Собор нотр-дам шартре в 2021

Как лучше начать знакомство с собором?

Местные искусствоведы советуют начинать осмотр этого храма снаружи, с его высоких великолепных башен

Асимметричные башни – это уже элементы, привлекающие внимание и вызывающие массу вопросов

Южный фасад здания украшают астрономические часы, тоже довольно древние, аж с 16 века показывающие время горожанам. Ранее они давали исчерпывающую информацию о фазах Луны, Солнца, времени суток и т.п., сейчас же только показывают время.

А дальнейший осмотр – это внутреннее убранство собора, которое может занять у туристов от нескольких часов до нескольких месяцев, если подробно изучать его витражи.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

  • Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
  • порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
  • великолепные витражи 12-го и 13-го веков —

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали  собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Собор Богоматери в Амьене – величайший шедевр зодчества

А вы знали, что своими внушительными размерами (200 000 куб.м.) готический собор в Амьене в два раза превосходит объем Нотр-Дам де Пари? А то, что он по праву считается самым большим во Франции? Высота шпиля здания составляет целых 112 метров!

Амьенский кафедральный собор – настоящий «рекордсмен» по скорости строительства. Действительно, средневековым зодчим понадобилось всего 49 лет, чтобы воздвигнуть это огромное впечатляющее великолепие.

Готические барельефы на фасаде изображают сцены Ветхого Завета, Судного Дня. Центр портала занимает величественная статуя Девы Марии с Младенцем Христом. В прошлом статуя была полностью покрыта золотом, следы которого можно явно разглядеть.

Высокие своды собора поражают своей строгостью и простором – верхушки колонн словно «исчезают» в бесконечности.

Многие известные скульпторы приложили свою руку к оформлению храма – здесь явно прослеживается сочетание готики и барокко. Вокруг Трона Истины располагаются фигуры трех христианских добродетелей Веры, Надежды и Милосердия. Каждый уголок храма наполнен светом, проникающим сквозь стрельчатые витражные окна.

Как возникло витражное искусство

В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христиан­скому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с  — с ее огромными стрельчатыми ок­нами, которые возникли в XII веке благодаря инженерным новациям, по­зво­­лившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. К 1100 году, когда в архитектуре господствовал , цветные стекла с фигурами уже, видимо, были довольно обычным делом (правда, от той эпохи их дошло крайне мало).

На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, глав­ный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со вре­­менем цветные стекла «с историями» стали доступны и про­стым при­ход­ским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.

1 / 3

Беспечный в нищете. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

2 / 3

Святой Дунстан Кентерберийский. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

3 / 3

Ванитас (суета сует). Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

В Шартре, Париже, Бурже, Амьене, Реймсе, Кентербери, Аугсбурге, Праге и мно­гих других городах Франции, Англии или Священной Римской империи соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м² (для сравнения: площадь огромной картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — около 40 м²).

Южный портал собора

Шартрский собор выстроен из прочного песчаника, представлен в трехнефной базилике, с двумя высокими башнями — северной и южной, достигающими 60 метров. Северную башню венчает кружевной каменный шатер. Старая колокольня, или южная башня смотрится намного строже, сохраняя линии чистой готики. в целом здание сохранилось в едином готическом стиле. Великолепные каменные барельефы фасада выполнены скульптурным поясом фигур святых и крылатыми животными. В центре расположена композиция «Христос во славе».Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду.

Сцены 04-08 – продолжение притчи

Со второй группы начинается основное повествование, здесь рассказывается притча о добром самаритянине (снизу-вверх, слева-направо)

Сцены 04-08 Начало притчи о Добром самарянине

Сцена 4. Христос, рассказывая притчу двум фарисеям, поднимает руку, как знак обучения и назидания. Вероятно, это уникальный случай в средневековом искусстве, где изложению притчи предшествует иллюстрация ее повествовательного контекста. Таким образом, Христос во славе воскрешен наверху верхнего медальона, учит в нижней части нижнего медальона, симметрично вызывая роль Христа как Второго Адама, который изображен в центре центрального медальона.

Сцена 04 — Христос рассказывает притчу фарисеям

Сцена 5. Паломник покидает Иерусалим. Упоминание «пелегрин» на витражах соответствует распространенному толкованию средневековья, в Евангелии не указывается статус путешественника. Паломник проходит через ту же красную дверь с белой окантовкой, которую использовали Адам и Ева, покидая Рай.

Сцена 6. Два бандита готовятся атаковать паломника. В противоположность Богу в центре верхнего медальона бандиты представляют здесь силы зла, наблюдающие за человеком в поисках спасения.

Сцена 7. Паломника избивают, грабят и лишают его одежды. На заднем плане дерево имеет форму креста.

Сцена 08 — Священник и левит проходят мимо избитого путника

Сцена 8. Священник и левит (левит — представитель одной из еврейских общин) идут своей дорогой, не помогая паломнику (это было бы для них святотатством, Моисеев закон запрещает им прикасаться к «нечистому»). Они представляют Закон и Пророков, Ветхий Завет.

История

История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.

Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора

Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.

Собор и паломники

Со дня открытия собор стал излюбленным местом паломничества католиков. В нем хранится важная христианская реликвия – часть рубашки Богородицы, отданная храму еще королем Карлом Лысым в 876 году. Считается, что рубашка была надета на неё в день рождения Христа. Святыня долгое время хранилась на алтаре, пока паломниками не была сделана специальная рамка, защищающая её.

Пиком паломничества в средневековье был 12 и 13 века, когда историк времен крестовых походов признал величие реликвии. Документы папы Александра IV подтверждают огромные масштабы паломничества.

Посещали собор святые Франциск Сальский и Винсент де Поль. За последние два года посетителями стали представители 65 народов мира. О паломничестве в собор Пьером-Ив Ле Приолом была написана книга.

История происхождения

История происхождения храма может удивить. По легендам на этом месте еще до нашей эры была обитель кельтских друидов. Историками доказано, что здесь всегда стояли церкви. Первая уничтожена пожаром предположительно в 1020 году.

Похожая участь и у последующей, вновь случившийся пожар сильно ухудшил её состояние, но церковь выстояла. Сохранилась западная часть, где находилась рубашка Девы Марии. Случившееся окрестили чудом, с тех пор место считается святым.

Многочисленные пожертвования позволили построить новый собор в 1194 году, в основе которого был старый. Чудо побудило многих на работу, в том числе и добровольную. Строительный камень доставался горожанами безвозмездно.

Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе, XVI в.

Южная роза Собора в Сансе изображает Страшный суд и житие святого Стефана. Эта большая стеклянная конструкция высотой шестнадцать метров, работа мастеров Варина, Веррата и Годона, датируется 1502 годом и выполнена в позднем французском стиле «пламенной готики».

Страшный суд и Жизнь Святого Стефана, Роза Собора в Сансе, XV в.

Витраж розы содержит типичные сцены из Страшного Суда. Наверху Христос окружен серафимами. Внизу — Небесный двор: Святая Мария, Иоанн и Петр с одной стороны; на другой — святой Стефан, Иоанн Креститель и три других святых.

Нижняя часть розы в первую очередь привлекает внимание посетителя: мы видим мертвых, выходящих из своих гробниц, а также красных, синих и зеленых демонов, поддерживающих кипящий котел, в котором жарятся грешники. Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502

Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502

Брошенное тело Этьена не тронуто зверьми

Под розой композиция из серии ланцетов (узких остроконечных окон), посвященных святому Стефану. Герб короля Карла VIII и королевы Бретани Анны возвышается над его правым и левым концом (Карл VIII предоставил деньги для работы над южной опорой в 1496 году). Сцены иллюстрируют две главы из деяний апостолов. Среди наиболее традиционных мы находим: Стефана выбирают вместе с шестью другими дьяконами; Евреи упрекают Стефана в его кощунственных словах; Стивен побит камнями, Саул — зритель (панель внизу); тело Этьена остается днем ​​и ночью, покинутым всеми, но сохраненным от диких зверей (панель внизу); тело мученика похоронено.

Акрополь Франции

Ощущения при взгляде на взметнувшийся ввысь Нотр Дам де Шартр действительно чем-то сродни чувству, возникающему при встрече с Акрополем. Когда-то очень образно выразился поэт Шарль Пеги, назвавший собор «самым крепким из поднявшихся к небу колосьев».

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.

Самой древней частью собора является западный фасад. Первоначально он был сплошным, а три великолепных портала были сооружены позднее, уже при строительстве нового здания. Особенно впечатляет центральный портал, именуемый Королевским, над которым помещена замечательная скульптурная группа «Христос во славе». Фигура благословляющего Иисуса окружена статуями святых, библейских персонажей и фантастических животных.

Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.

Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.

Южная башня, носящая прозвище «Старая колокольня», на 15 лет моложе. Она стилистически едина со всем собором и смотрится куда более сдержанно, чем северная. За безукоризненные пропорции и изящество «Старую колокольню» считают одной из красивейших башен мира.

История

История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.

Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора

Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.

Рекордно короткое строительство

Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

Вид на северную и южную башни Шартрского собора

К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Фото и описание

Строительство собора Нотр-Дам в Шартре началось после события, которое все сочли чудесным знамением. В 1194 году в здание предыдущего собора ударила молния. Храм загорелся, но хранившаяся в нем реликвия – Святая плащаница Девы Марии – не была повреждена. В знак благодарности на месте сгоревшего почти полностью храма было решено строить новое здание.

История строительства собора в Шартре

Храмы на месте нынешнего собора стояли с незапамятных времен. Известно, что первым религиозным сооружением было языческое святилище, на месте которого был построен первый христианский храм. Известно также, что плащаница хранилась в одном из предыдущих храмов в IX веке. Тот храм тоже сгорел и был заново отстроен в начале XI столетия. Спустя 14 лет после его освящения в Шартре произошел крупный пожар, спаливший почти весь город, но не затронувший собор.

После пожара в конце XII века восстановление собора началось на пожертвования горожан, работы велись более шестидесяти лет, а его очередное освящение состоялось только в 1260 году в присутствии короля Людовика XI. Удивительно, но с XIII века облик шартрского кафедрального собора совсем не менялся – его не разрушали и больше не перестраивали. Поэтому сейчас это сооружение признано образцом готической архитектуры и охраняется ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Архитектура храма

На момент постройки собор считался одним из самых высоких религиозных сооружений Франции: высота его нефа составляла 36 метров, а высота шпиля одной из башен превышала 110 метров. В храм можно попасть через один из девяти порталов, каждый из которых украшен скульптурами и рельефными сюжетными композициями на библейские и ветхозаветные темы. Южный фасад собора украшают астрономические часы, созданные в XVI веке.

Внутри храма достойна внимания резная стена начала XVI столетия, отделяющая хор и алтарь. На ней вырезаны сцены жития Богоматери и Иисуса Христа. Уникальная коллекция витражей Шартрского собора насчитывает 150 стеклянных картин, самые ранние из них были созданы в XII столетии.

Плащаница Девы Марии и сейчас хранится в соборе. Это часть рубашки, в которую была одета Мария в момент рождения Иисуса. Правда, со средневековых времен плащаница сильно уменьшилась в размерах. Дело в том, что в годы революции настоятель собора приказал разделить реликвию на несколько частей и укрыть их в разных местах.

Нотр-Дам-де-Шатр: интерьер

Интерьер Собора, хор и продольный корпус которого был завершен ко времени вступления на престол Людовика Святого (1226 г.), — а весь Собор был освящен только в 1260 г., — позволил К. Верману сделать следующий вывод: «Во главе церквей французской высокой готики должен быть поставлен Шартрский собор» и причислить его к чудесам готики наряду с Парижским, Реймсским и Амьенским соборами.

Здесь впервые при трехнефном продольном корпусе и трехнефном в направлении от севера к югу трансепте хор, очень обширный, состоит из пяти нефов.

окна — только двухлопастные, со слабыми намеками на узорчатые переплеты, но занимают уже всю ширину продольных (стенных) подпружных арок;

три опорные арки, одна над другой, очень характерной формы, уже подпирают это великолепное сооружение.

Главное преимущество Шартрского собора — полный ряд окон с витражами.

По крайней мере, в данном отношении эта церковь-родоначальница высокой готики вполне сохранила за собой до нашего времени то впечатление, какое производил интерьер готического храма.

Еще один шедевр Собора – его витражи, заменившие в готических храмах стенную живопись. Здесь можно «ясно проследить последовательный переход задач стенной живописи к задачам живописи по стеклу». «Изображения отдельных окон соединялись здесь, как в стенной живописи романской эпохи, в большие циклы картин. В продолжение XIII столетия рисунок этих изображений оставался еще строгим и оживленным, и в их технике неизменно употреблялись свинцовые скрепы и шварцлотовая краска.

В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами витражей.

В наиболее полном виде дошли до нас витражи Шартрского собора, самые древние из подобных произведений высокой готики. Еще бы! Ведь в современный Собор перенесены витражи первого, еще романского, Собора, которые, по оценке К. Вермана, «замечательны по простоте контурного рисунка, отсутствию в нем излишних подробностей и гармоничности красок»! Вот, например, великолепная «Роза Франции» с изображенной Богоматерью в середине северного фасада и эффектная «Королевская роза» с композицией «Страшный Суд» над западным порталом:

Уникальная шартрская витражная мастерская, индивидуальным почерком которой является особый синий цвет стекол, существует до сих пор! Она, а также музей витражей, размещается сразу за Собором, в фахверковом здании на площади с говорящим названием Клуатр Нотр-Дам. А в городе еще несколько витражных мастерских. А еще в Соборе имеется «Черная мадонна» — скульптура черного дерева, почему-то особенно почитаемая на Юге Франции и в Каталонии, где для аналогичного изображения построен целый монастырь на горе Монсеррат, постоянно полный паломников:

Наконец, — лабиринт, выложенный плиткой на полу примерно в 1200 г. который паломники должны были проходить на коленях — в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» — и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.

Зрелая готика: XIII век (лучистый стиль)

К середине XIII века во Франции уже работало несколько крупных мастерских в разных городах, каждая из которых имела свой стиль. Однако, «большие стройки» в крупных городах заставили эти стили смешаться, так как витражи заказывали одновременно в разных мастерских. Шло строительство больших соборов: в Шартре, в Бурже и в городе Санс.

Окно Епископа, Реймский Собор, 13 в.

Со временем окна становились больше по размеру. В изображениях использовались более простые геометрические узоры, но, в то же время, более выразительные лица фигур, которые можно было увидеть издалека. Пространство вокруг фигур часто украшали растительным или цветочным орнаментом.

Жизнь Иоанна Крестителя Собор в Бурже, 13 в.

Деталь витража Жизнь Иоанна Крестителя, Собор в Бурже

На смену простому геометрическому делению полотна на сюжеты пришли более сложные композиции с использованием орнаментов.

Витражные окна в Капелле Сент-Шапель, 13 в., сплошное остекление

Крупнейшей и самой яркой постройкой второй половины XIII века стала Капелла Сент-Шапель в Париже (1243-1248). Она представляет собой непрерывную стену из цветного стекла высотой 15 метров вокруг трех сторон часовни. Там был создан самый обширный повествовательный витражный цикл, насчитывающий 1134 сцен в 15 окнах. Несколько изображений миниатюр этих витражей смотрите ниже.

Особенности архитектуры Собора

Собор в Шартре считается первым готическим Храмом в честь Пресвятой Богородицы. Для его строительства были приглашены лучшие из лучших архитекторы и мастера. А знаменитое витражное окно-розу «профинансировал» лично король Франции. Необыкновенной красоты круглое окно западного фасада, состоящее из десятков сегментов, расположено между величественными башнями. Северную башню построили в XII веке, и она является более древней. Ее «младшая сестра» абсолютно на нее не похожа: отличается по высоте и по архитектурному стилю. Если первая являет собой «пламенеющую готику» с характерным орнаментов «языков пламени», то вторая и ниже на 11 метров, и выполнена в чисто романском стиле. Кстати, ее считают самой красивой башней мира.

Три портала Собора украшены прекрасными скульптурными композициями, где особенно ценной является «Христос во славе». Стены украшают сцены из Ветхого Завета. Одной из них, самой яркой и выразительной по оценке специалистов по готическому стилю, является картина «Страшного Суда».

Внутреннее убранство Собора нисколько не уступает внешнему, и уж точно не разочаровывает посетителей. Величественные своды, алтари, арки, колонны, резные фигуры и изваяния – все это так гармонично переплетено между собой, хотя и прилагался труд различных мастеров.

Праздник света

Самым грандиозным событием города является «иллюминация Шартра» — ежегодное художественное мероприятие, проводимое с конца апреля по сентябрь. Праздник начали проводить с 2003 года, в рамках развития туристической инфраструктуры и привлечения интереса путешественников к городу. Большое количество витражных стекол на архитектурных памятниках, натолкнуло организаторов на создание художественной подсветки зданий и проекции изображений на фасады. Для этого использовались необычные картины, стандартные религиозные сюжеты, и соответствующее музыкальное сопровождение. В шоу задействовано около 30 средневековых зданий, включая Кафедральный Собор и городской театр. В конце сентября сезон иллюминации завершается большим праздником с оркестрами, и выступлениями танцевальных коллективов, который длится несколько дней. Это ежегодное мероприятие сопоставимо по своим масштабам и яркости, с бразильскими карнавалами. На время проведения торжества в город стекается более полумиллиона туристов! Большая часть путешественников добирается до Шартра поездом из Парижа — это занимает около часа времени. По возможности лучше выбирать двухэтажные составы – с верхнего уровня можно полюбоваться великолепными видами окрестностей.

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

http://tepler.ru/france/shartr/shartrskiy-sobor.htmlhttp://theplacement.ru/travel-directory/shartrskij-sobor/http://wideopenroad.ru/evropa/frantsiya/shartr.html

Строительство нового собора

Шартрский собор

После случившегося пожара почти сразу же началось строительство здания храма на пожертвования, которые собирались с жителей практически всей Франции. Многие местные жители и сами чем могли помогали в строительстве, например, работали на каменоломнях. И собор был построен за достаточно короткое время в сравнении с подобными зданиями, которые возводились веками.

Существуют исторические данные, свидетельствующие о том, что для строительства этого собора были пожертвованы значительные средства рыцарями Ордена тамплиеров. Исследователи старины даже смеют утверждать, что замысловатые лабиринты мозаики на полу храма содержат символы тамплиеров. Общими силами основная часть собора была возведена к 1220 году, а в 1260 году он был освящен в присутствии короля Людовика IX.

Скульптуры и витражи — сокровища Шартрского собора

Южное крыльцо Шартского собора

Грандиозный готический храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, сохранился до наших дней практически в том виде, в каком и был построен 800 лет назад. Две башни Шартрского собора поразительно различаются между собой. 113-метровая Северная башня возвышается на древнеготическом основании и имеет ажурный шпиль, украшенный затейливым каменным кружевом. Южная башня высотой 105 метров увенчана простым романским шпилем в форме пирамиды. Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.

Северное крыльцо Шартского собора

В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций. Внутри собора — цветные витражи XII-XIII веков. Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

Цветные витражи Шартского собора

Шартрские витражи отличаются яркостью и чистотой красок, секрет изготовления которых средневековые стеклодувы унесли с собой в могилу. Собор ещё называют «Стеклянной Библией», и чтобы прочитать её, потребуются годы и годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector