Где находится тибет?

Рекомендации

Источники

ЛаРокка, Дональд Дж. Воины Гималаев: заново открывая оружие и доспехи Тибета. (2006) Метрополитен-музей. ISBN  0-300-11153-3

  • Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы тибетцев, турок, арабов и китайцев за великую державу в раннем средневековье » (1987) Princeton University Press. ISBN  0-691-02469-3
  • Бушелл, SW (1880), Ранняя история Тибета. Из китайских источников , Cambridge University Press
  • Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: из документального обзора Чиу тан-шу (1981) Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN  0-939758-00-8
  • Пеллио, Поль. История древнего Тибета (1961) Librairie d’Amérique et d’orient, Париж
  • Пауэрс, Джон. История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики (2004) Oxford University Press. ISBN  978-0-19-517426-7
  • Шайк, Сэм ван . Галамбос, Имре . Рукописи и путешественники: китайско-тибетские документы буддийского паломника X века (2011) Вальтер де Грюйтер ISBN  978-3-11-022565-5
  • Штайн, Рольф Альфред. Тибетская цивилизация (1972) Stanford University Press. ISBN  0-8047-0901-7
  • Уолтер, Майкл Л. (2009), Буддизм и Империя Политическая и религиозная культура раннего Тибета , Brill
  • Ямагути, Дзуихо. (1996). «Фантастика о преследовании буддизма царем Дарма » Де Дуньхуанг в Японии: «Китайские этюды и буддизм» предлагает Мишелю Сойми . Женева: Librarie Droz SA

История города

История Тибета и города Лхаса как его духовного центра неразделимы. Согласно тибетской исторической традиции, государство в Центральном Тибете возникло в середине III в. в долине реки Ярлунг, в которую впадает река Кьи-Чу, протекающая через Лхасу. Отношения с соседями у Тибета всегда были сложные, отягощенные конфликтами, и, чтобы как-то снять это напряжение, правитель Тибета Сонгцэн Гампо (618-649 гг.), женился на двух принцессах: китайской — Вень Чен и непальской — Бхрикути. По преданиям, эти мудрые женщины, перевоплотившиеся впоследствии в богинь Белую и Зеленую Тару, убедили Сонгцэна перенести свой двор в Лхасу и сделать этот город оплотом буддизма и государства. Он так и поступил. Построил дворец и храмы Джоканг и Рамоче, чтобы поместить в них изображения Будды, привезенные его женами. На месте его дворца теперь стоит дворец Потала, а храмы Джоканг и Рамоче, хотя и не раз подвергались перестройке в позднейшие времена, все-таки считаются сооружениями VII в.Тибет и Китай постоянно воевали, иногда подключая к этому противостоянию союзников, пока, наконец, при правителе, которого звали Тритцуг Детцэн Ралпачена (817-836 гг.), между ними не был заключен мирный договор, о чем свидетельствует каменная стела у монастыря Джоканг. В 842 г Тибетское государство распалось на отдельные княжества, следствием чего стало и ослабление влияния буддизма. Возрождаться он начал в XI в., и Лхаса вернула себе былое влияние, но в 1239 г в Тибет вторглись монголы, разорили многие монастыри, в том числе и в Лхасе. Возродить их удалось в 1350-х гг монаху по имени Чангчуб Гьялтцэн, не без помощи монголов, часть которых к тому времени приняла буддизм. В конце XIV — начале XV в. наибольшее влияние среди тибетского духовенства приобретает школа (своего рода буддистский религиозный орден) Гэлуг-Ба (Истинная). В Лхасе строятся монастыри Ганден, Сэра и Дрепунг, и она становится местом паломничества. Третий лама школы Гэлуг Сонам Гьямцхо (1543-1588 гг.) в 1578 г получил от правителя монголов-тумэтов Алтын-хана титул Та-Ле (далай), что означает «океан мудрости». Лхаса вновь становится столицей Тибета в 1642 г при далай-ламе V, которого звали Нгаван Ловзанг Гьямцхо Великий (1617-1682 гг.). На руинах дворца Сонгцэна Гампо он возвел новый дворец, существующий и сегодня, — Потала. При поддержке правителя ойратов-хошутов Гуши-хана далай-лама V смог в XVII в. объединить Тибет С тех пор далай-ламы продолжали управлять из Лхасы страной вплоть до 1950 г., с некоторым отклонением в начале XX в. В 1903 г войну с Тибетом начала Великобритания. В 1904 г английский экспедиционный отряд захватил Лхасу и вынудил тибетцев предоставить им значительные преференции в торговле и другие льготы. Но после протестной ноты России Англия в том же году вывела свои войска из Тибета. В 1910 г., когда в Тибет вторглись маньчжурские части китайской армии, англичане предоставили далай-ламе XIII убежище в Индии. Синьхайская революция 1911 г в Китае, свергнувшая династию Цин, позволила далай-ламе XIII вернуться в Лхасу и снова, в который уже раз, объединить Тибет вокруг «места богов». Более 30 лет Тибет был практически независимым, но в 1950 г войска КНР вторглись в Тибет с шести разных направлений и после победы под Чамдо в 1951 г присоединили его к КНР. Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, которого ламы, по каким-то им одним ведомым признакам, нашли в деревне, был возведен в сан в Лхасе в 1940 г в возрасте четырех с половиной лет, а фактически стал далай-ламой в 15 лет Город и после китайской экспансии оставался центром буддизма. Но для него наступили не лучшие времена. Власти КНР не решились лишить Лхасу этого духовного статуса, но делали все, чтобы уменьшить ее значение в этом качестве. Во-первых, начали репрессии против духовенства, во-вторых, переселили сюда большую группу китайцев.

Лхаса расположена в центре Тибетского нагорья в окружении гималайских вершин высотой до 5500 м. В основе плана города — дороги, по которым пролегали пути паломников вокруг Старого города и к монастырям. Город четко разделен на две части — восточную и западную. В восточной части — Ченгуань — расположены дворец Потала и монастыри, Старый город; западная — современный город, и в нем обитают главным образом китайцы (здесь эта часть города не представлена).

В Тибете все буддисты?

Йохан Ниухоф. Четверо мужчин с буддистскими четками. 1665 год

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и какого-то числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

Тибетский буддизм

К первой половине VIII века, Тибет превратился в страну, где распространился буддизм. Страна попадет в зависимость от Китая, которая сохранялась вплоть до начала двадцатого века. В 1911 году последние китайские войска покинули Тибет, и он стал независимой страной.

Китай не признает эту независимость, а в 1949 году направил свои войска в Тибет. В 1951 году было подписано соглашение, называемое «Соглашение о мирном освобождении Тибета», которое определяет отношения между Китаем и Тибетом.

В настоящее время территория Тибета является составной частью Китайской Народной Республики, но в Дхарамсале (Индия) размещается тибетское правительство в изгнании, глава которого XIV-й Далай-Лама. В 2002 году он отказывается от своих обязанностей в качестве главы правительства, и теперь тибетское правительство в изгнании возглавляется премьер-министром Самдонг Ринпоче.

Китай является родиной многочисленных религиозных верований, но основной религией является буддизм. Буддизм в Китае включает в себя главным образом китайский буддизм, который распространился в Китае в II веке до нашей эры, Тибетский буддизм, который распространился в Тибете в VII веке и Пали буддизм, который распространился в Китае в ХІІІ веке. Тибетский буддизм относится к тибетско-языковому буддизму, также известному как ламаизм.

Тибетский буддизм оказал огромное влияние на тибетские расы. Буддизм распространился в Тибет в седьмом веке и постепенно впитывается в тибетскую историю, политику, экономику, культуру, отношения между людьми, их привычки и обычаи, и стал наиболее широко почитаемой религией среди тибетцев. Буддизм уже давно широко распространен в китайском Тибетском автономном районе, в провинциях Сычуань, Юннан, Ганьсу и Цинхай, а также в Синьцзян-Уйгурской автономной области и в автономных районах Внутренней Монголии. Он также распространен в Сиккиме (штат на северо-востоке Индии), Бутане, Непале, Монголии и Бурятии в России.

Более 1400 монастырей и других религиозных центров были восстановлены и открыты после мирного освобождения Тибета в 1951 году. Китайское правительство и политика свободы вероисповедания позволяют 34 000 монахам в различных монастырях свободно изучать буддийские сутры и организовать различные буддийские мероприятия в соответствующих монастырях. Кроме того, широкие массы верующих делают алтари, залы для поклонения Будды и комнаты декламации сутр в своих домах и регулярно предпринимают паломничество к святым местам.

Исторические источники тибетского буддизма относят к началу правления в Тибете императора Сронцзангамбо (620-650 г.), который по политическим соображениям принимает буддизм в качестве государственной религии.

История

Первое упоминание о государстве Тибет относится к VII веку нашей эры. Правителем на тот момент был царь Сонгцен Гампо. Территория правления была значительно меньше нынешних границ автономии. Включало в себя центральную часть современного Тибета.

Последующие шаги развития государства Тибет включают в себя множество этапов становления. Среди них:

  • VIII век – покорении территорий империи Тан, включая оазис Дуньхуан;
  • IX век – гонения на буддистов, распад государства;
  • XIV-XV века – основание «школы добродетели» Цонгкхапой. Данный момент является точкой отсчета становления современной версии тибетского буддизма;
  • XVI-XVII века – зарождение института Далай-Ламы;
  • 1903-1904 года – организация экспедиции Британской Империи на Тибет, установление влияния;
  • 1913 год – провозглашение независимости. Республика Китай отказалась признавать независимость государства;
  • 1950 год – вооруженное вторжение сил Китайской армии, установление власти коммунистической партии, оккупация;
  • 1965 год – присвоение статуса автономного округа в составе Китайской Народной Республики.

Присоединение Тибета к стране сопровождалось гонениями со стороны правительства Мао Дзе Дуна. Во время культурной революции было уничтожено множество исторических памятников, разрушены храмы. Народное недовольство выражалось восстаниями, доходившими до вооруженных столкновений. Самым кровавым был конфликт 1959 года.

Климат

Учитывая, что вся территория находится высоко относительно уровня моря, то климат здесь не из лучших. Официально характеризуется как сухой субтропический континентальный. На деле это означает, что погода носит крайне неустойчивый характер. Нормальным явлением считаются резкие перепады температур днем и ночью.

Практически постоянно дует порывистый ветер. Нередко случаются пыльные бури. Уровень осадков минимален, выпадение – непредсказуемо. Гималайский хребет препятствует прохождению на территорию Тибета ветров с запада, что не позволяет приносить ливневые дожди.

Население

Огромная территория имеет небольшую плотность населения. Численность населения Тибета составляет 12,5 млн жителей. Здесь живут 6 миллионов тибетцев и 7,5 китайцев. Учитывая особенности местности, а также удаленность поселений от городов, более половины жителей являются неграмотными.

Столица округа город Лхаса – самый крупнонаселённый пункт. Здесь располагаются административные центры, крупные памятники архитектуры, храмы. Промышленность в регионе развита слабо, хоть и имеются промышленные центры в городах Чамбо, Щигацзе.

Население Тибета в основном занимается земледелием и скотоводством. С высокогорья берут начало большинство рек Китая. В долинах выращиваются такие культуры, как:

  • Пшеница;
  • Кукуруза;
  • Ячмень;
  • Овощи;
  • Табак.

Скотоводство представлено в основном мелкими породами скота – овцами и козами. Из крупнорогатых выращиваются яки, использующиеся как тягловая сила.

Растительность

Суровый климат плоскогорья позволяет произрастать на территории только растительности, присущей пустыням, степям. Вдоль долин рек простирается лесополоса. Ее доля от общего числа незначительна. На высоте более 6 км все занимают снег и ледники.

Животные

Тибет в Китае представляет собой пустыню, степь, горы. Поэтому разнообразие видов животных достаточно велико. Распространение зависит от среды обитания. В пустыне распространены козлы, бараны. Горные склоны – родина снежных барсов.

В степях встречаются:

  • Лошадь Пржевальского;
  • Двугорбые верблюды;
  • Куланы;
  • Сайгаки;
  • Суслики;
  • Тушканчики;
  • Зайцы.

В горной лесополосе живут:

  • Маралы;
  • Косули;
  • Лоси.

Разнообразие птиц в Тибетском автономном районе представлено снежными грифами, гусями, галками и другими видами.

История Тибета

О существовании тибетского государства есть свидетельства, которые датируются 8 веком н. э. Это пора правления полу мифического правителя Сонгцена Гампа. Земли, которые тогда находились в его подчинении, были гораздо меньшими нынешних тибетских территорий. Они состояли из центральной части современного Тибета.

Значимые события тибетской истории:

  • В 8 веке стали в подчинении земельные владения и оазис Дуньхуан империи Тан.
  • В 9 веке происходили масштабные гонения буддистов и фактический развал государства.
  • В 14-15 веках Дже Цонкапой была основана «школа добродетели». Благодаря этому событию появилась история основной ветви буддизма.
  • В 16-17 веках появился и начал активно развиваться институт Далай-Ламы.
  • 1903-904 годах Британской Империей были организованы экспедиции на тибетские земли, после чего там было установлено ее влияние.
  • 1913 год известен как период провозглашения независимости Тибета, с чем категорически было несогласно правительство Китая.
  • 1950 год был решающим в вопросе независимости, из-за военного вмешательства китайскими властями, Тибет оказался в их подчинении.
  • В 1965 году Тибет обретает статус автономного округа, входящего в состав КНР. Округ становится огромнейшей китайской провинцией.

В период завоевания Тибета Китаем правил Мао Цзэдун. Было уничтожено множество исторически важных памятников, разрушены религиозные постройки и храмы. Местный народ пытался протестовать против захватнических действий китайских властей, что привело к вооруженным конфликтам.

Самым разрушительным было восстание, которое происходило с 1959 по 1962 годы. Происходили массовые репрессии, под которые попало около 90 тысяч граждан Тибета, которые небыли согласны с политикой китайского господства.

Дворец Потала – жемчужина Тибета

Потала – уникальный древнейший дворец в Лхасе, расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где по преданию обитает бодхисатва Авалокитешвара.

История Тибета повествует о том, что первый деревянный дворец на склоне Красной горы был построен в VII веке для племянницы танского императора Вэнь Чэн, приехавшей в Тибет для того, чтобы сочетаться браком с тибетским князем Сронцзангамбо (617-650). Вэнь Чэн пленила правителя своей красотой и умом, и он приказал построить для неё дворец.

Танская принцесса – самая известная и почитаемая женщина на Тибете, оказавшая огромное влияние на развитие этого региона. Она научила местных жителей выращивать овощи, молоть муку, перегонять вино и спирт и, что самое главное, познакомила их с буддизмом, уже получившим широкое распространение по всему Китаю. С её помощью князь Сронцзангамбо создал в Тибете административную и военную системы. «Есть женщины в танских селениях!».

Однако уже в VII веке дворец с 999 комнатами был разрушен молнией и междоусобными войнами. Только в XVII веке по приказу пятого Далай-ламы (1617-1682) дворец был восстановлен, после чего планировка сооружения уже не менялась.

С тех пор дворец Потала служит священной резиденцией Далай-лам, религиозным центром и местом, откуда осуществляется управление Тибетом. Площадь дворца занимает 360000 кв.м., высота – 119 метров. Всего во дворце 9 этажей, (хотя с улицы кажется, что их 13) и более 2000 комнат. Величественные трапециевидные сооружения дворца построены прямо на склоне горы и окрашены в белые и красные цвета. Стены дворца выполнены из гранита, а окна и крыши – из дерева. Внутренние помещения освещаются при помощи масляных ламп, а залы украшены шёлковыми лентами и сутрами. Дворец выдержан в типичном для Тибета архитектурном стиле и является самым величественным и ярким творением тибетских архитекторов и мастеров.

Дворец состоит из двух основных частей – Красного дворца в центре и двух павильонов Белого дворца.

Красный дворец служил для проведения религиозных церемоний и молитв. В его помещениях находятся восемь ступ, хранящих частицы мощей Далай-лам, многочисленные реликвии, изделия из ценных металлов и камней.

На четвертом этаже Красного дворца в Западном храме размещены 5 ступ Далай-лам, в том числе ступа пятого Далай-ламы. Её длина составляет почти 15 метров. Ступа была построена из сандалового дерева, покрыта 3727 кг. чистого золота, украшена 18680 жемчужинами и драгоценными камнями.

Гробница 13-го Далай-ламы находится к западу от Большого Западного зала. Сюда можно попасть только через верхний этаж вместе с монахами или гидами дворца. Построенная в 1933 году, гигантская мемориальная ступа покрыта чистым золотом и бесценными камнями. Мемориальная ступа достигает 22 метров в высоту. Богатое религиозное убранство включает в себя слоновые бивни из Индии, фарфоровые вазы, миниатюрные пагоды, сделанные из более чем 200 тыс. жемчужин. Стены украшены традиционными тибетскими росписями, на которых изображены события из жизни 13-го Далай-ламы.

Основные здания Белого дворца, цвет которого символизирует спокойствие и мир, – жилые помещения для учителей Далай-лам, доверенных монахов и чиновников. Просторное помещение Большого восточного павильона использовалось для важных церемоний и приемов. Здесь же находится трон Далай-ламы. Солнечный павильон, находящийся над Большим восточным павильоном, служил жилым помещением для Далай-лам. Здесь же они и работали.

В 2002-2006 году на реставрацию дворца было потрачено более 40 миллионов долларов.

Очень медленно мы заползли на высоту 10 этажа.

Залы дворца, разрешённые для посещения, не поражают своими размерами, но впечатляют росписями, яркими красками! С тех пор как дворец Потала 400 лет назад по приказу Далай-ламы V был восстановлен, он стал резиденцией духовного лидера Тибета – Далай-ламы.

Основные достопримечательности

Лхаса полна достопримечательностей, некоторые из них внесены в список объектов Мирового значения.

Дворец Потала

Внесенный ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия, дворец Потала в Лхасе, является достопримечательностью №1.

Построенный в 7 веке царем Сонгцэном Гампо большой дворцовый комплекс пришел в упадок в 10-12 веках. Он был возведен заново в 1645-1694 г.г. Далай-ламой V и Далай-ламой VI. Именно этим религиозным деятелям дворец обязан своему нынешнему облику.

Расположенный на горном хребте на высоте 3700 над уровнем моря, комплекс представляет собой величественное зрелище. Он состоит из двух дворцов.

Белый дворец служил резиденцией далай-лам. Жилые комнаты отделены от главного священного дворца, предназначенного для молитв и учения, широким двором, выкрашенным в желтый цвет. Внутри дворца хранятся золотые ступы, в которых покоятся останки восьми далай-лам.

Красный дворец возведен в 1690-1694 г.г. В основном там проводились различные буддийские церемонии. Там хранится множество реликвий: мандалы, погребальные ступы, а также статуи буддийских учителей и божеств. Наибольшую художественную ценность представляет ступа, в которой погребен основатель Поталы – Далай лама V. Ее высота составляет 14 метров. Она богато украшена драгоценными и полудрагоценными камнями.

https://youtube.com/watch?v=GCE4MalWw2g

Летняя резиденция далай-лам (Норбулинка)

Еще одна достопримечательность города, связанная с далай-ламами, их Летний дворец (Норбулинка) находится на окраине. Это целый комплекс, включающий в себя сам дворец и парк. Основанный в 1754 году, он долгое время был летней резиденцией далай-лам, которые приезжали сюда с целью лечения в местных целебных источниках. В 1959 году комплекс сильно пострадал от действий китайских войск. Вновь свои двери Норбулинка открыла в 2003 г. после тщательной реставрации.

Самой ценной жемчужиной является сам парк, раскинувшийся на 360 гектаров. Это удивительный природный памятник, превращенный руками буддийских монахов в подлинный шедевр.

Там расположены четыре дворца, выстроенные разными далай-ламами. Они гармонично вписаны в окружающий пейзаж, став его неотъемлемой частью. Здания словно были задуманы самой природой, а не созданы руками людей. Одновременно каждое из них в отдельности представляет великолепный образчик буддийской архитектуры.

В нем хранятся редчайшие экспонаты загадочной тибетской истории, а также масса древних культовых предметов и произведений местного искусства. Самым ценный экспонат — старинный Атлас тибетской медицины, в котором описаны традиционные способы лечения разнообразных болезней.

Храм Джоканг (Цуглахан)

Этот храм, являющийся святыней для тибетцев, был сооружен  в 7 в. неизвестным непальским архитектором. В его главном зале находится позолоченная статуя Йово Сакьямуни, высотой 1,5 метра, изображающая Будду в возрасте 12 лет. Это одно из самых чтимых среди тибетцев изображений Будды.

Боковые залы посвящены Будде в прошлом и Будде в будущем.

На позолоченной крыше сверкают статуи золотых оленей, вокруг Колеса Дхармы.

Буддийские монастыри

Это монастыри Дрепунг, Сера и Ганден. У них одинаковая судьба. Основаны в 15 веке учениками Чжэ Цонкапы. Постепенно приобрели среди верующих репутацию важнейших культовых мест Тибета. После присоединения Тибета к Китаю большая часть монастырских помещений была уничтожена, а монахи изгнаны. В 1970 году возобновили деятельность в ограниченном объеме. В 2008 г. закрыты и вновь открылись в 2013 г. Сейчас в них живет небольшое число монахов, а на территории комплексов функционируют музеи.

Режим работы основных достопримечательностей Лхасы.

Потала с 1 мая по 31 октября — с 07:30 до 18:40;

с 1 ноября по 30 апреля — с 09:00 до 16:00

Джоканг Ежедневно с 09:00 до 18:00
Норбулинка Понедельник-суббота с 09:00 до 18:00
Дрепунг, Сера и Ганден Ежедневно с 09:00 до 17:00

Туристические улицы

А после долгих экскурсий просто необходимо отдохнуть и расслабиться. Это можно сделать в самом колоритном месте города — улице Бархор.

В местных лавочках продают аутентичные сувениры, здесь расположено множество тибетских ресторанов. Здесь вы увидите настоящий парад тибетских национальных нарядов. Паломники бредут по направлению к Джокангу, читая на ходу молитвы.

Города и деревни в Тибете

Программа комфортного жилья

Начиная с 2006 года 280 000 тибетцев, которые жили в традиционных деревнях и в качестве кочевых пастухов, были насильственно переселены в деревни и города. В этих районах было построено новое жилье, а существующие дома были реконструированы, чтобы обслуживать в общей сложности 2 миллиона человек. Жильцы, живущие в некачественном жилье, были обязаны демонтировать свои дома и переделать их по государственным стандартам. Значительную часть расходов несли сами жители, часто за счет банковских кредитов. Программа перемещения населения , которая впервые была реализована в Цинхае, куда были переселены 300 000 кочевников, называется «Комфортное жилище» и является частью программы «Построить новую социалистическую деревню». Его влияние на тибетскую культуру подвергалось критике со стороны изгнанников и правозащитных групп. Трудно найти работу переселенцам, имеющим только аграрные навыки. Недостаток доходов компенсируется программами государственной поддержки. Было объявлено, что в 2011 году 20 тысяч партийных работников будут размещены в новых городах.

Транспорт

Город обслуживает аэропорт Гонггар, который находится на расстоянии 62 км.

В октябре 2005 года завершилось строительство 1080-километровой Цинхайской железной дороги до Лхасы, в 2006 году по ней началось пассажирское сообщение. В городе расположена крупнейшая железнодорожная станция этой магистрали.

Ежедневно три поезда приходят и отправляются из Лхасы. Поезд Z21 едет из Пекина-Западного, дорога занимает 40 час. 30 мин., отправление из Пекина 20:00, прибытие в Лхасу — в 12:30, билет стоит от 360 юаней (сидячее место), 763 — спальное место в жёстком вагоне и 1186 юаней — спальное место в мягком вагоне. Обратный поезд Z22 отправляется из Лхасы в 15:30 и прибывает в Пекин в 08:20 (время в пути 40 час. 50 мин.) Имеются также поезда из городов Чэнду, Чунцин, Гуанчжоу, Ланьчжоу и Синин. Из-за большой разницы высот на этой трассе пассажиры рискуют заболеть горной болезнью. Для профилактики вагоны обеспечены дополнительной кислородной вентиляцией, а пассажиры могут попросить персональную кислородную маску.

В 2014 году открылась Железная дорога Лхаса — Шигадзе, расширяющая возможности поездок вглубь Тибета. Поезд Z8801 отправляется из Лхасы в 08:30 и прибывает в Шигацзе в 11:25, Z8803 отправляется в 15:20 и прибывает в 17:59. Стоимость билета низшего класса 40,5 юаней. Обратные поезда: Z8804 отправляется из Шигацзе в 12:05 и прибывает в 14:40, Z8802 отправляется в 18:40 и прибывает в 21:33.

Улица Баркхор

Улица Баркхор — двухкилометровая улица – одна из главных достопримечательностей Тибета. Эта колоритная улица находится в центре Лхасы и проходит по окружности монастыря Джоканг.

Улица Баркхор была заложена в середине VII века, когда началось строительство монастыря. Недалеко отсюда, с целью контролировать строительство, поселился и тибетский царь Сунцангампо со своей женой.

По-тибетски Баркхор означает «круг по часовой стрелке». Здесь ежедневно тысячи паломников совершают кору – священный обход вокруг монастыря Джоканг.  Эта улица одновременно и духовное сердце Лхасы, и коммерческий центр города. Толпы тибетцев приходят сюда каждое утро, чтобы поклониться монастырю.

Улица недавно была отреставрирована китайскими властями. На реставрацию было потрачено около 4,5 миллионов долларов. Сейчас здесь находится крупнейший рынок Тибета. Каждый дюйм земли улицы Баркхор – золотой дюйм, приносящий доход своему владельцу. Здесь находятся уютные магазинчики с традиционными тибетскими товарами и сувенирами, кафе, рестораны и целые кварталы магазинов с золотыми и серебряными украшениями. Здания выполнены в традиционном тибетском архитектурном стиле.

На этой улице есть одно место, которое обязательно к посещению. Это ресторан Маджи Ами (Maji Ami). С рестораном связана одна красивая легенда.

Около 300 лет назад здесь находился тибетский трактир. В одну лунную ночь сюда зашёл загадочный посетитель. Он был одет скромно, хотя явно не являлся простолюдином. Случилось так, что в ту же ночь в заведение зашла молодая девушка, чья чистая красота и невинный облик настолько поразили таинственного гостя, что образ девушки стал приходить ему во сне каждую ночь. Гость посещал трактир каждый день в надежде увидеть незнакомку снова. Однако она так и не появилась. Тогда он посвятил ей трогательную поэму «Маджи Ами», что в переводе с тибетского на русский может интерпретироваться как «Невинная девушка». Он писал о том, как каждый раз, когда восходит луна, улыбка Маджи Ами вспоминается ему, и её красота навсегда запечатлена в его сердце.

Таинственный гость был не кем иным, как шестым Далай-ламой (Цангьян Гьямцхо), выдающимся духовным лидером Тибета и поэтом-романтиком. Он часто переодевался в простую одежду и выходил в город инкогнито, желая познакомиться с жизнью простого народа. Его лирика до сих пор пользуется популярностью в Тибете. Однако, статуй его ни в Потале, ни в монастырях найти нельзя, так как монахи дают обет безбрачия, и их не должны волновать мирские страсти, что уж говорить о любви.

А уж сам Далай-лама, как жена Цезаря, должен быть вне всяческих подозрений, а тут такой конфуз! Вот и выбирай после этого: паранирвана или человеческая любовь?

В этом ресторане мы и пообедали. Там мы впервые попробовали тибетскую кухню.

Столица Тибета славится своей нетрадиционной медициной. И после сытного, хотя и своеобразного обеда, мы поехали в «Центр тибетской медицины».

Дрепунг

В пяти километрах от Лхасы находится Дрепунг. Он считается самым крупным монастырем «желтошапочников» – последователей традиции гелуг. Здесь в свое время трудились десять тысяч монахов.

Монастырь Дрепунг можно назвать молодым на фоне предыдущих храмов – он был основан в 1416 году. «Новое рождение» произошло при Далай-ламе V в 17 веке, когда он провел реконструкцию зданий и значительно расширил территорию. Дрепунг стал прекрасным храмом, обнесенным белокаменной стеной, что производило впечатление крепости.

Монастырь Дрепунг

Здесь же Его Святейшество устроил свою временную резиденцию, когда чуть позже проводил реконструкцию дворца Потала. А в начале 80-х годов прошлого столетия Дрепунг официально стал культурным наследием Тибета.

Дрепунг славится найденной белой ракушкой, которая, по преданию, принадлежала Будде Шакьямуни, его золотой статуей, но главное – проводимым здесь необычным ритуалом – Солнечными ваннами Будды. Огромную тханку с изображением Великого Учителя раз в год выносят на улицу, на горный склон, под ласковые лучи восходящего солнца. Все верующие при этом участвуют в молебне.

Военный

Броня

Солдаты Тибетской Империи носили доспехи, такие как пластинчатые и кольчужные доспехи, и умели обращаться с мечами и копьями. Согласно тибетскому автору Таши Намгьялу, написавшему в 1524 году, история ламеллярных доспехов в Тибете разделилась на три отдельных периода. Самый старый доспех датируется временами «Праведных королей, дядюшки и племянника», что соответствует времени правления династии Ярлунг, с начала седьмого до середины девятого века.

Согласно Ду Ю (735-812) в его энциклопедическом тексте Tongdian , тибетцы были менее искусны в стрельбе из лука и сражались следующим образом:

Тибетцы могли экспортировать свои доспехи соседним степным кочевникам. Когда тюргеши напали на арабов , их каган Сулук, как сообщается, носил тибетские доспехи, которые спасли его от двух стрел, прежде чем третья пробила ему грудь. Он пережил это испытание с некоторым дискомфортом в одной руке.

Организация

Офицеры Тибетской империи не работали на полную ставку и вызывались только на разовой основе. Этих воинов обозначали золотой стрелой длиной семь дюймов, обозначающей их должность. Офицеры собирались раз в год, чтобы приносить присягу. Они собирались каждые три года, чтобы принять участие в жертвенном пиршестве.

Во время кампании тибетские армии не имели хлеба и жили грабежом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector