Софийский собор в киеве

Каменная летопись

Основатель собора – князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. Не только знатные горожане, но и простые люди знали грамоту, читали и писали. Князь говорил: «Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».

В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.

Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания, переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки, свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний «посажения» князей на киевский престол.

Внутреннее убранство собора

Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в. были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений

Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Усыпальница

На северо-востоке святыни в углу галереи еще в древние времена была основана гробница для князей.

Известно про осуществление захоронений в храме:

  • правителя Ярослава Мудрого;
  • правителя Всеволода Ярославовича;
  • правителя Ростислава Всеволодовича;
  • Владимира Мономаха;
  • сына Мономаха Вячеслава.

С давнего до современного времени уцелела одна гробница Ярослава Мудрого, расположенная в северо-восточном участке арочной галереи. Саркофаг представляет собой четырехугольный ящик под двускатной крышей. Предмет украшен резьбой, изображающей христианские символы. Вес ящика 6 т, материал — мрамор.

В 1936 и 1939 гг. саркофаг скрывался. В нем были обнаружены останки мужчины и женщины. Согласно летописным описаниям мужчину идентифицировали с Ярославом Мудрым, по сказаниям правитель страдал от хромоты, получал ранения в ногу и голову.

Женские останки отождествили с женой князя Ириной. Известный антрополог-скульптор М. Герасимов, изучив череп князя, создал скульптуру бюста Ярослава, представленную в Софии.

Строительство Софийского собора, его автор и история

Историки спорят о том, как появился собор, склоняясь к разным версиям. О точном годе строительства храма ничего не известно. Первая версия предполагает появление святыни во времена правления Владимира I Святославича, вторая говорит о том, что создание Софийского собора было начато с легкой руки Ярослава Мудрого. Часть историков считает, что постройка святыни была приурочена к приезду в Киев из Константинополя грека митрополита Феопемпта, который впоследствии стал предстоятелем русской церкви. Доподлинно известно лишь то, что Киевский Софийский собор стал местом основания первой на Руси библиотеки, этим также занимался Ярослав Мудрый.

Тем не менее есть ряд историков, которые называют 1037 год началом сооружения Софийского собора в Киеве. Они утверждают, что постройка велась три года, в ней принимало участие большое количество византийских, греческих и русских мастеров.

Софийский собор в Киеве на google-панораме:

В своем изначальном виде святыня была 13-купольным сооружением, спустя несколько веков она обзавелась еще шестью главами. В начале XVII века место было частично отремонтировано, на его территории появился ряд деревянных монастырских зданий, все они и сам собор были обнесены высоким забором из дерева. В качестве архитектора реконструкции Софийского собора выступил итальянец Октавиано Манчини, специально приглашенный в Киев митрополитом Петром Могилой.

На протяжении всей своей истории святыня много раз разрушалась, на нее нападали и разворовывали. С XI по XIII век место не раз было разорено половцами и печенегами. В 1180 году пожар привел к частичному разрушению храма. Больше всего разрушений святыне принесли татаро-монголы во главе с ханом Батыя, захватившие Киев в 1240 году. Тогда же ими был разграблен Софийский собор. Спустя 200 с небольшим лет храм снова был ограблен, на сей раз крымскими татарами. Лишь с XVII века начинается возрождение собора, в 1688 году он получает он получает большую помощь от гетмана Ивана Мазепы.

Наступление XX века также приносит невзгоды святыне. Из-за решения Советской власти Софийский собор чуть было не уничтожили, его спасло вмешательство Франции, королева которой приходилась дочерью князю Ярославу Мудрому. Благодаря этой протекции реликвия была спасена.

Чудом уцелевший храм в 1934 году стал местом создания Софийского музея-заповедника, он дал старт исследовательским и реставрационным работам. Кроме самой святыни в ансамбль входят колокольня, южная въездная башня, Дом митрополита, трапезная, ворота Заборовского, хлебня, бурса и братский корпус.

На сегодняшний день собор в длину без галерей протянут на 30 метров, в ширину он составляет чуть больше 29 метров.

Интересные факты

Каждый приезжий, а тем более и житель Турции знает об этом музее. Сооружение полностью построено соблюдая все христианские нормы и правила. Этого при строительстве требовал Юстиниан. О храме имеются многочисленные факты и домыслы дошедшие до наших дней, вот некоторые из них.

Почему так назван

Собор, именуемый по-турецки Ayasofiya, называется так от слов Премудрость Божия, потому что sofia по-гречески означает мудрость. Многие ошибочно предполагают, что храм носит имя женщины. Полное название — Храм Премудрости Божьей. За время своей долгой жизни Собор еще называли Храм святой Софии и Великая церковь.

Святая София — премудрость божия у греков была выражением идеи сына божия, Логоса до воплощения в Иисусе Христе. На это указывает также праздник Святой Софии-24 декабря, прямо перед Рождеством Христовым.

Главный кот мечети

Посетившие Собор люди могут встретить в залах самого известного в Стамбуле кота. Он величественно вышагивает именно возле императорского места, чувствуя себя хозяином и хранителем мечети.

Может быть, этот необычный кот является воплощением бывшего правителя Юстиниана и поэтому его часто видят возле императорского места. Кот знаменит еще тем, что когда -то его погладил сам Обама.

Крещение княгини Ольги

В 955 году в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга-первая правительница Киевской Руси, которая приняла христианскую веру.

Тогда мудрая княгиня Ольга перехитрила византийского императора, который хотел взять ее себе женой. Но Ольга отказала ему, сказав, что христиане не сватаются за язычников. Когда патриарх и царь окрестили княгиню, император снова стал просить ее руки. На этот раз она ему снова отказывает, потому что теперь она будет считать его своим отцом. Царь очень удивился ответу княгини, но смирился. Он одарил ее подарками, и княгиня довольная уехала к себе домой.

В 957 году Ольга снова приезжает в Константинополь вместе со своими подданными. Император охотно встречает ее как дорогого гостя, видит в ней равную себе и называет правителем Руси.

События раскола христианских церквей

Событие, произошедшее 16 июля 1054 года, разделило церкви на два лагеря. Во время церемонии кардинал, посланный папой римским, вручил патриарху Михаилу документ с обвинениями.

Список недовольства содержался на нескольких страницах, вот некоторые из них:

  • Одни обвиняли других в том, что разрешены браки служителям церкви, другие в свою очередь бранились о том, что нельзя поститься в субботу и носить перстни.
  • Говорилось и о том, что одни исповедуются в закрытых помещениях, а другие у всех на глазах.
  • Одни крестятся справа налево, а другие слева направо.
  • Великий пост у одних начинается в чистый понедельник, а у других в пепельную среду.

В результате чего одни стали считать других раскольниками.

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Настоятели, ключари

  • Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
  • Иларион (1764 — 1766)
  • Иосиф (1766 — 1767)
  • Мелхиседек (1771 — 1774)
  • …..
  • Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
  • Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824)
  • Стефан Семяновский (1824 — 1829)
  • Каллистрат Соколовский (1829 — 9 марта 1849)

    Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 )

  • Григорий Крамарев (5 августа 1863 — 12 июля 1868)

    Николай Оглоблин (5 августа 1863 — 1877)

  • Пётр Лебединцев (18 июля 1868 — 3 декабря 1896)
    • Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
    • Василий Розов (1886 — 1890 )
    • Александр Браиловский
  • Александр Браиловский
  • Павел Преображенский (11 июля 1900 — 26 октября 1908)

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Строительство собора

Для строительства собора Ярослав Мудрый пригласил греческих мастеров. Главный храм могущественной державы строили 2,5 года 40 зодчих из Константинополя, не считая подмастерий. Неизгладимое впечатление на современников произвели огромные размеры собора – 55*37 метров.

Архитектурные особенности

Собор построили как крестово-купольный храм с пятью нефами – продолговатыми частями здания от входа до хоров, покрытыми сводами. Собор венчали 13 куполов в виде пирамидальной конструкции, символизирующей Христа и 12 апостолов.

В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью, восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей. Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные своды купола.

Древнерусская кладка

Стены собора выложены из плоского прочного кирпича, плинфа, чередующегося с рядами крупных гранитных камней, залитых «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Первоначальная кладка не штукатурилась.

На неоштукатуренных фасадах собора красовались декоративные ниши. Изящно и празднично украшали соборные стены плоские кирпичи, поставленные на ребро и «утопленные» в кладку здания.

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.

Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector