Софийский собор в новгороде

Легенды святой Софии

За тысячу лет храм многое пережил, и часть его богатой истории приобрела легендарный, порой даже мистический характер. Например, существует легенда об иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», на которой изображена Дева Мария с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди. В 1169 году войска суздальского князя Андрея Боголюбского окружили Новгород. Враги были сильнее, и защитники города с величайшим трудом отбивали атаки. Но их становилось всё меньше, и новгородцам оставалось уповать на чудо.

Настоятель Софийского собора Иоанн много дней безустанно взывал к Господу о помощи. И вдруг он услышал голос, который велел ему взять из храма икону Богородицы и вынести ее на крепостную стену. Иоанн немедленно пошел за ней, и в этот момент сами собой зазвонили соборные колокола. Икону установили на стене ликом к противникам, которые стали обстреливать процессию из луков. И одна стрела попала в изображение Девы Марии. Тогда икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду, и из нее потекли слезы… А на осаждающих город суздальцев нашел морок, они ослепли и стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Документальных подтверждений легенда не имеет, но следы от стрел на иконе есть.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Еще одна легенда связана со временами Ивана Грозного, наверное, самыми страшными для новгородцев. Тогда царь отдал город на разграбление своим опричникам, и Волхов стал красным от крови. В разгар ужасной расправы на крест храма сел голубь и, увидев страшную картину, окаменел от страха. А вскоре к одному из местных монахов во сне снизошла Богородица и сказала, что голубь послан Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности». Голубь и сегодня сидит на кресте — но в ХХ веке покинул его на несколько десятилетий.

15 августа 1941 года фашистские войска заняли Новгород. После артобстрелов крест с голубем был поврежден и повис на крепежных тросах, немецкий комендант города распорядился снять его совсем. Ценности из собора планово вывозились в Германию, а солдаты вермахта и испанской «Голубой дивизии» растаскивали золотую обшивку купола на сувениры. «Освободители от ига большевизма» вели себя как настоящие варвары, подчистую разграбив собор. Крест с голубем был отправлен в Испанию как трофей, после войны следы его затерялись. Лишь в 2002 году выяснилось, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. После встречи президента России и короля Испании двумя годами спустя реликвия была торжественно возвращена на родину. Испанцам была подарена точная копия, изготовленная по заказу администрации области, — всё же бывшие оккупанты относились к священному символу со всем возможным уважением.

Собор_2

Голубь на кресте центрального купола Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: commons.wikimedia.org

Почитание Божественной мудрости не прижилось на Руси, оказавшись слишком сложным для простых людей, и вскоре было вытеснено более понятным культом Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, когда переедет во Владимир и сделает его новой столицей, рядом с традиционными Золотыми воротами поставит уже не храм Софии, а кафедральный Успенский собор. И лишь новгородская София будет напоминать нам о благих мечтах князя, которого вовсе не случайно называли Мудрым.

Географическое положение и место на карте

Находится собор в самом центре города. На территории Новгородского Кремля, в строении под номером одиннадцать. Такое расположение строение получило не случайно. Храм должен был олицетворять душу Новгородской земли, стать ее настоящим живым сердцем. Недаром еще в те времена говорили: «Где Святая София — там и Новгород!»

Собор Святой Софии в Новгороде — древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси

Примите во внимание: Софийский собор предназначался не только для Богослужений. В нем длительное время проводили различные государственные собрания и самые важные церемонии и торжества.

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX века

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота — это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже — перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика — архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

Лазерное шоу по расписанию намазов

Вся эта политическая петрушка не отменяет главного вопроса: что же теперь будет? Турецкие власти сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится.

Yuksel Goz/Unsplash

Из западных путешественников, посетивших Софию в бытность ее мечетью, был один, которому она в этом состоянии нравилась даже больше, — Иван Бунин, видевший в ее первобытной простоте и наготе возвращение к «началу ислама, рожденного в пустыне»: «Когда я вступаю в храм, пигмеями кажутся среди его необъятного простора и необъятной высоты фигурки молящихся — сидящих на огромной площади ухабистого от землетрясений мраморного пола, сплошь покрытого золотистыми скользкими циновками из тростника. (…) И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» («Тень птицы», 1907).

Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.

Эти коврики, к сожалению, уже не вынесешь обратно. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

Судьба в советские годы

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма

. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений

Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок

. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Внутреннее убранство собора

Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в. были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.

Древнейшие граффити на стенах

В конце девятнадцатого века на стенах собора были впервые обнаружены древнейшие надписи. Самые старые были созданы в конце одиннадцатого в начале двенадцатого века. Некоторые из них называются глаголическими и принадлежат к редчайшим произведениям письменности. В 2012 году собрание таких редчайших рукотворных произведений древности в храме достигло двенадцати эскапад. Всего же к 2014 году вместе с кириллическими надписями количество надписей в соборе насчитывало более 800. Одними из самых известных стали прорицание жрецов и выписки из «Слова о полку Игореве». К примеру, на одной из стен исследователи обнаружили сообщение, содержащее информацию о том, что умер Ярослав Мудрый, Великий Киевский князь.

Надпись-граффити в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.)

Полезно знать: древние граффити представляли собой различные по характеру надписи, их нацарапывали специальным инструментом с острым наконечником, которое называлось «писалом».

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Собор Святой Софии. Интерьер

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов.  Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами. 

Собор Святой Софии. Убранство

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

886

  • 12

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.

Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector