Успенский собор троице-сергиевой лавры

Фото и описание

Царь Иван Грозный благоволил к монастырю. Здесь в стенах Троицкого собора он был крещён, часто навещал святую обитель и старался всячески одаривать. В 1559 году своим приказом повелел он здесь заложить Собор Успения Пресвятой Богородицы. В то время обитель уже разрослась и нуждалась в более вместительном храме. Строительство продолжалось 26 лет и закончилось через год после смерти первого русского царя. Торжественное освящение храма произошло уже при его приемнике — царе Феодоре Иоанновиче.

Успенский собор Московского Кремля стал образцом для одноимённого храма Троице-Сергиевой лавры, но уступая по размерам. Величественный и строгий, монастырский собор стал самой крупной постройкой обители. Он расположен в центре монастырской земли — в восточной части соборной площади. Храм стоит на шести столпах, несущих пять глав. Крупные купола довольно тесно прижаты друг к другу. Центральный купол покрыт золотом, а остальные — голубой краской со сверкающими звёздами. Первоначально главы были шлемовидными, а в середине XVIII века стали маковками, сохраняя эту форму до наших времён.

Стены, своды и столпы собора украшены фресками на библейские темы ярославскими иконописцами совместно со здешними мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым. Более всего росписей, изображающих успение Богоматери. Величественный пятиярусный резной иконостас ещё больше подчёркивает торжественность храма. Вверху с обратной стороны иконостаса сооружена трёхъярусная деревянная галерея для церковного хора. Звук льётся по храму «аки с небес». Под куполами закреплены два спускающихся медных резных паникадила, выполненных мастерами Оружейной палаты в XVII веке.

Главный престол собора — Успенский — размещён в одной из пяти апсид храма. С другой стороны иконостаса выстроены ещё три предела. Один – в честь Николая Чудотворца, спасшего по приданию монахов и прихожан от эпидемии цинги во время осады поляками 1609 года. Два других – в честь святых великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, чьи имена были даны государю Феодору Иоановичу и его супруге Ирине Фёдоровне. Последние два придела устроены ещё при возведении храма. Надеясь снискать милость божию и зачать детей, супруги старались всячески одарить храм. Большим крестом в алтаре собора отмечено место, где юный Пётр I искал приюта во время стрелецкого бунта 1682 года. Рассказывают, что один из разгневанных стрельцов ворвался в храм и занёс над государем нож, но был остановлен своими товарищами. В пятой апсиде находится жертвенник.

С северо-западной стороны храма Вы найдёте усыпальницу семьи Годуновых, над которой в 1780 году была сооружена шатровая палатка. До наших дней постройка не сохранилась.

С юго-западной стороны к собору примыкает Надкладезная часовня XVII века на месте открывшегося святого источника. Богатое убранство четырёхъярусной часовни в стиле ранне-русского барокко («нарышкинский стиль») подчёркнуто белыми стенами Успенского собора.

До 1786 года в храме находился деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором он был погребён, пока мощи не были перемещены в серебряную раку и перенесены в Троицкий собор монастыря.

Посад Сергия Радонежского

В 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польcко- литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского.

Русские цари регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.

В 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус лавры. В 1920 году монастырь был закрыт и лишь в 1946 году вновь передан в пользование церкви. До конца 1980‑х годов лавра была резиденцией Патриарха. К концу XIV – началу XV века вокруг монастыря появилось несколько самостоятельных поселений.

22 марта 1782 года по указу Екатерины II они были объединены в один посад, который назвали Сергиевым. К 1792 году посад обрел регулярный план. В 1919 году Сергиев получил статус города, а в 1930 году был переименован в Загорск. В 1991 году город был назван Сергиевым Посадом.

Герб Сергиева Посада утвержден в 2006 году и получил следующее описание:

Сергиев Посад – столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Начало игрушечного резного промысла в городе относится к первым десятилетиям XVI века.

В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю игрушки.

В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Среди них археологические находки, игрушки разных стран и народов, детская мебель, посуда, детские портреты XVII–XX веков.

Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России.

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, пр. Красной Армии, 123.

Сайт: http://museumot.info

Телефон: +7 496 540–41-01.

Режим работы:

  • Ср-Вс – с 10:00 до 17:00;
  • Пн, Вт – выходной.

В Сергиевом Посаде в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А.В. Лентулов, М.В. Нестеров, писатель- натуралист М.М. Пришвин, знаменитая актриса МХАТа А.К. Тарасова.

Архитектура и декоративная отделка храма Успения Пресвятой Богородицы

Композиция кирпичной Успенской церкви традиционна – это трехчастный храм, вытянутый в одну линию. Его выразительный силуэт состоит из высокого двухсветного бесстолпного восьмерика, имеющего узкие диагональные грани, трапезной в виде трехконечного креста и трехярусной колокольни.

Храм покрыт крутым сводом в виде полусферы и увенчан двухярусным барабаном, завершает который небольшая луковичная главка. Алтарь имеет прямоугольную форму, усложненную небольшим выступом посредине. Церковная трапезная по высоте равна абсиде алтаря. Она завершается сложной по форме кровлей, поддерживаемой изнутри восьмью столбами. На колокольне возвышается маленькая главка. Великолепный храмовый декор выполнен в традициях зрелого барокко и выразительно подчеркивает красоту его объемов. Он усилен контрастным окрасом церковных фасадов. Кроме того, низ основного храма, алтарной абсиды и трапезной декорированы объемной горизонтальной кладкой – рустом. Окна обрамлены наличниками с нарядной лепниной. А углы церкви украшены парными пилястрами. На фасадах восьмерика сделаны круглые фронтоны, которые визуально сглаживают переход между стенами храма к его кровлей.

Сергиева лавра – наследие ЮНЕСКО

Троице-Сергиева лавра – действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. Она занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом со входом в лавру установлен памятник ее основателю – преподобному Сергию Радонежскому.

Над Святыми вратами возвышается Красная башня (середина XVI в.). Внутри арка украшена фресковой росписью на темы жития преподобного Сергия. Справа от Святых врат находятся хозяйственные Успенские ворота (вторая пол. XVII в.). Свое название они получили от Успенского собора, напротив которого они и расположены.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи близ Святых врат возведена в 1692–1699 годах на средства знаменитого промышленника Г.Д. Строганова. Слева от нее располагается двухэтажное здание Предтеченского корпуса братских келий (XVII век – 1640 год). Аскетический облик придает зданию его гладкий фасад с небольшими, лишенными обрамлений арочными окнами.

За корпусом расположена Пятницкая башня (1640 г.) – угловая юго-восточная башня монастырской стены. По левую руку от башни расположен Варваринский корпус братских келий. В настоящее время на первом этаже здания располагается монастырская трапезная, на втором и третьем – братские кельи.

Слева от Варваринского корпуса находится церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой, сооруженная по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах.

С 1956 года в зимнее время Сергиевская церковь становится главным храмом монастырских богослужений. За церковью находится прямоугольная Луковая башня (XVI–XVIII вв.). А перед ней – Михеевская церковь (1734 г.) над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского.

В юго-западном углу монастыря расположены Митрополичьи (Патриаршие) покои. На верхнем этаже размещается домовая церковь. За Митрополичими палатами находится Водяная башня (XVII в.). Сейчас в башне располагается Издательский отдел лавры.

Справа от Святых врат возвышается Троицкий собор – главный соборный храм, с которого началось формирование архитектурного ансамбля монастыря. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном в честь преподобного Сергия Радонежского.

Главное художественное сокровище храма – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1‑й трети XV века преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. К Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1623 г.). Храм был воздвигнут над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника преподобного Сергия Радонежского.

За Троицким собором находится двухэтажное здание ризницы (1782 г.), сооруженное по проекту архитектора В.С. Яковлева в строгих формах раннего классицизма. В настоящее время здание используется для хранения и экспонирования произведений церковного искусства XIV–XVIII веков. За ризницей, в западной стене монастыря, расположена Пивная башня (XVI– XVII веков).

К востоку от Троицкого собора расположен храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г.) – пример церкви с подкупольной звонницей. Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря в 1608–1610 годах возвещал защитникам обители об опасности.

Справа от храма находится сооруженный по повелению царя Ивана Грозного Успенский собор (1559–1585 гг.) – самый большой храм Троице-Сергиевой лавры. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи.

У юго-западного угла Успенского собора над источником целебной воды устроен Успенский кладезь с часовней (1644 г. – конец XVII в.). Слева от кладезя находится сень над крестом (1872 г.) для освящения воды. Рядом с сенью расположен обелиск (1792 г.), прославляющий исторические заслуги обители перед отечеством.

По правую руку от Успенского собора возвышается колокольня (1741–1768 гг.) высотой 88 м. На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, пострадавшее в 1930 году, когда были разбиты 25 из них, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 64 т. Вес вновь отлитого в 2003 году для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.

Слева от колокольни, вдоль западной стены монастыря, протянулось трехэтажное здание казначейского корпуса братских келий (1743–1745 гг.). Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий – под братские кельи. За корпусом – Келарская башня.

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).

Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Наталья Сазонова

Где находится монастырь и как добраться паломнику

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде Московской области.

Интересный факт
Сергиев Посад, поселение, возникшее близ лавры, стало городом с XVIII в. С 1930 г. это Загорск, названный в честь революционера Владимира Загорского. С 23 сентября 1991 г. на карте вновь появилось историческое название города.

Добраться сюда можно

электричкой от Ярославского вокзала столицы; поезда отходят примерно каждый час, время пути составляет примерно полтора часа, если электропоезд следует со всеми остановками; существуют также скоростные поезда, которые преодолевают расстояние за меньшее время; 

Примерно на половине пути паломника встречает станция «Радонеж», которая находится в 55 км от Москвы. Это действительно «тот самый» Радонеж, где некогда жили родители прп. Сергия, но само село находится примерно за 8 км от станции, причем транспортного сообщения с ней не имеет. Поэтому принимать спонтанное решение посетить родину прп. Сергия не стоит – это, по сути, отдельный паломнический маршрут.

от станции метро «ВДНХ» примерно каждые 20 минут ходит маршрутный автобус до Посада; он доезжает до места примерно за 1 час. 

Как доехать и где припарковаться на личном автомобиле

До Сергиева Посада можно также доехать на личном автомобиле; к монастырю ведет трасса М8; выехав по ней из Москвы, паломник через 45 км видит указатель поворота к Сергиеву посаду, еще через 10 – издалека виден город; не раз бывавшие здесь предупреждают, что парковка на близлежащих к обители улицах платная, однако, как указывают опытные водители,есть бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные достопримечательности

Уютное местечко непременно нужно увидеть своими глазами. Здесь вы сможете не только полноценно отдохнуть от повседневной суеты, но и приобщиться к русской культуре, духовной жизни. Сосредоточено около 50 объектов. Удивительно, но все они были возведены в различное время. Для того чтобы полностью охватить все красивые места одной поездки покажется мало.

Троицкий собор

Это самое древнее культовое сооружение комплекса, которое было возведено еще в 15 тысячелетии. З0десь хранится самая главная монастырская святыня – мощи преподобного Сергия. Рака выполнена из серебра, позолочена. Храм с невероятно красивыми золотистыми куполами, переливающимися на солнце, расписывался А.Рублевым. К сожалению, подлинные фрески не дожили до нашего времени. Они были восстановлены современными мастерами. О полноте картины вы сможете получить полную информацию, рассмотрев более поздние копии. Внутри собор также невероятно прекрасен, как и снаружи.

Успенский собор

Первоначально сооружение должно было полностью копировать ансамбль знаменитого Московского Кремля. Это был замысел Иоанна Грозного, который крестился в Лавре. Новая постройка превзошла все ожидания, став настоящим произведением искусства. Иконостас оформлял Симон Ушаков. Отдельного внимания заслуживают роскошные фрески. Они были выполнены иконописной школой Москвы. Имеется большое количество захоронений. У стен до сих пор присутствует могила Бориса Годунова.

Колокольня

Колокольня с потрясающим ажурным орнаментом выполнена по проекту Дмитрия Ухтомского в 18 столетии. Это по достоинству самое эффектная звонница нашей страны. Ранее тут слышен был звук десятков колоколов. В революционный период большинство из них было безжалостно уничтожено. Позднее, реликвии были восстановлены. Самого крупного колокола вес – 70 тонн.

Малые церкви

Миниатюрная обитель была сооружена приезжими мастерами из Пскова. Интересно, что звонница расположена непосредственно под куполом. Такой подход является нестандартным для столицы России. Недалеко от ворот вы сможете увидеть изысканно декорированный Предтеченский храм. Он расположен непосредственно над восточным входом. Инициатива строительства исходила от купцов Строгановых. Это потрясающее, торжественное здание красного и белого цвета в конечном итоге превратилось в образец барочной архитектуры.

Краткая история монастыря

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Скиты

Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита

  • Гефсиманский; он существует с 1844 г. примерно в 6 км от лавры; его главная святыня – Черниговская икона Богородицы; скит не только открыт для паломников, но несет даже социальное служение: например, при нем работает детская воскресная школа;
  • Параклит, который находится близ Гефсиманского; он также действует с середины XIX в., закрывался во время гонений советских лет, возрожден с 1990-х; подвизается здесь только несколько монахов, но идут ежедневные богослужения, на которые могут приезжать миряне;
  • Покровский; он находится в с. Сабурово, еще с XVII в. принадлежавшем обители; скит образовался с начала 1990-х, когда несколько монахов занялись возрождением местного храма, поселившись рядом;
  • Сергиевский в с. Благовещенье; первоначально, с конца 1980-х, здесь было подсобное хозяйство медленно возрождающейся лавры; ныне это скит с примерно 20 насельниками, живущий по Афонскому уставу; миряне допускаются на службы, включая ночные, которые начинаются около 2 ч.

Царь Борис Годунов

И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.

C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.

Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.

Деятельность прихода

В лавре организовываются многочисленные экскурсии. Братия с радостью принимает помощь от волонтеров и трудников в пользу монастыря. При монастыре действует трапезная. Здесь организован оздоровительный центр, в котором ведут приём больных иеромонах Моисей и монах Мелитон. В центре продаются сборы лечебных трав, которые можно приобрести и через сеть Интернет.

Собор иконы Божией Матери Черниговская-Гефсиманская Троице-Сергиевой лавры

Работа паломнического центра направлена на решение организационных моментов, связанных с прибытием гостей. Также через него ведётся миссионерская работа в детских приютах, местах лишения свободы и больничных учреждениях.

Помощь больным и одержимым при лавре

В монастырь часто приезжают люди, которые по заключению медиков являются душевнобольными. В православной среде такие недуги именуют бесноватостью и порчей. В храмах проводится отчитка одержимого. Для этого используют специальные молитвы, которые известны ещё с IV века. Во время обряда происходят довольно жуткие вещи. Человек, одержимый бесом, издаёт странные звуки, тело извивается в неестественных позах. Присутствовать при этом обычным неискушенным людям не рекомендуется. Есть вероятность самим подхватить демоническую сущность.

Самым опытным экзорцистом в городе считается отец Герман (Чесноков). Именно к нему стараются попасть те, кто отчаялся вернуться к нормальной жизни ввиду своей одержимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector