Что такое вавилон великий?

Литература

  • Лопухин А. П. Вавилония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Егер Оскар. Всемирная история. — Т. 1. Древний мир. — СПб.: Полигон; М.: ООО «АСТ», 2010. — 672 с.: ил. — ISBN 978-5-17-050157-1, 978-5-89173-401-2.
  • Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности. От первых поселений до персидского завоевания / Пер. с пол. Д. С. Гальпериной. Под ред. В. А. Якобсона. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. — 416 с. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. I. Месопотамия. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы издательства, 1983.
  • Кленгель-Брандт Эвелин. Путешествие в древний Вавилон / Пер. с нем. Б. С. Святского. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. — 260 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Кленгель-Брандт Эвелин. Вавилонская башня. Легенда и история / Пер. с нем. И. М. Дунаевской. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 160 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Кривачек Пол. Вавилон. Месопотамия и рождение цивилизации. MV-DCC до н. э. / Пер. Л. А. Карповой.— М.: ЗАО «Центрполиграф», 2015. — 352 с.: ил. — Серия «Memorialis». — ISBN 978-5-227-06261-1.
  • Курт Амели. Вавилония от Кира до Ксеркса // Кембриджская история Древнего мира. — Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. / Пер. А. В. Зайкова. — М.: Ладомир, 2011. — С. 143—176.
  • Кьера Эдвард. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. — 136 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Пер. с англ. А. А. Пономаренко, И. С. Клочкова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. — 368 с., ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Ллойд Сетон. Реки-близнецы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. — 240 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. — Ташкент: ФАН, 1967. — 344 с.
  • Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. — 320 с.: ил. — 2-е изд. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Паннекук, Антон. Часть 1. Астрономия в Древнем Мире // История астрономии / Перевод с английского Невской Н. И., под редакцией Кукаркина Бориса Васильевича и Куликовского Петра Григорьевича. — М.: Наука, 1966. — С. 28—36 и 49-65.

Эдем в Ираке

Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало «врата рая». Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной («божественной») земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

Вавилонский мост

Жаль, не описано, как они сооружали опоры под водой. В настоящее время, чтобы соорудить что-то под водой используют способ, названный коффердам, что в переводе с голландского означает дамба-сундук. И вот так примерно это выглядит:

Т.е. берут металлическую конструкцию, погружают ее в дно водоема, откачают изнутри воду и работают в сухом пространстве, затем после окончания работ убирают металлическую конструкцию. Все не вручную, конечно. Но Вавилонский мост, хоть и назван чудом, все же был далеко не единственным мостом в древности. В давние времена умели создавать даже искусственные острова , о чем уже писала в статье «Античные порты и затонувшая Атлантида» , но возвращаемся к описанию Вавилона.

Продолжение[править]

Результат создателя вполне удовлетворил, и он был морально готов продолжать еще. Так появился «Крестовый Поход», события которого происходят спустя пять лет после событий Вавилона 5, и не на станции, а на отправленном на поиски вакцины против нанооружия дракхов корабле «Экскалибур».

Забавно, что команда главных героев реализует архетипы ролевой игры D&D: в ее состав входят паладин, клерик, вор, (техно)маг, а также псионик и бард. Стражински настроился было еще на пять сезонов и еще более закрученный сюжет, но в дело вмешалась суровая реальность. Телеканал TNT, на котором вышел пятый сезон Вавилона 5 и на деньги которого снимался новый сериал, провел анализ аудитории и понял многое. Во-первых, основная аудитория старого сериала ТNT особо не смотрела. А во-вторых, аудитория собственно канала к научной фантастике была довольно равнодушна (пятый сезон на TNT имел рейтинг на единицу меньше, чем первые четыре сезона на PTEN) и руководство канала пришло к выводу, что не готово тратить такие деньги на сериал, который на нем никто смотреть не будет. SciFi Channel попробовал закупить права на продолжение, но им выставили совершенно неразумный счет, и идея быстро умерла. Крестовый Поход, таким образом, остановился на тринадцати сериях и продолжения в обозримом будущем не будет. А жаль.

Гибель Нововавилонского царства

Успехи Навуходоносора оказались кратковременными, как показали дальнейшие события. Вавилонское царство после его смерти оказалось охвачено длительным политическим кризисом. Сын Навуходоносора был убит во время дворцового переворота, а реальная власть оказалась в руках жречества. Священнослужители по своему усмотрению свергали монархов и возводили на престол новых. В 555 г. до н. э. царем Вавилонии стал Набонид. Хотя он являлся ставленником жреческой верхушки, Набонид пытался проводить собственную политику.

Между тем обстановка вокруг Вавилона накалилась. Почти все независимые государства Малой Азии оказались под властью молодой Персидской державы. Вскоре закаленная в боях армия оказалась у стен Вавилона. Надеясь лишь на божественное заступничество, Набонид повелел перенести в столицу статуи всех богов. Это вызвало недовольство жрецов и привело к полной утрате Набонидом поддержки. В 539 г. до н. э. армия последнего вавилонского царя была разгромлена. История Вавилонского царства подошла к концу.

Достать рукой до Бога

Вавилон исчез с лица земли в 165 году н.э. во время одной из атак римлян. Но слава пережила сам город. Больше всего путешественниками не давала покоя легенда о Вавилонской башне – ветхозаветной причине происхождения различных языков. За нее в разное время принимали руины на холме Бирс Нимруд (пригород Вавилона), развалины вблизи города Гиллы, где находится масса кирпичей, цементированных земляной смолой, как сказано в Библии. Ее поиски продолжаются, хотя сегодня принято считать, что прообразом Вавилонской башни стал самый высокий зиккурат в Древней Месопотамии в Вавилоне. Ступенчатая башня-зиккурат являлась непременным атрибутом главного храма каждого ассиро-вавилонского города. На ее вершине исполнялись религиозные обряды и велись астрономические наблюдения. Традиция строительства зиккуратов идет еще от шумеров, которые поклонялись своим богам вначале на вершинах гор, а после переселение в низменное Двуречье, начали возводить специальные насыпи, «соединяющие» небо и землю. Прототипом Вавилонской башни принято считать зиккурат Этеменанки при храме верховного бога Мардука, что в переводе значит: «Дом, где сходятся небо с землею». Чем-то напоминает рассказ о легендарной башне «высотою до небес».

Геродот описывает Этеменанки следующим образом: «Посреди храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии (185 м) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол. Провести ночь в храме никому не дозволяется, кроме одной только туземной женщины, которую выбирает себе божество».

Когда Этеменанки был построен неизвестно, но во II тысячилетии до нашей эры он уже существовал. Он регулярно перестраивался и реконструировался, возможно, легенда о Вавилонской башне описывает самую масштабную его реконструкцию при Навуходоносоре, когда высота башни достигла 91 метра.

Кто такой Навуходоносор?

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

Одним из самых известных вавилонских правителей был царь Навуходоносор II, который правил Вавилонией (тогда она уже называлась Нововавилонским царством) с 605 по 562 гг. до н.э.

Считается, что именно при этом властителе Вавилон достиг своего расцвета: расширился, застроился новыми храмами и дворцами и сделался по-настоящему прочной и надежной крепостью — Навуходоносором были построены толстые (около 30 м) стены вокруг города и насыпаны валы. Именно в правление Навуходоносора в Вавилоне были построены знаменитые висячие сады Семирамиды, объявленные затем одним из семи чудес света.

Навуходоносор показал себя прекрасным военным начальником. Заняв трон Вавилона после своего отца, он без труда завладел Сирией, Палестиной, Финикией, покорил Иудею, пленив несколько тысяч человек, а также подчинил себе древние государства Эдом и Тир.

Покровителем Вавилона был Мардук.

Вавилоняне верили во многих богов, которые были человеческими по форме, но бессмертными и сверхчеловеческими по силе. Их Боги отвечали за царства небес, земли, моря и воздуха;  солнца, луны и планет; природных объектов, таких как река, гора и равнина; или за социальные образования как города и штаты. Мардук был главой божеств вавилонского пантеона. Он получил это лидерство в качестве награды за отмщение богов, победив Тиамат, дикую и вызывающую богиню хаоса. Другие важные вавилонские божества включают Ea, бога мудрости и заклинаний; Грех, бога луны; Шамаш, бога солнца и справедливости; Иштар, богини любви и войны; и Адад, бога ветра, шторма и наводнения. Большие храмы были посвящены каждому из важных божеств в одном или нескольких вавилонских городах. В больших городах было много храмов. В Вавилоне было более 50 храмов во времена нео-вавилонской империи. Основная функция храмов заключалась в том, чтобы удовлетворять потребность богов посредством священных обрядов и крупных церемоний, проводимых узаконенным духовенством.

Мардук

Библия о Вавилоне

В Библии Вавилон выступает олицетворением греха. Так в Откровении Иоанна Богослова появляется образ «вавилонской блудницы»:

(Откр.17:1-5) «Я покажу тебе суд над великою блудницею… Вавилон-великий, мать блудницам и мерзостям земным».

На страницах Библии Вавилон предстаёт не просто как одна из языческих цивилизаций, но и как оплот и символ язычества, господствующего на земле. И вот ему предстоит рухнуть, обрушиться под тяжестью своих грехов, явившихся следствием демонических основ его духовной жизни.

(Исайя 13:19-22) «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах.»

История появления[править]

Автор идеи и продюсер сериала, Джозеф Майкл Стражински, годами наблюдал ситуацию в стане создателей сериалов, особенно фантастических, изнутри и ему все виденное очень не нравилось. Продюсеры, снимающие научную фантастику только ради денег, потраченные неведомо на что миллионные бюджеты, сценаристы, понятия не имеющие, что случится в следующей серии, сериалы, которые можно смотреть от конца к началу без потери понимания происходящего, отсутствие нормальных, сложных, длинных сюжетов, разруха, печаль и безблагодатность. К концу восьмидесятых он понял, что ситуация сама себя не меняет, а значит, кто-то должен бросить всё текущее и создать длинный сериал со сложным сюжетом, который будет интересен зрителю от начала и до конца, а также проследить в процессе, чтобы его не закрыли после первого сезона из-за самодеятельности режиссера или проеденных впустую денег телеканала. Пришлось всё брать в свои руки.

Сценарист у Стражински уже был, и хороший — он сам, что упрощало задачу. К 1991 году за пять лет Джозеф написал общий сюжет сериала, сценарии девяносто двух серий, создал станцию и события вокруг нее, продумал всех героев с возможными путями вывода их из сюжета при уходе актера и выбил деньги из Warner Brothers. К февралю 1993 вышла пилотная серия, а спустя год начался показ. Рейтинги традиционно не очень блистали, но правильный выбор спонсоров и строгий контроль расхода бюджета сделали свое дело: несмотря ни на что сериал приносил прибыль и был успешно завершен, перенеся даже закрытие телеканала.

История Вавилона

Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории. Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город. Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.

  • Первые письменные источники, в которых упоминается Вавилон, датируются XXII в. до н.э. Тогда еще существовало Аккадское царство. Основатель города Нимрод приходился внуком библейскому Ною. Вавилон строился на месте Шумерского поселения Кадингира, в переводе это значило «Врата бога». Вавилон переводится так же.
  • Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года (1793 — 1750 гг.) Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями.

    Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.

  • В XVI-XII вв. до н. э. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество.

    Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.

    В 626 году до н.э. против гнета Ассирии поднялось восстание. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет.

В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.

Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал.

Общественный строй

Вавилон — это рабовладельческое государство, поэтому общество здесь делилось на классы. Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы. Они могли переходить от одного хозяина к другому. Хотя и они делились на несколько сословий в зависимости от принадлежности:

  • царские;
  • храмовые;
  • частные.

Царскими могли назвать рабов, которые служили во дворце. У них было право заключать браки со свободными женщинами. А их дети уже не были рабами. Храмовые принадлежали общинам. Частные имели хозяина, распоряжавшегося ними, как вещью.

Существовали свои классы и у свободных граждан — полноправные и неполноправные. У первых была своя земля, они платили налоги государству. Вторые владели рабами, но не участками, это более бедные люди.

Информация о рабовладельческом государстве Вавилон будет полезна при изучении Древнего мира. Это был один из первых городов, где появился собственный свод законов, сформировался общественный строй.

Нововавилонский период

Второй большой вавилонский период – нововавилонский период, наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. Вавилоняне в содружестве с Мидией низвергли Ассирийскую империю в 612 г. до н.э. и взяли под свой контроль большую часть региона. Доминирующей фигурой с этого времени стал халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был и завоевателем и плодовитым строителем.

Вавилон под его правлением нам известен лучше всего – город беспрецедентных размеров и величия. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован. Огромные городские стены были длиной 18 километров, по крайней мере с восемью монументальными воротами, они окружали площадь в 850 гектаров. Внутри города был построен зиккурат (ступенчатая башня), посвященный Мардуку храм – Эсагила, большой высоты, видимый отовсюду. Считается, что он послужил вдохновением для библейской истории о Вавилонской башне. К сожалению, он был полностью разрушен в древние времена, так что никто не может достоверно определить, какой высоты была башня на самом деле.

Вавилонская башня. Рисунок

Все строительство в городе велось из обожженного кирпича, а не из обычных высушенных на солнце кирпичей, которые преобладали в месопотамской архитектуре на протяжении тысячелетий. Целые районы города, такие как Дорога Процессий, ведущая к воротам Иштар, были облицованы глазурованным кирпичом ярко-синего цвета, украшены изображениями львов и драконов, сделанными в виде барельефов и глазурованными в ярких оттенках желтого, черного и белого цветов.

Археологи не обнаружили точных свидетельств о существовании известных Висячих Садов (Симирамиды), описанных в классических источниках как сады в виде террасы на искусственном сооружении – «чудо» из-за технологии, потребовавшейся для выращивания деревьев на верху здания. Никакой современный тому периоду источник не упоминает сады. Даже Геродот не упоминает о них в своем подробном описании Вавилона. Недавно было предположено, что эти сады находились не в Вавилоне, а в Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб (правил 704–681 до н.э.) хвастался о создании именно такого сада в виде террас, орошаемого при помощи акведука, в его столице Ниневии.

Нововавилонский период оказался недолгим и продлился меньше чем столететие. Последний из вавилонских царей был пожилой, эксцентричный человек по имени Набонид (правил 555–539 до н.э.), который пренебрегал ежегодным праздником в честь Мардука и был глубоко предан богу луны. Вавилонское население, кажется, не любило его настолько, что не оказало большого сопротивления персидскому царю Киру II (около 585–529 г. до н.э.), когда тот вторгся в Вавилон в 539 г. до нашей эры.

Вавилония заложила основы западной математики и астрономии.

Было подсчитано, что Вавилон являлся крупнейшим городом в мире с 1770 г. до н.э. до  1670 г. до н.э.; а затем снова между  612 г. до н.э. и  320 г. до н.э. Это был, пожалуй, первый город с населением свыше 200 000 человек. Вавилонская цивилизация многого достигла за время своего господства. Они разработали первую в мире позиционную систему счисления, в которой значение цифры зависит как от цифры, так и от ее положения. Позиционная система значительно упрощает арифметику и помогала вавилонянам добиваться больших успехов в математике. В настоящее время установлено, что греческие и Эллинистические математики многое позаимствовали у вавилонян. Вавилония также внесла значительный вклад в искусство и архитектуру Месопотамии; и построила массивные и чудесные сооружения, такие как Этеменанки и Ворота Иштар. Их цивилизация занимает центральное место в истории современной научной астрономии и заложила основы всей западной астрономии. Они также положили начало западной астрологии.

Достать рукой до Бога

Геродот описывает Этеменанки следующим образом: «Посреди храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии (185 м) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол. Провести ночь в храме никому не дозволяется, кроме одной только туземной женщины, которую выбирает себе божество».

Как исчезла цивилизация Вавилона?

Синаххериб во главе войска

В то время как цивилизация Вавилона процветала и развивалась на юге Месопотамии, на севере этой территории набирала силу цивилизация Ассирии. Какое-то время Ассирия была тесно связана с Вавилоном, подчинялась ему, и многие ученые даже считают ее частью этого государства. Однако с течением времени — в XIV в. до н.э. — ассирийцы осмелели настолько, что начали нападать на Вавилон, правда, безуспешно: силы обеих сторон были приблизительно равны. Так было до того, как к власти в Ассирии пришел царь Синаххериб, который приказал разрушить город до основания.

Но даже после такого удара вавилонская цивилизация не исчезла: царь Навуходоносор сделал все, чтобы его государство снова стало самым прекрасным на земле. Однако после смерти Навуходоносора мощь государства ослабла — его правители бесконечно сменяли друг друга, не заботясь о Вавилоне, и все это привело к тому, что персидский царь Кир в 539 г. до н.э. захватил государство и подчинил его своей державе.

Поделиться ссылкой

Стены Вавилона

Именно начиная с возвеличивания бога Мардука в Вавилоне началось масштабное строительство. Вскоре город стал одним из самых пышных и величественных на Ближнем Востоке. Сохранились сочинения древнегреческого ученого Геродота, описывающие Вавилон того времени.

Из того же описания, составленного Геродотом, можно выяснить, что в плане город был прямоугольной формы, каждая сторона которого достигала 120 локтей. По записям историка, место, где находится Вавилон, по периметру снаружи окружал широкий и глубокий ров с водой. Вынутую из рва глину использовали для создания традиционных для Междуречья глиняных кирпичей-сырцов. Правда, в отличие от предыдущих цивилизаций, на этой территории их потом обжигали в печи. Этот строительный материал использовали для возведения гигантской мощной городской стены. Кирпичи закрепляли на разогретый асфальт. В том месте, где находится Вавилон и ведутся раскопки, это хорошо видно.

Каждые 30 рядов перекладывали камышовыми циновками. Сначала так укрепили края, потом стенку рва. На стене установили сторожевые башни попарно с двух сторон — внутренней и внешней. Образовавшихся ворот получилось 100. Сделаны они были из меди.

Эта стена, ограничивающая территорию, где находится Вавилон, как писал Геродот, является «панцирем города». А внутри нее идет вторая, внутренняя стена, уже наружная и немного ниже.

Стены Вавилона

В рассматриваемой нами книге, написанной в 18-м веке, ничего об истории с башней не упоминается. В ней написано, что сам город Вавилон был одним из самых удивительных чудес света. И в первую очередь его стены, но не башня. Может, в Библии имелся в виду какой-то другой Вавилон? Описание из книги:

Кте́сий Кни́дский  — древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.

Гай Юлий Соли́н (лат. Gaius Julius Solinus; III век — 1 января 400) — римский писатель.

Квинт Курций Руф (лат. Quintus Curtius Rufus) — римский историк, написавший «Историю Александра Великого Македонского» (Historiae Alexandri Magni Macedonis) — одно из наиболее полных жизнеописаний полководца, дошедших до наших дней.

И так примерно этот город выглядел:

Нин – царь Вавилонии, сын Бела, правнук Геракла, основатель Ниневии, столицы Ассирии. Считается вымышленным персонажем:

В отличие от его жены, Семирамиды, которая, вероятно, была женой Шамши-Адад V — царя Ассирии приблизительно в 824—811 годах до н. э. Короче говоря, мутная история с этими царями и правителями, а также датировками, но в данной статье мы более рассматриваем построенный объект, чем тех, кто его построил. Но еще пару слов об упомянутом в описании Юпитере Белусе. Юпитер Белус – он же Зевс Белос, или вавилонский бог Бель Мардук, один из последних гигантов:

Гиганты раньше жили не только в Вавилонии, а еще в Ханаане, и многих других частях света. Так в начале 18-го века, примерно в тоже время когда была написана рассматриваемая нами книга о Чудесах Света, голландская команда Якоба Роггевейна встретила последних, уже одичавших, гигантов на острове Пасхи. Подробнее об этом в статье «Великаны острова Пасхи». Возможно, Вавилон строила не Семирамида, а гигант Бел или Белус. Или один начал, другой достраивал. Крупным планом на картинке показана только центральная часть Вавилона. Весь город был размером 18,5х18,5км. Для сравнения, например, размер современного города Краснодара – 20,8х19км, население — около 900 тыс. человек. Т.е. даже по современным меркам это был довольно таки крупный город. Но в описании сказано, что современные авторам книги азиатские города в основном имеют такие же размеры. Далее описание Вавилона из книги:

История, строительство и описание зиккурата Этеменанки

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города — Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий. Но это лишь край айсберга — на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание о зиккурате в городе.

Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название — Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Само легендарное строение появилось при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.

На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона — Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.

У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города — Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Этеменанки не отстроили. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

[править] Архитектура

«Ворота богини Иштар». Около 570 года до н. э.

Раскопками немецкого археолога Роберта Кольдевея в 1899—1917 воссоздан план города VII—VI в. до н. э. и архитектурный ансамбль, созданный в период расцвета Вавилона при царе Навуходоносоре II. В VI—I в. до н. э. Вавилон — вытянутый в плане прямоугольник (площадь около 10 км²), разделенный рекой Евфрат на две части (Старый и Новый город), окруженный кирпичными наружными и внутренними стенами с зубчатыми башнями и 8 воротами, названными именами богов. Он был обнесен мощными стенами высотой около 12 м, в которых сделано восемь ворот, посвященных различным богам. Самыми большими являлись «Ворота богини Иштар», которые состояли из четырех квадратных в плане башен, между которыми находился арочный проход. Наружные плоскости зубчатых башен украшали изображения быков, фантастических животных — драконов, грифонов со змеиными головами, туловищами, покрытыми чешуей, ногами, похожими на лапы собак или птиц. Выложенные из кафеля-кирпича, изображения были символами богини Иштар и бога Мардука. Цвета рельефов — голубой, красный, желтый и белый — создавали торжественное впечатление, привлекали необычностью форм, гармоничным сочетанием красок. Наряд «ворот» дополняли орнаменты, располагавшиеся в виде фризов внизу стен, в завершение башен, вокруг арок проходов.

«Бык». Декор «Ворот богини Иштар»

От «ворот» начиналась «дорога процессий» (Священная дорога), которая вела к главному святилищу Вавилона — Эсагиле, посвященному верховному богу Мардуку. С двух сторон ее ограничивали высокие, глухие стены, выложенные из кирпича. По их верху шли зубцы и орнаментированные полосы из глазурованных рельефных розеток. Стены имели широкие плоские выступы, а их нижние части на протяжении всей дороги декорировал керамический фриз метровой высоты. Через каждые два метра были ритмично расположены изображения фантастических львов-хранителей по шестьдесят на каждой стороне. Выложенные из разноцветного кафеля-кирпича, они придавали «дороге процессий» грозную торжественность, величавость, поскольку считалось, что по ней мог ступать сам бог Мардук. Это был завершеный, сдержанный и лаконичный ансамбль, каждая часть которого (цвет, пластика, пространственные соотношения архитектурных элементов) сливалась в единое мощное прославление бога, понятное своей символикой каждому, кто ступал на дорогу и шел к главному святилищу Вавилона.

Святилище бога Мардука занимало площадь 16 га и было обнесено двойной кирпичной стеной с двенадцатью входными воротами. Перед одной из них, главной, заканчивалась «дорога процессий». Напротив ворот, на другой стороне комплекса возвышался зиккурат Этеменанки (архитектор Арадахешу), «Дом основания небес и земли», известен как легендарная Вавилонская башня. Он имел квадратную основу 91,5×91,5 м и поднимался на высоту 90 м семью уступами, которые были обложены обожженным кирпичом, закрепленным битумом. Все части зиккурата объединялись лестницами, а его вершину венчал верхний храм небольших размеров, украшенный голубой глазурованным кирпичом.

В Вавилоне существовало несколько царских резиденций — укрепленных дворцовых комплексов, сооружения которых традиционно группировались вокруг открытых дворов. Например, в так называемом Южном дворце имелись разнообразные помещения жилого и хозяйственного назначения, а также большое тронный зал, украшенный великолепными декоративными панно из глазурованного кирпича, изображениями священных львов-хранителей. В комплекс дворца входили и «висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), которые располагались на террасах со сводчатым перекрытиями. Вне города располагался летний дворец Навуходоносора II.

Заключение

Мое мнение, что такой город существовал. И были в нем и дворец, и сад, и башня, и мавзолей, наверняка бани, театр, и многое другое.  И был он одновременно и выдающимся и самым обычным для своего времени городом. Только время это было не 3000 лет до нашей эры, а скорее всего, что мы сейчас называем средними веками, период до начала эпохи Возрождения. Т.е. примерно 15-16-век. Может, 14-й? А что было до этого времени, мы не знаем. Официальное описание цивилизации, как развивающейся от примитивного уровня до развитого современного, не соответствует действительности. В чем я все больше убеждаюсь, изучая строительные технологии прежних времен, которые если не превосходили наши нынешние, то уж точно им не уступали.

  • 1
  • 53
  • 15
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector