Деревня орчха, ее дворцы и храмы

Храмы Каджурахо

Всего в Каджурахо построили 85 храмов, до наших дней достояли 22. Почти все они из песчаника, кроме трех гранитных — 64 Йогинь (Чосат Йогини), Брамы и Махадевы. Платформы, на которых стоят храмы, являются особенностью Каджурахо. Башни построены так, чтобы они напоминали священные горы Кайлас и Меру. Хотя почти все храмы сейчас бездействуют, заходя в них для осмотра, надо оставлять обувь у подножия платформ.

Западная группа храмов — за забором, входной билет действует 1 день, стоит 250 рупий, время «работы » с 9 до 17.

Самый большой и знаменитый своими эротическими скульптурами храм Каджурахо Кандарья махадев (Khandariya Mahadev) посвящен Шиве, его высота 30 метров.
На одной платформе с ним стоят Махадео (Mahadeo) и Джагамби (Jagadambi) храмы.
Самый старый храм в Каджурахо — Чаусат йогини Chausat (то есть 64) Yogini посвящен богине Кали. Храм стоит на 5-метровой террасе, полностью из гранита. В храме есть ниши для всех йогинь, но осталось только 3. Большая ниша для богини Кали тоже пустует.
Храм Матангешвара (Matangeshvara) посвящен Брахме (что редкость в Индии) и в нем проводятся службы (редкость в Каджурахо). Он стоит вне огороженной территории.
Маленький храм Вараха (Varaha Temple) удивляет нас фигурой огромного кабана, однако это воплощение Вишну, и его тоже стоит почитать. статуя аватары Вишну в виде кабана, покрыта человечками.
Храм Лакшманы отличается особенно развратными сценами, и, вместе с тем, чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню. Особенно впечатляет вырезанная по краю платформы сцена дворцовой оргии.
Деви Джагадамби — старый и простой храм с балкончиками.
Остатки храма Махадева рядом со львом — символом династии Чандела.
Читрагупта — храм Сурьи, очень красивый.
Вишванатха — храм Шивы, папротив мандапа Нанди.
Матангешвара — старый храм, очевидной шактитский.

Восточная группа храмов Каджурахо можно дойти пешком из деревни минут за 10-15, храмы стоят в чистом поле, никакой оплаты, только пожертвования по желанию.

Пройдя через старую деревню, вы выйдете к храму Ханумана (работающий), а чуть дальше увидите храм Ваманы (еще одно нестандартное воплощение Вишну в виде толстого карлика). Храм Ваманы — самый большой здесь
У конце деревни Чатурбхудж с лингамом с 4 лицами
Джавари — красивый со скульптурой

Еще дальше, за деревней, находится группа джайнских храмов, они особенно красивы. Паршванатх (Parsvanath) построен в 10 веке, черная статуя 23-го Тиртханкары в медитации датируется 1860 годом. Храм Адинатха — поменьше , похожий на предыдущий.
В храме Шантинатх (Shantinath) находится более впечатляющая статуя (4.2 метра) другого святого — Шантинатха. Этот храм самый новый — его построили меньше 100 лет назад из обомков старых джайнских святилищ.
Храм Гхантай — с колоннаями с гирляндами

Южная группа: туда лучше ехать на рикше
Храм Дуладео — на дороге от джайнской группы
Биджа Матх

В Археологический музейможно пройти ТОЛЬКО по билету для Западной группы храмов и только в тот же день, в который вы билет купили. Как и парк с храмами, музей работает с 9 до 17

Рестораны в Каджурахо уже прспособились к туристам по ценам (тали стоит тут не меньше 100 рупий), но кухня в большинистве заведений чисто индийская. Наиболее вменяемые рестораны находятся напротив входа в храмовый комплекс.

Национальный парк Panna находится в 30 км. от Каджурахо, джип из Каджурахо можно нанять за 1200, экскурсия по заповеднику длится с раннего утра и до полудня. Возьмите с собой теплую одежду, так как утром может быть прохладно. В лесах водится множество крупных кошек вплоть до тигров, но вы их вряд ли увидите. Чтобы доставить вам удовольствие, работники заповедника заботливо подготовят следы тигров на дорожках, где вы пройдете. Однако природа очень красивая, и можно увидеть разных оленей и косуль.

Климат и погода: 

Лучшее время для приезда в Каджурахо — с сентября ноября по март. В остальное время очень жарко.
Погода в Каджурахо на сегодня

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

Rishicat, осень 2007, дополнения achadidi (2010 год)

Где искать жильё

Предложений было несколько но где то не было душа в номере, где то не понимали зачем в отеле нужен WiFi, где то цена-качество явно не соответствовало запрошенным деньгам. После двадцати минут поисков решил остановиться в «Hotel Zen», стоимость в 300 рупи меня полностью устроила, впоследствии стоимость выросла еще на 10%, с оговоркой говермент фии, WiFi и горячая вода были всегда, чего еще желать в индийской деревне.

После номера без окон в Дели на Мэйн Базаре и комнаты больше похожей на карцер в Варанаси, отель в Кхаджурахо мне казался чуть ли не хилтоном. В этом номере солнце теплыми лучами озаряло мои разбросанные вещи.
Теплый прием в Кхаджурахо и бюджетное размещение, номер в оителе «Hotel Zen»

А из окна можно было любоваться внутренним двориком, в котором располагались столики маленького ресторана.
Теплый прием в Кхаджурахо и бюджетное размещение, номер в оителе «Hotel Zen»

Рядом со столиками в кафе, было сооружено что-то, отдаленно напоминающее пруд с кувшинками, вокруг которого суетились пугливые бурундуки и летали огромных размеров бабочки.

Да и сам вид на отель с внутреннего двора радовал глаз.
Теплый прием в Кхаджурахо и бюджетное размещение, внутренний дворик

Южная группа храмов

Южная группа представлена двумя индуистскими храмами, которые находятся на некотором отдалении от основных достопримечательностей. Это наиболее поздние строения в комплексе Каджурахо времен эпохи Чандела.

Храм Чатурбхудж (около 1100 г.) был построен, когда расцвет династии Чандела остался позади, а искусство, как и само государство, уже начинало приходить в упадок. Хотя стены храма и украшены традиционными тремя рядами горельефов, фигуры стереотипны и лишены выразительности. Однако в святилище храма стоит замечательное скульптурное изображение Шивы высотой 2,7 метров, которое выступает предметом споров исследователей – некоторые из них предполагают, что статуя изображает бога Вишну.

Название храма Дуладео (около 1100-1150 г.г.) означает «священный жених». Храм посвящен Шиве, чьи многочисленные изображения и лингам украшают гарбагриху. Дуладео – последнее творение Чандела в Кхаджурахо, в котором чувствуется закат блестящей эпохи. Храм щедро декорирован, но ему недостает жизненной силы и глубины образов, которыми славится Кхаджурахо.

Храмы

Два больших храма до сих пор находятся в хорошем состоянии в первоначальном виде. Портик храма Адинатх является более поздним дополнением. В закрытом храме Шантинатха находится массивное монолитное изображение Шантината. Он также включает в себя по крайней мере еще один храм периода Чанделлы. К востоку от этих храмов находится несколько небольших храмов Чанделла, которые были восстановлены с использованием каменной кладки. Храмовый комплекс реставрации в 1870 г. Прошел нашей эры, когда Gajarath фестиваль был организован Kanchhedtilal Джейна из Nagaur маркировки обновление сайта в сопровождении установки новых изображений, как обозначено надписями. Каменные конструкции были укреплены с помощью каменной кладки, и храм Шантинатх был построен из двух храмов периода Чанделла.

Рядом с главным комплексом, построенным в 1984 году для размещения скульптур, имеющих историческое и художественное значение, находится музей под названием Саху Шанти Прасад Джайн Самграхалая. На юге есть дхармашала для паломников.

В Кхаджурао был обнаружен ряд джайнских надписей периода Чанделла. Самой ранней из них является Самват 1011 г. (954 г. н.э.) в храме Паршванатх, а последней — Самват 1234 г. (1177 г. н.э., это также последняя надпись эпохи Чанделлы в Кхаджурахо). События пратиштхи, должно быть, имели место в Самват 1205 и 1215 годов с множеством изображений тех лет. Во времена Кирттивармана (правил ок. 1060–1100 гг. Н. Э.) Столица переместилась в Махобу, а Кхаджурахо пришел в упадок. Деятельность джайнов возобновилась около самвата 1915 года (1858 г.), когда храмы были отремонтированы и установка новых изображений возобновилась.

Храм Паршванатх

Этот храм содержит надпись, датируемую 954 годом нашей эры, сделанную его строителем Пахилой, в которой упоминается дарение садов и содержится призыв к будущим поколениям охранять храм. Он упоминает Chandella Dhanga как царствующий король.

В этом храме находится хорошо известный ранней . Это называется янтрой Чаутиса (тридцать четыре), поскольку сумма каждого подквадрата равна 34.

Храм Адинатх

Adinath храм Jain содержит идол с надписью датированной 1027 году во время правления Chandella короля Madanavarman . Скульптура изображает Адинатху с ушнишей на голове и Дхармачакру с маленькой фигуркой быка.

Храм Шантинатх

Храм Шантинатх — это современное композитное сооружение, которое включает в себя части нескольких храмов и несколько святынь. В главной части находится идол лорда Шантината высотой 15 футов (4,6 м) с надписью 1028 года (VS 1085).

Храм Гхантай

Храм Гантаи был построен около 960 г. н.э. королями Чандела Кхаджурахо. Этот храм был посвящен лорду Ришабхе, поскольку в этом храме можно увидеть Чакрешвари вместе с Девятью планетами и Гомукх-якшей.

Кандарайя Махадэва

Кандарайя Махадэва. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Западная группа храмов, шиваитских и вишнуитских, сохранилась лучше других и располагается в два ряда. Каждый из них состоит из одного большого храма и нескольких более мелких. Самый большой, наиболее известный и богатый убранством — розово-белый Кандарайя Махадева, украшающий обложки бесчисленного количества книг об индийских храмах. Пропорции Кандарайя Махадевы достаточно впечатляющи — длина храма 102 фута, ширина 67 футов, высота с башней — 118 футов. Он мастерски построен и исключительно удачно спланирован, и является типичным образцом этой восхитительной группы сооружений.

Посвященный богу Шиве, комплекс из пяти храмов (panchayatana) был построен между 1025 и 1050 гг. н.э.

Сегодня из пяти первоначально существовавших зданий осталось только главное. Все пять были сооружены на высокой площадке, хотя, конечно, вспомогательные храмы были намного меньше по размеру и зрительно как бы связаны длинными каменными скамейками, где паломники могли немного отдохнуть.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей, matrika-s (или sakti-s). Шакти также означает женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, так же как и выступающие вперед окна наверху (oriel), ориентированы на страны света. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур в святая святых.

Вы входите в роскошно отделанную прямоугольную галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (torana) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков (gandharva-s) и богов (deva-s). Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках. Своей отделкой они очень напоминают легендарные мраморные джайнистские храмы горы Абу.

Вход в алтарь также украшен резьбой. Здесь аскеты медитируют, речные богини охраняют бога гор, а каменные цветы предлагают себя богу. Обрамленный этим богатством, здесь находится Shankara (Шива) в виде мраморного мужского члена (linga), символа жизни. Его место расположения, как и его пещера в Гималаях, темно и свободно от украшений. В тишине и полумраке бог отдыхает, успокаивая паломников своим молчаливым, строгим присутствием.

Алтарь окружен украшенной круглой дорожкой (рradakshina), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (ashtadikpala-s) — Индра, Агни, Яма, Наирита, Варуна, Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день храм мерцает как волшебное видение.

Множество богинь (deva-s, devi-s) и чувственных танцовщиц (apsara-s) — согласно подсчетам всего 872 — предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными, наполненными внутренней радостью. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них, в какой-то их личный рай. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Безусловно, создатели Кхаджурахо были не только высококвалифицированными, обученными и глубоко религиозными людьми, они также хорошо знали Кама Сутру.

Внешне храмы также украшены рядами рельефных изображений. Над рядами скульптур миниатюрные башни соединялись с центральной. Главный шпиль (shikhara) храма Кандарайя Махадева, выражающий мирские и духовные устремления, поднимается в виде параболической дуги, имитирующей соединенные руки паломника, сложенные в приветствие (namaskar).

Железнодорожная станция

Железнодорожная станция Кхаджурахо, выбивается из общего представления об железнодорожных станциях в Индии. Не так часто встретишь железнодорожную станцию которая расположена дальше чем аэропорт, в Кхаджурахо именно так.

ЖД станция Кхаджурахо построена не так давно, возможно именно этот факт говорит об ее опрятности, да еще не такое уж оживленное место представляет собой деревня Кхаджурахо.

Но обо всем по порядку. Местный мальчишка вызвался бескорыстно доставить меня из деревни на железнодорожный вокзал Кхаджурахо, у него это получилось и вот я стою перед новеньким зданием с отвалившимися буквами в названии станции, по правую руку стоянка таксистов, которые не так давно оказали теплый прием. Здание сделано с явным намеком на древние храмы Кхаджурахо, но до мастерства древних этим строителям далеко.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, здание ЖД вокзала

Захожу внутрь вокзала, чистота и порядок, рядом с офисами работников стоят растения в больших горшках, у ларька с едой сразу две мусорные корзины, пол в буквальном смысле блестит.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, не индийская чистота на вокзале

Я в Индии? Спрашиваю я сам себя и повертев головой, найдя глазами кучку местных на лавке, убеждаюсь что в ней самой. На перроне такая же чистота, что и рядом с офисом менеджера по вокзалу, мусора нет даже на шпалах рядом с перроном.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, удивительно чистый перрон

Общий вид умиляет, темно-синее небо в легкой дымке, контрастирует с залитым солнечным светом перроном, на котором мирно ожидают своего часа голубые вагончики, стройная шеренга фонарей поблескивает алюминием козырьков над желтыми навесами и лишь упрямые рельсы убегают прочь за горизонт.
Железнодорожная станция Кхаджурахо

На табличке название станции Кхаджурахо, не совсем понятно, почему на новой станции такая выцветшая табличка.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, табличка с названием жд станции

Лишь беспорядочно разбросанный багаж обшитый джутовой мешковиной, вносит частичку индийского беспорядка, но этот беспорядок напротив добавляет пикантности деревенской станции под названием Кхаджурахо.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, аккуратно сложенный багаж

Окошко касс стандартно для всех железнодорожных станций Индии, не стандартно лишь то, что народу нет никого.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, билетная касса

Из информационного стенда узнаю о расписании поездов, их тут немного, но маршруты весьма удобные: Дели, Варанаси, Джханси, Удайпур, Канпур.
Железнодорожная станция Кхаджурахо, расписание поездов

Автобусная станция

Автобусная станция Кхаджурахо

Гуляя по Кхаджурахо я совершенно случайно набрел на автобусный вокзал, возможно время было не рабочее, а может это его стандартное состояние, но выглядел он пустынно.
Автобусный вокзал Кхаджурахо, расписание

Судя по информационной стойке, автобусы с него ходят до следующих населенных пунктов: Сатна, Джанси, Агра, Джабалпур (я даже не знаю где это), Индор, Бхопал и Махоба. И на все эти восемь направлений на станции присутствует всего один автобус, где прячутся остальные?
Автобусный вокзал Кхаджурахо, кофе хаус «Madhur Coldrink»

Автовокзал Кхаджурахо, вызывает удивление, ведь большинство автовокзалов в Индии весьма шумные и живые, а тут тишина и никакого движения. Стандартное состояние для офиса продаж билетов, вы можете видеть на фото, но к счастью на станции есть кофе хаус под названием «Madhur Coldrink», его владелец приятный собеседник, да и к тому же напитки у него недорогие. Вся информация по работе автовокзала и маршрутам автобусов у него будет более чем достоверная. Если вы ничего у него не купили, он все равно вам поможет.

Скульптуры храмов Кхаджурахо

Для удобства восприятия все фигуры можно разделить на 5 видов:

  • религиозные, установленные в строгом порядке;
  • боги и их окружение, выполненные в каноническом и свободном варианте;
  • апсары и сурасундари, женские воплощения полубогов и духов, танцующие или занимающиеся повседневными делами;
  • светские скульптуры, изображающие музыкантов, правителей, семейные пары, влюбленных;
  • животные, характерные для Индии и мифические, среди которых часто встречаются изображения слонов, обезьян, птиц, кабанов.

В сюжетах четко просматриваются 2 начала: мужское и женское. Согласно тантрическому принципу космос состоит из 2 типов энергии. Только в совокупности обретается гармония и целостность мира. Несмотря на реалистичность фигур, в них скрыт определенный символизм. Основным действующим лицом является женщина. Она изображена во множестве жизненных ситуаций: глядящая в зеркало, баюкающая ребенка, беседующая с подругами, погруженная в многочисленные заботы по дому.

Второй доминантой становятся выражения плотской любви. Красота обнаженного тела чтилась не только в Древней Греции. Соразмерность и гармония воспевались во многих культурах Древнего мира, включая Индию.

Сложные скульптурные композиции имели охранное значение. Воплощая в изображении сложные взаимоотношения людей, богов и демонических сущностей, они создавали своеобразные лабиринты, отгоняя врагов рода человеческого. Красота и гармоничность изображений создают материализованную в камне созидающую энергию любви.

Храмы Кхаджурахо представляют собой уникальный комплекс, сохранившийся, благодаря удивительному искусству мастеров прошлого. В его архитектуре воплощен принцип единства Вселенной, гармония души и тела. Скульптурные композиции, выполненные с высоким уровнем мастерства, иллюстрируют все аспекты жизни во всем их многообразии.

Деревня Орчха

В Агре я расстался со своими товарищами по туру «Золотой треугольник» (изначально нас было пятеро, но Каджурахо был только у меня в программе) и на поезде поехал в город Джханси. К сожалению, был сильный туман, и по дороге из поезда ничего не было видно.

На станции меня встречал гид. Мы сели в машину и отправились в Орчху, которая находится в 16 км от Джханси.

Когда приехали, туман рассеялся, но всё равно в воздухе висела дымка. (Всем, кто собирается в Индию зимой, нужно иметь ввиду, что в это время года в Индии часто бывают сильные туманы. Зато зимой не жарко).

Первым делом мы отправились в комплекс дворцов. Билет туда стоит 250 рупий и фотосъемка 25 рупий. По этому же билету я проходил в храм Лакшми Нарайян и в Кенотафы, действителен билет 1 день.

Храмовый комплекс Кхаджурахо

Кхаджурахо было бы обычной деревней, каких не счесть в Центральной Индии, если бы не его исключительное культурное наследие в виде храмового комплекса, который выдвигает это местечко на передний план мировой культуры и архитектуры.

При правлении царей из династии Чандела, которые владели этой местностью с IX по XIV века нашей эры, здесь процветала исключительная архитектурная школа, чьи идеи и мастерство нашли свое воплощение в храмах Кхаджурахо.

Комплекс, окружающий деревню, занимает территорию около 21 квадратного километра и представляет собой один из красивейших и загадочных памятников Индии. Считается, что 85 храмов, из которых в той или иной степени сохранилось всего 25, были построены за два с небольшим столетия, примерно с 900 г. до 1125 г. нашей эры.

Храмы Кхаджурахо – это кульминация североиндийского стиля культовой архитектуры нагара. Они богато украшены великолепными горельефами тончайшей работы, которые считаются шедевром индийского искусства. Стены храмов сплошь покрыты изображениями богов, богинь, божественных существ, украшенны растительными и символическими орнаментами. Здесь и стражи сторон света дикпалы, и небесные танцовщицы апсары, и небесные нимфы сурасундари, и добрые духи видьядхары, и музыканты гандхарвы, ганы – помощники Ганешы и влюбленные пары в процессе майтхуны – тантрического секса.

Совершенство скульптуры подчеркивается сочетанием мягкого цвета песчаника всевозможных оттенков от светло-желтого до розового, и глубины фона, что создает особую игру света и тени.

Стены храмов внутри и снаружи украшены фризами, где как в калейдоскопе сменяют друг друга сцены из жизни богов и простых смертных – религиозные ритуалы, музыкальные представления, воинские сражения, процессии, церемонии, придворная жизнь, животные, влюбленные пары и простые бытовые сюжеты. Это настоящий гимн жизни, запечатлевший в камне всю палитру ее красоты и многообразия.

Храм любви Кхаджурахо

Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, – , стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.

Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО

. Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.

Достопримечательности сегодня

Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

Традиции и современность

Индийцы не только живут бок о бок с традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.

Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые на каменных ступенях.

Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов
сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

Храмы Кхаджурахо расположены в индийском штате Мадхья-Прадеш, приблизительно в 620 километрах к юго-востоку от Нью-Дели, и являются одним из самых популярных туристик-плэйс в благодаря известным на весь мир эротическим скульптурам, покрывающим храмы.

Название Кхаджурахо, древнее «Кхаджуравахака», происходит от санскритского слова кхаджур — финиковая пальма. Легенда рассказывает, что прекрасная Хемавати, дочка брамина, была соблазнена богом Луны Чандрой, когда купалась ночью в реке. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной , где она стала и матерью и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чанделла. Когда он был признан правителем, он увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

История

Историки считают что храмы Кхаджурахо были воздвигнуты в период с 950 по 1050 гг. н.э. За 100 лет, было построено 85 храмов на площади равной 21 кв. км., а территория была обнесена крепостной стеной. Мусульманское присутствие в 1100–1400 годах, нанесло значительный ущерб храмам Кхаджурахо, но непонятно, почему некоторые храмы уцелели? Сегодня восстановлены лишь 20 храмов, остальные либо в руинах, либо еще не найдены.

После мусульманского нашествия, династия Чанделла оправиться уже не смогла и город поглотили джунгли, бережно укрыв чудесные храмы на столетия. Лишь в 1838 году британским армейским инженером, капитаном Т. Бертом были обнаружены таинственные храмы с развратными барельефами, о чем он и сообщил в своем отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании.

Во многом благодаря удаленности Кхаджурахо от цивилизации, храмовый комплекс дожил до нашего времени, по нынешним меркам, удаленность весьма относительная, всего 620 км к юго-востоку от Дели, а благодаря туристическому потоку рядом построили современный аэропорт. Но и сегодня деревня Кхаджурахо со своими древними храмами, остается чуть в стороне от шума и суеты, и задает новые загадки историкам.

Документально не подтверждено, для каких целей были построены храмы, имели ли они религиозное значение или они для чего-то еще? Где великолепные дворцы династии Чанделла? Где жили люди которые, посещали эти прекрасные храмы? Сегодня у историков больше вопросов, чем ответов, но раскопки продолжаются, возможно в ближайшем будущем тайны Кхаджурахо будут раскрыты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector