Нарвские триумфальные ворота в санкт-петербурге

Московские триумфальные ворота

Рекомендовать место

4

Московские триумфальные ворота – арка, построенная по проекту Василия Стасова в 1838 году в ознаменование победного окончания русско-турецкой войны.

Изначально ворота хотели построить у Обводного канала, но выбрали место у пересечения Лиговского канала и Московского канала.

Основной материал ворот – чугун. Детали ворот изготавливались Александровским чугунолитейным заводом. Ширина ворот составляет почти 37 метров, высота – 24 метра, а общий вес 12 колонн составляет 450 тонн.

В 1936 году ворота демонтировали. После войны ворота восстановили на прежнем месте по проекту Капцюг и Петровой.

Координаты: 59.89210200,30.31981900

Архитектурные особенности

Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.

Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.

Галина Еремина

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Внешний вид ворот

Нарвские триумфальные ворота представляют собой монументальное сооружение в стиле ампир, вознесшееся на высоту более 30 м, шириной 28 м с размерами внутренней арки 8х15 м. Композиционно ворота сделаны по образцу триумфальных арок Древнего Рима, в строгом и простом стиле.

Со всех сторон арка обведена колоннадой, состоящей из 12 колонн диаметром 1 м, увенчанных ажурными коринфскими капителями. Украшения в виде канелюр сделаны по античным образцам.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге — это образец гармоничного единения пластики скульптурной композиции с архитектурой грандиозного монументального строения.

Александровские ворота

Рекомендовать место

2

1

Александровские ворота,находятся на Химиков 18, в Санкт-Петербурге.

Одни из первых ворот Охтенского порохового завода — Георгиевские — находились на углу шоссе Революции в створе улицы Коммуны. Эти деревянные ворота, построенные в XVIII веке, по информации протоиерея Александра Будникова (настоятеля храма Святого пророка Илии на Пороховых), просуществовали до XX в.

15 апреля 1803 г. на заводе произошёл один из самых крупных взрывов пороха многие производственные здания и церковь значительно пострадали.

Руководство восстановительными работами (1803-1805 гг) было поручено Ф. И. Демерцову.

Василий Стасов — архитектор-новатор

В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.

За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.

Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.

Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.

Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.

Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы

Реставрационные работы

Еще во второй половине 19 века (с 1877 г.) начались реставрационные работы, связанные с заменой медных листов на железные из-за сильной коррозии. Через несколько лет сюда переехала часть городского архива, содержащая документы по истории Петербурга.

Затем, в 1920 годах, был начат длительный ремонт ворот, который продолжался до начала Великой Отечественной войны.

Следующая реставрация началась в 1949 г. по проекту архитектора И. Бенуа. За 3 года были заменены кровля, чугунные лестницы, созданы по оставшимся рисунками пострадавшие во время войны декоративные фрагменты статуй: сделан ремонт колесницы, части статуи Ники, лошадей, оружия).

Очередные работы в 1978-1980 гг. были проведены, в основном, на окружающей ворота территории: проложены новые подземные коммуникации и подземный переход, выложена камнем площадь вокруг ворот, построен гранитный поребрик.

Самая последняя реставрация была посвящена 300-летию города: были почищены и обновлены медные листы, обновлены и отреставрированы капители и колонны, внутренние лестницы, заменена крыша. Воротам придали их первоначальный цвет (ярко-зеленый).

Площадь вокруг Нарвских ворот

Площадь, расположенная вокруг Нарвских ворот, была также спроектирована Стасовым, который настоял на доминировании памятника с помощью его расположения на возвышенности по отношению к самой площади. Расчеты были проведены по высоте, до которой поднималась вода при наводнении 1824 г.

Стасов особенно настаивал на больших размерах площади, чтобы было «приличное расстояние», позволявшее хорошо рассмотреть такое монументальное строение.

В 1834 г. монументальное строение перешло к городскому ведомству. В здании разместилась казарма для солдат местной караульной службы, тем самым, по идее Стасова, Нарвские триумфальные ворота вошли в состав музея Отечественной войны 1812 г.

Со временем окружающие площадь дачные домики были снесены, вместо них территорию начали застраивать домами, появились дымные заводские постройки, а к концу 19 в. пригород превратился в рабочую заставу. Название «площадь Стачек» это место получило после Октябрьской революции 1917 г. в честь проходивших здесь рабочих забастовок и манифестаций.

В 1924 г. архитектором Л. Ильиным был разработан проект перепланировки. На месте заболоченной речки Таракановки и трущобных построек разбили широкую площадь, которая существует и поныне.

Интересные факты:

Сначала Нарвские триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся после окончания войны с наполеоновской Францией из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, у границы города вблизи Обводного канала. Автором проекта был Джакомо Кваренги, а саму конструкцию возвели из дерева и алебастра. Под той аркой и прошли русские войска в 1814 году. Но деревянные ворота быстро пришли в негодность, поэтому императором Николаем I было принято решение о постройке новых, уже каменных, ворот на берегу реки Таракановки, немного южнее прежнего места. В 1827 году, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень вторых ворот.

Новый архитектор — Стасов — сохранил первоначальный замысел Кваренги, однако теперь ворота создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов также была создана и скульптурная группа — шестерка вздыбленных коней с колесницей и крылатая фигура богини Победы в тунике, с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью в левой. С четырех сторон арку украшает колоннада из двенадцати колонн коринфского ордера. По карнизу располагаются восемь аллегорических скульптур — фигуры гениев Славы и Мира. Внизу, в нишах между колоннами, стоят древнерусские витязи. В целом, стиль Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, без лишнего аллегорического усложнения.

Фриз Нарвских ворот украшает надпись на русском и латинском языках: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 д. августа 1834». По бокам Нарвских ворот имеются надписи: «Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года». Также на воротах подписаны места решающих сражений (Бородино, Тарутино, Лейпциг, Малый Ярославец), путь русской армии в Европе (Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж) и названия воинских соединений (пехотных и конных гвардейских полков).

На открытии новых Нарвских ворот присутствовала императорская семья. В память об этом событии была выпущена бронзовая медаль.

Медь оказалась не самым лучшим строительным материалом, в условиях сырого петербургского климата она быстро подвергалась коррозии. Поэтому ее заменили железом, а сами ворота неоднократно реставрировались — как в XIX веке, так и XX столетии.

Через Нарвские ворота в годы Великой Отечественной войны на фронт уходили солдаты Ленинградского гарнизона. А в 1944 году через них возвращались уже победители, разорвавшие кольцо блокады. Сама война очень серьезно отразилась на состоянии триумфальной арки — от артобстрелов и бомбежек на воротах осталось более двух тысяч пробоин, повреждений декора и карниза.

Сегодня в верхней части ворот, куда ведут две винтовые лестницы, открыт музей, где выставлена атрибутика Отечественной войны 1812 года и проводятся тематические выставки.

Высота арки составляет 30 метров, ширина — 28 метров, ширина и высота свода — 8 и 15 метров соответственно.

Нарвские Триумфальные ворота включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Площадь Стачек.

Нарвские Триумфальные ворота на карте:

Как добраться:
Ворота находятся по центру площади Стачек, на пересечении Старо-Петергофского и Стачек проспектов.

Ближайшая станция метро — «Нарвская». Наземный транспорт — остановки «Площадь Стачек», «Станция метро «Нарвская».

Триумфальная арка «Грозный»

Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова. Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова. Арка является главными вратами в город Грозный.

Триумфальная арка «Грозный» в Чечне. Фото: Commons.wikimedia.org / Станислав Гайдук

↑ История

Нарвские ворота были построены в честь победы русской армии над войсками Наполеона Бонапарта во время Отечественной войны 1812 г Сначала памятник был деревянным с алебастровыми элементами декора и оформления. Под воротами в 1814 г. прошли солдаты, воевавшие в Европе.

Спустя десять лет император Александр Первый приказал перестроить ворота, заменив дерево на камень. Первый камень по новому проекту архитектора Стасова был заложен в 1827 г., когда в стране отмечали очередную годовщину Бородинской битвы.

Новые Нарвские ворота сложили из кирпича, обшив сверху медными листами. Из них же сделаны и такие элементы памятника, как:

  • Фигура Славы,  скульптора С. Пименова;
  • шестерка коней, скульптора П. Клодта.

Скульптура ворот отличается строгостью и простотой, без использования аллегории в образах. Такой подход использовался в монументальных и декоративных произведениях 19 в., но в Нарвских воротах Клодт такого оформления избежал.

Нарвские триумфальные ворота фото

Спустя семь лет после начала строительства, ворота были открыты. Торжество состоялось в 1834 г. Высота нового памятника была 23 м, сверху стояла скульптура Победы, вместе с которой высота Нарвских ворот составила больше 30 м. Ширина строения равна 28 м.

Спустя время медные пластины стали покрываться коррозией, поскольку климат Питера не подходил для длительного использования этого металла. Власти Санкт-Петербурга не могли мириться с таким внешним видом Нарвских ворот, поэтому их решили отреставрировать. Листы поменяли на железные, но коррозия от этого не прошла. Влага и близость воды негативно влияли на состояние материала.

В январе 1905 г. возле Нарвских ворот расстреляли участников мирной демонстрации, которая известна в истории, как Кровавое воскресенье. Ворота и площадь, на которых они стоят, были местами столкновений и восстаний 1917 г. Из-за этого площадь стали вскоре называть не Нарвской, а площадью Стачек.

Капитальная реставрация ворот была начата в 1925 г., но ее не успели закончить из-за начала Второй мировой войны. Во время налетов немецкой авиации памятник архитектуры сильно пострадал, но его удалось спасти. С 1949 г. по 1951 гг. был проведен новый этап реставрационных работ, в конце 1970-х – начале 1980-х гг. – снова провели реставрацию. В последний раз Нарвскими воротами скульптуры и архитекторы занимались в начале 2000-х гг.

Триумфальные ворота в Москве

С идеей сооружения триумфальных ворот в Москве, посвящённых победе над армией Наполеона, выступил Николай I. Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Строительство ворот велось довольно долго из-за недостатка денежных средств: открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Восстановлению ворот Москва во многом обязана Юрию Гагарину, который на VIII съезде ЦК ВЛКСМ 1965 года заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». На это ему ответил Никита Хрущёв: «Гагарин есть Гагарин. Поэтому первое, что мы сделаем, — это обязательно восстановим Триумфальную Арку». Арку восстановили в 1966–1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменён: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Московские Триумфальные ворота. Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Музей

В 1987 году внутри Триумфальной арки открылся музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, попасть в который можно по двум узким винтовым лестницам. В экспозиции представлены фотографии разных лет, в том числе рассказывающие о трагических событиях Второй Мировой войны, атрибутика освободительных походов 1812-1814 годов. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, объединенные единственной темой – Петербург в военные годы. Также экспонируются скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.

В музее постоянно открыта выставка художника Андрея Ромасюкова «Пыль времени». Свои работы автор посвятил различным событиям, происходящим в первой четверти XX века, главным образом во время Первой мировой войны. Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь же посетителям предлагают приобрести брошюрки об истории строительства объекта, а также о героических подвигах российских солдат. Касса в музей расположена внизу у входа.

  • Стоимость билета – 100 руб., для льготной категории – 60 руб.
  • Открыт с 11:00 до 17:00.
  • Нерабочие дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца

Нарвские ворота: немного истории

Со стороны Петергофа в Санкт-Петербург должны были войти русские войска- победители.
Чтобы успеть к их возвращению на месте нынешних Нарвских ворот построили по проекту Джакомо Кваренги их деревянную версию – арку, также увенчанную колесницей Славы. Для зрителей были выстроены трибуны.

И вот 30 июля 1814 года в город под аркой вошли первые полки: Преображенский, Семёновский, Измайловский и Егерский. Всего войска проходили 4 раза.

Через десять лет деревянные ворота обветшали, и было решено установить новые, долговечные. В 1827 году началось строительство ворот по проекту Василия Петровича Стасова чуть южнее старых.

Во время торжественной церемонии закладки памятника камни в котловане разместили в форме креста. Имена членов царской семьи выгравировали на камнях золотом, имя архитектора Стасова – серебром. Также положили медаль и камень в память генерала Ф.П. Уварова, завещавшего на памятник 400 000 рублей. По тем временам это были огромные деньги. Выше уложили золотые монеты, георгиевские и кульмские кресты и медали. Торжественным маршем вокруг прошли гвардейцы.

К строительству фундамента отнеслись серьезно: было забито более тысячи свай более 8 метров длиной каждая, затем укладывали поочередно слои каменных и гранитных плит. Дальше встал вопрос о материале для самого памятника. Первоначально на высшем уровне был одобрен памятник из чугуна. Но Стасову удалось убедить Николая I, что монумент стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью. Интересно, что прав оказался не архитектор, а Николай I, и при последующих ремонтах медь была заменена на листовое железо.

Строительство Нарвских ворот продвигалось быстро, пока не помешал пожар. Сгорели все деревянные службы, строительные леса. При тушении огня раскалённый гранит поливали холодной водой, и в нём появились трещины.

И все же в конце 1833 года официальная комиссия приняла и одобрила памятник.

Скульптурная группа, венчающая памятник – богиня победы Ника, управляющая колесницей. В её руках традиционные пальмовая ветвь и лавровый венок – символы мира и славы. Коней выполнил П.К. Клодт (его же знаменитые кони на Аничковом мосту) , статую Победы – Степан Пименов, колесницу – Василий Демут-Малиновский.

По моделям Пименова и Демут-Малиновского выполнены статуи древнерусских воинов и установлены в нишах между колоннами. Золотые буквы на западном фасаде – названия гвардейских кавалерийских полков русской армии, участников войны 1812 года. На восточном фасаде – список пехотных полков. По краю фронтона – список главных сражений.

Вокруг памятника для лучшего обзора разровняли и засыпали песком площадь, в настоящее время Площадь Стачек. Высота площадки для изначально памятника рассчитана так, чтобы монумент не пострадал во время наводнений.

В Великую Отечественную войну ворота находились недалеко от линии обороны Ленинграда, конечно, они сильно пострадали.

В 50-е годы памятник отреставрирован по проекту И. Н. Бенуа. А в 1987 году внутри Нарвских ворот открылся музей, в настоящее время филиал Музея городской скульптуры.

Накануне 300-летия Санкт-Петербурга был произведен последний капитальный ремонт монумента.

Адрес: пл. Стачек, 1

Ближайшая станция метро: Нарвская

Музей-памятник

Внутри Нарвских ворот (в аттике — верхней части сооружения) работает Музей «Нарвские Триумфальные ворота». К экспозиции ведет узкая винтовая лестница, рассчитанная на одного человека. В музее представлены тематические выставки и историческая экспозиция, проводятся экскурсии.

Экспозиция музея, Нарвские Триумфальные ворота

Режим работы и стоимость билетов

Музей Нарвских ворот работает по следующему графику: в среду с 14:00 до 20:00, касса до 19:00; четверг-воскресенье с 11:00 до 17:00, касса до 16:00. Понедельник и вторник — выходные дни.

Билеты стоят 150 рублей, для льготных категорий граждан — 50 рублей. Подробности по телефону: +7 (812) 786-97-82.

Красные ворота в Москве


Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Игорь Новиков

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Сергей Архипкин

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Арка Главного штаба

Построен Главный штаб в 1819-1829 годах. Главный зодчий арки был К. И . Росси, декор фасада, внутренних помещений и скульптуры были разработаны и выполнены С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. На сегодняшний день Главный штаб – это одно из зданий принадлежащих Эрмитажу. Ранее там были расположены различные министерства.

Смысловым центром всей архитектурной композиции является арка Главного штаба. Она была возведена как завершающий элемент, смысловой центр архитектурной композиции и посвящена военным событиям 1812 года. Она была открыта 4 октября 1828 года.

Украшена арка большим колицеством декоративных элементов. Можно выделить различные барельефы и скульптуры, а также часы, механизм которых сохранился до наших дней и отлично функционирует.

Главная и самая масштабная композиция расположена на самом верху – это колесница, запряженная шестью лошадьми. В колеснице находится Ника – крылатая богиня победы. В одной руке у нее лавровый венец, а в другой штандарт.

Реставрация

Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.

В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:

  • была заменена часть облицовки;
  • произведена чистка оставленного облицовочного камня;
  • восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
  • отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
  • железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
  • черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.

В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.

Возобновление из кирпича и меди

Нарвские триумфальные ворота и площадь Стачек

Нарвские триумфальные ворота в 1910 году

Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.

По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

Посмотреть на новые Триумфальные ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль.

Интересные факты

В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.

Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.

Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector