс реабилитации карачаевцев был окончательно завершен. В 1990 году была провозглашена автономная республика Карачаево-Черкесия.
История
Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.