Линия сталина

История линии обороны Сталина

Строительство грандиозного сооружения было начато в 1928 году по личному распоряжению Иосифа Виссарионовича. Необходимость в создании столь мощного укрепления района стала после завершения Гражданской войны. Тогда все еще существовала угроза нападения с юга англичан, с Востока — китайцев, а со стороны Запада — поляков. Если первые и вторые вели себя скромнее, то поляки в открытую говорили о присоединении к своей стране новых районов Беларуси и Украины.

Над созданием оборонного комплекса трудились сотни военных инженеров. Опыт Первой Мировой войны показал, что популярные форты и крепости изжили себя, оказались просто неэффективными. К примеру, крепость Новогеоргиевская, насчитывающая более 90 000 солдат и офицеров гарнизона, продержалась перед напором немецкой армии всего 2 недели.

Вражеские войска попросту обходили подобные сооружения и брали их на осадное положение. Далее в дело вступали артиллерия и авиация.

Советские ученые приняли абсолютно беспрецедентное решение: поставить все оборонительные сооружения форта в одну линию. Идея была гениальной: расположить фортификационные сооружения таким образом, чтобы по бокам их прикрывали естественные преграды, мешающие врагу подобраться к советским солдатам сзади (болота, леса, реки).

Но просуществовал оборонительный комплекс недолго. В 1939 году между Советским Союзом и Германией был подписан пакт о ненападении, к СССР были присоединены Прибалтика и Западная Украина. Граница Советского Союза сдвинулась, и необходимость в этом мощном сооружении отпала. Его разоружили и начали возводить новый подобный укрепрайон в месте, где, согласно пакту о ненападении, проходила новая граница СССР.

Немцы воспользовались тем, что новая линия не готова, а старая полностью разоружена, и в 1941 году нанесли сокрушительное поражение советским войскам. Врагу буквально за несколько месяцев удалось захватить Прибалтийские страны, Молдавию, Украину и часть РСФСР. И только в декабре 1941 года советским войскам удалось остановить армию вермахта.

«Линия Сталина» — превосходное место для семейного отдыха

«Линия Сталина» считается не только историко-культурным комплексом под мирным небом, но и превосходным местом для семейного отдыха. На территории данного комплекса имеется озеро, где предлагается прокатиться на лодках, катамаранах или водных мотоциклах.

Также в ресторане под названием «Крестьянское подворье» предлагают отведать как блюда национальной кухни, так и настоящую «солдатскую кашу».

И взрослым, и детям здесь предоставлена возможность познать свои силы в тире, а самым смелым — испытать подлинное оружие времён войны.

«Линия Сталина» — не единственный необычный музей Минска. Советуем Вам побывать на экскурсии в музее миниатюр достопримечательностей Беларуси «Страна Мини» — такими архитектурные памятники нашей страны Вы еще не видели! Кроме того, в Минске расположено множество других неповторимых музеев:

  • Музей истории медицины,
  • Музей трамвая, который, к слову, и сам расположен внутри вагона трамвая,
  • Музей карет,
  • Центр океанографии «Открытый океан» и другие.

Минский УР

Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.

К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.

26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).

27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).

28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:

«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»

Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.

Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».

Технические ошибки и просчёты

По мнению большинства современных военных историков, УРы, возводившиеся в 30-х годах, ещё на момент своего сооружения были в техническом отношении устаревшими. Прежде всего, они не обеспечивали нужной глубины обороны, и, кроме того, недостаточно продуманным было расположение составлявших их узлов. Полностью отсутствовала противотанковая артиллерия. Конструкция же ДОТов – долговременных огневых точек, позволяла вести из них только фронтальный обстрел противника, что приводило к их скорому уничтожению.

Среди наиболее заметных недостатков УРов того периода отмечают их слабую броневую защиту, крайне низкий уровень всего внутреннего оборудования и полное отсутствие средств химзащиты. Ко всему прочему, эти сооружения, предназначенные для длительного пребывания в них гарнизонных войск, в большинстве своём не были оборудованы канализацией и не имели водяных скважин.

Прорыв линии обороны

Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.

В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.

Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».

Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.

С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.

Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.

Открытие «Линии Сталина» в Беларуси

Открытие комплекса состоялось 30 июня 2005 года в виде военно-исторической галереи под открытым небом. Музей этот занимает огромную площадь, около 26 гектаров. Здесь представлена крупнейшая экспозиция военной техники, артиллерии, оружия и авиации. Также здесь сосредоточено редкое собрание немецких, польских и российских бронеколпаков, которые сохранились со времён Первой мировой войны.

Основную композицию данного музея представляют так называемые ДОТЫ – это оборонительные огневые точки. В галерее «Линии Сталина» был возрождён ротный участок, два пулеметных ДОТа, и пункт наблюдения. Также здесь была создана проекция местности, полная система траншей и различных построек того времени. Необходимо отметить, что в Советском Союзе эту систему оборонительных построек «Линией Сталина» не называли. Такое название придумала иностранная пресса, в частности, немецкая.

Уникальность комплекса под Минском «Линия Сталина»

Культурно-исторический комплекс «Линия Сталина», находящийся под Минском является уникальным в том, что все его экспонаты являются оригинальными, на большинстве из которых имеются отпечатки от снарядов, пуль и обломков. Любой из них можно потрогать руками. Не всякий музей даёт такую возможность для посетителей. Довольно любопытным фактом является то, что местные гиды облачены в красноармейскую форму командиров и бойцов. Каждый посетитель по желанию может осмотреть любой экспонат изнутри, взять в руки боевое оружие, тем самым ощутив себя истинным защитником Отечества.

«Линия Сталина» притягивает как специалистов в области военной техники, так и обычных путешественников. Первые дополняют свои познания, другие же обретают ни с чем не сравнимые впечатления.

Отличительной чертой историко-культурного комплекса под названием «Линия Сталина» считается то, что здесь на всей территории возрождаются в реконструкциях истинные события прошлых лет. Здесь детально отражают битвы, которые происходили на территории Минского укрепленного района в июне 1941 года.

Огромное количество таких мероприятий проводят с участием военной артиллерии, авиации.

Каменец-Подольский УР

Каменец-Подольский укрепрайон строился в 1938-41 годах.
Ширина по фронту – 60 км,
имел 159 сооружений. Размещалось 4 артиллерийско-пулемётных
батальона. С 5 июля 1941 – также 96-я горнострелковая дивизия.

7 июля 1941 Ставка Главного
Командования директивой № 00226 приказала командующему войсками Южного фронта:

«Из Каменец-Подольского
УРа снять вооружение и оборудование и гарнизоны
вывести на усиление обороны коридора между Летичевским
и Могилев-Ямпольским УРами
на участке Копай-Город, Ольховец.»

Этот рубеж
был на 80 км
восточнее Каменец-Подольского. По сводкам штаба
Южного фронта, из укрепрайона было вывезено 22 орудия (из имевшихся 102), 300
станковых пулемётов и 1,5 млн патронов (из имевшихся
11 млн). В директиве № 00319 (13 июля 1941) Ставка
Верховного Командования выразила своё недовольство этим фактом.

11 июля 1941 укрепрайон без боя пройден
венгерскими войсками.

«Объём работ был колоссальным»

Как отметил в беседе с RT доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Дмитрий Суржик, появление Управления оборонительного строительства было продиктовано необходимостью форсировать решение вопросов, связанных с инженерным оборудованием западных рубежей СССР. По его мнению, в Москве осознавали неизбежность крупномасштабной войны.

«Учитывая протяжённость границ СССР и опасность вторжения со стороны Германии и её союзников, объём работ для нашей страны был просто колоссальным. Требовалось огромное количество стройматериалов, оборудования и вооружений. Естественно, всё это стоило чрезвычайно дорого и требовало невероятных усилий», — пояснил Суржик.

  • Схема расположения укрепрайонов, построенных в 1928—1939 годах

По словам эксперта, перед Советским Союзом стояла намного более масштабная задача по укреплению рубежей, чем перед Францией, построившей ранее линию Мажино, Германией — с линией Зигфрида и Финляндией — с линией Маннергейма.

Как отметил Суржик, фортификации на западной границе СССР создавались с учётом общемирового опыта. В частности, советские инженеры старались возводить протяжённые укреплённые линии таким образом, чтобы это не были изолированные сооружения.

Также по теме

От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…

Новые инженерные системы с широким применением железобетонных конструкций строились с целью интеграции в гражданскую и военную инфраструктуру региона размещения. Подобный подход позволял более эффективно решать вопросы обеспечения продовольствием, водой, боеприпасами, вооружением и личным составом.

Ключевую роль в линиях обороны нового типа, именовавшихся «линией Сталина», играли так называемые укреплённые районы (УРы), в которых размещались долговременные огневые точки (ДОТы) с артиллерийскими орудиями и пулемётами, а также капониры и полукапониры (объекты для ведения флангового огня на расстоянии до 7 км).

Чаще всего УРы возводились вблизи крупных городов, где располагались ключевые промышленные предприятия и штабы соединений РККА. В процессе строительства «линии Сталина», в 1928—1939 годы, советские войска возвели более 20 укрепрайонов. Эти сооружения должны были стать первой линией защиты населённых пунктов, сдержать наступление врага. Наибольшее количество УРов было сосредоточено в Киевском особом военном округе.

Как свидетельствуют документы, первая попытка гитлеровцев прорваться к Киеву 13 июля 1941 года закончилась провалом. Наступавшие части 3-го моторизованного корпуса вермахта попали под плотный огонь пулемётов из ДОТов Киевского укрепрайона. Также противник подвергся чувствительным контрударам во фланг и был вынужден перейти к обороне.

Немцам пришлось остановить продвижение к столице УССР для более тщательной подготовки к штурму прилегающих к их позициям объектов «линии Сталина».

  • Последствия немецких обстрелов Киева в 1941 году
  • globallookpress.com

В результате сражение за Киев приняло затяжной характер: в целом эффективно обороняясь, Красная армия периодически переходила в контратаки, деблокировала окружённые врагом ДОТы и даже смогла освободить несколько населённых пунктов.

Успешные оборонительные действия в июле — августе 1941 года позволили подтянуть к городу столь необходимые для продолжения сопротивления резервы.

Ситуация для полумиллионного Киевского гарнизона резко изменилась в середине сентября 1941 года по причине поражений РККА на Юго-Западном фронте. Это позволило гитлеровцам практически полностью окружить столицу Украины. Чтобы не оказаться в котле, защищавшая город 37-я армия была вынуждена отступить на восточный берег Днепра, взорвав за собой мосты.

Музей «Линия Сталина» в Псковской области

Линия Сталина есть не только в Беларуси, но и в Российской Федерации, в Псковской области. Этот мемориал несколько меньше, нежели в Белоруссии, но имеет такую же насыщенную историю. Музей «Линия Сталина» в городе Острове Псковской области был открыт в 2009 году. Комплекс разместился на территории в 18,5 гектаров. Вниманию посетителей музея представлены ДОТы 1930-х годов, землянки, также работниками музея и добровольцами были воссозданы окопы, противотанковые и противопехотные заграждения, ходы-сообщения. На карте Линия Сталина в Псковской области находится в 5 километрах от с. Захаркино, в районе деревни Холматка.

Посетители музея отмечают, что здесь работают опытные и грамотные экскурсоводы, которые детально рассказывают о военных событиях на данной территории, подробно отвечают на многочисленные вопросы туристов.

Автокемпинг «Привал»

Стоимость и условия:

  • цена за сутки — уточняется/>
  • имеется система, обеспечивающая водой, стиральная машина, душ, электропитание 220В, место для приготовления пищи в полевых условиях, кафе

Стоит ли ехать?

Однозначно — ДА! Если решили поехать на Линию Сталина, то лучше всего выделить для данного мероприятия весь день.

Вы увидите не только военную технику (танки, самолеты, вертолеты, ракеты, автомобили, пушки, бомбы и т.п.), но и бункеры, доты, траншеи и также многое другое. Также стоит учесть, что в этом музее под открытым небом есть много где походить и полазить (причем по самой технике тоже, да и покрутить есть что). Очень хорошо приезжать в хорошую погоду.

С едой проблем не будет, так как есть кафе, где, кстати, можно отведать настоящую солдатскую кашу. А если взяли еду с собой, так прямо в машине/на машине можно и покушать. Помыть руки и сходить в туалет — тоже проблем никаких не будет.

В сам музей вы въезжаете прямо на машине, тут же и оставляете машину на стоянке, после чего никуда далеко ходить не надо, так как сама стоянка находится возле танков, стрельбища и многого другого интересного. Да-да, вам не послышалось — стрельбища. За деньги можно пострелять из разного вида оружия. Конечно же с пушки не стреляют, но вот с противотанкового ружья (ПТРС), ППШ, АК, винтовки Мосина (трехлинейка) и другого оружия еще как стреляют. А если хотите еще большего адреналина, тогда можно покататься на танке, причем имеется для катания и знаменитый Т-34. Что же касается сувениров, то в киосках их много самых разнообразных.

Есть классная детская площадка, которая расположена прямо в центре и вокруг отлично видна техника и все красоты.

А вообще развлечений тут хватает. Все это долго описывать. Лучше приехать и все увидеть самим.

Время работы

  • Справки и заказ экскурсий по телефону (c 10:00 до 18:00):
  • +375 (17)512-12-33 (многоканальный)
  • +375 (17) 512-13-31 (факс)
  • +375 (44) 716-34-59 (Velcom)
  • +375 (44) 716-34-69 (Velcom)

Время работы и цены на в Беларуси

График работы комплекса меняется ежемесячно. Посещение возможно ежедневно с 10:00, без выходных. Заканчивает работу комплекс в 17:00, 18:00 или в 19:00, в зависимости от графика, утвержденного до конца года.

albygan

Стоимость билетов и услуг

Входные билеты можно приобрести за наличные или оплатить покупку банковской картой.

Цены (в белорусских рублях):

  • Взрослые — 14 руб.;
  • Школьники и студенты — 7 руб.;
  • Дети до 6 лет — бесплатно.

Заказать экскурсию по «Линии Сталина» можно как заранее, так и на месте. Продолжительность программы — 60 минут.

Стоимость:

  • Взрослая группа до 5 человек — 25 руб.; от 6 до 20 человек — 20 руб.;
  • Детская группа до 20 человек — 15 руб.

albygan

Обновленные экспонаты

В ином виде предстанут и некоторые уже знакомые посетителям экспонаты. Главные изменения коснулись уникального, самого ценного в коллекции советского быстроходного колесно-гусеничного танка БТ-7 1935 года выпуска, найденного в конце 1998 г. реставраторами в ходе поисковых работ недалеко от деревни Шебеки Оршанского района Витебской области. Он был поднят со дна реки.

Во время первых реставрационных работ корпус бронетехники и башню зашпаклевали и сделали гладкими.

“Но такой внешний вид не подходил для реального танка”, – объяснил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина”.

Поэтому все современные вставки с боевой техники убрали и вернули ей прежние “шрамы”.

Танк БТ-7 в обновленном видеИ его башня

Изменилась и планировка силового отделения. Чтобы можно было беспрепятственно открывать жалюзи, были смещены фильтр воздушной очистки и расширительный бачок. При  прежнем их расположении это невозможно было сделать, что в свою очередь приводило к перегреву двигателя. Заменили и сам “движок” на такой же, потому что ранее стоявший износился из-за большой эксплуатации машины. С 2009 по 2015 гг. она регулярно участвовала во всех военных парадах, проходивших в нашей стране. Также выезжала в Россию, снималась в фильмах и “воевала” в реконструкциях. Мотор поставили в 2004 году, а единственный капремонт провели спустя пять лет. Новым “донором”, как и прежде, послужило “железное” сердце плавающего танка ПТ-76.

Танк БТ-7 вид сзади

Во время проведения нынешних восстановительных работ бронераритет пополнился целым рядом оригинальных деталей, которые ранее стояли на этой модели советского военпрома. Их нашли на полях былых сражений в Беларуси. Где-то они заменили новодельные, а где-то их скомплектовали вместе. Так, на место танковой рации послевоенного производства установили другую, времен Великой Отечественной войны. На заводской панели управления к новодельным тумблерам добавили настоящие и пр.

А.Метла показывает оригинальные детали танка БТ-7Внутри танка БТ-7

Процесс возвращения БТ-7 продолжается. В ближайшее время “семерка” должна встать в строй. Когда она вновь примет участие в военно-исторических реконструкциях точно неизвестно.  Не знает и Александр Метла. Он предполагает, что это произойдет на праздновании Дня пограничника.

Этот ящик со снарядами разместят в танке БТ-7

“Такие танки использовались Красной Армией” в приграничных сражениях начального периода Великой Отечественной войны”, – рассказал Александр Александрович.

Обновился и внешний вид старейшего “железного” реконструктора историко-культурного комплекса  ЗИЛ-157. Теперь провели его технический ремонт, установили другой тентованный кузов и перекрасили грузовик.

ЗИЛ-157 до измененийЗИЛ-157 после ремонта

P.S. Это далеко не все, что планируется сделать  в ИКК  “Линия Сталина” в нынешнем году. Добавлю только, что появятся и новые модели ходовой техники.

Для обороны или для наступления?

В вызвавшей некогда большой резонанс книге Резуна-Суворова «Ледокол» и её продолжениях Линии Сталина и Линии Молотова было уделено много места. Автор развил целую теорию об их назначении и планируемом использовании. Как и остальные идеи автора, эти не выдерживали критики и не заслуживали особого внимания, но, перефразируя фразу из популярного фильма: «Поиск он вел в правильном направлении».

Эти линии строились в разные периоды развития военного дела, хоть и разделяет их лишь несколько лет. На рубеже 30-х годов, в СССР рассматривали укрепленные районы на границе, как средство отражения первого удара потенциального противника. В случае возникновения угрозы нападения, гарнизоны укрепрайонов и полевые войска, предназначенные для их наполнения, отмобилизовывались (желательно скрытно), и должны были вступить в бой с противником, перешедшим границу. Задачей укрепрайонов было выиграть время, необходимое для мобилизации основной части вооруженных сил. А дальше, как говорится, по обстановке.

В укрепленных районах планировалось иметь постоянные гарнизоны, которые в опасный период преполагалось усилить. Кроме этого были заранее созданные полевые войска, которые должны были действовать в этих укрепрайонах. В 20-30-е годы шла очень большая теоретическая работа, о чем хорошо рассказано в книге Валентина Рунова «Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой». Согласно существовавшим тогда в мире взглядам, укрепленные районы, состоявшие из долговременных укреплений, занятых постоянными гарнизонами, должны были служить лишь костяком обороны. На этот костяк должны были опираться полевые войска. При этом в таких странах как Франция и СССР часть полевых войск для наполнения УРов формировалась сразу же, и отличалась от обычных общевойсковых соединений. Французские дивизии крепостной пехоты (Division d’Infanterie de Forteresse), вместо обычных стрелковых подразделений имели пулеметные. В Красной Армии, согласно «Плану развития и реорганизации РККА на 1938-1942 гг.» имелись стрелковые дивизии укрепрайонов, которые отличались от обычных наличием дополнительного пулеметного батальона в каждом полку.

Однако, уже в конце 30-х взгляды советского руководства на начальный период войны существенно изменились. Теперь все планы на будущую войну предусматривали нанесение упреждающего удара по сосредоточенной у наших границ группировке противника. Что и было отражено во всех предвоенных документах. Однако, могла сложиться ситуация, когда упреждающий удар запоздает и враг начнет первым. На этот случай и существовали планы прикрытия госграницы, основную роль в которых должны были сыграть укрепленные районы. Они должны были принять на себя удар, сдержать противника и дать возможность советским войскам развернуться и действовать по своему плану.

Именно поэтому Линия Молотова, в первую очередь должна была прикрывать наиболее уязвимые участки границы. Для Линии Сталина задача ставилась полностью прикрыть границу «от моря и до моря».

С консервацией поторопились

Линия Сталина к лету 1941 года была законсервирована, огневые точки демонтированы. Но фортификации ещё не были взорваны или срыты. Поэтому их можно было использовать по назначению, если заблаговременно разместить там войска и вооружение. К несчастью, немецкое наступление развивалось столь стремительно, что это удалось сделать только в отдельных пунктах.

Например, Киевский УР успешно оборонял столицу Украины от фронтального наступления немцев. Он пал только после того, как немцы глубоко обошли Киев с востока. В тех же летних сражениях 1941 года известную роль сыграли Мозырский, Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны. Они, как и Кингисеппский на старой границе с Эстонией, были оставлены только в результате обхода немецких войск.

Один участок линии Сталина остался неприступным всё время войны. Это Карельский, на старой границе с Финляндией севернее Ленинграда. Впрочем, по некоторым свидетельствам, финский фельдмаршал Маннергейм не собирался отдавать своим приказ наступать там дальше старой границы.

Несомненно, что, если бы после осени 1939 года продолжалось строительство оборонительных рубежей на старой западной границе СССР, то в начале Великой Отечественной войны линия Сталина сыграла бы куда более ощутимую и полезную роль в обороне Советского Союза от гитлеровского вторжения. Полностью защитить от продвижения противника вглубь страны, как показывал опыт Второй мировой войны, она была не в состоянии. Но линия Сталина, не будь её поспешной консервации, могла бы существенно ослабить и задержать вражеское наступление.

Цены на Линии Сталина

Цены обновлены: 07 июля 2021г.

  • Посещение комплекса (весь день):
    — взрослый – 15 руб.
    — детский – 7 руб.
    — дети до 6 лет (включительно) — бесплатно
    — в дни проведения массовых мероприятий стоимость может поменяться.
  • Стоянка легкового автомобиля, микроавтобуса (весь день): 3 руб.
  • Стоянка автобуса (весь день): 4 руб.
  • Стоимость услуг экскурсовода:
    — для взрослых (до 20 человек) – 28 руб.
    — для детей (до 20 человек) – 25 руб.
    * Экскурсия длится 1 час
    * Уважаемые посетители «Линии Сталина», экскурсии заказываются заранее по телефонам: +375 (17) 512-12-33, +375 (44) 716-34-59, +375 (44) 716-34-69
  • Стрельба из пушки с поражением танка противника:
    — цена 1 выстрела – 25 руб.
  • Стрельба из 37-мм зенитного орудия:
    — цена 10 выстрелов – 30 руб.
  • Стрельба из немецкой 20-мм зенитки Solothurn ST5:
    — цена 5 выстрелов – 15 руб.
  • Стрельба из пулемета Максим:
    — цена 3 очереди по 5 выстрелов – 10 руб.
  • Стрельба из охолощенного оружия:
    — цена 1 выстрела – 5 руб.: автомат АК-47, автомат АК-74, револьвер системы Наган, винтовка Мосина, карабин СКС-45
    — цена 1 выстрела – 10 руб.: пистолет-пулемет МР-38
    — цена 1 выстрела – 20 руб.: пулемет ДШК
  • Стрельба из пневматики:
    — группа 1-6 чел., до 1 часа – 30 руб.
  • Катание на бронетехнике, 15 минут, дистанция 1750 метров, до 10 человек, приведенная сумма делится на всех:
    — на ПТ-76 – 250 руб.
    — на БМД – 800 руб.
    — на Т-55 – 800 руб.
    — на PzKpfw III – 1000 руб.
    — на Т-44 — 1600 руб.
    — на STUG-III – 2000 руб.
    — на Т-34 — 2000 руб.
    — на СУ-100 – 2000 руб.

Память военных лет

Подводя итоги минувшей войны, историки приходят к заключению, что снятая с боевого дежурства в 1940 году «Линия Сталина» (фото отдельных её объектов приводятся в статье), тем не менее, сыграла определённую роль в ходе первых и самых тяжёлых дней войны. На отдельных её участках продвижение врага удалось приостановить на срок от 2-3 дней до нескольких недель, что в обстановке боевых действий сыграло немаловажную роль.

В наши дни создан целый ряд мемориальных музеев на территориях бывших укрепрайонов, из которых состояла «Линия Сталина». Беларусь стала одной из первых республик бывшего Советского Союза, создавшей такой военно-исторический комплекс. К шестидесятилетнему юбилею Победы группой активистов был организован музей под открытым небом. Он находится в районе бывшего Минского УР, и его центральные экспозиции размещены в одном из сохранившихся до наших дней ДОТов.

Примеру минских активистов последовали жители другого белорусского города Заславля, открывшие 24 июля 2012 года памятник морским пехотинцам и морякам. Местом для его установки был также выбран один из участков историко-культурного центра «Линия Сталина».

День ото дня пополняются экспозиции уже существующих мемориальных комплексов и, наряду с этим, создаются новые. Так, в 2009 году открылись два музея боевой славы – в Псковской области и в Сестрорецке – муниципальном образовании, входящем в Курортный район Санкт-Петербурга. Этот мемориал, получивший название «Сестрорецкий рубеж», состоит из ДОТа, позывные которого в дни обороны Ленинграда были «Слон» (его так и стали называть в последующие годы), а также нескольких малых огневых точек. Этот укрепрайон также входил в общую оборонительную систему «Линия Сталина».

Как доехать до мемориального комплекса «Сестрорецкий рубеж»? Проще всего это сделать на электропоезде с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Расписание поездов составлен таким образом, что даже в будние дни интервал между ними не превышает одного часа. Кроме того, можно воспользоваться маршрутным такси №305 от метро «Старая деревня» или №827 от «Проспекта Просвещения». Те, кто располагает личным транспортом, могут добраться до Сестрорецка по Приморскому шоссе. Расстояние составляет 36 км, и с учётом загруженности трассы дорога обычно занимает около 40 минут.

В 2014 году на экраны страны вышла четырёхсерийная документальная кинолента режиссёра Олега Четверикова «Линия Сталина». Фильм во всех подробностях повествует о строительстве этой уникальной, и не имевшей аналогов в мировой истории системы оборонительных сооружений. При его создании использованы многие архивные материалы, нигде ранее не опубликованные, и представляющие большой интерес для всех, кому дорога память военных лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector