Собор святого вита

Стоимость посещения*

Бесплатно можно осмотреть только переднюю часть Кафедрального собора святого Вита.

Чтобы осмотреть собор, нужно купить билет, который даёт право посетить ряд достопримечательностей по желанию.

  1. Округ А, стоимостью 350 крон, позволяет посетить Собор святого Вита, Старый королевский дворец, выставку История Пражского града, Базилику св. Иржи, Золотую улочку, пороховую башню и Рожмберков дворец.
  2. Округ В, стоимостью 250 крон, также позволяет посетить Собор святого Вита и Старый королевский дворец, Базилику св. Иржи, Золотую улочку.

Отдельных билетов только в собор нет, поэтому нужно купить комплексный на несколько достопримечательностей (округ А или В). Такой билет действует 2 дня и в каждое из мест можно пройти только один раз.

Действует система скидок для детей до 16 лет, студентов средних и высших учебных заведений, также для пенсионеров от 65 лет при наличии подтверждающего документа:

  1. Округ А – 175 крон;
  2. Округ В – 125 крон.

Можно также приобрести семейный билет, который предусматривает посещение для 2 взрослых и 1-5 детей до 16 лет. Стоимость семейного билета составит:

  1. Округ А – 700 крон;
  2. Округ В – 500 крон.

*информация о стоимости актуальна на момент написания статьи, обязательно перед поездкой уточняйте данные на сайте.

Надгробие святого Яна Непомуцкого

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Восточный фасад собора

До середины 20 века Собор святого Вита принадлежал церкви, однако во время кампании по национализации коммунистическое руководство страны превратило собор в национальное достояние. После бархатной революции церковь безуспешно пыталась вернуть себе храм, но только в 2010 году пражский архиепископ и чешский президент подписали соглашение о совместном владении собором.

Собор святого Вита, наряду с Карловым мостом и астрономическими часами Староместской ратуши, считается одной из важнейших достопримечательностей Праги, и знакомство с Прагой будет неполным, если вы не посетите Собор святого Вита.

Время работы:

С ноября по февраль 9:00 – 16:00 (по воскресеньям 12:00 – 16:00); с марта по октябрь собор открыт на час дольше – до 17:00.

Билеты:

Вы можете взглянуть на интерьер Собора святого Вита бесплатно — вход на небольшую территорию в западной части собора бесплатный, и отсюда вы можете именно взглянуть на интерьер. Однако, если вы хотите по-настоящему оценить искусство, архитектуру и скульптуры собора, нужно купить билет: 350 или 250 крон, в зависимости от того, какие здания дворцового комплекса, кроме Собора святого Вита, вы планируете посетить. Билеты действительны в течение двух дней, а приобрести их можно в информационных центрах Пражского града.

Как добраться:

Pražský hrad, 1, Praha 1. Самый простой способ добраться до собора – доехать на трамвае №№ 12, 20, 22 или на метро до остановки/станции «Malostranské náměstí» и пройти вверх по Нерудовой улице до Градчанской площади к главному входу Пражского града. Еще вариант: на трамвае №22 доехать до остановки «Pražský hrad».

Собор святого Вита на карте

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Собор святого Вита: 50.090906, 14.400523

Координаты GPS: 50.090715N, 14.400051E

Что посмотреть в Соборе святого Вита?

Помимо самого здания Собора святого Вита с тремя башнями, высота которых составляет больше 80 метров, здесь есть и такие объекты:

Золотые ворота

Это главный вход в собор, декорирован мозаикой из уникальных разноцветных камней. Основная тема мозаики – Страшный суд и выполнена неизвестными мастерами. Всего для создания мозаики было использовано около миллиона камней. Насладиться величием Золотых ворот можно только с наружной стороны, сейчас вход закрыт для туристов.

Часовня святого Вацлава

Здесь находится известная гробница святого Вацлава и его серебряный бюст. Также есть Коронный зал со всеми принадлежностями для коронации, но для посетителей вход закрыт. Вход в часовню расположен недалеко от Золотых ворот.

Королевская усыпальница

Под королевским мавзолеем есть подземная гробница королей и их семей. Здесь есть гробница с телом короля Карла IV, а также есть останки других выдающихся личностей того времени. Останки сына короля – Яна находятся в серебряном саркофаге, который выполнен в стиле ренессанс. Чтобы создать саркофаг, использовали 2 тонны серебра без добавления других материалов. Доступ к саркофагу для туристов Собора святого Вита свободный.

Южная башня

Башня достигает больше 96 метров в высоту и с нее открывается невероятный вид на Прагу. Вход находится возле Золотых ворот, но чтобы подняться нужно заплатить 150 крон*.

Капеллы собора

Всего насчитывается 19 капелл, которые имеют отличительные черты в оформлении. Капеллы были предназначены для молитвы членов королевской семьи.

Внутренний интерьер

Особое внимание привлекают витражи, величественный орган, который был создан около 300 лет назад и сейчас имеет прекрасное звучание. Орган собора превосходит множество органов в Западной Европе

Скульптура и живопись знакомит туриста с историей государства. Множество сюжетов связано с библейской историей. Есть даже рукопись Евангелия конца XI века, которая имеет неоспоримое историческое значение.

Умелые мастера сумели в Соборе святого Вита создать иллюзию солнечного дня. Над проектом витражей работал известный живописец Альфонс Муха.

Сокровищница

Здесь собрана коллекция из драгоценных изделий чешского государства, самые старые датируются XI веком. Часовня святого креста, где находится сокровищница, считается одним из наиболее популярных мест в Соборе святого Вита.

Здесь ощущается все величие готической архитектуры, это место завораживает туристов и местных жителей. Собор – культурная святыня Чехии, поэтому обязателен к посещению вместе со всеми объектами.

Южный фасад

Южный фасад базилики имеет помпезный и великолепный вид. Он украшен массивными стрельчатыми окнами, декорированными витиеватыми решётками, резными каменным орнаментами и выступающими вертикальными рёбрами с небольшими пирамидальными столбами. В нижнем ярусе расположены главные ворота, которые состоят из трёх арок.

Доминантным сооружением этой части базилики является часовая башня, увенчанная барочным куполом. Её высота достигает 96 метров. Позолоченный часовой механизм имеет два циферблата, расположенные друг над другом и разделённые арочными окнами. В башне установлены четыре колокола, один из которых самый большой весит 18 тонн. Узкая средневековая винтовая лестница, состоящая из 287 ступеней, ведёт к смотровой площадке, откуда открывается потрясающий вид на весь город.

Золотые ворота

Золотые ворота с тремя арками на южном фасаде Собора Святого Вита первоначально служили главным входом в базилику для коронованных особ. Портал украшен великолепной уникальной мозаикой, состоящей из одного миллиона стеклянных фрагментов. Все камешки были специально выточены в Венеции. На фоне позолоченных кубиков стекла создан разноцветный рисунок, описывающий библейскую тему — Страшный суд.

В центре композиции изображён Христос в окружении апостолов. Левая часть мозаики показывает спасённых верующих, которые возносятся из могил на небеса. На правой стороне запечатлены грешники, уходящие в адское пламя к бесам. На мозаике также можно увидеть изображения Карла IV и его жены. Они облачены в королевские мантии и стоят на коленях.

Ворота закрыты бронзовой декоративной решёткой. На ней установлены небольшие аллегорические скульптуры знаков зодиаков. Фигуры людей изображены в процессе разных занятий. Они охотятся, ремесленничают, собирают урожай, высаживают дерево и прочее.

Строительство

Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика, аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.

В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.

В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).

Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

Интерьер

Витраж работы А. Мухи

На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.

Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

История

Архитектор из папского дворца в Авиньоне француз Маттиас который был приглашен в Прагу, стал первым архитектором этого кафедрального собора. Он придумал построить храм в стиле французской готики, но в 1352 году он скончался, завершив всего лишь строительство аркад и галереи.

После его смерти строительство собора продолжил молодой талантливый архитектор Петер Парлерж, родом из германского города Швебиш Гмюнд. С самого начала он вел строительство согласно плану Маттиаса: ризница должна была быть с северной стороны, а капелла с южной.

Капеллы Собора Святого Вита днем, вечером

Но потом он начал проявлять свою инициативу. Его собственные идеи и смелость дали свой результат: в плане появились новые уникальные элементы конструкций. Например, придуманный им свод представлял собой совокупность двойных диагональных балок, которые сотворили уникальный орнамент.

По складу ума француз Маттиас был математиком, поэтому его конструкции были наполнены чисто математическим расчетом, а Парлерж, будучи скульптором, воспринимал архитектуру не иначе, как скульптуру.

Проводя кропотливую работу над строительством собора, скульптор одновременно занимался возведением и Карлового моста, и церквей. После его смерти в 1399 году были достроены только хор и часть трансепта храма. Работу по строительству собора продолжили его сыновья, которых потом сменил Мастер Петрилк. Все вместе они закончили строительство огромной башни и южной части.

Южная башня Собора Святого Вита днем, вечером

Гуситские войны 1419 года приостановили строительство собора. Многие иконы, картины, скульптуры были сильно повреждены во время боевых действий.

Следующее столетие продвинуло строительство только наполовину. Король Владислав Ягеллон во второй половине 15 столетия дал задание талантливому архитектору Бенедикту Рейту довести строительство до конца. Но из-за нехватки средств строительство храма остановилось.

С самого начала 19го столетия в связи с ростом романтических настроений в Чехии разговоры о достройке храма возобновились. Ворцлав Песина и Йозеф Краннер в 1877 году разработали окончательную программу завершения строительства великого храма. После смерти Краннера архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Западную сторону собора он сконструировал в классическом готическом стиле, конечно, он не смог в точности повторить уникальный стиль Петра Парлержа, но, не смотря на это, работа архитектора считается очень ценной, так как у него получилось добиться единства достаточно сложной композиции. Настоящее значение этих преобразований видно в панорамных видах на Прагу, где святой храм стал ярким акцентом в облике всего города.

Строительство собора Св. Вита длилось долгих 585 лет и было закончено в 1929 году.

Смотреть и восхищаться

Собор, с длиной главного нефа 124 м, имеет Большую южную башню (96, 5 м). С западной стороны возвышаются 2 неоготические башни из камня по 82 метра. Между ними в виде розетты помещено 10-метровое окно круглой формы. Собор имеет три портала со скульптурами, рельефами из камня и бронзы.

Внутри собора ребристые сетчатые арки высотой 33, 5 м размещены в центральном нефе. Витражные стрельчатые окна дают свет в хор в средневековом стиле.

Храм имеет трехнефное пространство, на котором размещены 28 колонн. По периметру построена галерея-балкон — трифориум. На балконе поставлены бюсты первых строителей и основателей здания, чешских правителей, их жен, пражских архиепископов. Внутри храма по бокам размещены входы в капеллы. Саркофаг Яна Непомуцкого — шедевр искусства: сделан из серебра и обрамлен золотом.

Под главным алтарем разместилась крипта — усыпальница королей, королев, церковных деятелей. Центральным саркофагом в ней является саркофаг Карла IV. В капелле св. Марии Магдалины захоронены Петр Парлерж, Матье Аррасский. Всего в храме 28 капелл.

Колокольня собора славна колоколом «Зикмунд». Он создан Т. Яросом в 1549 году. Весит он почти 18 тонн. Согласно легенде, пока он цел, Чехии не грозят никакие беды. Орган в стиле рококо радует и поражает красотой и своим звучанием. А фигурка петуха, «спутника» св. Вита, на одной из башен — символ благовестия.

Пройдя на 3 двор Пражского града, увидите часовню св. Вацлава, Большую южную башню, Золотые ворота. Капелла св. Вацлава стоит на месте старой ротонды, где похоронен король Вацлав. Это самое святое место собора. Дубовая дверь за семью замками охраняет Коронационную палату. Это сакральное место.

В палате сохраняются регалии правителей Чехии: корона св. Войцеха. золотой скипетр, держава, мантия короля, украшенная горностаем, золотой византийский крест Завиши. Семь ключей от двери распределены между президентом, премьер-министром, председателями верхней и нижней палат парламента, архиепископом, мэром Праги и митрополитом Пражский.

На Большой башне видны часы 16 века. Поскольку тогда не умели соединять секундную и часовую стрелки, то часы имеют 2 циферблата. На верху башни помещен зеленый барочный купол.

Через Золотые ворота с мозаикой со сценами из Страшного суда (поговаривают, что здесь их около миллиона элементов) могут следовать священнослужители только высших санов. Загадкой ворот остается православное изображение распятия Христа наверху (на нем 4 гвоздя, а католики считают, что их было три). Астрологические знаки на решетке перед воротами также порождают вопросы: ведь астрология, по церковным канонам, лженаука. Все остальные, простые смертные, входят в собор через двери в западном фасаде.

Историю создания храма увидим на воротах центрального входа. На левом портале ворот воспроизведена жизнь и деяния св. Вацлава, на правом — св. Войтеха. В Средневековье соборы именовали «Библией для неграмотных»: на нем размещали статуи-горгули, чудовища — пороки людские. Именно такими статуями и изобилует собор.

Интересна и библиотека храма: хранятся в ней рукописи Средневековья. Самым древним и ценным изданием книгохранилища стало Евангелие 11 века.

С 4 декабря 2016 года и по 12 января 2017 традиционно у собора св. Вита проходит выставка «Собор и живая встреча». На ней можно увидеть фото-ассоциации «Человек и вера».

Происхождение названия собора

Полностью название храма звучит как Собор св. Вита, св. Вацлава и св. Войтеха. Древняя легенда гласит, что первую ротонду основал князь и христианский проповедник святой Вацлав. Монарх Генрих I преподнес в дар для церкви святого Вацлава части мощей высоко почитаемого среди европейцев мученика Вита, который славился талантом целительства. Под именем святого Войтеха, считающегося духовным наставником и покровителем страны, в Чехии известен епископ Адальберт. Память его увековечили в названии собора в 1997 году, в годовщину тысячелетия со дня смерти легендарного епископа Пражского.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)

Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Название собора

Автопортрет Петера Парлержа в соборе Святого Вита (около 1370-1379 гг.)

Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector