Германия: форма правления, особенности и устройство

Поддержка Гитлера крупными промышленниками Германии

Разумеется, промышленные круги восприняли все это с ликованием. Они решили, что Гитлер и есть та самая фигура, которая поведет их к будущему экономическому процветанию. Гинденбург, безусловно, был хорош, но он был уже очень стар и рассчитывать на то, что он будет держать власть на протяжении десятков лет они ни как не могли. В результате за вторую половину 1932 года промышленные круги в Германии сделали практически все для того, чтобы обеспечить Гитлеру пост председателя правительства рейхсканцлера, как это называлось в Германии.

Они даже оплатили из своих фондов долги НСДП, а это была огромная сумма в 12 миллионов марок. Только стальной трест заплатил Гитлеру 4 миллиона марок для того, чтобы он смог спокойно бороться за власть. 30 января 1933 года президент Германии фон Гинденбург назначил Гитлера премьер-министром германского государства. Именно этот человек, именно Гитлер привел к войне и Германию и весь известный нам мир.

Собственно это и был тот самый момент, когда можно было говорить о предрешенности второй мировой войны. Впрочем, до нее оставалось еще 6 лет.

§ Экономика Германии

Германия — одна из самых экономически развитых и богатых стран мира. Для сравнения уровня экономического развития стран, используется экономический показатель ВВП или Валовой внутренний продукт (нем. Bruttoinlandsprodukt); этот показатель представляет стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВВП Германии на 2017 год составил примерно 3,3 триллионов евро, таким образом Германия занимает 4-тое место в мире по величине данного экономического показателя после Китая, США и Японии. Наибольшую роль в экономике страны играет промышленное производство и экспорт. Большинство предприятий в Германии — это средние по размеру фирмы, с числом работников от 50 до 500 человек. Большая часть населения страны занята в сфере услуг: транспорт, туризм, образование, медицина, финансы и другие.

Экономическая система Германии — это Социально-ориентированная рыночная экономика, в которой важную роль играет свободная конкуренция предприятий в их предложении товаров и услуг на рынке страны, однако государство, с помощью законов, регулирует экономические отношения таким образом, чтобы обеспечить социальную защищенность всех своих граждан и избежать грубой несправедливости в конкуренции и распределении доходов.

Важнейшие отрасли промышленности в Германии: автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленности и электротехническая промышленность.

В Германии находятся несколько важнейших мировых химических концернов, самое крупное химическое производство в мире принадлежит фирме BASF и находится в городе Людвигсхафен. Крупнейшие автомобилестроительные предприятия: Volkswagen, Daimler и BMW.

Почему в Германии такая сильная экономика?

Несколько следующих важных факторов делают сильной экономику Германии:

  • Высоко развитое промышленное производство: автомобилестроение, химическая промышленности, машиностроение и другие.
  • Германия открыта для экспорта и импорта продукции, являясь таким образом страной свободной торговли; она принадлежит к тройке стран, являющихся самыми крупными странами-экспортерами мира.
  • В Германии находятся несколько метрополитенских районов (), которые также являются и главными экономическими центрами страны.
  • Также в Германии очень низкий уровень безработицы. На 2018 год в Германии проживают около 44 миллионов работоспособных человек, из них только 3,2% безработные.

Либерально-демократические режимы

В ряде стран демократический либеральный режим стал способом преодоления экономического кризиса, решения всех общественных проблем. К числу государств, в которых утвердился демократический режим, относились: Англия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Канада.

Запоминаем новые слова!

Демократический режим — это политический режим, при котором народ принимает участие в управлении делами государства, права и свободы граждан защищены законом, закон стоит выше органов государственной власти и президента.

Либерально-демократический режим отличают следующие признаки:

  • верховенство закона;
  • рыночный тип экономики;
  • защита государством права на частную собственность;
  • независимость судебной власти;
  • выборность органов законодательной власти;
  • многопартийность;
  • защита со стороны государства гражданских прав и свобод;
  • наличие в обществе оппозиции;
  • утверждение принципов свободной торговли.

В начале 30-х годов либерально-демократические режимы в странах Европы и США приобрели некоторые новые особенности:

  1. В каждом из демократических государств была создана собственная система социального обеспечения. Государство покрывало расходы на пособия для малоимущих, затрачивало средства на преодоление последствий безработицы, организовывало общественные работы с целью увеличения занятости населения.Таким образом, государство сглаживало общественные противоречия, неравенство в доходах граждан путем социальных реформ.
  2. Расширилось государственное регулирование трудовых отношений. В большинстве государств рабочий класс был самым многочисленным, составлял основу общества, поэтому власти стремились удовлетворить требования рабочих. В демократических государствах были расширены права профсоюзов, приняты меры по урегулированию конфликтов между рабочими и работодателями.
  3. В США, Канаде, Франции и других демократических странах развернулось женское движение за расширение прав. Так в 1918 по всей Европе началось движение за женское избирательное право, и к 1919 году американки, англичанки, жительницы Нидерландов отстояли свое право принимать участие в выборах наравне с мужчинами.

Таким образом, Великобритания, США, Канада, Франция вступили в новую стадию развития организованного капитализма. В их обществах, построенных на господстве частной собственности, утвердился демократический политический режим, который сглаживал противоречия между буржуазией и пролетариатом с помощью социальных реформ.

Объединение Германии

В августе 1990 года ФРГ и ГДР подписали договор об объединении страны. Он предусматривал ликвидацию Демократической Республики и ее вхождение в Республику Германия в виде пяти новых земель. Параллельно с этим были воссоединены две части Берлина, и он вновь получил статус столицы.

12 сентября 1990 года представители ГДР, ФРГ, США, СССР, Великобритании и Франции подписали договор, который окончательно урегулировал германский вопрос. Согласно этому документу в конституцию ФРГ должна была быть включена поправка о том, что после воссоздания государства оно отказывается от притязаний на остальные территории, некогда принадлежащие Германской империи.

Фактически в процессе объединения (немцы предпочитают говорить «воссоединения» или «восстановления единства») не было создано нового государства. Земли бывшей территории ГДР были просто приняты в состав ФРГ. В этот же момент они стали подчиняться «временной» конституции Республики Германия, принятой еще в 1949 году. Воссозданное государство с тех пор стало называться просто Германией, но с юридической точки зрения это не новая страна, а расширенная ФРГ.

Объединение ФРГ и ГДР

В конце восьмидесятых годов ГДР охватил кризис во всех сферах. В процессе кризиса правительство страны практически утратило управление государством. Желание руководства ГДР сохранить стабильное положение с помощью ультимативных методов управления вызвало лишь повсеместное недовольство граждан и массовый переход их в ФРГ. В этих условиях решающим для будущей формы правления Германии стал предложенный канцлером ФРГ план объединения страны. Формирование новой единой страны опиралось на соглашения между ГДР и ФРГ. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вступила в силу Конституция ФРГ. Наконец-то, исторически свершилась форма правления и политического устройства Германии, к чему страна шла на протяжении нескольких столетий. Только в конце второго тысячелетия Германия стала мощным демократическим государством.

Экономическое сближение с Россией

В это время страны Антанты пытаются оказать экономическое давление на Германию. Можно подумать было, что мало того, что Германия вынуждена была платить огромные репарации. 8 марта 1921 года войска стран Антанты оккупируют западный берег Рейна. Результатом этого становится то, что у Германии фактически нет экономических союзников в западной Европе. Германский экспорт был обложен огромным налогом в половину от его стоимости.

Именно поэтому Германия начинает экономическое сближение с Россией. 16 апреля 1922 года в рамках Генуэзской конференции представители советской России и Германии подписывают в Италии, так называемый, Рафальский договор, по которому между Германией и Россией восстанавливались дипломатические отношения и заключался целый ряд экономических контрактов. Это экономическое сотрудничество между советской Россией, а позже Советским Союзом с одной стороны и Германией с другой стороны продолжалось вплоть до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера в январе 1933 года.

Германская Демократическая Республика

Восточная Германия, находившаяся под контролем Советского Союза, теперь носила наименование – ГДР. Здесь советское правительство стремилось внедрить командную экономическую систему.

Имущество нацистских преступников было передано в руки государства, таким образом, более 50% всей немецкой промышленности было национализировано. С фабрик и заводов советские войска вывозили промышленное оборудование, изъятое в пользу СССР в счет немецких репараций. Из-за демонтажа промышленности ощущалась острая нехватка в товарах первой необходимости, сохранялся высокий уровень безработицы в результате закрытия производств.

В сельском хозяйстве советское правительство также внедряло принципы социализма, частично была осуществлена национализация земли. У наиболее зажиточных немецких крестьян советская администрация отобрала земельные наделы, скот, имущество. Полученные земли были разделены между неимущими крестьянами. Переданная им земля объявлялась государственной собственностью, впоследствии из этих наделов были сформированы коллективные крестьянские хозяйства.

Помимо экономической и политической жизни, построение социализма охватило и духовную сферу немецкого общества. Независимые немецкие газеты подвергались преследованиям со стороны советской администрации, всячески в средствах массовой информации внедрялись коммунистические идеи, осуждались капиталистические ценности. Цензура контролировала печатные издания, радио и телевидение, за чтение запрещенной литературы можно было угодить в тюрьму.

В тоже время социализм в ГДР имел ряд преимуществ:

  • На территориях восточной Германии было введено всеобщее бесплатное школьное образование.
  • Немецкие рабочие получили широкие права по самоуправлению, созданию профсоюзов.
  • Неимущие и малоземельные крестьяне получили земельные наделы.

Запоминаем новые слова!

Цензура — это контроль за содержанием информации в печатных изданиях, радиопередачах, фильмах, театральных постановках, произведениях искусства.

Восстание матросов

В результате то, что не хотели сделать верхи, вынуждены были сделать низы, и 3 ноября 1918 года в городе Киле — это портовый город на севере Германии, произошли вооруженные выступления матросов. Нечто похожее на событие 23 февраля 1917 года в Петрограде, когда началась февральская революция. Матросы объявили о создании советов рабочих и солдатских депутатов и фактически взяли власть в городе в свои руки.

В исторической науке это событие известно, как Кильское восстание. Оно и стало прелюдией ноябрьской революции 1918 года в Германии. Революция распространялась стремительно. Это не удивительно, ведь Германия гораздо меньше, чем Российская Империя. И в результате уже к 9 ноября власть императора или кайзера, как его было принято называть, над Германией закончилась.

Вильгельм 2 учел опыт своего родственника Николая 2 и бежал из страны и жил потом на территории Голландии, скончался буквально за несколько дней до вторжения гитлеровских армий в Советский Союз.

Государственное устройство

Форма правления Германии — парламентская федеративная республика. Глава государства — президент, выполняющий лишь представительские функции. Он утверждает федерального канцлера. Согласно Конституции, форма правления Германии предусматривает, что законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: верхняя палата — бундесрат, нижняя — бундестаг. Федеральное правительство состоит из канцлера и нескольких министров. В компетенцию первого, согласно форме правления государства Германии, входит продвижение политики в области отношений на международной арене, обороны и связей с общественностью. Центральный банк страны осуществляет надзор над кредитной и денежной политикой и подчиняется Центральному банку Европы.

Форма правления Германии в 20-м веке

К счастью, несмотря на свой огромный промышленный потенциал, Германия так и не смогла победить своего врага в Первой мировой войне. Поражение страны в войне привело ее к сильнейшему кризису, который завершился в 1918 году неизбежной революцией и падением империи. В начале следующего года прошли выборы в Учредительное собрание государства. Победила политическая партия социал-демократов. Ее лидеры заняли высшие посты в государстве. Учредительное собрание провозгласило формой правления Германии федеративную республику, избрало президента, канцлера.

Еще собрание приняло главный закон страны, который заложил основы конституционализма. В Конституции была зафиксирована форма правления Германии в начале 20 века — республика с президентско-парламентским правлением. Главным законодательным органом государства стал двухпалатный парламент. Нижняя называлась рейхстагом. Она избиралась сроком на четыре года. Верхняя палата называлась рейхсратом. Она была органом представительства земель. Президент выбирался на семь лет. Он осуществлял полномочия государственного правителя. Судебную власть представляли независимые суды.

В 1923 г. в условиях отсутствия социально-политической стабильности президент ввел осадное положение в государстве. В начале тридцатых годов политические круги Германии сделали неоднозначный вывод о том, что республика и демократия, к сожалению, изжили себя. Правящую элиту привлекала программа национал-социалистической партии. С этого периода началась процедура создания новой формы правления в нацистской Германии, которую можно было охарактеризовать как тоталитарный политический режим в рамках формально сохранявшейся республики. В 1934 г. правительство страны объединило посты канцлера и президента. Существовавшая на тот момент форма государственного правления Германии, к сожалению, давала возможность А. Гитлеру осуществлять свое правление всю свою жизнь с правом самостоятельно назначать себе преемника. А. Гитлер был также главнокомандующим страны и главным судьей.

Версальский мирный договор

28 июня 1919 года Германия подписала Версальский мирный договор. Условия этого договора для страны были поистине грабительскими. Германия теряла восьмую часть своей территории, и это не считая колоний. На этих территориях проживало 7 миллионов 300 тысяч человек, из них три с половиной миллиона немцев. Находились огромные производственные мощности.

Добывалось 75 процентов все германской железной руды. Кроме всего прочего, Германия лишалась армии и флота и вынуждена была уплатить огромную контрибуцию в астрономической сумме 226 миллиардов золотых марок. Плюс к этому 231 статья Версальского мирного договора возлагала на Германию ответственность за развязывание первой мировой войны. Все это могло привести только к одному — вспышкам протестов в самой Германии. Все политические силы по сути призывали к реваншу. Восстановлению того положение страны, в котором она находилась до начала первой мировой войны.

§ Современная внешняя политика Германии

Современная внешняя политика Германии неразрывно связана с обеспечением мира и стабильности, а также с деятельностью ООН и ЕС. Изменение климата, риск торговых войн, гонки вооружений и вооруженные конфликты, нестабильность на Ближнем Востоке, проблемы с беженцами, новый агрессивный национализм в разных странах, а также другие мировые проблемы, оказывают свое влияние на направление во внешней политике страны. Германия отождествляет свою внешнюю политику с внешней политикой Европейского союза, поэтому стремится к улучшению и усилению общей европейской политике в сфере безопасности, обороны и развития.

  • Предоставление гуманитарной помощи во время войн, гражданских войн, голода и бедствий.
  • Вооруженные силы Германии были и остаются неотъемлемой частью политики безопасности Германии.
  • Содействие разрешению и предотвращению конфликтов в других странах; противостояние насилию и террору.
  • Содействие продвижению проектов PESCO и использование новых инструментов фонда обороны ЕС.
  • Создание Европейской армии.
  • Улучшение стратегического анализа и связей; поддержка и развитие различных институтов и фондов в этой области.
  • Поддержка партнеров в нестабильных регионах в сферах консультирования, обучения и оснащения.
  • Поддержка ООН в сфере мира и безопасности, постоянное участие в Совете Безопасности.
  • Укрепление трансатлантического партнерства с США и Канадой. Честные и надежные торговые отношения с США; без протекционизма.
  • Продолжение партнерства в НАТО, ОБСЕ и Совете Европы.
  • Инициативы в области разоружения и ограничения экспорта оружия; ядерная безопасность. Ограничение экспорта оружия в третьи страны, которые не являются членами НАТО и ЕС.
  • Готовность к сотрудничеству с Россией при соблюдении Минских договоренностей; потенциальное экономическое партнерство.
  • Поддержка Украины в восстановлении полной территориальной целостности, укреплении стабильности и социального развития.
  • Германия заинтересована в хороших отношениях с Турцией; для дальнейшего развития всесторонних отношений от Турции ожидается улучшение в сфере прав человека и демократии.
  • Германия будет продолжать работать над урегулированием конфликта на Ближнем востоке.
  • Партнерство с африканскими странами является одной из центральных задач сегодняшнего времени.
  • Деятельность в сфере предотвращения кризисов, голода и нищеты в мире.
  • Защита климата и адаптация к изменению климата.
  • Борьба с причинами, ведущими к беженству.
  • Финансовая поддержка развития бедных стран мира.
  • и другие …

§ Федеральный президент, глава государства Германии; канцелярия Федерального президента

Федеральный президент ФРГ (нем. Bundespräsident) — глава государства Германии. В противоположность многим другим странам, федеральный президент не является главным политиком страны, его деятельность остается в рамках повседневной политики, а также исполнения представительных функций, как например, прием иностранных политиков или представительство страны за рубежом. Президент Германии утверждает законы, принятые Бундестагом. Федеральный президент выбирается Федеральным собранием сроком на 5 лет. Его заместителем в случае необходимости является Председатель Бундесрата. В выполнении заданий, президент пользуется поддержкой своей канцелярии, которая называется Канцелярия федерального президента (нем. Bundespräsidialamt). Канцелярия предоставляет Президенту консультации, информирует о политических событиях, занимается подготовкой его поездок и визитов и выполняет разные поручения Президента.

Президентом Германии может быть выбран гражданин страны, старше 40 лет. Он не должен заниматься другой работой или иметь другую политическую должность и активно участвовать в деятельности какой-либо политической партии.

Название на немецком Bundespräsident
Вид власти Исполнительная власть
Состав Федеральный президент; Канцелярия федерального президента
Цели и задачи
  • Представляет государство в разных ситуациях внутри страны, например: посещение мероприятий, поздравления, награждения, произнесение речей, поддержка различных организаций.
  • Представляет свое государство за рубежом, а также принимает у себя представителей других стран.
  • Предлагает Бундестагу кандидата для назначения Федеральным канцлером.
  • Назначает министров по предложению Федерального канцлера.
  • Назначает федеральных судей и других должностных лиц.
  • Подписывает все принятые Бундестагом и Бундесратом законы.
  • Дает разрешение послам из других государств находиться и работать в Германии.
Местонахождение Дворец Бельвю (Schloss Bellevue), БерлинВилла Хаммершмидта (Villa Hammerschmidt), Бонн
Веб-сайт

Политический режим и государственное устройство гитлеровской Германии

Государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживает больше сходства, чем различий. Не даром Муссолини признавал: «Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течений в истории».

Сразу после прихода к власти фашистский режим, как и подобает любому авторитарному режиму, начал с программы ликвидации буржуазно-демократических свобод, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом — ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором — превратить ее в общность боевую.

Для этих целей гитлеровцы использовали всевозможные провокации. В ночь с 25 на 26 февраля 1933 года они подожгли здание рейхстага, что бы обвинить в этом коммунистов. И хотя сфабрикованный Лейпцигский процесс с треском провалился — коммунисты были оправданы за полной недоказанностью обвинения, это не помешало нацистам развернуть в стране травлю коммунистов и демократов.

В феврале 1933 года принимаются два чрезвычайных декрета: «В защиту народа и государства» и «В защиту германского народа», которые отменяли свободу личности, слова, печати, собраний и наделяли неограниченными полномочиями полицию и т.д.

В июле 1933 года было запрещено законом существование каких бы то ни было партий, кроме фашистской. «В Германии, — провозглашал закон, — существует только одна партия, НСРПГ, все другие запрещаются».

В декабре 1933 года издается Закон «Об обеспечении единства партии и государства», объявляющий фашистскую партию «носительницей немецкой государственной мысли». В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался рейхстаг, а на посты министров и другие должности назначались лица из нацистской партийной верхушки. После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 года должность президента была упразднена, а вся государственная власть была сконцентрирована в руках Гитлера — «вождя и пожизненного рейхсканцлера». В период с 1933 по 1935 г.г. был издан ряд законов, направленный на ликвидацию системы самоуправления в землях Германии.

Функции государственных и партийных органов тесно переплетались. Нацистская партия стала частью правительственной системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Партия имела военизированную структуру. В подчинении партии находились так называемые штурмовые отряды (СА), служба безопасности (СС), специальная служба порядка (СД).

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть — в особе «фюрера».

Рейхстаг был сохранен лишь для парадных демонстраций сохранения видимости демократического правления.

Традиционное деление государства на земли было ликвидировано в интересах централизации управления под предлогом единства нации. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила своё действие.

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свой собственный «профсоюз» — «Немецкий трудовой фронт», в который насильственно загоняли людей.

Законом 27 февраля 1924 года в Германии учреждались государственные палаты — общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополии. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари. ожидавшие от фашистов экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.

§ Краткие сведения о политической системе Германии

Страна Германия является федеративной республикой: в ее состав входят 16 федеральных земель, обладающих политической самостоятельностью во внутренней политике, при этом оставаясь в политических и юридических границах самого государства или федерации. Таким образом политическая система страны включает в себя федеративный (или государственный) и региональный уровень, каждый из которых имеет свою систему законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом федеральное право имеет приоритет перед правом земель. Подробнее о государственном и территориальном устройстве Германии.

Германия является демократическим государством, имеющим развитую правовую и социальную системы. Основным законом страны является Конституция страны, определяющая основы и устройство правовой и политической систем страны, определяя основные права живущих в Германии людей, данные основные права не могут быть нарушены никаким политическим органом или лицом.

Краткая основная информация о политической системе, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, представлена в следующей далее таблице 1.

Таблица 1. Краткая информация о политической системе и устройстве Германии

Политическая система
Политический режим Демократия
Форма государственного правления Парламентская республика
Форма государственного устройства Федерация
Характеристика государства Правовое и социальное государство
Экономическая система Германии Социально-ориентированная рыночная экономика
Основной закон Конституция Германии
Уровни власти Федеральный и региональный (земель)
Основные политические партии CDU, CSU, SPD, AfD, FDP, Die Linke, Die Grünen
Федеральный уровень
Глава государства Федеральный президент
Основные законодательные органы Бундестаг (федеральный парламент) и Бундесрат (Федеральный совет)
Состав бундестага Депутаты
Состав бундесрата Члены правительства каждой федеральной земли
Основной исполнительный орган Федеральное правительство
Состав правительства Федеральный канцлер и министры
Глава правительства Федеральный канцлер
Основные судебные органы Конституционный суд и другие федеральные суды
Уровень земель
Форма правления Парламентская республика
Основные законы Конституции земель
Основные законодательные органы Ландтаги или парламенты земель
Основные исполнительные органы Правительства земель
Основные судебные органы Земельные суды первой инстанции
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector