4736,успенский собор владимира

Как доехать к собору?

В нескольких километрах от г. Владимир есть аэропорт Семязино, который осуществляет регулярные пассажирские рейсы Владимир – Санкт-Петербург. Воздушное сообщение возобновлено с 4 августа 2017 года. Маршрут обслуживается компанией АО «Комиавиатранс». Приблизительная цена билета 5000 рублей + цена рейса до С.-Пб.

Оптимальный вариант для туриста – железная дорога. Недалеко от Свято-Успенского собора располагается железнодорожный вокзал, через который проходит более 70 дальних рейсов (27 каждый день).

Комплекс церквей и соборов находится между улицами Большая Московская и Урицкая. К этим улицам ведут десятки маршрутов городского транспорта. Для частного транспорта имеются бесплатные парковки. Гостям города предлагается на выбор множество гостинец/отелей.

Лучшие из них:

  1. Стрелецкая, ул. Стрелецкая 30А;
  2. парк-отель Вознесенская слобода, ул. Вознесенская 14Б;
  3. Орион, ул. 2-я Никольская 3;
  4. Мономах, ул. Гоголя 20.

Фрески Успенского собора

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773–1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Общая информация

Успенский собор во Владимире

Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери.

После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В храме сохранились фрагменты фресок как неизвестных мастеров середины XII века, так и Андрея Рублева, расписывавшего собор в 1408 году.

В настоящее время Успенский кафедральный собор используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура

Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный. Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои. Одноглавый храм венчает золоченый купол с крестом. В храме можно выделить три яруса:

  • верхний — весь украшен резьбой, имеет высокие вытянутые окна.
  • второй (средний) ярус — богат орнаментами и фигурами зверей, птиц, святых.
  • нижний ярус не имеет убранства, так как раньше был закрыт утраченными галереями и башнями.

Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.

Chvyrov Sergey

Белокаменные рельефы собора

Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных. Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство собора

Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.

Святыни

• Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский

• Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

• Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)

• Александр Виноградов, прот. (+ 1908)

• Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)

• Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)

• Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)

• Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)

• Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)

• Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)

• Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)

• Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)

• Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)

• Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

Первоначальный храм

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Дмитриевский собор во Владимире

Общая информация

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой небольшую одноглавую, четырехстолпную церковь с золоченой шлемовидной главой и обращенным на восток трехчастным алтарем. Гладкая стена от подошвы до пояса объясняется тем, что нижний ярус был закрыт галереей и соединявшими церковь с княжеским дворцом резными лестничными башнями. Эти постройки, принятые за поздние, разобрали в 1838 году.

Барельеф на стене собора

Дмитриевский собор

Посредине храм оцеплен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус украшен белокаменной резьбой, представляющей около 600 рельефов. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, однако некоторая их часть была заменена в XIX веке при реставрации.

В XV веке Дмитриевский собор стал бесприходной церковью. Однако после ремонта 1838-1847 годов он приобретает статус приходского храма. В 1883 году в Дмитриевском соборе проводят пневматическое отопление, а с южной стороны возводят небольшую звонницу, к сожалению, не дошедшую до настоящего времени.

Внутри собора

После Великой Октябрьской социалистической революции Дмитриевский собор сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. В последние пятьдесят лет собор неоднократно реставрировался. После завершающего этапа работ, произведенных в 1999-2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

В 1992 году Дмитриевский собор во Владимире вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Фрески в Дмитриевском соборе

В 1834 г., посетив Владимир, император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора и повелел привести храм в первоначальное состояние и убрать галереи. В 1843 г

при новой росписи стен церкви были обнаружены древние фрески под хорами, принадлежащие композиции «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей, сидящих на престолах, с ангелами позади них. В малом своде под хорами написаны сцены райской жизни: трубящие ангелы, ведущий в рай святых жен апостол Петр, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.

В первоначальном замысле скульптуры фасада собора ведущей является тема власти, которую раскрывают композиции с рельефом святого Давида в трех центральных закомарах. Образ псалмопевца, пастыря, царя, пророка Давида является прообразом Христа. Такие композиции, как «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде, относятся к теме идеального правителя, а геральдические фигуры львов, барсов и орлов служат символами власти и покровительства.

Интересные факты

  • Рельефы белокаменных соборов, понятные их современникам, уже через 200-300 лет превратились в тайнопись с едва проступающим замыслом, в котором угадывается идея небесного царства и райского сада.
  • Собор возводили местные мастера из белого камня-известняка. Его окружали одноярусные галереи, превращавшиеся на западных углах в лестничные башни.
  • В 1536,1719 и 1760 гг. Дмитриевский собор подвергался разрушительным пожарам.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

История постройки

Прежде во Владимире действовала церковь из дубового сруба, названная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней относится к 990 году. Однако после того, как хранящаяся там икона Богоматери необъяснимым образом стала недвижимой, князь Андрей Боголюбский распорядился построить на берегу Клязьмы новый собор специально для святыни. Как гласит Лаврентиевская летопись, закладка состоялась в 1158 году.


Свято-Успенский кафедральный собор во Владимире

Работы были окончены в 1161 году 30 августа. Тогда же и прошел чин освящения собора. Князь Андрей пожаловал церкви большие земельные угодья и сделал собор десятинным. Главной святыней храма стала Владимирская икона Богородицы. Впоследствии Свято-Успенский собор подвергся разграблению представителями рода Ростиславовичей. А в 1185 году он пострадал от пожара.

После этого князь Всеволод Юрьевич принял решение обнести здание высокими галереями. В 1189 году строительство завершили и увенчали углы малыми главами. Чтобы соединить старое помещение с галерейным, в стенах прорубили арочные проходы. Алтарную часть также обновили и ростовский святитель Лука освятил собор.

Пожар и восстановление

В 1193 году вновь случился пожар. Восстановление шло несколько лет. Постройка, которую возвели при Всеволоде, стала использоваться, как княжеская усыпальница. Роспись стен в галереях окончили в 1237 году.

С наступлением времен монголо-татарского ига собор дважды подвергался нападению врагов. При первом разграблении приняли мученическую смерть многие священнослужители и горожане, укрывавшиеся в стенах храма. В 1252 году в соборе проходила церемония возведения на княжеский престол Александра Невского. Ремонт обветшавшего за много лет здания провели в 1280 году. Позже сюда перевез свою резиденцию киевский митрополит Максим.

В период с XIII по XIV века к Успенской церкви пристраивались новые приделы, а в 1325 году митрополит Всероссийский Петр перебрался со своей резиденцией в Москву, где со временем стали проводить и коронацию на княжий престол.


Внутреннее убранство собора

С этого момента, за исключением нескольких лет, собор во Владимире утрачивает свой статус кафедрального до XVIII века. К тому времени сооружение уже было в плачевном состоянии, но переломным моментом в судьбе церкви стало возведение в лик святых князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского. В 1702 году правительство приняло на рассмотрение просьбу о реставрации и выделило средства на предстоящие работы. Однако в результате облик собора сильно исказился, а укрепить несущие конструкции не получилось.

Возвращение кафедрального статуса

Кафедральный статус вновь присвоили Успенскому собору в 1744 году при правлении императрицы Екатерины II. Царица выделила 14 тысяч рублей на ремонт. К работе приступило восемь артелей. 25 мая в 1774 году прошло освящение храма Владимирским епископом Иеронимом.

Со временем рядом с собором появилась колокольня, крещальня и часовня. Предпринимались попытки по раскрытию фресок, созданных Андреем Рублевым. К 1890 году удалось провести масштабные реставрационные мероприятия, в ходе которых всё-таки восстановили фрески, укрепили своды, сделали новое покрытие храма и его глав. Фасады облицевали новым камнем и обновили резные элементы.

Строительство и история храма

Великий князь Андрей Боголюбский во Владимире решил поставить храм. Его мастера вложили в создание первоначального белокаменного строения все свои умения и знания, вдохнули в него частичку своей души. В 1158 – 1160 годах поднял над городом свои купола Успенский храм во Владимире. Русские иконописцы создали много красивых икон для внутреннего убранства, украсили иконостас каменьями дорогими, создали необходимые для церковного служения сосуды, ворота покрыли вычурной резьбой, а также покрыли позолотой храмовые купола. Засверкал собор, но князь был все еще недоволен результатом. Ему казалось, что в Божьем соборе не хватает украшений.

Когда храм был практически готов, князь Андрей обратился за помощью к Фредерику Первому (Барбароссе). Ювелиры, иконописцы и золотильщики, присланные императором, создали уникальные картины, завораживающие взгляды прихожан. Эта роспись дополнила великолепный проект, сделав храм настоящим шедевром.

В 1185 году город Владимир пострадал от пожара. Пришлось перестраивать практически все, даже собор. Когда восстановительные работы были закончены, собор словно разросся, поскольку существующие уже стены были запрятаны в ларец из галерей. Алтарная часть при этом тоже увеличилась, а углы храма украсились четырьмя малыми главами. Собор стал пятинефным.

Специальные ниши галерейных стен стали местом захоронения большого количества епископов и членов великокняжеского рода города Владимира. Здесь же лежат останки братьев-князей Андрея и Всеволода.

Новое сотрясение храма пришло вместе с ханским войском. Батый в 1238 году взял Владимир штурмом. В попытке спастись, владыка Митрофан и женская часть владетельного семейства (княгиня Агафия Всеволодовна, дочери и снохи) закрылись в соборе. Монголы не стали долго ждать их сдачи, а подожгли здание со всех сторон. После гибели княжеского семейства их ввели в лоно святых, назвав Владимирскими мучениками.

Начало 15-го века принесло с собой новые изменения. Восстановлением декора немолодого уже здания занялись художники Д. Черный и А. Рублев. От их работ до наших дней дожили лишь фрагменты росписи на западной стене и в алтарной части. Большая часть декоративных элементов, представленных нашим современникам, были созданы в 19-м веке.

В 1767 году Екатерина II путешествовала по стране и посетила древний город Владимир. Она посетила молебен в Успенском соборе, при этом была неприятно удивлена его ветхим видом. На воссоздание благолепия данного храма она выделила из своей казны 14 000 рублей. Самое главное изменение после екатерининского вмешательства – замена иконостаса. Рублевский вариант был полностью удален, новый, выполненный в барочном стиле, установлен.

18-19 века очень повлияли на внешний вид собора. Менялось практически все. Окна растесали и сделали больше, соорудили конфорсы, крышу сделали четырехскатной. В 1810 году рядом с собором появилось новое строение: колокольня в 4 яруса. Позже, в 1862 году, ее соединили с основным зданием храма, создав придел Георгия Победоносца.
Все это время храм меняли, улучшали, а также украшали на свой вкус разные архитекторы и художники. В конце 19-го века возник научный интерес, приведший к реставрационным работам. В 1882-1884 годах ученые смогли оголить и открыть для всеобщего обозрения уникальные фрески, созданные руками великого мастера живописи Рублева. Потом реставрации подверглась и внешняя часть здания, возвращая окна, крышу и другие элементы в их первоначальный вид. Контрфорсы забрали, главки вновь поставили шлемовидные, убрав луковичный их вариант.

Реставрационные работы продолжались и в 20-м веке. В связи с этим, собор практически не трогали советские власти. Наиболее масштабный проект реставрации включал в себя тщательную чистку белого камня, а также его покрытие специальным раствором. Купола покрыли позолотой. Внутренняя часть стен прошла укрепление, поскольку историки старались сохранить фрески красочными и живыми. Были проведены работы по регуляции режима влажности и терморегуляции. Все это происходило в 70-80-е годы 20-го века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector