Самый знаменитый храм греции

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Архитектурные элементы Парфенона

Внешние колонны храма были дорическими, восемь из которых были видны спереди и сзади и 17 видны с боков. Это было не свойственно обычному дорическому стилю 6×13, и они были также более стройными и более тесно, чем обычно, стояли друг от друга.

Внутренняя часть была отделена шестью колоннами сзади и спереди. Она была видна через большие деревянные двери, украшенные украшениями из бронзы, слоновой кости и золота.

Кледа состояла из двух разделенных комнат. Меньшая комната содержала четыре колонны с ионной колонной для поддержки секции крыши и использовалась в качестве казначейства города.

В большей комнате разместилась культовая статуя, которая была окружена дорической колоннадой с трех сторон. Крыша была построена с использованием кедровых балок и мраморной плитки и была бы украшена акротерапией (из ладоней или фигур) по углам и центральным вершинам. В углах крыши также были выложены львиные пасти, чтобы сливать воду.

Парфенон и пантеон. Древний Парфенон

(не проверялась)

Древний Парфенон ( англ.   Older Parthenon , реже англ.   Pre‐Parthenon ), иногда Парфенон I или Парфенон II  — условное название древнего храма Афинского Акрополя , посвященного богине Афине . Этот храм должен был заменить разрушенный дотла персами Гекатомпедон и стать главным афинским святилищем, посвященным богине Афине Полиади — покровительнице города.

Существование Древнего Парфенона известно и благодаря свидетельству Геродота . Барабаны колонн храма четко выделялись на фоне других блоков северной стены Эрехтейона . Впервые субструктуры более раннего храма открыл профессор Людвиг Росс во время раскопок в 1835—1836 годах. Материалы раскопок 1885—1890 годов под руководством Панайотиса Каввадиаса дали новые доказательства существования храма. Результаты раскопок позволили немецкому архитектору и археологу классичности, Вильгельму Дёрпфельду , на тот момент директору Немецкого археологического института в Афинах, утверждать факт нескольких стадий строительства Древнего Парфенона.

Наиболее ранний этап строительства мог начаться в день Клисфена . Храм этого периода Дёрпфельд назвал Парфеноном I. Второй этап строительства храма начался вскоре после победы греков над персами в битве при Марафоне , то есть около 490—488 гг. до н.э. Незавершенная работа продолжалась теперь с использованием мрамора. Храм этого периода Дёрпфельд назвал Парфеноном II. Исходя из этой теории, Перикловый Парфенон Дёрпфельд назвал Парфеноном III. Наблюдения Дёрпфельда основывались на том, что три первые ступени лестницы Парфенона I были сделаны пороским известняком, как и стилобат , а верхняя ступень — каррайским известняком.

Посреди южного склона Акрополя возвели подпорную стену, а в основу холма заложили известковые блоки, чтобы поднять строительную площадку над скалой примерно на 7 метров. Этот храм представлял собой периптер и имел по 6 и 16 колонн по ширине и длине. Известно, что стилобат и лестницы Парфенона II выполнили из мрамора. Стилобат был меньше и располагался чуть на север от Периклового Парфенона. Это стало еще одним доказательством того, что фундамент принадлежал другому зданию в Акрополе, позже почти полностью перекрыт фундамент величественного Парфенона III. Однако в 480 г. до н.э., когда строителям удалось возвести колонны только до высоты второго барабана, город был завоёван персидским войском Ксеркса . Строительство прекратилось на 30 лет.

Фото и описание

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики — богини Афины.

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён — Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые — с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

Общая информация

Самым величественным строением греческого Акрополя считается храм Парфенон. Этот храм был посвящен покровительнице города – Афине – Девственнице. По мнению многих историков, именно этот храм является самым прекрасным памятником Акрополя. Афину, как богиню мудрости очень почитали и посчитали, что храм в ее честь должен быть великолепным и не похожим ни на что.

Этот храм был построен в период между 447 и 438 годами до нашей эры. Он был возведен на месте другого недостроенного святилища. Расположение храма позволяло видеть его с большого расстояния. Он располагался на холме на высоте 150 метров над уровнем моря. Храм был построен во время правления Перикла. В этот период город переживал небывалый подъем и Афины считались не только культурной столицей, но и важным центром в политическом плане. Поэтому на возведение храма не жалели средств.

Строительство поручили архитекторам Калликрату и Иктинасу.

Главной скульптурой храма должна была стать статуя Афины Парфенос, изготовленная скульптором Фидием. Она считается настоящим шедевром. Высота самой статуи была около 30 метров. Фидий использовал слоновую кость, черное дерево и золото, чтобы данная статуя захватывала своим величием. К сожалению, до наших дней эта великолепная скульптура не сохранилась. Существует предположение, что статуя сгорела во время пожара в 3 веке до н. э., а может и раньше.

Архитектура храма воплотила в себе все новейшие тенденции того времени. Интересным архитектурным решением было то, что колонны вокруг храма располагались не параллельно, а под углом, что позволяло просматривать фасад здания сразу с трех сторон. Все колоны были разной формы. Это было сделано для того, чтобы центральные колонны выглядели более стройно, но при этом не казались слишком тонкими. Данный эффект был достигнут благодаря тому, что угловые колоны были наклонены слегка к центру, а центральные — наоборот от центра.

Сам храм был построен из мрамора, который добывали недалеко от Акрополя. Интересными свойствами этого мрамора было то, что, будучи белым, изначально, он со временем приобретал желтый оттенок. Поэтому к моменту окончания строительства храм приобрел неравномерную окраску. Но именно это и предавало храму свою необычную красоту.

Парфенон представлял собой здание длиной 69,5 метров и шириной около 30,9 метров. Вокруг храма располагались колонны. Длина каждой из них составляла 10 метров. Всего насчитывалось 46 колонн. К храму вели три ступени. Внутри храм состоял из трех отделений. В центральном помещении находилась статуя Афины Парфенос. Мраморные статуи украшали углы фронтонов. На восточном фронтоне было изображено рождение Афины, когда она появилась из головы Зевса. А на западном фронтоне можно было увидеть, как Афина спорит с Посейдоном, за власть над Афинами и Аттикой.

Вокруг Парфенона изображались различные фризы. На юге можно было наблюдать борьбу кентавров с лапифами. С северной стороны было изображение эпизодов Троянской войны. Западную сторону Парфенона венчало изображение битвы амазонок с греками. А с восточной стороны была представлена битва олимпийских богов с гигантами. Все эти сюжеты описывали легендарные сражения.

Такое великолепие храма сохранялось вплоть до правления Александра Македонского. Он даже посвятил богине триста доспехов побежденных им воинов.

Строительство

Современный карьер на горе. Пентеликон.

Отчеты о строительстве Парфенона позволяют узнать, что мрамор, предназначенный для фронтонов, начали добывать в каменоломнях Гора Пентеликон в 439-438 гг. до н.э .; скульптурные работы начнутся в следующем году. Отчетность также показывает, что расходы на раскопки и транспортировку были ежегодными. Это могло означать, что каждый год использовались разные карьеры для получения мрамора высочайшего качества. Последние закупки мрамора в карьерах относятся к 434 году до нашей эры. По логике постройки здания скульптуры фронтонов должны были быть установлены почти в самом конце (перед установкой крыши), вероятно, в 432 году до нашей эры.

С Адольф Михаэлис в 1871 г., статуи обозначены слева направо буквой: от A до W для западного фронтона и от A до P для восточного фронтона.

Павсаний регулярно сообщает об авторах описываемых им произведений. Однако он не сообщает об «авторе» фронтонов Парфенона. Возможно, даже будет возможен мастер-строитель для каждого фронтона. Из-за размеров строительной площадки (около пятидесяти резных статуй за полдюжины лет), многие художники, должно быть, работали там, как показывают различия в стилях и техниках. Таким образом, западный фронтон кажется более изысканным, более «искусственным» (почти маньеристическим), чем восточный. Возможно, что на статую или группу статуй приходился один художник. В счетах 434-433 указано, что скульпторам было выплачено 16 392 драхмы. Однако трудно сказать, является ли это общей заработной платой или зарплатой только за этот год. Для сравнения, общая стоимость каждого (гораздо меньшего) фронтона Храм Асклепия в Эпидавр было 3010 драхм. Роберт Спенсер Станье предложил в 1953 году оценку в 17 таланты для фронтонов и акротерионов.

Статуи являются самыми большими статуями с фронтоном, сделанными в классической Греции, и почти все они представляют собой одно целое. Кроме того, они были вылеплены по кругу. То же самое было уделено передней и задней части, хотя последняя скрыта. Не исключено, что они были «выставлены» на месте во время ожидания установки на Парфенон. Тогда художники предпочли бы закончить их полностью. Тем не менее, отделка зависит от статуй, а значит, и от скульпторов. На одних детали, невидимые с земли, остались незавершенными, а на других дело обстоит иначе. Кроме того, некоторые из них (например, западный А) необходимо было выровнять, чтобы они соответствовали назначенному месту.

Глубокие прямоугольные бороздки по углам фронтонов могли свидетельствовать о наличии в этих местах подъемного механизма для установки статуй.

Выше дорический фриз (триглифы и метопы) представлял собой нависающий горизонтальный карниз из двадцати пяти блоков мрамора. Рейтинг карнизы были увенчаны росписью сима (пальметты и золотые цветы лотоса). Таким образом было отграничено длинное пространство 28,35 м и высотой (в его центре) 3,428 м или 3,47 м до глубины 0,90 м. Все статуи были установлены на горизонтальном карнизе, свес которого превышал 70 см, размещались либо на постаменте, либо на лежанке. Для установки статуи G необходимо было выкопать карниз.

Фронтоны Храм Зевса в Олимпии, примерно на двадцать лет старше, и, кажется, оказал большое влияние на создание фронтонов Парфенона. Размеры относительно эквивалентны: высота 3,44 метра на глубине 1 метр в Олимпии. Чтобы сделать их более заметными, из-за угла зрения некоторые статуи были наклонены наружу, как в Олимпии, а иногда и на 30 см над пустотой. Даже у сидящих статуй ноги выступали за край. Системы крепления (дюбели и шипы) статуй у горизонтального карниза были примерно одинаковы в Афины и Олимпия. Однако для самых тяжелых (в центре) скульпторам Парфенона пришлось внести новшества. Их держали железные подпорки, которые с одной стороны уходили в основание статуи, а с другой — глубоко в горизонтальный карниз и тимпан. Эти L-образные стойки сделали статую консольной на карнизе.

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма)

Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины

Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Метопы Гекатомпедона в Новом музее Акрополя сайт музея

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм — неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистрата (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь — Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на у стены Эрехтейона.

Колонны пре-Парфенона на северном склоне Акрополя

Разрушение

В 1687 году Парфенон сильно пострадал в величайшей катастрофе, которая когда-либо случалась с ним за долгую историю. Для атаки и захвата Акрополя венецианцы послали экспедицию под руководством Франческо Морозини. Османские турки укрепили Акрополь и использовали Парфенон в качестве погреба для боеприпасов — несмотря на опасность такого использования после взрыва 1656 года, когда серьезно пострадали Пропилеи — и приюта членов местной турецкой общины. 26 сентября венецианский миномётный выстрел, сделанный с холма Филопаппа, взорвал погреб и частично разрушил здание. Взрыв вдребезги разнёс центральную часть здания и вызвал обвал целлы. Греческий архитектор и археолог Корнелия Хатзиаслани пишет, что «…три из четырех стен святилища почти обвалились и три пятых скульптур из фриза упали. Очевидно, что ни одна из частей крыши не осталась на месте. Упали шесть колонн с южной стороны и восемь с северной, а также ничего не осталось от восточного портика, за исключением одной колонны. Вместе с колоннами обрушился огромный мраморный архитрав, триглифы и менотопы». При взрыве погибло приблизительно триста человек, которых засыпало мраморными обломками возле турецких защитников. Он также вызвал несколько больших пожаров, которые горели до следующего дня и уничтожили много домов.

Во время конфликта были сделаны записи, по поводу того, было ли это разрушение преднамеренным или случайным; одна из таких записей принадлежит немецкому офицеру Зобифольски, в которой говорится, что турецкий дезертир выдал Морозини информацию о том для чего турки использовали Парфенон, ожидая, что венецианцы не будут целиться в здание такой исторической важности. В ответ Морозини направил артиллерию на Парфенон

Впоследствии, он пытался награбить скульптуры из руин и вызвать дальнейшие повреждения здания. Когда солдаты попытались снять скульптуры Посейдона и лошадей Афины с западного фронтона здания они упали на землю и разбились.

В следующем году венецианцы отказались от Афин во избежание конфронтации с большой армией турков, собранной в Халкиде; в то время венецианцы учли взрыв, после которого от Парфенона и остальной части Акрополя почти ничего не осталось, и откинули возможность его дальнейшего использования турками в качестве крепости, однако такая идея и не преследовалась.

После того, как турки отбили Акрополь, они возвели в стенах разрушенного Парфенона  небольшую мечеть, использовав руины от взрыва. За следующие полтора века разграбили оставшиеся части сооружения, на строительные материалы, и другие ценности.

XVIII век был периодом «больного человека Европы»; в результате многие европейцы смогли посетить Афины, а живописные руины Парфенона стали объектом множества картин и рисунков, подстёгивая рост филэллинов и помогая пробудить сочувствие Великобритании и Франции ради независимости Греции. Среди этих ранних путешественников и археологов были Джеймс Стюарт и Николас Реветт, которым «Общество дилетантов» поручило исследовать руины классических Афин.

Они создали рисунки Парфенона, при этом производя замеры, которые в 1787 году опубликовали в двух томах Antiquities of Athens Measured and Delineated (Древности Афин: измеренные и изображённые). В 1801 году британский посол в Константинополе, граф Элджин, получил сомнительный фирман (указ) от султана, чьё существование или легитимность не доказаны до сегодняшнего дня, сделать слепки и рисунки древностей Акрополя, и снести последние здания, при необходимости рассмотреть древности, и убрать скульптуры.

Строительство

На юге Акрополя в Афинах возвышается античный храм, который восхваляет богиню мудрости, почитаемую в течение многих веков жителями Эллады. Историки полагают, что начало строительства датируется 447-446 гг. до н. э. Точной информации об этом нет, так как летоисчисление древнего мира и современников отличается. В Греции началом считался день летнего солнцестояния.

До начала строительства великого храма в честь богини Афины на этом месте устанавливали различные здания культурного назначения, но ни одно не сохранилось до настоящего времени, и лишь Парфенон, хоть и отчасти, все еще стоит на вершине холма. Проект будущего архитектурного достояния разработал Иктин, а его реализацией занимался Калликрат.

Работы над храмом длились около шести лет. Своей необычной отделкой Парфенон обязан древнегреческому скульптору Фидию, который в промежутке между 438 и 437 гг. до н. э. установил статую Афины, покрытую золотом. Каждому жителю тех времен было известно, кому посвящен храм, так как в эпоху Древней Греции богов почитали, и на вершине пьедестала зачастую оказывалась именно богиня мудрости, войны, искусства и ремесел.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе. В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос. Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou. Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль — он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон — не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм — Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

О древних богинях Греции, мифах и местах, которые в них описаны читайте здесь.

Подробный обзор погоды в Греции вас ждет на этой странице.

Некоторые особенности архитектуры

Сегодня Парфенон уже не руины, но и до былой роскоши далеко.

Создатели Парфенона имели в своем распоряжение достаточно средств, чтобы воплотить в жизнь самые новаторские архитектурные решения своего времени. Парфенон был великолепен, он отличался от всех построенных ранее храмов масштабностью, оформлением, архитектурой.

Для того чтобы подробно и правильно описать архитектуру храма со всеми стилобатами, перистилями и периптерами надо быть архитектором. Поэтому мы не будем углубляться в эту тему, а более подробно остановимся на некоторых декоративных элементах.

Колонны

Размещено сооружение было таким образом, что его фасад был виден сразу с трех сторон. Такой эффект был достигнут благодаря необычному размещению колонн и их форме. Колонны установили не параллельно, а под небольшим, незаметным глазу, углом.

Высота внешних колонн – 10 м 43 см, диаметр – 1 м 90 см.Колонны не цельные, каждая собиралась из отдельных барабанов (10-12), их крепили свинцовыми скрепами. Количество внешних колонн – 50. Внутри храма было установлено 16 больших колонн и 23 меньшего размера.

Это интересно. Размеры храма: длина – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.

Как выглядел храм внутри до разрушения

Внутри храм имел 2 помещения. В одном из нефов, окруженная колоннами, находилась основная скульптура Афины, высотой 11 м.

Очень жаль, что это колоссальное изваяние не сохранилось до нашего времени. Как выглядела Афина, мы знаем из описаний и древних рисунков.

Автор 11-метровой скульптуры – Фидий. Материал изготовления – золото, слоновая кость, черное дерево. Богиня была изображена стоя, в одной руке щит, в другой фигура Ники. Статуя была высотой с 4-х этажный дом. Изваяние Ники, которое Афина держит на ладони – 2 м. Щит украшали рельефы сражающихся амазонок и боя с титанами.

Лицо богини было вырезано из слоновой кости, из этого материала изготовили и руки статуи. Такие элементы, как одежда, оружие, были золотыми. Перед скульптурой находился небольшой бассейн. Изваяние Афины простояло в храме 900 лет.

Судьба скульптуры неизвестна. Одни историки считают, что она была уничтожена при пожаре, другие настаивают, что статую вывезли в Византию.

Метопы

Один из самых значительных элементов декора – фриз, украшавший внешнюю колоннаду. На фризе было размещено 92 метопы с барельефом. На метопах южного фасада изобразили сцены противостояния лапифов (полумифическое племя) и кентавров.

На барельефах северного фасада была изображена Троянская война. Фриз с западной стороны – сражение амазонок, восточный фасад – битва титанов и богов.

До нашего времени сохранились 57 метоп, в основном на восточном фасаде. Еще 15 хранятся в Британском музее, 1 в Лувре.

Это интересно. Фризом называют декоративную горизонтальную композицию, в виде полосы. Он венчает или обрамляет часть сооружения. Метопа – архитектурный элемент фриза, в виде плиты с рельефной или плоской поверхностью.

Фриз внутреннего помещения

Этот фриз украшает храм внутри. По данным Википедии, его длина 160 м, высота 1 м 2 см. Изображено на барельефах Панафинейское шествие.

Это интересно. Панафинеи – праздник в честь богини Афины, в котором участвовали все горожане. Шествие было одним из основных мероприятий праздника. Процессия нарядно одетых афинян с факелами шла через весь город, возглавляли шествие самые уважаемые люди.

Процессия несла в храм одежды для статуи богини, вели быков для жертвоприношений. После шествия и религиозных обрядов праздник продолжался. Проводили спортивные, музыкальные и поэтические соревнования.

Всего на барельефах фриза изображено 378 фигур богов и людей, чуть менее 200 животных. Изначально было 115 метоп, сегодня можно увидеть 96 пластин с барельефами (56 в Лондоне, 40 в Музее Акрополя).

Фронтоны

Еще одним важным скульптурным элементом Парфенона были фронтоны. Западные и восточные фронтоны были украшены масштабными скульптурными композициями, до нашего времени сохранились только фрагменты некоторых статуй, 11 из уцелевших фрагментов хранятся в музее Акрополя.

Из чего построили Парфенон?

Материал, из которого построили весь храм – пентилийский мрамор. Из камня вырезали блоки и укладывали без скрепляющего раствора. Из мрамора было сделано и кровельное покрытие, деревянными были только перекрытия. Этот вид мрамора имел одну особенность – под действием солнечных лучей менял цвет. Из белого он становился золотистым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector