Софийский собор (полоцк)

Современное состояние

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

В Софии Полоцкой выявлены надписи XI века. В фундаменте на большом плоском камне процарапаны имена людей, которые строили собор: «Довыдь, Тоума, Микуола, Копесь», а также «Петьрь, Воришько». Существует несколько интерпретаций этих имен, так, Т. В. Рождественская предложила читать на надписи имена четырех человек в западнославянской огласовке: Давыда, Фомы, Миколы и Копеся. В то же время И. Л. Калечиц видит здесь имена двух человек, характерные для крещеных славян пары из крестильного и домашнего имен: Давыд Тумаш и Микола Копесь (Копесь могло играть роль прозвища).

Биография

Русскими летописями не упоминается — известна только из западных источников: сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзора саг о датских канунгах», свода саг «Красивая кожа», датских анналов. Некоторые скандинавские источники дают её имя искажённым — Суфия, Сифия.

Место её рождения неизвестно. Происхождение княжны было дискуссионным в историографии: традиционно считается, что София — дочь Володаря Глебовича и Рыксы, дочери Болеслава Кривоуста; наиболее аргументированно это доведено Я. Галеном. Баумгартен и Пашуто предполагали, что София — дочь новгородского князя Владимира Всеволодовича, но в этом случае нужно допустить, что Вальдемар I вступил в брак с двоюродной племянницей. Подробный обзор точек зрения на происхождение Софии содержится в работах Т. Джаксон.

После того, как её мать Рыкса вышла замуж за шведского короля Сверкера I, она последовала за ней и была принята при шведском дворе.

София вышла замуж (23 октября 1157 года в Виборге) за датского короля Вальдемара I, правнука Владимира Мономаха; запись о браке содержит летопись XII века «Славянская хроника» Арнольда из Любека и Саксона Грамматика.

Политический контекст этого брака, как и связи полоцко-минских князей через Софию с династиями герцогов Брауншвейгских и ландграфов Тюрингских, не изучены. Возможно, этот брак имел целью укрепления союза Дании со Швецией.

София была обручена с Вальдемаром с 1154 года и в том же году прибыла в Данию, но свадьба оказалась возможной только через три года, так как она была признана недостаточно взрослой, для того чтобы выходить замуж. На это время её отставили под присмотром женщины по имени Бодил. Так как она не имела никакой собственности в Дании, ей было обещано 1/8 часть поместий её сводного брата Кнуда V. Свадьба состоялась только после того, как Вальдемар смог победить своего противника в борьбе за престол Свена III.

Собор Рингстеда, где похоронена София Владимировна

София принимала активное участие в тогдашней общественной жизни Дании. Саги изображают её красивой, но властной и жестокой женщиной. Так, согласно им она повелела сжечь в бане любовницу своего мужа Туве и ранила его сестру Кирстен.

У королевы было два сына и шесть дочерей. Пережила своего мужа (умершего в 1182 году).

Овдовев, в 1184 году вышла за Людвига III, ландграфа Тюрингии, который был моложе её на 10 лет. София приехала в Тюрингию с большой свитой. Однако перед тем, как отправиться в Третий крестовый поход Людвиг изгнал её. В 1190 году она развелась с ним и вернулась в Данию.

Похоронена рядом со своим первым мужем в королевской усыпальнице города Рингстед.

Есть два её поздних портрета (1580 и 1757 годы)[источник не указан 994 дня ()].

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии

Адрес: Республика Беларусь, г. ПолоцкДата первоначального строительства: 1030 – 1060 годыДата разрушения собора: 1710 годДата восстановления: 1738 -1750 годыАрхитектор: Иоганн ГлаубицКоординаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.

Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.

Важно

Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом.

Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.

В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

Совет

Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Современное состояние

Внутреннее убранство Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

Описание

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ

  СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

  Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

  После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

  После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

  В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

  11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

  Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же  году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам  убил 4 базилиан в Полоцке».

  По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

  Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

  Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

  После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

  В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

  В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

  Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии

  • Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
  • Дата первоначального строительства: 1030 — 1060 годы
  • Дата разрушения собора: 1710 год
  • Дата восстановления: 1738 -1750 годы
  • Архитектор: Иоганн Глаубиц
  • Координаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.

Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом.

Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.

В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

Месторасположение

Расположен собор в очень живописном месте на высоком правом берегу реки Западная Двина, где в нее впадает речка Полота, в честь которой и назван город. Храм святой Софии в Полоцке поражает своей нереальной красотой и величием.

Близлежащие достопримечательности:

  1. Борисов камень — 52м ,один из четырех белорусских валунов, на которых нанесены изображения крестов и древние надписи. Существует поверье, что, если прикоснуться к камню и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  2. Памятник кривичам — 175м.
  3. Родник находится на спуске к улице Нижне-Покровская.
  4. Полоцкий краеведческий музей — 287 м.
  5. Комплекс иезуитского коллегиума — 460м.
  6. Памятник студенту — 468м.
  7. Художественная галерея — 500м.
  8. Памятник Героям Отечественной войны 1812г. — 550м.
  9. Памятник Евфросинии Полоцкой — 600м.

Адрес: Беларусь, Витебская область, г.Полоцк, ул.Замковая № 1, набережная Западной Двины.

Сайт: htt://sophia.polotsk.museum.by и эл.почта

Режим работы:

  • с 10-00 до 17-00 каждый день, кроме понедельника;
  • в летнее время (с 1 июня по 31 августа) с 10-00 до 18-00 каждый день, кроме понедельника.

Как добраться

На привокзальной площади установлен информационно-туристический стенд с телефонами и картой города с достопримечательностями.

От вокзала и автовокзала (ул.Октябрьская, 25) можно доехать автобусом №2, от остановки «Швейная фабрика» (ул.Октябрьская, 25) до остановки «Райисполком»(ул.Толстого 6).

Пешком прямо от вокзала можно пройти по улице Гоголя до набережной реки Западная Двина (ул. Нижне-Покровская), повернуть направо и пройти 2000 м.

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector