Успенский собор московского кремля

История

Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.

Успенский собор в Москве, 13 век

К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.

В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий

В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.

Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков

В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.

Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами

Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.

Успенский собор Кремля, 1913 год

Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.

Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 гг. Заново храм был расписан в 1642–1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

История создания собора длиною в пять столетий

Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.

4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.

25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.

Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.

При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.

Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.

20 мая 1474
произошло сильное землетрясение. Недостроенный храм разрушился

Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.

Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.

Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.

Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.

Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.

Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.

Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.

Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.

12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.

В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.

В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.

15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.

Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.

Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.

С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

История

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения

Росписи — годов и грандиозный иконостас года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В году научная реставрация была завершена.

21 ноября года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интересные факты

  • Реставраторы XIX и XX вв. восстановили архитектурные формы Успенского собора.
  • В 1 927-1944 гг. собор был закрыт для богослужения.
  • Успенский собор 1 158- 1 160 гг. по высоте превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. Его высота составляла 32,3 м.
  • В 1185 г. по решению владимирского князя Всеволода Большое Гнездо Успенский собор был значительно расширен. К нему были пристроены боковые галереи, а также увеличилась алтарная часть собора.
  • В северной галерее Успенского собора захоронены его строители — князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
  • В 1810г. рядом с собором была построена колокольня, завершающаяся высоким золоченым шпилем. В 1862 г. между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, с севера слившийся с нижним ярусом колокольни.
  • В настоящее время Успенский собор является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В нем про водятся регулярные службы, а в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
  • Первоначальные фрески Успенского собора до наших дней не сохранились.

Интерьер

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

 «В первом каменном храме Кремля — Успения Богоматери — формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора — митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена — совершены в раках».

Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303—1325 годах, великий князь Владимирский в 1319—1322 годах, князь Новгородский в 1322—1325 годах — могила утрачена

перезахоронены

Алексий (Бяконт) — мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне — в Елоховской церкви.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

На заметку туристу

Отправляясь в Успенский собор, готовьтесь выделить достаточно времени на изучение не только внешнего, но и внутреннего убранства одной из главных достопримечательностей Москвы. Интерьер храма привлекает расписными стенами, уникальной коллекцией старых икон (Иконостас, расположенный здесь, был создан в далеком 1653 году)

Важной святыней храма также считается хранящийся здесь гвоздь, которым, по словам историков и богословов, был распят сам Иисус

Добираться до столичного Успенского собора удобнее всего на метро. Достаточно выйти на станции «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» или «Боровицкая». Альтернативный вариант – проезд на наземном транспорте. До архитектурного памятника ходит аж 8 автобусов. Все они останавливаются у метро «Библиотека имени Ленина», откуда к храму можно пройти пешком. Посетить собор можно, имея на руках билет на посещение Кремля. Музей открыт ежедневно (за исключением четверга). Открывается он в 9.30, закрывается – в 18.00.

РЕКОМЕНДУЕМ: Храм Христа Спасителя.

Жизнь прихода

Подворье в Аляухово

К храму Успения Божией Матери в Путинках приписан храм Святых Царственных страстотерпцев в Аляухово.

Адрес:

Московская область, Одинцовский район, село Аляухово, дом 33

Молодежный клуб Петра и Февронии

Клуб во имя святых Петра и Февронии является одной из самых больших православных молодежных организаций Москвы. Общий охват молодежи, привлеченной к участию – около 4 тыс человек. Основной возраст участников Клуба – 20-45 лет. С момента создания Клуба (сентябрь 2007 годя) из участников образовалось более 100 венчанных пар. Руководитель Клуба – Громова Екатерина.

Каждое воскресение за исключением Великого поста и престольных праздников в 17.00 служится молебен перед чудотворной иконой святых Петра и Февронии в храме Успения (Успенский пер, д. 4), проводится чаепитие, концерты православных исполнителей. После чаепития – мастер-классы по историческим бальным танцам. На каждую встречу приходит около 250 человек, в летнее время около 350.

Внутреннее убранство

Общество трезвости во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского было создано по инициативе настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Гомонова в последнюю неделю Великого поста в 2013 году. Этим постом многие страждущие недугом пьянства, прошли по благословению духовника серьезный этап воздержания, и наш батюшка принял решение закрепить эти результаты созданием Общества трезвости. «Гибнут хорошие люди от водки и наркотиков. Не только неверующие, но и верующие. И чтобы помочь им, нужно приложить усилия. Недостаточно простой исповеди, надо создать особую среду для исцеления их и общения с ними», – так определил о. Алексий задачи вновь созданного общества.

Служба помощи жен-мироносиц

Благотворительная служба Жен Мироносиц возникла в конце 90-х при московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Ее основательница Людмила Афанасьева — вдова первого настоятеля этого храма протоиерея Глеба Афанасьева. Указом Святейшего Патриарха Алексия она была назначена старостой храма, главой приходского совета. После смерти мужа все свои силы она сосредоточила на восстановлении храма. Храм восстановили, начал складываться и крепкий дружный приход. Тогда и возникла мысль о помощи тем, кто так часто оказывается всеми забыт — вдовствующим матушкам и престарелым священнослужителям.

Клуб «Вербочка»

Клуб православных многодетных семей «Вербочка» при храме Успения Божией Матери в Путинках, являющийся коллективным членом Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо!», ставит своей задачей подержать и объединить семьи с детьми, в которых :

— считают, что основное воспитание детей и становление их личности происходит в кругу семьи;

— чтят наши русские православные традиции, обряды, праздники;

— любят нашу прекрасную русскую землю и её древнюю столицу Москву;

— принято воспитывать детей на примерах русской истории, русской классической и святоотеческой литературы, на лучших образцах зарубежной культуры.

Для совместного отдыха родителей и детей создан летний семейный православный лагерь в г. Плёсе Ивановской области на 50 человек ( в 2015 году — с 10 по 25 июля), где дети и их родители могут не только отдохнуть, но и принять участие в литературных и музыкальных вечерах, народных праздниках, в благотворительной ярмарке, в помощи храму и детям местного детского реабилитационного центра и во многих других совместных делах.

Кроме того дети и родители нашего семейного клуба могут заниматься в различных кружках по интересам.

Все участники семейного клуба «Вербочка» считают, что только в многодетной семье, основанной на крепких традициях и православном укладе жизни, ребёнок может вырасти достойным гражданином нашей Родины, которая всегда называлась Святой Русью.

Более подробную информацию о наших встречах можно узнать на сайте клуба «Вербочка».

Руководитель Клуба многодетных православных семей «Вербочка» — Козлова Елена Владимировна (мама 4-х детей и бабушка 1-й внучки) — 8 963 7700627.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector