Какие тайны скрывает остров пасхи?
Содержание:
Загадки и тайны острова Рапа-Нуи
Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.
Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.
В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.
Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…
Птицы в культуре островитян
Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.
Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.
Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.
География
Остров Рапануи, или Пасхи, общей площадью 163, 6 квадратных километра, имеет вулканическое происхождение. Местность острова скалистая, имеет три вулканических кратера застывшего вулкана Теревака. В самом высоком кратере образовалось озеро с пресной водой.
Где находится остров Пасхи? Расположился остров в Тихом Океане, на расстоянии больше 3700 километров от столицы государства Чили, Сантьяго.
Добраться туда можно самолетом (ежедневно из Сантьяго) и один раз в неделю из города Папеете (Таити).
Можно купить билеты на какой-либо транзитный рейс с пересадкой в Сантьяго.
Среднегодовые температуры на острове достигает 21*С. Холоднее всего в августе, температура в этом месяце не превышает +19*С. Температурный максимум достигается в январе и составляет +24*С. Но, по-настоящему жарко бывает не часто. В основном преобладает теплая комфортная температура, располагающая к пляжному отдыху.
Самое благоприятное время для приезда с начала октября и по апрель включительно. Затем начинается сезон дождей.
Национальный государственный язык острова — испанский, и местный — рануйский. Население около 6 тысяч человек, половина из них — это коренные островитяне.
Птице-человек.
Как гласят древние легенды, раз в год жрецы обращались к Богу с просьбой избрать нового птице-человека. Выбранный на эту роль мужчина должен был организовать группу из нескольких парней и направиться вместе с ними в каменные жилища и пещеры Рано Као. Оказавшись там, они выжидали (порой не один месяц), пока обитающие на острове чайки не отложат яйца на скале, которая находится на расстоянии в несколько сотен футов от побережья. Тогда группа, плывя по воде, направлялась к скале, именовавшейся Мотунуи. Первый прибывший человек сразу должен был приступать к поиску яйца, затем обмыть его и в целости принести на остров. Сделав это, он, наполненный гордостью, отдавал яйцо вождю племени, который, начиная с этого момента, приобретал статус птице-человека. Сжимая его в ладони, глава племени пританцовывая проходил весь южный берег острова, пока не попадал в Рано Рараку. В этом месте вождь должен был прожить целых двенадцать месяцев рядом с каменными обитателями на Рапануи. Обитал он там совершенно один, проводя время в молитвах и медитациях. Для остальных рапануйцев это место было запретным, ибо там обосновались покои уважаемого господина. Основным божеством этой диковинной религии был Маке-Маке. При этом он не имеет сходства ни с известным нам Богом творцом, ни Создателем всей Вселенной. Он, его соратник — повелитель чаек и три божества — попечители яиц и будущих потомков, требовали приношения человеческих жертв. Возможно, что когда-то давно на острове вполне могло существовать и людоедство.
Если внимательно изучить легенду о птице-человеке и сопоставить с исконными знаниями, то вырисовывается вполне ясная логичная картина. Предположим, что в отличие от нашей цивилизации, древние жители острова Пасхи имели не материалистическое восприятие, а жили с преобладанием духовных ценностей. Может из-за этого кому-то из европейцев и понадобилось так спешно уничтожать их культуру?
Тогда получается, что избрание очередного птице-человека (птица – символ передней сущности) – это не что иное, как выбор самой духовно-развитой личности для выполнения важных задач (управление климатом, погодой, сейсмической активностью, возможно даже решение планетарных задач). Для этого он и набирал группу юношей для образования круга силы. В таком случае логично предположить, чем они занимались, находясь вместе в пещере – они учились, занимались усиленно духовными практиками, духовным саморазвитием, самораскрытием. Когда группа была готова, назначалось что-то вроде экзамена или проверки на владение определенными свойствами, связанными с пониманием устройства мира (символ – мировое яйцо). После чего этот птице-человек приступал к работе с крупнейшим аху Рано Рараку. Это подтверждают символы, нанесенные на многих статуях, возможно, стоит более внимательно присмотреться к ним для изучения знаков, с которыми работал птице-человек.
Связь между поклонением птице-человеку и массивными каменными истуканами доказывают изображения, начерченные на спинах у большинства статуй. На этих рисунках запечатлены скелеты, призраки, божества, но наиболее часто — птице-человек. В 1722 г. культ поклонения полубожеству и огромным изваяниям пропагандировался по полной, но после высадки на Рапануи племени «короткоухих» все кардинально изменилось. В поверьях рассказывается о нескольких лодках большого размера, на которых находилось около трехсот мужчин и, скорей всего, столько же женщин. Ученые считают, что они сбежали с островов Рапаити после начала страшной гражданской войны или испепеляющей засухи.
Из книги АллатРа:
История острова Пасхи и загадочных статуй Моаи
Первыми свидетелями гигантских статуй на территории острова стали участники голландской экспедиции во главе с Якобом Роггевеном. Они высадились на остров в день, когда православные отмечали святой светлый праздник, поэтому и земля получила название в честь христианской Пасхи. Сойдя на землю, мореплаватели ахнули, увидев каменных великанов. К тому времени на острове уже не было никакой крупной растительности, что свидетельствовало о пережитой племенем катастрофе. Осваивая островную землю, занимаясь земледелием, местные жители вырубали лес, и за несколько столетий полностью истребили его.
После Роггевена чужеземцы на эти земли не прибывали около полувека. Позднее сюда прибыли испанцы, которые отправили часть племени Рапо-Нуи в Перу. К тому моменту на острове жило не более трех тысяч человек, а ведь когда-то численность местного народа составляла несколько тысяч. В разное время сюда прибывали Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз и другие исследователи.
Серьезным изучением статуй первой занялась Кэтри Рутледж. Ею была составлена карта на английском языке с указанием вулкана Рано Рараку, всех статуй и пути их передвижения к платформам на берегу. Еще одним исследователем мегалитов стал норвежец Тур Хейердал. Он в течение года перемещал великанов при помощи первобытных средств – веревок и деревянных салазок. Хейердал сделал вывод, что перемещение идолов, хоть и сложное, но реальное, а, значит, древние именно так доставляли их от скал к платформам на берегу.
Внимание современных ученых и археологов привлекают пещеры и кратеры на склонах вулкана. Здесь не прекращаются раскопки, а каждый новый объект, откопанный в скальной породе, вызывает массу вопросов и догадок
Моаи до сих пор таят в себе много не разгаданного. Все статуи имеют похожие каменные лица с вытянутыми носами, длинными мочками ушей, руками, опущенными вниз. У некоторых сохранились красиво оформленные глаза из кораллов. Самыми интересными являются великаны, на головах которых устанавливались «каменные шапки» весом до 10 тонн.
Путешествие на остров Пасхи – это увлекательная поездка, которая оставит незабываемые впечатления. Национальный парк Рапа-Нуи интересен различными достопримечательностями. Туризм – основная статья дохода местного населения. В конце января здесь празднуется красочный праздник Тапати-Рапа-Нуи, во время которого выбирают королеву мероприятия на целый год. Привлекают путешественников и пляжи с золотистым песком. Но все же главной целью приезда в страну является посещение острова с его таинственными, загадочными артефактами – статуями Моаи.
Памятники Моаи
Рекомендовать место
17
1
Сами островитяне называют свою землю Рапа-Нуи. Когда-то это была цветущая, покрытая лесами земля. Примерно в 15 веке от лесов ничего не осталось – их уничтожили местные жители, но как и почему, остается загадкой, как и моаи – огромные каменные статуи высотой до 20 м. в виде головы с шеей или с туловищем по пояс.
Говоря об изваяниях острова Пасхи, чаще всего приходится прибегать к выражению «по одной из версий…». Среди теорий происхождения моаи есть даже инопланетная. Но все же преобладает мнение, что моаи – надгробные памятники вождям племен. Статуи в память об уважаемых предках устанавливали над их могилами. Местные жители верили, что каменные гиганты охраняют их от внешнего вторжения и злых сил. В настоящее время на Рапа-Нуи насчитывается около девятисот моаи: около 200 из них стоят и примерно 700 лежат в разных частях острова. В 1770 году все они были повалены, возможно, что это сделали сами рапануйцы в период межплеменных войн.
Восстановливать статуи начали японцы во второй половине XX века. Моаи стоят на платформах «аху», самая известная — Ahu Tongariki, где на побережье океана в ряд стоят 15 фигур. Неподалеку находится каменоломня, где остались лежать неоконченные каменные головы, а рядом брошены инструменты, с помощью которых высекались изваяния. Вес Моаи — несколько тонн, и неясно, как их доставляли от каменоломни к различным уголкам острова. Скорее всего, строители применяли деревянные сани и бруски, вырубая лес, в результате чего остов стал почти бесплодным.
До сих пор открыт вопрос, кто такие сами островитяне, откуда пришли и когда заселили остров. Известный исследователь и путешественник Тур Хейердал считал, люди пришли сюда частично из Полинезии, частично из Южной Америки, возможно из Перу. Для того, чтобы доказать эту теорию, Хейердал вместе с несколькими энтузиастами проплыл от берегов Перу до острова Пасхи на самодельном плоту «Кон-Тики» в 1947 году. Современные археологи на основании лингвистических, ботанических и антропометрических исследований утверждают, что люди пришли сюда с островов Маркизы или Питкэрн. Существует третья теория, сама свежая, по которой близ Таити исчезло в 1536 испанское судно «Сан Лесмемс». Возможно, остров Пасхи был заселен потерявшейся командой басков. Кстати, генетическое тестирование показало присутствие баскских генов в крови островитян, так что ученым еще предстоит решить эту загадку.
Каменные изваяния
Свою известность остров Пасхи получил прежде всего благодаря древним, загадочным статуям из камня вулканического происхождения, в которых, как верят туземцы, находится сверхъестественная сила их предков. Своеобразные идолы — это еще одна тайна острова Пасхи.
Истуканы острова Пасхи изготавливали на протяжении трёх столетий – с 1200 по 1500 гг. (есть более ранняя дата – четвёртый век, но этой версии придерживаются немногие), после этого их производство резко прекратилось. Исследователи говорят, что всё выглядит так, словно люди столетиями развивали своё мастерство, поставив на конвейер производство и перевозку Моаи из камня – и внезапно в одно мгновение всё бросили и ушли, оставив заготовки изваяний, орудии труда, которые до сих пор можно обнаружить в найденных мастерских, и кинув готовые Моаи валяться вдоль дорог, по которым их спускали на побережье.
Истуканы острова Пасхи имеют высоту около 20 метров и представляют собой человеческую голову (на некоторых «одета» шапка из красного камня) с торсом. При этом смотрят Моаи вглубь острова.
Вопрос о том, каким образом изваяния появились здесь, возник сразу же, как только Джеймс Кук и его команда посетили острова Пасхи и впервые увидели на побережье огромные Моаи из камня, а рядом с ними – туземцев, которые не имели ни инструментов, ни даже собственного жилища и одежды.
Стоит заметить, что эта загадка неразгаданная и поныне, а про то, как они возникли, существует несколько версий.
- Огромные статуи острова Пасхи создали представители древних цивилизаций. Если придерживаться теории, что остров Рапа-Нуи – это или остатки Лемурии, или Атлантиды, то вряд ли кого удивит тот факт, что древние мастера, которые находились на чрезвычайно высоком уровне развития, имели возможность создавать шедевры такого уровня.
- Инопланетяне. Есть люди, которые придерживаются этой версии, при этом она была даже упомянута в фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».
- Статуи создали местные обитатели. В кратере одного из вулканов исследователи обнаружили следы мастерской, в которой с помощью каменных топоров и зубил высекали Моаи. На подтверждение этой версии всемирно известный исследователь Тур Хейердал в середине 20 века провел эксперимент – уговорил местных жителей сделать статую. Буквально за пару дней им удалось высечь небольшую фигуру из камня, чрезвычайно напоминающую древнюю скульптуру. После этого они транспортировали её на побережье, раскачивая верёвками и попеременно продвигая вперёд сначала одно, затем – второе плечо.
https://youtube.com/watch?v=I9oySqj0ZIk
Полностью загадку статуй путешественнику разгадать не удалось, поскольку этот метод годился только для небольших изваяний, а как передвигали Моаи весом в 50 тонн, так и осталось тайной. Также он не смог понять, каким образом на колоссы одевали шапки, каждая из которых весила около двух тонн.
Дети Хоту Матуни
Незадолго до смерти Хоту Матуца остров был отдан его детям, которые образовали восемь основных кланов. Кроме того, были образованы четыре меньших и менее важных клана.
- Tuꞌu Maheke : первенец Хоту. Он получил земли между Anakena и Maunga Tea-Tea.
- Миру : получил земли между Анакеной и Ханга Роа .
- Марама : получил земли между Анакеной и Рано Рараку . Доступ к карьере Рано Рараку оказался чрезвычайно полезным для тех, кто жил на землях Марамы. Вскоре карьер стал основным источником туфа на острове, который использовался при строительстве моаи (больших каменных статуй). Фактически, 95% моаи было сделано в Рано Рараку.
- Раа поселился к северо-западу от Чай-Чай Маунга.
- Коро Оронго поселился между Акаханга и Рано Рараку.
- Хоту Ити была отдана вся восточная часть острова.
- и 8. Тупахоту и Нгауре остались с остальными частями острова.
Удар, который уничтожил культуру древнего народа.
Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:
• карьер Рано Рараку;• святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.
При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.
Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.
В книге АллатРа (рекомендую к прочтению для пытливых умов) дано много знаний в разных областях жизни, но эти знания, на мой взгляд, приоткрывают завесу неизвестного и служат лишь указателем направления поиска для ищущих истину. На сайте «Точка зрения» недавно появился целый цикл статей про наиболее древние архитектурные сооружения на планете, а также культовые постройки древних. В этих текстах они были рассмотрены с точки зрения исконных знаний из Аллатры и являлись своего рода продолжением поднятых в книге вопросов старинной символики. Раскрывая тему острова Пасхи, напрашивается вопрос, а, собственно, зачем на небольшом участке суши посреди Тихого океана кому-то понадобилось вырезать из камня статуи огромного размера? Если это были простые идолы для поклонения, как утверждают многие официальные историки, то почему бы не вырезать их из той же пальмы или, на худой конец, из той же вулканической породы, но размером с обыкновенного современного человека? И быстрее, и легче транспортировать, да не то что легче, но и понятней, каким образом вообще осуществлялся данный процесс. На сегодняшний день существует множество предположений и гипотез, как многотонные статуи перемещались с места изготовления к месту, где они сейчас находятся.
Заповедник загадочного народа
На острове можно воочию проследить все этапы изготовления моаи и их дальнейшей судьбы. Стоит лишь подняться по склону вулкана Рано-Рараку, а затем спуститься в кратер. Там и находятся древние мастерские под открытым небом с наполовину высеченными скульптурами.Самая крупная, около 270 т., так и осталась навечно в карьере. Сохранились и следы дорог, по которым их транспортировали, порой бросая на обочинах.
Здесь, где вся территория представляет собой археологический памятник, сохранились остатки святилищ другого культа. В скальном поселке Оронго, посвященном богу плодородия Макемаке, проводились некогда ритуальные обряды культа «человека- птицы». Дело в том, что на соседних, отделенных от острова опасным проливом клочках земли, гнездились черные ласточки – посланницы Макемаке. Воин — смельчак, который сумел раньше всех вплавь доставить в святилище яйцо из гнезда, добывал победу и титул «человека-птицы» вождю своего рода. В течение года тот управлял всем народом Рапа-Нуи. А воин также получал награду – семерых красавиц.
Еще одна загадка острова каменных великанов –памятники иероглифической письменности, сохранившиеся исключительно на острове Пасхи. Иероглифы, составляющие письменность ронго-ронго высекались в камне, заполняли специальные деревянные таблички.
Многие из них вместе с деревянной скульптурой были уничтожены христианскими миссионерами в конце XIX века. Над уцелевшими до сих пор ломают головы лингвисты и этнографы, не в силах прочитать их. Ничего подобного не встречается в мировом наследии. Сложилась ли эта система знаков на острове, или была привезена «первопроходцами»? Если так, то откуда? Наследием какой культуры она является? А ведь письменность – это безошибочный показатель высокого уровня цивилизации.
Давно исчезли и те, кто мог бы прочитать таинственные письмена. Когда они хранились в каждой туземной семье, но к настоящему времени сохранилось небольшое количество, разбросанное по различным музеям.
Дикая природа
Поскольку остров был изолирован, здесь обитает множество эндемичных видов животных и растений. Парк находится под категорией управления II МСОП на юго-востоке Полинезии. Его биогеографическая и экологическая история претерпела кардинальные изменения по сравнению с тем, что существовало в древние времена, когда здесь были пальмы и широколиственный лес. До того, как полинезийцы поселились здесь в 4 веке, на острове был обширный лесной покров с деревьями, кустарниками, папоротниками и травами. Остров сейчас почти полностью покрыт травой, и лишь несколько декоративных деревьев и кустарников разбросаны по всему острову.
Флора
Из 150 зарегистрированных видов растений 45 являются эндемиками. Однако остров в значительной степени покрыт травой трех эндемичных видов. В древности здесь встречались только виды деревьев Sophora toromiro и Paschalococos . В настоящее время на острове вымерло дерево торомиро, а Paschalococos — это вид, который может быть родственником чилийской пальмы Jubaea chilensis . В степных районах острова, растительность состоит в основном из видов Austrostipa и Nassella . Другие зарегистрированные виды относятся к интродуцированным разновидностям. Среди кустарников все еще присутствует хау-хау ( Triumfetta semitriloba ), но Coprosma spp. , не встречается на острове. Древесина ныне исчезнувшей пальмы Джубея использовалась для изготовления устройств для транспортировки огромных каменных статуй моаи. Путем углеродного датирования установлено, что этот вид деревьев существовал на острове до 17 века. Папоротники являются местными для Рапа-Нуи, и четыре из 15 отмеченных видов являются эндемичными: Doodia paschalis , Polystichum fuentesii , Elaphoglossum skottsbergii и Thelypteris espinosae . Triumfetta semitriloba, который считался вымершим видом на острове, был обнаружен в 1988 году. Согласно недавнему отчету (1991), помимо 166 интродуцированных видов растений, было зарегистрировано 46 местных видов растений, включая девять эндемичных видов. Также на нижнем уровне кратера Рано Рараку можно увидеть высокие камыши, похожие на тотору , которые, вероятно, были завезены мореплавателями из Южной Америки .
Фауна
Единственные млекопитающие на острове — грызуны и хищники . Зарегистрированные рептилии — это три вида морских черепах и две наземные ящерицы , Lepidodactylus lugubris и Ablepharus boutoui poecilopleurus . На острове обитают четыре вида птиц — три наземных и один морской. Это: Fregata nubor , краснохвостая тропическая птица ( Phaethon rubricauda ) и буревестник Кермадек . Три микро- чешуекрылых видов представлены в парке , которые не имеют никаких связей с Южной Америкой видов; один из них — Asymphorodes trichogramma .
История острова Пасхи
Когда матросы впервые обнаружили остров Пасхи, они увидели на нем множество каменных фигур, стоящих вдоль берега. Моряки не могли понять кто их сделал, и как вообще здесь оказались люди.
Согласно официальной версии первыми людьми, проживавшими на острове Пасхи, были полинезийцы. Они жили в 5 веке н. э. Поскольку у полинезийцев считалось нормальным растягивать мочки ушей до плеч, – их стали называть «длинноухими». Ученые считают, что именно они были авторами статуй.
В 14 веке на остров прибыли «короткоухие». На протяжении 3-х веков они воевали с полинезийцами, в результате чего «длинноухие» были уничтожены, а вместе с ними исчезла и их культура.
По мнению экспертов, создатели моаи верили, что в истуканах содержится сила их предков. Статуи высекали из спрессованного вулканического пепла. При установке их лица обращали в сторону поселений для защиты от бед.
На сегодняшний день многие моаи острова Пасхи удалось отреставрировать, благодаря чему любой желающий может собственными глазами увидеть фигуры в их первоначальном виде. Первопоселенцы острова Пасхи верили в бога Маке-маке, который по их мнению создал человека.
Вскоре у них возник культ птицечеловека, которому периодически приносились жертвы. Также племена соревновались между собой в плавании. Победивший пловец на 1 год становился птицечеловеком и имел право распределять любые ресурсы в своем племени.
У жителей острова Пасхи была своя письменность, которая пока до конца не расшифрована. Они писали на небольших деревянных табличках, некоторые из которых сохранились до наших дней. Помимо слов на них изображались звери, птицы и различные события.
Существует миф, что в 1400 г. небольшая группа полинезийцев, во главе с их первым королем Хоту-Мату’а, добралась на пирогах до необитаемого острова. Они назвали его Те-Пито-о-те-хенуа, что означает «пуп земли». После этого король ввел практику установки огромных памятников в честь вождей.
Каменные статуи на острове Пасхи внешне похожи на человеческие головы с относительно маленьким туловищем. По мнению экспертов моаи изготавливались в каменоломнях, находящихся посреди острова.
До сих пор нет единого мнения о том, как древние люди могли перемещать такие тяжелые фигуры.
Согласно распространенной версии статуи передвигали по «дорожке», выложенной из стволов деревьев. Их катили через километры труднопроходимых джунглей. По подсчетам ученых, для такой работы требовалось более сотни мужчин.