Новоспасский монастырь в москве на пролетарке

История монастыря

Первые исторические записи о Свято-Даниловой обители относятся к 1560 году. Жизнь монастыря возродилась по воле царя Иоанна IV Грозного, и через год на месте старого кладбища был построен и освящен новый монастырский храм. Когда в конце XVI века войска крымского хана Казы-Гирея подошли к границам города, рядом с монастырем обустроили передвижной военный лагерь, где разместились вооруженные защитники Москвы.

Потом на Руси наступили тяжелые Смутные времена. В 1606 году возле монастыря армия русского царя Василия Шуйского сразилась с отрядами восставших, которыми руководили Иван Болотников и Филипп Пашков. А через год рядом с обителью казнили одного из самозванцев, называвшего себя царевичем Петром Федоровичем.

В отличие от других монастырей Москвы, Данилов монастырь никогда не был особенно многолюдным. В XVIII веке в нем жили 30 иноков, а в начале XX века — всего 17 монахов. Сохранились сведения, что обитель владела 178 десятинами земли, каменным двором и несколькими московскими особняками.

Надвратная церковь Симеона Столпника

На протяжении долгой истории монахи всегда старались помогать неимущим и больным. В 1805 году при монастыре открыли богадельню, в которой жили престарелые женщины. А спустя полвека здесь появился приют для пожилых священников и их вдов.

В 1918 году, с приходом советской власти монастырь официально закрыли. Однако, по инициативе его настоятеля монастырская жизнь не угасла. На несколько лет обитель стала убежищем для епископов и архиереев, которые укрывались здесь перед арестами.

Наконец, в 1929 году терпение властей лопнуло, и они издали специальное постановление о ликвидации монастыря. Оставшихся иноков выгнали, и монастырскую колокольню разобрали. К счастью, снятые колокола не успели переплавить, и их спас американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Долгие годы старинные колокола хранились в Гарвардском университете, но в 2007 году их вернули на родину.

Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

В начале 1930-х годов власти приступили к ликвидации монастырского кладбища. Прах писателя Николая Васильевича Гоголя, князей Черкасских, поэта Николая Михайловича Языкова и историка Дмитрия Александровича Валуева перенесли на Новодевичий некрополь. А останки из могилы художника-передвижника Василия Григорьевича Петрова перезахоронили на кладбище Донской обители. Остальные погребения были безжалостно срыты.

На территории создали приемник-распределитель, подчиненный НКВД, куда свозили детей репрессированных или как тогда говорили «врагов народа». Условия в детприемнике были ужасными. Многие дети часто болели и умерших хоронили прямо под стенами монастыря. С 1988 года на месте бывшего монастырского кладбища стоит православная поминальная часовня.

В 1983 году монастырскую территорию вернули церкви, чтобы создать здесь резиденцию Московского Патриархата. Деньги на восстановление старинной обители собирали по всем московских приходам и епархиям страны, и восстановительные работы заняли несколько лет.

Собор Троицы Живоначальной

Как добраться до Покровского монастыря к Матроне

Паломники нередко интересуются, как доехать до Покровского монастыря к Матроне общественным транспортом.

  • Проще всего это сделать на метро: доехав до станции Марксистская, выйдите на Таганскую, после чего троллейбусом или автобусом доезжайте до Большой Андроньевской.
  • Также можно выйти на станции метро Пролетарская, Крестьянская застава. Отсюда обитель находится в пешей доступности (идти следует к площади Абельмановская застава).
  • Чтобы попасть в храм Матроны Московской, который тоже относится к обители, от остановки метро Аннино необходимо сесть на автобусы № 668, 118, 519 или 249, которыми доехать до остановки Мотель. От станций Теплый стан и Красногвардейская сюда ходит автобус №37, выйти из которого следует на Гостинице Солнечной.

ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ

У Петровского колокола интересная судьба , в 1812 во время нашествия Наполеона, обитель подверглась разграблению и осквернению от поганых европейских цивилизаторов.

Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать спасо-Преображенский Собор, но у подонков, как всегда что-то пошло не так, взрывной механизм, Божьим попущением не сработал.

Единственно, как смогли  нагадить европейские просветители, подожгли монастырь, предварительно разграбив захоронения. Во время пожара вспыхнули деревянные перекрытия на звоннице колокольни над церковью Саввы Освященного, заложенной патриархом Филаретом.

История Новоспасского монастыря в Москве

И колокол подаренный Петром упал, деревянные брусья прогорели и он сорвался с первого яруса, проломил свод , но при этом не пострадал. Когда колокольня вспыхнула полностью, то сверху упал колокол меньшей величины и разбил колокол Петра l.

К 400-сот летию дома Романовых для Спаса на Новом отлили подобный колокол, весом всего на сто пудов меньше. Средства на отливку гиганта собрали прихожане, изготовили на Тутаевском колоколо литейном заводе в Ярославской области и он получил название Романовский.

Сейчас он находится под колокольней и ждет своего часа , чтоб занять свое достойное место на колокольне которую построил русский архитектор Иван Гребцов в царствование императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II, колокольня всего на метр ниже колокольни Ивана Великого.

Новоспасский монастырь княжна Тараканова

Княжна Тараканова

Императрица Елизавета благоволила монастырю и часто посещала его и здесь нашли упокоение останки княжны Таракановой, которая была дочерью Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским.

Она была пострижена в монахини под именем Досифеи по воле императрицы Екатерины II, не хотевшей брать на себя душегубство невинной княжны.

Старица Досифея провела в Иоанно-Предтеченском монастыре 25 лет, умерла она 1810 году. На ее отпевании прибыла вся Московская знать во главе с генерал-губернатором.

Храм Романа сладкопевца в Москве

Погребение ее состоялось именно на территории Новоспасского монастыря в усыпальнице Романовых по прямому повелению Императора, этот прямо указывает на ее происхождение.

Спустя столетие 1907 году над захоронением была сооружена часовня. в конце XX века прах инокини Досифеи был перезахоронен в храме Преподобного Романа Сладкопевца.

Генерал-губернатор, Великий Князь Сергей Александрович Романов, сын Царя Освободителя

Последним захоронением усыпальницы Романовых стал прах великого князя Сергея Александровича сына императора освободителя Александра II и дяди императора Николая II. Он был Московским генерал-губернатором погиб от взрыва бомбы брошенной террористом Каляевым.

Вначале его останки были захоронены в Чудовом монастыре, после революции Чудов монастырь был уничтожен, наконец через 90 лет после гибели его останки обрели покой в усыпальнице Романовых.

Усыпальница Романовых В Новоспасском монастыре

О том, что произошло после взрыва молча, но красноречиво рассказывают личные вещи Сергея Александровича хранящиеся в музее Новоспасского монастыря. В музее хранятся сапоги Великого князя, обивка кареты.

Его гроб был вскрыт большевиками, жадными до чужих денег, искавшими сокровища. На могиле Сергея Александровича всегда лежат живые цветы и горит лампада. Особенно много людей приходит 17 февраля , именно в этот день в 1905 году он был убит.

В память о Великом князе на территории монастыря установлен поклонный крест. Точная копия памятника , созданного по проекту художника Виктора Васнецова в 1908 году.

Елизавета Федоровна вдова великого князя простила Каляева, она ходатайствовала о его помиловании , но он отказался подписывать прошение и был повешен.

Душегуб Каляев

 Пришедшие к власти большевики , сразу кинулись осквернять и грабить могилы и крушить кресты.ьПервым был уничтожен поклонный крест-памятник Васнецова , в его разрушении участвовал Ульянов — Ленин, лично подписавший указ о сносе крестов на могилах Романовых.

Николай ll в Новоспасском монастыре

Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Федоровича совершали торжественные царские выходы в обитель к могилам предков.

Что является для нас примером отношения к своим усопшим прародителям, каждый день памяти усопших они приезжали в монастырь и совершали панихиду.

В год 300 — летия дома Романовых монастырь посетил император Николай II, 26 мая 1913 года государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Москва

Архитектурные памятники и святыни

С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.

Спасо-Преображенский собор

С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.

В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.

С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.

Несколько лет назад на месте монастырской усыпальницы были созданы музейные экспозиции. Выставленные здесь реликвии и документы знакомят посетителей с историей монастыря и жизнью брата российского царя — С. А. Романова.

Современное состояние

Сейчас обитель полностью действующая и открыта для посещения с утра до вечера. Монахи живут по строгому уставу. Сюда могут приезжать паломники и просто туристы.

Внимание! Гостям необходимо придерживаться общих правил при нахождении на территории монастыря. Одежда должна быть закрытая, скромная

Снимать не разрешается настоятеля, братию и внутреннее помещение храмов. Не все здания открыты для свободного посещения посторонними.

Двор монастыря не очень большой. За ним тщательно ухаживают. В тёплое время года здесь много цветов и зелени, кругом растут плодовые деревья и виноградники.

Деятельность прихода

Обитель занимается помощью онкологическому диспансеру, проводит занятия в Центре реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь функционирует воскресная школа, учебно-методический центр. Новоспасский монастырь стал штаб-квартирой для молодёжного движения «Молодая Русь». В ведении обители работает издание, которое выпускает православный журнал для молодых людей «Наследник» и «Православную юношескую газету» для детей подросткового возраста.

Святыни

В монастыре покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Ковчег был перевезен из Греции в 2015 году. Событие приурочили к семидесятилетию победы над фашистами.

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

Здесь находится список с иконы Богоматери «Всецарица», оригинал которой хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, и копия иконы Нерукотворного Образа Спасителя, сделанная с чудотворной иконы XIX века.

К святыням обители относится и пояс святого Иоанна Кронштадтского.

Престольные праздники

К особо почитаемым праздникам в Новоспасском монастыре относятся Преображение Господне — 19 августа и Покров Святой Богородицы — 14 октября.

Кроме того, отмечаются следующие даты:

празднование дня иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря);празднование дня иконы Богородицы «Всецарица» (31 августа);День памяти князя Сергея Александровича, брата царя Николая II, убитого террористом в 1905 году;дни памяти святых царственных страстотерпцев (16-17 июля);День памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (18 июля);День памяти епископа Орловского Макария, бывшего настоятелем монастыря в 1909-1914 гг. (4 сентября);День памяти священномученика Павлина (3 ноября);празднование иконы Божией Матери Смоленская (10 августа).

Обретение честных останков святой Матроны Московской и канонизация

Свято-Покровский женский монастырь прямо связан с именем блаженной Матроны. С 1998 года здесь хранятся ее мощи, обретенные на Даниловском кладбище по благословению патриарха.

С тех пор монастырь у Абельмановской заставы (или у Покровской заставы) стал неизменным местом паломничества верующих. Чтобы приложиться к мощам, приходится стоять в огромной очереди, иногда до 4–5 часов.

Покровский ставропигиальный женский монастырь: всегда большая очередь к мощам Матронушки

Люди приходят к Матронушке, как ласково называют блаженную старицу в народе, чтобы попросить о самом сокровенном. Чудотворная сила ее помогает избавиться от многих болезней, найти вторую половинку, родить ребенка, выйти из трудной жизненной ситуации. Как и обещала при жизни, благочестивая старица поддерживает каждого. Помощь поступает незамедлительно, если просить искренне и с глубокой верой. Прямо на улице расположена большая икона Матроны Московской на стене храма Покрова, к которой тоже всегда выстроена очередь из паломников.

После обретения мощей встал вопрос о канонизации Матроны Московской. Не хватало свидетельств чудес, чтобы Синодальная комиссия приняла решение канонизировать блаженную старицу. Большую работу провела настоятельница монастыря игумения Феофания с помощницами. Целый год они собирали сведения об исцелениях и других чудесах, совершившихся по молитве Матроны.

Было собрано немало интересных фактов:

  • Внезапно парализованный человек не верил в целительный дар блаженной старицы, но его родственники очень просили помочь. Матрона совершила над ним молитву, окропила святой водой, и он заснул. Уже утром человек смог встать и ходить.
  • Чудесное исцеление психически больной молодой девушки. Когда ее привели к старице, девушка напряглась, стала кружиться по полу и плеваться в окружающих, после чего впала в глубокий сон. Через 3 дня она проснулась полностью здоровой.
  • Потерявший способность ходить мужчина прополз 4 км, чтобы попасть к Матроне. Уходил из дома целительницы он уже на своих ногах.

Торжественное причисление блаженной старицы Матроны к лику святых состоялось 02.05.1999. Несмотря на то, что не было специальных объявлений, неведомым образом о событии узнали много людей. Паломники заполнили всю территорию монастырской обители, а на службе царила необыкновенно радостная и благодатная атмосфера. Когда впервые хор исполнил тропарь и кондак Святой Матроне Московской, у верующих полились слезы.

Экскурсии по обители

Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям. Также при обители работает экскурсионная служба. После предварительного заказа ее сотрудники подробно расскажут посетителям об истории и архитектурном ансамбле святилища и познакомят их с экспонатами монастырского музея. Продолжительность осмотра составляет 40-60 минут, а стоимость равна 600 RUB для взрослого, 500 RUB для студента и 400 RUB для школьника.

Также на территории монастыря можно посетить книжную лавку, где продается разнообразная литература по религиозной философии, богословию, религиоведению, культуре, истории, искусству, а также жития святых и мучеников.

Важно соблюдать правила посещения обители. Женщинам следует обязательно покрыть голову платком или шалью

Запрещено заходить в здешние храмы в коротких шортах, мини-юбках и одежде, открывающей плечи.

ПЕРИОД РАСЦВЕТА НОВОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ

Эпоха процветания Новоспасского монастыря началась с момента вступления на престол Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Основная причина это любовь к отеческим гробам, Романовы получили право на родовую усыпальницу в стенах этого древнего Московского монастыря.

Спасский монастырь

Первым захороненным здесь , непосредственно на территории в границах Спасо-Преображенского собора был василий Юрьевич Захарьин, брат Романа Юрьевича непосредственного родоначальника царственной ветви дома Романовых.

Память о грандиозном строительстве, которое развернулось здесь в те годы , хранят названия окрестных улиц. Малые и Большие каменщики, здесь жили камнетесы которых свозили со всех концов страны.

Романовы строят Храм в Новоспасском монастыре

На закате своего царствования, Михаил Федорович разбирает собор предшественник, построенный при великом князе Иване III расширяет его и начинает строительство собора который мы сейчас видим.

Спасский монастырь в Москве

Храм расширяется для того , чтоб накрыть собой могилы предков, в подклетье он делает усыпальницу бояр Романовых, а наверху всегда совершается служба.

Молитвы совершаются ежедневно над гробами предков. Но увидеть плоды своего детища Михаилу Федоровичу не довелось, поскольку через несколько месяцев после начала строительства он представился.

Собор был достроен при его сыне царе Алексее Михайловиче. Настоятелем монастыря в это время был архимандрит Никон. С чьим именем связана церковная реформа которая привела к расколу Русской церкви.

Усыпальница Романовых в Новоспасском монастыре

Особенности архитектуры монастыря

Взгляды и вкусы будущего патриарха Никона нашли отражение в архитектуре и внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора. Этот величественный пятикупольный собор принадлежит к типу церкви которые были объявлены Никоном наиболее отвечающим православной традиции.

Простота и строгость его внешних форм, ровный белый цвет, как бы противостояли чрезмерной красочности и причудливости архитектурных деталей , ранее построенных храмов, как Собор Василия Блаженного на Красной Площади.

Новоспасский монастырь, история

Усыпальница Романовых

Когда последний Государь Николай второй посещал монастырь в 1900 году на пасху, чему был очень рад великий князь Сергей Александрович, который на тот момент являлся генерал — губернатором Москвы.

Братья обители обратились к государю императору с прошением об устройстве в усыпальнице Романовых Храма в честь преподобного Романа Сладкопевца, прошение через два года было удовлетворено.

Император в Новоспасском монастыре

В 1902 году в усыпальнице был устроен придел Романа Сладкопевца небесного покровителя Романа Юрьевича Захарьина, человека давшего царскому роду благозвучную фамилию.

По историческим документам в подклете Собора насчитывалось 74 захоронения бояр Романовых и их ближайших родственников.Здесь покоится дочь первого царя Ирина и его мать, Великая государыня, инокиня Марфа.

 Она благоденствовала монастырь, отписала ему село Домнино , из которого был родом Иван Сусанин. Это дар за спасение не только ее сына, но и всего отечества в смутное время.

Еще, ее памятный дар монастырю, икона Смоленской Божьей Матери, которая и по сей день находится в ряду иконостаса. Благодаря царским пожалованиям и льготам монастырь к концу XVII стал самым богатым в Москве. 

Колокольня Новоспасского монастыря

Покровителями обители были все государи Российские, даже Петр I в 1717 году сделал большой дар монастырю. По указанию Петра отливается колокол весом тысяча сто пудов, это около семнадцати тонн. Это было во время шведской войны , когда металл шел на литье пушек.

История Новоспасского мужского монастыря

XIII век

История основания монастыря уходит корнями в XIII век, когда князь московский Даниил решил основать храм в честь Спаса Всемилостивого. Первоначально он был заложен на месте расположения теперешнего Данилова монастыря, на землях Кремля. А позже Иваном Калитой, сыном Даниила, перенесён на территорию Боровицкого холма и отстроен из первоначально деревянного в каменный.

Названа была обитель в те времена Спасской. Монастырь стал центром духовной жизни всей Москвы. На территории монастыря, наряду с другими специально построенными зданиями, успешно функционировал приют для бедных, снабжавший их едой и кровом.

Во времена Ивана III рядом с обителью шло постепенное замещение множества деревянных построек, их место занимали каменные палаты и дворцы. И монастырь являлся очевидной помехой для подобных нововведений, ведь места для строительства было уже недостаточно.

По этой причине и было задумано перенести обитель в другое место. История гласит, что инициатором подобного решения стала Софья Палеолог, супруга Ивана III. Примерная дата переноса – около 1490 года.

XV век

Новым местом был избран Крутицкий холм недалеко от реки, где монастырь расположен и поныне, получив название Новоспасского. С 1491 по 1496 г. по инициативе Ивана III и под патронажем архимандрита Никона был построен храм Преображения Господня. А задуман и выстроен он был по аналогу Успенского Собора, находившегося на территории Кремля.

Храм Преображения Господня

Новоспасский монастырь в этот период являл собой значимое место для рода Романовых, будущих правителей Российской державы. При их попечительстве в храме монастыря проводились богослужения, территория украшалась и благоустраивалась, а под монастырскими сводами обретали упокоение целые поколения семей бояр Романовых.

В соборной усыпальнице покоится прах самого родоначальника царской династии – боярина Захарьина Романа Юрьевича. Также там представлены захоронения представителей других именитых родов.

Во времена правления Ивана Грозного монастырь временно утрачивает своё основное предназначение и превращается в подобие крепости для отражения вражеских атак от стен столицы.

XVII век

В обитель в середине века по указу царя переносится из Вятской губернии икона Нерукотворного Образа Спасителя. Она и была главной монастырской святыней на протяжении многих столетий.

Храм святителя Николая Чудотворца

В годы правления Михаила Романова в 1640-х годах на территории монастыря появляется множество новых построек, в числе которых храм святителя Николая Чудотворца и церковь Знамения Богородицы.

Церковь Знамения Богородицы

Во времена смуты обитель использовалась как место заключения инакомыслящих и преступников.

XVIII век

Окончание правления Петра I. Обитель приходит в упадок, её одолевают пожары и разрушения. А с приходом Екатерины II конфискуются земли большей части обители.

XX век

Новоспасский монастырь в 1918 г. закрыт, а его здания отведены под женскую тюрьму, а впоследствии и под концлагерь для опасных преступников и политических заключённых.

Незадолго до войны некрополь святыни разрушили, а монастырь стал архивом НКВД. Также там были размещены склады и даже жилые помещения.

Обитель осквернялась долгие годы, перестав соответствовать своему статусу и предназначению. Решению окончательно её уничтожить помешала Великая Отечественная Война.

Но в 1990 году Новоспасский мужской монастырь вернулся под покровительство Московской Патриархии.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
  • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
  • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
  • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
Московский Новоспасский монастырь, план-схема

Описание иконы «Всецарица»

Икона «Всецарица» очень древняя, датируется XII веком, с XVII века хранится на Афоне и была предназначена как благословение ученикам от старца Иосифа Исихаста.

Относится икона к одному из иконографических типов — Панахранта, с греческого это переводится как «Пречистая» или «Непорочная». Другое название этого же типа икон Богородицы – «Всемилостливая». Общим признаком иконы «Всецарица» является то, что восседает Божья Матерь на престоле, держа на руках Младенца своего Иисуса. Сам трон является символом царственного величия, совершенства Богородицы – главной Матери на всей Земле.

Икона Божьей Матери «Всецарица» имеет средние размеры. Пречистая Дева, восседающая на троне, одета в одеяния багряного цвета. Богомладенец, сидящий на ее руках с благословляющей десницей, держит в левой руке свиток. Богородица указывает на сына правой рукой – как на Спасителя рода людского. Нимб над Христом исписан по-гречески – «Тот, которым мы все существуем», «От Которого все вокруг». Нимб Всецарицы украшают узоры из эмали. Сверху Деву Марию и Христа осеняют два ангела, протягивая к ним руки свои. В целом икона очень красочна, яркие цвета одеяний, золотой фон, который символизирует вечность, красивые нимбы над головами вызывают у каждого благоговение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector