Казанский собор в санкт-петербурге

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.

Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.

Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.

Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.

Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.

У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».

История

Во второй половине XVIII в. Павел I, еще до своей коронации и вступления в права наследника престола, совершил путешествие по Европе. При посещении Рима будущий император был глубоко поражен гармоничностью ансамбля собора Святого Петра. В нем было все — величие, строгость и красота. Все это запало Павлу в душу.

Павел I (слева) в путешествии по Европе был впечатлен ансамблем собора Святого Петра в Риме. После коронации он объявил конкурс на лучший проект на замену обветшавшей Казанской церкви. Выиграл его молодой и талантливый архитектор А.Н. Воронихин (справа).

В 1799 г. он принимает бразды правления и решает повторить в Петербурге понравившийся собор. Благо и повод находится. Назрела необходимость заменить обветшавшую церковь Рождества Богородицы, в народе именуемую Казанской.

Не откладывая задуманное на потом, император объявил конкурс на лучший проект и озвучил свои пожелания. По его итогам победителем признали молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина. К сожалению, Павлу I не удалось не только увидеть свое готовое детище, но даже поприсутствовать на церемонии закладки первого камня – за 3 месяца до этого он был убит заговорщиками. Дело отца продолжил Александр I. 1801 г. – официальный год постройки Казанского собора. Хотя закончен он был только через 10 лет.

При постройке Воронихин столкнулся в дилеммой – участок был вытянут с запада на восток, а по правилам православной церкви храм должен стоять поперек. Из этой ситуации он вышел с блеском – с северной стороны надстроил полукружие колоннады, превратив боковой выход в визуально-парадный

Место для постройки здания досталось Воронихину сложное – оно было сильно вытянуто с запада на восток. В православной церкви же главный вход находится с западной стороны, а алтарная зон – с восточной.

Таким образом, к Невскому проспекту оказывался обращен северный проход. Но талантливый архитектор с блеском вышел из сложившейся ситуации. Он визуально превратил боковой выход – в главный. Для этого была построена полукруглая двойная колоннада, обращенная к Невскому.

При работе с внешним фасадом использовался пудостский изветковый туф. У него есть несколько интересных свойств: помимо морозостойкости и легкости в обработке, он может менять оттенок в зависимости от погодных условий и освещения.

Храм поражает богатством внутреннего убранства. Планировка и оптическая иллюзия зрительно расширяют внутренний зал и создают впечатление парящего в вышине купола. Иконы для церкви писали такие выдающиеся художники как Ф.П. Брюллов, О. Кипренский, В. Боровиковский и многие другие.

Победа в Отечественной войне 1812 г. принесла Казанскому собору новую функцию — памятник славных побед русской армии. В Здании появились французские штандарты и ключи от поверженных городов.

После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор приобрел свое второе значение — памятника величия русского оружия и хранилищем военных трофеев. Сюда привозили флаги и ключи поверженных городов, павших на милость победителя.

Во время советской власти репрессии, которым подверглись все православные храмы, не миновали и Казанский собор в Санкт-Петербурге. Многие ценности были вывезены и безвозвратно утеряны. Например, на переплавку пошла утварь из ценных металлов. Позже храм и вовсе закрыли, а затем отдали по Музей истории религии и атеизма.

В советскую эпоху Казанский собор лишился креста, драгоценной утвари и много другого. Некоторое было утеряно безвозвратно. В здании функционировал Музей истории религии и атеизма

Восстановление и реставрационные работы начались в 1950-х гг. В 1991 г. возобновились богослужения. Через 3 года на купол вернулся крест. Полное освящение церкви произошло спустя еще 4 года. Церемония была проведена митрополитом Владимиром (Котляровым). 2000 год ознаменовался присвоением нового звания — кафедрального собора.

Адрес и как добраться

Официальный адрес собора — город Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2. Фактический — Невский проспект, 25.

Добраться до собора несложно. Нужно доехать до станции метро «Невский Проспект», «Гостиный Двор» (выход к каналу Грибоедова). Собор расположен напротив выхода из метро на Невский проспект. Затем нужно пройти пешком по направлению к Дворцовой площади. Через несколько минут слева будет хорошо видно величественное здание Казанского собора.

Если поездка планируется на наземном транспорте, можно доехать:

  • автобусом — № 3, 22, 27, 181, 191;
  • троллейбусом — № 1, 7, 10, 11, 22;
  • личным автотранспортом.

Обратите внимание! Добираться на своей машине нежелательно, потому что будут проблемы с парковкой. Раньше за Казанским собором была платная парковка, но ее закрыли

А ставить машину перед зданием нельзя, хотя запрещающих знаков там нет, но сразу приедет эвакуатор.

Воронихин Андрей Никифорович

Святыни

Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.

Памятники

Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года). Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.

В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство. Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.

Священные реликвии

Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом. О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.

За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.

Двести лет истории

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.

Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.

Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.

В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам – М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец – М. И. Кутузов.

С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.

Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.

После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.

В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи

Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах

Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора

План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.

Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.

При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.

Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.

Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.

В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.

25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.

С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.

Архитектура

Многие называют Казанский собор уменьшенной, но точной копией собора Святого Петра в Риме. Получить такой храм в Санкт-Петербурге горячо желал император Павел I. Будто бы в беседе с кем-то он проговорился, что хотел бы видеть в будущем Казанском соборе “немного от Святого Петра и немного от Санта Мария Маджоре в Риме”. Воплотить такую задумку на указанном месте было нелегко – поначалу казалось, что это и вовсе невозможно.

Дело в том, что по православной традиции алтарь располагается в восточной части церкви, а вход – в западной. То есть главная линия будущего храма должна была идти параллельно Невскому проспекту и, значит, величественную колоннаду надо было ставить боком к главной уже тогда улице Санкт-Петербурга.

Молодой зодчий Андрей Воронихин, впрочем, с блеском решил эту задачу. Поставив здание боком к Невскому, но скрыв это за внушительным лесом из 96 колонн, раскрывшихся полукругом в “правильном” направлении.

Что стоит посмотреть в Санкт-Петербурге

С изнанки – с канала Грибоедова

Первоначальный проект предусматривал сооружение и колоннады с южной стороны, но эти планы не были воплощены. Не стоят на пьедесталах у Невского проспекта две статуя архангелов, задуманных Воронихиным. Нет в центре композиции и обелиска, который должен был отмечать то место, где стояла церковь Рождества Богородицы, – его убрали еще в первой трети XIX века.

Колокольни собор не имеет, фасады облицованы уникальным пудостским известняком. Камнем, меняющим свой цвет в зависимости от погоды и освещенности. Вряд ли выбор этого строительного материала был случайным: Гатчинский дворец, любимая резиденция Павла I, был полностью облицован тем же камнем.

Северные ворота, смотрящие на Невский проспект, были отлиты из бронзы – как говорят, прообразом стали двери флорентийского бапсистерия Сан-Джованни. Внутри своды поддерживают 56 громадных колонн финского гранита с золочеными капителями коринфского ордера и такими же основаниями.

Недорогие экскурсии в СПб

Интерьер

Казанский собор и Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин – архитектор Казанского собора в Питере. Удивительно, но имени бывшего крепостного графа Александра Сергеевича Строганова, уроженца Пермской губернии не было даже в конкурсном списке на строительство. Имена Чарльза Камерона, Джакомо Кваренги, известных, зарекомендовавших себя архитекторов, были, а Воронихина – нет!

К назначению Воронихина строителем привело горячее желание графа Строганова построить в столице храм полностью из русских материалов силами только отечественных строителей и по проекту отечественного архитектора. Будто бы Строганов изложил свою идею за обедом Павлу, тому она пришлась по душе.

Стоязыкая молва называла Андрея Воронихина внебрачным сыном графа: с 1779 года он воспитывался в доме как родной, а впоследствии сделал хорошую карьеру. Из крупных проектов: дача Строгановых на Черной речке, здание Горного института на Васильевском острове.

Исаакиевский собор – еще одно грандиозное здание

Казанский собор строился в 1801-1811 годах, и граф А.С. Строганов принимал самое горячее участие в процессе. Он даже кабинет в находящемся неподалеку Строгановском дворце оборудовал в той части здания, откуда можно было наблюдать за строительством детища.

Поверье гласило, что граф ненадолго переживет освящение здания. Так и случилось: Строганов умер спустя 12 дней после окончания стройки.

В 20-е годы XIX века

АВГУСТ

1 августа, воскресенье Неделя 6-я по Пятидесятнице Обретение мощей прп. Серафима Саровского 7.00 — Литургия, водосвятный молебен 10.00 — Литургия 17.00 — Всенощное бдение, лития

Седмица 7-я по Пятидесятнице

2 августа, понедельник Св. пророка Илии 10.00 — Литургия

3 августа, вторник 10.00 — Литургия 17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

4 августа, среда Св. мироносицы равноап. Марии Магдалины 10.00 — Литургия 17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

5 августа, четверг Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) Почаевской иконы Божией Матери 10.00 — Литургия 17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

6 августа, пятница Свв. мчч. благоверных князей Бориса и Глеба 10.00 — Литургия

7 августа, суббота Успение прав. Анны, матери Пресв. Богородицы 10.00 — Литургия 16.00 — Молебен о даровании чад 17.00 — Всенощное бдение

8 августа, воскресенье Неделя 7-я по Пятидесятнице 7.00 — Литургия 10.00 — Литургия 17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

Седмица 8-я по Пятидесятнице

9 августа, понедельник Св. вмч. и целителя Пантелеимона 10.00 — Литургия

10 августа, вторник Смоленской иконы Божией Матери 10.00 — Литургия

11 августа, среда Рождество свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца 10.00 — Литургия

12 августа, четверг 10.00 — Литургия 17.00 — Вечерня, утреня, полиелей Заговенье на Успенский пост

13 августа, пятница Свщмч. Вениамина Петроградского и иже с ним 10.00 — Литургия 17.00 — Вечерня, утреня с великим славословием, вынос Креста

14 августа, суббота Изнесение Честных Древ Креста Господня 10.00 — Литургия, малое освящение воды 16.00 — Молебен о даровании чад 17.00 — Всенощное бдение Начало Успенского поста

15 августа, воскресенье Неделя 8-я по Пятидесятнице Первомч. архидиакона Стефана 7.00 — Литургия 10.00 — Литургия 17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому

Седмица 9-я по Пятидесятнице

16 августа, понедельник Прп. Антония Римлянина, чудотворца 10.00 — Литургия

17 августа, вторник 10.00 — Литургия

18 августа, среда Предпразднство Преображения Господня 10.00 — Литургия 17.00 — Всенощное бдение, лития

19 августа, четверг Преображение Господа нашего Иисуса Христа 7.00 — Литургия, освящение винограда и плодов 10.00 — Литургия, освящение винограда и плодов 17.00 — Великая вечерня

20 августа, пятница Свт. Митрофана Воронежского 10.00 — Литургия 17.00 — Акафист Тихвинской иконе Божией Матери

21 августа, суббота Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких 10.00 — Литургия 16.00 — Молебен о даровании чад 17.00 — Всенощное бдение

22 августа, воскресенье Неделя 9-я по Пятидесятнице Св. Апостола Матфия 7.00 — Литургия 10.00 — Литургия 17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому

Седмица 10-я по Пятидесятнице

23 августа, понедельник Мч. Архидиакона Лаврентия 10.00 — Литургия

24 августа, вторник 10.00 — Литургия

25 августа, среда 10.00 — Литургия 17.00 — Вечерня, утреня с великим славословием

26 августа, четверг Отдание праздника Преображения Господня 10.00 — Литургия 17.00 — Акафист свт. Николаю Чудотворцу

27 августа, пятница Прп. Феодосия Печерского 10.00 — Литургия. 17.00 — Всенощное бдение, лития

28 августа, суббота Успение Пресвятой Богородицы 7.00 — Литургия 10.00 — Литургия 16.00 — Молебен о даровании чад 17.00 — Всенощное бдение

29 августа, воскресенье Неделя 10-я по Пятидесятнице Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа 7.00 — Литургия 10.00 — Литургия. Молебен об учащихся 17.00 — Чин погребения Божией Матери

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector