Обводный канал в санкт-петербурге

История

Обводный канал на закате

Прокладка канала

Первоначально канал был прорыт в 1769—1780 годах по проекту инженера Л. Л. Карбонье между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. Со стороны города как оборонительный объект был укреплён валом.

23 декабря 1804 года началась прокладка восточного участка Обводного канала под руководством инженера Ивана Герарда. Согласно составленной смете, из городской казны в течение 6 лет ежегодно выделялись 1 230 238 рублей 36 копеек. Работы были продолжены в 1816—1833 годах под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. К 1834-му Обводный канал стал южной границей города, его длина составляла 10 вёрст, ширина — 10 сажен.

Французский ковш

В 1840-е годы для стоянки и разгрузки речных судов был прорыт так называемый Французский ковш (ковш Обводного канала, Глиняный ковш) — небольшой Г-образный тупиковый канал («ковш») на южном берегу Обводного канала, отходящий от него вблизи Александро-Невской лавры, а затем поворачивающий на запад вдоль Глиняной улицы. Чтобы обеспечить возможность скопления судов вблизи этого места, Обводный канал к востоку от Атаманского моста заметно расширяется. Это расширение вместе с ковшом на некоторых картах обозначено как «Бассейн Обводного канала». На полуострове между ковшом и каналом с середины XIX до второй половины XX века располагались железнодорожные пути.

Застройка берегов в XIX веке

Доходные дома на Обводном канале

Газгольдер Петербургского газового завода

Во второй половине XIX века Обводный канал стал местом скопления промышленных предприятий, служа как источником воды, так и открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных заводов и фабрик. Канал являлся дешёвой и удобной транспортной артерией для перевозки сырья и готовых изделий. В середине XIX века к заводским постройкам добавились здания Варшавского (1852—1853) и Балтийского (1855—1858) железнодорожных вокзалов.

Сплав леса по Обводному каналу. Фото 1950-х годов

Современное состояние канала

Место слияния Обводного канала и реки Екатерингофки. Грязная вода справа — вода Обводного канала

Вид на Обводный канал с Ново-Калинкина моста. Апрель 2016

Канал строился как судоходный. В настоящее время он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой.

Обводный канал пересекают 15 автомобильных, шесть пешеходных и два железнодорожных моста (третий железнодорожный мост, располагавшийся между Шлиссельбургским и Атаманским мостами, был демонтирован в декабре 2010 года), а сам канал утратил своё значение водной транспортной магистрали, тогда как его набережные превратились со временем в важную автотранспортную магистраль (также имелись намерения засыпать Обводный канал с целью прокладки на его месте скоростной автомобильной дороги). Новую жизнь получают промышленные здания.

Мосты Обводного канала

Канал пересекается 15-ю автомобильными, двумя железнодорожными и 6-ю пешеходными мостами. Большая часть из них выглядит просто и аскетично. Самым известным мостом Обводного канала является Боровский. Он получил дурную славу, так как именно с него в канал прыгают самоубийцы. В определенные годы возле него дежурили полицейские, которые не подпускали людей к краю моста.

Архитектурной ценностью является Ново-Петергофский мост, который включен в список памятников культуры. Его чугунные перила были сделаны по проекту Бенуа.

Обводный канал пересекают пять Американских мостов. Их строили в 1840-х годах вместе с железной дорогой Москва-Петербург. Каждый Американский мост имеет свою литеру или номер.

Первый Ново-Каменный мост возводился, чтобы пропускать воду из Лиговского канала в Обводный.

Американские мосты на Обводном канале., Сергей Василец

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Обводной канал Санкт-Петербурга

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 451. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 316. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 88. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • . encspb.ru. Дата обращения: 11 января 2019.
  • Рославлев М. И. «Старый Петербург» — «новый Ленинград». — Ленинград: Издательство Академии художеств, 1925. — С. 77. — 132 с.

Куда сходить около метро Обводный канал Петербурга

Набережная Обводного канала

Сам Обводный канал уже является достопримечательностью района. Особенно по вечерам отсюда открывается невероятный вид на закат. Солнце заходит на фоне старинных петербургских построек и Невы, а вдалеке виднеются небольшие мостики, на которых так любят останавливаться влюбленные парочки. Это идеальное место для тех, кто хочет по достоинству оценить архитектуру и общий антураж северной столицы.

Креативное пространство Люмьер-холл

Здание с огромным главным залом, где практически каждый день проводятся необычные выставки и современные презентации. С помощью новейших проекторов, изображения выводятся на стены, пол и даже потолок. Благодаря этому мероприятие в пространстве приобретает новый стиль и уровень. Привлекает людей еще и отдельный зал для различных выставок. Он представляет собой простое помещение с белыми стенами, но картины на этом фоне выглядят определенно выигрышно. Кроме посещения чужих мероприятий, здесь запросто можно устроить своё. Помещение сдается в аренду любому желающему.
Воронежский сад. Сам сад небольшой, но очень уютный. Он отлично подходит для вечерних прогулок или отдыха с друзьями. Здесь тихо и спокойно, вокруг высокие деревья, зеленый газон и слышно только лишь пение птиц. В саду также удобно оборудованы пешеходные дорожки, по которым можно прокатиться на велосипеде, роликах или самокате. Частенько здесь гуляют хозяева со своими питомцами, либо родители с маленькими детьми.

Океанариум СПБ

Единственный океанариум в Санкт-Петербурге, который располагается в торговом центре “Планета Нептун”. В огромных аквариумах проживает более 4500 рыб и водных беспозвоночных (раки, улитки, моллюски и др.). Всего в океанариуме на данный момент действует 57 аквариумов и насчитывается более 150-и видов рыб и беспозвоночных. Все аквариумы разделены на определенные зоны, каждая из которых представляет обитателей определенной географической местности. Например, здесь можно посмотреть на обитателей, живущих в тропических зонах. А можно оценить наших Российских тюленей, чье место рождения – Балтийское море.

История

Строительство канала было начато в 1769 году по проекту Льва Львовича Карбонье, и завершилось в 1780 году.

Первоначально водоем именовался как «Городской канал», затем его переименовали в «Городовой канал» после этого ему было дано имя «Новый канал».

Когда на престол вступил Александр Первый начался самый главный этап в строительстве канала. Государь приказал построить такой водоем, который бы смог выполнить функции транспортной магистрали, а также соединить Неву с взморьем. Новый канал соответствовал всем требованиям Александра Первого. Он своими водами с южной стороны «обводил город», а также служил в качестве границы.

Основное предназначение канала послужило основой для нового имени, и так на страницы истории вошел Обводной мост.

В 1805 году по проекту Ивана Кондратьевича Герарда было начато расширение существующего русла, а также прокладка участка канала с восточной стороны. Торжественное открытие моста для судоходства состоялось в 1833 году в октябре месяце.

КАНАЛА НЕТ. КАНАЛА НЕ БУДЕТ

Личный архив Михаила Крайнова

В последний раз в Генеральном плане развития Ленинграда Новый Обводный канал появляется в 1966 году. А в 1969 году выходит статья в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда», авторы которой уже не восхваляют проект, а выражают опасения, что в сегодняшних условиях канал не может быть построен.

Общий смысл статьи сводится к тому, что со строительством канала город «опоздал». Застройка у его берегов уже практически сложилась. Кроме того, авторы удрученно говорят о том, что она получилась не «цельной», а «фрагментарной» и делают вывод: в том виде, в каком канал представлен в Генплане города 1966 года, он Ленинграду не нужен.

Авторы статьи В.К. Свешников и Н.А. Яковлев, ставя в заглавие статьи вопрос «Каким должен быть Южный Обводный канал?» отвечают на него: «Похоже, что никаким».

Видимо, с этим тезисом согласились и в Смольном. Поэтому проект строительства канала тихо завернули.

«Этот проект был во многом фантазийным. От генплана к генплану менялась его функциональность, назначение. И если в довоенное время построить «в чистом поле» канал еще теоретически было возможно, то спустя двадцать лет, стало понятно, что построить канал не удастся. Слишком много инженерных проблем пришлось бы решать», – считает Крайнов.

По сути, из-за войны было упущено время, когда строить канал было возможно. А потом его время ушло. Как в целом вместе со смертью Сталина ушло время мегаломанских проектов, а Новый Обводный канал был все же продуктом своего времени.

Поэтому сейчас мы можем только воображать себе, каким был бы наш город, если бы вместо бульвара Красных Зорь и улицы Турку появился широкий, полноводный канал, о котором столько лет мечтали советские архитекторы.

Текст: Антон Ратников, верстка: Ксения Ахметжанова 

Слушать подкаст «Городовой»: Михаил Крайнов о проекте строительства Нового Обводного канала

Фото: «Петербургский дневник»

Обводный канал — строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя  Обводный городской канал, а позже — просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но  защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки,  не смог.

Американские мосты через Обводный канал

Всего через протоку перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию.  В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены  еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

Достопримечательности

  • Дом 3—5 — хлебные амбары Александро-Невской лавры. Построены в 1846—1849 годах А. П. Гемилианом и К. И. Брандтом.
  • Дом 7 — здание бывшей Духовной Академии, построенное в 1817—1819 годах по проекту Луиджи Руска на территории Александро-Невской лавры. Памятник . С 1841 по 1918 годы, и с 1946 года по настоящее время в здании располагается Санкт-Петербургская духовная академия. С 1926 года в здании располагался Северный факультет Ленинградского восточного института (бывший ЦИЖВЯ), переформированный в 1930 году в Институт народов Севера. Во время войны в здании находился госпиталь.
  • № 21-39 — комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка, середина XIX в., архитекторы И. Д. Черник, А. П. Гемилиан.
  • № 74 — газовый завод Общества столичного освещения (1858—1862, архитектор Р. Б. Бернгард, совместно с В. Р. Бернгардом) с газгольдером.
  • № 76 — Электростанция Общества электрического освещения 1886 года. 1900—1910 гг., 1913—1915 гг., инж. Б. Г. Галеркин, инж.-техн. Ф. И. Зауэр и Э. Р. Ульман.
  • Дом 82 — доходный дом. Построен в 1898—1899 годах архитектором П. М. Мульхановым.
  • Дом 90а — производственное здание водочного завода Ф. Ф. Штритера. Надстроено в 1885 году Б. Е. Фурманом.
  • Дом 107 / Верейская улица, д. 47, угловая часть — доходный дом, построенный в 1886 году по проекту Б. Е. Фурмана, перестроен и расширен в 1908 году И. П. Володихиным. Дом постройки Фурмана был включён в новое здание.
  • Дом 114 — здание Центральной типографии Министерства путей сообщения (здание Общества распространения религиозно-нравственного просвещения), построено в 1896 году архитекторомм Г. Г. фон Голи, перестроено в 1913—1914 годах архитектором Н. А. Горностаевым.
  • Дом 118 — производственные здания станции Петербург-Варшавский-Товарный, вторая половина XIX века, кирпичный стиль. Снесены в 2007 году.
  • Дом 124 / улица Шкапина, д. 2 — доходный дом. Построен в 1907 году по проекту А. К. Голосуева.
  • Дом 136 — производственное здание бумагопрядильной фабрики наследников Голенищева. Построено в 1863 году. Архитектор Ц. А. Кавос.
  • Дом 151 — особняк П. П. Михеева, середина XIX в.
  • Дом 155 — особняк Т. П. Дылёва, 1849—1850 гг., арх. И. А. Монигетти (?), 1866—1867 гг., арх. А. Ф. Видов (надстройка, флигели).
  • Дома 169—173 — Измайловские провиантские магазины, построенные в 1819—1823 годах архитектором В. П. Стасовым. Памятник классицизма.
  • Дом 179А — городской Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
  • Дом 181 — Дворец культуры имени А. Д. Цюрупы, бывший Дом просветительных учреждений. 1913, арх. Н. В. Дмитриев
  • Дома 197—201 — угол с улицей Циолковского, 15, правая часть — комплекс зданий 4-го казённого винного склада и завода. Построены в 1896—1898 годах по проекту Г. Г. Рабцевича.
  • № 223—225 — комплекс Российской бумагопрядильной мануфактуры, 1835—1838 гг., арх-ры Н. Я. Анисимов, А. Я. Вильсон.

Интересные места на набережной

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец  в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

Сооружение канала

В 1804 году властями города было принято решение о сооружении канала. Он строился для того, чтобы в случае наводнения отвёл бы воды Невы от затопления Санкт-Петербурга. Помимо этого, канал был необходим городу для выполнения логистических задач. По нему планировали транспортировать грузы к промышленным предприятиям, расположившимся на окраине города.

Работами по сооружению канала руководили сперва — инженер Иван Кондратьевич Герард, затем — французские инженеры Пьер-Доминик Базен и Бенуа Поль Эмиль Клапейрон. В начале декабря 1804 года стали прокладывать восточный участок Обводного канала под руководством инженера Ивана Герарда.

Работы продолжились в 1816—1833 годах под руководством инженеров Базена и Клапейрона. К 1834 году Обводный канал стал южной границей Санкт-Петербурга, его длина составляла 10 вёрст, ширина — 10 сажен.

Набережные Обводного канала

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже — доходные дома. Канал ассоциировался с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица  «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849–1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом  Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Страшная легенда

По некоторым данным в 1923 году, когда производились строительные работы теплотрассы, в том месте, где река Волховка впадает в Обводный канал, обнаружили плиты из гранита, которые  имели неизвестного рода надписи, а что самое интересное – под этими самыми плитами находились древние скандинавские  захоронения, относящиеся к 11-12 векам.

Не принимая в серьез всей ситуации, эти плиты было решено использовать как поребрики в строительстве дороги, находящейся на Лиговском проспекте. Кроме того, человеческие останки были увезены на свалку.

И вот с этого времени именно на том месте начали происходить самоубийства, причем в определенной последовательности. Так, трагедия совершалась 1 раз за десятилетие.

В 1923 году погибло 89 человек, которые по неизвестным причинам бросились в воду, а в 1933 – уже 107 человек.

Те уникальные личности, которым удалось выжить, рассказывают, будто их манил в воду неизвестного происхождения голос, которому они не могли не подчиниться.

На сегодняшний день эту легенду знают множество людей, как проживающих в Петербурге, так и вновь прибывших в Северную столицу, но статистика по самоубийствам сейчас не известна.

Одним словом, каждый сам решает, верить ему в это или нет, но стоит помнить, что просто так никто бы не начал говорить об этих происшествиях.

Художественное оформление

Памятный жетон в блистере

Станция оформлена в стиле промышленной архитетуры, в основе концепции — тема петербургского Обводного канала. Водозащитные зонты из сборных элементов служат архитектурной формой.

Путевые стены оформлены стеклянными панорамами, выполненными по современным технологиям «лазерной печати» с последующей высокотемпературной обработкой (художник А. Я. Гордин). Общая длина панорамы составляет 360 погонных метров. Изображены виды дореволюционного Обводного канала, причём по одному из путей расположены изображения правого берега, по другому — левого: мосты, церкви, заводы, первые отечественные машинные фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в северной столице.

Также в облицовке стен применён светлый полированный мрамор, привезённый из Италии. Полы станции облицованы серым гранитом из Мансуровского карьера. В торцах станции и переходах размещены большие декоративные видовые панорамы в обрамлении из габбро-диабаза.

В оформлении одного из панно изначально была допущена неточность: архитектор Варшавского вокзала был указан на путевой стене как «Скаржиновский К. А.» вместо «Скаржинский К. А.». Впоследствии данная ошибка была исправлена. Также неведомым образом на противоположной стороне Обводного канала, напротив Варшавского вокзала, иллюстраторы поместили знаменитый Царскосельский курзал — первый в России вокзал.

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой, учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес».

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл (). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 — некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

ВДОЛЬ БАССЕЙНОЙ

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Когда оказываешься на бульваре Красных Зорь в Невском районе – испытываешь странное ощущение. С северной стороны на эту широкую улицу с обширной зеленой зоной посередине выходят парадные фасады эпохи сталинского неоклассицизма. Почему архитекторы решили развернуть в эту сторону «лицо» квартала? Чем так важен был этот, казалось бы, непарадный бульвар в новостройках? Ответ находится, когда начинаешь рыться в архивах. Довольно быстро узнаешь, что бульвар – это вовсе никакой не бульвар, а зарезервированная под строительство Нового Обводного канала территория.

Широкий, протяженностью в 17 километров, канал должен был начаться у моста Володарского, каким-то образом «нырнуть» под сортировочную станцию московского направления, затем повернуть на северо-запад под углом в 45 градусов и по нынешней Бассейной улице (тогда еще улица Турку в топонимическом плане составляла с ней единое целое) дойти до речки Красненькой, влиться в нее и в одном с ней русле дошагать до Финского залива.

Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector