Площадь святого петра

Площадь Святого Петра в настоящее время

По воскресеньям и в праздничные дни здесь собираются все, кто хочет услышать проповедь папы. Площадь заставляется стульями и пришедшие слушают речь главы католической церкви на 20 языках. Ровно в полдень Папа произносит свою речь с балкончика над главным входом в базилику или из окон своего кабинета, которые расположены с левого края на последнем этаже здания, находящегося за колоннадой справа.

Есть еще одна возможность увидеть папу. В среду в 10 часов утра он проводит всеобщую аудиенцию. Правда, если не занять место заранее, то ничего, кроме спин и фотокамер, Вы не увидите.

В остальное время Площадь Святого Петра полна туристами, пришедшими в музей. При этом нельзя забывать, что никакие фривольности в одежде здесь не допускаются. Если же Вы одеты не соответствующе, лучше сразу по пути купить в сувенирном киоске футболку с рукавами или какую-нибудь накидку-платок.

Рекомендации

  1. Уильям Тронзо, изд., Собор Святого Петра в Ватикане, Cambridge University Press, 2005, стр. 149.
  2. Франко Мормондо, Бернини: Его жизнь и его Рим, Издательство Чикагского университета, 2011 г., стр.203.
  3. Деккер, Генрих (1969). Ренессанс в Италии: Архитектура • Скульптура • Фрески. Викинг Пресс. п. 282. ISBN .
  4. Уильям Тронзо, изд., Собор Святого Петра в Ватикане, Cambridge University Press, 2005, стр. 149.
  5. Франко Мормондо, Бернини: Его жизнь и его Рим, Издательство Чикагского университета, 2011 г., стр.203.
  6. Он был основан в 1613 году по приказу Павел V
  7. Фактические очаги отмечены на мощении круглыми каменными кругами в шести или семи метрах от внешнего кольца компаса, центрированного на обелиске с обеих сторон. Когда посетитель стоит на одной, ряды колонн идеально выстраиваются друг за другом. (Туристический клуб Italiano, Рома и Динторни).
  8. Здесь 248 колонн и 88 пилястр; Карниз венчают 140 сверхъестественных святых; гербы Александр VII.
  9. Овато тондо имеет диаметр 240 метров.
  10. Туристический клуб Italiano, Рома и Динторни, который предоставляет статистику в этих заметках.

Гений иллюзий эпохи барокко

Середина XVII века. Перед Лоренцо Бернини, выигравшим конкурс папы Александра VII на проект площади, стояла чудовищная по неразрешимости задача: как увязать в одно архитектурное целое собор с вынесенным вперед вычурным фасадом по проекту Карло Мадерна, его же работы фонтан, пресловутый обелиск и старый проход в Апостольский дворец?

Перепад высот при этом тоже никто не отменял. Но для гения нет ничего невозможного, если он умело использует опыт не менее гениальных предшественников и современников.

Строительство велось в 1656-67 гг. Образцом для трапециевидной части, расположенной у собора – пьяцца Ретта – стала площадь Капитолия, созданная Микеланджело, а знакомство с работами Декарта по оптике помогло Бернини окончательно разобраться с прочими неувязками.

Для уменьшения перепада высот на 4 м была разрушена соборная лестница. Поверх нового настила были возведены 2 галереи и новая, сужающаяся по мере спуска, 75-метровая лестница, последняя ступень которой расположилась как раз на уровне основания обелиска.

Фонтан Бернини. Площадь св. Петра

Благодаря таким ухищрениям издали возникает полная иллюзия, что эта часть площади имеет правильную форму квадрата. Продолжением правой галереи, ведущей в Апостольский дворец, стала Скала Реджа, знаменитая парадная лестница, сужающаяся по мере подъема.

Эллипсоидная колоннада из 2-х полукружий (пьяцца Обликва), в целом традиционная для барокко, была развернута на 90 градусов так, что длинная поперечная ось расположилась не перпендикулярно, а параллельно фасаду.

Ритмичное чередование фонтана, обелиска и еще одного фонтана, возведенного Бернини по образцу работы Мадерна, отчетливо диктует сознанию зрителя, что это эллипс. Но глаз, привыкший точно определять расстояние по горизонтали, все равно видит окружность.

Такой эффект достигается благодаря нескольким факторам: размерам эллипса – 21 500 кв. м, углу его наклона и самой четырехрядной колоннаде из 284 колонн аскетичного тосканского ордера, создающей иллюзию вращения и скрывающей истинную глубину обеих частей площади.

Полуденные маркеры можно найти между обелиском и фонтаном

Увидеть только первый ряд колонн и все венчающие их 162 статуи можно, если встать на один из мраморных дисков, расположенных по обеим сторонам обелиска.

Есть на брусчатке сампьетрино, брусках из темного порфира, названных так в честь площади, и другие отметки. От обелиска, выполняющего роль гномона солнечных часов, лучами расходятся линии с указателями сторон света. Полуденные маркеры можно найти между обелиском и фонтаном, находящимся справа (если стоять лицом к собору).

Пьяцца Рустикучи, третий «элемент» площади, ее «преддверие», была разбита на месте нескольких снесенных дворцов для того чтобы все-таки можно было беспрепятственно увидеть весь собор. Свой окончательный облик она приобрела к середине XX в., во время строительства виа делла Кончилиационе.

История Собора Святого Петра

У базилики почти двухтысячелетняя история. Началось все с того, что император Константин (время правления 306 — 337 года) в 313 году подписал «Миланский эдикт», который разрешал в Римской империи свободу вероисповедания.

Теперь христиане могли больше не ютиться в частных домах и катакомбах. Храмы, в которых они могли молиться, теперь строились по приказу императора.

И тогда в 324 году была построена первая церковь Святого Петра. По легенде Святой Петр принял мученическую смерть в цирке Нерона. Именно на этом месте (над могилой Петра) и возвели старую базилику.

На фреске Рафаэля «Пожар в Борго» виден старый фасад собора Святого Петра

Эта базилика представляла собой просторное пятинефное здание, перед фасадом которого располагался квадратный двор, обрамленный крытой колоннадой.

Шло время, и в Средние века Рим пришел в упадок. В то время пока папы проживали в Авиньоне, обветшала и базилика Святого Петра. Поэтому после возвращения святого престола в Рим папа Юлий II занялся активным строительством. Он поручил величайшему архитектору ренессанса Браманте перестройку собора.

Строительство началось в 1506 году. Но Браманте собор построить не успел, так как умер в 1514 году.  Храм достраивали другие архитекторы. О том, каким хотел видеть его интерьер Браманте, можно судить по знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» в одной из комнат Ватикана.

После смерти Браманте строительством собора в разное время занимались Рафаэль, Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. А его идеалом был купол Флорентийского собора, именно его он взял за основу.

Микеланджело увидеть собор завершенным также не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Свод был закончен лишь в 1590. Сегодня высота купола до верхушки креста 136,57 м, а его внутренний диаметр – 42,56 м. 

Но на этом история строительства не закончилась. В начале XVII в. по указанию папы Павла V архитектор Карло Мадерно перестроил здание в форме латинского (удлиненного) креста и перестроил фасад в стиле барокко.

Современное внутреннее убранство базилики Святого Петра как и площади перед собором почти целиком творение Джованни Бернини. 

Работа над скульптурными композициями в внутри собора велась с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В итоге, мы имеем собор в стиле барокко.

Пьета Микеланджело

Из эпохи возрождения здесь остался шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета. Эта скульптура была создана мастером на рубеже XV и XVI столетий, ему было тогда 23 года.

Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Собора Святого Петра

Собор Святого Петра — по-настоящему титаническое сооружение. Вместе с портиком собор имеет в длину 211 метров, без портика — 186. Крест, венчающий купол, заканчивается на высоте 138 метров. В пилонах, которые этот купол поддерживают, по периметру — 71 метр. Весь собор занимает площадь в 22 067 квадратных метров, и до 1990 года оставался самым большим христианским храмом на нашей планете.

Площадь, оформленная Бернини, окаймлена 284 тосканскими колоннами. Колоннаду украшают статуи святых. Перед самым входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

Внутренние помещения собора впечатляют еще больше, чем внешняя архитектура. Потрясает вид уходящего вдаль пространства, в котором совершенно теряются люди.

Войти в собор можно через пять дверей. Крайняя справа почти всегда заперта — открывается она только в юбилейный год. Центральная дверь (тоже обычно закрытая) перенесена из старой базилики и примечательна главным образом видами Рима, выкованными на ее створках мастером Филарете (XV век): в клеймах, изображающих мучения апостолов, фигурируют пирамида Гая Цестия. На внутренней стороне — подпись автора: небольшой барельеф, где Филарете, сидя на осле, возглавляет небольшую процессию строительных рабочих.

Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Оказавшись внутри, сразу упираешься в 29-метровый бронзовый балдахин на витых по-восточному колоннах. За балдахином — апсида с причудливой золоченой конструкцией, сверкающей от проходящего сквозь купол света: это оклад, в который все тот же Бернини заключил остатки древней кафедры святого Петра.

Вдоль стен собора выстроились мраморные погребальные монументы: тут похоронено несколько десятков Пап, а также стоят памятники выдающимся католикам королевской крови.

По всему периметру собора — вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Большое количество посетителей привлекает первая справа капелла, где за толстым стеклом находится Пьета, вытесанная 23-летним Микеланджело по заказу французского посла.

Далее следуют: Капелла Святого Себастьяна с надгробным памятником Пию XII работы скульптора Франческо Мессина; Капелла Святого Причастия с киворием Бернини и бронзовой оградой, выполненной Франческо Борромини; Капелла Грегориана, выполненная в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта, богато украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим Встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, и, наконец, Капелла Представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»). По фризу купола и далее — всей церкви мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк изображен со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — животные, о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о зверях, которые окружающих престол Бога.

С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы под алтарем собора, где посетитель увидит остатки древнего римского кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Петра. Обнаруженное на этом месте надгробье, возможно, и является могилой великомученика, но для внесения окончательной ясности в этот вопрос недостает безусловных археологических доказательств.

Как все начиналось

В начале новой эры на месте площади и собора – между Ватиканским холмом и холмом Яникул – находились сады и цирк Нерона. Считается, что именно на его арене были казнены Апостолы Петр и Павел.

В середине I в. в цирке был установлен обелиск высотой 25,5 м, привезенный из Египта в 40 г., еще при Калигуле.

Таких обелисков в Риме было немало, но до наших дней сохранилось всего 13. Жители Вечного города полагали, что эти сооружения символизируют возрождение и силу, а иероглифы на их гранях – это тайные магические формулы.

К IV в. – времени возведения первого Собора Святого Петра – на месте будущей площади и бывшего цирка, вырос огромный некрополь.

После сооружения базилики перед ней была расчищена от зданий и захоронений обширная наклонная эспланада, на которой было запрещено всякое строительство. Эспланада предназначалась для проведения массовых торжеств во время христианских праздников.

Ватикан, Египетский обелиск

К XVI в. площадь Святого Петра в Риме представляла собой большой четырехугольник с перепадом высот до 10 м. В ненастные дни грунтовое покрытие площади превращалось в непролазное болото, что вкупе с ветхой базиликой было «не к лицу» Святому Престолу. Папа Юлий II начал строительство нового собора, а Пий IV расширил площадь Святого Петра.

В 1586 г. нашлось применение и для обелиска из цирка Нерона, до тех пор стоявшего у южной стены храма. Папа Сикст V освятил его, очистив от «языческой скверны» (об этом свидетельствуют надписи на гранях), и распорядился перенести на площадь Святого Петра.

Позолоченный шар, украшавший до того вершину обелиска и хранивший, по преданию, прах Юлия Цезаря, был заменен крестом с частицей Животворящего Креста из Иерусалима. Имперского праха, кстати, в шаре так и не нашли.

Для переноса 300-тонного сооружения на площадь Святого Петра в Ватикане потребовалось 40 000 деревянных щитов, 40 лебедок и усилия 800 рабочих и 140 лошадей.

Руководил работами архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти зевакам, собравшимся посмотреть на внештатное «представление», запрещалось переговариваться даже шепотом.

В какой-то момент канаты лебедок едва не лопнули, и только своевременный вскрик Бенедетто Бреска, капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог избежать трагедии. Бреска не казнили, а щедро наградили привилегией поставки пальмовых ветвей к Пальмовому (Вербному) воскресенью. В центре Сан-Ремо до сих пор существует площадь, названная в честь находчивого капитана.

Что посмотреть внутри Собора в первую очередь

Главные достопримечательности собора, которые стоит обязательно посетить:

  1. Пьета Микеланджело.
  2. Капелла Святого Себастьяна.
  3. Балдахин Бернини.
  4. Соломоновы колонны.
  5. Кафедра.
  6. Бронзовая статуя Апостола Петра.
  7. Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти.
  8. Гроты Ватикана.
  9. Некрополь.
  10. Могила Святого Петра.

Немного о каждой из них…

Пьета Микеланджело

Скульптура скорбящей Девы Марии с мёртвым телом Иисуса Христа на руках.

Пьета – грандиозная скульптурная композиция, передающая глубокую скорбь матери, связанную с гибелью сына.

Произведение Микеланджело помещено за пуленепробиваемым стеклом.

Пьета Микеланджело.

Капелла Святого Себастьяна

Капелла Святого Себастьяна расположена в правом нефе собора.

В часовне можно увидеть:

  • могилу папы Иоанна Павла II (период служения на Святом Престоле: с 1976 по 2005 год);
  • мемориальная скульптура понтифика Пия XI – основателя города-государства Ватикан.

Капелла украшена мозаикой Пьеро Паоло Кристофари по эскизам Доменикино.

В своде находится мозаика Пьетро да Кортоны. 

Капелла Святого Себастьяна.

Балдахин Бернини

Балдахин (киворий) – навес, расположенный над главным алтарём собора Святого Петра.

Балдахин изготовлен из позолоченной бронзы и опирается на четыре 20-ти метровые колоны в форме спирали.

Высота балдахина – 29 метров.

Балдахин Бернини.

Соломоновы колонны

Мраморные Соломоновы колонны были привезены в Рим в IV веке императором Константином.

Колоны взяты из второго Храма Соломона, стоявшего в Иерусалиме (586 г. до н.э. – 70 г. н.э.) на Храмовой горе.

Интерьер древней базилики украсился несколькими колоннами как разделяющей частью пространства.

Соломоновы колонны.

Кафедра

Внутреннее убранство собора украшает одна из главных достопримечательностей – кафедра.

Шедевр архитектора Джованни Лоренцо Бернини выполнен из бронзы.

Кафедра размещается за главным алтарём храма.

Реликвийный трон был подарен франкским королём Карлом II папе Иоанну VIII в честь своего коронования.

Сложная скульптурная композиция представляет парящий в воздухе трон, который держат снизу фигуры святых: Иоанн Златоус, Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский и Афанасий Великий.

Кафедра Святого Петра.

Бронзовая статуя Апостола Петра

Статуя Апостола Петра расположена в одном из последних пилонов центрального нефа.

Выполнена статуя итальянским скульптором Арнольфо ди Камбио в XIII — XIV веках.

Скульптура представлена в виде трона, на котором восседает святой Пётр. В левой руке апостол держит ключи от Рая, а правой – благословляет всех верующих.

29 июня в день памяти Апостола статую облачают в одежду.

Бронзовая статуя Апостола Петра.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

«Преображение» — последняя работа Рафаэля Санти, выполненная в 1518-1520 годы.

При папе Клиементе VII заказал картину для французского собора. Однако, Рафаэль не успел закончить картину, работу завершили его ученики.

Оригинал находится в пинакотеке Ватикана.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти.

Гроты Ватикана

Расположены пещеры на глубине трёх метров.

Что можно увидеть в гротах Ватикана:

  • усыпальницы пап римских;
  • могилы императоров, кардиналов и представителей королевских семей;
  • часовни для проведения погребальных обрядов.

 Вход в гроты открывается через спуск с левой стороны алтаря собора.

Гроты Ватикана.

Некрополь

Некрополь – древнеримские захоронения под собором Святого Петра.

Размещается кладбище мёртвых ниже уровня священных грот, под храмом.

Древние римляне строили склепы, погребальные камеры под землёй вдоль консульских дорог.

Некрополь.

Могила Святого Петра

В 1939 году по приказу папы Пия XII под храмом проводились археологические раскопки захоронений. В результате был обнаружен древний некрополь.

В ходе работ было найдено мраморное хранилище. В маленьком склепе некрополя в 1953 году в нише стены обнаружились фрагменты костей, соответствующие скелету 70-летнего мужчины крепкого телосложения. Это и были останки апостола Петра.

Мощи в древней базилике были перенесены надзирателем из могилы в нишу и укутаны пурпурной тканью, с целью их сохранения от приливов реки Тибр в хранилище.

Сейчас останки Петра расположены в гробнице «Исповедальня Святого Петра». 

Гробница Святого Петра.

Экономика

Ватикан имеет некоммерческую плановую экономику и существует за счет пожертвований католиков со всего мира. Кроме этого значительную часть доходов приносит и туризм, продажа почтовых марок, сувениров, ватиканских монет евро и, конечно же, посещение музеев. Большая часть «рабочей силы», обслуживающий персонал музеев, садовники, дворники и так далее – это граждане Италии. Ватикан не имеет постоянных граждан, так как гражданство не передается и не получается при рождении на территории государства.  Единственный способ получить гражданство Ватикана – это стать служителями Католической Церкви, но оно аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности. На основании соглашения между Ватиканом и Италией, если лицо перестает быть гражданином Ватикана и не имеет гражданство другого государства, то ему предоставляется гражданство Италии. На 2005 год в Ватикане было всего 557 подданных Святого Престола, которые и составляют численность Ватикана. К «дневному» населению относится более 3000 человек, работающих в Ватикане, но все они живут на территории Италии.
Ватикан

На территории Ватикана есть одна вертолетная площадка Ватиканский гелипорт, которая используется для связи с итальянскими аэропортами Чампино и Фьюмичино. Так же имеется железнодорожная ветка длиною 700 метров, которая соединена с сетью итальянских железных дорог. В Ватикане есть радиостанция, телевизионный центр, а так же свой информационный интернет – портал и собственный домен «.va».

Ватикан

Сам Ватикан никаких дипломатических отношений не устанавливает, не участвует в международных организациях и не заключает международные договора, так как является суверенным государством Святого Престола. Святой Престол поддерживает дипломатические отношения с 174 государствами мира, в том числе и Россией.

Откуда — Куда Дата вылета Найти билет

Бари → Рим

17.08.2021

Катания → Рим

09.08.2021

Ольбия → Рим

16.07.2021

Кальяри → Рим

24.07.2021

Сплит → Рим

07.07.2021

Лондон → Рим

31.08.2021

Корфу → Рим

13.07.2021

Палермо → Рим

27.07.2021

Задар → Рим

15.07.2021

Вена → Рим

03.08.2021

Бриндизи → Рим

26.08.2021

Будапешт → Рим

16.07.2021

Закинтос → Рим

17.07.2021

Милан → Рим

18.08.2021

Ларнака → Рим

10.07.2021

Ираклион → Рим

19.07.2021

Альгеро → Рим

17.07.2021

Ницца → Рим

21.07.2021

София → Рим

01.08.2021

Сучава → Рим

03.08.2021

Варшава → Рим

05.08.2021

Салоники → Рим

05.07.2021

Познань → Рим

28.07.2021

Венеция → Рим

21.07.2021

Краков → Рим

23.07.2021

Катовице → Рим

24.07.2021

Турин → Рим

30.09.2021

Братислава → Рим

05.07.2021

Загреб → Рим

24.07.2021

Кёльн → Рим

31.07.2021

Барселона → Рим

26.07.2021

Берлин → Рим

19.07.2021

Верона → Рим

30.07.2021

Перуджа → Рим

20.07.2021

Гамбург → Рим

20.07.2021

Львов → Рим

16.07.2021

Франкфурт-на-Майне → Рим

22.07.2021

Марсель → Рим

26.07.2021

Брюссель → Рим

18.07.2021

Болонья → Рим

17.07.2021

Острава → Рим

27.07.2021

Брно → Рим

23.07.2021

Аликанте → Рим

27.07.2021

Родос → Рим

16.07.2021

Мемминген → Рим

27.07.2021

Анкона → Рим

13.07.2021

Эйндховен → Рим

18.07.2021

Сату Маре → Рим

25.07.2021

Бордо → Рим

09.07.2021

Одесса → Рим

10.09.2021

Тыргу-Муреш → Рим

31.07.2021

Тирана → Рим

30.07.2021

Париж → Рим

24.09.2021

Сантандер → Рим

30.07.2021

Киев → Рим

23.07.2021

Луа → Рим

12.09.2021

Прага → Рим

16.07.2021

Ноттингем → Рим

01.08.2021

Лиссабон → Рим

28.07.2021

Дюссельдорф → Рим

31.07.2021

Афины → Рим

23.07.2021

Санторини → Рим

22.07.2021

Миконос → Рим

29.07.2021

Мадрид → Рим

13.07.2021

Порту → Рим

29.09.2021

Гётеборг → Рим

29.07.2021

Вроцлав → Рим

08.07.2021

Вильнюс → Рим

25.07.2021

Ибица → Рим

23.07.2021

Валенсия → Рим

13.07.2021

Дублин → Рим

16.07.2021

Рабат → Рим

06.07.2021

Генуя → Рим

09.07.2021

Неаполь → Рим

20.07.2021

Клуж-Напока → Рим

20.07.2021

Манчестер → Рим

13.07.2021

Пиза → Рим

24.07.2021

Дортмунд → Рим

07.08.2021

Севилья → Рим

19.07.2021

Ханья → Рим

18.07.2021

Рига → Рим

20.07.2021

Нюрнберг → Рим

31.07.2021

Тель-Авив → Рим

20.08.2021

Копенгаген → Рим

29.07.2021

Пафос → Рим

05.07.2021

Ниш → Рим

27.07.2021

Гданьск → Рим

16.07.2021

Осло → Рим

17.07.2021

Бакэу → Рим

14.07.2021

Шарм-эль-Шейх → Рим

24.07.2021

Таллин → Рим

09.07.2021

Стокгольм → Рим

18.07.2021

Превеза → Рим

05.08.2021

Лодзь → Рим

16.07.2021

Хургада → Рим

07.08.2021

Марракеш → Рим

24.07.2021

Или арендуйте автомобиль и прокладывайте свой маршрут.

Главный фасад

Основной фасад к собору возвёл архитектор Карло Мадерна.

Надпись на фасаде обозначает, при каком папе и когда построен собор – Павел V, 1612 год.

Святые ворота имеют размеры: 45 метров в высоту и 115 метров в ширину.

Аттик поддерживается классическими колоннами.

Стена, возведённая над венчающим сооружение карнизом, украшена статуями Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме святого Петра).

Высота главной статуи Иисуса Христа – 5 метров.

Сверху фасада располагаются часы, созданные Джузеппе Валадье в XVIII веке.

Фреска «Навичелла» (Navicella degli Apostoli), выполненная Джотто ди Бондоне в XIII веке, украшает главную стену католического храма.

Вход в кафедральный собор открывают пять главных порталов:

1. Портал Филарета (центральный портал).

Бронзовая дверь выполнена в XV веке для древней базилики при императоре Константине. Мастер уникальной работы известен под именем Филарет.

На верхних панелях изображены: Христос на троне, Дева Мария, Святой Пётр и Святой Павел. На нижней панели представлена страдальческая сцена двух святых: «Усекновение главы святого Павла» и «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра».

Над главными воротами расположен мраморный барельеф Джованни Лоренцо Бернини – «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

2. Святой портал (последний портал справа).

Дверь в бронзе изготовил Вико Консорти в 1950 году.

Портал замурован каменной кладкой  с внутренней стороны храма. Ворота открывают только в Святой Юбилейный год, один раз в 25 лет.

В канун Рождества кладка в дверях разбирается и первым, преклонив трёхкратно колени, входит Папа Римский.

В конце Юбилейного года портал замуровывается на период следующих 25 лет.

3. Портал Смерти (первый портал слева).

Вороты не один раз менялись. Последний вариант был создан в 1964 году Джакомо Маньзо.

Двери используются для похоронных процессий понтификов. Изображения на дверях носят страдальческий, мученический характер, вызванные смертью.

Основные сцены, изображенные на портале:

  • смерть Иисуса Христа;
  • смерть Девы Марии;
  • насильственная смерть Авеля;
  • смерть Иосифа;
  • смерть первого Папы Римского;
  • мученичество Святого Петра.

4. Портал Добра и Зла.

Ворота созданы в 1977 году Лучано Мингуцци. Створки ворот выполнены из бронзы.

Изображения на дверях:

  • на правой створке – библейские сцены добра;
  • на левой створке – сцены насилия и зла.

5. Портал Таинств.

Двери созданы в 1965 году Венанцио Крокетти. Через ворота Таинств туристы обычно проходят в собор.

На панелях ворот изображены основные таинства и обряды, совершаемые в церкви.

Центральный вход в собор украшен двумя статуями:

  • конная статуя Карла Великого, возведенная Августином Корначчини в XVIII веке;
  • конная статуя императора Константина, созданная Джованни Лоренцо Бернини в XVII веке.

Перед входом в храм расположены статуи: Святого Павла и Святого Петра.

Статуя Святого Петра перед базиликой.

Строительство

Строительство нынешней базилики, которая заменила старую Базилику Святого Петра, существовавшую с 4-го века нашей эры, началось 18 апреля 1506 года и продолжалось до 18 ноября 1626 года.

Тогдашний Папа Николай V поручил реставрацию базилики Бернардо Росселлино, который хотел снести старую церковь и построить новую.

Папа Николай V одобрил эту идею, но вскоре после начала ее реализации скончался.

И тогда, в начале 1500-х годов папа Юлий II принялся за реализацию проекта расширения и перестройки церкви. Он решил , что это должно быть настолько великое сооружение, которое превзойдет все языческие и уже существующие христианские храмы. А главное это поможет усилить влияние и распространение католицизма.

Создание достаточного пространства для погребального памятника стало одной из главных причин, побудивших папу Юлия II поручить строительство новой базилики. Следовательно, Браманте был архитектором, ответственным за проект.

Схема собора Святого Петра.

Строительство началось в 1506 году, но между 1513 и 1514 годами папа Юлий II и Браманте умерли, оставив сооружение с 4 огромными колоннами для поддержки купола.

Следующий понтифик, Лев X, поручил Рафаэлю продолжить проект, но молодой художник умер в возрасте 37 лет, и его проект не был реализован.

Важно отметить, что базилика Рафаэля должна была иметь форму латинского креста с элементами интерьера, состоящими из игры света и тени

Базилика Сангалло

После смерти Рафаэля Антонио да Сангалло стал главным архитектором фабрики Сан-Пьетро с 1520 по 1546 год.

Однако в то время церковь испытывала экономические трудности.

Сангалло продолжал работать над поэтажным планом Браманте, чтобы покрыть поверхность старой базилики.

Согласно проекту, площадь планировалось превратить в священную землю, и Лев X хотел включить ее в новое здание.

Для этого мастер расположил фасад между двумя колокольнями и соединил их с главным зданием церкви притвором.

В настоящее время модель находится в одном из восьмиугольников базилики, расположенном над четырьмя большими угловыми часовнями.

Купол собора Святого Петра

После смерти Сангалло его сменил Микеланджело Буонаротти. Флорентийскому художнику было уже за 70 лет, и он несколько раз отказывался от предложения поработать над проектом, пока папа Павел III не вынудил его принять его. Микеланджело не очень понравилась работа его предшественника и решил снести несколько частей, которые были построены до его прихода. Мастер вернулся к первоначальному плану Браманте и спроектировал огромный купол (купол) как центральный элемент нового сооружения.

Максимальная высота купола составляет 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики-117,57 м, а внутренний диаметр-41,5 м. Также общий вес составляет 14 тысяч тонн

Микеланджело был вдохновлен куполом Флорентийского собора и Пантеоном, спроектированными Брунеллески. Когда он умер, в Новой базилике не хватало угловых часовен, фасада и купола, из которых были закончены только колонны и барабан. В 1587 году Джакомо делла Порта стал ответственным за завершение купола вместе со своим помощником Доменико Фонтана. После двух лет работы купол был окончательно достроен.

Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини

Проект перешел в руки Карло Мадерно в 1603 году, когда еще существовал аналог старой базилики.

Кроме того, было много людей, которые выступали против сноса старой базилики. Однако папа Павел V решил убрать старые стены, в то время как Мадерно расширил восточное крыло нового здания, покрыв таким образом поверхность старой церкви. Эта реконструкция привела к тому, что фасад был расположен гораздо дальше вперед.

Таким образом, чтобы соединить его с шедевром Микеланджело, Мадерно построил трехнефное сооружение.

Это главная причина, по которой новая базилика приобрела форму латинского креста.

Согласно проекту Микеланджело, купол располагался гораздо дальше от входа.

Фасад был слишком плоским, чтобы купол мог оставаться устойчивым, и его обрамляли две колокольни.

Кроме того, Бернини и Мадерно преуспели в строительстве башен, так как основная почва была слишком мягкой.

В 1626 году было начато строительство собора Святого Петра.

Базилика сегодня

Собор Святого Петра традиционно является местом паломничества для многих тысяч верующих и центром массового потока туристов.Литургии возглавляет лично Папа Римский, которые проходят в течение всего года собирая аудиторию в 15 тысяч человек внутри собора и более 80 тысяч на самой площади Святого Петра.Собор наделён статусом «Главной Базилики», который присвоен только четырем базиликам в мире.Все они расположены в Риме.

Собор Святого Петра.unsplash.com(Егор Мызник)

Что посмотреть на площади Святого Петра

Пьяцца Сан Пьетро богата уникальными шедеврами искусства.

Главные достопримечательности:

  1. Колоннада Бернини.
  2. Египетский обелиск.
  3. Фонтаны.
  4. Статуи и скульптуры.

Колоннада Бернини

Возведена в период с 1656 года по 1667 года по проекту Лоренцо Бернини.

Полукружные сооружения ограждают площадь с двух сторон.

Четыре ряда колонн расположены параллельно друг другу, скрывая расположенные за ними здания и вход в Апостольский дворец. Тем самым образуется три внутренних прохода.

Общее число установленных колонн – 284. Их высота – 13 метров.

Каждая колона с внутренней стороны увенчана статуей святого. Всего – 140 скульптур.

Сооружение украшено шестью парапетами с гербами папы Александра VII.

Колоннада соединяется с собором двумя галереями:

  1. Константина Великого.
  2. Карла Великого.

Длина каждого этого крыла – 120 метров.

Колоннада Бернини.

Египетский обелиск

Достопримечательность была доставлена из Египта по приказу императора Калигулы в I веке нашей эры.

Обелиск служил украшением цирка Нерона, в котором казнили Святого Петра.

В эпоху Ренессанса произошло несколько попыток переноса обелиска, однако грандиозные размеры затрудняли его перенос и установку.

В 1586 году при папе Сиксте V и архитекторе Доменике Фонтане обелиск перенесли на площадь Святого Петра, которая находилась на этапе строительства.

С помощью крепкой платформы и роликов около 900 рабочих со 140 лошадьми переместили древнейший памятник.

На интересное зрелище собралась толпа, разговоры в которой строго запрещались. За шум грозилась казнь.

Египетский штык сохранился с древних времён в хорошем состоянии.

В Риме расположены 12 схожих обелисков.

Описание обелиска:

  • высота штыка – 25,5 метров;
  • материал – красный гранит;
  • установленный крест на вершине высотой – 15,5 метров.

Египетский обелиск.

Фонтаны

С двух сторон от Египетского обелиска располагаются два идентичных фонтана:

  1. Фонтан «Антика». Украшал еще площадь Санкти Петри с 1490 года перед базиликой при Константине. Расположен с правой стороны от обелиска. В 1614 году фонтан подвергся реконструкции архитектором Карло Мадерно.Он внёс в фонтан следующие изменения:

    • изменилась высота достопримечательности;
    • верхняя чаша заменилась выпуклой стороной вверх;
    • добавились элементы барельефов, изображающих символику папы
  2. Фонтан Бернини. Возведён по проекту Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Материал сооружения сделан полностью из гранита. Отличается от «Антика» только изображениями папской символикой.

Высота обоих знаменитых фонтанов – 8 метров.

Папский фонтан (фонтан «Тиары») – малоизвестная достопримечательность, расположенная со стороны правой колоннады, за пределами Ватикана. Создатель – Пьетро Ломбарди, в XX веке. Фонтан украшают четыре тиары и ключи. Вода в фонтане питьевая, её можно набрать в бутылку, если настигла жажда.

Фонтан на площади Святого Петра.

Статуи и скульптуры на площади

Перед входным фасадом собора Святого Петра расположены две статуи:

  1. Статуя Святого Петра. Выполнена итальянским скульптором Джузеппе де Фабрисом.
  2. Статуя Святого Павла. Автор – Адамо Тадолини.

Скульптуры были установлены в 1847 году.

Колоннаду украшают 140 статуй святых, созданных по эскизам Джованни Лоренцо Бернини.

Статуи святых на колоннаде.

Швейцарские гвардейцы

Представители швейцарской армии – особая «визитная карточка» Ватикана.

Яркая форма солдат привлекает внимание всех туристов. Однако не все знают об уникальной отваге и верности гвардейцев

Швейцарская гвардия служит охраной города-государства в центре Рима.

Где можно увидеть швейцарских гвардейцев:

  • у Бронзовых ворот на входе площади;
  • у входа в собор (дальний угол слева на площади);
  • за левой колоннадой;
  • у ворот улицы Sant’Angelico.

Солдаты сразу заметны благодаря своей цветной желто-сине-красной полосатой форме.

Швейцарские гвардейцы.

Музеи рядом с площадью Святого Петра

Рядом с площадью располагаются известные во всём мире музеи Ватикана.

Огромное количество галерей наполнены невероятными произведениями искусства.

Основные части музеев, которые стоит посетить:

  • музей Пия-Климента;
  • Сикстинская капелла;
  • станцы и лоджии Рафаэля;
  • музей Кьярамонти;
  • Египетский музей;
  • Этрусский музей;
  • Ватиканская пинакотека.

Каждый Папа Римский внёс свой вклад в содержание музейного комплекса.

Музеи Ватикана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector