Стрелка васильевского острова

Смоленское кладбище и часовня Блаженной Ксении Петербургской

Смоленское кладбище, как и музей Эрарта, находится в глубине Васильевского острова, расстояние между ними 1 км. Я на кладбище шла от Эрарты.

От станции метро Василеостровская до часовни идти около 2 км, ~26 мин, (маршрут на карте).

Чуть ближе (1,7 км) находится станция метро Приморская на соседнем острове Декабристов (маршрут на карте).

Смоленское кладбище – одно из первых городских кладбищ, оно не намного младше Санкт-Петербурга. В 1760 году на нем была поставлена церковь Смоленской иконы Божьей матери, по которой кладбище и получило название. Здесь похоронены такие известные люди как адмирал Нахимов, путешественник Семенов-Тян-Шанский, писатель Федор Сологуб, артисты, ученые. Няня Пушкина Арина Родионовна Яковлева тоже похоронена здесь.

Многие приезжают на Васильевский остров ради того, чтобы посетить часовню Блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. На аллеях кладбища установлены указатели на часовню.

Очереди к часовне Ксении Петербургской

Где находится и как добраться?

Стрелка расположена в городе Санкт-Петербурге, восточной части Васильевского острова. Доехать удобнее на метро: до станции «Адмиралтейская», далее по Дворцовой пл., через Дворцовый мост пройти на Биржевую площадь. Расстояние около 1 км, в пути 15 минут пешком. От ст. метро «Василеостровская» можно пройти за 25 минут. Выйдя из метро дойти до набережной Макарова, далее направо до Биржевой площади. От ст. метро «Горьковская» следует пройти через Александровский сад, затем по Кронверской набережной и через Биржевой мост. Пешая прогулка займет меньше получаса.

Во время навигации до мыса ходит экскурсионный катер, в том числе из Кронштадта или Петергофа, но надо предварительно ознакомиться с расписанием. Живописное место богато историей, прекрасной природой, памятниками культуры. Гости этого прекрасного города получат от прогулок самые лучшие впечатления, которые останутся в памяти на долгие годы.

Этапы формирования

Чтобы очертания береговой линии стали симметричными, создали искусственный контур стрелки, для этого забили сваи и насыпали грунт, выдвинув берег более чем на 120 м в реку. Образовалась полукруглая площадь с плавным спуском к реке и гранитным ограждением. Для завершения ансамбля соорудили Таможню и два симметричных пакгауза (закрытые складские помещения) – северного и южного в 1826-1832 гг. В 1924 году сильное наводнение повредило разбитый сквер, существующий сейчас был восстановлен архитектором Ильиным в 1926 году. В это же время установили памятники Росси и Кваренги, ограждение сквера заменили тумбами из гранита. К 1936 году территорию заасфальтировали.

Как добраться до Стрелки Васильевского острова

Попасть сюда можно от нескольких станций метро, которым, в основном, пользуюсь сама. Очень не люблю пробки и ожидание наземного транспорта в непогоду на ветру. Потому предложу различные маршруты, а выбирать вам:

  • Выходите на станции метро «Невский проспект». От него или пешком или на автобусе № 7, или троллейбусах № 10 и № 11 надо проехать в сторону Невы.

    Выходите сразу после Дворцового моста. Да вы и не запутаетесь, ведь прекрасным ориентиром будут – величавые Ростральные колонны.

  • Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская». После следуете пешком в направлении, обозначенном мною на карте.

    Идти не долго (10–15) минут. Но вы минуете массу замечательных петербургских «красивостей»: Адмиралтейство, Эрмитаж, Дворцовую площадь, полюбуйтесь панорамой города над Невой. Нет, пешком ходить всё-таки интересней! Я не имею в виду те дни, когда дождь – сплошной стеной.

  • Кстати, для смельчаков есть ещё маршрут, который очень любим мною и моими друзьями. Получается прямо маленькое очаровательное путешествие.

    Попробуйте выйти на Горьковской станции метро (1). Далее пеший маршрут показан на карте. Но он продолжителен. По дороге вы можете зайти на территорию Петропавловской крепости (2), неподалёку вас поджидает зоопарк (3)… Это маршрут для погожего теплого денька.

Стрелка сегодня

Набережная, плавно спускающаяся к реке, одно из любимых мест петербуржцев и гостей города. Сюда часто приезжают молодожены в день свадьбы. Гранитную стену вдоль набережной украшают головы львов с кольцами в пасти. Существует традиция — надо дотронуться до кольца на счастье. На площади проходят народные гулянья, проводятся городские и общегосударственные праздники, концерты.

Мощеная набережная, спускающаяся прямо к воде – любимое место прогулок горожан и гостей города. Она также является местом паломничества молодоженов. Гранитная стена, ограждающая набережную, украшена каменными мордами львов, держащих в пасти медные кольца. Согласно сложившейся традиции, необходимо подержаться за кольцо, чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой. Девушкам, желающим выйти замуж, рекомендуется поцеловать льва в нос. На площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния, концерты.

Васильевский остров, стрелка (Санкт-Петербург) известны во всем мире. Панорама архитектурного ансамбля является одним из самых популярных видов и служит визитной карточкой города. Его изображение расположено на пятидесятирублевой купюре.

История Стрелки

Застройка стрелки началась ещё при Петре Первом. Здесь были построены здание Биржи, таможня, склады, возведен Гостиный двор, а на самой стрелке острова организован порт. Пространство стрелки долгое время пустовало и лишь в 1767 году было решено здесь организовать подковообразную площадь.

С 1783 по 1797 были построен главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза.

В 1805–1810 годах была построена новая Биржа и установлены Ростральные колонны. Здания таможни, южного и северного пакгаузов построены в 1826–1832 годах.

В 1896 году по периметру Биржевой площади был разбит сквер.

В 2003 году в сквере был установлен памятный знак «Якорь петровской эпохи», поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Университетская набережная

От Биржи отправляемся вдоль Большой Невы по Университетской набережной.

Сразу за скромным зданием южного пакгауза (ныне – Зоологического университета) следует парадное здание музея Антропологии и Этнографии (кунсткамеры), старейшего музея России. В этом же здании находится музей Ломоносова.

Проходим мимо Академии наук (желтое здание с колоннадой, архитектор Джакомо Кваренги). Далее вдоль Университетской набережной идут строения, которые занимает Санкт-Петербургский университет.

Самое старое из них – красно-белое здание Двенадцати коллегий (1744 года постройки) – было построено по проекту Трезини для размещения коллегий (прообраза теперешних министерств). Оно стоит перпендикулярно к набережной вдоль Менделеевской линии. Менделеев в этом здании преподавал, здесь находится его музей, а также Палеонтологический музей и Петропавловская церковь.

Следующее здание – Ректорский флигель.

За ним следует бывший Дворец Петра II (ныне филфак и восточный факультет университета). Во дворце имеется большой внутренний двор с любопытными скульптурами (чтобы пройти через университетскую проходную, надо иметь с собой паспорт).

Манеж Кадетского корпуса, сейчас ресторан Беллини

Дворец Меншикова – все, что осталось от огромной усадьбы. Первое каменное здание Санкт-Петербурга.

Усадьба Меньшикова простиралась от Большой до Малой Невы. Она была построена очень быстро, за 4 года (1710-1714) и включала в себя несколько зданий, хозяйственные постройки, сады. Во дворце был проведен водопровод. Для отделки комнат выписали голландские изразцы и китайский шелк.

Впоследствии в здании располагался Кадетский корпус, а в советское время – Военно-политическое училище. Сейчас это филиал Эрмитажа, его можно посетить. Роскошные интерьеры Меншиковского дворца постарались воссоздать в прежнем виде.

От Дворца Меншикова начинается отсчет линий Васильевского острова: за дворцом проходят Кадетская и Первая линии.

На другой стороне Невы возвышается золоченый купол Исаакиевского собора. Вдоль Английской набережной выстроились дома.

Проходим тенистый сквер Румянцева. В центре сквера стоит обелиск в честь победы наших войск в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Кстати, сам фельдмаршал Румянцев-Задунайский учился в том самом Кадетском корпусе, рядом с которым разбит сквер.

От сквера вглубь острова отходит покрытая брусчаткой улица Репина – одна из самых первых улиц Санкт-Петербурга и самая узкая улица города (шириной 5,5 — 6 м).

В сквере Румянцева стоят памятники художникам Репину и Сурикову, а набережная продолжается еще одним представительным зданием в стиле классицизма, в котором размещена Российская Академия художеств и музей Академии.

Академия художеств, вид с Благовещенского моста

Напротив Академии художеств на набережной находятся два египетских сфинкса.

За Академией раскинулся Академический сад (сад – громко сказано, просто сквер). В его глубине стоит  общежитие Академии, а сбоку — мозаичное отделение.

В дальнем углу сада внимательный путник обнаружит памятник Клодту (который специализировался на скульптурах коней).

Напротив памятника Клодту стоит интересный дом в стиле модерн (2-я линия ВО, дом 9)

Проходим мимо Благовещенского моста. Он был построен в 1850 году и стал первым постоянным мостом через Неву.

Мост упирается в площадь Трезини. На площади стоит памятник Доменико Трезини, автору первоначального плана застройки Санкт-Петербурга. Памятник установлен перед домом Трезини, где итальянский архитектор жил вместе с семьей и где у него была мастерская. Сейчас там роскошный пятизвездочный бутик-отель Trezzini Palace.

Общие сведения

По первоначальному плану Петра именно на Васильевском острове должен был располагаться центр новой столицы (генплан 1716 года, архитекторы Доменико Трезини и Александр Леблон). Но царь не вовремя отлучился, а Меншиков, назначенный губернатором нового города, решил, что проще будет делать центр около Адмиралтейства. Когда царь вернулся, перестраивать уже было поздно. Петр вылил свой гнев на виновных, да и махнул рукой.

Большая часть острова расчерчена улицами на ровные квадратики. С запада на восток тянутся три проспекта (Большой, Средний и Малый), с севера на юг – линии. По первоначальному плану на месте линий намеревались прорыть каналы, как в Амстердаме, но до каналов дело не дошло.

На острове есть две станции метро: «Василеостровская» и «Спортивная» (южный павильон), обе – в восточной части острова. В западной части планируется построить еще две станции: «Гавань» и «Морской фасад».

Самые зрелищные, картинные места острова – стрелка и отходящие от нее набережные: Университетская, Лейтенанта Шмидта, Макарова. Самое бойкое место внутри острова – около метро «Василеостровская». Самое популярное среди верующих – на Смоленском кладбище, возле часовни Святой Блаженной Ксении Петербуржской.

Музей Эрарта

Даже небольшой прогулки по Васильевскому острову достаточно, чтобы оценить высокую степень концентрации музеев на Васильевском острове самой разнообразной тематики, буквально на любой вкус.

Отдельно хочу рассказать о музее современного искусства Эрарта, который произвел на меня сильное впечатление. Я не большой любитель современного искусства, но этот музей меня просто поглотил, я провела там почти четыре часа.

Находится он в глубине острова между Большим и Средним проспектом (посмотреть на карте).

Перед ним лежит огромная площадь Собчака, с южной стороны застроенная безликими серыми бизнес-центрами, которым «противолежит» на северной стороне низкое, массивное здание ДК Кирова.

Здание Эрарты тоже немаленькое. Для частного музея – огромное, 5 этажей. Выглядит оно не столь монструозно, как его соседи, это, пожалуй, самое симпатичное здание на площади.

В музее есть постоянная экспозиция и временная.

Билет дороговат, 600 рублей. Но любопытство взяло свое, и отзывы были воодушевляющие. Не пожалела ни минуты.

В продаже есть абонементы, 1000 руб. за год. Выставки там меняются часто. К сожалению, расположен музей не очень удобно, на задворках острова. Выбираюсь я в Питер редко, и хочется другие музеи посмотреть. Это у питерцев есть великолепная возможность за тысячу рублей в течение года посещать разнообразные выставки Эрарты.

Мне многие работы понравились. Авторы для меня совершенно незнакомые (кроме Сергея Шнурова, там были и его картины).

Тайная вечеря

В конце зашла в кафе, которое оформлено с замечательным вкусом.

Можно выйти на балкон, посидеть за столиком между колонн.

Ростральные колонны

Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры (в переводе с латинского означает клюв). Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.

В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек (Невы, Волхова, Волги и Днепра) появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.

Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.

Известные памятники и скульптуры острова

Интересными достопримечательностями выступают и скульптурные композиции Васильевского острова. Некоторые из них служат украшением улиц, другие заключают в себе память о выдающихся личностях прошлого.

Памятник М.В. Ломоносову

Адрес: Менделеевская линия.

В 1975 году в честь 250-летия Академии наук СССР на Университетской набережной был заложен камень с надписью «Здесь будет установлен памятник М.В. Ломоносову». Однако исполнения данного обещания пришлось ждать несколько лет.

В 1986 году за работу по созданию памятника принялись художники Борису Петрову и Валентину Свешникову. Они изобразили великого ученого в сидячем положении. Его задумчивое лицо обращено в сторону Невы, а на коленях лежит развернутая рукопись. Скульптура помещена на постамент из красного гранита. Вокруг нее обустроена площадка с клумбами и скамейками.

Памятник И.Ф. Крузенштерну

Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта.

Иван Федорович Крузенштерн — великий адмирал, возглавлявший первое русское кругосветное плавание.

Памятник ему был установлен на набережной Лейтенанта Шмидта в 1873 году. Это один из старейших монументов Санкт-Петербурга. Скульптор И.Н. Шредер изобразил адмирала в полный рост. Его руки сложены на груди, украшенной многочисленными орденами.

Большее внимание художник уделил мелким деталям: свернутой в руке карте, висящему сбоку кортику, бахроме на погонах, а также выражению лица. На нем отражается твердость характера капитана и в то же время отеческая забота, которую он проявлял к членам экипажа

Старинная скульптура многократно реставрировалась, благодаря чему по сей сохранила достойный памяти Крузенштерна вид.

Памятный знак «Раскрытая книга» («Послание через века»)

Адрес: Университетская набережная.

Гуляя по Университетской набережной, можно увидеть необычный памятник — огромную гранитную книгу, на страницах которой выгравированы строки поэмы Пушкина «Медный всадник». Открытие памятника состоялось в 2002 году – в честь 265-ой годовщины Василеостровского района.

Парк современной культуры

Адрес: Университетская наб., 7-9-11О.

Парк современной культуры — это настоящий музей скульптур под открытым небом. Зеленая территория исчерчена мощеными тропками, вдоль которых установлены самые разные фигуры. Здесь можно увидеть:

  • книжных персонажей,
  • животных,
  • древних богов,
  • скульптуры, олицетворяющие человеческие чувства,
  • необычные памятники, например, «Нос майора Ковалева».

Детям понравятся местные аттракционы в виде лабиринтов. Парк является прекрасным местом для прогулок и фотосессий.

История

Мыс (стрелка) самого крупного в дельте Невы Васильевского острова делит реку на два русла. Предполагается, что так его назвали за форму, похожую на наконечник стрелы.

Начало освоения

По исследованиям ученых на этой территории еще в далекой древности находились дохристианские капища. Волхвы совершали языческие обряды и магические ритуалы, сюда всегда стремились всякого рода колдуны, прорицатели и прочие загадочные личности. История стрелки началась еще в начале XVI века, задолго до освоения Санкт-Петербурга. Согласно переписи того времени, в этих местах были небольшие рыбацкие поселения. К этому времени относится первое название. По гипотезе, остров назван по имени одного из посадников Новгорода — Василия Селезня, или Ананьина, по другой версии — в память о простом рыбаке, одном из первых поселенцев. При шведах, в ХVII веке его называли Прудовый, имея в виду пруды в притоках реки Смоленки. После основания Петербурга старое название вернулось.

Осуществление замыслов по застройке

С 1707 и до 1714 г. островом владел генерал-губернатор А. Д. Меньшиков, дворец князя был единственным каменным строением. Остальная территория была почти не обжита – лишь небольшие деревянные жилища крепостных крестьян, мельницы и некоторые другие постройки. Осваивать эту территорию начали вместе со строительством нового города. По замыслу Петра Первого новая столица государства должна стать морской крепостью, военным и торговым портом.

Изначально портовые сооружения располагались на Петроградской стороне, но затем их решили перенести в более удобное место – стрелку Васильевского острова. Подготовить план застройки восточной части поручили Трезини – одному из талантливейших архитекторов своего времени. По первому проекту большая часть строений должна быть жилой, но император хотел создать административно-культурный центр с крупным морским портом. По новому плану основу составляли правительственные сооружения.

Архитектурный ансамбль

Основным элементом ансамбля, расположенного вдоль берегов Невы, стал комплекс Двенадцати коллегий. Оно представляло собой 12 идентичных трехэтажных секций, которые занимали органы управления государством. Сейчас здесь располагаются университет Санкт-Петербурга, библиотека и административные помещения. В кратчайшие по тем временам сроки были построены строения, которые явились основой облика — Гостиный двор, дворец царицы Прасковьи (после ее смерти здесь некоторое время располагалась Академия наук), Кунсткамера, Биржа. С 30-х гг. морской порт начал принимать суда, но уже 1885 году его перенесли ближе к Финскому заливу, так как фарватер не соответствовал водоизмещению новых торговых судов.

Изменение панорамы в 2008 году

В 2008 г. началось строительство современных многоэтажных домов в районе Дома культуры им. Кирова. Тем самым, как считают специалисты и простые жители мегаполиса, был нанесен значительный урон облику знакового для петербуржцев месту. Городская общественность встала на защиту исторической панорамы, вспыхнул скандал, стройку назвали “преступлением”. Но когда правительство обратилось к застройщику уменьшить этажность высотных зданий, он отказался. Мотивировал свое решение тем, что ему ранее было дано официальное разрешение на строительство и пригрозив судом. Существует подобный проект под названием «Морской Фасад», который может привести еще к более серьезным нарушениям в гармоничном ансамбле.

Музеи

На стрелке острова расположены несколько уникальных музеев, которые будут интересны взрослым и детям. Кунсткамера – экспонаты рассказывают о верованиях, быте и культуре народов мира. Но больше известен анатомическими редкостями и аномалиями. Коллекцию начал составлять Петр I, здесь же материалы XVII – XIX вв., привезенные из экспедиций по Сибири и Камчатке. Особенно интересна коллекция Н.Н. Миклухо-Маклаем, собранная на острова Океании и в Новой Гвинее и еще много удивительного. Пушкинский дом (Литературный музей) — расположен на набережной Макарова, представляющий более 300 тыс. документов и художественные произведения. Можно познакомиться с экспонатами, посвященными творчеству гениальных русских писателей и поэтов, в том числе Серебряного века.

В помещении бывшего Южного пакгауза размещен Зоологический музей. В нем собрана громадная коллекция экземпляров животных со всех уголков мира — первое специально оборудованное в России помещение для выставок. Здесь более десяти тысяч экспонатов – чучела ныне живущих представителей фауны, скелеты и останки вымерших животных, представлены редкие и исчезающие виды, находящиеся под угрозой вымирания. Среди них поразительно сохранившееся чучело мамонтенка Димы, которого извлекли из вечной мерзлоты.

В бывшем Северном пакгаузе размещен не менее интересный Музей почвоведения, открывшийся в 1904 году. В коллекции представлены почвы всех природных зон Земли, это более 2500 экспонатов. Основу экспозиции составляет образцы, собранные выдающимся естествоиспытателем, ученым-почвоведом В.В. Докучаевым. Цель музея — отобразить многообразие и роль почв в экосистемах, закономерности их распределении.

Наяда, водяной и голова крокодила

На стволе каждой колонны симметрично в четыре яруса укреплены по восемь корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества – наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую – изображения морских коньков. Колонны также украшены рельефными якорями.

Фонарь на южной колонне указывает путь в Большую Неву, а на северной – в Малую. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов. Однако сам Тома де Томон писал: «База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

В городском фольклоре, конечно, существует своя версия значения колонн. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь до основания города жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову. Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

Биржа на Стрелке

С 1703 года здесь собирались купцы, собрание называлось биржой, впоследствии так стали называть и помещение, где совершались торговые сделки. Первая российская Биржа была построена на Васильевском острове из дерева в 1730-х гг. Со временем товарооборот порта увеличивался и площадей не стало хватать для полноценной работы. В 1781 году по указанию Екатерины Великой решили построить новое каменное сооружение, к возведению которого приступили в 1784 г. Строительство затянулось, в казне не хватало денег, в 1788 году стройку приостановили из-за военных действий со шведами и турками.

Новое помещение возводили по другому проекту, который разработал Ж. Ф. Томон. Старая постройка была демонтирована, летом 1805 года после проведения церемонии закладки приступили к возведению строения в стиле античного дворца. Работы завершились к 1810 году, но выявились строительные недоработки, их устраняли еще два года. Официальное открытие, которое задержалось из-за войны с Наполеоном, произошло в июле 1816 года. По этому поводу был устроен грандиозный праздник. Габариты — 69 м х 44,5 м. Цоколь выполнен из гранита, вокруг которого возвышаются сорок четыре величественные колонны.

На западном и восточном фасадах располагаются 40-метровой ширины лестницы. Пандусы с боковых фасадов предназначены для въезда карет. Украшают здание скульптуры, прославляющие могущество России. Главный зал площадью примерно 900 кв. м., высота его – 25 метров. Пол и стены облицованы мраморными плитами. В этом здании русские и иностранные купцы совершали крупные сделки, для руководства работой был сформирован специальный комитет. Строение перестроили в 1913 – 1915 гг.: вместо печей установили калориферную отопительную систему, для торгов построили железобетонный свод. Реконструировали лестничные площадки и цоколь.

После революции здесь открылся клуб моряков, проходили различные собрания работников культуры, затем расположились Северо-Западная Торговая палата и музей. В 1930 г. здание передали Академии наук, в 1939 году — Военно-Морскому музею, настоящее время им владеет Эрмитаж.

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

Создавая проект Биржи, архитектор использовал прием «каприччио» — перенос классических объектов в новую среду и придание им современного вида гармоничного с местным ландшафтом.

Подготовительные работы начались весной 1804 года, а торжественная церемония закладки первого камня в основание состоялась 23 июня 1805 года в присутствии императора Александра I.

В итоге, его здание выглядит, как античный храм, окруженный дорической колоннадой (так называемый периптер). С фронтальных фасадов к входу в здание ведут широкие лестницы, а с боковых сторон — пандусы для въезда конных экипажей. Высокие аттики над западным и восточным входами украшены великолепными скульптурами Нептуна и Меркурия. Учитывая особенности петербургского климата, архитектор поставил Биржу на высокий подиум — стилобат.

На завершение строительства наложили отпечаток Отечественная война 1812 года и некоторые недоработки, выявленные в процессе возведения постройки. В результате, Биржа была передана купечеству лишь в 1816 году.

Архитектурная композиция Стрелки

Хотя Биржа получилась великолепной, но, архитектору долго не давалось решение общего вида всей архитектурной композиции Стрелки. И тут, решающую роль сыграла, разумеется… женщина.

Не допив свой кофе, Жан бросился на строительную площадку. По его указанию была сделана искусственная овальная насыпь в оконечности мыса и суша оказалась выдвинутой в невские воды на 123 метра. Было вбито в прибрежную отмель несметное количество свай и отсыпано безбрежное количество грунта.

В результате перед зданием Биржи появилось широкое открытое пространство, придающее объему строения невероятную выразительность. Овальный выступ использовался, как парадная пристань торгового порта. Пологие спуски были оформлены гранитными шарами, а стены набережных — львиными масками.

В результате предпринятых действий архитектор добился впечатляющего зрительного эффекта, созданного на контрасте величественного силуэта здания Биржи и широкой линии каменных набережных. А затем он сделал «контрольный выстрел» — дал указание установить визуальные акценты очертаний овального выступа. Ими стали знаменитые Ростральные колонны.

Ростральные колонны

Еще со времен Древнего Рима было принято воздвигать колонны в честь побед флота и, как символ могущества морской державы. На Стрелке они выполняют аналогичную функцию.

Выстроенные к 1810 году, сооружения являются знаковыми элементами всей композиции архитектурного ансамбля. Металлические ростры — символические изображения носовых таранов античных кораблей демонстрируют морские победы России. Основания колонн оформлены скульптурами античных божеств — покровителей морской стихии.

Ростральные колонны во время функционирования морского порта выполняли роль маяков. Но сейчас, огонь на их светильниках-треножниках зажигается лишь в праздничные дни.

Архитектурный ансамбль Стрелки

Интересно отметить, что одновременно с созданием проекта Биржи Де Томоном, выдающийся русский архитектор А. Захаров в 1804-05 годах создал комплексный проект всей Стрелки Васильевского острова. Этот проект и послужил основой последующей застройки.

В соответствии с ним в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини созданы здания двух пакгаузов с юга и севера площади. В это же время завершилось строительство здания таможни, увенчанного шпилем, перекликающимся со шпилем Кунсткамеры. Этими постройками завершилось создание современного облика Стрелки.

Архитектурный ансамбль всего комплекса настолько совершенен, что даже постройка в 1904 году корпусов Повивально-гинекологического института на месте Коллежской площади не испортила его. В 1925 году на овальной оконечности Стрелки был разбит сквер в регулярном стиле, что добавило дополнительной выразительности всему ансамблю.

Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова на карте – один из самых частых запросов в сети, касающийся Санкт-Петербурга. Это и понятно, она — излюбленное место молодоженов и искателей счастья. Здесь устраиваются праздники, концерты и народные гуляния.

Невероятная энергетика этого места пробуждают в людях самые светлые стремления души, а красота пейзажей и открывающихся видов – завораживает.

Да, это чудо, и оно находится в восточной части Васильевского острова в пешей доступности от станций метро «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector