Как добраться до оптиной пустыни
Содержание:
Как добраться
Доехать до обители можно разными способами.
Автобусом до Козельска или Калуги
До ближайшего к монастырю города Козельск можно доехать от автостанции «Тёплый стан», что находится на одноимённой станции метро Калужско-Рижской (Оранжевой) линии. Отсюда же отправляются и автобусы в Калугу. Расписание и стоимость билетов можно уточнить в интернете.
Поездом/электричкой до Калуги
Добраться до монастыря по железной дороге нельзя. До Козельска электрички из Москвы не ходят. Однако существует вариант приехать на поезде в Калугу, а уже оттуда проследовать в обитель. Составы до областного центра отправляются с Киевского вокзала Москвы.
Если вы доехали до Калуги, то попасть в Козельск можно автобусом или электричкой:
Автобус
Самый простой способ доехать из Калуги в Козельск – автобус. Цена колеблется от 213 до 250 рублей. Время в пути 1,5-2 часа.
Электричка
Рядом с автостанцией в Калуге находится и железнодорожный вокзал. Добраться из областной столицы в Козельск можно на электричке, но придётся сделать две пересадки. Этот вариант будет сложнее, дольше и дороже автобуса.
Из областного центра нужно отправиться в город Сухиничи. Электрички отходят 4 раза в день: 05:20, 08:44, 12:00 и 18:17. Стоимость проезда чуть менее 300 рублей, дорога занимает примерно 2 часа. Прибыв в Сухиничи, необходимо пересесть на электричку до Козельска. Поезда ходят два раза в день: 07:24 и 16:09 (вторая идёт 4 часа, что позволяет исключить этот вариант). Первая доезжает за час. В пути придётся сделать ещё одну пересадку на станции Сухиничи-Узловые. Информация актуальна на февраль 2020 года.
Из Козельска до монастыря можно добраться автобусом, такси или пешком.
До Оптиной пустыни ходят маршрутки и автобусы. В дни религиозных праздников курсирует бесплатный автобус. Расстояние от города до обители сравнительно небольшое и, если позволяет время, силы и желание, реально дойти пешком. Для этого нужно двинуться в сторону Сосновичей, перейти по мосту реку Жиздра, свернуть налево и далее двигаться по направлению к обители. Всего около 6,5 км.
На машине
На личном автомобиле из Москвы нужно выезжать либо по Калужскому, либо по Киевскому шоссе. Добравшись до Калуги, необходимо двигаться в сторону Козельска и не доезжая до города, свернуть влево и следовать указателям на Оптину пустынь.
В составе паломнической или экскурсионной группы
Из Москвы в обитель совершается большое количество организованных поездок. Найти информацию и подобрать понравившуюся экскурсию можно в интернете или в офисе туристической компании.
Особенности посещения монастыря
Для паломников монастырские ворота открыты ежедневно с 5:00. Все желающие могут свободно пройти к монастырским святыням, главные храмы также доступны в течение дня.
Важно! Помните, что на территории святынь необходимо вести себя соответствующе, сохраняя уважение к культуре и чистоте данного места
- Обзорная экскурсия по территории монастыря;
- «Новомученики и исповедники Оптиной Путсыни»;
- «Храмы, святыни и скит Обители»;
- «Оптинские старцы – жизнь и духовный подвиг»;
- «Сегодняшний день Обители»;
- «Преп. Амвросий – старец Оптиной Путсыни»;
- «Выдающиеся деятели России в жизни монастыря»;
- Экскурсия для подростков и детей;
- «Пасха Красная».
Знаете ли вы? В среднем экскурсии длятся 1-1,5 часа, некоторые программы рассчитаны на несколько дней
Важно! Если вы хотите заказать молебен, но не имеете возможности приехать в монастырь, Оптина Пустынь предоставляет возможность заказать различные требы
Проезд железной дорогой
Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует. Паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1. Цена билета на обычную электричку составляет 346 руб., а на экспресс — 445 руб. В Калуге нужно будет пересесть на автобус до Козельска. Автостанция находится рядом с железнодорожным вокзалом.
Через Козельск проходят транзитные поезда дальнего следования из Калининграда, Челябинска, Белоруссии и Казахстана. График движения этих поездов особый, расписание необходимо заранее уточнять в справочной службе РЖД.
Храмы и святыни
Действующие храмы
- Введенский собор — главный храм обители. Построенный в 1750—1771 годах собор был освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Собор имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. В Введенском храме ежедневно совершаются следующие службы: полунощница, ранняя Литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя Литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху установлены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Этот храм самый большой в Оптиной Пустыни. Ежеднвно в нём совершается вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние Литургии.
- Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен на месте разрушенного храма и освящен в 1998 г. Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница длясвятынь : обретенных 7-10 июля 1998 г. — св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев были перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
- Храм в честь прп. Илариона Великого. Построен в 1874 г. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: Крещение, отпевание усопших.
- Храм в честь св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту. Построен в 1825 г. Престол один — в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.
- Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Храм построен в 1997—2000 гг. Расположен на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
- Храм в честь Преображения Господня. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма.Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.
В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням
: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и старцев оптинских.
Восстанавливающиеся храмы
- Храм в честь прп. Марии Египетской : В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
- Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского схрамом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Располагаются на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещена паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонним вход не благословляется.
- Храм в честь Всех Святых . Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. Ныне на месте их погребения построена каменная часовня.
История возникновения
Введенская Пустынь (иначе – поселение монахов) носит имя человека, о котором мало что известно. Опта был предводителем разбойной шайки, совершавшей грабежи в лесах близ Козельска. По неизвестным причинам, закоренелый разбойник раскаялся и принял монашество.
Будучи иноком, при постриге, ему было дано имя Макарий. Поэтому, в период зарождения (в середине 15 века), поселение монашествующих близ Козельска стали называть Макариевским.
История монастыря умалчивает о жизни основателя пустыни, неизвестно также место его захоронения. Однако монастырский комплекс и до сих пор носит его имя.
По другой версии, факт основания пустыни принадлежит Владимиру Храброму. В 14 веке в этом месте появились отшельники-молитвенники. Предполагается, что князь решил сделать здесь уединённый молитвенный скит — подальше от людских поселений, в непроходимом лесном бору, на земле, непригодной для земледелия.
С той поры молитвенное место и сам монастырь подвергался то духовному расцвету, то постыдному забвению. Тяжёлые годы «без времени и без Бога» отразились на жизни монастыря. Однако людей тянуло сюда всегда, как к маяку и душеспасительной гавани. Здесь побывали известные в свою эпоху литераторы, политики, духовные лица.
История зарождения Оптиной Пустыни:
Временной промежуток | События, факты |
1146 г. | Первое упоминание в летописи о городе Козельске. |
С 1213 г.-… | Территория древнего Козельска и Оптиной Пустыни была населена вятичами, исповедовавшими учение св. Кукши. |
С 1238 г.-… | Козельск был взят татарами. В 14 веке перешёл в управление Литвы. Далее город переходил несколько раз под начало разных верхов, но, в конечном итоге, остался под властью Москвы. |
1625-1689 гг. | Группа отшельников-молитвенников поселяется вблизи города Козельска, и основывают поселение. В 1625 г. главой поселения (монастыря) становится игумен Сергий. Через несколько лет была построена первая церковь и несколько келейных помещений, а в 1689 г. бояре из местных жителей возвели собор. |
1704-1727 гг. | У монастыря была отобрана мельница. В 1724 г. указом священного синода монастырь был упразднён. По просьбе боярина А. Шепелева в 1726-1727 гг. монастырь был восстановлен, вернули обители и её мельницу. |
С 1795 г.-… | С этого времени монастырь начал своё активное развитие. По назначению Митрополита Платона в обитель пришло новое руководство – Филарет (Калужский, епископ), иеромонах Иосиф. С их приходом монастырь начал активно отстраиваться. |
1796-1829 гг. | На службу в обитель был определён о. Авраамий (иеромонах), который стал учредителем, зодчим и строителем в едином лице. Митрополиту Платону очень понравились происходящие в монастыре нововведения, и по его указу обитель стала получать по 300 руб. на дальнейшее строительство ежегодно. Синодальным собранием на службу в Оптинский монастырь были назначены ещё 23 человека. Так, в Козельской обители зародилось старчество. |
1830-1861 гг. | Этот период времени был полным расцветом святой обители. Общее число духовной братии уже составляло 150 человек, причём 20 из них – высокого духовного сана. С 1840 года духовники Оптиной Пустыни начали заниматься издательством душеполезной православной литературы, переводами и издательством книг великих людей и духовных наставников. |
1862-1891 гг. | В эти годы в монастыре начальствовал иеросхимонах Амвросий (в православии — Амвросий Оптинский), в простонародье его просто называли батюшкой Абросимом. Это был человек с большой душой и пониманием человеческой натуры. К нему приходили больные, увечные, разочарованные жизнью люди, и для каждого старец находил особенный подход, чем заслужил искреннюю любовь и уважение. В эти годы о. Амвросий основал Казанский женский монастырь в Шамордино, где прожил более года, наставляя инокинь и сестёр монахинь в духовном учении и саморазвитии. |
1892-2000 гг. | Период становления советской власти и ослабления духовных начал отразились на жизни Оптиной Пустыни трагически. В 1923 году монастырь был закрыт большевиками. Часть помещений монастыря была отдана под лесопилку, а гостевые комнаты – для дома отдыха. Но в 1987 г. Оптина Пустынь возродилась заново. Все помещения были возвращены монастырю, а 03.06.1988 г. – впервые после опалы прошло молитвенное богослужение. В 1996 г. священники обители были канонизированы, а в 2000 г. монастырь отмечен Архиерейским Собором как особо почитаемая святыня РПЦ. |
История Оптиной пустыни
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.
Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России
Святые врата Оптиной пустыни
В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.
После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.
Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.
Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.
Праведный разбойник
Эти места, известные своим военным подвигом, видели многочисленные примеры духовной стойкости и силы. Народная легенда гласит, что в незапамятные времена в здешних краях орудовала шайка разбойника Оптия. Эта банда отличалась жестокостью, с которой грабила проезжавшие мимо купеческие обозы с богатым товаром. Бандиты нередко убивали несчастных путников. Особой жестокостью отличался атаман шайки — Оптий. Через несколько лет существования банды в душе ее главаря произошли необъяснимые изменения. Он пришел к православной вере, покаялся в своих многочисленных грехах и вскоре постригся в монахи. Разбойник стал вести затворнический образ жизни в одном из здешних лесов. По преданию, именно этот человек основал местный монастырь, который теперь носит его имя. Базируется ли данная легенда на исторических фактах? Об этом сказать сложно. Однако пример христианского покаяния, который совершил разбойник Оптий, является в высшей степени поучительным. Это предание во многом схоже с евангельским рассказом о преступнике, распятом с правой стороны от Иисуса Христа.
Оптина Пустынь: гостиницы
Если вы приезжаете в Оптину на один или несколько дней, то у вас есть два варианта проживания:
- Паломническая гостиница при монастыре;
- Комната в частных домиках недалеко от монастыря (например, на улице Лермонтова или в поселке Мехзавод, который располагается в получасе ходьбы от обители).
Жить в частном секторе будет комфортнее, но там нет монастырского духа.
Паломническая гостиница — это прямое соприкосновение с монастырем, но в большинстве вариантов — абсолютно «паломнические» условия проживания.
Например, самый дешевый вариант — это койко-место в комнате на 10–12 человек (там двухъярусные кровати); 300 рублей в день. Душ за дополнительную плату.
Есть места в комнатах поменьше (4 человека) — это будет в пределах 800–1000 рублей.
Кажется, есть и двухместные номера, но они, как правило, либо забронированы, либо достаются в порядке «живой» очереди, а значит, скорее всего, уже заняты.
Самый комфортный вариант — это места вот в таких небольших домиках:
В этих домиках есть и одноместные комнаты, и двухместные. А главное — есть большие комнаты для семей с детьми. Стоимость одноместного номера — от 1000 рублей, стоимость двухместного — от 1600 рублей.
Места в домиках можно бронировать только на будние дни, а в выходные и крупные Церковные Праздники комнаты в них распределяются в порядке «живой очереди».
Паломничества
Паломническая группа ставит своей задачей ведение духовно-просветительской деятельности среди прихожан и не прихожан нашего Храма, организация ближних и дальних паломнических поездок по святым местам нашего края, страны, ближнего и дальнего зарубежья
Как доехать до Оптиной Пустыни на машине?
На личном транспорте из Москвы
Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы — и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно — по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Но путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.
Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга-Тула»). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск
После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).
— здесь поворачиваем направо
Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой «Калуга», здесь уходим влево.
— проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево
Через несколько километров, после поворота, будет указатель
Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.
Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.
Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.
— здесь нам направо, далее — через мост. Будьте осторожны, не превышайте скорость, обгон на этом участке запрещен.
Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.
— стрелка указывает на стеллу «Перемышль»
Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.
Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.
После поворота — наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина пустынь.
— здесь и далее можно начинать фотографироваться.
На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.
Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.
1625-1796 годы
По отзывам, Оптина пустынь — то место, где благодарно отдыхает измотанная суетой душа. И так было с момента становления обители.
Что мы знаем о первых ее «шагах»? Известно, что в 1630 году вместо роскошного монастыря стояла лишь деревянная церковь. Картину довершали несколько келий. А братии насчитывалось всего 12 человек. Не густо, по сравнению с последующими годами.
И тем не менее обитель существовала. Под управлением иеромонаха Феодора братия несла свое послушание. Царь тогдашний, Михаил Федорович, выделил обители землю под огороды, подарил мельницу. А в 1689 году был построен на территории монастыря Введенский собор. Жизнь в обители потихоньку налаживалась.
Увы, но в 1704 году и мельницу отобрали, и реку Жиздру запретили использовать для рыбной ловли. Насельникам стало совсем туго, но с Божьей помощью они продолжали свою жизнь. Монастырь беднел, его хозяйство приходило в упадок. Да еще и Петр I постарался, издал указ, согласно которому обитель должна была платить в государственную казну оброк. Естественно, что эта «дань» своему же царю была не по силам обнищавшей обители. А Петру и дела нет: деньги нужны на войну со шведами, вот и собирал со всех.
В 1724 году бедность была такая, что Оптину пустынь упразднили. И теперь она отходила к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Зачем это сделали? Во-первых, из-за того, что в Оптиной было очень мало насельников. Всего 12 человек. Монастырь считался «малобратским». А во-вторых, неподъемный оброк имел место.
Правда, продолжалось это объединение с Белевским монастырем два года. В 1726 году обитель была восстановлена как самостоятельная. Указом Екатерины I, кстати. Но за эти два года деревянные постройки обители развалились, пришли в полнейшую негодность.
Спустя год, в 1727-м, Оптиной пустыни вернули ее мельницу — подарок царя Михаила Федоровича — и доступ к рыбной ловле.
Монастырь потихоньку поднимался. Так, в 1741 году начали строить колокольню. А в 1750-м — храм Введения Пресвятой Богородицы. Строительство длилось почти 10 лет.
Но снова реформы. На этот раз Екатерине II захотелось вмешаться в жизнь монастыря. Недолго раздумывала императрица. С ее легкой руки, а именно благодаря реформе, Оптина пустынь стала заштатным монастырем Крутицкой епархии. Случилось это в 1764 году.
Прошло 9 лет. Монастырь сумел отстроить соборный храм. Помогли щедрые благодетели. Но внутри обители было все очень грустно. В 1773 году в ней осталось всего 2 монаха. И те — старики.
История монастыря
Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.
Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.
Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.
В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.
В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена
Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет
Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.
Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.
В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.
Географическое положение
В какой области находится Оптина пустынь, в которой уже более 500 лет расположен один из самых известных монастырей нашей страны?
Этот центр монашеской жизни стоит на берегу реки Жиздра, в окружении плотного кольца хвойных лесов. От обители до ближайшего небольшого городка Козельска всего около двух километров. Данный населенный пункт входит в состав Калужской области.
До главного города этой губернии менее 100 км. Столицу России с Калугой разделяет расстояние в 200 км. Природа этих мест довольно живописна. В некоторых местах по пути в Оптину пустынь можно в полной мере насладиться красотой и величием русской природы, нетронутой цивилизацией. Из-за обилия лесных массивов воздух в здешних краях чистый и свежий. Поэтому паломничество в святое место будет полезным, как для духовного развития человека, так и для его физического здоровья.
На личном транспорте
Самым же экономичным с точки зрения финансовых и временных затрат является путь, совершенный на собственном автомобиле. Официальный адрес, где находится Оптина пустынь (монастырь): город Козельск, Калужская область, 249723.
При совершении такой поездки лучше всего пользоваться электронными средствами навигации. Географические координаты, где расположена Оптина пустынь, легко найти на различных информационных ресурсах. Доехать можно как до самого монастыря, где возле обители оборудована стоянка для автотранспорта, так и до города Козельска, где есть возможность оставить машину в местных специально отведенных местах.
История обители
Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха, оба — глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором).
Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор.Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.
За монастырской рощей расположен Предтеченский скит. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи(1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.
Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.
О современной подведневной жизни Предтеченского скита читайте на сайте Оптиной пустыни
С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале наблюдений за монастырской жизнью написан «Отец Сергий» Л.Н.Толстого. У писателя с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н.Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. Ф.М.Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы — смерти любимого трехлетнего сына Алексея в 1877 году. Он прожил в скиту недолго, но множество деталей и образов в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился знаменитый на всю Россию Преподобный старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
Использована информация с сайта www.optina.ru