Троице-измайловский собор

Расписание богослужений Троицкого собора

Каждый день совершаются такие служения:

  • 9:30 – исповедь;
  • 10:00 – поздняя литургия (после нее могут быть молебен и панихида);
  • 13:00, 15:00 – обряд крещения;
  • 16:00 – молитва у мощей святых Матроны, Петра и Февронии.

Прочие богослужения проходят по определенным дням недели. График дополнительных служб можно изучить на сайте собора.

  • Венчания – после литургии, по нечетным дням недели, исключая время постов.
  • Молебен у иконы «Всецарица» – вторник, 17:00.
  • Молебен у иконы с мощами Георгия Победоносца – среда, 17:00.
  • Вечерняя служба – пятница-воскресенье или накануне праздника, 17:00.
  • Ранняя литургия – воскресенье, праздники, 7:00.

Пожар в Свято-Троицком соборе в Санкт-Петербурге

Однако уже в 2006 году всему, что было восстановлено, суждено было сгореть в крупном пожаре. 25 августа во время вечерней службы произошло воспламенение строительных конструкций вокруг собора. Загорелся центральный купол церкви, от которого огонь перешел на остальные части здания.

Огонь можно было заметить с расстояния более 20 км. Прихожане начали экстренно эвакуировать иконы и другую утварь. Оконные переплеты стали рушиться внутрь храма. Ни одна пожарная лестница не могла достать до очага пожара, поэтому решено было призвать на помощь несколько вертолетов.

Центральный купол, прослуживший собору 170 лет, сгорел полностью, внутреннее убранство залило водой. Только к утру следующего дня удалось окончательно потушить и разобрать все дымящиеся части сооружения.

Причина пожара осталась невыясненной. Очевидцы говорят, что одновременное возгорание произошло сразу в трех местах строительных лесов. После тушения службы в храме не останавливались ни на день. Сначала они проводились во дворе, но, как только появилась такая возможность, их перенесли внутрь.

Интересные факты про собор

Троицкий собор знаменит своими прихожанами, ведь многие примечательные жители Петербурга, так или иначе, были связаны с храмом. Только в Измайловском полку, для которого построен собор, служили отец полководца Суворова, дедушка Н.В. Гоголя и другие представители известных и крупнейших на тот момент дворянских семей.

  • В 1867 году в Троицком соборе прошло венчание Федора Михайловича Достоевского и Анны Сниткиной. Собор приятно впечатлил писателя, поэтому он принял решение провести знаменательное событие своей жизни именно здесь. Позднее после венчания муж и жена сняли квартиру в непосредственной близости от Троицкого собора, это последнее жилье писателя сохранилось и открыто для посетителей, в отличие от первых квартир Достоевского рядом с Измайловским собором.
  • Еще одно венчание, ознаменовавшееся присутствием петербургской знаменитости, это венчание сестры А.С. Пушкина — Ольги. Поэт выступал в роли “посаженного отца”, так как родители девушки были против брака. Посаженной матерью стала одна из любимых женщин поэта — Анна Керн. Семья Пушкиных имела долгую историю связи с Измайловским полком, поэтому затруднений в выборе места для венчания не было. К тому же, церковь дала согласие на проведение мероприятия в довольно позднее время: было уже за полночь. Однако на момент венчания каменного собора еще не было, поэтому таинство проводили в деревянной церкви.
  • Г. Державин также был постоянным прихожанином собора. Сразу после его кончины его супруга сделала пожертвование в размере 3 тыс. руб. Имя поэта осталось в списке вечного поминовения, ведь деньги по тем временам были очень большие. Стоит отметить, что особняк семьи Державиных располагался также недалеко от Троицкого собора.

Оформление статьи: Мила Фридан

Расположение и режим работы

Религиозная достопримечательность Санкт-Петербурга располагается на некотором удалении от центра города. До Троицкого собора проще всего добраться на общественном транспорте, доехав до станции метро «Технологический Институт» (синяя ветка; приблизительно 5-7 минут от ст.м. «Невский Проспект»). Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект, пройти один квартал по 1-ой Красноармейской улице до пересечения с Измайловским проспектом, где на горизонте появятся узнаваемые синие купола храма.

Троицко-Измайловский собор изнутри

В будние дни храм открыт для прихожан с 9:00 до 19:00, в воскресные дни и церковные праздники — с 6:00 до 20:00. Расписание богослужений всегда можно уточнить на официальном сайте собора , а задать интересующие вопросы и узнать новости в группе ВКонтакте .

Важно! Фото- и видеосъёмка внутри собора запрещены, зато великолепный вид с улицы можно снимать сколько угодно. 198005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а (можно посмотреть на карте)

198005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а (можно посмотреть на карте).

+7 (812) 246-07-15; +7 (812) 246-07-12

Троице-Измайловский собор является действующим, поэтому посещение бесплатное, согласно режиму работы.

Церковные служители хранят Порт-Артурский образ, написанный после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны. Это событие стало напоминанием о Троицкой крепости, о том, как она строилась. В этом месте молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка.

Как добраться до Троице-Измайловского собора в Петербурге

Измайловский собор расположен в центре Троицкой площади в Адмиралтейском районе Петербурга. До собора можно доехать на метро, автобусе, троллейбусе, маршрутке и трамвае.

Ближайшая к собору станция метро — Технологическая, расстояние от которой составляет около 800 м.

Схема метро в Санкт-Петербурге

Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект и продолжить движение по 1-й Красноармейской улице, которая упрется в Измайловский проспект, за которым и возвышается Троицкий собор.

Маршрут от ст. м Технологическая до Троице-Измайловского собора в Петербурге

Прямо около храма со стороны Троицкого проспекта находится остановка «Измайловский проспект», через которую проходят следующие виды общественного транспорта: автобус № 10, троллейбусы № 3 и 8 и маршрутные такси № 115, 177 и 90.

Также до Измайловского собора можно добраться на трамвае № 16: его остановка находится на ул. 1-я Красноармейская, через дорогу от достопримечательности.

Около Троицкого собора есть места для парковки, поэтому можно доехать до него и на автомобиле.

В Петербурге удобно передвигаться на такси: цены на поездку умеренные, а количество предложений такое, что не придется долго ожидать заказ. В городе на Неве работают все известные приложения: Яндекс.Такси, Gett, Uber, Максим, Ситимобил, Рутакси.

Аэросъемка Троицкого собора в Санкт-Петербурге

Военные трофеи Императорского лейб-гвардии Измайловского полка

Действующие полковые знамена помещались на самом почетном месте у клиросов. Георгиевское знамя с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.», полученное полком в 1813 году, было установлено за правым клиросом. В период Крымских войн 1853-1856 и 1877-1878 годов в Свято-Троицкий собор были привезены военные трофеи с захваченных в сражениях вражеских кораблей. Трофеи, взятые в крупных сражениях в период войны России за освобождение балканских народов от турецкого ига располагались в притворе у главного входа в собор. У клиросов главного придела к стенам были прикреплены памятные доски с именами погибших в сражениях офицеров.

При Александре III была сооружена памятная колонна из трофейных пушек, выполненная по проекту военного инженера Г. М. Житкова и архитектора Д. Гримма. Колонна «Воинская Слава» сооружена из 100 трофейных орудий, сгруппированных в 5 ярусов и увенчана бронзовой фигурой Победы. На чугунной базе были установлены четыре турецких мортиры. На углах выбиты названия важнейших сражений русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На гранитном пьедестале были укреплены памятные доски, посвященные освободительной войне на Балканах.

Святыни собора и традиции

Есть также и святыни, которые особо почитаемы в данном соборе: образ Воскресения Христова с частицами мощей Иоанна Златоуста, Стефана, Варвары и частью древа Креста Господня. среди прихожан немало внимания уделяется и лику Успения Богородицы, а также икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Среди прочих святынь есть также:

  • частица мощей блаженной Матроны Московской,
  • крест с частицей Креста Господня и Голгофы,
  • частицы мощей Петра и Февронии,
  • икона с частицей мощей великомученика Пантелеймона,
  • частицы мощей трех святителей: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста,
  • часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • икона Святой Троицы 1406 года.

Кроме святынь, которые находятся в данном соборе и их почитают, люди соблюдали еще и определенные традиции. Вот какие правила были в дореволюционное время:

  • на престольный праздник на центральной площади проводили военный парад, во время которого происходило окропление знамен святой водой,
  • в Спаса Нерукотворного крестная хода двигалась на Фонтанку для освящения воды,
  • на Успение Богородицы верующие проходили по всем окрестным улицам. Также проводили заупокойную литургию, на которой присутствовал весь полк. Таким образом вспоминали о битве при Горном Дубняке.

История Свято-Троицкого собора в 20-м веке

В 1918 году решением советской власти церковный институт был отделен от государства. Правительство делало все, чтобы лишить церковь законных оснований на существование и деятельность. В 1922 году из Троицкого собора было изъято ценное имущество: золотые и серебряные элементы.

Позже из собора вынесли флаги и боевые трофеи Измайловского полка, мемориальные доски. Колонна “Воинская Слава” была разрушена, а все оружие, выставляемое в качестве трофеев, украдено.

В 30-е годы приказом правительства расстреляли настоятеля церкви, владыку Амвросия и Митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима за агитации против революции. В 1938 году Троицкий собор закрыли.

Во время Великой Отечественной войны в соборе расположили бомбоубежище, по окончании войны здание пришло в окончательное запустение. Его использовали как склад. Впервые собор отреставрировали только в 50-х годах.

В 1994 году тяжелые годы для Троицкого собора закончились с возобновлением церковной общины. В это же время началась масштабная реставрация здания собора. В 1997 году было принято решение ввести традицию всенощных бдений во время Престольного праздника Пресвятой Троицы.

История строительства

Проект нового собора подготовил один из основоположников русского ампира Василий Петрович Стасов. Талантливый архитектор постарался сохранить черты старого деревянного храма, который был дорог гвардейцам. На закладке собора в 1828 году присутствовали императрица Мария Федоровна и цесаревич – будущий царь Александр II. Собор возводили на деньги казны и личные средства императора Николая I.

Вид на колонну Славы Измайловского полка на фоне Троице-Измайловского собора

В феврале 1834 года над Санкт-Петербургом прошла буря. Мощные порывы ветра сорвали недостроенный купол. Архитектора В. П. Стасова обвинили в неправильных расчетах и на 10 суток отправили под арест. Новый храм был освящен в мае 1835 года.

Центр всех событий

Когда в 1714 году в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. Здесь в присутствии царя с семьёй и приближёнными совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий.

Например, отмечалась Полтавская победа 1709 года и Ништадтский мир 1721 года, когда Россия получила выход к Балтийскому морю, была провозглашена империей, а Пётр I «по прошению сенаторов» принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.

С крыльца церкви объявлялись новые императорские указы. Здесь же отпевали казнённого в 1718 году царевича Алексея и объявили царевича Петра наследником престола.

Архитектура, убранство[править | править код]

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Высота составляет 80 метров. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собораправить | править код

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

Колонна Славы (восстановлена в 2005 году), 2006 год

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Давида Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора Марии Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах напротив храма на добровольные пожертвования офицеров Измайловского полка и именитых прихожан по проекту Сергея Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня Святого Александра Невского. Высокий купол был выкрашен в голубой цвет и украшен золотыми звёздами. Белый позолоченный иконостас часовнячасовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал Иван Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году, с 1930 года в здании размещалось кафе, с 1937-го — пивной ларёк. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Архитектурные особенности

Монументальное здание – одно из украшений и архитектурных доминант Санкт-Петербурга. Оно стоит рядом с бывшими корпусами для военных. Сейчас в этих постройках располагаются торговые ряды.

Вид колон одного из портиков собора

Величественный крестообразный собор поднимается на 80 м и вмещает 3000 верующих. Основной объем завершается мощным пятиглавием. Огромные лазоревые купола с бронзовыми звездами и позолоченными крестами видны издалека.

Согласно канонам классицизма фасады храма оформлены строгими портиками с шестью колоннами и треугольными фризами. Западный портал украшен бронзовыми скульптурами ангелов, которые были изготовлены профессором Императорской Академии художеств Самуилом Гальбергом. Пилястры отделаны белым искусственным мрамором.

Второй крупный пожар

В ночь на 7 февраля 1913 года в соборе снова случился пожар: сгорели купол, крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод начал сбор средств на сооружение «нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы».

Состоялся конкурс, известные зодчие представили свои проекты: кто «в суздальском стиле», кто «на две сажени выше Исаакия», кто в подражание Успенскому собору в Москве.

Был создан строительный комитет во главе с князем Иоанном Романовым, но ведавшему охраной памятников Императорскому Русскому археологическому обществу эти замыслы не понравились. Оно предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а восстановить его «как историческую святыню – символ современной русской империи».

Сгоревший собор покрыли защитной крышей. Службы проходили по соседству – в двухпрестольном деревянном храме, который простоял до конца 1927 года и был копией Троицкого собора.

В него из повреждённого сооружения перенесли отреставрированный иконостас, уцелевшие детали и утварь. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод.

История

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Современный статус Троицкого Собора

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря считается одним из действующих кафедральных соборов России. Каждый день, когда не проходит великий Пост, здесь проводятся молитвы и богослужения, в том числе Божественная литургия, а также осуществляется молебен с акафистом пр. Сергию Радонежскому у раки с мощами.

В пятницу, в 5 часов дня, тут проходят храмовые молебены с акафистом матери божьей в дату о её явлении основателю. В Никоновом приделе, возведенном над никоновской могилой, проходят служения каждое 30-е ноября — это день памяти прп. Никона, игумена Радонежского, чудотворца.

Троицкий храм, Западенская паперть, Никонов придел и Серапифонова палатка, примыкающая к Никоновскому приделу, являются ценнейшими объектами исторического наследия всех народов России, а также градостраительными памятниками Фед. значения, как отдельная единица архитектурного ансамбля Троицесергиевского монастыря.

В 1993-м году, комитетом всемирного наследия ООН, археологический ансамбль монастыря был включён в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Троице-Измайловского собора

В центре нарядной Троицкой площади, сверкая позолоченным крестом и ярко-синими куполами, украшенными бронзовыми звездами, возвышается красавец-собор, видный с расстояния 20 км от города. Величественный храм поднимается на 80 метров и вмещает 3000 верующих.

Здание, окрашенное в белый цвет, построено в стиле позднего классицизма российским зодчим Василием Петровичем Стасовым в 1835 году

Архитектор, проектируя собор, перенёс внимание на колоннаду и сине-звездчатые полусферы

На фоне белого цвета контрастируют синие купола пятиглавия с рассыпанными по ним звездами. Роспись сделана по личному указанию Николая I. На большом куполе – 280 звезд, на каждом из четырех малых – по 208. По преданию, цвет соборных куполов соответствовал цвету мундиров гвардейцев Измайловского полка.

Фасады храма оформлены строгими портиками, крытыми галереями, образованными колоннадой с перекрытиями. Крышу каждого поддерживают по 6 величавых изящных колонн. Над портиками высятся малые купола церкви.

В величественных колоннах храма, пилястры которых отделаны белым мрамором, видны античные мотивы и сквозит имперский дух. Периметр здания украшен великолепным скульптурным фризом. В нишах западного портика – бронзовые скульптуры ангелов.

Отправляя отчет императору, Стасов написал: «Храм сей изящностью и колоссальным видом своим приводит всякого взирающего на оный в удивление». Пышность и нарядность монументального храма вызывает ощущение праздника и радости.

Пожар в Троицком соборе

25 августа 2006 г. в Троицком соборе случился сильный пожар, уничтоживший оригинальный 170-летний центральный купол Базена. Возгорание началось с установленных вокруг него строительных лесов. Разгоревшееся пламя быстро перекинулось на чердачные помещения. В результате внешние конструкции купола обрушились на внутренний кирпичный свод, который, к счастью, не обвалился, несмотря на то, что был сильно раскален. Помимо главного купола, в огне пострадали также и четыре малых, которые к тому времени были полностью отреставрированы.

Сразу после того, как пожар потушили, был объявлен сбор средств на восстановление пострадавшего собора. Уже за первые два месяца от простых лиц и организаций поступило более 6 миллионов рублей. Свою лепту внес и глава римско-католической церкви Бенедикт XVI, пожертвовавший петербургскому храму 10 тысяч евро.

Спустя годы по похожему сценарию развивался и пожар в легендарном Нотр-Дам-де-Пари.

Интерьер

Интерьер Измайловского собора лаконичный и строгий. Изначально в его стенах располагались многочисленные военные артефакты, что объясняется статусом храма. За счет преобладания белого цвета в интерьере, пяти световых барабанов и огромных окон внутри очень много света, что придает собору торжественность и праздничность.

Главными элементами интерьера являются 24 коринфские колонны, которые используются для организации иконостаса, имеющего изогнутую форму и образующего единую композицию с надпрестольной сенью. Роспись собора выполнена крепостным живописцем из Ярославля Т. Медведевым и его сыном. Иконы для иконостаса первоначально было написаны маститыми художниками-академиками, но в дальнейшем была оставлена только часть их работ. К ним позже добавились образа, выполненные художником-самоучкой Н. Майковым. В дальнейшем собору были переданы иконы Т. Неффа и Д. Бузато, изначально стоявшие в Исаакиевском соборе. Часть икон перешла в Троицкий собор из старого храма.

На сегодняшний день главной реликвией Троице-Измайловского собора является икона Святой Троицы 1406 г., подаренная возрожденному храму в 2003 г. при личном участии президента России В. В. Путина. Для верующих интерес представляют частицы мощей многочисленных святых и Креста Господня, хранящиеся в соборе.

В подвальном этаже храма сегодня находится зал «Славянский», расписанный художниками из мастерской Владимира Куликова. Главным украшением помещения является мозаика, изображающая образ Господа Вседержителя, выполненная мастерами Екатерины Огородниковой.

Это интересно: Свято-Троицкий собор в Саратове: разбираемся по порядку

Архитектура Троицкого Собора

Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.

Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.

Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.

Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.

При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.

Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.

Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.

История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.

Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.

В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector