Триумфальные ворота (триумфальная арка) в москве

Аналоги Триумфальной арки в мире

Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.

Страна Город Год Событие (назначение)
Франция Париж 1836 В честь Аустерлицкого сражения
Индия Нью-Дели 1931 Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны
Испания Барселона 1988 К проведению Всемирной выставки
Германия Берлин 1791 Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира
Англия Лондон 1828 Вход в Букингемский дворец
Италия Рамини 27г. до н.э. Арка Августа – ворота в город
Румыния Бухарест 1922 В честь защитников независимости

Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.

Оформление статьи: Мила Фридан

История Триумфальной площади

В XVIII веке на месте современной Триумфальной площади располагался Земляной город и проходил Тверской тракт — дорога на Тверь и Великий Новгород. В скромных приземистых домиках здесь жили в основном ямщики.

Все изменилось, когда в 1703 году был основан Санкт-Петербург. С этого момента Тверская дорога связала две российские столицы и стала парадной. По ней с завидной регулярностью стали проезжать высокие особы — цари, императоры, иностранные делегации.

Чтобы отдать дань столь дорогим гостям, у Тверских ворот стали устанавливать Триумфальные арки. Они «встречали» Петра I после окончания Северной войны, Елизавету Петровну и Екатерину II после коронации. Традиция с установкой арок закрепилась на долгие 100 лет и дала название будущей городской площади.

Сама Триумфальная площадь формировалась в первые годы XIX века. Сначала на этом месте был рынок, но уже в 1805 году территорию расчистили, замостили и устроили там сквер. Вскоре район стали активно застраивать.

В 1958 году на площади появился памятник В. Маяковскому. Он завершил уже почти сложившийся архитектурный ансамбль.

Реставрация Триумфальной арки

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.

При выполнении ремонтных работ
была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена
расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по
металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота,
и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие
Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года.

За работы по обновлению памятника
жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды
присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое
качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной
выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под
патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в
первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Арка Бове

Через несколько лет к идее строительства монументального памятника в честь победы в войне с Наполеоном вернулся император Николай I. Во время собственной коронации в 1826 году государь выразил надежду, что в столице появятся триумфальные ворота, подобные тем, что в 1814 году построили в Петербурге.

Разработать и осуществить проект строительства Триумфальной арки в Москве поручили Осипу Бове. Его роль в восстановлении разрушенной французами русской столицы была неоценима. Бове работал в стиле классицизм и его постройки отличаются особенной гармоничностью и одновременно – монументальностью. Бове принадлежат идеи множества проектов знаменитых московских памятников архитектуры. Под его руководством построен Большой театр и разбит Александровский сад, возведен Манеж и спланирована Театральная площадь.

Осип Иванович Бове разработал первый проект арки уже через несколько месяцев после того, как получил задание. Власти к тому моменту затеяли перепланировку площади, откуда в Москву въезжали из Петербурга и где предполагалось установить триумфальные ворота. Проект пришлось пересмотреть, и Бове положил его на стол царю лишь в 1829 году. Император утвердил проект, и первый камень в строительство московских триумфальных ворот был заложен в августе того же года. На торжествах по случаю начала строительства присутствовало высокое московское начальство и митрополит Филарет.

Ворота складывали из камня, который ранее использовался при строительстве Самотечного канала. Колонны арки были отлиты из чугуна, как и скульптуры, ее украшавшие. Их отливали скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, взявшие за основу рисунки Осипа Бове. Над карнизом, который венчал сооружение, установили декоративную стенку или аттик, на котором начертали посвящение. Текст утвердил лично император Николай I. Надпись прославляла память царя Александра I, «воздвигшего из пепла первопрестольный град». Такая же надпись была размещена на противоположной стороне ворот, но уже на латыни.

Арку строили целых пять лет. Причиной затянувшихся работ стало недостаточное финансирование и явное игнорирование этой проблемы городскими властями. Памятник народу-победителю и его императору был торжественно открыт лишь осенью 1834 года.

Интересные факты о Триумфальной арке:

  • При закладке фундамента Триумфальной арки по проекту Бове на Тверской заставе было использовано три тысячи свай.
  • В основание арки поместили горсть серебряных монет, отчеканенных в том же 1829 году.
  • Арку облицевали белым камнем, добытым в каменоломнях подмосковного села Татарово. Камень в старину называли «татаровским мрамором». В 1960 году территория бывшего села, которое располагалось в Крылатской пойме Москва-реки, была включена в состав Москвы.
  • В конце XIX столетия под Триумфальными воротами Москвы проложили трамвайные пути. Первый трамвай прошел по маршруту между Петровским парком и Пушкинской площадью в 1899 году.

Общая характеристика арки

Арка на Кутузовской магистрали является копией сооружения, спроектированного в XIX веке О.И. Бове. Известный русский архитектор, отстраивавший Москву после пожара 1812 года, по указу императора создал мемориал Победы русского оружия в кровопролитной войне с французами.

Арочные ворота образуются двумя опорами-пилонами, симметрично окруженными шестью колоннами каждая. На лицевой стороне арки, обращенной в сторону Можайского шоссе, в нишах с постаментами стоят скульптуры воинов в древнерусских одеждах. Это аллегории Победы и Храбрости. Рядом с ними летают богини-Славы.

Над ними, в верхней части пилонов закреплены горельефы с композициями «Изгнание французов из Москвы» и «Освобожденная Москва». Еще выше, под карнизом – пояс из 44 гербов городов-защитников России. На самом верху арки – несущаяся шестерка лошадей, которой управляет богиня победы – Ника, приветствуя лавровым венком защитников Отечества. Общая высота сооружения 28 м.

Аналоги Триумфальной арки в мире

Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.

Страна Город Год Событие (назначение)
Франция Париж 1836 В честь Аустерлицкого сражения
Индия Нью-Дели 1931 Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны
Испания Барселона 1988 К проведению Всемирной выставки
Германия Берлин 1791 Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира
Англия Лондон 1828 Вход в Букингемский дворец
Италия Рамини 27г. до н.э. Арка Августа – ворота в город
Румыния Бухарест 1922 В честь защитников независимости

Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.

Оформление статьи: Мила Фридан

Василий Стасов — архитектор-новатор

В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.

За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.

Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.

Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.

Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.

Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы

Описание сооружения

Сегодня Триумфальные ворота (арка) в Москве считаются символом любых побед России над её захватчиками. Похожие на памятник сооружения с таким же названием можно найти в городах многих стран, например, в Лондоне, Париже, Берлине, Барселоне, Нью-Дели и Бухаресте.

Монумент на Кутузовском проспекте представляет собой однопролётную арку с двумя арочными опорами-пилонами, которые окружены колоннами. Памятник обращён лицевой стороной ко въезду в столицу. Между колоннами установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах. По карнизу расположены гербы районов России, жители которых участвовали в войне, и медальоны с инициалами государя Николая I.

В верхней части сооружения можно увидеть сидящие статуи богинь Победы. Фигуры держат в руках венки и скипетры, а в их ногах находятся военные трофеи. Наверху располагается шестёрка коней, запряжённая в колесницу, на которой восседает крылатая богиня Ника. В правой руке она держит венок из лавра. На главном фасаде можно увидеть чугунную плиту с текстом о победе народа России.

Триумфальная арка известна двумя главными скульптурными рельефами:

  • «Изгнание французов». На фоне зубчатой кремлёвской стены изображены русские войска, которые надвигаются на захватчиков. Сами враги под натиском грозной армии бегут, бросая оружие. На переднем плане находится воин с мечом и круглым щитом, на котором изображён герб России. На горельефе можно увидеть фигуру убитого француза с обнажённой грудью.
  • «Освобождённая Москва». Этот горельеф смотрится спокойнее, чем первый. На нём изображена женщина в сарафане, мантии и с короной на голове. Она опирается на щит с древним гербом Москвы. Правой рукой женщина тянется к Александру I. По кругу изображены Минерва, Геракл с палицей, старик и юноша.

Триумфальные ворота в Москве расположены по адресу площадь Дружбы, 2, к1. Чтобы добраться до достопримечательности около Поклонной горы, нужно доехать на метро до станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. До самого памятника останется немного пройти пешком.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Смотровая площадка на Триумфальной арке

На Триумфальную арку можно подняться, чтобы полюбоваться проспектами. Они расходятся лучами от площади Этуаль (в переводе с французского — звезда). Роскошный вид открывается и на «небоскребы» современного квартала Ла Дефанс.

Стоимость билета 12 €, по студенческому билету (от 18 до 25 лет) — 9 €, групповой билет (от 20 человек в группе) — 9 €. Купить билеты онлайн можно на сайте Getyourguide. Цена билетов там совпадает со стоимостью в кассе — те же 12 €. Зато пройти можно будет без очереди, по электронному ваучеру без распечатки.

Часы работы парижской Триумфальной арки:

  • зимой (с 1 октября по 31 марта) — с 10-00 до 22-30;
  • летом (с 1 апреля по 30 сентября) — 10-00 до 23-00.

Последних посетителей пускают за 45-60 минут до закрытия смотровой площадки, в зависимости от загруженности. При большом наплыве туристов, кассы могут закрыться даже раньше, и тогда возможности подняться наверх не будет. Выходные дни: 1 января, 1 мая, 8 мая (утро), 14 июля, 11 ноября (утро) и 25 декабря.

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Игорь Новиков

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Сергей Архипкин

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Площадь

Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере. В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.

Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава. «Площадь Стачек» – такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта – архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали. Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.

В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений. В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А. Говорову.

Торговый принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.

История создания и существования памятника

Триумфальная Арка в Москве была построена в 1814 году для встречи русских войск, которые возвращались из победоносного похода, наголову разгромив войска Наполеона. Глава Кабинета Министров С.К. Вязмитинов издал приказ об организации торжеств, разослав его всем губерниям.

Одновременно император Александр I, подписавший мирный договор с Францией, известил об окончании войны Московского градоначальника Ф.В. Растопчина. Началась подготовка к торжественной встрече победителей и празднованию долгожданного мира.

Триумфальные ворота у Тверской заставы

Европейская традиция возводить подобные сооружения в честь победителей грандиозных сражений родилась еще в Древнем Риме. Они ставились (постоянно или временно) для торжественного въезда воинов в город. Первые парадные ворота в России появились при Петре Великом.

Строительство победных памятников началось одновременно в трех городах:

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.


Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

История

Изначально в 1814 году еще деревянная Триумфальная арка была заложена у Тверской заставы. Ее возвели в честь торжественной встречи русских солдат, возвращавшихся из Парижа после победы в Отечественной войне 1812 года. Эти триумфальные ворота являлись лишь одними из многих сооружавшихся по пути возвращения войск в столицу. Спустя 12 лет, в 1826 году из-за большого износа памятника по указу Николая I было принято решение заменить деревянную арку на каменную. Разработка проекта для достопримечательности поручили знаменитому архитектору того времени Осипу Бове. Однако перепланировка площади затормозила процесс на целых 2 года. В 1829 году проект все же приняли и приступили к его реализации. Постройка Московской Триумфальной арки растянулась на 5 лет из-за нехватки средств в казне и была завершена лишь в 1834 году. Постройка получилась весьма величественной, она ознаменовала военную силу страны, увековечивала ее победу и простояла чуть больше 100 лет. В 1936 году при перепланировке территории Триумфальные ворота были разобраны с целью последующего восстановления после завершения работ. Декор и части достопримечательности были аккуратно сняты, замерены и частично сохранены. Однако после реконструкции площади, где находилась арка, объект не был восстановлен.

В 1966 году власти города решили возродить памятник культуры. Проектом назначили руководить архитектора-реставратора В.Я.Либсон. Замеры, фотографии и сохранившиеся остатки разобранного объекта были очень полезны при создании копии арки. Конечно, при сооружении были использованы некоторые современные аналоги материалов и технологии, однако результат получился очень близок к разобранному оригиналу. Вопрос о месте установки Триумфальных ворот породил множество споров и дебатов, однако по окончательному решению был выбран Кутузовский проспект. Памятник огибается транспортным потоком, составляя полноценный ансамбль с сформированным городским пейзажем, но не теряясь в нем за счет своей обособленности. В 1968 году строительство завершилось и достопримечательность обрела новую жизнь уже не как проезжие ворота, а как эстетически и исторически ценный объект.

В 1975 году сквер, где расположена Триумфальная арка, стал называться площадью Победы.

Постройка Триумфальных ворот

— первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья — чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.

В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.

Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Занимательные факты

История о достопримечательности даётся кратко в википедии. Но в некоторых книгах можно отыскать и другую интересную информацию о Триумфальной арке:

  • В период советской власти москвичи называли богиню Нику «бабой с калачом», поскольку им была ближе русская женщина с традиционной выпечкой, а не богиня из древнегреческого мифа.
  • Когда арку реставрировали в 2012 году, работники нашли записку от 1968 года. Её автором был Фёдор Давыдов. Он написал, что был последним работником, который ушёл после воссоздания памятника.
  • После ремонта арки в 2012 реставраторы заложили капсулу времени потомкам. Они указали имена всех 232 человек, которые занимались работами. Откроют капсулу в 2062.
  • В 1832 году на мероприятие по открытию Триумфальных ворот пригласили митрополита Филарета, чтобы он освятил памятник. Но он не стал этого делать, поскольку украшавшие арку скульптуры изображали языческих богов.
  • Монумент считается главным символом Филёвского автобусно-троллейбусного парка.
  • Недалеко от арки расположен каток с искусственным льдом, который популярен среди московских детей и молодёжи.

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian.dissident Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

https://youtube.com/watch?v=rglykqD0RjQ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector