Республика тыва

Тува накануне Всероссийской переписи населения-2010

Накануне начавшейся сегодня Всероссийской переписи населения-2010, с 14 июля по 5 августа 2010 г. сотрудниками ТИГИ было опрошено население Тоджинского, Кызылского, Пий-Хемского, Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского, Тандинского, Чеди-Хольского, Улуг-Хемского, Эрзинского, Монгун-Тайгинского районов и г. Кызыла (объем выборки — 1183 человека). Результаты опроса говорят о том, что перепись имеет для подавляющей части жителей Тувы большое значение. 86% респондентов готовы были принять в ней участие. 8% опрошенных не хотели отвечать на вопросы переписи (это 9% опрошенных тувинцев и 6% русских). 6% участников опроса еще не решили участвовать или нет, они затруднились дать ответ. Сомневающихся среди мужчин, чуть больше (8%, женщины -5%). Опрос показал сходство позиций жителей городов и сел.

Кан В.С.

0 комментариев

Климат и география

Принято считать, что географический центр Азии расположен в столице Тувы. Однако, даже если это не совсем верно, то можно быть уверенными, что в любом случае центр находится в республике.

Такое центральное положение республики делает ее климат резко континентальным, а значит, здесь долгие суровые зимы, в то время как лето бывает довольно жарким. Известны случаю, когда температура в летние месяцы достигала +38 °C.

Несмотря на это, регион, где находится республика Тува, приравнен к районам крайнего Севера, что накладывает отпечаток на всю хозяйственную деятельность, которая ведется в регионе. В горных районах республики имеются участки, на которых земля никогда не оттаивает.

В то же время вегетационный период достигает 150-160 дней в году, что позволяет выращивать многие культуры.

Республика граничит с Иркутской областью и Красноярским краем, а также с несколькими национальными регионами — Хакасией, Бурятией и Республикой Алтай. Кроме того, Тува является приграничным регионом России, так как она имеет общую границу с Монголией.

Обитель безграничного двоеверия

Тува – буддийский регион. Об этом нам напомнили ещё в Абакане – у водителя-тувинца, забиравшего нас с вокзала, в машине висел амулет с изображением Далай-ламы. При въезде в Кызыл бросается в глаза огромная мантра, выложенная на горе Догээ. Её видно из любой точки города. На гору мы подниматься не стали, зато посетили главный буддийский храм Кызыла Цеченлинг, что в переводе с тибетского означает «обитель безграничного сострадания».

Перед посещением храма мы по буддийской традиции трижды обошли его по часовой стрелке, касаясь всех углов. Судя по тому, как они обтёрлись, недостатка в прихожанах здесь нет. Внутри много статуй Будды всех размеров, подношений в виде пиал с рисом и связок свечей, барабаны… Атмосфера непривычная, но успокаивающая. Верующие в молитве буквально расстилаются перед алтарём, совсем как особо религиозные бабушки в православных храмах.

Посмотрев Кызыл, мы покинули город и поставили палатки в юрточном лагере на берегу Енисея. Где стали свидетелями обряда, проводимого тувинской шаманкой для молодой немецкой пары. Женщина в халате с нашитыми на него в огромном количестве веревочками и венцом из перьев на голове, ходила вокруг костра и била в бубен, а немцы за этим наблюдали. После к нам подошёл администратор лагеря и попросил отойти подальше, чтобы не мешать сакральному действу.

Буддизм и шаманизм в Туве тесно переплетены. Едва ли не на каждом перевале или вершине здесь можно встретить оваа – укрепленный веревками шест, на который верующие буддисты вешают разноцветные шёлковые шарфы (по-тувински – чаламаа). У наших гидов шарфов с собой не было, но дары в виде мелочи они всё же оставили, а после выяснилось, что Лёша иногда практикует шаманские практики – например, для установления хорошей погоды.

Хозяйство

Традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины XX в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и юго–востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным. Земледельческие участки обрабатывались обычно в течение трех–четырех лет, затем их оставляли и переходили на другой, некогда заброшенный. Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой–«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. Пуле они дали название «ок», т.е. стрела, а охотничьему поясу с пороховницей и патронташем – «саадак» (колчан). Охота в основном имела промысловый характер: били белку, соболя, горностая. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.

Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.

Большое значение жителями тайги придавалось сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны. Для их выкапывания существовало особое орудие – копалка о железным наконечником – «озук».

Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников–оленеводов тоджи было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевого хозяйства в мелких изделиях из железа. Они практически не выделялись из скотоводческих общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы. Весь их инструментарий (наковальня, набор молотков и щипцов, меха из козьих шкур) был приспособлен к постоянным передвижениям и быстрому развертыванию в любых условиях. К началу XX в. в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов–ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.

Всероссийская перепись населения: история и особенности проведения в Туве

Ранее вниманию читателей были представлены итоги опроса, давшие основание прогнозировать достаточно активное участие населения Тувы в проходящей Всероссийской переписи (далее ВПН). Однако, не так уж мало жителей (около 14%) не готовы были в ней участвовать, отвечать на вопросы об источниках доходов, состоянии в браке и т.д. Для улучшения отношения к переписи, повышения информированности и сознательности наших граждан я рассказываю о том, что такое перепись, для чего она проводится и по каким принципам. Каждый человек должен знать и помнить, что все сведения собираются со слов опрашиваемых и будут использоваться только в обобщенном виде. Чтобы данные переписи были точными, а социально-экономическая политика, опирающаяся на них была адресной и эффективной, в ней должен принять участие каждый житель России.

Кан В.С.

0 комментариев

Пьют, но не убивают

До тувинской столицы Кызыла из Москвы летают самолетом, но это вариант не из дешёвых. Бережливые туристы добираются в регион иначе: поездом до Абакана и там заказывают трансфер по федеральной трассе «Енисей». Участок трассы от Абакана до Кызыла необычайно живописен. Здесь вам и сибирская тайга, и зеркало Ойского озера, и величественные горные хребты Ергаки и Арадан, и перевал Нолёвка с видом на бескрайнее степное море с возвышающимися то тут, то там островками сопок… За перевалом – Тува.

Именно с трассы «Енисей» для многих начинается знакомство с Тувой. Люди едут в нацпарк «Ергаки», в пути останавливаются в тувинских кафешках, спрашивают водителей и гидов о том, что это за народ такой – тувинцы и в ответ получают изрядную порцию негатива. Из того, что слышал лично я: тувинцы непосредственны – настолько, что справляют нужду прямо на улицах Кызыла, жестоки – у них даже есть поговорка на эту тему, мол, свадьба без трупа – не свадьба, и теряют голову от рюмки водки.

По поводу непосредственности – это всё враки. С жестокостью не сталкивался, но думаю, что тоже сильно преувеличено. На набережной Енисея в Кызыле было много новобрачных и ни одной драки. Наш проводник Лёша Хоюгбан до того, как прийти в туризм подрабатывал тамадой. Я не удержался и спросил его о правдивости приписываемой тувинцам жестокости на свадьбах. «Ну это уж слишком, – опешил Лёша, – нет, конечно».

А вот информация об особой восприимчивости тувинцев к алкоголю правдива. Пьяные в Кызыле валяются прямо у местного театра драмы, администрации города и других центральных зданий. На вопрос, как на это реагировать, ответ очевиден: не пить самому, не предлагать тувинцам и, если уж приспичило гулять по Кызылу в тёмное время суток, делать это в группе и желательно с кем-нибудь из проверенных местных.

Одежда

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерными чертами верхней одежды – халата – были ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур подросших ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой, летней – халат, сшитый из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали, чтобы швы образовывали ромбические клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры.

Обувь – в основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно–кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги декорировали цветными аппликациями. Мягкие сапоги чымчак идик имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными вышивками.

Одежда восточных тувинцев–оленеводов имела ряд существенных особенностей. Летом излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Существовал и другой покрой – стан выкраивали из одной цельной шкуры, перекинутой через голову и как бы обёрнутой вокруг туловища. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами мехом наружу (бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Нижняя одежда как западных, так и восточных тувинцев состояла из рубашки и коротких штанов–натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние – из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.

Ассамблея катап тургустунар

 Бо хүн Сергей Пюрбю аттыг Улусчу чогаадылга бажыңынга ТР чурттап турар чоннарның съездизи болуп эрткен. Аңаа республиканың 19 муниципалдыг тургузугларындан 38 нацияларның 249 делегаттар киришкеннер. Оларның аразында эр улус 130 кижи, херээжен делегаттар – 140. Байырлыг ажыдыышкын үезинде Кызылда чурттап турар хөй санныг янзы-бүрү нацияның төлээлериниң ажы-төлү боттарының национал танцыларын делегаттарга бараалгатканнар. ТР Чазааның даргазы Шолбан Кара-оол, Тываның Дээди Хуралының даргазы Каң-оол Даваа байыр чедириишкинин чугаалааннар.

По инф. пресс-службы Правительства РТ

0 комментариев

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.

Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.

Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

  • 1944 г. — Тува вошла в состав СССР в качестве автономной области;
  • 1961 г. — приобрела статус Тувинской АССР;
  • 1991 г. — Республика Тува в составе России;
  • 1993 г. — переименование в «Республика Тыва».

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.

Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Культура

Соревнования по борьбе на стадионе «Хүреш» (от тувинского, обратное написание «Хуреш»).

Юрта в Тос — Булак .

Тувинский горловой певец Конгар-оол Ондар .

Традиционно тувинцы являются Центральноазиатская юрта -dwelling кочевой культуры, с самобытными традициями в музыке, кухне и народное искусстве. В тувинской музыке используется тувинское горловое пение (хоомей), в котором певец поет одновременно основной тон и обертон. Такое пение можно услышать во время выступлений Тувинского национального оркестра, на таких мероприятиях, как «Международный день хоомей», проводимых в Национальном тувинском театре в Кызыле.

Певец Сайнхо Намчылак имеет международное признание . Намчылак также очень вовлечен в тувинскую культуру, каждый год приглашая западных музыкантов выступить в Кызыле и познакомиться с Тувой, ее культурой и музыкой.

В последние годы еще один тувинский горловой певец Конгар-оол Ондар стал хорошо известен на Западе, во многом благодаря фильму « Чингиз-блюз» с участием Ондара и американского блюзового певца Пола Пены .

«Хуун-Хуур-Ту» — один из самых известных тувинских музыкальных коллективов с конца 1990-х годов, а ансамбль «Алаш» стал заметным в начале 2000-х годов.

Среди фестивалей, посвященных тувинским традициям, — фестиваль экологического кино «Живая тропа Дерсу», Межрегиональный фестиваль национальных культур «Сердце Азии». Стало традицией проведение международного фестиваля живой музыки «Устуу-Хурээ», Международного симпозиума «Хоомей — феномен культуры народов Средней Азии», Регионального конкурса-фестиваля исполнителей на национальных инструментах «Дингилдай». », Международный фестиваль войлока« Образцы жизни на войлоке »Эстрадные песни« Мелодии Саян ».

Язык

Тувинский язык — тюркский , хотя и с большим количеством заимствований из монгольского. В настоящее время он написан модифицированным кириллическим алфавитом, ранее использовались тюркские руны, позже монгольский, затем латинский алфавиты. Затем Тыва находилась под управлением Внешней Монголии, и языковые различия были определяющим фактором в стремлении Тувы к полной независимости от Внешней Монголии после краха китайской династии Цин в 1911 году.

Тувинский язык динамик

Религия

Тува — одно из немногих мест в мире, где сохранилась первозданная форма шаманизма как часть традиционной культуры Тувы. Шаманизм предполагает существование добрых и злых духов, населяющих горы, леса и воду, небеса и подземный мир. Посредник между человеком и духами — шаман. Считается, что с помощью духов шаман может лечить больных и предсказывать будущее.

В Туве шаманизм мирно сосуществует с буддизмом. Буддизм в Туве ассоциируется со многими народными обрядами, календарными праздниками, народными лекарствами. Центрами буддизма в Туве являются Хурээ — храмы, храмовые комплексы. Храмовый комплекс Цеченлинг в Кызыле — резиденция Хамбо-ламы , главы буддизма в Туве. Сокровища старославянской культуры в азиатской Туве сохранены вместе с ценностями других народов — детский фольклорный ансамбль «Октай» из города Кызыла в ходе нескольких этнографических экспедиций В старообрядческих поселениях удалось собрать и записать консерваторов. обширная коллекция образцов старинного певческого искусства.

Водные ресурсы Тувы

Правительство Тувы уделяет большое внимание сохранению экологического равновесия в республике

Важной частью местной экологии являются многочисленные водоемы, многие из которых являются бессточными и солеными

Однако самой важной рекой не только Тувы, но и всей Азии является Енисей, который входит в число крупнейших рек мира. Большинство рек, текущих по тувинским землям, принадлежат бассейну этой великой реки

Енисей образуется в результате слияния двух крупных рек — Большого и Малого Енисея, которые питаются, главным образом, когда по весне в горах начинает таять снег. Так как лето часто бывает засушливым, то именно весенние талые воды являются главным источником для многих малых речушек региона, а также для сельского хозяйства.

Город Кызыл

Тува начала свой путь в качестве суверенного государства с принятия Конституции в 1924 году. В том же году ее самостоятельность признал СССР, а Монголия сделала это два года спустя — в 1926-м. Именно в год принятия Конституции город стали называть Кызылом.

Место для основания нового поселения было выбрано крайне благоприятное. Город находится у слияния двух крупных сибирских рек — Большого Енисея, который на местном языке называется Бий-Хем, и Малого Енисея, который местные называют Улуг-Хем. Такое положение столицы Тувы было выгодно своей защищенностью от атак и лазутчиков, ведь первоначально большую часть жителей города составляли военные, инженеры и их семьи. Первые поселенцы города были хорошо образованными людьми, состоявшими на значимых государственных должностях.

Таким образом, на 2017 год история города Кызыла насчитывает всего сто три года. Другим интересным фактом можно считать то, что в столице республики до сих пор нет собственной железнодорожной станции, а ближайшая находится в трехста девяноста километрах.

Население Кызыла при этом достигает ста пятнадцати тысяч и власти все же надеются, что в ближайшее время удастся дотянуть до города железнодорожную линию. Однако, как это ни странно, большинство жителей республики выступают против строительства железной дороги, ведь это не только может повредить хрупкой экологии, но и негативно сказаться на самобытности региона.

Достопримечательности Тувы

Безусловно, главные достопримечательности Тувы заключены в ее природе. Широкие пространства степей, вечные холмы и снежные горы, полноводные реки и глубокие озера, лиственничная тайга и альпийские луга — все это ждет вас в Туве.

Концентрация соли в воде такова, что в озере могут обитать только мельчайшие красные рачки артемии и вот эти австралийские туристы
Восхитительный махаон присел отдохнуть
Буйно цветут эдельвейсы

Множество мест в Туве считается священными, а какие-то из них — целительными. Местные жители знают об источниках (аржаанах), каждый из которых «специализируется» на своей болезни. Из многих регионов Сибири в Туву приезжают люди поправить здоровье.

Изображение Будды перед одним из источников
Источник
Аржаан Арголик. Очередь к одному из источников

Исторические достопримечательности Тувы покрывают огромный период. Богатейшая коллекция археологических находок, в том числе «золото скифов» демонстрируется в эффектном здании Национального музея Алдан Маадыр.

Гиды могут показать вам древние таинственные наскальные изображения и надписи, каменные изваяния воинов и царей.

Здание Национального музея Тувы в Кызыле. Наиболее известная и ценная часть собрания — так называемое скифское золото, поднятое из курганов и датируемое с VIII в. до н. э.
Петроглифы горы Сыын-чурек. Сцена охоты: всадник с копьем преследует рогатое животное
Груда камней на вершине

Один из символов Кызыла и всей Тувы — монумент «Центр Азии». Фото с эффектной стелой есть в альбоме каждого гостя Тувы.

Главные религиозные достопримечательности Тувы связаны с буддизмом. Гости Кызыла обычно посещают новый монастырь Цеченлинг.

Большая боль Тувы — разрушенный при большевиках монастырь Устуу-Хурээ в урочище Чайлаг-Алаак рядом с городом Чадан. Руины глиняных стен оставлены здесь как памятник, а рядом возведено новое здание храма.

Буддистский храм-монастырь (хурэ) Цеченлинг в Кызыле.
Ритуал простирания перед святыней совершают и дети
Устуу-Хурээ

Культурные достопримечательности Тувы многообразны: здесь и собственно кочевой образ жизни с проживанием в юртах, и национальная кухня, основанная на мясе и молоке, красочные фестивали и праздники, традиционное камнерезное искусство и т. д.

Два культурных аспекта хотелось бы подчеркнуть особо. Во-первых, уже упомянутых шаманов, а во-вторых, знаменитое горловое пение хоомей.

Кропление молоком
Шаманские костюмы
Ворота в дом шамана украшены черепами

Горловое пение — уникальная техника, существующая в живой традиции только в Туве (правда, сейчас появились подражатели от Москвы до Токио). Хоомейжи (певец-горловик) может извлекать своим голосом две (а иногда и три) ноты одновременно. Мы советуем при посещении Тувы обязательно постараться посетить выступления хоомейжи. Ни одна запись не может передать впечатлений от живого горлового пения.

В Туве ученые анализируют социально-демографическую ситуацию по районам

Специалисты республиканского НИИ медико-социальных проблем и управления проанализировали социально-демографической ситуации в Улуг-Хемском районе по результатам прошедшей в 2010 году Всероссийской переписи населения. Итоги своей работы ученые представили на «круглом столе» с участием представителей органов местного самоуправления Улуг-Хема, специалистов Минэкономики, Минфина, Минобразования, Минтруда и Минмолодежи республики. Подобный анализ в разрезе районов проводится в республике впервые. Его цель, как отметил директор НИИ Монгун-оол Оюн, – исследование и определение тенденций развития муниципалитета, долгосрочное прогнозирование действий органов местного самоуправления на основании полученных данных, разработка стратегических программ развития для всех отраслей народного хозяйства. Предметом изучения стали не только численность и половозрастной состав населения, рождаемость, смертность и естественный прирост, но и уровень образования, доходы жителей, уровень безработицы и другие показатели в сравнении с итогами предыдущей переписи 2002 года. 

По инф. пресс-службы Правительства РТ

0 комментариев

Демография[править | править код]

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
28,2 27,3 26,6 28,4 26,2 20,0 18,4 15,8 17,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
15,7 15,6 16,1 18,4 20,5 20,0 19,4 19,3 24,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
25,2 26,1 26,9 27,1 26,5 26,1 25,3
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,3 9,1 10,2 9,2 8,6 13,0 13,3 12,7 11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
13,3 13,4 13,4 14,7 15,1 13,3 14,0 12,3 11,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
11,3 11,6 11,6 10,9 11,1 11,0 10,9
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
19,9 18,2 16,4 19,2 17,6 7,0 5,1 3,1 5,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
2,4 2,2 2,7 3,7 5,4 6,7 5,4 7,0 12,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
13,9 14,5 15,3 16,2 15,4 15,1 14,4
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
62,5 60,9 60,2 57,4 54,7 55,1 54,8 55,3 57,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
55,0 55,2 55,3 53,8 54,2 56,5 56,0 58,4 59,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013
60,5 60,0 60,5 61,4 61,1 61,8

Показатель естественного прироста населения по республике в целом в 2011 г. достиг 15,3 ‰, что на 0,8 ‰ больше, чем в 2010 году. К кожуунам-лидерам по приросту населения (20 ‰ и более) можно отнести Тес-Хемский (24,9 ‰), Чаа-Хольский (24,6 ‰), Сут-Хольский (22,3 %), Чеди-Хольский (21,9 ‰), Дзун-Хемчикский (21,2 ‰) и Тандинский (20,6 ‰). Численность населения столицы республики Тыва г. Кызыла постепенно растет и в 2011 г. составила 110 233 чел. Наблюдается увеличение данного показателя на 1927 чел. по сравнению с 2009 г. Население второго по величине города республики — г. Ак-Довурака (Барун-Хемчикский кожуун) составляет 13482 чел. ().

Средний возраст жителей республики — 29,1 лет (), среди них горожане в возрасте 30,2 лет и жители сёл — 28,1 лет. Что касается распределения населения Тувы по возрастным группам, то большую его часть (61,2 %) составляет трудоспособное население, из которого 33,4 % — доля городского населения, 27,8 % — трудоспособные жители села. Оставшаяся часть представлена населением в возрасте моложе (29,2 %) и старше (9,6 %) трудоспособного. Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении по данным 2009 г. составила 60 лет, при этом лидирующие позиции у мужчин и женщин, проживающих в городах — 57,2 и 69 лет соответственно. Среди сельских жителей этот показатель немного меньше — 56,7 лет.

Соотношение мужчин и женщин (данные Росстат)
Год Количество женщин на 1000 мужчин
2005 1115
2010 1108
2011 1102
2012 1100
2013 1097
2014 1092
2015 1093
2016 1089
2017 1088

История

Период до образования ТНР

В конце 1918 года население Тувы составляло 60 тысяч человек, в том числе 48 тысяч тувинцев, другие национальности составляли 12 тысяч человек (в своём большинстве это были русские). В Туве насчитывалось 18 тысяч хозяйств, из которых 86 % составляли тувинские скотоводческие хозяйства, а 14 % составляли земледельческие хозяйства русских крестьян.

В 1921 году (на момент провозглашения Тувинской Народной Республики) в Туве проживало около 63 тысяч человек, из которых 50 тысяч составляли тувинцы, а 13 тысяч русские и другие национальности.

Период существования ТНР (1921—1944)

В период существования Тувинской Народной Республики этническое тувинское население учитывалось органами власти тувинских кожуунов, а советское (в основном — русское) население учитывалось экономическим отделом Русской самоуправляющейся трудовой колонии.

В 1931 году была проведена первая перепись населения Тувинской Народной Республики, согласно которой население Тувы составило 82,2 тысячи человек, из которых 64,9 тысячи были тувинцами, а 17,3 тысячи человек были других национальностей (в основном русскими). Среди общего числа хозяйств 87 % были тувинскими, 12 % русскими, а 1 % составляли другие национальности. 88 % тувинских хозяйств в 1931 году вели кочевой образ жизни. Население республики проживало в 13 тысячах юрт, 1,4 тысячи чумов и почти 5 тысячах домов. Подавляющее большинство населения (76,1 тысяча человек) относились к сельскохозяйственному населению (в республике было 3,9 тысячи трудоспособных колхозников). Лишь 6,1 тысячи человек не были связаны с сельским хозяйством (численность приведена вместе с семьями): рабочие — 2802 человека, служащие — 1823 человека, кустари — 538 человек, другие — 934 человека. В Тувинской Народной Республике на момент переписи было 787 буддийских лам, 411 шаманов и 314 шаманок.

В 1944 году, в последнем году существования Тувинской Народной Республики, её население составляло 95,4 тысячи человек, из которых 81,1 тысячи были тувинцами, а 14,3 тысячи были других национальностей (в основном русскими).

В составе СССР

На момент вхождения в СССР в составе населения Тувы 81 % населения составляли тувинцы, среди жителей Тувы горожан было 6,3 %.

По данным на 1946 год в населении Тувинской Автономной Области рабочих и служащих было 24,1 %, колхозников — 4,9 %, крестьян-единоличников и кустарей было 71 %.

Первая перепись населения Тувинской Автономной Области была проведена как часть Всесоюзной переписи населения 1959 года. Тогда население Тувы составило 171 928 человек, в том числе 97 996 тувинцев (57,00 %), 68 924 русских (40,09 %), 1 726 хакасов (1,00 %), 1 105 украинцев (0,64 %), 481 татар (0,28 %). В Туве в 1959 году было 6 населённых пунктов городского типа: г. Кызыл — 34 462 жителя, г. Туран — 5 646 жителей, пгт Кызыл-Мажалык — 4 887 жителей, г. Чадан — 4 709 жителей, г. Шагонар — 4 155 жителей, пгт Хову-Аксы — 2 900 жителей. Кроме того в Туве было несколько крупных сёл: Сарыг-Сеп — 2970 жителей, Тэли — 2 477 жителей, Бай-Хак — 2 283, Чаа-Холь — 2 199, Суг-Аксы — 2 027, Самагалтай — 1542 жителя. Всего в Туве было 56 759 городских жителей (33,01 %) и 115 169 — сельских (66,99 %).

Республика Тыва: первые итоги Всероссийской переписи населения – 2010

Переписчица Аржаана Олексаевна Куулар В предыдущих публикациях была представлена развернутая информация о Всероссийской переписи населения-2010

В своих статьях я стремилась показать важное значение переписи для жизни отдельного человека и всего государства в целом. Методы и принципы сбора данных в России соответствуют международным стандартам, хотя они не такие продвинутые как в Европе

Но с каждой переписью они улучшаются, корректируется план проведения и программа переписи. 25 октября закончился сбор данных — один из трудоемких и ответственных этапов переписи. Однако, с 26 по 29 октября будут проводиться контрольные обходы.

Кан В.С.

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector