Церковь серафима саровского

Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи

Сегодня святые мощи преподобного Серафима Саровского пребывают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В левом приделе главного Троицкого собора монашеской обители установлен ковчег с честными останками святого. Для желающих приложиться мощам вход отдельный – открыты двери левого придела. У ковчега стоит монастырская сестра, которой можно подать предметы для освящения.

Интересный фактВ витринах этого же придела хранятся личные вещи отца Серафима, среди которых епитрахиль, нательный железный крест, бахилы и рукавицы из кожи, мотыжка.

Часть рубашки и мантии прп. Серафима Саровского

Пророчества старца

Многие пророчества преподобного Серафима бережно хранит летопись Дивеевской обители. Известно, что Пресвятая Богородица дала особенное поручение угоднику Божьему о духовном попечении и окормлении женской общины в Дивеево.

Согласно дивеевскому преданию, прозорливый старец говорил, что «на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана… произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних… Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…». Эти слова начали сбываться после Октябрьской революции.

В 40-х гг прошлого века Дивеевский монастырь был закрыт и вновь открылся лишь в 1991 г. Саровский чудотворец пророчествовал о прославлении женской обители после упокоения там его мощей: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве лавра».

Пророчество об утрате и обретении: путь будет лежать из Дивеева в Саров

Дивеевскую летопись составляют воспоминания старицы Ирины Семеновны, лично общавшейся со святым отцом Серафимом. В одной из таких бесед преподобный поведал ей, что на Руси править будет царь, который прославит его и тогда «среди лета запоют Пасху» и будет «народу, как колосьев в поле», но путь будет лежать из Дивеева в Саров, а не наоборот, как происходило раньше. В 1903 году все так и произошло. Государь Николай II, глубоко почитавший великого старца, лично участвовал в прославлении его святых останков. Император приехал в Саров «среди лета» 20 июля. Он вместе с высшим церковным духовенством шествовал во главе крестного хода маршрутом из Дивеева в Саров. Во время шествия, в самом деле, «пели Пасху» — звучало песнопение «Христос воскрес из мертвых».

Николай II на прославлении святого Серафима, Саровского чудотворца

1

Август
1903 года

19 июля (1 августа н.ст.) 1903 года –  канонизация преподобного Серафима Саровского

Сбылось пророчество саровского подвижника об обретении его мощей и их утрате в страшное время гонений за православную веру. В 20 годах двадцатого столетия его честные останки были вывезены из Дивеевского монастыря, и долгое время считались пропавшими. Однако Божьим Промыслом они были найдены в начале 90-х гг в Ленинграде в хранилище Музея религии и атеизма при Казанском соборе. В 1991 году, пройдя воистину народным крестным ходом, святые останки батюшки Серафима были упокоены там, где он предсказывал: «воскресение его будет аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего, и по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния».

Общество… распространения кремации

Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».

Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.

Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря. За горизонтальной стеной — новая территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием.

Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников» и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».

Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова.

Интерьер алтарной части в 1980 году

И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е – с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях – из опасения эпидемии.

В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.

Захоронение жертв политических репрессий 1937-1943 годы на Новом Донском кладбище. (Современные индивидуальные таблички поставлены родственниками погибших)

Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.

Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на Новом Донском кладбище. (На стенах — фамилии похороненных здесь бойцов, списки до сих пор уточняются и пополнются).

В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.

Святые места Дивеевской обители

Троицкий собор – великолепное святилище. Выстроен он на месте, которое выбрал сам батюшка Серафим. Архитектура подобна московскому храму Христа Спасителя. Разработчик – архитектор Александр Иванович Резанов.

4 придела освящены в честь: иконы Богоматери «Умиление», Богоматери Владимирской-Оранской, Серафима Саровского, третьего обретения главы Иоанна Предтечи.

В храме старец молился и умер у чудодейственного образа «Умиление». Её копия, выполненная в начале XX века, находится в соборе. С 1991 года, каждый день в Троицком соборе совершаются богослужения. Здесь покоятся мощи, личные вещи преподобного. Доступ к мощам, вещам старца открыт ежедневно с 5.00 до 20.00.

Спасо-Преображенский собор заложен на одной линии с Троицким в 1907 году. Сестры собственноручно его расписывали. До революции строительство не завершилось. Преображенский отреставрировали в 1991 году, освятили через 7 лет. Храм устремлён вверх, отличается легковесностью.

В нём 5 пределов, которые освящены в честь:

  • праздника Преображения Господня ;
  • всех святых ;
  • иконы Богоматери «Тихвинская» ;
  • Новомучеников и исповедников Русской Церкви;
  • Архистратига Михаила и всех сил небесных.

Церковь иконы Казанской Божией Матери изящна благодаря архитектурному стилю русского барокко. С неё начиналась обитель. Основательница Александра заложила её в 1773 году, завершив строительство в 1779.

Освятил церковь иеромонах Пахом в 1780 году. Тогда в церкви имелось 3 престола, освящённых в честь святого Николая, мученика Стефана, иконы Богоматери Казанской. В XX веке снимают и уничтожают колокольни, колокола, купола, кресты.

Год возвращения церкви монастырю — 1992. В 2003 обновляют колокольню, воздвигают кресты на неё и купол. В 2004 – освящают и водружают колокола, главный из которых украшен изображениями святых. В том же году с торжествами освящают основной престол возрождённого храма. Знаменитыми художниками, резчиками украшается внутреннее убранство.

Сооружают 8 новых приделов в 2007, годом позже их освящают. Церковь возводят в сан собора. Здесь находятся святые мощи блаженных Пелагеи, Марии, Параскевы, инокини Матроны.

Святая Канавка, начинающаяся за алтарём Преображенского собора, — уникальная святыня. Исполняя завет Богоматери, Серафим указал сестрам общину обрыть канавой. Явление духа Серафима ускорило работы. В 1833 году, за 3 года тяжелого труда Канавка была вырыта. В 1927 году её полностью засыпали. Позже проложили коммуникации.

Только с начала 1991 возрождено монахинями прохождение ежедневно по святой Канавке.

В 2006 году завершено полное воскрешение святыни точно по преданиям Серафима Саровского. По форме это семиугольник с периметром в 775 м. Канавка обнесена высоким валом. По его склонам растёт трава, цветы, плодоносят ягодные кусты. Это место утоления скорби, наполнения сердца радостью особой. Серафим завещал проходить здесь с чтением молитвы Богородице 150 раз.

Благодатью наполнена пустынька Параскевы блаженной – дом-музей, где сохранен дух святой старины. Его открыли в 2004 году. Значительная экспозиция рассказывает об истории обители.

Здесь собрано большое количество редкостных святынь: истинных вещей Серафима, старинные тетради рукописные дивеевских стариц с записями его жизни, портреты дивеевских преподобных, священнослужителей, иконы. Также в экспозициях– портреты благодетелей, игуменьи Марии, печать её и автограф.

Интересны вещи быта сестёр:

  • часы;
  • посуда из покоев игумен;
  • монашеские одежды;
  • фисгармония;
  • рукоделия сестёр;
  • синодики;
  • подарки;
  • комоды;
  • диваны;
  • ковры;
  • одеяла.

Восстановлена келья Серафима. Заботливыми руками монахинь разложены вещи их и старца так, как и при его жизни. Одна из экспозиций отражает торжества по случаю обретения мощей преподобного.

Завершающей композицией является келья блаженной, в которой всё восстановлено так, как было при жизни. Замечательно, что в келье Параскева принимала царя Николая II с императрицей. Здесь находится литографический портрет царя.

В доме много икон. Блаженная, в игре с куклами, предсказывала, обличала пороки, помогала в разрешении жизненных трудностей. Поэтому в келейке находятся старые куклы. До нас дошли вещи Параскевы: рубашка и платье, фотографии куклы и самой блаженной, прядь волос, книжная закладка, гребешок, кусочек холста. Священный дух от пребывания многих святых людей, Параскевы делает это место особенным.

Когда состоялось обретение мощей Серафима Саровского

Немногие знают, когда состоялось обретение мощей Серафима Саровского. Впервые это случилось в г. Сарове. 1 августа 1903 г. братией была открыта гробница праведника. Несколько позже, в торжественной обстановке, состоялась официальная канонизация. На событие собралось примерно 300 тыс. паломников, прибыли члены царской семьи, представители духовенства.

В годы правления советской власти святыня была утеряна. Вторично их обрели в 1990 г. в Музеи истории религии и атеизма (ныне — Казанский собор Санкт-Петербурга).

31 июля 1991 г. состоялось торжественное прибытие мощей батюшки Серафима в возрожденный монастырь Дивеево. Сегодня святыня находится в левой части Свято-Троицкого собора, рядом стоит посох святого. Перед своей кончиной старец оставил устное завещание духовным детям. Он наказал обращаться к нему, словно к живому. Обещал, что услышит и держит свое слово. Об этом можно судить по многим чудесам, произошедшим по молитвам к святому.

Праведник помогает исцелиться от зависти, нападок недоброжелателей, восстанавливает сложные семейные отношения, помогает одолеть уныние, исцеляет также и от физических недугов.

РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17).

Просмотры (1)

Дивеевский монастырь сегодня

Дивеево потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати святого духа. Настоятельницей сегодняшнего монастыря игуменьей Сергией отмечается, что в настоящее время здесь всё восстановлено в духовном плане как в старое время.

Отреставрированы церкви, монастырские здания отремонтированы, выкопана святая Канавка. План монастыря, начертанный рукой батюшки Серафима, дивным образом совпадает с сегодняшней схемой расположения храмов. Это хорошо видно с высоты птичьего полёта. Казанский собор, Колокольня, Троицкий, Преображенский, Благовещенский соборы выстроены в одну линию.

Появились 20 скитов, подворий. Здесь нашли покой мощи блаженных – Прасковьи, Пелагеи и Марии, инокини Матроны. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены Казанского, Преображенского, Троицкого соборов. Построены новые здания: церковные лавки, киоски требные, трапезные, корпуса для паломников.

Серафим почитал земляные работы. Гектары земли монастырской украшены цветниками. Растут и плодоносят многочисленные фруктовые деревья, ягодные кустарники. На огородах выращиваются овощи. В монастыре подвизается более 500 сестер. Жизнь их проходит в богослужении и послушаниях.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Сегодня храм представляет собой масштабный архитектурный комплекс. Помимо здания храма здесь находится отдельная крестильная церковь, хозяйственные здания, помещение воскресной школы, мастерских и здание духовно-образовательного центра. Издалека храмовый ансамбль можно принять за монастырское сооружение.

По его проектам уже было построено более 15 храмов из списка, и строительство продолжается. В своих работах А. А. Мамонов ориентируется на различные стилистические и практические решения, основываясь на исторических стилях в постройке храма и одновременно используя элементы и современной архитектуры.

Высота храма составляет 43 м, общая площадь – больше 1 000 кв. м, храм выдержан в традициях русского зодчества и построен по образцам древних русских храмов. Храм имеет необычную темную кровлю и три луковичных купола: один центральный и два на боковых приделах.

Храм разделен на три апсиды и имеет верхний и нижний храм. Внешне храм покрыт облицовочным белым материалом. Купола покрыты темной кровлей. На стенах, подоконниках и по верху окон находятся архитектурные украшения.

С 1987 года в храме начались ремонтно-восстановительные работы

В 1987 году было решено произвести небольшие живописные работы. Многое было заменено на мозаичные изображения. В 1980 году к северу от церкви, было построено одноэтажное здание, где были расположены трапезная и воскресная школа.

Чуть позднее на пожертвования прихожан и пожертвования самого настоятеля храма был осуществлен капитальный ремонт храма. В 2002 году решили провести ремонт фасадов, были заменены мозаики.

2002

в том году закончилась капитальная и косметическая отделка храма

В том же году провели и капитальный ремонт деревянного одноэтажного здания. В настоящее время на этом месте находится церковная лавка.

Также настоятель протоиерей Николай организовал работы по замене внутренней отделке стен центральной части и пределов. Была отреставрирована и некоторая часть икон. Так же невозможно не сказать о кладбище, которое находится при храме.

Как добраться до храма

Чтобы оказаться на Серафимском кладбище, необходимо выйти на станции метрополитена «Старая Деревня». Далее нужно пройтись по дороге Торфяной чуть больше 300 метров. Перед вашим взором будет расположена алея Березовая, где располагается кладбище.

Если пользоваться наземным общественным транспортом, в направлении храма едут:

  • троллейбус №40;
  • автобусы №172, 93;
  • маршрутки №172, 229, 193, 93.

Контактные данные

Для связи с представителями храма наведены контактные данные:

  • адрес – г. Санкт-Петербург, пер. Серебряков, дом №1 (Серафимское кладбище);
  • телефон – 430-15-50, 430 14 32 (канцелярия).

Жизнь Преподобного

Перед тем как отправиться к великой Святыне, желательно сначала познакомиться с жизнью Святого, узнать, почему Преподобный Серафим Саровский так почитаем народом. Родился мальчик Прохор, так звали его родители, летом 1754 года в Курске, в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных.

Отец мальчика строил каменные церкви, дома, но, к сожалению, скончался, когда дети были совсем маленькими. Мать, истинная христианка, воспитала обоих сыновей в православной вере.

Агафья учила детей уважать людей, исполнять заповеди, жить в страхе Господнем. И если старший Алексей избрал для себя в качестве сферы деятельности торговлю, то младший Прохор решил свою жизнь посвятить служению Богу. Этому во многом способствовали случаи, происходившие с мальчиком.

Как-то раз, семилетний Прохор, забравшись на купол строящегося храма, упал. Его мать, присутствующая при происходящем, стремительно сбежала вниз, ожидая самого худшего исхода.

Велико было ее удивление, когда она увидела сына, оставшегося целым и невредимым. В таком чудесном спасении мать увидела особую заботу Богородицы о ее сыне.

Второй случай произошел с мальчиком, когда ему исполнилось десять лет. Серьезно заболев, он очень долго не выздоравливал. Однако вскоре увидел во сне Божью Матерь, которая обещала ему даровать исцеление.

Через некоторое время по городу проходил крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за дождя люди вынуждены были пойти через проходной двор Мошниных. Мать вынесла и приложила сына к иконе, и с этого момента он стал поправляться.

В семнадцатилетнем возрасте Прохор окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Получив благословение от матери, отрок отправился в Киево-Печерскую лавру. Встреча со старцем была решающей, тот указал ему место последующего пребывания – Саровскую пустынь.

Добравшись до Саровского монастыря, он стал его послушником надолго. Это именно то место, где хранятся мощи преподобного Серафима Саровского и сейчас.

Молодой Серафим выполнял разную работу: исполнял обязанности плотника, пономаря, келейника, кормил скот, однако истинным его предназначением была молитва, для которой он уединялся между вековыми деревьями.

Страшные болезни, испытания, борьба с дьяволом, побои бандитов никогда не вызывали негодования у преподобного Серафима. Его доброта не имела границ: он не только отказался наказывать людей, нанесших ему тяжелые увечья, но и горячо молился за них.

О подвигах молчальничества и столпничества на протяжении долгих лет, наверное, знает каждый православный. 1000 дней и 1000 ночей провел Преподобный Серафим на камне в молитвах, которые сочетал с тяжелым изнуряющим физическим трудом.

За это Господь наградил Преподобного великим даром провидца, который он по Божьему повелению использовал для наставления пришедших к нему людей.

Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской

Православная Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской расположена на новом кладбище Донского мужского монастыря. Адрес: Москва, Донская площадь, 1, строение 29 (ближайшие станции метро – Шаболовская и Тульская).

Даты постройки последнего здания

Соорудили Церковь в 1904-1914 гг. (Впоследствии переделали в крематорий). Имела два придела. Первый — Успения Богородицы и Марии Магдалины. Второй — Сошествия Святого Духа и Всех Святых.

Архитектор

  • 1904-1914 гг.: Иванов З.И. – проектировал и контролировал строительство храма.
  • 1919-1927 гг.: Тамонькин Н.Я. – непосредственное руководство переделкой храма в крематорий.

О кремации

Известно, что до 1917 года православная церковь настаивала на запрещении обряда кремации умерших в России. В этой связи в 1919 году лично В.Ленин подписал специальный декрет новой власти. Закон новой власти предписывал не только допустимость, но даже предпочтительность кремации покойников. При этом известный и авторитетный среди революционеров сподвижник Ленина Лев Троцкий опубликовал статью. В ней он предлагал лидерам революции подать пример и завещать сжечь свои трупы после смерти.

Появление крематория

С целью реализации выдвинутой идеи власти объявили конкурс на проект первого в советской республике крематория. Победителем признали архитектора Д.П.Осипова. Тот предложил оптимальный вариант: не построить крематорий, а… переделать из Серафимовской церкви Донского монастыря. В результате переделки храма в 1927 году в Москве появился первый в республике крематорий. В его колумбарии поныне хранится прах более 150 старых большевиков…

Закрытие крематория и появление Колумбария

Крематорий закрыли в 1973 году в связи с открытием нового. (Появился новый крематорий под Москвой близ Николо-Архангельского кладбища). Однако зал прощания закрытого крематория и поныне используется для торжественно-траурных церемоний. А на территории нового кладбища активно функционирует большой по объёму колумбарий. Здесь покоится прах не одной тысячи православных…

Другие культовые объекты на территории обители

Кроме упомянутой Церкви на новом кладбище обители ныне на территории монастыря расположены также:

  • Большой Собор Донской Богоматери (Новый);
  • Малый Собор Донской Богоматери (Старый);
  • Церковь Александра Невского;
  • Церковь Александра Свирского;
  • Надвратная Церковь Захарии и Елисаветы;
  • Церковь Георгия Победоносца;
  • Православная Церковь Иоанна Златоуста;
  • Церковь Иоанна Лествичника;
  • Надвратная Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская;
  • Православная Церковь Михаила Архангела;
  • Церковь Тихона, патриарха Всероссийского;
  • Часовня Водосвятная.

Главный храм Монастыря

Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской – скромное религиозно-культовое сооружение соответствующего функционального назначения. Разумеется, Главным храмом обители является Большой Собор Донской Богоматери в Донском монастыре (Новый). Наряду с ним по традиции вторым главным храмом монастыря считается более древний — Малый Собор Иконы Божией Матери Донская (Старый).

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.

По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».

Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!

Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».

При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.

Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.

Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.

Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.

Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector