Серафимо-дивеевский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Как доехать в Дивеево из Москвы

Из Москвы ежедневно с Казанского вокзала в направлении Арзамаса отправляется несколько поездов. Время в пути 6–7 часов. В Арзамасе имеется два железнодорожных вокзала — Арзамас I и Арзамас II. Нужно ехать до станции Арзамас II.

На станции Арзамас II расположен автовокзал, с которого почти каждый час отходят рейсовые автобусы до Дивеевского монастыря. Первый рейс — в 5:30, последний — в 17:30, уточнить расписание можно по телефону справочной автостанции 8 (831-47) 418-14

С 2018 года РЖД осуществляет продажу билетов на автобусы, расписание которых согласовано с расписанием поездов.

На сайте pass.rzd.ru нужно в стандартной форме в поле «Откуда» набрать Москва, в поле «Куда» набрать «Дивеево». Сначала у Вас появится сообщение «Не найдено ни одного поезда прямого сообщения». Надо в верхнем правом углу поставить галочку «маршрут с пересадкой». Тогда будут показаны поезда и автобусы, подходящие Вам. Вы можете выбрать поезд и вагон подходящей для Вас категории и времени отправления. На 2019 г. самый оптимальный вариант — поезд Москва — Круглое Поле с отправлением из Москвы в 23:38, прибытие в Арзамас-2 в 6:39. В 7:30 отправление автобуса из Арзамаса в Дивеево. Прибытие в Дивеево в 9:00. В этот же день можно отправиться домой. Отправление автобуса, рекомендованного РЖД в 20:00. Стоимость билета на поезд зависит от категории вагона и даты. Стоимость билета на автобус 250 рублей в одну сторону. Самый дешевый вариант поездки на поезде — место в сидячем вагоне, около 600 рублей. Однако рекомендуем Вам брать билет на плацкарт или купе, поскольку путешествие ночью в сидячем вагоне довольно утомительно.

Обязательно ли ходить по Канавке босиком?

Летом можно увидеть много разутых людей на Канавке, и вновь прибывшие начинают задавать вопросы: обязательно ли ходить по Канавке босиком?

Ответ простой – нет, необязательно. Канавка находится на улице, что диктует свои правила поведения на ней. Например, зимой здесь мужчины ходят в шапках, и в холодное время все ходят обутыми, также и в дождь.

Но из летописи мы знаем, как любил святую Канавку Мотовилов Николай Александрович. В любое время года, даже морозной зимой он ползал по ней на коленях! Чем удивлял даже монахинь. Такие подвиги происходят об большой любви, по усердию.

Для большинства из нас они невыполнимы. Но летом, когда на улице стоит жара, и может появиться желание проявить хоть чуточку больше обычного, усердия, то мы совершенно спокойно можете снять свою обувь и пройти по Канавке босиком.

Но еще раз повторимся – это необязательно! Поэтому, если вы не хотите снимать свои туфли, а видите вокруг разутых людей, не смущайтесь – каждому свое!

Дивеевский монастырь сегодня

Дивеево потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати святого духа. Настоятельницей сегодняшнего монастыря игуменьей Сергией отмечается, что в настоящее время здесь всё восстановлено в духовном плане как в старое время.

Отреставрированы церкви, монастырские здания отремонтированы, выкопана святая Канавка. План монастыря, начертанный рукой батюшки Серафима, дивным образом совпадает с сегодняшней схемой расположения храмов. Это хорошо видно с высоты птичьего полёта. Казанский собор, Колокольня, Троицкий, Преображенский, Благовещенский соборы выстроены в одну линию.

Появились 20 скитов, подворий. Здесь нашли покой мощи блаженных – Прасковьи, Пелагеи и Марии, инокини Матроны. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены Казанского, Преображенского, Троицкого соборов. Построены новые здания: церковные лавки, киоски требные, трапезные, корпуса для паломников.

Серафим почитал земляные работы. Гектары земли монастырской украшены цветниками. Растут и плодоносят многочисленные фруктовые деревья, ягодные кустарники. На огородах выращиваются овощи. В монастыре подвизается более 500 сестер. Жизнь их проходит в богослужении и послушаниях.

Можно ли мусульманам в Дивеево?

Вопрос весьма необычный, тем не менее, попытаемся ответить и на него.

Если говорить о Дивеево как о населенном пункте, то, понятное дело, никаких ограничений ни для кого нет. Более того, можно сказать, что в Дивеево есть и мусульмане, выходцы из азиатских республик, благодаря своим смешанным бракам волею судьбы, оказавшиеся после распада СССР в средней полосе России.

Но что касается Серафимо-Дивеевского монастыря…. То думаю резонным будет смотреть на вопрос с духовной стороны, а не с географической.

Например, православным христианам запрещается посещать храмы иноверцев. И многие по-настоящему верующие люди будучи в экскурсиях не соблазняются экзотической красотой мечетей и не заходят внутрь.

Можно предположить, что и правоверным мусульманам также их религия запрещает посещать чужие храмы. Отсюда странным становится сама постановка вопроса. Ознакомиться с архитектурой соборов как культурной составляющей можно и снаружи. Что же касается богослужений и церковной молитвы, то возникает вопрос: «зачем это мусульманину?» Если он хочет принять православие, то стоит обратиться за разъяснениями многих вопросов к священнику. Во всех остальных случаях необходимо еще раз задаться вопросом «зачем?».

Упадок и восстановление обители в XX веке

После большевистской революции обитель продолжала функционировать до 1927 года. Часть монахинь расселились в соседних сёлах. Многие были репрессированы. Культовые здания отдали в распоряжение административных и учебных учреждений. Но даже в советское время к закрытым храмам приходили люди, проводили крестные ходы и службы.

Нижний храм Благовещенского собора в Дивеевском монастыре

В конце 80-х годов монашеская община начала вновь функционировать. В год празднования тысячелетия крещения Руси зарегистрировали дивеевскую православную общину. Через год в её распоряжение передали Троицкий храм. В 1991 году были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В 1995 году обитель приобрела статус памятника архитектуры федерального значения.

Современная обитель — это место, куда каждый год приезжают сотни тысяч паломников и туристов со всего мира. На её территории находятся несколько святых источников, множество мощей православных святых. Но главной святыней Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской лавры является Святая Канавка Пресвятой Богородицы.

Что делать, где остановиться и как себя вести в Дивеево? 10 советов путешественникам

  1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
  2. Для автомобилистов — бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
  3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
  4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
  5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
  6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
  7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
  8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе «Дивное Дивеево» . Предложений очень много. Много и другой полезной информации.
  9. Для путешественников: поездка в Дивеево хорошо вписывается в маршрут «Нижний Новгород — Арзамас — Дивеево — Муром». Где остановиться на этом маршруте, можете прочитать в статье по этой ссылке.
  10. Дивеевский монастырь — с одной стороны, место святое, намоленное, с другой, серьезно вставшее на коммерческие рельсы предприятие. Современные нравы и здесь могут достать. Не обижайтесь на грубость от особо бойких, если что не так сказали или не так сделали. Просто будьте к этому готовы.

Можно ли с кем поговорить в Дивеево

Для новоначальных этот вопрос один из главных. С одной стороны, все слышали о совершенно иной монастырской жизни, с другой – очень хочется узнать об этой жизни побольше, но при этом не выглядеть нелепо. И в случае разговора это уместно как никогда.

В монастыре действительно другая жизнь, и в идеале она как раз таки и должна основываться на молчании и молитве. В былые времена даже монахам межу собой возбранялось вести излишние беседы, дабы они молитве не мешали. Сейчас, конечно, времена изменились, но все же в монастырях по-прежнему стремятся хоть немного соответствовать Идеалу монашества.

Дивеевский монастырь – не исключение: большинство монахинь стараются побольше молчать. Поэтому без крайней нужды просто так не стоит останавливать сестер на улице и задавать малозначащие вопросы. Конечно, ситуации бывают серьезные и не терпящие отлагательств, когда, возможно, придется обратиться к первому встречному, даже если это монахиня. Но во всех остальных ситуациях постарайтесь проявить уважение к внутреннему молитвенному миру сестер монастыря и задать свои вопросы другим.

Другие достопримечательности

Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этим интересуются очень много туристов, которые желают прикоснуться к святыне. Рекомендуется побывать в Серафимо-Дивеевском монастыре. О нем имеется много преданий, объясняющих происхождение святынь. Одно из них относится к основанию Спасо-Пеображенского собора.

Считается, что старец Серафим приобрел купчую на землю и завещал возвести в этой местности второй храм в самом конце Святой Канавки, около Троицкого собора. На указанном месте установили небольшую деревянную церковь, которая со временем сильно обветшала, а немного позже сгорела после пожара. Спасо-Преображенский собор должен был в итоге стать очень теплым храмом, и его основание заложили в 1907 году по другую сторону от Канавки.

Совершая паломнические поездки в Дивеево, обязательно нужно посетить эту святыню. Свято-Преображенский собор очень необычный и интересный в своем архитектурном исполнении, так как он возведен в оригинальном неорусском стиле и всем своим видом олицетворяет воздушность небесного храма, который как будто устремляется ввысь.

Внутренний декор – роспись сестер иконописной школы. Эта удивительная и кропотливая работа просто поражает своей красотой. Среди имеющихся святынь этого собора – мощи преподобной Марфы Дивеевской и блаженной Паши Саровской. Много чего повидал этот собор. В военное время его закрыли и расположили внутри строения гараж. После этого на кровле крыши выросли большие деревья как символ истинной веры и продления жизни.

Даже приезжая на Крестный ход в Дивеево, многие паломники предпочитают найти время, чтобы посетить все святые места. Здесь, кстати, сейчас идет строительство Благовещенского собора. Его возведение началось в 2012 году. Пока что строительство не закончено. Паломники надеются, что в скором времени смогут посетить и эту святыню.

Согласно преданию, строительство этого храма завещала сама Дева Мария, которая явилась старцу в видениях. Для внешнего вида храма был выбран несколько витиеватый стиль барокко. Массивные стены буквально сияют белым камнем. Размеры постройки совсем не случайны. Они избраны по параметрам Пояса Святой Девы. Начало возведения этого собора стало для всех важным событием. Многие были приглашены на церемонию. Землю окропили святой водой, и только после этого был заложен первый камень.

В селе Дивеево все буквально проникнуто духом святости, которая подкреплена искренней верой паломников, которые приезжают прикоснуться к чудотворным мощам великого старца. Когда-то небольшая женская обитель превратилась в самый богатейший архитектурный комплекс, куда приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского, искупаться в святых источниках и посетить местные храмы.

Недалеко от Дивеево расположен закрытый город Саров, на месте которого ранее была известная Саровская пустынь, где в течение 55 лет паломник нес все тяготы духовного совершенства жизни инока в безмолвии и затворе. Как свидетельствуют сохранившиеся религиозные документы, за свой духовный путь он удостоился от Господа исцеления и мудрости.

Можно организовать для себя просто незабываемую поездку в Дивеево. Что нужно знать при посещении святых мест и как правильно себя вести? Это интересует очень многих туристов. Это село ежегодно посещают тысячи паломников, даже тем, кто очень далек от религии, очень интересно будет погрузиться в удивительную историю, посмотреть святыни, а также искупаться в источниках.

Посещая Дивеевский монастырь, можно также посетить знаменитые источники. Считается, что вода в этих родниках обладает особыми целебными качествами, поэтому за ними ухаживают особенно тщательно. Задаваясь вопросом о том, что взять с собой в Дивеево, можно однозначно сказать, что все зависит от того, какие именно святыни нужно посещать. При посещении святых источников женщинам можно купаться в родниковой воде в нижнем белье и рубашке. На источнике запрещено курить, шуметь и употреблять спиртные напитки.

Пустынька праведника

Рядом с монастырскими воротами в небольшом бело-зеленом домике находится музей блаженной Параскевы Ивановны, известной под именем Паша Саровская. Удивительная женщина, прожившая 120 лет, умела предсказывать будущее и учила бороться с грехами. Молва о ней разошлась по всей России. В своей комнате Паша принимала до сотни гостей в день. В 1903 году ее посетил царь Николай II с царицей Александрой. Параскева Ивановна приняла их как обычных посетителей, предложив сесть на пол. Блаженная предсказала все то, что произошло позже — гибель династии, разгром Церкви и море крови. Она протянула царице кусок кумача со словами: «Возьми твоему сынишке на штанишки, и, когда он родится, поверишь всему, что я сказала». Через год в царской семье появился на свет наследник — цесаревич Алексей.

Из подлинных вещей, принадлежавших блаженной, сохранился синий сарафан, икона Иоанна Предтечи и масляная лампадка. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать и использовала для гадания. На стене висит качественный и четкий фотопортрет Паши Саровской. Скорее всего, его сделала одна из насельниц монастыря. Помимо нотной грамоты, иконописи и литографии монахини осваивали приемы фотографического искусства. Камеру на треноге привезла из Санкт-Петербурга игуменья Елизавета Ушакова — энергичная и хозяйственная настоятельница, при которой обитель достигла наибольшего расцвета. На столике под стеклом лежат личные вещи, у стены стоит фисгармония, на которой любила играть матушка Елизавета.

В одной из комнат музея реконструирована пустынька батюшки Серафима, располагавшаяся в Сарове. В небольшой келье нет никакого ложа — старец спал на коврике у двери. Он молился до поздней ночи, а утром отправлялся на послушание. Вот стульчик, сделанный руками святого. На него Серафим Саровский усаживал гостей, а сам располагался рядом, на маленьком пеньке, чтобы быть чуть ниже сидящего человека. Так батюшка выражал свое смирение перед людьми. Лесенка, с помощью которой отодвигалась задвижка в печи, тоже сделана руками старца. Он смастерил и подставку для молитвы в виде табуретки. На сиденье выделяется черное пятно. Святой умер во время молитвы, и от упавшей свечи подпалились некоторые вещи, в том числе и табуретка. В пустыньке висит копия иконы Божией Матери «Умиление». Настоящая икона, к которой прикладывался батюшка Серафим, находится в Москве, в Патриарших покоях. После того как Дивеевский монастырь был закрыт, святой образ тайно вывезли в Муром, где он хранился до 1991 года, потом его передали в столичную резиденцию Патриарха.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

История монастыря восходит ко второй половине XVIII века: тогда матушке Александре (Агафье Семеновне Мельгуновой) было видение Пресвятой Богородицы, которая и указала ей на то место, где будет заложена обитель. Фундамент Казанской церкви, освященной в 1780 году, матушка Александра заложила на собственные средства, полученные от продажи всего имущества. Основательница монастыря скончалась в 1789 году у стен Казанской церкви, будучи постриженной в великую схиму.

Постепенно появились новые строения обители. Рядом с Казанской общиной была обустроена Мельничная община в 1827 году, позже их объединили в одну. Названием вторая община обязана тому, что сначала здесь была возведена мельница, а потом уже кельи для сестер.

В 1861 году женская Дивеевская община была возведена в степень монастыря. С этого времени по 1904 годы были возведены многие сооружения, в том числе, колокольня, около 30 корпусов для сестер и Троицкий собор, в котором можно поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

Marina VR

В 1905 году началось строительство еще одного большого собора, но его освятить не успели, так как началась революция. В 1927 году советская власть закрыла обитель, некоторые купола снесли, каменную ограду разрушили, кладбище и храм при нем уничтожили. В 1950-ые серьезно пострадала Казанская церковь. Монахини и послушницы после закрытия обители пытались сохранить часть дивеевских святынь.

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Сначала был зарегистрирован церковный приход, а затем состоялось и открытие монастыря. Перед освящением в Казанскую церковь торжественно внесли икону Серафима Саровского.

Игумения Серафимо-Дивеевского монастыря в настоящее время — матушка Сергия.

Сейчас на территории обители расположены следующие объекты:

  • соборы: Казанский, Троицкий, Преображенский, Благовещенский.
  • церкви: Рождества Христова, Рождества Богородицы, а также Казанская церковь на источнике.
  • храмы: Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, другие домовые храмы.
  • колокольня.
  • часовня.

На сегодняшний день отреставрированы все здания, расписаны стены соборов. Ведутся работы по облагораживанию прилегающих земель. Почитать про историю каждого строения можно на сайте монастыря.

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Помимо мощей преподобного Серафима важной святыней Дивеево является Канавка Божией Матери (Тропа Божией Матери) длиной 700 метров, берущая начало за Преображенским собором и опоясывающая монастырь. Канавку, призванную защитить обитель от антихриста, начал рыть сам Преподобный Серафим, а работы завершились уже после его смерти

Сегодня тысячи паломников проходят по тропе с именем Богородицы на устах. Молитву Пресвятой Богородице нужно прочитать 150 раз. Другая значимая реликвия — икона Божией Матери «Умиление», сохранившаяся от преподобного Серафима.

Канавка Божией Матери, Елена Акимова

Святые Серафимо-Дивеевского монастыря

С историей монастыря связаны имена нескольких святых, чьи мощи хранятся в соборах обители:

  • Преподобный Серафим Саровский.
  • Преподобные жены Дивеевские: Елена, Марфа и Александра.
  • Дивеевские блаженные: Мария, Параскева Ивановна, Пелагия Ивановна.
  • Новомученики и новомученицы

Чудеса

Многие верующие делятся своими историями исцелений, произошедших в результате посещения Дивеево, купания в источниках или приложения к мощам. Прочитать некоторые отзывы о чудесах можно на сайте Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Максим *****

Храмы и святыни

Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.

Все храмы:

  • Троицкий собор.
  • Спасо-Преображенский собор.
  • Казанская церковь.
  • Больничная церковь в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
  • Домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
  • Большая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости».
  • Трапезный храм во имя святого Александра Невского.

Святыни монастыря:

  • Святая Канавка Царицы Небесной.
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
  • Святые мощи преподобного Серафима Саровского.
  • Святые мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы, Елены.
  • Святые мощи блаженных жен дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии.
  • Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники Дивеево:

  • Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
  • Источник в честь святого Пантелеимона
  • Источник в честь иконы Божьей Матери «Умиление»
  • Источник матушки Александры
  • Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери
  • Святой целебный источник преподобного Серафима Саровского

Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.

Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.

Культура, Серафимо-Дивеевский монастырь и жители Дивеева

В интернете ходит много историй о том, как бедные коренные жители страдают от переселенцев, что сходить здесь некуда, и как все стало плохо. Но стоит посмотреть на фотографии Дивеева конца 80-х годов XX века, чтобы понять, что перспективы у села тогда не было.

Серые скучные небольшие коттеджные застройки, разрушающиеся старые монастырские корпуса, зияющие пустотой храмы, на крышах которых росли деревья…. Разбитые дороги, серые унылые пейзажи.

Местные любят обвинять монастырь в том, что он забирал свои старые исторически принадлежащие ему корпуса, в которых на тот момент находились центры местной культуры: кинотеатр, библиотека…

Когда мы с мамой переехали в Дивеево в 96 году, то еще застали эти местные «культурные» заведения, и они меня, честно говоря, шокировали.

Та альтернатива «старому поколению», что имеется сейчас в селе на порядок выше по всем пунктам.

То были старые, разрушающиеся серые скучные здания. По крутым деревянным лестницам с прогнившими досками было страшно забираться. Пахло плесенью и сыростью, несмотря на то, что персонал там следил за чистотой. Увы, это был уже запах старости.

И скажу так. Даже если бы эти здания не были отданы монастырю, долго бы они не просуществовали – их скорое разрушение стало бы лишь вопросом времени. И вот тогда село по-настоящему осталось бы без культурных заведений.

Передача старых корпусов стимулировала местные власти искать выход. Частично вопрос решался за счет аренды помещений, но начались и стройки. Сейчас в селе функционирует Культурный центр, под крышей которого вот уже несколько лет находится районная библиотека.

Строительство второго крыла этого огромного красивого здания завершается, и скоро туда перейдет районный Дом Культуры, Музыкальная школа.

По мере того, как монастырю отходили его исторические территории, росло строительство жилых фондов. Людей из монастырских корпусов выселяли не на улицу. Все они, а большинство из них было как раз-таки коренными жителями, получили квартиры в новых домах.

После ликвидации некоторых старых предприятий (к которым монастырь не имел отношения) многие дивеевцы решились на создание своего бизнеса. Кто знает, сбылись бы их мечты, оставайся село прежним серым и унылым? А так менялся внешний облик села, менялись люди…. И сейчас, на мой взгляд, Дивеево стало выглядеть красивее, в нем появились перспективы как раз-таки для светского развития, как это ни странно.

А что касается местных жителей, то в их среде ситуация разделения, даже если брать лишь культурную составляющую, опуская вопросы воцерковленности и веры, двоякая. Впрочем, как и везде.

Есть те, кто и самообразованием занимается, и для развития села делает немало. Они, как правило, и обладают и высоким интеллектом, и хорошим культурным уровнем. Эти люди, как правило, и ценят жемчужину Дивеева – Серафимо-Дивеевский монастырь – понимая, какое значение он имеет для их малой Родины.

Но увы, другая часть дивеевцев не может похвастаться ни высоким культурным уровнем, ни широтой взглядов. Именно от них можно слышать просто отборную нецензурную ругать, от которой уши краснеть начинают. От них же можно увидеть и хамское отношение, провинциальное (в худшем смысле этого слова) видение современных реалий, безвкусицу, и какую-то патологическую ненависть ко всем приезжим без разбора.

Отчасти их понять можно. И туристы себя ведут иной раз как татаро-монгольское нашествие, и переселившиеся на постоянное место жительства православные тоже иногда далеки от идеала: встречаются среди них и неадекватные люди, и формалисты, чтущие букву закона, и еще не познавших глубину простой веры.

Но тем не менее, большинство приехавших в Дивеево на постоянное место жительства, особенно в первую волну в 90 годах, вовсе не были оторванными от реальности людьми.

Большинство переехавших в Дивеево были людьми интеллектуально и культурно развитыми, с высшим образованием. Они представляли собой разные слои интеллигенции: ученые, инженеры, художники, писатели, музыканты.

Они несли с собой культуру, расширяли горизонты, а еще заставляли задумываться над рядом вопросов тех, кто этого хотел. Почему столь успешные люди решительно срывались с места и уезжали в никому неизвестное Дивеево? Ради чего? Чем так ценна эта земля? А ведь многие из этих людей смогли не просто сохранить свою веру, но и послужить на благо своей новой малой Родины.

Так ли уж ужасны «переселенцы»? Мне кажется, однозначного ответа тут просто нет.

Канавка в Дивеево: история создания

История создания всей Дивеевской обители уникальна: здесь абсолютно все делалось по Божьему благословению. И Канавка не была исключением.

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивеево по особому пути, и тогда же получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Он передал благословение сестрам Дивеевского монастыря, но те не сразу взялись за непонятное им дело. Все же, молитвами и трудами святая Канавка к началу 1833 года была фактически закончена.

Когда говорят о чуде святой Канавке, практически всегда приводят дословную выдержку из книги, потому что она как нельзя лучше передает самый дух этого места.

Но не всегда ценили святость этого места. Увы, даже в дореволюционное время был период, когда канавка была заброшена, через нее ходили и  пропускали каретные экипажи. К счастью, было это недолго.

Но самый тяжелый период пришелся на послереволюционное безбожное время. Тогда коммунистические власти пытались стереть с лица земли само напоминание о святом месте.

А надо отметить, что пророчество: И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!” – сестры Дивеевской обители поняли дословно, и были уверены, что Канавка их защитит и не пропустит к ним революционеров. Но Дивеевский монастырь, как и тысячи других в России, был подвергнут разорению. Монахинь ссылали в лагеря, а Канавку велели засыпать мусором, и сравнять с землей.

В конце 20 века Канавки как таковой не существовало. Люди ходили по ровной земле, по пути, сохраненному в памяти старожилов села и стареньких монахинь, доживших до краха СССР. Ориентирами служили старые деревья, посаженные вдоль Канавки.

С началом восстановления монастыря, приступили и к воссозданию Канавки. В архивах были найдены старые карты и схемы, тщательно анализировались рассказы старожилов, группа архитекторов из Москвы производила замеры, делала шурфы, и брала анализы грунта. Так милостью Божией и трудами людей был восстановлен точный маршрут Канавки, после чего, как и сто лет назад ее стали рыть.

На данный момент это сооружение представляет собой действительно огромную канаву, и имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал канавы, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно

Многих людей пугает возможность самостоятельных путешествий. Их смущает неосведомленность, незнание исторических и культурных особенностей места, внутренние правила поведения в монастыре.

На самом деле все просто. Правила поведения в Серафимо–Дивеевском монастыре вывешены на воротах монастырской стены. В паломническом центре монастыря вы можете получить любую информацию и ответы на все вопросы. Расписание церковных служб висят на дверях храма. Там же вы найдете рекомендации по церковному этикету.

Соборная площадь Серафимо–Дивеевского монастыря включает в себя три огромных собора: Троицкий (зеленый), Преображенский (белый) и Благовещенский (тоже белый, но он вновь построенный и внутри не до конца отделан).

В Троицком соборе покоятся мощи батюшки Серафима и попасть к его раке можно в любой день в часы работы храма (как правило с 5.00 до 22.00часов). Здесь же в витринах хранятся вещи преподобного и к ним тоже можно приложиться. Знаменитая икона Богородицы «Умиление» находится тоже в Троицком соборе, в центральном пределе.

В Преображенском соборе для поклонения открыт мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых. В этом храме в притворе ежедневно с 9.00 до 16.00 ч. всем желающим дают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей.

Ежедневные церковные службы совершаются в Троицком и Преображенском соборах попеременно (точное расписание смотрите в самих храмах).

За Преображенским собором начинается Святая Канавка. По ней обязательно надо пройти и прочитать 150 раз молитву: «Богородице, Дево, радуйся». Место это особенное и единственное в мире. Святая Канавка вырыта по повелению самой Богородицы. У Канавки интересная история, а искренняя молитва, прочтенная сердцем здесь, поистине творит чудеса.

За Колокольней расположен уникальный церковный комплекс – в одном здании находится сразу три церкви – Казанский храм, Церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы.

В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. В храм можно попасть с 8.00 до 17.00 ч.

В Казанской церкви находятся мощи Дивеевских Блаженных и к ним можно приложится ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

На территории монастыря находится Домик-музей блаженной Паши Саровской, а в паломническом центре вам могут предложить посмотреть фильм–фотоэкскурсию.

Дивеевская земля славится святыми родниками, и непосредственно в самом селе находится 5 наиболее известных источников.

Недалеко от Серафимо-Дивеевского монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры.

От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» -находятся в северной части села, в поселке Северном. На машине добраться быстро, а пешком – далековато, но возможно.

Все эти места можно посетить самостоятельно, не полагаясь на турфирмы. На нашем сайте есть вся исчерпывающая информация о Серафимо-Дивеевском монастыре. Прочитав ее, вы будете подготовлены к путешествию. В крайнем случае, при большом желании вы всегда сможете заказать экскурсию уже на месте, в паломническом центре Серафимо – Дивеевского монастыря.

Село Суворово Дивеевского района

В этом селе, которое находится в 15 км от Дивеево по Арзамасской трассе, в храме в честь Успения Богородицы, покоятся мощи святых новомучениц блаженной Евдокии (Шиковой), Дарьи (Тимолиной), Дарьи (Сиушинской) и Марии.

Христа ради Юродивая Евдокия, или как в народе звали ее – Дуня, родилась в селе Пузо (так до революции называлось Суворово) в пятидесятых годах XIX столетия. Она рано потеряла родителей и воспитывалась у своего дяди, церковного сторожа. Семья дяди была благочестивой, а сама Дуня с детства тянулась к церкви, и ничто мирское ее не интересовало.

Здоровьем она была слаба, а к 20 годам и совсем изнемогла. Примерно в этом же возрасте она взяла на себя подвиг добровольного юродства Христа ради, и казалась перед людьми, как безумная.

Юродивые на Руси были всегда. Одни их почитали и помогали им, другие, особенно те, чья гордость не позволяла слышать в свой адрес обличения, негодовали и даже обижали блаженных. Но ни те, ни другие до конца не понимали высоту и святость этого подвига.

Так и в родном селе Дуни ее обижали многие, а старцы святой жизни из Саровского монастыря знали о ней, молились и передавали ей духовные подарки.

Так как Евдокия была слаба здоровьем, у нее было в послушании несколько девушек, которые следили за домом, помогали ей и все вместе они молились. Молитва и советы Дуни помогали не только сельчанам, но и странникам, и людям из других мест, просили у нее советов и те, кто собирался уходить в монастырь.

Со слов одной из ее послушниц, были записаны рассказы –воспоминания о жизни блаженной Евдокии, которые впоследствии и легли в официальное жизнеописание. Здесь же мы добавим, что расстреляли блаженную Евдокию с тремя ее послушницами – Дарьей, Дарьей и Марией – 5/18 августа 1919 года. Перед расстрелом их били и мучили, а после мученической кончины не позволяли селянам и священнику посетить их могилу.

14 августа 2000 года блаженную Евдокию с тремя ее послушницами – Дарьей, Дарьей и Марией – причислили к лику святых, как мученически принявших кончину за веру. В 2001 году были обретены их мощи, которые покоятся ныне в Суворовском храме в честь Успения Богородицы.

От Дивеева в Суворово можно добраться самостоятельно рейсовым автобусом, или с монастырской экскурсией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector